нераспространенное предложение что это 2 класс
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Нераспространенные предложения
1. Прочитаем информацию.
Нераспространенное предложение – предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).
Распространенное предложение – предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.
Лось легко бегает по болотам.
Резкий аромат валерианы нравится кошкам.
Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.
Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.
ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).
Аистята испугались и спрятались.
Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.
Бродят медведи. Был сентябрь.
Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.
Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.
Голоса не смолкают. Голоса смолкли. Голоса умолкают. Гроза прошла.
Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.
Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.
Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.
Ежата играют, резвятся.
Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.
Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.
Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.
Идёт дождь. Идёт гроза.
Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки. Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.
Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.
Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.
Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.
Небо хмурится. Нора осыпалась.
Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.
Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.
Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.
Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.
Подули ветры. Подход ит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.
Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.
Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.
Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.
Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.
Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.
Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.
Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.
Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.
Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.
Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.
Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.
Тает снег. Тишина стоит.
Увядают, желтеют листья. Ударила молния.
Хлынул ливень. Хрустнул сук.
Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.
Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.
3. Выполним онлайн-задания.
Конспект урока русского языка на тему «Распространённые и нераспространённые предложения» (2 класс)
Конспект урока русского языка Шалимовой О.И.
Тема урока: «Распространённые и нераспространённые предложения»
Цель: сформировать умение различать распространённые и нераспространенные предложения по алгоритму, дополнять нераспространенное предложение второстепенными членами.
1. актуализировать знания учащихся о предложении, его грамматической основе, второстепенных членах предложения;
2. открыть способ определять предложения по степени распространённости с использованием терминов «распространённое», «нераспространённое»;
3. тренировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, дополнять предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространенным.
1. знать признаки распространённого и нераспространённого предложения;
2. уметь применять алгоритм сравнения предложений и пользоваться новой терминологией;
1.Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу на доске.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
— Как вы понимаете смысл пословицы? ( Браться сразу за два дела одновременно нельзя, пострадает качество выполнения работ).
— Так и на уроке, новая тема требует вашего полного внимания, времени для посторонних дел нет.
— Давайте будем работать старательно, быть внимательными, не отвлекаться на что-то постороннее. Я верю, всё у нас получится!
2. Актуализация знаний
— Ребята, прочитайте следующее высказывание на доске.
Ученики внимательно слушали учителя.
— Это предложение? Докажите! (Высказывание имеет смысл, слова в предложении связаны друг с другом, правильно оформлено)
— Предлагаю найти в предложении главные слова – основу предложения. (Ученики слушали)
— Какие термины мы знаем для обозначения каждого слова грамматической основы? (подлежащее и сказуемое)
— Обозначим на доске подлежащее и сказуемое условными знаками.
— Как называются слова, которые мы не подчеркнули? (второстепенные члены предложения)
3. Пробное учебное действие
Наступает утро. (…) Промчался резвый ветерок. (…)
Слабо зашумели деревья (…) Блеснуло солнце. (…) Запели птицы. (…)
Самостоятельная работа детей.
— Что у вас получилось? (учитель фиксирует варианты на доске, выявляет или предъявляет правильный)
4. Выявление места и причины затруднения
— Кто не правильно выполнил задание? Почему? (не знаем термин, не изучали)
— Кто правильно выполнил задание? Объясните свои записи.
— Назовите правило, по которому вы действовали. (не знаем правило)
5. Построение проекта выхода из затруднения
— Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? (распространённые и нераспространенные предложения)
— Чему мы должны научиться? (будем учиться правильно определять и называть распространённые и нераспространенные предложения)
— С помощью чего мы научимся? (с помощью учебника и учителя)
6. Реализация построенного проекта. Открытие новых знаний
— Давайте вернёмся к предложениям на карточке. Выделим грамматическую основу каждого предложения.
— Обратите внимание только на нераспространенные предложения. Какую особенность вы заметили? (состоят только из грамматической основы)
— Чем отличаются распространённые предложения? (распространены второстепенными членами предложения)
— Сделайте вывод о том, какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространёнными.
— Сравните наш вывод с правилом в учебнике на стр. 35
— Давайте пошагово вспомним, как мы смогли определить распространённость предложения и составим алгоритм (правило) по которому будем это делать в дальнейшем.
1. Найдём грамматическую основу предложения.
2. Есть второстепенные члены – предложение распространённое.
3. Нет второстепенных членов – предложение нераспространённое.
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
— Ребята, а теперь мы выполним задание 40 в учебнике, используя полученные знания.
— Выполнение задания в тетради и на доске с комментированием.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— Выполняем задание на карточках.
— Я читаю предложения, а вы, если считаете, что оно распространённое, ставите букву «р», а если нераспространённое – букву «н». Буквы пишите в строчку через запятую после цифры 1.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Они радуются весеннему свету.
— Под цифрой 2 выполняем второе задание: дополните данное на доске предложение «Бегут ручьи», чтобы оно стало распространенным, и запишите его.
— Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (ответы на доске).
2. По дорогам бегут весёлые ручьи. (допустимы другие варианты, дети зачитывают свои предложения)
— Исправьте ошибки, если это необходимо.
— Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок.
— Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.
— В чём были трудности при выполнении этого задания?
7. Включение в систему знаний и повторение
— Ребята, давайте ещё потренируемся определять распространённые и нераспространённые предложения, выделять главные члены предложения. Выполним упр. 42 на стр. 36.
Выполнение в тетради и у доски с комментированием.
— Какие предложения вы записали? (нераспространённые)
— Как определили? (по алгоритму)
— Ребята, какие знания и умения помогли вам выполнить это задание?
(знание алгоритма определения распространенности предложения, умение определять подлежащее и сказуемое, умение дополнять предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространенными)
10. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (какие предложения называются распространенными и нераспространёнными)
— Что повторили? (главные и второстепенные члены предложения)
— Чему научились на уроке? (правильно определять и называть распространённые и нераспространенные предложения, дополнять предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространенным )
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
УМК «Школа России» Тема урока: «Распространённые и нераспространённые предложения» Цель: сформировать умение различать распространённые и нераспространенные предложения по алгоритму, дополнять нераспространенное предложение второстепенными членами. Задачи урока: 1. актуализировать знания учащихся о предложении, его грамматической основе, второстепенных членах предложения; 2. открыть способ определять предложения по степени распространённости с использованием терминов «распространённое», «нераспространённое»; 3. тренировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, дополнять предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространенным. Планируемые результаты: знать признаки распространённого и нераспространённого предложения;уметь применять алгоритм сравнения предложений и пользоваться новой терминологией;уметь составлять распространённые предложения из нераспространённых.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое распространенные и нераспространенные предложения?» ( 2 класс)
Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
П редмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
— Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
— Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
— гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.
Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:
Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.
Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
— воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.
Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Урок 16. Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
Цели : познакомить с понятиями распространенное и нераспространенное предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Планируемые результаты : учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование : карточки для рефлексии, лента «светофор».
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Бегут мешки дырявые.
Из мешков течет вода. (Туча.)
От всех ее защищают. (Шипы.)
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями —
Листьями деревьев. (Жираф.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (Чучело.)
— Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.
— Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ—ШИ пиши с буквой И. ЧА—ЩА пиши с буквой А. ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
— Запишите предложение: «Щука дремлет».
— Объясните значение слова дремлет. (Дремать — некрепко спать, быть в состоянии полусна.)
— Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.
— Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)
— Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит только из основы, а другое — из основы и второстепенных членов предложения.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что такое распространенные и нераспространенные предложения?)
— Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Утро.)
— На какие две группы можно разделить все предложения в тексте? (1 — предложения, состоящие только из основы; 2 — предложения, состоящие из основы и второстепенных членов предложения.)
— Запишите предложения, состоящие только из основы. (Дети самостоятельно выписывают эти предложения.)
— Прочитайте правило и скажите, как называются предложения, которые вы выписали. (Нераспространенные, потому что они состоят только из основы.)
— Как называются предложения, которые вы не выписывали? (Распространенные, потому что в них, кроме основы, есть второстепенные члены предложения.)
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не связаны по смыслу.)
— Составьте из слов нераспространенное предложение. (Лисятки играют.)
— Составьте распространенное предложение. (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.)
— Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.
— Какое из записанных предложений вам нравится больше?
— Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.
— Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколько учащихся зачитывают свои варианты.)
— Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное — Н.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Они рады весеннему свету.
(Самопроверка (сверка с образцом на доске), самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие предложения называются распространенными?
— Какие предложения называются нераспространенными?
— Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?
IX. Домашнее задание
Выполнить упр. 42 (с. 36).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.