непорочное зачатие что это простыми словами
Догмат о непорочном зачатии
«Царственная Дева, облеченная истинной славой и достоинством, не нуждается еще в какой-то ложной славе»
Бернард Клервоский. Ad canonicos Lugdunenses, de conceptione s. Mariae.
Некоторые люди, обманываясь сходством словесных выражений или ложной ассоциацией идей, смешивают учение Римской Церкви о непорочном зачатии Марии с догматом о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа. Первое из этих учений, представляя собой нововведение римского католицизма, относится к рождению Самой Пресвятой Девы, тогда как второе, общее сокровище христианской веры, касается Рождества нашего Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».
Учение о непорочном зачатии берет свое начало в том особом почитании, которое некоторые духовные круги отделившегося Запада стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII в. Оно было провозглашено «богооткровенной истиной» 8 декабря 1854 г. папой Пием IX motu proprio (без созыва Собора). Этот новый догмат был принят с намерением прославить Пресвятую Деву, Которая как орудие воплощения нашего Господа становится Соучастницей нашего искупления. По этому учению Она якобы пользуется особой привилегией – быть неподверженной первородному греху с момента Своего зачатия Ее родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать, которая соделала Ее, так сказать, как бы искупленной до подвига искупления, Ей якобы была дарована в предвидении будущей заслуги Ее Сына. Для того чтобы воплотиться и стать «совершенным человеком», Божественное Слово нуждалось в совершенной природе, не зараженной грехом; надо было, следовательно, чтобы сосуд, из которого Он воспринимал Свое человечество, был чист от всякой скверны, заранее очищен. Отсюда, по мнению римских богословов, вытекает необходимость даровать Пресвятой Деве, хотя и зачатой естественным путем, как и всякое человеческое создание, особую привилегию, поставив Ее вне потомства Адамова и освободив от первородной вины, общей для всего человеческого рода. В самом деле, согласно новому римскому догмату, Пресвятая Дева якобы приобщилась уже от утробы матери к состоянию первого человека до грехопадения.
Православная Церковь, которая всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов – «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»,– никогда не допускала,– по крайней мере, в том значении, которое этому придает Римская Церковь,– догмата о непорочном зачатии. Определение «привилегия, дарованная Пресвятой Деве ввиду будущей заслуги Ее Сына» противно духу православного христианства; оно не может принять этот крайний юридизм, который стирает действительный характер подвига нашего искупления и видит в нем только лишь отвлеченную заслугу Христа, вменяемую человеческому лицу до страдания и воскресения Христова, даже до Его воплощения, и это по особому Божиему произволению. Если Пресвятая Дева могла пользоваться последствиями искупления до искупительного подвига Христова, то не видно, почему бы эта привилегия не могла быть распространена и на других людей, например на весь род Христов, на все то потомство Адамово, которое способствовало из поколения в поколение приготовлению человеческой природы к тому, чтобы она затем была воспринята Словом в утробе Марии. В самом деле, это было бы логично и соответствовало бы нашему представлению о благости Божией, однако абсурдность подобного предположения совершенно очевидна: человечество пользуется своего рода «судебным постановлением об отсутствии состава преступления», несмотря на свое грехопадение, спасается заранее и все же ожидает подвига своего спасения от Христа. То, что кажется абсурдным по отношению ко всему человечеству, жившему до Христа, не менее абсурдно, когда речь идет об одном человеке. Эта бессмыслица становится в таком случае еще более очевидной: дабы подвиг искупления мог совершиться для всего человечества, нужно было, чтобы он предварительно совершился для одного его члена. Иначе говоря, для того чтобы искупление имело место, нужно было, чтобы оно уже существовало, чтобы кто-то заранее воспользовался его плодами.
Нам, конечно, могут возразить, что это законно, когда речь, идет о таком исключительном создании, как Пресвятая Дева, Которой было предназначено послужить орудием для воплощения и тем самым для искупления. В некоторой мере это правильно: Дева, беспорочно родившая Слово, истинного Бога и истинного Человека, не была обыкновенным созданием. Но можно ли Ее полностью отделить, с момента Ее зачатия Иоакимом и Анной, от остальной части потомства Адамова? Изолируя Ее таким образом, не подвергаемся ли мы риску обесценить всю историю человечества до Христа, уничтожить само значение Ветхого Завета, который был мессианским ожиданием постепенным приготовлением человечества к воплощению Слова? Действительно, если воплощение было обусловлено только лишь привилегией, дарованной Пресвятой Деве «ввиду будущей заслуги Ее Сына», то пришествие Мессии в мир могло совершиться в любой другой момент человеческой истории; в любой момент Бог особым произволением, зависящим только от Его Божественной воли, мог создать непорочное орудие Своего воплощения, не считаясь с человеческой свободой в судьбах падшего мира. Однако история Ветхого Завета нас учит другому: добровольная жертва Авраама, страдание Иова, подвиги пророков, наконец, вся история избранного народа с его взлетами и падениями не являются только собранием прообразов Христа, но также и непрестанным испытанием человеческой свободы, отвечающей на Божественный призыв, предоставляющей Богу в этом медленном и трудном продвижении человеческие условия, необходимые для выполнения Его обетования.
Вся библейская история раскрывается, таким образом, как приуготовление человечества к воплощению, к той «полноте времен», когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из Ее уст согласие человечества на то, чтобы Слово стало плотию: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему».
Православная Церковь отвергает римско-католическое истолкование непорочного зачатия. Однако она прославляет Пресвятую Деву, величая Ее «Пренепорочной», «Нескверной», «Пречистой». Святой Ефрем Сирин (IV в.) даже говорит: «Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едино святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха». Но как же это возможно вне юридических рамок (привилегия исключения) догмата о непорочном зачатии?
Прежде всего нужно делать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человечества, начиная с Адама, и тем же грехом, силою зла, проявляющегося в природе падшего человечества; точно так же нужно делать различие между общей для всего человечества природой и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех. Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия.
Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова.
Православная Церковь, чуждая этого отвращения к тому, что относится к плотской природе, не знает искусственного различия между «активным зачатием» и «пассивным зачатием». Прославляя зачатие Рождества Пресвятой Девы и святого Иоанна Крестителя, она свидетельствует о чудесном характере этих рождений, она почитает целомудренный союз родителей, в то же самое время как и святость их плодов. Для Пресвятой Девы, как и для Иоанна Крестителя, эта святость не заключается в какой-то абстрактной привилегии невиновности, а в реальном изменении человеческой природы, постепенно очищенной и возвышенной благодатью в предшествовавших поколениях. Это непрестанное возвышение нашей природы, предназначенной стать природой воплотившегося Сына Божия, продолжается и в жизни Марии; праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Предание свидетельствует об этом непрерывном Ее освящении, об этом охранении Ее Божественной благодатью от всякой скверны греха. Освящение Пресвятой Девы завершается в момент Благовещения, когда Дух Святой соделал Ее способной для непорочного зачатия в полном значении этого слова – девственного зачатия Сына Божия, ставшего Сыном человеческим.
Примечание к новому опубликованию статьи «Догмат о непорочном зачатии»
Написанное более двенадцати лет тому назад это маленькое разъяснение относительно римско-католического догмата о непорочном зачатии должно было бы быть полностью переделано и значительно развито. Надеясь это когда-либо осуществить, мы удовольствуемся пока, дабы не задерживать его напечатания, тем, что дополним текст этого краткого обзора двумя замечаниями, которые должны рассеять некоторые недоразумения.
1) Некоторые православные, движимые весьма понятным чувством ревности к Истине, считают себя обязанными отрицать подлинность явления Божией Матери Бернадетте и отказываются признавать проявления благодати в Лурде под тем предлогом, что эти духовные явления служат подтверждению мариологического догмата, чуждого христианскому Преданию. Мы полагаем, что такое их отношение к этому не оправданно, ибо оно происходит из-за недостаточности различия между фактом религиозного порядка и его вероучительным использованием Римской Церковью. Прежде чем выносить отрицательное суждение по поводу явления Божией Матери в Лурде, подвергаясь риску совершить грех против беспредельной благодати Духа Святого было бы более осторожным и более правильным рассмотреть с духовной трезвостью и религиозным вниманием слова, услышанные юной Бернадеттой, равно как и те обстоятельства, при которых эти слова были к ней обращены. За весь период Ее пятнадцати явлений в Лурде Пресвятая Дева говорила один только раз, назвав Себя. Она сказала «Я есмь Непорочное Зачатие». Однако эти слова были произнесены 25 марта 1858 года, в праздник Благовещения. Их прямое значение остается ясным для тех, кто не обязан их истолковывать вопреки здравому богословию и правилам грамматики: непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы.
2) Римско-католические авторы часто настаивают на том факте, что учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы явно или неявно признавалось многими православными богословами, особенно в XVII и XVIII вв. Внушительные списки богословских учебников, составленных в ту эпоху, в большинстве случаев на юге России, действительно свидетельствуют, до какой степени богословское преподавание в Киевской академии и в других школах Украины, Галиции, Литвы и Белоруссии было проникнуто темами, присущими вероучению и благочестию Римской Церкви. Хотя православные люди этих пограничных областей и защищали героически свою веру, но они неизбежно испытывали на себе влияние своих римско-католических противников, ибо принадлежали к одному и тому же миру культуры барокко, с ее особыми формами благочестия.
Известно, что «латинизированное» богословие украинцев вызвало догматический скандал в Москве в конце XVII в. по поводу эпиклезиса. Тема непорочного зачатия тем более легко воспринималась, что она находила себе выражение скорее в благочестии, чем в каком-либо определенном богословском учении. В этой-то форме благочестия и можно найти некоторые следы римской мариологии в писаниях святого Димитрия Ростовского, русского святителя украинского происхождения и воспитания. Это только одно значительное имя среди богословских «авторитетов», на которых обычно ссылаются, дабы показать, что догмат о непорочном зачатии Марии приемлем для православных. Мы не станем составлять, в свою очередь, списка (несколько более значительного!) богословов Римской Церкви, мариологическая мысль которых решительно противится учению, век тому назад превращенному в догмат. Довольно будет привести одно имя – имя Фомы Аквинского, дабы установить, что догмат 1854 г. идет вразрез со всем тем, что есть наиболее здорового в богословском предании отделившегося Запада. Для этого надо прочесть места из толкования к «Сентенциям» (I, III, д. 3, q. 1. art. 1 et 2; q. 4, art. 1) и из «Суммы богословия» (III а, q. 27), так же как и из других писаний, где ангелический учитель трактует вопрос о непорочном зачатии Пресвятой Девы: там можно найти пример трезвого и точного богословского суждения, ясной мысли, умеющей использовать тексты западных отцов (блаженного Августина) и восточных (святого Иоанна Дамаскина), чтобы показать истинную славу Пресвятой Девы, Матери нашего Бога. Вот уже сто лет, как эти мариологические страницы Фомы Аквинского находятся под запретной печатью для римско-католических богословов, обязанных следовать «генеральной линии», но они не перестанут служить свидетельством об общем Предании для тех православных, которые умеют ценить богословское сокровище своих отдалившихся братьев.
Editions Jugie. Patrologia orientalis, XIX, 2.
Вся правда о непорочном зачатии
Непорочное зачатие. Миф или все-таки реальность? Всего известно 16 случаев непорочного зачатия у людей, произошедших в Африке и странах Европы. Врачи считают, что в этих «чудесах» повинна бактерия, которая обычно проживает в организмах насекомых.
Биологи уже давно открыли, что для животного мира непорочное зачатие не редкость. Таким путем размножаются многие беспозвоночные животные, а в некоторых случаях и некоторые виды птиц и ящериц. Это спасает вид от вымирания, если по каким-либо причинам поблизости нет ни одной особи мужского пола.
А судмедэксперты хорошо знают, что при стрессовых ситуациях, влиянии высоких температур и в других экстремальных ситуациях женская яйцеклетка может начать делиться, даже если не оплодотворена. Некоторые ученые даже утверждают, что если женщина предрасположена, то ей может быть достаточно. просто долго попариться в бане, и яйцеклетка начнет превращаться в организм. Правда, скорее всего, она вскоре погибнет.
Как же происходит непорочное зачатие?
В яйцеклетке, готовой к оплодотворению, содержатся 23 хромосомы – носительницы пола. При «непорочном зачатии» 23 женские хромосомы, созревшие для оплодотворения, делятся на две половинки каждая, и в яйцеклетке образуется 46 необходимых для новой жизни хромосом. После этого яйцеклетка может начать дробиться и развивать эмбрион, притом исключительно женского пола.
Врачи считают, что в этих «чудесах» повинна бактерия, которая обычно проживает в организмах насекомых, но может переселиться в человека, стимулируя деление яйцеклетки и образуя зародыш. Бактерия истребляет зародыши мужского пола или же превращает их в женские.
Но среди этих случаев нет-нет да и попадется что-либо необъяснимое, как, например, история с монашкой, которая забеременела через 20 лет, после того как дала обет целомудрия. Кто знает, может, мужчины скоро исчезнут, и женский организм страхуется от подобных катастроф?
Непорочное зачатие
Непоро́чное зача́тие — религиозная концепция, касающаяся зачатия либо бессеменным образом, либо зачатия, при котором на ребёнка не переходит первородный грех. Иногда этот термин употребляют по отношению к мифологическим сюжетам (зачатие Персея Данаей от Зевса, принявшего вид золотого дождя).
Содержание
Христианство
В русскоязычной христианской литературе понятие «непорочное зачатие» употребляется по отношению к двум совершенно разным доктринам. Совпадение терминов специфично для русского языка, в большинстве мировых языков соответствующие доктрины имеют разное название.
Непорочное зачатие Иисуса Христа
Доктрина непорочного зачатия (лат. Virginalis Conceptio ), согласно которой Мария чудесным образом зачала Иисуса Христа, при этом оставаясь девственницей. Непорочное зачатие Иисуса разделяется всеми христианскими конфессиями.
Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…».
В некоторых источниках встречается наименование «бессеменное зачатие»:
Известно также скептическое отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия неискусомужной Девой. С точки зрения науки и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не является невозможным для Него…Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение [1] |
Непорочное зачатие Девы Марии
Католическая доктрина (лат. Immaculata Conceptio ), согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Неё не перешёл первородный грех. Догмат был установлен в 1854 году и признаётся только католиками. Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.
Другие религии
Непорочное зачатие что это простыми словами
«Аналитическая газета «Секретные исследования»
В письме секретарю общества Ливенгук докладывал, что живчики-анимакули снабжены хвостами. И далее: «Потом я нередко наблюдал вещество того же рода [мужское семя] и тотчас же открывал под микроскопом такое множество живых анимакулей, что приходилось их тысячи на одну песчинку… Вскоре мне показалось, что я различаю в телах анимакулей даже отдельные органы… Если тебе, знатнейший муж, покажется, что эти мои наблюдения будут оскорбительны для ученых, я хочу просить тебя, рассмотрев все, сообщить другим только то, что найдешь нужным. Будь здоров, муж ученейший…»
Так в науке на долгое время стала догмой новая концепция: что, мол, без живчиков-анимакулей отца никакое зарождение жизни невозможно. Эту концепцию в известной мере разделяла Церковь, противопоставляя непорочному зачатию Иисуса Христа наше бренное зачатие от анимакулей. Тут, как говорится, воззрения религии и науки хоть в чем-то сошлись.
НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ В ПРИРОДЕ
Как-то раз известнейший ученый Европы Рене Реомюр получил письмо от генерального инспектора шелководства Сардинии Констанса де Кастелле. Тот сообщал ему о факте столь же неожиданном, как и необъяснимом. Он обнаружил, что через много дней после массового выхода гусениц тутового шелкопряда в одной из ячеек шевелятся червячки. Однако эта кладка была снесена заведомо неоплодотворенной бабочкой, в чем генеральный инспектор был абсолютно уверен. Значит, речь шла о «непорочном зачатии у шелкопряда»!
Сей ответ, видимо, во многом определялся и тем, что почти все ученые той поры (включая Реомюра) были верующими людьми и всегда помнили слова Библии: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». И если так, то выходит, заключая по аналогии, что и червь шелкопряда… В общем, сплошное святотатство получается…
ИГОЛКА В РОЛИ СВЯТОГО ДУХА
Тихомиров знал, что оплодотворенные яйца шелкопряда, отложенные летом, ждут в спячке весны, чтобы дать гусениц. Но если их побеспокоить (например, просто потереть щеткой), то они пробуждаются и развиваются осенью и зимой. То есть, на любое раздражение они отвечают развитием.
В итоге в 1886 году Тихомиров опубликовал в Италии статью, где рассказал, что многие раздражители (ток, кислота, высокая температура и т.д.) могут заменить оплодотворение яиц тутового шелкопряда. Статью мало кто заметил, хотя в ней сообщалось об открытии мирового значения.
К сожалению, сам Тихомиров в скором времени забросил свои исследования, и проблема была снова забыта на несколько десятков лет.
Следующим серьезным шагом вперед стала вышедшая в начале ХХ века книга Жака Леба «Искусственный партеногенез», содержащая тысячи фактов и наблюдений. Леб проводил опыты с обитателями моря и получал, например, потомство из неоплодотворенных яиц морских ежей и других морских существ. Его вывод такой: «На сперматозоид нельзя смотреть, как это делалось раньше, как на причину развития. Он только ускоритель процессов, которые могут совершаться и без него. Он действует как катализатор в химической реакции».
А. Метью вызывал развитие яиц морской звезды многократным встряхиванием.
Э. Батайон вывел «безродных» головастиков, используя в качестве «Святого Духа» иголку: он укалывал поверхность неоплодотворенных лягушачьих яиц острой иглой, смоченной свежей кровью лягушки.
Камера запечатлела хромосомы, которые разошлись к полюсам дочерних клеток, собрались в ядрах этих клеток, и вот уже одна клетка дала жизнь не двум, но и четырем, восьми… А последний снимок изображал двух белоснежных крольчих: годовалую мать и двухмесячную дочь. Дочь была абсолютной копией матери (что вызывает аналогии с клонированием). Да и как могло быть иначе, если в появлении этого существа на свет была повинна только мать? Ведь нельзя же отцом считать холод…
Завершалось же сообщение Пинкуса и Шапиро вообще фантастично: «Что же касается человека, то описаны случаи, которые можно отнести к рудиментарному партеногенезу. У женщины, которая умерла от перитонита восемь или десять дней спустя после родов, С. Морель обнаружил в измененных граафовых фолликулах яйцеклетки, которые начали делиться без оплодотворения и уже дали около 50 бластомеров».
То есть, речь идет о непорочном зачатии уже у человека.
Непорочная дева Майя зачала Будду, а непорочная дева Мария родила Христа. В общем, видна тенденция.
Насколько научны эти мифы?
Далее биологи фразу не досказывают, но пишут: «Впрочем, если продолжать «научное» объяснение и дальше, то надо было бы признать, что Христос был женщиной: из-за отсутствия отцовской Y-хромосомы непорочное зачатие у девы Марии могло привести только к рождению существа с половыми хромосомами XX, то есть девочки».
Кстати, что касается упомянутого выше Николая Константиновича Кольцова, директора Института экспериментальной биологии, то он летом 1931 года в Кутаиси на зональной шелководческой станции с размахом продолжил начатые Тихомировым и заброшенные на полпути работы. Но целью его были не только и не столько успехи с шелковичным червем. Теперь задачи ставились масштабные и касались всего народного хозяйства страны. В сборнике «Проблемы животноводства» ученый писал «о возможностях получения партеногенетического потомства у кур-рекордсменок, что позволило бы сохранить продуктивность, присущую материнской линии».
Это прикладное направление в исследовании партеногенеза успешно продолжил ученик Кольцова Б.Л. Астауров, создавший производство «непорочно зачатого» тутового шелкопряда в промышленных масштабах.
Каким же образом тепло (или иной раздражитель) может заменить отца? И что вообще происходит в неоплодотворенной яйцеклетке, когда ей придается толчок к «непорочному» развитию?
Нет ответа. Несмотря на все успехи наук, как признают сами биологи, мы мало куда продвинулись за 100 лет, отделяющих нас от появления книги Леба о партеногенезе.
Даже Леб прекрасно осознавал, что акт зачатия вовсе не исчерпывается тем, что сперма отца приносит в яйцеклетку наследственный материал. Это только полдела. Его контакт с яйцом каким-то неведомым для Леба (и для современных ученых, как они признаются) образом пускает в ход скрытые силы, понуждающие яйцо к делению.
Последнее хорошо известно всем селекционерам, занимающимся выведением чистых пород лошадей, коров, кур, собак, кошек, голубей и т.д. Это факт, на котором, собственно, и стоит вся селекция животных. Теоретического объяснения ему тоже нет до сих пор.
Сей «толчок» происходит вовсе не на молекулярном, физико-химическом уровне. Мало того, он, согласно фактуре телегонии, происходит вообще не во время контакта наследственных материалов отца и матери (ибо такого контакта и не происходит), а ВО ВРЕМЯ ОРГАЗМА. То есть, раньше.
Но какова биологическая функция оргазма? Ее биологи обычно сводят только к выделению наследуемого материала, что, думаю, неверно. При оргазме, полагаю, и происходит как некая запись наследуемого материала на пока не известном нам уровне, так и сам этот искомый «толчок».
Этот вопрос задают ученые, к которому можно добавить и много других. Начиная с главного: а зачем тогда вообще тут эволюционно нужны эти самцы?
Американские ученые Э. Басс и М. Олсек, исследуя индюшек, пришли к выводу, что у них естественный партеногенез является заболеванием, вызываемым вирусом. Что уже многих других ученых заставило вспомнить о раке: в обоих случаях вирус стимулирует деление клетки и последующее развитие ткани. Эту аналогию находил еще Кольцов.
Так загадка становится еще более загадочной: за ней стоят еще не познанные законы жизни.
Судя по всему, нет оснований полагать, что мы приблизимся к решению этой загадки в ближайшие столетия. Главная проблема в том, что при том варианте устройстве мира, где мы виртуальны, мы вообще никогда не получим точный ответ на интересующие нас вопросы.