несправедливость на работе что делать
Советы психолога, как не переживать из-за работы, даже если совершили ошибку
Из-за чрезмерного зацикливания на рабочих вопросах наступает эмоциональное истощение. Приходит состояние хронической усталости, да и близким уделяется намного меньше внимания. Как избежать негативного влияния работы и научиться не переживать из-за неё? Просмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание.
Отношения в коллективе – как их улучшить?
Если взаимоотношения с коллегами и начальством хорошие, то эмоциональный фон для трудовой деятельности благотворный, да и производительность повышается.
Психологи выработали ряд полезных правил и рекомендаций, которые помогут наладить и улучшить отношения в коллективе за достаточно короткий срок.
Начинаем с себя
Это полезно делать и в обычной жизни, а на рабочем месте тем более. Если вы видите, что в вашей деятельности есть существенные недостатки, то следует проработать эту тему.
СОВЕТ! Если есть эмоциональное напряжение, то спросите себя: «Что лично я сделал, чтобы устранить негатив»?
Приведенные советы помогут вам перестать переживать из-за работы.
Как не реагировать на негатив?
Как бы мы ни старались, переделать других людей невозможно. Да и стоит ли? Вокруг всегда найдутся коллеги, которые вечно жалуются, критикуют, ворчат и просто всем недовольны.
Если вы столкнулись с сильным негативом на работе, идущим от коллег, вот некоторые полезные советы.
Стресс из-за большого объема труда
Люди самых разных профессий нередко эмоционально страдают от невыполненной вовремя работы, нехватки сил и внутренних ресурсов для достижения предполагаемого успеха и продвижения по карьерной лестнице. Что же делать, как научиться не переживать за работу?
Перестаем отвлекаться на мелочи
Уходим от суматохи
Психологи советуют выделять 10-15 минут в день на работе (можно после обеда) или в перерыве между выполнением заданий. В это время постарайтесь найти уединенное место, не общайтесь с людьми, посидите в тишине, и приведите в порядок мысли.
КСТАТИ! Категорически не рекомендуется использовать данное время для телефонных разговоров, бесед с коллегами, чтения писем в электронной почте или доделывания проектов.
Сверхурочно – всего 1 день в неделю!
Не следует ежедневно оставаться на рабочем месте после окончания трудового дня и подтягивать все хвосты. Достаточно выделить для этого один день и отработать его по максимуму.
ВАЖНО! Чтобы успеть всё сделать, нужно перестроить сознание. Сделать упор на организованность и планирование времени, умение распределить все задачи и проекты по степени их важности.
Нелишним будет при чрезмерной загруженности попросить о помощи коллег, администратора. Но при условии, что вы и сами поможете, когда к вам обратятся.
Если совершили ошибку
Такая ситуация хотя бы раз случалась у каждого человека на работе: перепутали адресата и неправильно отослали документы, допустили неточность в расчетах, не доделали в срок важный проект, ошиблись при подсчете кассы.
В голове одна только мысль: «Накосячил, теперь переживаю…» Как же поступать, чтобы не жить в стрессе и не бояться, что с треском уволят?
Признаться
Не следует сидеть в укромном углу в шоковом состоянии и ждать, когда начальство появится на горизонте. Имейте смелость подойти к руководству и признаться в промахе, даже если он достаточно серьезный.
КСТАТИ! Не думайте, что вы единственный человек во Вселенной, допускающий ошибки. Такие ситуации случаются у всех без исключения. Но как отнестись к ним, выбор каждого: уйти в депрессию или сделать выводы и трудиться дальше.
Перестаньте оправдываться
«Обеливая» себя и находя отговорки, вы только еще больше рассердите руководителя. Что бы ни случилось, ведите себя достойно. Честно объясните, почему допустили ошибку: отвлеклись, забыли, не записали и прочее.
Желательно озвучить выводы, которые вы сделали, и предложить варианты, как выйти из неприятной ситуации. Главное, показать продуктивный подход и желание исправить свои огрехи.
Продолжайте работать над исправлением ошибки
Составьте четкий план, как можно исправить ситуацию, что предпринять. Назначьте еще одну встречу с клиентом, переоформите документы. Помните: от ответственности отказываться не следует.
СОВЕТ! Не нужно опускать руки и отчаиваться, а также ждать, что кто-то решит ваши задачи. Если коллеги и захотят помочь, то это должна быть их личная инициатива.
Последствия могут быть
И к ним нужно приготовиться. Если ошибка была очень серьезной и может повлечь увольнение, отнеситесь к этому со смирением. Достойно выслушайте мнение начальства.
Основной тезис: вы получили важный опыт (хоть и негативный), но за него нужно заплатить.
Важно, чтобы вас не перестали уважать. В некоторых случаях, руководство, видя достойное и мужественное поведение провинившегося сотрудника, меняет позицию и оставляет на испытательный срок.
Как быть при увольнении?
У каждого из нас свой порог выдержки. Если увольнение произошло, то большинство испытывает шок: еще вчера были планы и стабильность, а сегодня – ощущение, что ты за бортом, коробка с вещами в руках и полная растерянность. Как пережить трудный период?
ВАЖНО! Не ставьте себя в положение несчастной жертвы, не держите злобу на бывшее начальство, не замыкайтесь в себе.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, как избежать депрессии из-за работы:
Таким образом, очень важно научиться не переживать из-за работы. Даже если вы сталкиваетесь с конфликтами и трудностями, это не повод нести проблемы домой и выливать их на близких людей. Пусть весь негатив останется внутри офисных стен. Иногда полезно просто забить на все и погрузиться в теплый семейный уют.
Как-то раз напутал с документами. Из-за моей ошибки коллега пыталась востребовать с клиента больше денег, чем он должен был отдать. Они поругались с клиентом. Начали выяснять. И сразу стала очевидна моя ошибка. Я рванул в офис, пытался загладить вину. В конце концов, начальник срезал мою премию. А перед той коллегой я извинился и на следующую смену принес ей тортик.
Я совершила ошибку в первичном документе исправила число чего делать я не должна была, да и оказалось, что все было верно и я опять исправила. Мне кажется мои исправления для проверки налоговой будут заметны. Боюсь признать в своей ошибке. Документ думаю можно восстановить.
Евгения, никакие ошибки не стоят наших ДРАГОЦЕННЫХ нервов. Я давно это понял. Забейте, будь что будет. Намного хуже переживать и мучиться.
Всякое бывает. Если бы я переживал из-за каждой своей ошибки на работе, то давно бы сошел с ума. Проще надо, проще!
Я дизайнер. Однажды на макете случайно написала название с ошибкой. Фирма понесла убытки, потому что мы уже распечатали такой вариант. Вычли у меня из зарплаты. Неприятно, конечно. Но ошибки нужно уметь признавать и не зацикливаться на них.
В прошлом месяце была неприятная ситуация, сильно переживала. Я неверно рассчитала сумму скидки, в результате клиент заплатил за товар на 3 тыс. меньше, чем должен был. Сначала не знала, что делать. Потом собралась с духом и рассказала начальнику. Он ответил, что всякое бывает, посоветовал быть внимательной. Деньги вычли с зарплаты. Но я не обижена, ведь сама виновата.
Если сотрудника предал начальник
Ничто так не обижает, как предательство человека, которому мы доверяем. А если таким человеком оказывается руководитель – тот, кто серьезно влияет на нашу карьеру и благополучие, – обида и боль могут многократно усилиться. Такое поведение может проявиться во многих неприятных ситуациях: например, руководитель присвоит плоды вашего многомесячного труда, вместо обещанного вам повышения должность получит ваш коллега, а вас публично отчитают за чужую ошибку. Какой бы ни была ситуация, последствия такого несправедливого отношения могут оказаться долгосрочными.
Предательство со стороны начальника может подточить наше доверие к окружающим, лишить оптимизма и спокойствия в кризисный период, а также ухудшить способность оценивать сложные ситуации. Наш мозг зачастую воспринимает острую несправедливость как травму, и мы боимся испытать ее снова. В состоянии обиды и настороженности мы можем прибегать к защитным формам поведения, которые способны привести к непрогнозируемым последствиям. В таких случаях беспокойство нам причиняет уже не поведение начальника, а наше собственное поведение.
Мы не в состоянии изменить руководителя, но в наших силах сдерживать вред от дурных проявлений его поведения. Ниже перечислены несколько способов, которые позволят защититься от неприятных последствий предательства и несправедливости.
Придерживайтесь собственных ценностей
Согласно данным Дэнниса Реина, автора книги Trust and Betrayal in the Workplace, 85% случаев несправедливости на работе происходит неосознанно. Однако тот факт, что ваш руководитель не хотел так с вами поступить, не уменьшает степень вашей обиды. Порой достаточно поделиться своими переживаниями с начальником, который не до конца осознал последствия своих действий. В таком случае его искренние сожаления и стремление исправить сделанное могут восстановить доверие и даже укрепить отношения.
Чем полезны и опасны начальники-самодуры
Однако если ваш руководитель регулярно вас подводит, важно убедиться в том, что вы подсознательно не подстраиваете свое поведение под обстоятельства. Исследования показывают, что дурное отношение руководителя часто приводит к тому, что работник начинает соответствовать неприятным ожиданиям. Поскольку вам приходится работать под руководством этого человека, старайтесь не отступать от собственных ценностей, четко их обозначать, а также определять, в каких ситуациях они нарушаются. Например, если вы цените вовлеченность в процесс, подумайте о том, что может нарушить ее, и следите за собственным поведением. Ваши ценности проявляются во всем: в том, как вы демонстрируете уважительное отношение к другим, как высказываете идеи, как благодарите и как рассказываете о своем вкладе в общее дело. Если ваш руководитель не разделяет эти ценности, не позволяйте ему разрушать их.
Обратите внимание на поведенческие шаблоны
Зачастую люди, которые попадают в ситуации, сопровождающиеся давлением со стороны начальника, полагают, что они заслужили такое обращение. Это своеобразная форма стокгольмского синдрома, который присущ также жертвам домашнего насилия: жертва начинает воспринимать несправедливое отношение как норму. Этого можно избежать, определив шаблоны несправедливого обращения с вами и предупреждая их возникновение. Если руководитель регулярно нарушает свои обещания, документируйте их. Если он присваивает себе плоды вашего труда, заранее позаботьтесь о том, чтобы ваше имя было указано в проектах. Такой подход позволит сохранить собственное душевное здоровье и защититься от неэтичного поведения начальника.
сотрудников российских компаний сталкиваются с руководителями, которые постоянно грубят подчиненным, оскорбляют и унижают их, присваивают себе их заслуги, говорят им неправду, а также несправедливо распределяют нагрузку и вознаграждения, показал опрос 198 работников – слушателей онлайн-курса Высшей школы экономики на национальной платформе «Открытое образование»
Помните: далеко не все вокруг предатели
Если вы регулярно сталкиваетесь с несправедливым отношением со стороны начальника, очень часто возникает бессознательное чувство, что доверять не стоит вообще никому. Постарайтесь не переносить ожидания от поведения своего руководителя на других людей, особенно на руководителей более высокого звена. Следите за собственным поведением. Не преследуют ли вас мысли о мотивации и действиях окружающих людей? Не мучаетесь ли вы анализом решений своих близких? Я был коучем у женщины, занимавшей высокий пост и переживавшей, что ее руководитель намеренно унизил ее перед советом директоров. По этой причине она постоянно видела двойное дно в мотивах поведения своей команды, мужа и даже сына. Несправедливое отношение – крайне мощный фактор, который может оказать влияние на остальные сферы вашей жизни. Напоминайте себе о том, что не все, кому вы доверяете, обойдутся с вами так же, как ваш начальник.
Прощение, а не возмездие
Вполне естественно желать, чтобы руководитель поплатился за свою несправедливость. Возможно, вы даже мечтаете как следует ему насолить. Однако не опускайтесь до его уровня, даже если обстоятельства этому благоприятствуют. В компании, с которой я работал, один из сотрудников так сильно мечтал отомстить своему начальнику, что распустил о нем ужасающие (но правдоподобные) слухи и включил в его презентацию неверные данные. Конечно, эти действия вернулись ему бумерангом и в итоге стоили рабочего места.
Когда вы позволяете чувству мести завладеть вами, то даете окружающим повод думать, что вы ничем не лучше столь ненавистного вам начальника. Лучшее противоядие – это сопереживание и прощение. Как бы это ни было сложно, в ваших интересах отказаться от своего права на возмездие – а ведь это и есть по сути своей прощение.
Но это не означает, что вам нужно отрицать свои негативные эмоции. Здесь может помочь дневник. Запишите свои чувства, вызванные действиями руководителя. Может быть, вы чувствуете себя плохим или вам кажется, что вас использовали. Умение отделить влияние действий других людей на наши чувства от объективной реальности – первый шаг к прощению. Если обернуться назад и признать, что вы не плохой и вас не использовали, это поможет дистанцироваться от таких чувств. Настанет момент, когда вы поймете, что ваш руководитель – несчастный человек, который причинил вред окружающим.
Не подавляйте негативные эмоции
Если вы будете стараться держать чувства в себе, это может оказаться вредным для здоровья. Подавление сильных эмоций, например злости, обиды и тревоги, может привести к физическим последствиям, таким как бессонница, головная боль, нарушение пищеварения и общая раздражительность. Поймите, что эти чувства могут вырваться наружу в неожиданных ситуациях. Если нас заполняют отрицательные эмоции, они могут искажать наши суждения и восприятие себя и других, а также привести к хронической перегрузке. Поэтому чрезвычайно важно давать таким чувствам выход. Разговор с человеком, которому вы доверяете, может снизить чувство одиночества и риск деструктивных проявлений негативных эмоций. Также необходимо внимательно относиться к своему питанию и потреблению алкоголя и увеличить физическую активность: обращение к нездоровому образу жизни для притупления боли может оказаться весьма заманчивым, если не найти этому альтернатив.
Боритесь с апатией и стремлением получить компенсацию
У несправедливого отношения существует два распространенных побочных эффекта: вера в то, что вам положена компенсация за все происходящее, и чувство безразличия к своей работе. Мысли о компенсации возникают постепенно – вы начинаете задерживаться на обедах, включать в командировочные расходы дорогие ужины в ресторанах и другими способами компенсировать пережитое, оправдывая себя перенесенными страданиями. Эти действия не помогают утихомирить обиду, и вскоре вы приходите к полному безразличию. Апатия – опасное последствие предательства, поскольку ее сложно удержать в одной сфере жизни. Потеряв цель и перспективы в своей профессиональной деятельности, вы можете потерять их и в личной жизни.
Напоминайте себе о том, почему вы выбрали свою работу. Помните о своих талантах. Спросите себя о том, что приносит вам радость в жизни и за что вы ей благодарны. Вы встаете по утрам вовсе не ради своего начальника, а ради своей цели. Не позволяйте начальнику заменить истинные цели в вашей жизни. Если ваш руководитель регулярно позволяет себе несправедливое отношение, постарайтесь как можно скорее выйти из-под его начала. До этого момента старайтесь всеми способами защитить себя от трансформации в другую личность. Обижать и унижать других – это выбор вашего руководителя, но не ваш. А у вас есть свой выбор: позволить этим проявлениям повлиять на вас или сохранить свою целостность. Выбирайте второе.
Об авторе: Рон Каруччи – соучредитель и партнер компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по вопросам управления изменениями
4 способа, как справиться с плохим начальником или коллегой, когда уход не является вариантом
Первый ужасный начальник, с которым я когда-либо сталкивалась на работе, накричал на меня за то, что я смеялась. Это было поздно вечером в пятницу, и мы с коллегой разговаривали, и я рассмеялась над его шуткой. Через несколько секунд моя начальница подошла к моей кабинке, хлопнула ладонью по столу и крикнула: «В этом помещении смеяться нельзя!».
Итак, что же делать, когда вам приходиться мириться с плохим начальником или коллегой? Вот четыре стратегии, которые стоит добавить к вашему плану на игру.
1. Документируйте все, что вы можете
Когда вы оказываетесь лицом к лицу с плохим начальником, вам необходимо иметь как можно больше доказательств ужасающих комментариев или несправедливых ситуаций. Использование собственной памяти не будет сильной защитой, поэтому лучший способ собрать все, что происходит с вашим начальником – это документировать все это организованным образом.
Пола Брантнер, основатель PB Works Solutions, консалтинговой фирмы, которая строит системы предупреждения токсичных рабочих мест, рекомендовала приложить все усилия, чтобы все разговоры были документируемыми, особенно в том, что касается вашей работы.
Таким образом, когда вы будете готовы донести до чьего-либо внимания это поведение, у вас будет вся необходимая доказательная база, готовая к отправке.
2. Проконсультируйтесь с HR
В зависимости от размера вашей компании и отдела, у вас может быть представитель отдела персонала, с которым вы можете поговорить о том, что происходит, и получить его помощь в том, что можно сделать, чтобы исправить вашу текущую ситуацию.
Если у вас есть такая возможность, Хизер Хаббард, бывший адвкаот и основательница All Rise, порекомендовала поговорить об этом с кем-то из отдела персонала и быть максимально прозрачным в течение всего процесса.
3. Научитесь искусству не реагировать
Когда вы имеете дело с трудным боссом, вы также имеете дело с обменом эмоциями. Хотя вы хотите просто рассказать человеку длинный монолог о том, как ужасно вы себя чувствовали, порой вы понимаете, что у вас нет такой возможности. Однако вы можете научиться управлять своими реакциями, чтобы не отражать агрессивное поведение обратно в сторону своего начальника.
Хотя это кажется не самым простым вариантом, Хаббард предложила начать с практики осознанности.
4. Разоружите их, подтвердив их разочарования
Используйте мощные методы ведения переговоров, которые могут помочь направить вашего начальника в сторону понимания того, как они к вам относятся и каким запредельным является их стиль общения. Первое, что вы можете попробовать – это искусство активного слушания.
Джеймс Киллиан, лицензированный профессиональный консультант, рассказал, что использование навыков активного слушания при общении с ужасными начальниками играет решающую роль в минимизации недопонимания.
Затем попробуйте разоружить их, подтвердив их разочарование. Киллиан сказал, что может быть очень трудно продолжать сердиться или расстраиваться из-за кого-то, когда человек полностью соглашается с вашими чувствами.
Например, вы можете сказать: «Я полностью понимаю ваше разочарование. Я нисколько не виню вас за то, что вы так расстроились. Я был бы так же расстроен, если не больше». Такая валидация чувств позволяет дать человеку понять, что вы его услышали, в этом способе нет оборонительных моментов и он способен по-настоящему успокоить эмоциональный порыв, рассказал Киллиан.
Приходить каждый день на работу с чувством головной боли от ужасного начальника – это изматывающий и изнурительный опыт с эмоциональной точки зрения. Но стоит подумать о своем плане игры, будь то документирование общения и доведение его до отдела кадров, или трата времени на изучение того, как изменить положение своим поведением, чтобы человек мог сам увидеть, как он к вам относится.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».