нельзя разрывать то что соединено богом

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 11-я по Пятидесятнице

И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Фарисеи спрашивают Господа: «Позволительно ли человеку разводиться с женой своей?» Они спрашивают, искушая Его, – а не для того, чтобы научиться от Него. Если Он выступит против развода, они постараются настроить против Него народ, который ревниво отнесется к попыткам ограничить его свободу. Они скажут, что Он – противник Закона Моисеева, позволявшего им развод. Их вопрос: «По всякой ли причине позволительно разводиться?» Не только по причине супружеской неверности, но по всякой причине, которую человек найдет достаточным основанием для развода? Хотя они хотят искусить Господа, Он дает им простой и ясный ответ: если муж и жена волей Божией соединены в таинственнейший и теснейший союз, они не могут легко и по всякому поводу расходиться.

Господь обращает внимание фарисеев на то, что они знают из Писания. Он хочет возвратить их к самому началу, к Божественному замыслу творения. В начале, говорит Он, Бог сотворил Адама и Еву, мужчину и женщину. С неизбежностью, самими обстоятельствами творения, Адам и Ева были созданы друг для друга и ни для кого другого. Их союз был полным и неразрушимым. И они, говорит Христос, являют образ и символ всех будущих браков. Все, вступившие в брак, – продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым.

Мысль Спасителя ясна. В случае Адама и Евы развод был не только нежелательным, он был совершенно невозможным – по той простой причине, что не было больше никого, с кем они могли бы вступить в брак. Ева была взята из ребра Адамова, и отделить ее от себя было как отделить часть себя. Так Христос утверждает принцип, что всякий развод есть грех. «Посему оставит человек отца и мать». Отношения между мужем и женой теснее, чем между родителями и детьми. Если отношения между родителями и детьми не могут быть с легкостью разорваны, тем более – брачные отношения. Может ли ребенок оставить своих родителей, или родители – своих детей по всякой причине, по любой причине? Нет, ни за что, это означало бы конец человеческого рода.

«И будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Брак – это одна жизнь на двоих. Он дается не для того, чтобы два человека делали только что-то одно вместе, но чтобы они делали вместе все. Идеал брака – чтобы два человека обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Не напрасно говорит муж о жене и жена о муже: «моя половина». Это союз двух личностей, дополняющих друг друга. Потому чтобы брак был счастливым, надо чтобы супруги всегда думали больше друг о друге, чем о себе. Себялюбие убивает все личные отношения, и нигде это так не видно, как в браке. Подлинное основание брака – любовь, но не та только естественная, которая может тускнеть, а та, от Христа Бога принятая в таинстве, благодаря которой, забывая себя, мы обретаем себя, и, теряя себя, мы становимся самими собой.

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Муж и жена соединены Божиим соединением. Сам Бог установил этот союз. Хотя брак существует не только в Церкви, но среди всех людей, подлинное бракосочетание совершается там, где оно освящается словом Божиим и молитвой. В будущем это станет таинством Церкви. Муж и жена, соединенные Богом, не должны быть разлучены людьми. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» – в случае, когда он хочет освободиться от нее. Господь дает обоснование против развода, ссылаясь на Писание. Они же хотят оправдать развод Писанием. Кажущиеся противоречия в слове Божием – камень преткновения для людей с развращенным умом. Они называют позволение Моисея заповедью, потому что для живущих по плоти дай палец – они руку откусят. Христос объясняет им, почему Моисей вынужден был в исключительных случаях допустить развод: «по жестокосердию вашему, а сначала не было так». Ожесточение иудеев против Бога и жестокосердие их в отношениях с другими людьми, в особенности против собственных жен, хорошо известно из Писания. Лучше развод, чем ненависть, доходящая до смертоубийства. Закон Моисея должен был считаться с жестокосердием людей, а благая весть Христова исцеляет его. Закон дает познание греха, а благодать Христова – победу над ним.

«Но Я говорю вам, – говорит Христос, – кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Развод недопустим, потому что двое одна плоть. Но если жена допускает неверность, она становится одною плотью с прелюбодеем, и брачный союз перестает существовать. Во всех остальных случаях, говорит Господь, давая прямой ответ на вопрос фарисеев, развод беззаконен. Не было бы причин для развода, если бы супруги научились терпению и прощению – во взаимной любви. Если бы мужья любили своих жен, а жены повиновались своим мужьям и жили бы с ними как сонаследницы благодатной жизни.

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Поврежденное грехом естество не терпит ограничений. Но если брак – иго и крест, из этого не следует, что мы должны отвергать его. Когда этот крест дается нам, мы должны нести его с любовью, кротостью и терпением. И тогда развод будет самым ненужным и самым нежеланным, что только может быть на свете. Потому что нам дано будет узнать, почему Апостол говорит о браке: «Тайна сия велика есть».

Лучше не жениться? «Не все вмещают слово сие, – говорит Своим ученикам Христос, – но кому дано». Те, кто имеет от Бога этот дар, поступают лучше, если остаются одни. Умножение благодати лучше, чем умножение семьи, и общение с Отцом и Сыном и Святым Духом должно предпочитать всякому иному общению. Христос должен быть дороже для нас всего на свете. Но Он не позволяет, чтобы кто-то охуждал брак, ибо «не все вмещают слово сие». «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Даром благодати Христовой они отказались от брака ради Царства Небесного. Они исполнились святого равнодушия ко всем утешениям брачной жизни. Они – те, кто может это слово Господне вместить. Благодарение Богу, что в мире есть те, кто вольно принял на себя обеты целомудрия, воздержания, послушания, нищеты. Это путь – не для всех, но мир был бы намного беднее, если бы в нем не было тех, кто все оставляет ради любви ко Христу. Но призвание к монашеству должно быть дано от Бога. Ибо никто не может принять его, но только те, кому дано. Никто не может жить по заповедям Христовым без Христа. Но дары Божии различны. Этот путь должен быть избран ради Царства Небесного. Когда его предпочитают ради всецелого служения Богу, тогда он получает Божие благословение. Нет ничего лучшего для человека, чем уготовление своей души для Царства Небесного и хранения себя ради него.

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 30-й седмицы по Пятидесятнице

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Иисуса: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Во времена земной жизни Христа иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим это в сегодняшнем Евангелии, их мнения по этому предмету разделялись. Потому они и вопрошают Христа.

Для Господа не может быть никакой неясности в этом вопросе. Он непрестанно свидетельствует о жизни после смерти. И теперь Господь спокойно и решительно отметает возражения саддукеев, изобретенные ими по этому поводу: женщина, которая последовательно выходила замуж за семь разных людей, чьей женой она будет в будущей жизни? В том-то и дело, что жизнь будущего века будет совершенно отличаться от нынешнего: в том веке ни женятся, ни замуж не выходят, не умирают и умереть уже не могут. «Ибо они подобны Ангелам, — говорит Христос, — будучи сынами воскресения. Они — сыны Божии вовеки».

Христос утверждает истину воскресения. Но Он не доказывает ее. А возможно ли в принципе ее доказать? Никто еще не проникал за пределы смерти, чтобы вернуться оттуда на землю. Никто, кроме Христа и Божией Матери, не воскресал еще из мертвых в славе будущего века, чтобы свидетельствовать об этом. Однако Христос ссылается на Священное Писание и предлагает его как доказательство. Разве Бог, говоря с Моисеем при купине, не назвал Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова»? «Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, — говорит Христос, — ибо у Него все живы».

Что это значит? Это значит, что свидетельство воскресения — в Самом Боге и в той непостижимой связи, которую Он восхотел создать между Собой и человеком. Бог есть абсолютная полнота жизни, то есть познания и любви. И эту жизнь Он восхотел разделить с человеком, которому Он дает познавать и любить Себя. Ибо творение, до такой степени соединенное с Богом, до такой степени принадлежащее Богу, что и Бог принадлежит ему, не может перестать существовать. Оно участвует в полноте жизни, воспринятой от Бога. В любви Бога оно не может не жить вечно. Поистине, Бог есть Бог живых, ибо все живы Им. Доказательство воскресения — Сам Бог, дающий его — в союзе любви, которой Он соединяет нас с Собою.

Мы слышим также, как Господь вопрошает о тайне Мессии тех, кто хочет одним умом постигнуть непостижимое. Из Писаний ясно, что Христос должен быть Сыном Давидовым. И так же ясно, что Давид называет Мессию своим Господом. Если Он — Сын ему, почему же он называет Его Господом, а если Он Господь ему, какой же Он ему Сын? Мудрецы и книжники и здесь не могут справиться с кажущимся противоречием. Благодарение Богу, благодатью Его нам дано знать, что Христос, оттого что Он Бог, — Он Господь Давиду, а оттого что Он — Человек, Он — Сын Давидов. Тайна Христа, как и тайна Воскресения, постигается только благодатью Духа Святого.

Источник

Как определить, что сочетал Бог?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Давно волнует вопрос, на который, к сожалению, никто не дает ответа, а ведь ясность в этом очень важна! Как мне кажется, очень! Потому что без ясного ответа на этот вопрос люди, последовавшие за Христом, не поймут, как им дальше праведно жить и строить здоровые межполовые отношения в ракурсе брака.

Господь сказал: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» Евангелие от Матфея. Глава 19.

Тогда нужно задать несколько вопросов:

Без ответа на эти вопросы говорить об исполнении заповеди Божией о браке нет смысла, потому что Его воля просто будет не понятой и будут раздражение, обиды на Церковь и прочее ненужное нам всем.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Василий, когда речь идет о толковании Священного Писания, первое, что необходимо сделать, — это обратиться к его толкованиям. Отвечу сразу на 4 вопрос: есть нормальный порядок, при котором люди встречаются, решают, что они хотят всю жизнь быть вместе, затем регистрируют свои отношения и венчаются, испрашивая у Бога благословения на брак. В брак люди вступают добровольно, но если уже вступили, то несут в полноте ответственность за созданный союз, равно как и имеют право в полноте радоваться тому, что дает брак. Любой другой порядок — это искажение этой заданной нормы, а от искажений лучше стараться себя оградить.

О том, что мужчину и женщину сочетает Бог, это имеется в виду, что Он сотворил два пола — мужской и женский, которые соединяются в брачном союзе. Речь в Евангелии не о конкретных парах, а именно о полах. Причем соединяются уже конкретный мужчина и женщина в браке таких образом, чтобы более не разлучаться, не разводиться и других супругов себе не искать. Это нормальный порядок.

Привожу толкование на эту главу святителя Иоанна Златоуста:

«Что же Он им отвечает? Он не сказал: что мя искушаете, лицемери (Мф 22:18)? Хотя после так говорит, но здесь этого не сказал. Почему же? Для того, чтобы вместе с Своим могуществом показать кротость. Он не во всяком случае молчит, чтобы не подумали, что Ему неизвестно; не всегда и обличает, чтобы научить нас, что все должно переносить с кротостью. Как же Он отвечает им? Несте ли чли, яко сотворивый искони мужеский пол и женский сотворил я есть? И рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину, якоже ктому неста два, но плоть едина! еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (ст. 4-6). Подивись мудрости учителя! На вопрос: аще достоит? Он не тотчас отвечал: не должно! чтобы они не возмутились и не наделали шуму; но прежде решительного ответа Он предварительно сделал его уже очевидным, объяснив, что и Его повеление есть заповедь Отца Его, и что Он установил ее, не противореча Моисею, а в полном согласии. Заметь, что Он утверждает Свои слова не только тем, что Бог сотворил мужа и жену, но и заповедью, которую Он произнес после их сотворения; Он не сказал, что Бог только сотворил одного мужчину и одну женщину, но и то, что велел им — одному и одной — между собою соединиться. А если бы Бог хотел, чтоб жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину, и многих женщин. Итак, как образом творения, так и определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединиться навсегда, и никогда не разлучаться. И смотри, как говорит: сотворивый искони, мужеский и женский пол сотворил я есть, то есть: так как они произошли от одного корня, то и должны соединиться в одно тело: будета, говорит, оба в плоть едину. Потом, представляя, как страшно нарушать это повеление, и утверждая закон, не сказал: итак не расторгайте, не разделяйте, но: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Если ты ссылаешься на Моисея, то я указываю на Господа Моисеева, и притом утверждаю древностью установления. Бог искони мужеский пол и женский сотворил я есть. И этот закон есть самый древний (хотя и вводится, по-видимому, теперь только Мною), и установлен с особенным тщанием. Не просто Бог привел мужа к жене, но велел оставить и матерь, и отца; и не просто приказал придти к жене, а прилепиться, самыми словами показывая нерасторжимость. Но и этим не удовольствовался; Он еще потребовал другого соединения, теснейшего: будета, говорит, оба в плоть едину. Таким образом, изложив древний закон, делом и словом установленный, и доказав его достоверность тем, Кто дал его, Он со властью далее изъясняет его, и усиливает словами: сего ради ктому неста два, но плоть едина. Следовательно, как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою — дело беззаконное. И на этом еще не остановился, но в подтверждение указал на Бога, говоря: еже Бог сочета, человек да не разлучает. Этими словами Он показывает, что разводиться — дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону, поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять».

А вот как толкует это блаженный Иероним Стридонский:

Источник

Толкование на От Матфея 19:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 19:6 / Мф 19:6

Евфимий Зигабен (

якоже ктому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает

Якоже ктому неста два, но плоть едина

Прочитав искушающим Божественное повеление, поясняет, что после соединения супруги становятся одним телом. Затем присоединяет и Свое заключение. Он говорит:

Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает

Итак, заключает, что нельзя разводиться с женою, спокойно и убедительно показывая, что развод противен природе и закону, — природе, потому что разделяется одна плоть, а закону, — потому что разъединяются те, которым Бог повелел составлять одно.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

(Мк. 10:8−9). Слова Христа, в рассматриваемом стихе есть вывод из сказанного Им раньше. Оставление мужчиной жены, или развод, противоречит прежде всего природе, потому что при этом “рассекается одна и та же плоть” (Иоанн Златоуст); и, далее, закону Господню, потому что “вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять.” Обращает на себя внимание обстоятельство, что Спаситель не говорит “кого” Бог сочетал, тех человек да не разлучает; но “что” (о) Бог сочетал и проч. Речь, как правильно толкуют это место, не о двух телах, а об одном теле, что и выражается через “что.”

Источник

Глава 19

Христос в пределах Иудеи ( Мф.19:1–2 ). Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака ( Мф.19:3–9 ) и с учениками о безбрачии ( Мф.19:10–12 ). Благословение детей ( Мф.19:13–15 ). Разговор с богатым юношею ( Мф.19:16–22 ) и с учениками об опасностях богатства ( Мф.19:23–26 ). Награды ученикам и последователям Христовым ( Мф.19:27–30 )

«Искушая Его, говорили» и пр.: думая поставить Его в затруднение, или даже обвинить Его за ответ. «Спрашивают: «позволительно» ли (по всякой причине разводиться с женою), думая, что Он забыл Свои слова (в нагорной беседе, Мф.5:31–32 ), и готовясь обратить против Него собственные Его слова и сказать: для чего же Ты говорил прежде не так, если бы Он стал утверждать, что должно отпустить жену, и – противоположить Ему закон Моисеев, если бы Он стал говорить то же, что говорил прежде» (Злат. ср. Феофил.). Сверх сего, фарисеи и народ в то время держались разных мнений относительно этого предмета (ср. прим. к Мф.5:31–32 ). Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, какая бы то причина ни была. Другие, следуя учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод может быть дозволен только в случае прелюбодейства со стороны жены, по всякой другой причине развод не законен. Предлагая этот вопрос, фарисеи ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него приверженцев противоположного мнения, особенно при легкомыслии толпы относительно этого пункта учения. В законе Моисевом ( Втор.24:1 ) позволяется дать жене разводное письмо, если она после брака «не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное».

«Как же Моисей заповедал» и пр.: учение Господа о неразрушимости брака, по-видимому, стояло в противоречии букве закона Моисеева, по которому муж мог разводиться с женою ( Втор.24:1 ), и фарисеи возражают против учения Господа на основании закона Моисеева. Смысл возражения тот, что если законом Моисеевым дозволен развод, то, значит, он не противен и закону Божию, так как закон чрез Моисея дан был самим Богом, а Бог противоречить Себе не может.

«Если такова обязанность» и пр.: «если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою. ибо очень, кажется, несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть неукротимого зверя, соединившись с ним навсегда» (3лат., ср. Феофил.). Ученики держались в отношении сего иудейских понятий, смотрели как на великое преимущество мужчины, – на право отпускать жену с злым характером, и как на несчастье – быть обязанным жить с ней. Итак, они говорят, что если таковы условия брака, как учит Иисус Христос, то лучше человеку вовсе не вступать в брак.

«Чтобы Он возложил на них руки» : у евреев был обычай, когда спрашивали благословение Божие особенное кому-либо, возлагать на голову того руки ( Быт.48:14 ; Мф.9:18 ). Они придавали великую важность молитвам людей благочестивых, угодных Богу, зная из примеров своей истории действенность таковых молитв и будучи убеждены, что приемлющие благословение от святых, или удостоившиеся молитв их за себя, будут счастливы ( Чис.22:6 ; Лк.2:28 ). – «Ученики же возбраняли им» : «из уважения к Иисусу Христу» (Злат.), может быть, полагая, что Он, занятый другими важными делами и возвышенными беседами, отяготится детьми; может быть, думали не развлекать Его сим.

«Какие» : юноша, по смыслу своего вопроса, ожидал, что ему будут указаны какие-либо особенные заповеди, предписывающие особенные какие-либо добродетели. Он «думал, что кроме заповедей закона есть еще другие, которые будут его путеводителями в жизнь вечную. Так сильно было его желание спастися» (Злат.). Но Иисус Христос указывает ему на заповеди десятисловия (некоторые для примера, указывая ими и на другие заповеди десятисловия) и существенную заповедь общую, о любви к ближнему. – «Не убивай» : 6-я заповедь; см. прим. к Мф.5:21 и дал. – «Не прелюбодействуй» : 7-я заповедь; см. прим. к Мф.5:27 и дал. – «Не кради» : 8-я заповедь. Красть – присвоять себе что-либо, принадлежащее ближнему, без его ведома, против его воли. – «Не лжесвидетельствуй» : 9-я заповедь. Лжесвидетельствовать, значит говорить заведомо против совести что-либо ложное, напрасное о ближнем своем, на суде ли то, или в простом разговоре, или в частных доносах. – «Почитай отца и мать» : 5-я заповедь. Воздавай им всякое почтение и уважение на словах и на деле наедине и пред другими, покоряйся их воле, помогай им и покой их и пр. – «Люби ближнего» и пр.: Исх.20:13–16 ; Лев.19:18 ; см. прим. к Мф.5:43 и дал.

«Все сие сохранил я» и пр.: ответ этот показывает, что юноша понимал исполнение заповедей закона совершенно внешне, не понимая духа заповедей и бесконечной задачи заповеди о любви, ибо иначе он не мог сказать, что исполнил все это от самой юности, так как человек не может исполнить сего во всей полноте и глубине, по духу и истине; это – задача бесконечно великая и высокая. Впрочем «немаловажно уже и то, что он почитал себя недокончившим дело своего спасения, а думал, что высказанное им Иисусу недостаточно к получению желаемого» (Злат.). Не так, конечно, думали фарисеи его времени, эти всенародные учители, гордившиеся собственной праведностью и думавшие, что они все уже сделали и не остается у них уже ничего недоконченного ( Лк.18:11–12 ).

«Отошел с печалью» и пр.: оказалось, что богатство было его идолом; он был невольником богатства до такой степени, что ради сохранения его оставил даже Христа и предпочел его жизни вечной, к которой искренно стремился.

«Трудно богатому» и пр.: «Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему» (Злат.). Опасность богатства в деле спасения или нравственного совершенствования лежит не в нем самом, а в том, что грешной природе человека оно представляет множество соблазнов и препятствий к исполнению требований закона и воли Божией, когда человек пристращается к нему. – «Удобнее верблюду» и пр.: это было народное присловие у иудеев, доселе еще употребительное между арабами. Чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайное трудно исполнимо, говорили, что скорее верблюд или слон пролезет в игольные уши, чем то дело сбудется. Впрочем некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, употребляемый корабельщиками при бросании якорей для укрепления корабля» (Феофил.). В том и другом случае не должно, конечно, принимать этих слов в буквальном смысле, ими только показывается невозможность, или необычайная трудность. «Но для чего же сказал Иисус Христос ученикам Своим, что трудно богачу войти в Царство Небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Конечно для того, чтобы научить их не стыдиться бедности, и как бы оправдаться пред ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь» (Злат.).

«Кто же может спастись» : ежели так трудно спастись богатым, которые имеют столько возможности и способов делать добро ближним и тем угодить Богу, то кто же после сего может спастись? Или же: если так трудно спастись богатым, то спасется ли кто из них, – кто из них спасется?

«Многие же будут» и пр.: раздаяние сих наград и воздаяний не зависит от более раннего или более позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности обратившихся, ни от суда людского о первых и последних, ни от личных желаний большей или меньшей степени блаженства, но единственно от воли Божией соответственно вере и добрым делам, так что на том суде иные считающие себя первыми здесь, будут последними там, и наоборот. Может быть, в частности Господь здесь «намекает на иудеев и язычников. Иудеи, бывши некогда первыми, соделались последними; а язычники, прежде последние, стали теперь первыми» (Феофил.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *