нет земли без сеньора что означает

Смысл Средневековых норм

1. В средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае — господина). К IX—X векам большая часть земель в Западной Европе принадлежала феодалам. На землях бывшей свободной деревни возникло феодальное поместье — большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре поместья располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее — замок. Здесь был дом феодала или его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник и псарня. Нередко у феодала были свой сад и огород.

Пахотная земля делилась на две части: господские поля и крестьянские наделы. Урожай с господских полей целиком поступал в амбары феодала. Зависимые крестьяне вели хозяйство на выделенных им наделах. Кроме пашни, крестьянская семья владела собственными орудиями труда, рабочим скотом, домом. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, своими орудиями труда он обрабатывал и поля господина и свой надел.

2. Дело осложнялось еще и тем обстоятельством, что во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал», и потому каждый феодал служил только своему непосредственному сеньору, от которого он держал фьеф, вследствие чего отношения внутри феодального класса оставались децентрализованными. Из этого принципа, в частности, следовало, что королю подчинялись только его непосредственные вассалы, получившие лично от него землю внутри домениального владения. Основная масса господствующего класса не считала себя связанной с королем обязанностью нести ему службу: у каждого из феодалов был свой собственный сеньор, и ответственность только перед ним заслоняла понимание общегосударственного интереса.(с развитием частной власти феодалов возник принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»)

3. «Вассал моего вассала-мой вассал»обратная связь принципу «вассал моего вассала-не мой вассал»

4. «Городской воздух делает человека свободным»Итак, логика И. М. Кулишера о модификации принципа «свой» в принцип «свободный» такова. Возникающее позже для города речение “Stadtluftmachtfrei” (Городской воздух делает свободным) возникает как реинтерпретация первой нотации “Luftmachteigen” (воздух делает своим), которая относится к праву сеньора считать своим все, что находится на его земле. Город был землей сеньора, и право сеньора на жителя в городе вытекало по типу первого постулата. Если со временем права сеньора на город переходят самому городу, то те же права на нового жителя имеет сам город. Но если город состоит из свободных жителей, то и новый житель через определенный срок становится свободным. Отсюда вытекает и механизм учета и освобождения беглецов. Отсюда возникает и возможность бегства. Уйти и исчезнуть надолго – этот механизм действовал уже в Риме для беглых арендаторов, но в централизованном государстве поймать и вернуть беглеца многократно легче, укрыться тяжелее, надежда скрыться очень мала, о динамике мы уже говорили – с ослаблением властей Рима эта возможность постоянно росла.

Привилегированное место, побыв в котором человек становится свободным, получает различную форму. Иногда в таком месте (городе) можно нужно пробыть один год и один день, в Сицилии – пробыть год, месяц, неделю, день и час. Если сеньор не затребовал ушедшего в течение срока, то теряет право на ушедшего. В некоторых случаях ушедший освобождается только от некоторых повинностей. И иногда этот принцип дает освобождение немедленно без срока ожидания.

5. «что с возу упало то пропало»Выражение возникло в средневековье. Когда повозка проезжала через землю, принадлежащую какому-то феодалу, все, что с нее падало, по закону автоматически переходило в собственность тому самому феодалу, что и земля.

Выражение появилось в старину. При пересечении купцами границ княжеств, купцы платили пошлину, устанавливаемую как фиксированную плату с одного воза. Естественно, что купцы старались нагрузить на воз как можно больше. Князья же боролись с этим явлением и ввели правило – если что-либо упадет с воза, то эта вещь становилась собственностью князя.

6. «Голова правителя, когда он спит, лежит на его земле, а ноги приходиться вытягивать во владения соседей»

Уже тогда Италия представляла собой лоскутное одеяло мелких владений (говорили, что если итальянский феодал ложится спать, то голова у него лежит на его земле, а ноги – на земле соседа), которые непрестанно воевали друг с другом. Столь обширное приращение к своим землям генуэзцы закрепили строительством мощной крепости. Впрочем, война нисколько не сказалась на интенсивности торговли – под бдительным надзором генуэзских арбалетчиков со стен форта продолжали разгружаться торговые когги и галеры.

7. «Вне церкви нет спасения»Отличительной характеристикой отдельных церквей являются особенности кодификации догматики и обрядовости, наличие или отсутствие иерархической организации и централизованного управления, деления верующих на профессиональных служителей культа (клир) и мирян и отношение к владению церковной организацией имуществом. Особенностью догматики большинства церковных организаций является тезис о невозможности спасения верующих вне церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — вне Церкви нет спасения), хотя при этом границы Церкви определяются по-разному.В III веке по Рождестве Христовом св. Киприан, епископ Карфагенский, во время расколов, которые стали умножаться в Церкви, категорически и твердо заявил, что вне Церкви нет спасения, т.е. человек не может попасть в рай, даже искренне веря в бога, но не исполняя церковных обрядов.весьма спорное в наше время утверждение.

8. «Заповедная миля»В Зап. Европе в ср. века прилегающая к городу сел.округа, в пределах к-рой разрешалось заниматься определ. видами ремесла и торговлей только бюргерам данного города. Право З. м. являлось одним из тех ограничений, которыми ср.-век. город стремился оградить себя от конкуренции со стороны внегородского населения и которое имело также целью подчинить городу прилегающую к нему округу.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав

Источник

Черниловский З. Всеобщая история государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. Феодальное государство и право

1. Феодальные государства в странах Западной Европы

Глава десятая. Феодальное право в странах Западной Европы

Д. Имущественные правоотношения

Феодальная земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование на условиях феодальной службы. Всякий раз, когда вассал намеревался распорядиться землей (продать ее или обменять), он обязан был получить согласие сеньора.

Право верховной собственности давало сеньору многие преимущества. Сеньор выбирал жениха для дочери-наследницы вассала, если у последнего не было сыновей. Он мог вернуть себе землю, если вассал умирал, не оставив наследника, или если вассал нарушал обязательства.

Категорически воспрещалась передача феода церкви: в этих случаях земля оказывалась потерянной навсегда, а сеньоры этого не желали. Церковь держала свои богатства, как тогда говорили, в «мертвой руке».

Далеко не всегда оказывалось возможным доказать право собственности на землю каким-нибудь законным способом. Весьма часто право собственности было основано на захвате. На помощь приходила приобретатсльная давность. После невоспрепятственного владения в течение определенного срока приобреталось право собственности, и местный суд (или курия) выдавал соответствующий документ.

В ХШ веке французские кутюмы потребовали для таких случаев тридцатилетней давности владения.

2. Крестьянин не имел права собственности на землю, а в самое раннее время право собственности помещика распространялось и на личность крестьянина, его детей, его имущество.

3. Важное воздействие на характер феодальной земельной собственности оказал майорат. После некоторого периода, в течение которого феодальная земельная собственность (лен) поровну делилась между всеми сыновьями-наследниками, устанавливается принцип первородства. Наследником стал признаваться только старший сын. Сделано это было для того, чтобы предотвратить дробление феодов, их измельчание.

Во Франции новый порядок стал распространяться уже с XI века. Касался он главным образам крупных вотчин, владений знати.

В Англии майорат был узаконен Вестминстерскими статутами XIII века и неукоснительно соблюдался относительно всех дворянских земельных владений. Наследование земли осуществлялось только «по закону», но не по завещанию.

В тех же целях принцип первородства был перенесен и на крестьянское землевладение. Куттомы Бомануара, например, предписывали, чтобы старший сын получал не менее двух третей отцовского надела.

4. С возникновением городов начинают появляться и первые зачатки буржуазных отношений. Земля, находившаяся в собственности горожан (несмотря на обременения феодального характера), имела более свободный правовой статус, могла продаваться и завещаться.

Появляются посредники, скупающие сырье у крестьян и перепродающие его в городе. Между непосредственными производителями и потребителями становится новое лицо, в производстве не участвующее, наживающееся на посреднической торговле. По мере развития товарного производства из него вырастает купец.

В Англии возникает особая категория предпринимателей. Они раздают шерсть ткачам, а получают от них готовое сукно, которое затем поступает красильщикам, валяльщикам, ворсовщикам, пока товар не будет готов к продаже. За каждую операцию предприниматели расплачиваются особо.

Образуются торговые компании. Капитал их составлялся из взносов участников. Соответственно взносам делилась и прибыль.

Вексель представлял собой по существу переложенную на бумагу римскую стипуляцию. Для истребования денег по векселю не было преград. Тот, кто его подписал, должен был платить в бесспорном порядке и именно ту сумму, какая была указана. Просрочка платежа влекла за собой немедленные репрессии- заточение в долговую тюрьму с конфискацией имущества, изгнание из города (как в Генуе) и пр. Главное же удобство состояло в том, что показанная в векселе сумма долга могла заключать в себе любой процент, намного больший, чем дозволялось: никто не мог входить в обсуждение того, как и из чего образовалась сумма долга по векселю.

6. Все большее разнообразие экономических связей так же, как и распространение римского права, усложняет некогда весьма примитивную область договорных отношений. Договоры найма, подряда, поручения и пр. занимают место рядом со старинными куплей-продажей, меной и дарением.

Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают документы.

В крестьянской среде, впрочем, предпочитают старинные обычаи: при переходе земли продолжают призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирают уши и дают пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.
Б. Семейное право

1. Семейное право европейского средневековья развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви.

Раннее христианство видело в браке богоустановленный способ обуздания чувственности и потому относилось к нему с терпимостью. Но уже в 451 году устанавливается запрет для монахов, ав1107- для священников вступать в брак. Внедрялось это с большим трудом.

С IX века стало утверждаться представление, будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению. Следствием такого взгляда было запрещение внебрачных связей и разводов, на что очень много сил положил папа Григорий IX.

Тридентский собор (XVI в.) наложил анафему на всех, кто не признает брак таинством и допускает развод.

Однако, если оказывалось, что один из супругов ошибся в социальном положении другого супруга, более низком, чем его собственный, церковь охотно признавала такой брак недействительным. Классовые интересы и на этот раз оказывались выше доктрин.

Брак между близкими родственниками не допускался. Но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню. Тем не менее церковь закрывала глаза на проистекавшие из этого неизбежные кровосмешения.

Каноническое право принесло с собой резкое ухудшение правового положения женщины. Из римского семейного права бралось все худшее. Так, был установлен брачный возраст: 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков

В то время как римские юристы, например Гай, считали несправедливым отстранение женщин от распоряжения имуществом семьи и, основываясь на естественном законе, говорили о равенстве полов, творцы канонического права настаивали на полной имущественной неправоспособности женщины.

2. Правомерность физического наказания жены сохранялась в течение всех средних веков, а в самое раннее время феодализма не возбранялись ни ее продажа (в Англии), ни даже убийство ее (в особенности за прелюбодеяние).

Широко известен русский «Домострой» попа Сильвестра. Но он еще может считаться либеральным по сравнению с сочинением французского юриста Тирако «О брачных законах», изданным в 1513 году. Вот основные положения книги.

3. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи, и распоряжался им муж. Дарения в пользу жены хотя и не запрещались, но ограничивались.

По общему правилу, можно было дарить не более 1/3 имущества (Саксонское зерцало). В Англии по общему праву жена наследовала 1/3 свободного держания (фригольда).

Раздельность имущества супругов существовала в немногих странах Европы, в частности во Франции.

4. Каноническое право ставило вне официального общества детей, рожденных вне брака. Оно требовало их последующего узаконения браком родителей, хотя законы и обычаи ограничивали возможность подобного узаконения.

В Англии в XII веке законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала о том властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (независимо от причин) она подлежала смерти.

5. Там, где поддержание нормальных семейных отношений становилось невозможным (например, вследствие прелюбодеяния жены), церковь допускала отлучение от стола и ложа: брак сохранялся, брачные отношения разрывались.

Реформация (протестантизм перестал смотреть на брак как на таинство), а еще более Возрождение (XV-XVI вв.) принесли с собой некоторое улучшение в семейном положении женщины. Возросло уважение к ней, у нее самой прибавилось чувства достоинства.

В особенной степени это относится к Италии. Образованные, энергичные женщины становятся во многих отношениях равными самым выдающимся мужчинам. Дочь известного юриста Джованни д’Андреа, учителя Петрарки, Новелла читает вместо отца лекции в Болонском университете, хотя и скрываясь за занавеской. Исчезает разница между законными и незаконными детьми. Незаконнорожденными были Леонардо да Винчи и сам папа Климент VII.

Но и здесь еще очень много варварского. Одна женщина из Прато, будучи похищенной испанским солдатом, убивает его, захватывает по праву добычи деньги солдата и, возвратившись домой, спрашивает мужа, согласен ли тот взять ее назад, если она уплатит 500 гульденов в виде нового приданого и платы за насильственное бесчестие, над ней учиненное.

Источник

Черниловский З. Всеобщая история государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. Феодальное государство и право

1. Феодальные государства в странах Западной Европы

Глава десятая. Феодальное право в странах Западной Европы

Д. Имущественные правоотношения

Феодальная земельная собственность носила расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование на условиях феодальной службы. Всякий раз, когда вассал намеревался распорядиться землей (продать ее или обменять), он обязан был получить согласие сеньора.

Право верховной собственности давало сеньору многие преимущества. Сеньор выбирал жениха для дочери-наследницы вассала, если у последнего не было сыновей. Он мог вернуть себе землю, если вассал умирал, не оставив наследника, или если вассал нарушал обязательства.

Категорически воспрещалась передача феода церкви: в этих случаях земля оказывалась потерянной навсегда, а сеньоры этого не желали. Церковь держала свои богатства, как тогда говорили, в «мертвой руке».

Далеко не всегда оказывалось возможным доказать право собственности на землю каким-нибудь законным способом. Весьма часто право собственности было основано на захвате. На помощь приходила приобретатсльная давность. После невоспрепятственного владения в течение определенного срока приобреталось право собственности, и местный суд (или курия) выдавал соответствующий документ.

В ХШ веке французские кутюмы потребовали для таких случаев тридцатилетней давности владения.

2. Крестьянин не имел права собственности на землю, а в самое раннее время право собственности помещика распространялось и на личность крестьянина, его детей, его имущество.

3. Важное воздействие на характер феодальной земельной собственности оказал майорат. После некоторого периода, в течение которого феодальная земельная собственность (лен) поровну делилась между всеми сыновьями-наследниками, устанавливается принцип первородства. Наследником стал признаваться только старший сын. Сделано это было для того, чтобы предотвратить дробление феодов, их измельчание.

Во Франции новый порядок стал распространяться уже с XI века. Касался он главным образам крупных вотчин, владений знати.

В Англии майорат был узаконен Вестминстерскими статутами XIII века и неукоснительно соблюдался относительно всех дворянских земельных владений. Наследование земли осуществлялось только «по закону», но не по завещанию.

В тех же целях принцип первородства был перенесен и на крестьянское землевладение. Куттомы Бомануара, например, предписывали, чтобы старший сын получал не менее двух третей отцовского надела.

4. С возникновением городов начинают появляться и первые зачатки буржуазных отношений. Земля, находившаяся в собственности горожан (несмотря на обременения феодального характера), имела более свободный правовой статус, могла продаваться и завещаться.

Появляются посредники, скупающие сырье у крестьян и перепродающие его в городе. Между непосредственными производителями и потребителями становится новое лицо, в производстве не участвующее, наживающееся на посреднической торговле. По мере развития товарного производства из него вырастает купец.

В Англии возникает особая категория предпринимателей. Они раздают шерсть ткачам, а получают от них готовое сукно, которое затем поступает красильщикам, валяльщикам, ворсовщикам, пока товар не будет готов к продаже. За каждую операцию предприниматели расплачиваются особо.

Образуются торговые компании. Капитал их составлялся из взносов участников. Соответственно взносам делилась и прибыль.

Вексель представлял собой по существу переложенную на бумагу римскую стипуляцию. Для истребования денег по векселю не было преград. Тот, кто его подписал, должен был платить в бесспорном порядке и именно ту сумму, какая была указана. Просрочка платежа влекла за собой немедленные репрессии- заточение в долговую тюрьму с конфискацией имущества, изгнание из города (как в Генуе) и пр. Главное же удобство состояло в том, что показанная в векселе сумма долга могла заключать в себе любой процент, намного больший, чем дозволялось: никто не мог входить в обсуждение того, как и из чего образовалась сумма долга по векселю.

6. Все большее разнообразие экономических связей так же, как и распространение римского права, усложняет некогда весьма примитивную область договорных отношений. Договоры найма, подряда, поручения и пр. занимают место рядом со старинными куплей-продажей, меной и дарением.

Постепенно отходят в прошлое старинные формы удостоверения сделок. Все большее значение приобретают документы.

В крестьянской среде, впрочем, предпочитают старинные обычаи: при переходе земли продолжают призывать 12 свидетелей и 12 мальчиков. Каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирают уши и дают пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем.
Б. Семейное право

1. Семейное право европейского средневековья развивалось под сильнейшим влиянием католической церкви.

Раннее христианство видело в браке богоустановленный способ обуздания чувственности и потому относилось к нему с терпимостью. Но уже в 451 году устанавливается запрет для монахов, ав1107- для священников вступать в брак. Внедрялось это с большим трудом.

С IX века стало утверждаться представление, будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению. Следствием такого взгляда было запрещение внебрачных связей и разводов, на что очень много сил положил папа Григорий IX.

Тридентский собор (XVI в.) наложил анафему на всех, кто не признает брак таинством и допускает развод.

Однако, если оказывалось, что один из супругов ошибся в социальном положении другого супруга, более низком, чем его собственный, церковь охотно признавала такой брак недействительным. Классовые интересы и на этот раз оказывались выше доктрин.

Брак между близкими родственниками не допускался. Но ни крестьянину, ни крестьянке не было позволено уходить в другую деревню. Тем не менее церковь закрывала глаза на проистекавшие из этого неизбежные кровосмешения.

Каноническое право принесло с собой резкое ухудшение правового положения женщины. Из римского семейного права бралось все худшее. Так, был установлен брачный возраст: 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков

В то время как римские юристы, например Гай, считали несправедливым отстранение женщин от распоряжения имуществом семьи и, основываясь на естественном законе, говорили о равенстве полов, творцы канонического права настаивали на полной имущественной неправоспособности женщины.

2. Правомерность физического наказания жены сохранялась в течение всех средних веков, а в самое раннее время феодализма не возбранялись ни ее продажа (в Англии), ни даже убийство ее (в особенности за прелюбодеяние).

Широко известен русский «Домострой» попа Сильвестра. Но он еще может считаться либеральным по сравнению с сочинением французского юриста Тирако «О брачных законах», изданным в 1513 году. Вот основные положения книги.

3. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи, и распоряжался им муж. Дарения в пользу жены хотя и не запрещались, но ограничивались.

По общему правилу, можно было дарить не более 1/3 имущества (Саксонское зерцало). В Англии по общему праву жена наследовала 1/3 свободного держания (фригольда).

Раздельность имущества супругов существовала в немногих странах Европы, в частности во Франции.

4. Каноническое право ставило вне официального общества детей, рожденных вне брака. Оно требовало их последующего узаконения браком родителей, хотя законы и обычаи ограничивали возможность подобного узаконения.

В Англии в XII веке законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала о том властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (независимо от причин) она подлежала смерти.

5. Там, где поддержание нормальных семейных отношений становилось невозможным (например, вследствие прелюбодеяния жены), церковь допускала отлучение от стола и ложа: брак сохранялся, брачные отношения разрывались.

Реформация (протестантизм перестал смотреть на брак как на таинство), а еще более Возрождение (XV-XVI вв.) принесли с собой некоторое улучшение в семейном положении женщины. Возросло уважение к ней, у нее самой прибавилось чувства достоинства.

В особенной степени это относится к Италии. Образованные, энергичные женщины становятся во многих отношениях равными самым выдающимся мужчинам. Дочь известного юриста Джованни д’Андреа, учителя Петрарки, Новелла читает вместо отца лекции в Болонском университете, хотя и скрываясь за занавеской. Исчезает разница между законными и незаконными детьми. Незаконнорожденными были Леонардо да Винчи и сам папа Климент VII.

Но и здесь еще очень много варварского. Одна женщина из Прато, будучи похищенной испанским солдатом, убивает его, захватывает по праву добычи деньги солдата и, возвратившись домой, спрашивает мужа, согласен ли тот взять ее назад, если она уплатит 500 гульденов в виде нового приданого и платы за насильственное бесчестие, над ней учиненное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *