непрофильные активы что это простыми словами
Непрофильные активы: учимся выявлять и управлять имуществом
Что относится к непрофильным активам
Непрофильные активы находятся в собственности и отражаются в балансе организации. Но при этом они не участвуют в процессе производства и сбыта продукции и не применяются ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периодах функционирования предприятия.
Для того чтобы относиться к этой категории, ресурсы предприятия должны соответствовать следующим критериям (пп. 3.1, 3.2 Приказа Росимущества № 526 от 30.12.2014):
Ключевой проблемой являются существенные вложения учреждения в их обслуживание. При этом такие ресурсы абсолютно не задействованы в финансово-хозяйственной деятельности и стратегическом развитии. Их признаки:
На сегодняшний день выделяют 2 вида непрофильных активов:
Управление непрофильными активами
Как было сказано выше, такие фонды зачастую весьма затратны в своем содержании, не принося при этом никакой прибыли владельцам. Поэтому руководству необходимо принять решение, каким образом извлечь из этого балласта материальную выгоду. Организовать это можно следующими способами:
Реализация является наиболее предпочтительным способом, если собственники бизнеса хотят избавиться от зависших на балансе фондов и получить при этом денежные средства.
Реструктуризация проводится в том случае, если ресурсы не используются предприятием в основной деятельности, не приносят прибыль и их перевод в профильные затребует больших расходов, но руководство при этом видит стратегическую возможность их преобразования в другой объект (аренда, лизинг, возврат в производственный цикл, замена объекта на аналогичный и т. д.).
Способ управления такими ресурсами выбирается с учетом его целевого назначения и факторов использования.
Как организовать продажу непрофильных активов
Реализация — это наиболее приемлемый и выгодный способ ликвидации обременения в виде непрофильных активов. Собственники получают определенный доход, уменьшая при этом свои издержки. Продавать ресурсы, не являющиеся профильными, следует, если:
После реализации компания может воспользоваться полученным доходом для модернизации процесса производства и улучшения материальной стабильности бизнеса.
Продажа такого вида ресурсов проводится в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99. Реализация отражается следующими бухгалтерскими записями:
Проводка | Содержание операции |
---|---|
Дт 62 Кт 91 | Учет договорный цены продажи как части прочих доходов |
Дт 91 Кт 68 | Отражен налог на добавленную стоимость по сделке |
Дт 91 Кт 01, 07, 08, 10 | Объект списан по своей балансовой стоимости |
Ключевым действием управляющих с непрофильными активами является постоянный анализ рентабельности и эффективности каждого ресурса организации с целью определения различных путей для их дальнейшего преобразования.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Активы непрофильные: активы предприятия, которые не связаны с его основной деятельностью
Современные реалии экономической ситуации приводят к тому, что компании, для того чтобы выжить, стараются задействовать как можно больше активов. Независимо от того, чем занимается фирма, она обязательно подстрахует себя еще одной или несколькими видами деятельности, филиалами или дочерними компаниями.
Активы непрофильные и профильные могут не только приносить прибыль, но и существовать для обеспечения социальных нужд населения. Все зависит от того, какие цели преследует компания и каковы ее стратегические намерения.
Отличия профильных и непрофильных активов
Профильность активов зависит прежде всего от стратегии компании. Если активы приносят результат, помогающий реализовать основные цели компании, то они будут считаться профильными. Они участвуют в производстве и сбыте продукции, отвечают за поставку сырья и т. д.
Признаки непрофильных активов
В хозяйственной деятельности предприятия нередко происходит следующая ситуация. Избыточные активы, которые не являются решающими для основной деятельности, оттягивают на себя значительную часть ресурсов, при этом не принося дохода. А в другом случае потенциал спящих активов очень высок, но у собственника просто не хватает на него времени. Что делать в таких ситуациях? Считать актив профильным или попробовать реорганизовать его? Реструктуризации в обязательном порядке подлежат активы, удовлетворяющие следующим критериям:
Если на эти вопросы были получены положительные ответы, то нужно задуматься о том, как реструктурировать непрофильные активы так, чтобы изменить ситуацию. Если это сделать невозможно, рациональнее будет избавиться от них. Продажа непрофильных активов может принести значительную выгоду.
Преимущества
Не зря многие крупные компании стараются привлечь как можно больше непрофильных активов. Это обусловлено целым рядом преимуществ.
В первую очередь реализация непрофильных активов практически всегда приносит доход. Даже если он невелик, это существенно повлияет на конечный финансовый результат. Существует несколько форм собственности, когда преследуются социальные цели без получения дохода, но в таких случаях от государства можно рассчитывать на налоговые льготы. Во всех случаях непрофильные активы приносят положительный результат.
Во-вторых, уменьшаются издержки предприятия на основное производство. За счет дифференцированной деятельности расходы на одну единицу профильного актива уменьшаются, и это тоже влияет на конечный результат и общую рентабельность фирмы.
Чем выше рентабельность, тем больше инвестиционная привлекательность компании. Это третье преимущество. Чем больше финансовые поступления, тем больше шансов совершенствовать и модернизировать производство, повысить продуктивность труда и улучшить условия для сотрудников.
И четвертое преимущество, которое приносит реализация непрофильных активов, состоит в том, что компания может лучше сфокусироваться на ресурсах, необходимых для достижения главных стратегических целей.
Виды непрофильных активов
Все те активы, которые не относятся к основной деятельности, экспертным путем можно разделить на две основные группы:
В первую категорию относятся избыточные активы, которые представляют собой реальный балласт для компании. В процессе хозяйственной деятельности их не всегда можно заметить, но как только будет проведен полный аудит или любая реорганизация, они выплывают наружу. Может оказаться, что активы уже много лет числятся на балансе, но реально не приносят никакого результата, а издержки предприятия на их поддержание с каждым годом только увеличиваются.
Как правило, есть несколько путей того, что делать с таким балластом. Их можно перенести в основную деятельность и использовать для получения финансового результата. Таким образом активы непрофильные превратятся в профильные.
Инвестиционные активы
Инвестиционные активы стали неотъемлемой частью крупного бизнеса в нашей стране. Любая уважающая себя фирма, банк, холдинг и т. д. просто обязаны содержать других. Избыточные активы для них не представляют особой нагрузки. Приведем несколько примеров.
ОАО «Газпром»
На телевидении «Газпром-медиа» также заняли свою нишу. Успешно реализуются проекты кинокомпанией «НТВ-кино», поддерживаются кинотеатры «Октябрь» и «Кристалл-Палас». Да и интернет-портал RuTube в полной власти российского гиганта.
Также «Газпром» создал негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД», является одним из главных владельцев банка ОАО «Газпромбанк». Здесь гиганту принадлежит 41,73 % акций.
Непрофильные активы Сбербанка
Кризис 2008 года пошел на пользу главному банку страны. В то время на баланс Сбербанка поступило множество объектов, ставших непрофильными активами. Среди них жилая и нежилая недвижимость, целая розничная сеть и доля в нефтегазовом секторе.
Но огромное количество объектов требовали постоянной поддержки и финансовых вложений. В результате главный банк станы стал должником и сам чуть не обанкротился. Руководство фирмы сочло правильным продать все непрофильные активы Сбербанка, что и случилось в 2010 году.
В 2009 году Сбербанк создал «Российский аукционный дом», основной деятельностью которого стала продажа непрофильных активов и имущества, оставшегося от заемщиков. Аукционный дом успешно работает и сейчас, реализуя проекты других финансовых компаний.
На сегодняшний день Сбербанк является учредителем и совладельцем множества дочерних компаний, занимающихся различными услугами в финансовой сфере.
ОАО «РЖД»
Крупнейшая транспортная компания приняла участие во множестве финансовых проектов. Прежде всего она является совладельцем «КИТ Финанс», где РЖД принадлежат 19,29 % акций. Банк был основан еще в 1992 году и успешно работает по сегодняшний день, реализуя услуги для юридических лиц, занимается корпоративным кредитованием, обслуживанием физических лиц.
Все работники РЖД получают пенсию и проводят отчисления в негосударственный фонд «Благосостояние». За десятилетие работы фонд доказал, что ему можно доверять.
ОАО «ВТБ»
С 2009 года крупнейший российский банк владеет компанией ПАО «Галс-Девелопмент». Это первая в России компания развития, которая занимается возведением жилых и нежилых комплексов.
Рекорд строительства был достигнут в 2014 году, когда фирме удалось ввести в эксплуатацию более 200 тыс. кв. метров. Прежде всего это «Детский мир» на Лубянке, огромный комплекс в курортной зоне «Камелия» (г. Сочи) и квартал элитного жилья «Литератор».
Но для банка ВТБ это не единственные непрофильные активы. Стоимость активов финансовой организации исчисляется миллионами, и прежде всего за счет собственности в газовой отрасли.
Выделение непрофильных активов
Как видно из вышеперечисленных примеров, непрофильные активы могут как выделяться внутри компании, так и появляться извне. Если у руководства возникла идея обзавестись дополнительным источником дохода, оно должно проанализировать следующие этапы:
Выводы
Непрофильные активы компаний
neprofilnye_aktivy_kompaniy.jpg
Похожие публикации
Непрофильные активы предприятия — это имущество, не соответствующее профилю организации и используемое в деятельности, не связанной с основным производством. Разберемся, что они представляют собой, и какие проблемы или выгоды получает фирма, владея подобными активами.
Непрофильные активы организации: понятие
Изначально подобным термином именовали не участвовавшее в основном производстве имущество, в частности, объекты инфраструктуры – жилищный фонд, детские сады, больницы, профилактории, базы отдыха и пр. Позднее этот перечень стали пополнять активы, не относящиеся, по усмотрению руководства, к производству напрямую, к примеру, обслуживающие производства, или же активы, экономическая польза от которых не ожидается. Непрофильные активы компаний (НА) могут образовываться и в связи с изменением стратегии, например, при закрытии какого-либо направления бизнеса, имущество, используемое в этой деятельности ранее, также становится непрофильным.
Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 № 894-р (ред. от 29.07.2020) утверждены Методические указания по выявлению/отчуждению непрофильных активов в компаниях с госучастием, превышающим 50%, которые определяют само понятие этих активов и критерии их отнесения к непрофильным, а приказ Росимущества № 526 от 30.12.2014 определил критерии, по которым идентифицируют непрофильные активы в федеральных учреждениях и казенных предприятиях.
Непрофильными могут выступать любые активы – недвижимость, транспорт, спецтехника, оборудование, товары народного потребления. Выделение такого имущества в отдельную категорию дает возможность предприятию проанализировать состояние фирмы, наметить пути приостановления роста издержек на содержание НА.
Реестр непрофильных активов
Для обеспечения собственников компании и других заинтересованных лиц достоверной информацией о наличии бездействующего имущества и возможных вариантах минимизации издержек по его содержанию формируют реестр непрофильных активов, включающий основные сведения – балансовую стоимость, предполагаемое действие, по отношению к каждому объекту, другую информацию, с помощью которой принимается решение о дальнейшей судьбе НА и разработке оптимального способа работы с ними.
Подобные реестры формируют и публикуют на своих сайтах все крупнейшие компании и группы компаний, привлекая таким образом потенциальных приобретателей и арендаторов. Проблема непрофильных активов задела и компании с государственным участием в них. Учитывая, что государство является крупнейшим акционером на отечественном рынке, а доля компаний, где оно владеет существенной долей акций, весьма высока, можно отмечать тенденцию вычленения непрофильных активов РФ для их последующей продажи или реструктуризации. К примеру, все филиалы ОАО «РЖД» передали большую часть объектов здравоохранения, образования и социального назначения на балансы тех регионов, в которых эти объекты располагаются.
Что делать с непрофильными активами
В большинстве случаев от непрофильных активов предприятия стараются избавиться, реализуя его, либо передавая другим структурам. Стратегия избавления от НА, как правило, наиболее верная для имущества, не имеющего ценности для компании, но обладающего спросом на рынке. Например, непрофильные активы лизинговых компаний можно довольно быстро и выгодно реализовать, прибегнув к аукционам, периодически устраиваемым на различных онлайн-площадках.
Не всегда стоит спешить с продажей НА. Иногда более приемлемым считается перепрофилирование активов для управления ими. Удобными вариантами в разных ситуациях могут стать:
Каждое предприятие, имеющее на балансе непрофильные активы, самостоятельно решает, как в дальнейшем будет использовать такое имущество. Выбирая наиболее оптимальный способ управления НА необходимо тщательно исследовать их рентабельность, финансовые показатели и риски, сопровождающие ликвидацию, продажу или другие операции с НА. При этом следует соблюдать установленный порядок.
К примеру, непрофильные активы АО с госучастием, устанавливаются и отчуждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Распоряжением Правительства от № 894-р, по разработанному порядку. Вначале проводится анализ использования активов в основной деятельности (согласно критериям, приведенным в приложениях к Методрекомендациям), затем разрабатывается программа отчуждения НА, при этом каждая единица учета, признанная непрофильной, включается в реестр НА, составляется план реализации. Все эти документы утверждает совет директоров, он же принимает решение о реализации или реструктуризации, опираясь на грамотное финансовое обоснование действий по отношению к каждому объекту НА.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Что такое непрофильные активы банка?
Кредиты – это основа существования банковской системы. А для их обеспечения требуется залог. При неудачном стечении обстоятельств он, в конечном итоге, может стать непрофильным активом. Забирая залог, банк должен что-то с ним сделать, чтобы если не компенсировать все свои расходы, то хотя бы свести их к минимуму.
Определение
Под непрофильными активами, в общем смысле этой фразы, понимают все, что есть на балансе предприятия, но не приносит ему доход и никак не влияет на эффективность работы. Например, это может быть станок, который фактически не используется и в дальнейшем не будет. Если от него избавиться, то это никак не скажется на последующей деятельности. Не стоит путать с такими активами, которые применяются, хоть и редко, или не неся непосредственной пользы, все же оказывают влияние на работу предприятия. Но с банками ситуация несколько иная. Там непрофильные активы – это машины, квартиры, предметы быта и другое имущество, представляющее ценность. Его можно продать и что-то выручить, чем собственно такие финансовые организации и занимаются. Все активы разделяются на две категории:
Признаки
Существует пять основных параметров, позволяющих определить, насколько тот или иной актив может считаться непрофильным:
Если что-то, находящееся на балансе, отвечает данным показателям (возможно, даже не всем), то с большой долей вероятности оно не нужно компании.
Непрофильные активы банка
Финансовые организации, несмотря на значительные прибыли, получаемые в результате своей деятельности, нередко несут и существенные расходы. Например, выдача кредита под залог недвижимости – достаточно серьезное вложение. Банк рискует вообще не получить своих денег, если заемщик решит, что проще отдать квартиру или дом, чем долгие годы возвращать не только то, что взял, но еще и платить проценты. Может показаться, что в этом случае финансовая организация продаст помещение и вернут себе все потраченное, но это не совсем верно. С действительно дорогостоящими объектами редко когда возникают проблемы. Они, как правило, случаются именно с тем, что продать или сложно, или вообще невозможно. И вот в такой ситуации, на балансе банка «зависает» непрофильный актив, на который нужно тратить деньги. В противном случае его цена упадет еще ниже. Избавиться от него очень непросто. В конечном итоге в результате аукционов и торгов стоимость уменьшается до того уровня, на котором объект уже готовы приобрести. Вырученные за это деньги лишь в редких случаях окупают затраты.
Преимущества и недостатки
Как уже стало понятно из всего сказанного выше, непрофильные активы для банка практически всегда бывают убыточны. Это их главный недостаток. Однако без них работа финансовой системы была бы невозможной. Не имея стимула отдавать кредит (а именно в таком виде обычно выступает залог), должники бы всеми возможными способами уклонялись от таких выплат. И в этом заключается преимущество. Подразумевается, что такой объект намного ценнее для клиента, чем для банка, и он будет всеми силами исключать возможность его утери, как, собственно, обычно и происходит.
Продажа
Реализация непрофильных активов – это сложнейший процесс, который, ко всему прочему, еще и противозаконный. По крайней мере – для банков. В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности», такие организации не имеют права заниматься торговлей. То есть, даже имея «на руках» объект, избавиться от него практически невозможно. Разумеется, государство понимает всю «двоякость» такого подхода и сквозь пальцы смотрит на нарушения, но даже в таком деле лучше перестраховаться. Чаще всего продажа залога производится еще до того момента, как он «упадет» на баланс и станет непрофильным активом. Однако, без разрешения его фактического собственника-должника это невозможно, что и становится основным препятствием. В такой ситуации банк создает отдельное юридическое лицо, которое уже занимается именно реализацией в соответствии с законодательством и в рамках договоренностей передает ему непрофильные активы. Схема сложная, спорная и неудобная, но других вариантов пока нет.
Управление непрофильными активами
После получения в собственность такого объекта банк имеет право сохранять его состояние или улучшать его. Лишь в редких случаях, когда дело того стоит, можно перевести этот актив в профильные и использовать по назначению или так, как это удобно. Поиск покупателей может затягиваться на длительный срок и все это время нужно платить налоги, а также любые другие предусмотренные платежи, что вряд ли положительно скажется на состоянии финансовой организации. Только когда желающие приобрести непрофильный актив найдены, можно проводить торги или другим образом заниматься реализацией. Выглядит это все следующим образом: сначала у банка появляется какой-то объект, который нужно продать. Далее, информация об этом размещается на сайтах, в газетах и т. д. Цель – найти потенциальных покупателей. Если их несколько, то потом проводится аукцион, где частные или юридические лица предлагают свои цены. Кто даст больше – тот и забирает непрофильный актив.
К слову, на этой основе нередко используются мошеннические схемы, при которых стоимость не увеличивается, а уменьшается. Один покупатель предлагает другим своим подельникам поучаствовать в торгах, но они должны не уменьшать, а увеличивать цену. В результате объект забирают по дешевке, и выглядит все вполне законно.
Денежные средства
Они стоят в реестре непрофильных активов на отдельном месте. С одной стороны, может показаться что с деньгами как раз все очень просто, но на самом деле это не так. В соответствии с действующим законодательством, средства хоть и считаются имуществом, но объектом залога становится не могут. К примеру, кредит под депозит еще не дает права банку самостоятельно списывать суммы со счета для погашения задолженности. Об этом должен быть заключен дополнительный договор (или присутствовать дополнительное соглашение к вкладу). Получается, что, даже имея деньги клиента, финансовая организация все равно ничего не может с ними сделать без его на то разрешения. Более того, она все равно будет начислять проценты за «пользование», что грозит еще большим масштабом потерь. Правда, в большинстве случаев подобный счет подвергается аресту по решению суда и рано или поздно, но переходит в собственность банка. После этого все ограничения снимаются, и деньги идут в счет погашения долга.
Сбербанк
После кризиса 2008 года у многих банков возникли проблемы с непрофильными активами. Сбербанк, как самый крупный из них сполна ощутил на «своей шкуре», что значит управлять огромным количеством всевозможных объектов, львиная доля которых требует затрат на содержание, но не дает прибыли. Около года велся поиск возможного выхода, и в конечном итоге было создано АО «Российский аукционный дом». Компания активно взялась за распродажу всего непрофильного, причем не только у Сбербанка, но и многих других организаций по всей стране. Такой достаточно простой вариант стал примером для остальных. Сейчас в структуру Сбербанка входит огромное количество всевозможных дочерних предприятий, оказывающих населения большой перечень услуг. Судя по последним данным, уже в ближайшем будущем эта же компания возьмет на себя часть функций МФЦ. Например, будет выдавать паспорта.
Газпром
Кто не слышал об этой корпорации. Но и у нее есть проблемы с непрофильными активами. Газпром состоит из множества разных компаний, так что найти одну, которая бы занялась реализацией не составило труда. Это помогло корпорации удержаться на рынке и избавиться от всего ненужного. Сейчас она активно развивается и захватывает все новые и новые сферы рынка. Например, сравнительно недавно был создан негосударственный пенсионный фонд, в котором у Газпрома более 40% акций. Разумеется, факт избавления от непрофильных активов не мог слишком сильно сказаться на Газпроме. Тем не менее свою лепту их продажа внесла.
Заключение
Большинство предприятий, компаний, фирм и организаций в процессе своей деятельности обрастает ненужным имуществом. Вполне вероятно, в какой-то момент оно и было востребовано, но впоследствии стало ненужным. Избавляться от него не только можно, но и нужно. Это поможет заработать, очистить баланс и так далее. Для банков это особенно актуально, так как они стремятся максимально оптимизировать все свои расходы. В этом деле непрофильные активы являются серьезной помехой. Кроме того, у банка они обычно выражаются в достаточно дорогих объектах, которые можно выгодно реализовать.