непроцессуальные обращения и внепроцессуальные обращения в чем разница
Судебные петиции
«Агентство правовой информации»: Служители Фемиды обязаны фиксировать и предавать гласности любые попытки оказать на них давление
За первую половину этого года Верховный Суд России разместил на своем сайте 17 внепроцессуальных обращений. Авторами 14 из них были депутаты Госдумы и сенаторы, пересылающие председателю высшей инстанции Вячеславу Лебедеву жалобы избирателей. Так, глава фракции коммунистов Геннадий Зюганов беспокоился судьбой рассмотрения спора об авторских правах на пьесу «Пока они умирали», поставленную Государственным академическим театром им. Евгения Вахтангова по сценарию Надежды Птушкиной. Все инстанции отказались запрещать театру постановку.
Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков просил обратить внимание на дело кинооператора Анатолия Иванова: соседи по даче взыскали с него причиненный пожаром ущерб. Проигнорировав прошение Никиты Михалкова, Верховный Суд России отклонил жалобу кинодеятеля.
Шесть обращений в этом году получил председатель Московского городского суда. В частности, Посольство Великобритании выступило в защиту подданного Ее Величества Роберта Стевенса. Районный суд отклонил его иск к бывшей российской супруге, которая вывезла детей с берегов Туманного Альбиона в нашу страну. «Ввиду того, что дело касается британского родителя и его несовершеннолетних детей, также имеющих британское гражданство, Посольство будет признательно за информацию о ходе рассмотрения апелляционной жалобы и принятом решении», – заявила консул Сара Пилбим. Выполняя эту просьбу, заместитель председателя Мосгорсуда Наталья Афанасьева сообщила англичанам, что апелляционная инстанция оставила решение районного суда без изменений и разъяснила порядок ознакомления с делом его участников.
На сайтах районных и городских судов большинства регионов размещаются единицы внепроцессуальных обращений. Так, Урюпинский городской суд за последние пять лет придал гласности информацию об 11 таких челобитных (последняя датирована 2019 г.), при этом ни сами письма, ни ответы на них не публикуются. Не удалось найти ни одной петиции на сайтах судов Чукотского автономного округа.
Действующий регламент предписывает судам публиковать на своих сайтах сканы поступивших письменных обращений (файлы в формате PDF), их деперсонификация не допускается. «Размещение информации о внепроцессуальных обращениях осуществляется в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня получения этой информации», – отмечается в документе. В то же время вместо полного текста челобитной, содержащего, по мнению ответственного руководителя, конфиденциальные сведения, могут размещаться краткие сообщения.
Также все служители Фемиды обязаны фиксировать устные обращения, в том числе телефонные звонки. В специальный журнал заносится содержание беседы, которое с указанием звонящего также публикуется на сайте.
Конституционный Суд России неоднократно указывал, что такие требования «выступают одной из гарантий принципа независимости судей». Их несоблюдение со стороны служителей Фемиды расценивается как нарушение и может обернуться даже лишением статуса. Такое решение было принято в отношении председателя Юстинского райсуда Республики Калмыкия Очира Теблеева, который скрыл приватные разговоры с подсудимым врачом Игорем Бокушевым. Служитель Фемиды с 22-летним стажем не отрицал, что медик действительно оказывал помощь его престарелой матери, тогда как внепроцессуальным считается только обращение участника процесса в связи с рассмотрением конкретного дела. Но квалификационная коллегия пришла к выводу, что подобное общение и вынесение впоследствии отмененного оправдательного приговора свидетельствуют о «явном пренебрежении судьей Теблеевым О.Ц. нормами кодекса судейской этики, умаляет авторитет судебной власти в целом, формирует в обществе негативное отношение к судебной системе, вызывает сомнения в ее объективности, беспристрастности и справедливости». Высшая инстанция признала дисквалификацию Очира Теблеева обоснованной. «Судья о наличии обстоятельств, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность при рассмотрении уголовного дела, участников судебного разбирательства в известность не поставил, информацию о внепроцессуальных отношениях гласности не предал», – отмечается в решении Верховного Cуда России.
Лишился должности и председатель Биробиджанского районного суда Александр Маняхин. Он не зафиксировал звонки от адвоката Николая Русинова с просьбой передать конкретному судье уголовное дело в отношение своего клиента – обвиняемого в превышении должностных полномочий главы муниципальной администрации Александра Филиппова. «Информацию о данном внепроцессуальном обращении судья гласности не предал, до сведения участников судебного разбирательства не довел. Наоборот, движимый мотивом иной личной заинтересованности, выраженной в получении взаимной услуги, в просьбе адвокату Русинову Н.Г. не отказал», – констатировала квалификационная коллегия. Верховный Суд России поддержал это решение.
Внепроцессуальным деянием признается и попытка руководства судебной инстанции повлиять на конкретных служителей Фемиды. В то же время практика свидетельствует, что поступление внепроцессуальных обращений не является основанием ни для отвода судьи, ни для отмены принятых под предполагаемым давлением решений.
Публикация внепроцессуальных обращений не переломила недоверие людей к российским судам хотя бы потому, что подавляющее большинство команд и просьб остаются в тени. Бьются лбом в парадные ворота суда только дилетанты, отметил федеральный судья в отставке Сергей Пашин. По его словам, вмешательство в отправление правосудия – одно из наиболее латентных нарушений закона, как и другие проявления коррупции в нашей стране.
«Не думаю, что преданные гласности в установленном порядке обращения к судье послужат поводом отмены судебного решения. И это правильно: ведь судья должен обладать опытом и крепостью духа, чтобы игнорировать постороннее влияние. Другое дело, когда судья утаил соответствующие факты, но они всплыли. Тут речь может уже идти не только об отмене судебного акта, но и о дисциплинарном преследовании служителя закона», – сказал Сергей Пашин.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн отметил, что действующая система выявления, фиксации и публикации внепроцессуальных обращений основана на концепции «честного судьи», который в каждом конкретном случае придаст огласке не только сам факт обращения, но и его содержание. Эта концепция лежит и в основе института отвода судей и, безусловно, является важным элементом в обеспечении беспристрастности и независимости судей.
По его словам, вместе с тем идеальные представления о служителях Фемиды и реальные сформировавшиеся отношения между судейским корпусом и различными должностными лицами, в первую очередь правоохранительных органов, далеки друг от друга.
«Убежден, что большинство судей – действительно честные и порядочные профессионалы. Проблема же кроется в порочных традициях, допускающих сам факт обсуждения дела и даже согласование решения как с коллегами, так и с представителями стороны (как правило, обвинения). В судейском сообществе такие формы общения не признаются внепроцессуальным обращением. Наоборот, распространено мнение, что неформальное общение с представителями государственных органов способствует принятию устойчивого в вышестоящих инстанциях судебного акта», – пояснил Евгений Рубинштейн.
Именно такое общение представляет наибольшую угрозу независимости и беспристрастности судьи.
Непроцессуальные обращения и внепроцессуальные обращения в чем разница
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 декабря 2013 г. № 241 “Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях”
В связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в целях установления единого порядка осуществления деятельности федеральных судов общей юрисдикции по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях.
2. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации довести Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях до сведения органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, организационно обеспечивающих деятельность мировых судей в рамках заключенных соглашений.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Паршина А.И.
Порядок
размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях
(утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 декабря 2013 г. № 241)
I. Общие положения
1.3. Порядок не регламентирует отношения, связанные с порядком рассмотрения федеральными судами общей юрисдикции обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
1.4. Информация о внепроцессуальных обращениях размещается на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции интернет-портала Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» в разделе «Внепроцессуальные обращения».
1.5. Настоящий Порядок разработан в целях:
доведения до общественности объективной и достоверной информации о внепроцессуальных обращениях;
достижения необходимого уровня общественного контроля за деятельностью федеральных судов общей юрисдикции;
поддержания и повышения в обществе авторитета судебной власти, уровня доверия граждан к правосудию;
максимального избежания судьями федеральных судов общей юрисдикции контактов, которые могут умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;
развития и совершенствования информационной структуры федеральных судов общей юрисдикции;
повышения гарантий соблюдения принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений судьями федеральных судов общей юрисдикции;
обеспечения доступности правосудия и предотвращения коррупции в органах судебной власти;
обеспечения превенции недобросовестных руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и должностных лиц от вмешательства в судебную деятельность;
существенного сокращения возможности внепроцессуального общения судей с участниками процесса и другими лицами, заинтересованными в разрешении дела, находящегося в производстве суда.
1.6. Информация о внепроцессуальных обращениях является общедоступным информационным банком в предоставляется на бесплатной основе.
II. Организация размещения информации о внепроцессуальных обращениях
2.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.
2.2. Решение о размещении информации о внепроцессуальных обращениях, контроль за своевременностью и исполнением размещения данной информации на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции, а также общий контроль за соблюдением сроков и этапов размещения информации о внепроцессуальных обращениях осуществляется председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции либо лицом, им уполномоченным.
2.3. Председатель соответствующего федерального суда общей юрисдикции определяет лиц, ответственных за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет.
2.4. Лица, ответственные за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, несут ответственность за надлежащее исполнение требований к оформлению информации о внепроцессуальных обращениях для размещения ее на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, в том числе за:
систематическое обновление раздела «Внепроцессуальные обращения»;
соблюдение процедуры размещения информации о внепроцессуальных обращениях в соответствии с настоящим Порядком;
ведение журнала учета размещения информации о внепроцессуальных обращениях в соответствии с инструкциями по судебному делопроизводству в судах;
техническое размещение информации о внепроцессуальных обращениях в установленные настоящим Порядком сроки.
2.5. Размещаемая на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет информация о внепроцессуальных обращениях должна содержать следующее:
дату поступления информации о внепроцессуальном обращении;
сведения о форме поданного обращения (письменная либо устная);
наименование заявителя обращения (фамилия и инициалы физического лица или должностного лица либо полное наименование юридического лица);
регистрационный номер дела;
наименование рассматриваемого дела;
электронный образ обращения в виде прикрепленного файла в формате PDF-файла либо краткую информацию о поступившем обращении, сформированную в соответствии с пунктом 2.9 и разделом IV настоящего Порядка
Письменное внепроцессуальное обращение Ф.И.О. от 01.01.2014 по гражданскому делу № 2-2000/2013 по иску Ф.И.О. (1) к Ф.И.О. (2) о признании права собственности.
2.6. Размещаемая на официальном сайте федеральных судов общей юрисдикции в сети Интернет информация о внепроцессуальных обращениях должна быть изложена на русском языке. Допускается указание наименований иностранных юридических лиц, фамилий и имен физических лиц с использованием букв латинского алфавита.
2.7. Не допускается размещение на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет внепроцессуальных обращений без решения председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции либо иного уполномоченного им лица о размещении данной информации и (или) с нарушением установленного порядка.
2.8. Деперсонификация в текстах внепроцессуальных обращений, размещенных на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, не допускается.
2.9. Председатель суда либо уполномоченное им лицо принимает решение о размещении на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет краткого сообщения о поступившем обращении либо извлечения из обращения, если оно содержит сведения конфиденциального характера, с соблюдением требований пункта 2.5 настоящего Порядка (за исключением электронного образа внепроцессуального обращения в виде прикрепленного файла в формате PDF-файла).
III. Порядок размещения информации о внепроцессуальных обращениях при поступлении письменного обращения
3.1. Поступившие в федеральный суд общей юрисдикции письменные обращения регистрируются уполномоченным работником аппарата федерального суда общей юрисдикции в порядке, установленном инструкциями по судебному делопроизводству, в журнале учета внепроцессуальных обращений.
3.2. После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня поступившее письменное обращение передается председателю соответствующего федерального суда общей юрисдикции (либо иному уполномоченному им лицу) для решения вопроса о размещении информации о внепроцессуальном обращении на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет.
3.3. В соответствии с резолюцией председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции (либо иного уполномоченного им лица) письменное обращение передается лицу, ответственному за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, о чем делается отметка в журнале.
3.4. Лицо, ответственное за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, осуществляет следующие действия:
осуществляет контроль за качеством и полнотой электронного образа обращения: читаемость, отсутствие перекосов, затемнений или иных дефектов, соответствие количества страниц обращения;
обрабатывает при необходимости каждый отсканированный разворот: удаляет лишние объекты, которые могут появиться при сканировании, например, изображение пальцев рук и другое;
после проведения процедуры сканирования проверяет соответствие электронной копии обращения подлиннику документа на бумажном носителе, при обнаружении несоответствия производит повторное сканирование обращения;
сохраняет файл на диске своего автоматизированного рабочего места в файл с электронным образом документа с возможностью поиска (формат PDF-файла);
загружает созданный электронный образ обращения в раздел «Внепроцессуальные обращения».
3.5. После проведения процедуры размещения лицо, ответственное за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, делает соответствующую отметку об исполнении в журнале учета, предусмотренном инструкциями пo делопроизводству в судах.
3.7. Содержание и количество страниц электронной копии обращения должно соответствовать содержанию и количеству страниц подлинника документа на бумажном носителе.
3.8. При отсутствии технической возможности размещения информации о внепроцессуальных обращениях в автоматическом режиме такая информация размещается в ручном режиме.
3.9. Результатом сканирования является наличие электронного образа внепроцессуального обращения в виде изображения текста в графическом формате PDF-файла.
3.11. Размещение информации о внепроцессуальных обращениях осуществляется в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня получения этой информации лицом, ответственным за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет.
IV. Порядок размещения информации о внепроцессуальных обращениях при поступлении устного обращения
4.1. В случае поступления обращения в устной форме судья по делу, находящемуся в его производстве, либо заместитель председателя суда, председатель судебного состава или председатель судебной коллегии принимает предварительное решение о размещении (неразмещении) на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции информации в сети Интернет, о чем незамедлительно докладывает председателю соответствующего федерального суда общей юрисдикции в письменном виде.
4.2. Уполномоченный работник аппарата суда по поручению судьи по делу, находящемуся в его производстве, либо заместителя председателя федерального суда общей юрисдикции, председателя судебного состава или председателя судебной коллегии, а также председателя федерального суда общей юрисдикции при поступлении устного обращения непосредственно к нему производит оформление данного обращения в письменной форме на бумажном носителе и представляет его соответственно вышеперечисленным лицам, которым поступило обращение, для проверки.
В случае необходимости работником аппарата федерального суда общей юрисдикции либо судьей вносятся соответствующие правки по тексту.
4.3. Письменный документ, представляющий собой оформленную на бумажном носителе информацию о внепроцессуальном обращении, регистрируется уполномоченным работником аппарата федерального суда общей юрисдикции в порядке, установленном инструкциями по судебному делопроизводству, в журнале учета внепроцессуальных обращений и не позднее следующего рабочего дня передается председателю соответствующего федерального суда общей юрисдикции (либо иному уполномоченному им лицу) для решения вопроса о размещении информации о внепроцессуальном обращении на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.5. В соответствии с резолюцией председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции (либо уполномоченного им лица) о размещении информации о внепроцессуальном обращении в сети Интернет зафиксированное на бумажном носителе устное обращение передается лицу, ответственному за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, о чем делается отметка в журнале учета внепроцессуальных обращений.
4.6. Лицо, ответственное за размещение информации о внепроцессуальных обращениях на официальном сайте федерального суда общей юрисдикции в сети Интернет, совершает следующие действия:
размещает сформированную в текстовом редакторе информацию об устном внепроцессуальном обращении в разделе «Внепроцессуальные обращения»;
делает отметку об исполнении в журнале учета внепроцессуальных обращений.
4.7. Размещение информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в устной форме, осуществляется в сроки, указанные в пункте 3.11 настоящего Порядка.
Обзор документа
Внепроцессуальные обращения к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, запрещены.
Внепроцессуальным считается письменное или устное обращение, поступившее от не являющегося участником судебного разбирательства госоргана, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица либо гражданина в случаях, не установленных законодательством. Это также обращение участников разбирательства в не предусмотренной процессуальным законодательством форме.
Установлен порядок размещения в сети «Интернет» информации о внепроцессуальных обращениях.
Здесь урегулированы вопросы создания, подготовки и размещения соответствующей информации, обеспечения доступа к ней на официальных сайтах верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных, районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов. Прописаны действия уполномоченных работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции.
Так, информация о внепроцессуальных обращениях публикуется на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции интернет-портала ГАС «Правосудие» в разделе «Внепроцессуальные обращения».
Решение о размещении сведений, контроль за своевременностью и исполнением размещения на официальном сайте суда, а также общий контроль за соблюдением сроков и этапов опубликования возложены на председателя соответствующего суда либо на уполномоченного им лица. Председатель суда определяет лиц, ответственных за размещение информации на сайте.
Указано, что должна содержать размещаемая информация. Запрещена деперсонификация в текстах публикуемых внепроцессуальных обращений.
Прописан порядок размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в письменной, а также устной формах.
Подготовка заявлений, жалоб, ходатайств и других документов
Жалобы, заявления, ходатайства обобщенно именуются обращениями, а обратившееся с ними лицо принято называть заявителем.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЙ
Для разрешения каждого вида обращений существует специальный, установленный законом порядок. Например, заявления, о привлечении лиц к уголовной ответственности в рамках уголовно-процессуального законодательства разрешаются в соответствии со статьями 143-144 УПК РФ. Ходатайства разрешаются в соответствии со ст. 159 УПК РФ, а жалобы на действия следователя, дознавателя, прокурора разрешаются либо по статье 124 УПК РФ, либо в судебном порядке в соответствии со статьёй 125 УПК РФ.
Процессуальные обращения и непроцессуальные обращения
Процессуальные обращения, это когда заявления, жалобы и ходатайства делаются в рамках уголовного дела или непосредственно связаны с исполнением государственной функции по уголовному преследованию.
Так, иногда для возбуждения уголовного дела необходимо сделать соответствующее заявление в адрес государственного органа, обязанного его принять, проверить и вынести процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Ходатайства заявляются лицами, которые процессуальным законом наделены правом их заявлять в адрес лица, которое вправе такие обращения разрешать. Жалобы же заявляются на действия (бездействие) или на процессуальные решения лиц, наделенных законом правом на совершение тех или иных действий и принятие решений.
Для того, чтобы добиться того результата, на который Вы рассчитываете, недостаточно просто написать то, что Вы хотите и назвать это жалобой. Для получения положительного решения подчас приходится написать более десяти обращений в различные инстанции, знать то, кто должен их разрешать и порядок их разрешения.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЙ
Для разрешения каждого вида обращений существует специальный, установленный законом порядок. Например, заявления, о привлечении лиц к уголовной ответственности в рамках уголовно-процессуального законодательства разрешаются в соответствии со статьями 143-144 УПК РФ. Ходатайства разрешаются в соответствии со ст. 159 УПК РФ, а жалобы на действия следователя, дознавателя, прокурора разрешаются либо по статье 124 УПК РФ, либо в судебном порядке в соответствии со статьёй 125 УПК РФ.
Мы, в совершенстве владеем таким инструментарием, сами в бытность свою прокурорскими работниками занимались разрешением таких жалоб либо надзором за их разрешением нижестоящими или поднадзорными органами.
Оформите документы так, чтобы получить результат
Желаете получить максимально быстрый по времени и при этом положительный для себя результат обращения на уголовно правовую тематику? Обращайтесь к нам! Наши услуги по составлению одного обращения стоят от 1000 до 3000 рублей. При этом Вы получаете услугу от высококлассного специалиста, знающего порядок разрешения Вашего обращения во всех нюансах, что обусловливает неизменно отличный результат.
Спросите адвоката, как решить ваш вопрос по телефону: