нет большей роскоши чем роскошь человеческого общения
Роскошь общения
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»,
Антуан де Сент-Экзюпери
Текст к картине был такой:
«Пожилая англичанка, покончившая с собой самоубийством, ежедневно в течение нескольких месяцев писала в дневнике: «Сегодня меня никто не навестил».
«Бог всегда на своём месте, осталось очнуться там, откуда не уходили. Никто сам себя не сделал, но мнит себя отдельным стареющим телом. Мы сами придумли версию себя и в неё поверили.
Картина, в сути, не с бабушкой, а с пустотой придуманного страдания. Но это не на виду.
Бабушка-немочь немедленно исчезнет, стоит увидеть энергию созидания. Она не может не быть здесь. Из неё всё и всегда! И этому нет смерти.
Тишину ума не надо слушать. Ею стоит быть. И всё встанет на свои места».
Потом я стала размышлять.
В одиночестве, где ОДИН ОТЧЕ, нет тебя, как личности, и нет уже страдания.
Нет нужды и ожидания, страха. Но в это благодатное переживание спокойствия и благости, мудрости никто не приведёт из вне. Оно случается.
И мысли бесконечной вереницею,
Как тучи на закатный небосвод,
Где ты б лететь могла, свободной птицею,
Но кто-то этой воли не даёт.
Никто не даст. Так можно окочуриться.
Самой ли, чуркой, влезть в печи проём?
А может, счастье, всё-таки, приблудится?
А может, напоследок, что-то сбудется?
И осветится опустелый дом?
Но только слёзы… в горле вечный ком…
А можно п е р е с т а т ь тоской сутулиться,
В себя не верить, Бога вопрошать?
И выйти в золото осенней стылой улицы,
Самой летящей, как листочек, стать.
Себя, любовью искренней, о б н я т ь.
Такую щедрую, как ливни скороспелые,
Радушную!
В н е с т и фиалки в дом.
У с т р о и т ь праздник лета загорелого,
И Благодать… и с п и т ь… одним глотком.
Мгновеньем щедрым Жизнь идёт, творя!
Пусть радость вдохновеньем заполощется.
Пусть голос, руки новый мир творят,
Где вёсны садом или светлой рощицей
Зелёной, молодой заговорят.
Переверни сама всё застоялое,
Отбрось всё залежалое старьё,
Все отслужившее, постылое и вялое
И растряси трясины забытьё.
Так что же есть тут – РОСКОШЬЮ ОБЩЕНИЯ?
Сбирать все мнения в единый закуток?
Отбросить все иные разночтения,
Набросив свой, на «мнения», платок?
Иль это божий, в многомерье измерением,
Свергающий сомненье, ВЕЩИЙ ТОК?
Где мы с тобой в БЕЗМОЛВЬЕ ЕДИНЕНИЯ,
Где ты – других в себе услышать смог.
С Единым потрясающим сознанием,
Где изобилия всегда живой росток,
Где восприятье ты, осознанность, внимание!
Не пялишься на гроб, как на итог.
zotych7
zotych7
Роскошь человеческого общения
К концу 1960-х годов фраза: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» – успела войти в пословицу. Но откуда она взялась, оставалось загадкой для подавляющего большинства цитирующих.
19 марта 1987 года Нора Галь, переводчица «Маленького принца» и «Планеты людей», писала Николаю Яценко, штурману гражданской авиации и создателю Клуба друзей Сент-Экзюпери в Ульяновске (сокращения слов – авторские):
И меня и Ваксмахера [редактор издательства «Художественная литература». – К.Д.] много раз спрашивали, откуда слова о роскоши человеческого общения? Их цитируют на каждом шагу, мне из бюро вырезок за год прислали несколько десятков газетных и журнальных цитат, к месту и не к месту, со всех концов страны. Я смотрела схожие места в «Планете», в «Земле людей» (пер. Велле) – и ни разу не догадалась, в чем секрет. У Велле чуть иначе, у меня совсем по-другому. (…)
Возможно, где-нб в другом месте (мб, в книге Мижо) Велле привел эти слова именно с роскошью, а в издании «Земли» у него ценность. Это очень буквально, мой пер многие, дб, сочтут слишком вольным – французское слово здесь не общение, а отношения, я же поставила вместо relations другое, десятки раз повторяющееся у С/Э слово узы – liens. (…)
Но оборот с «роскошью» уже вошел так прочно, что я сама сперва искала его где угодно – только не у себя в «Планете».
И еще одно: С/Э многие свои мысли повторял в разных местах – книгах, очерках, письмах, – чуть меняя слова. Возможно, где-то и эта «роскошь» есть в немного другом виде.
(«Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма…», 1997)
«Роскошь» «в немного другом виде» у Экзюпери действительно можно найти. В июле 1928 года он пишет матери из Марокко (где как раз и начинается действие «Земли людей»):
Я не могу дождаться снова начать жить цивилизованной, человеческой жизнью; вам совершенно не понять мою жизнь, а ваша кажется мне настолько далекой… Это кажется мне такой роскошью – быть счастливым… (luxe d’être heureux).
Эссеистический роман Сент-Экзюпери «Terre des hommes» (1939) впервые вышел по-русски в 1957 году под заглавием «Земля людей» в переводе Горация Велле. Интересующее нас место находится в главе «Товарищи»:
Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том, что оно объединяет людей. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком.
В 1964 году книга вышла в переводе Норы Галь под заглавием «Планета людей» в составе однотомника Сент-Экзюпери. Здесь мы читаем:
Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
В этом переводе мне слышится отзвук гоголевского: «Нет уз святее товарищества!» («Тарас Бульба», IX).
Во французском оригинале: «…il n’y a qu’un luxe véritable et c’est celui des relations humaines» – букв. «есть лишь одна настоящая роскошь, и это роскошь отношений между людьми».
Годом раньше, в 1963 году, в серии ЖЗЛ вышла книга Марселя Мижо «Сент-Экзюпери» в переводе Велле. Книга открывалась эпиграфом:
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Эта фраза повторена и в тексте книги.
Первый перевод Велле и перевод Норы Галь, пожалуй, точнее передают мысль автора: «связи» («узы») и «общение» – не то же самое. Однако во втором переводе Велле сохранен необычный в данном контексте оборот «настоящая роскошь». Именно в этом виде фраза и стала у нас крылатой.
Между тем во Франции она не слишком известна, не включается в словари цитат и цитируется обычно лишь в связи с жизнью и творчеством автора «Земли людей».
В апреле 2004 года Агентство по физкультуре и спорту утвердило гимн нашей футбольной сборной на чемпионате Европы. Гимном стала песня группы «Русские» «Русские идут!», которая заканчивалась строками:
«Газета. Ru» поясняла:
«В каждом учебнике по политической истории можно найти сведения о министре обороны США Джеймсе Форрестоле, который в 1949 году выбросился из окна своего кабинета с воплем „Русские идут!“. Вероятно, ему, освятившему лозунг собственной кровью, и должен принадлежать копирайт».
Вопросом о копирайте мы и займемся.
В 1947 году три военных ведомства США были объединены в одно, и Форрестол стал первым «настоящим» военным министром. Он пробыл им полтора года. 28 марта 1949 года глава Пентагона был снят с должности, а пять дней спустя помещен в вашингтонский военно-морской госпиталь с официальным диагнозом: «нервное и психическое истощение», и неофициальным: «депрессия».
Форрестол уже заводил речь о самоубийстве, однако поместили его почему-то на 16-м этаже. 22 мая его тело нашли на крыше третьего этажа.
Покойный оставил листок с оборванным на полуслове стихотворным отрывком из 17 строк, в котором речь шла о смерти героя:
Американские авторы именуют эти строки отрывком из трагедии Софокла «Аякс».
Они ошибаются. На листке Форрестола был помещен фрагмент стихотворения «Песнь матросов Саламина», написанного английским поэтом Уинтропом Прэдом в 1821 году по мотивам Софокла.
А как же знаменитая фраза? Дело произошло без свидетелей, так что никто ее услышать не мог. Фраза (правда, не совсем та) прозвучала в радиопередаче вашингтонского журналиста Дрю Пирсона за полтора месяца до трагедии. Пирсон рассказал, что незадолго до госпитализации военный министр, разбуженный воем сирены, выскочил среди ночи на улицу с криком:
Случилось это во Флориде, и откуда узнал об этом Пирсон – загадка. Других свидетелей не нашли. Пирсон был ярым противником Форрестола и, вероятно, сам вложил эту фразу в его уста.
Как раз в конце 1940-х годов в Америке расцвела литература об НЛО и «зеленых человечках». Здесь появилась еще одна версия: Форрестол увидел не мнимых русских, а настоящих инопланетян, и выпрыгнул из окна с криком:
Гораздо позже появилась «дополненная» версия предсмертного вопля Форрестола:
– Русские идут! Русские идут! Они повсюду. Я видел русских солдат!
Авторы этой версии успели посмотреть знаменитую комедию 1966 года «Русские идут! Русские идут!», снятую по роману Натаньела Бенчли «Пришельцы» (1961). Сюжетом фильма была вынужденная высадка советских подводников в глухом американском городишке, название же пародировало историческую фразу времен Войны за независимость.
18 апреля 1775 года криком «Британцы идут!» Пол Ревир, бостонский активист организации «Сыны свободы», известил американских ополченцев о подходе врага. Во всяком случае, так пишут в учебниках. На самом деле и эта фраза сочинена вашингтонскими журналистами: впервые она появилась в «Вашингтон пост» в марте 1907 года.
Но русские пришли раньше (я имею в виду фразу). Случилось это в 1848 году, когда в Европе бушевала «Весна народов». Больше всего либерально-демократическая общественность опасалась русской интервенции, и номер сатирического листка «Берлинский скандалист» («Berliner Krakehler») от 22 июля вышел под шапкой:
Этот заголовок был повторен на первой странице четырнадцать раз шрифтом разных размеров. Год спустя русские действительно пришли, чтобы оказать братскую помощь австрийскому монарху против восставших венгров.
Вернемся в нашу эпоху. Песня группы «Русские» была не первой песней на тему лозунга «Русские идут!». Пятью годами раньше, в 1999 году, песню с этим названием сочинил Александр Мосолов. Гимн футбольной сборной был детской игрушкой по сравнению с текстом Мосолова:
Искусство медленной жизни
Суть которой перестать торопиться, чтобы успевать жить. Жить вне спешки – значит уделять внимание мелочам, как в больших делах, так и в малых. Предпочитать качество количеству. Цель slow life ( медленной жизни) в способности находить удовольствие в каждом моменте, составляющего основу простого человеческого счастья. Символическим началом движения slow life считают прошедшую в 1986 году в Риме демонстрацию против появления символа Макдоналдса. возле знаменитой Piazza di Spagna. А его официальным признанием стал учрежденный в 1999 году «Всемирный институт медлительности». По мнению сотрудников института замедляться стоит с освобождения от всего ненужного, вещей, видов спорта, телепередач до общения с ненужными или токсичными людьми. Все это помогает вычленять самое важное в жизни и говорить «нет» второстепенному. Попробуйте присутствовать в своей жизни. Прекратить бежать. Найти свой ритм. Чтобы наслаждаться каждой минутой жизни. «Зачем быть быстрым, если можно быть медленным?», — эти слова написаны на сайте Мирового института медленности. И правда, зачем? Попробуйте выполнить упражнение Не-действия: «Сиди ради того, чтобы сидеть».?
Принципы философии медленной жизни можно свести к « присядь и отдохни». Откажись от вечной гонки, чтобы насладиться тем, что на расстоянии вытянутой руки.
Медленная еда, медленный бизнес, медленное воспитание, медленный туризм.
Возвращение в ретро – пикники на траве, платья в стиле Pin-up.
Медленный карьерист работает по принципу «тише едешь, дальше будешь», «лучше меньше, да лучше», предпочитая сосредотачиваться на одном деле, в отличие от быстрых карьеристов, хватающихся за несколько дел одновременно… Как результат, не качественно, не добросовестно.
Как психотерапевт, могу сравнить коучинг и терапию, как длительный процесс, приводящий к качественным, устойчивым результатам в психике клиента.
Быстрое – качественным бывает редко.
Медленные специалисты понимают, что важно сделать хорошо, а не быстро, предпочитает живое общение, причем даже не телефонное или по электронной почте, считая, что при личных встречах договорённость имеет более продуктивный характер.
Собственно этот тезис и побудил написать большую статью на тему медленной жизни.
Я сама, как и многие мои клиенты, тоскую по живому, непосредственному общению с друзьями, как в юности во времена Советского Союза. Но когда сейчас молодые люди говорят на сессиях о ностальгии по романтическому СССР, представленному в фильмах Геннадия Шпаликова, картинах Пименова, понимаю, что это тоска по чему-то очень важному в нашей жизни, но, увы, потерянному.
Это ностальгия по душевному теплу, без которого жизнь кажется пустой и холодной. Рационализм и бездушие эффективных менеджеров вымораживают моё сердце и душу.
Именно поэтому начала искать для себя формы живого, непосредственного общения, но вместе с тем и психологически безопасного.
Понимаю, что как в СССР уже не будет никогда. С прежними друзьями деньги, новый социальный статус развели по разным социальным стратам. Приходиться напрягаться от вопросов « а сколько это стоит», контролировать тему беседы, чтобы, не дай Бог, не ранить и не раниться о зависть старинного друга.
Именно поэтому обратила внимание на направление в современной культуре общения – small talk – искусство маленьких разговоров, являющегося, на мой взгляд, составной и неотъемлемой частью икусства медленной жизни.
Поговорим о small talk применительно к современным российским реалиям.
Мы оставили в дореволюционном прошлом искусство светской беседы, лёгких разговоров ни о чём. А на Западе small talk является частью культуры общения.
В России основным мотивом для завязывания разговора являются желание получить выгоду, что-нибудь продать. Использовать собеседника, чтобы вывернуть душу наизнанку.
С детства привыкаешь, что все вокруг хотят что-нибудь тебе продать, а если не продать, то обмануть. Случайное общение в транспорте, на улице, в магазине становится предвестником проблем.
Попадая в Европу, всегда сжималась внутри, готовясь противостоять обману или хамству. Но этого не происходило.
Как-то мне нужно было сделать исключительно женскую покупку. Подойдя к кассе, засмущалась, от того, что стоящие мужчины, заулыбались, пропуская без очереди. Я покраснела от стыда. Кассир приветливо сказала: «Проходите, пожалуйста!». Была вынуждена пройти сквозь строй мужских улыбок.
Обычно в России страх обмана усиливается ощущением долга.
Раз человек завел беседу, то мы должны посмотреть, примерить, похвалить, купить.
Разговор — это просто разговор. Никто никому ничего не должен.
Порой хочется поговорить с курьером, таксистом, официантом. Но часто они воспринимают это как слабость, чтобы обмануть, округлить счёт в свою пользу, поделиться проблемами, в надежде, что ты сможешь помочь.
Small talk — разговор равных по доходам и социальному статусу.
Small talk потому и называется «маленьким разговором», что обсуждаются незначительные темы: новости, погода, впечатления от путешествий.
Но у россиян нет маленьких тем. Последние новости — политические. Погода всегда плохая, да и улицы не чистят. Если и завязывается разговор по душам, то больше об обидах и страхах.
Последнее связано с низким уровнем потребления психологических услуг. За рубежом люди годами занимаются с психологом и платят приличные деньги за возможность вывернуть душу наизнанку. В России сеансы психотерапии — признак слабости.
Чтобы разговаривать с посторонними на непринужденные темы, нужно систематически обсуждать личные проблемы с психотерапевтом.
Кстати, после того, как клиент выплачет, выговорит свою боль, я начинаю блок работы, который условно называю easy talk. Мы часто настолько изранены и не поняты окружающими, что нужно учить и учиться обращать внимание на маленькие и большие радости, закрепляться в них душой и делиться с окружающими. Тогда неспешное общение будет приносить радость собеседникам.
Культура «маленького разговора» — это искусство уметь расслабиться и получать удовольствие от того, что мир вокруг меняется к лучшему.
Наслаждайтесь общением – ведь это самая большая роскошь в жизни, которая проходит очень быстро.
Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения (А. де Сент-Экзюпери)
Автор обращает наше внимание на то, что роль общения в жизни человека невозможно переоценить. Это естественная потребность обусловленная нахождением в социуме. Человек, лишенный возможности общаться с себе подобными никогда не сможет стать социальной личностью.
Я согласен с мнением автора в том, что человеку нужно общаться, так как эта потребность является целью отношений с окружающими людьми. Если человека изолировать от общества – он начнет деградировать. Данная проблема актуальна в современных условиях, потому что сегодня наблюдается дефицит живого общения как у подростков, так и у взрослого населения. Большую актуальность приобрела электронная переписка, при которой сложно определить эмоциональное состояние собеседника. Большим минусом электронного общения также является обесценивание языка, порождающее неграмотность среди подростков. Кроме того, жители мегаполисов ведут изматывающий образ жизни: много работают, тратят по несколько часов на дорогу, в результате чего у них не остаётся ни сил, ни желания общаться.
Рассмотрим высказывание с теоретической точки зрения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В процессе общения люди передают друг другу знания и опыт, оценивают друг друга, взаимодействуют, находят партнера для создания семьи. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Полноценное общение позволяет человеку чувствовать себя полноценным и удовлетворенным, что ведет к развитию его возможностей, самореализации и успеху. Если же человек мало общается, он постепенно замыкается в себе, развивается комплекс неполноценности, психическое состояние ухудшается, начинается деградация. Поэтому мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.
Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В книге Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» молодой человек отправился в путешествие по морю и его корабль потерпел крушение. Юноша не погиб, его забросило на необитаемый остров. Сначала он сильно испугался, но постепенно начал привыкать к одиночеству. Молодой человек построил хижину, приручил скот, научился готовить и даже начал делать сыр. Но ему не хватало человеческого общения. Чтобы не сойти с ума он много молился и писал дневник о своей жизни на экзотическом острове. Позже он приютил местного аборигена и научил его разговаривать на своём языке. В историю Робинзона поверили тысячи читателей. Люди уверены, что только сильный духом человек может какое время жить без общения. Слабые же, сходят с ума через 2-3 года полного одиночества.
Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ, например, спустя 40 лет в диких лесах Вьетнама обнаружены отец и сын, которые сбежали туда во время войны. Их история оказалась очень грустной. Мужчина жил в деревне с женой и 3 сыновьями. Во время конфликта между солдатами США и вьетнамскими солдатами обострился конфликт. В результате взрыва мины жена и 2 детей погибли. Тогда глава семейства взял годовалого сына и убежал с ним в джунгли, чтобы спрятаться. Отец и сын скрывались 40 лет, так и не поняв, что война закончилась. В августе 2013 года жители одной из деревень заметили двоих мужчин в набедренных повязках из коры деревьев и сообщили о них властям. Мужчин нашли через 5 часов поиска, им на тот момент было 80 и 40 лет. Пожилой мужчина практически не помнил местный диалект, но все же, смог рассказать о том, что случилось. Сын общался только знаками и странными звуками. Все эти годы мужчины выращивали кукурузу, собирали фрукты и овощи, иногда охотились на мелких зверей. Жили они в замысловатом домике на дереве, который построили из веток и листьев. Мужчины прошли медицинский осмотр, получили лечение и были интегрированы в современное общество.
Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что человек не может нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия с себе подобными. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения
Роскошь общения
Газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала большую статью Нелли Боулерз, которая утверждает: цифровизация, о тотальном приходе которой мы так много говорили, которой так ждали и которой так сильно радовались, — для бедных. Богатые теперь — это те, кто ходит в настоящие, а не в интернет-магазины, кто учит своих детей у живых преподавателей, а не на удаленных курсах и вебинарах, кто видит картины Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали и скульптуры Микеланджело живьем, а не на виртуальной экскурсии, кто заказывает еду у живого официанта в настоящем кафе и ресторане, а не ждет курьера с пиццей с картинки. Да что там, поход на рынок и возможность лично выбрать понравившийся помидор, мясную вырезку, клубнику или молодую картошку куда круче, чем сделать заказ в онлайн-магазине.
Богатыми сегодня, говорит Нелли Боулерз, нужно называть тех, у кого есть друзья, с которыми можно провести счастливый летний (хотя в наших краях зимний даже актуальнее) вечер, а не те, кто может поднять тост на Zoom-вечеринке, добавляю я от себя, не забывая, конечно, о том, что в карантине Zoom для многих стал спасением. В мире моего детства, когда мы, бывало, со смехом просыпались в луже, в которую после ночного ливня превращалась наша палатка, мы даже не осознавали, что живое общение — реальная роскошь, потому что его у нас было много, и казалось, что так будет всегда. Нам казалось.
«Окном возможностей» назвал компьютер румынский миллионер и визионер Флорин Талпеш, когда я брала у него интервью для своего проекта «Без железного занавеса». Для работы — несомненно. Я сама 20 лет работаю из дома, и все, что мне для этого нужно, — компьютер и подключение к интернету. Но мне категорически не нравится, когда компьютер и подключение к интернету заменяют мир. Жизнь, проведенная перед экраном, — жизнь неудачника. У которого нет по-настоящему близких людей и который не может — по разным причинам, но все-таки — жить в реальном мире.
У виртуального мира, конечно, множество плюсов: там ты можешь быть (хотя, скорее, казаться) таким, каким хочешь — умным, стройным и даже популярным. В реальной жизни все сложнее: чтобы быть хотя бы эрудированным, нужно много читать, постоянно заниматься самообразованием, чтобы быть стройным, нужно правильно питаться и много тренироваться. Ну а чтобы быть популярным у людей, мнение которых имеет для тебя значение, мало быть умным и подтянутым, нужно еще работать над собой и быть хорошим человеком. Ну и немного везения, конечно.
Нелли Боулерз рассказывает о 68-летнем американском пенсионере, который живет на прожиточный минимум, а лучший друг у него кот. Вы можете сказать, что этим у нас никого не удивишь, и вспомнить о живущих по соседству бабушках и дедушках, для которых братья наши меньше — лучшие друзья. Есть один нюанс: у американского пенсионера, о котором рассказывает «Нью-Йорк таймс», кот Сокс нарисован на планшете. Зато он со своим хозяином разговаривает. Правда, голосами сотрудников филиппинского стартапа. Если вам не с кем поговорить, кроме планшета, плохи ваши дела.
И все это начинается с детства. Американский Национальный институт здоровья провел исследование о развитии мозга, в котором приняли участие 11 тысяч детей. Вывод: если дети проводят в экранах два часа в день, их оценки по языковым и мыслительным тестам ухудшаются. Более того, у многих меняется структура мозга: его кора утончается. А у взрослых прослеживается прямая связь между временем, проведенным у экрана, и депрессией: чем больше одного, тем выше вероятность другого.
Присмотритесь к себе и почувствуйте себя богатым. Сегодня это сделать совсем несложно. Нужно всего лишь отключить смартфон, компьютер и отправиться на встречу с друзьями. А если из-за цифровой жизни вы их растеряли, поговорите с цветами на балконе или кошкой, или собакой — они ведь у вас еще настоящие, живые? И начинайте искать друзей: самая главная роскошь по-прежнему — роскошь человеческого общения.