нет большей любви чем положить душу за други

Нет больше той любви. Ин. 15 13

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – так учил нас любить Господь. Как же правильно понимать это наставление Спасителя?

Для начала, разберемся в смысле словосочетания «положить душу». Под словом «душа» Иисус, вероятней всего, имел в виду дух, то есть жизнь. Положить же свою душу за друга – значит спасти его жизнь, отдав свою.
Таким образом, на более понятном нам языке это евангельское учение выглядит так: «Нет больше той любви, как если кто отдаст за друга своего жизнь свою». Но это не значит, что для высшего проявления любви надо обязательно умирать. Спаситель говорит о готовности, в случае угрозы смерти другому, отдать, если это понадобиться, свою жизнь за его спасение. Это и есть высшая любовь и не составляет труда найти проявление её в современном мире.

Нравоучение Спасителя распространяется на все сферы жизни. Мы должны уметь жертвовать чем-либо ценным для себя, для помощи окружающим. Главное, при этом не задумываться о выгоде, а делать это от чистого сердца. Наставление учит нас любить других людей и ничего для них не жалеть. Ведь часто нелегко отдать что-то дорогое для себя, так сказать, оторвать от души. Здесь и скрыт еще один смысл слов «положить душу». Для понимания его достаточно нередкого примера из жизни, когда вещи, служившие нам многие годы, становятся родными, как бы частью души, и очень трудно с ними расставаться: отдать нуждающемуся. А вот отдать что-то очень ценное для души и есть одно из проявлений той любви, о которой говорил Спаситель.

Примеры прямой интерпретации нравоучения о любви часто встречаются на войне. Каждый готов умереть за каждого. И умирают, часто прикрывая товарища. Если вспомнить Великую Отечественную Войну, то вся страна, не смотря на атеизм, сплотилась в одно большое товарищество, построенное на той высшей любви, как и учил Господь. Каждый отдавал все, что есть за каждого. И только так эту войну можно было победить.

Нередко для защиты людям приходится убивать. Если это сделано без злости, без злорадства, а только по вынужденным обстоятельствам, то это не осуждается столь строго, в других случаях грех ложиться на человека в той, или иной степени.

Итак, Спаситель учит нас любить ближних, любить по-настоящему. Настоящая любовь к ближнему – это готовность отдать за него все самое ценное, вплоть до своей жизни, это готовность раскрыть перед ним свою душу, открыть самые сокровенные тайны. Общество, построенное на настоящей любви, несокрушимо, ведь кто делает добро другому, тому оно и вернется.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Ин. 15:13

Свт. Лука Крымский

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18).

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».

Блж. Феофилакт Болгарский

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Евфимий Зигабен

Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя

больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.

Лопухин А.П.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Источник

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13)

23 февраля наш русский народ празднует день защитника Отечества. Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа. Сей подвиг, сей долг назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Испокон веков сотни, тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Как говорят, в окопах неверующих нет. Свидетельством тому есть одно дивное письмо простого солдата, который был на передовой на фронте Второй мировой войны, чудом сохранившееся. Оно было адресовано его матери. Он пишет покаянное обращение к ней: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно».

Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. И несмотря на то, что в армии нравы мужицкие, солдатские (как говорят, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, и всякая нежность и чуткость называется фамильярностью, там нужно говорить кратко и четко, без лишних слов исполнять то, что приказывают). Но там всегда есть Евангельская жертвенная Любовь Христова. Сам я родился и вырос в военных гарнизонах и знаю настоящих офицеров, служил в армии, будучи иноком, жил в отдаленных военных частях, которые лишены всякого светского развлечения, наслаждения и обычных человеческих благ. В тот период 90-х годов по полгода не платили зарплату, но военные все равно шли, иногда и ночью, и исполняли свой долг. И видно было, что ими движет нечто большее, чем то, что движет многими людьми современного общества. Я также видел подвиг их жен и матерей. В то время самолеты были ненадежные и часто разбивались. Они летали над домом. И когда отец дежурил в ночное время, мы, будучи детьми, засыпали, но видели, что мама на кухне сидит и может ждать до утра. Вот этот подвиг сейчас мы, дорогие, почтим. Потому что не только живые, но уже и многие отдавшие свою жизнь, исполняя свой долг, отошли в иной мир.

То, что я хотел сказать, я написал сегодня праздничным утром в стихах:

В воскресенье вечером мы служили молебен о мире во всем мире, и на каждый день на Божественной литургии Церковь молится об этом. Но что есть мир? Истинный мир, которого так не хватает каждому из нас и всему миру – это не просто любым путем, лишь бы только было тихо и спокойно. Нет мира между Христом и велиаром, не может быть компромисса и с грехом. Но истинный мир есть Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь мир». Именно поэтому Церковь, когда обращается к предстоящему народу через священника и посылает «Мир всем», то она предлагает принять в свое сердце Христа Духом Святым, «смерть Христа возвещает и Воскресение Его исповедует» (1Кор. 11:26).

Поэтому перед чтением Святого Евангелия звучит этот возглас: «Мир всем!». Ибо невозможно услышать сердцем, уразуметь умом Евангельское Откровение, если не имеешь мира со своей совестью и мира со Христом и ближним. И поэтому в самый кульминационный момент Божественной литургии, в Евхаристическом каноне, мы даем святое лобзание (целование) друг другу. Сейчас это происходит несколько духовно. Но возглас остался тот же древний, первохристианский: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». В славянском языке в Сербии, в Черногории целование означает любовь: «поцеловать икону» – значит возлюбить икону.

Вот именно в этот момент Голгофский, Гефсиманский, опять нам не хватает этого мира. И, быть может, сейчас весь мир наполнен динамикой обоюдной ненависти, зависти, недоверия, братоненавидения именно потому что, может быть и в Церкви нам с вами так не хватает этого мира со Христом, со своей совестью. Все это – трещина в общем здании человечества. Об этом должен помнить каждый из нас.

Не все были призваны в число двенадцати и семидесяти апостолов, но, как сказано, много учеников шло за Христом и множество жен служили Ему от имений своих и таким образом стали участниками проповеди апостольской. Точно так же и в этом святом подвиге всем не обязательно носить фуражки и погоны, но все мы призваны к этому подвигу святому – положить душу свою за други и недруги свои. Поэтому нужно готовиться уже сейчас, каждый день, для того, чтобы в день оный, в нужный момент быть готовыми сделать этот шаг, принять правильное решение.

Мы знаем, что множество наших валаамских иноков, более трехсот человек, в Первую мировую войну пошли с готовностью положить свою душу за други своя. Множество святых воинов было на Руси, среди них и монашествующие. Как мы знаем, преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, как благословение преподал ему не только свое старческое слово, не только Божие благословение, но и как вещественное доказательство своей жертвенности, подобно Отцу Небесному, пожертвовавшему Своего Возлюбленного Сына, своих двух близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно совершив их постриг в великую схиму и отправив в последний бой.

Иеромонах Давид (Легейда),

Валаам, Смоленский скит, 23 февраля 2016 г.

Источник

Видно, так было угодно Господу

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13)… На Страстной, перед Распятием и плащаницей, эти слова звучат по-особенному. Много ли среди нас таких самоотверженных людей, готовых положить жизнь за другого — может быть, даже незнакомого — человека.

В поселке Увек, на окраине Саратова, 9 марта 2018 года произошла история, о которой написали в рубрике «Происшествия» многие местные СМИ. Девятилетняя девочка, упавшая в открытый люк, была спасена местным жителем Алексеем Юрьевичем Мельничуком. Нашему корреспонденту удалось встретиться с этим человеком — прихожанином одного из храмов нашей епархии — и из первых уст узнать о том, что он чувствовал в тот момент, когда прыгнул за ребенком в коллектор, заполненный ледяной водой, глубиной около семи метров.

нет большей любви чем положить душу за други. Смотреть фото нет большей любви чем положить душу за други. Смотреть картинку нет большей любви чем положить душу за други. Картинка про нет большей любви чем положить душу за други. Фото нет большей любви чем положить душу за други

На интервью Алексей Мельничук приехал с двумя младшими детьми и супругой Любовью. Рассказал, что воспитывает троих детей, работает мастером в локомотивном депо «Саратов». В 2014 году он вступил в ряды казаков Особого саратовского казачьего округа «Всевеликое Войско Донское». Предки Алексея — настоящие запорожские казаки. А веру в Бога он, что называется, впитал с молоком матери.

— Мои родители — верующие, поэтому так сложилось, что в Церкви я пребываю с самого рождения, — предвосхищает он наш вопрос. — Считаю, что Господь устраивает для нас все так, как нам будет лучше. Все, что у меня сейчас есть в жизни, — это Божия воля и Его попечение.

В этой семье принято читать детям вслух православные книги, смотреть вместе передачи на телеканале «Союз», посещать богослужения в Вознесенско-Пантелеимоновском храме села Усть-Курдюм, где служит протоиерей Владимир Пархоменко. Мельничуки живут в Увеке, но на церковные службы привычно ездят через весь город к отцу Владимиру.

О том самом памятном происшествии Алексей рассказывает с волнением — видно, что еще не до конца оправился от переживаний. И кончиков пальцев на руках он тоже до сих пор не чувствует.

В тот день мужчина вышел из дома на улицу и вскоре услышал громкий крик. Вдалеке он увидел женщину. Она кричала: «Помогите, в колодец упал ребенок!».

— Я подбежал к месту происшествия, и первая моя мысль была: «Жив ли ребенок?» — вспоминает герой. — Крикнул: «Ты там?» — и услышал голос девочки: «Да!». Я попросил ее немного потерпеть и сказал, что сейчас прыгну к ней. Уже сейчас я понимаю, что это произошло как будто на автомате, других мыслей в этот момент у меня не было. Видно, так было угодно Господу, и я уверен, что это Господь управлял всей ситуацией и мной в том числе.

Затем мужчина прыгнул вниз и поплыл к девочке. Она все это время держалась за железную трубу, до которой ей пришлось проплыть около шести метров. Уже там, внизу, стало понятно, что это большой и глубокий подземный резервуар. По сообщениям прессы, люк сооружения, построенного для железнодорожных нужд, прежде закрывал сверху металлический лист, но его кто-то украл. И младшеклассница Алина, игравшая вместе с подружками на улице, внезапно угодила в черную дыру.

Подплыв к девочке, Алексей стал успокаивать ее, подбадривать. В это время к месту происшествия подоспели отец Алины и отец Алексея. Они принесли лестницу, опустили ее в люк. Мельничук подплыл с девочкой к лестнице и помог ей взобраться. Сам он, от перенапряжения и бессилия, уже не смог подняться наверх без посторонней помощи. Тогда отец девочки, Андрей Михайлович Дворецкий, спустился по лестнице в коллектор, прыгнул в воду и помог герою выбраться наружу.

То, что происходило дальше, Алексей помнит смутно. Родители девочки помогли ему дойти до дома, оказали первую медицинскую помощь.

— Алина вообще молодчина, — говорит наш собеседник. — Она мне потом рассказывала, что, оказавшись в воде и найдя опору, первым делом сняла с себя сапожки, чтобы они не тянули ее ко дну. Об этой мере предосторожности ей рассказывали в школе. В этом коллекторе у меня были такие ощущения, каких врагу не пожелаешь. Мне, взрослому мужчине, до сих пор страшно при одной мысли об этом колодце. А что можно говорить о ребенке? Но она не растерялась!

То, что девочка чудом осталась жива, Алексей считает Божиим Промыслом. Он видит в этом едва не обернувшемся трагедией случае много неслучайных деталей. К примеру, то, что у люка своевременно оказалась мама Алины, которая и кричала ему о помощи. Или то, что он, прыгая вниз, не разбился, хотя не представлял себе, куда прыгает, и вполне мог получить травму, несовместимую с жизнью.

В повседневной жизни мы, православные христиане, не всегда решаемся войти в святой источник, осознавая, насколько холодная в нем вода. Алексей провел в таких температурных условиях треть часа, а Алина — и того больше. При этом у мужчины еще до погружения в ледяную воду была высокая температура, организм был очень ослабленным. Но уже спустя совсем недолгое время он вновь живет обычной жизнью и беседует с нами — что это, если не чудо.

— Спасибо Господу, что даровал мне силы вытащить ребенка из воды, — подводит герой итог нашему разговору. — У меня только одни мысли в голове были: лишь бы ее не выпустить, лишь бы ее спасти и не потерять. Уже когда помог ей взобраться на лестницу, начал отходить от этого состояния и задумался о себе. Вспомнил своих детей, супругу…

Коллектор после произошедшего заварили, но помимо него есть другие, в которые также может упасть любой человек. Вместе с местными жителями Алексей планирует исправить эту ситуацию в поселке. По его словам, подобные инциденты с открытыми люками необходимо предотвращать, не дожидаясь трагедий.

Все время, пока мы беседовали, младшие дети обнимали отца, держали за руку. Глава семейства говорит, что детей и так не отпускал от себя, а теперь вообще ни на шаг отпускать не хочется.

Семья Мельничук с семьей девочки до происшествия знакомы не были — живут на разных улицах, да и переехали родители Алины в поселок только в прошлом году. Но теперь они поддерживают дружеские взаимоотношения, пережитое их сблизило.

К сожалению, в наше время мы довольно часто встречаемся с людским безразличием. Ведь гораздо проще и удобней пройти мимо чужой беды, а современный мир тяготеет к тому, что просто и удобно. Но даже человек, живущий самой обычной жизнью, способен на самом деле на очень многое — на бескорыстность, на жертвенность, на то, чтобы забыть о себе ради спасения ближнего. Особенно если человек живет с Богом, если он стремится быть христианином, то есть в каждый день и час своей жизни поступать так, как заповедал Христос.

Не всем дано бывает рискнуть жизнью или отдать жизнь ради другого — это действительно Божий Промысл. Но иногда, чтобы совершить маленький подвиг ради другого человека, нужно потерпеть что-то гораздо меньшее. И такие возможности Господь каждому из нас дает. И человек, который испытывает трепетную, настоящую любовь ко Христу, для которого люди не подразделяются на «чужих» и «своих», непременно ими воспользуется. Ведь это и есть та настоящая любовь к ближнему, о которой говорит нам Евангелие.

Фото автора и из архива Андрея Дворецкого

Газета «Православная вера» № 07 (603)

Источник

Толкование на От Иоанна 15:13

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Иоанна 15:13 / Ин 15:13

Лука Крымский (1877−1961)

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17−18).

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Источник: Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».

Евфимий Зигабен (

Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя

больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *