неликвиды что это такое простыми словами
Неликвид
Неликвид
Неликвиды или неликвидные активы — оборудование, сырьё, материалы, закупленные и в последующем невостребованные. Неликвиды ухудшают экономические показатели предприятия, поэтому могут распродаваться ниже себестоимости или закупочной цены.
См. также
Смотреть что такое «Неликвид» в других словарях:
неликвид — неликвид … Орфографический словарь-справочник
Неликвид — м. разг. 1. Имущество, которое не может быть использовано в данном предприятии и подлежит ликвидации, продаже Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
НЕЛИКВИД — НЕЛИКВИД, а, муж. (спец.). Имущество, к рое не может быть использовано в данном предприятии и подлежит ликвидации, продаже. Продажа неликвидов. | прил. неликвидный, ая, ое. Н. фонд. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
неликвид — сущ., кол во синонимов: 1 • имущество (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
неликвид — неликвид, неликвиды, неликвида, неликвидов, неликвиду, неликвидам, неликвид, неликвиды, неликвидом, неликвидами, неликвиде, неликвидах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
неликвид — неликв ид, а … Русский орфографический словарь
неликвид — неликви/д, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Неликвид — имущество, которое не может быть использовано на данном предприятии … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
неликвид — не/ликвид/ … Морфемно-орфографический словарь
имущество — Богатство, добро, достаток, достояние, имение, капитал, наследие, наследство, отчина, сбережение, собственность, состояние, стяжание, благосостояние, средства (материальные), наличность, актив; движимость, инвентарь, пожитки, скарб, рухлядь,… … Словарь синонимов
Неликвид на складе: что это такое, что значит неликвидность продукции, определение неликвидных продуктов и материалов
У каждой компании есть неликвид, только они не всегда понимают, что это такое. Руководство часто сталкивается с проблемой сбыта или использования материалов, товаров и иногда даже основных средств. Важно понимать, что именно относится к этому виду запасов и стремиться не допустить их увеличения или возникновения. Реализация такой продукции сопряжена с финансовыми, логистическими и иными затруднениями. Поэтому необходимо заранее продумать алгоритм, по которому можно будет распродать то, что лишь занимает место на складе. Конечно, такой выход доступен не всегда, и завхозы с опытом предлагают также альтернативные способы «ликвидировать» неудачные изделия или сырье. Давайте рассмотрим вопрос подробнее.
«Неликвид»: коротко о главном, что же это значит
Если обратить внимание на классическое понимание определения, то это активы, которые долго не интересны покупателям на рынке. Под это значение подводят товары и материалы, которые нужно было реализовать, но не получилось.
Стоит отметить, что так называют разные вещи. Например, для магазинов, которые предлагают продукцию для широкого круга лиц, 3 месяца – достаточный срок, чтобы считать изделия неликвидными. Можно именовать такой продукт залежалым и не интересным для аудитории.
Для разных сфер понятие востребованности может серьезно разниться. Все определяется индивидуально для каждого предприятия. Для одной компании нахождение на полке любого наименования в течение пары месяцев – критично. Для другого товара полгода – не время, чтобы признавать, что ассортимент аудитории не понравился.
Это проблема для организации, которая столкнется из-за этого с недостатком оборотных средств. Все деньги застрянут в нереализованных изделиях, это понизит эффективность всего предприятия.
К этому определению можно отнести:
Что такое неликвиды предприятий определение и как их выявить
Для любой позиции, которую предлагает фирма к продаже, есть максимальное время под реализацию. За его пределами хранение становится невыгодным, даже если у компании большие объемы и хорошая наценка.
Чтобы правильно определить этот период, стоит пользоваться такой формулой:
Критический срок = средняя маржинальная рентабельность по товару в % + альтернативная доходность денег, которые были вложены в запасы * /та же альтернативная доходность + переменные затраты в течение месяца, которые идут на обслуживание этой продукции, в % от себестоимости.
Если при расчетах получается значение, равное нулю или приближенно к нему, то с таким видом работать не рекомендуется. При отрицательных числах тоже лучше не связываться с подобным ассортиментом.
Однозначно определить, что такое неликвидный товар на складе, довольно сложно. Необходимо сначала разобраться в специфике конкретной организации. Если для одной застоем можно назвать только полное отсутствие продаж за полгода, то для другой снижение количества проданных экземпляров уже критично.
Поэтому важно анализировать деятельность и смотреть на объемы. Для одной фирмы это будет отчетность за 6 месяцев, а для другой достаточно 2. Главное – закрепить эти нормы документально.
Довольно часто показателем неликвидности становится оборачиваемость номенклатуры, которая поддерживается в хранилище. К сожалению, это значение не может полностью охарактеризовать эффективность, с которой работает капитал. Ведь каждый продукт имеет собственную наценку и цену, несет отличающуюся от других наименований прибыль и все это при равной оборачиваемости.
Наиболее эффективно можно рассчитать, насколько не востребована партия, с помощью рентабельности инвестиций в запасы. Считается она для каждого изделия отдельно.
Прибыль определенного периода / средняя стоимость собранных запасов *100%
Когда вычисления будут завершены, можно приступить к анализу полученной информации. Важно выяснить, какие из продуктов обладают низкой рентабельностью, а потом понять, почему она на малом уровне.
Определение неликвидного товара — это выяснение критичного срока хранения, как мы делали выше, или рентабельности.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Откуда берутся такие партии
Образование номенклатуры, которая залежалась на складе, не всегда можно предупредить, но следует стремиться к этому.
Зависнуть они могут по разным причинам:
Это лишь часть от всех оснований, в результате которых появляются залежи невостребованных продуктов. Иногда продавец закупает партию больше нужного, ожидая повышения цены. Но этого не происходит и в результате все лежит мертвым грузом, ведь продажи не выросли.
Когда сотрудники неправильно хранят отдельные разновидности, то они тоже превращаются в неликвид – это товар, который комплектовщики не могут найти во время сборки заказа и вычеркивают, как отсутствующие. Либо они берут то, что лежит ближе к выходу, не соблюдают ротацию. А потом у этих предметов заканчивается срок годности.
Еще один фактор – неверный маркетинг. Даже когда изделие полностью отвечает всем потребительским запросам, оно не будет иметь успеха, если его некорректно презентовать. К тому же все происходит в реалиях жесткой конкуренции. Люди не будут интересоваться тем, что им не ясно или если им кажется, что это не выгодно.
Как это продать: неликвидная продукция на складе
Есть несколько подходов к этому процессу, выбор остается за фирмой-владельцем. Основной из них – распродажа. Обычно ее выполняют в 3 этапа.
Инструмент, который дает эффект — уценка
Это мероприятие строго задокументировано правилами, которые закреплены в бухучете. Если соблюдать нормативы и корректно проводить ее, то часто удается избавиться от большинства нереализованных продуктов.
Сначала определяется объем того, что вообще допускается снижать в стоимости. В этих целях формируется комиссия, которая проводит инвентаризацию и собирает перечни подходящих наименований. Если неликвидные остатки с дефектами, то прописываются конкретные факты для каждого изделия. Это не скрывается, а записывается на ценник, чтобы покупатель мог ознакомиться с каждым словом и определить для себя, подходит ли ему этот товар.
Параллельно с этим процессом может проходить списание того, что продавать нельзя – просроченные позиции, устаревшие, не выполняющие своих задач, вредные для людей и окружающей природы.
Оба вида работ проводятся с составлением специальной ведомости, которую должен подписать директор.
После этого определяют подходящие цены для каждой вещи. Чтобы сформировать релевантный ценник, учитывают балансовую стоимость, текущую рыночную, срок годности, если он есть, его свойства и ценность для клиентов, а также другие факторы.
Позже создают особый отдел, где хранят всю уцененную партию, вместе с накладными и новым прайсом.
Как корректно составить документы о продаже
Даже если приобретать обычный ликвидный продукт, то есть определенные риски. А при проведении купли-продажи с участием лежалого товара опасность значительно вырастает для обеих сторон.
Чтобы застраховаться от досадных сюрпризов, необходимо правильно составить документацию.
Одна из частых ошибок – неполное описание продукции. Важно, чтобы были оговорены и прописаны все его характеристики, нюансы, дефекты и параметры, из-за которых это ТМЦ стало неликвидным.
Но даже тогда у приобретателя останется право вернуть производителю все приобретенное, если оно его не устроит. Такое право для него прописывается в любом договоре со всеми вытекающими последствиями.
Если товар относится к опасным или вредным материалам, то на его утилизацию потребуются дополнительные средства и особенные мероприятия. Это также стоит включить в документ, а также прописать, кто будет заниматься уничтожением.
Как возвращать продающей стороне
Право на это есть также у первого реализующего обладателя продукции. В зависимости от того, что указано в условиях договора, он может избавиться от залежалых остатков и вернуть вложенные финансы.
Подобный подход к решению проблемы довольно распространен, поскольку у крупных компаний часто много каналов сбыта. Они легко находят точки, в которых дефектные материалы быстро удастся реализовать с наименьшими затруднениями.
Но чтобы мотивировать поставщика сотрудничать таким образом, даже большим ритейлерам следует уступать и оставаться без части средств. То есть возврат обычно производится не по ценам закупки, а ниже их. Процент скидки, которую придется сделать, закрепляется в документации. Еще один мотивирующий повод – желание сохранить партнера. Поэтому никого не удивляют эти операции по обратной отправке, хотя иногда это кажется странным.
Что происходит на отечественном рынке
Конечно, в России есть свои особенности реализации этого вида продукции. Некоторые клиенты даже не понимают, что это такое – неликвидные материалы. Многие воспринимают их только как дефектные или сломанные.
Есть даже необычная практика использовать эти товары в расчетах за проблемные долги. Такая договоренность появляется уже после заключения основной сделки, в качестве второй стороны здесь нередко оказываются кредиторы.
Если фирма успела собрать непредвиденные задолженности, а на конкретную дату не готова рассчитываться или гарантировать выплату в дальнейшем, то получателя можно уговорить на получение своих финансов таким образом.
Но стоит отметить, что из-за пересчета с учетом скидки и в рамках счета на оплату подобная ситуация нередко оказывается не в пользу задолжавшего.
Можно ли продать все оптом
Здесь все зависит от оснований, по которым образовался неликвид. Иногда можно сбыть партнерам, а в отдельных удобных случаях – даже конкурентам.
Формат объемных закупок по уменьшенным ценам оказывается более привлекательным для компаний, чем много сделок с маленькими партиями. Это выгодно со всех сторон – материально, логистически, даже со стороны оптимизации использования помещений.
После покупки фирма может изменить условия продажи, регион, другие параметры, после которых товар станет снова ликвидным. Такое сотрудничество удобно для обеих сторон – продавец сможет избавиться от лежалой продукции, которая ему не интересна. Покупатель – выгодно приобретет и сделает больше процент на реализации.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как еще можно сбыть
Опытные компании обычно применяют сразу несколько способов продать изделия, которые не интересны клиентам:
Любой из этих простых способов действует и при правильной организации позволяет фирме получить пусть и не полную, но прибыль.
Когда и почему списывается неликвид
Нередки ситуации, когда задержавшаяся на складе партия уже не годится для дальнейшей продажи, даже со скидкой. В этом случае остается только один вариант – снять его с остатков и ликвидировать. Можно просто вывезти на свалку, но перед этим необходимо выполнить два важных формальных действия.
Следует сделать все так, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с налоговым учетом. Поэтому факт списания придется документально оформить и обосновать.
Кроме того, руководству компании придется решить, можно ли отнести эти расходы в состав общих, чтобы уменьшить размер налога на прибыль.
Второе действие состоит в самой утилизации. Если организация по договору должна самостоятельно уничтожить партию, то все связанные с этим расходы она берет на себя. Но обычно это касается только тех видов, для которых требуются особенные условия – бытовая химия, опасные отходы и вредное производство.
Как не допустить, чтобы ситуация повторялась
Для профилактики разработали два основных метода, которые помогают предотвратить зависания товара у фирмы.
В первую очередь это тщательная проверка всего, что поступает на склад. Рекомендуется осматривать изделия до покупки и после нее, проверять годность и исправность. Обычно для этого есть выделенный товаровед.
Также проводится регулярная проверка продуктов, которые хранятся у компании. Для этого организуются инвентаризации, все пересчитывается, сравнивается с виртуальными данными.
Особенное внимание стоит уделить всем позициям, спрос на которые сезонный. Важно не потерять их и не испортить в процессе хранения.
Чтобы не копить его в хранилище, можно выставлять на полки и разбавлять ходовыми товарами. Это привлекает дополнительное внимание к витрине и напоминает клиенту о том, что у него, возможно, есть потребность в этой вещи. Также можно активировать снижение цены на него и предлагать в качестве комплекта.
Еще один способ не допускать в дальнейшем появления неликвидов – жесткое соблюдение ротации. Сотрудники должны следить за годностью, своевременно проводить скидки и акции на приобретение продукции, действовать в рамках инструкций.
Чтобы облегчить им контроль за находящимися на складах объемами, рекомендуется обеспечить их ТСД, а предприятие – специальными торговыми программами, которые будут помогать с учетом всего ассортимента, их сроков годности и расположения в рамках складских помещений. Подобное ПО помогут установить сотрудники нашей компании «Клеверенс». Они разберутся, как лучше оптимизировать бизнес-процессы, и подберут такие программы и оборудование, которые справятся с задачами и минимизируют издержки на просрочку и порчу изделий. Варианты ПО, которые помогут бороться с неликвидом — «Склад 15» и «Магазин 15».
Что значит неликвидный товар и какие у него плюсы
Редко бывает, когда одна и та же позиция удерживает внимание аудитории слишком долго и стабильно. Обычно ситуация динамична и если на один продукт спрос растет, то на другой падает. Поэтому у крупных ритейлеров задержка партии на какое-то время может стать преимуществом. Иногда он оказывается даже монополистом по реализации этого вида.
Кроме того, проблемы со сбытом неудачной продукции становятся проверкой для небольших организаций. Они заставляют сотрудников относиться внимательнее к закупке и процессу предложения ассортимента клиентам, учат быть серьезнее и ответственнее, заставляют корректно проводить закупку и контролировать уровень запасов.
Заключение
Мы рассмотрели, что это такое – неликвидность товара, откуда она берется и какие проблемы из-за нее возникают. Изучили, что необходимо делать, когда продукт не продается, из-за чего это происходит и как бороться с застоем. Важно правильно просчитывать время, которое может партия находиться на складе, и уметь вовремя принять меры, чтобы продукцию можно было не списать, а выгодно предложить другой компании.
Что такое неликвиды? Как превратить неликвиды в живые деньги?
В понимании финансиста неликвиды это все длительно не используемые запасы, как сырья, так и готовой продукции. Бывает так, что качество их очень высокое, но в силу обстоятельств они «зависли» на складе.
Причины возникновения неликвидных запасов могут быть самыми разнообразными:
Страховые случаи редки – вот пусть и не мешается под ногами. Стоит забыть про
такой запас, и он вполне может стать неликвидом. Ошибки в складской логистике
могут быть не менее плачевными. Например:
Это далеко не исчерпывающий перечень причин возникновения невостребованных
складских остатков. Проблемные запасы могут образовываться также из-за падения
спроса на товар, запрета генерального директора реализовать залежавшуюся
продукцию по сниженной цене, наконец, из-за того, что остатки некратные или
немерные (один рулон обоев, отрезок швеллера длиной 38 см и т. д.) или были
навязаны поставщиком. Практика компаний знает немало совершенно уникальных
случаев появления никому не нужных запасов. Более того, нельзя четко обозначить
ответственных за возникновение неликвидов – все подразделения предприятия
вносят свой вклад в их появление.
БЫСТРОЕ РЕШЕНИЕ
КОМПАНИЯ ПРИОБРЕЛА ТОВАР ОЧЕНЬ ВЫГОДНО, НО ПОКА ЕГО ПРОДАЖИ НЕ ИДУТ УЖЕ
НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ. НУЖНО ЛИ РАСЦЕНИВАТЬ ЭТО КАК НЕЛИКВИД И СТАРАТЬСЯ ОТ НЕГО
ИЗБАВИТЬСЯ?
Многое зависит от специфики предприятия. Если обычная практика подразумевает
распродажу товара в среднем за месяц, конечно, тот товар, о котором идет речь,
– неликвид. В идеале, чтобы принять взвешенное решение, нужно постараться
оценить, за какое время гипотетически возможно распродать то, что было куплено
задешево. Как только вы определите время, несложно будет посчитать все
связанные с этим затраты: хранение, обслуживание запасов на складе, а главное –
не забудьте посчитать потери, связанные с обездвиживанием денежных средств в
этом запасе. Но на практике товар, который сулил даже 200% рентабельности, но
«завис» в компании на несколько лет, вряд ли в итоге будет реализован с
прибылью.
ПРОФИЛАКТИКА НЕЛИКВИДОВ
Лучше всего своевременно отслеживать ситуацию с запасами на ранних стадиях. На
практике это будет означать, что в компании:
– раз в две недели составляется отчет по тем наименованиям, остатки которых не
менялись за последние 30 дней. Оговоримся, что возможны случаи, когда наличие
таких запасов вполне оправданно. Например, запасные части, которые могут быть
не востребованы, но по соображениям обеспечения непрерывности производства
вынужденно хранятся на складе. Отчет представляет собой перечень ресурсов с
указанием остатка и даты последней выдачи со склада. Это позволяет без усилий
выявить явные неликвиды. Появление нового наименования свидетельствует о
зарождении новых невостребованных запасов;
– с той же периодичностью должен формироваться отчет по наименованиям, расход
которых за последние 30 суток не превышает 5% от остатка (возможны вариации
количественного критерия). Он позволяет идентифицировать скрытые неликвиды.
Представьте себе, что при остатке товара в 1000 единиц есть вялая реализация
порядка 3–4 единиц в месяц. По формальному признаку такой товар не попадает в
первый отчет, хотя фактически тоже неликвиден;
– раз в месяц менеджмент компании проводит «мозговой штурм». Основная задача –
найти варианты реализации или использования неликвидов. И разумеется,
необходимо проконтролировать исполнение принятых на таких встречах решений, в
этом поможет отчет по реализации неликвидов. Просматривать его раз в месяц
будет достаточно.
ОПЫТ ПРАКТИКА
Вячеслав Гвоздев, вице-президент по финансам концерна «Катюша»: «Бороться с
неликвидами приходится постоянно. Причем мы стараемся сконцентрироваться не
столько на утилизации, сколько на мерах, позволяющих избежать запасов, которые
будут лежать на складах годами. Для этого постоянно формируем отчеты по
неликвидным запасам сырья и материалов на основе натурального и стоимостного
анализа коэффициентов оборачиваемости во взаимоувязке с точкой заказа очередной
партии. Это находится в компетенции службы снабжения и финансового департамента.
Кроме того, в нашей компании идет работа, направленная на улучшение
технологических процессов. Брак – самая распространенная причина возникновения
неликвида для многих компаний. Мы регулярно обновляем нормативы по браку и
отходам, а также жестко контролируем их исполнение.
Если самое страшное все-таки произошло и компания обзавелась неликвидными
запасами, то в течение месяца мы пытаемся их продать или вернуть поставщикам.
Не получилось – проводим уценку и пытаемся повторить указанный цикл, что
остается – списываем».
ОПЫТ ПРАКТИКА
Татьяна Цыганкова, финансовый директор ООО «Дана и Ко»: «Наша компания
выпускает минеральную воду, лимонад и безалкогольные напитки. Специфика
производства пищевой продукции не позволяет накапливать большое количество
неликвида. Использовать вторично или перепродавать продукцию с истекшим сроком
годности мы не имеем права. Чаще всего в складские остатки попадет продукция,
непригодная для продажи, однако невостребованные запасы могут образовываться по
не зависящим от нас причинам, например в результате изменений законодательных
нормативов. Как раз недавно по этой причине нам пришлось перейти на новый
компонент и отказаться от старого, запасы которого мы утилизировали. Часто
неликвидными становятся этикетки от товара, выпуск которого прекращен.
Использовать их повторно тоже не представляется возможным.
Небольшие размеры складских помещений не позволяют нам превышать уровень
запасов, способный привести к образованию неликвидов. Вспомогательное сырье,
как правило, продается на сторону ниже себестоимости. Выручка от продажи,
конечно, незначительная, но гораздо больше ушло бы на утилизацию».
ПРОДАЖА НЕЛИКВИДОВ
Прежде чем начинать избавляться от ненужных запасов, важно отказаться от
поиска виновных в их возникновении. В противном случае все затянется на
неопределенный срок.
Итак, залог успешной продажи залежавшихся запасов – определение их реальной
рыночной стоимости, по которой неликвиды купят, причем достаточно быстро.
Распродать ненужные запасы по балансовой стоимости вряд ли удастся.
Следующая задача – создать прайс-лист. Чтобы не тратить на это много
человеко-часов, стоит придерживаться такой последовательности.
Первый этап. Формируем виртуальный склад неликвидов. Цель – централизовать
учет.
Второй этап. Разбиваем запасы на четыре группы:
– «А» – ресурсы, которые можно реализовать на рынке по более низкой, чем
балансовая, цене;
– «Б» – ресурсы, которые можно продать по сниженной цене после некоторой
незначительной доработки (ремонт, улучшение и др.). Известен случай, когда на
торговом предприятии «зависли» елочные шары с надписью: «С Новым годом
Собаки!». На каждый шарик нанесли запятую («С Новым годом, Собаки!»), после
чего их удалось продать как оригинальные сувениры;
– «В» – ресурсы, реализовать которые на рынке нереально либо стоимость
доработки которых соизмерима с их балансовой стоимостью;
– «Г» – ресурсы, которым можно найти применение в собственном производстве или
в хозяйственной деятельности предприятия.
Такая дифференциация даст более четкое понимание ситуации.
Третий этап. Далее определим цену реализации по каждой имеющейся позиции. При
этом детальное исследование предполагаемого рынка сбыта не проводится. В итоге
в кратчайшие сроки и с минимальными трудозатратами мы создаем прайс-лист, с
которым уже можно работать. Отметим, что в запущенных случаях, когда число
неликвидных позиций значительно, прибегают к общей уценке каждой группы.
Например, для группы «А» можно дать скидку в 30%, для «Б» – на 70%, а для
запасов группы «В» – на 90%. Неоднозначное решение, но время и деньги сэкономит.
РЕЦЕПТЫ ВЫВЕДЕНИЯ НЕЛИКВИДОВ
После того как определились с ценами и группой запасов, остается перейти к
конкретным способам избавления от них. Сразу оговоримся, что универсальных
решений нет, а перечисленные ниже методы могут быть использованы лишь по
отдельности.
ОПЫТ ПРАКТИКА
Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»: В
борьбе с неликвидами все средства хороши. Для нас классический способ –
распродажи, на которых залежавшиеся товары продаются немногим ниже
себестоимости. Главное – вернуть хоть какие-то деньги.
Сложнее всего с сырьем для производства продуктов питания, которое «зависло»
на складе. Как вариант можно попробовать создать новую рецептуру, которая будет
предполагать использование неликвидных запасов сырья. Но здесь важно выдержать
два условия. Первое – на продукцию, выпускаемую по новой рецептуре, есть спрос.
Второе – не требуется серьезных затрат, а в наличии достаточное количество
складских остатков для производства хотя бы минимальной партии.
С непищевой продукцией все намного проще. Например, мне известен случай, когда
одна компания подарила неликвиды сотрудникам к какому-то очередному празднику.
Речь шла о бытовой технике, которая несколько устарела морально.
Я знаю, что в практике российских компаний бывали случаи, когда стоимость
неликвидных запасов вычиталась из зарплаты виновных в их возникновении. Не
самый лучший способ компенсировать потери, тем не менее компании не повредит,
если система мотивации ответственных сотрудников будет учитывать факты
возникновения невостребованных запасов».
Конкретный сотрудник и конкретные деньги.
Введите дополнительную мотивацию для любого сотрудника фирмы, пожелавшего
принять участие в реализации неликвидов. Дополнительные бонусы нередко склоняют
какую-то часть коллектива к борьбе с неликвидами в режиме «по
совместительству». На это редко идут менеджеры, зато откликаются рабочие и
рядовые исполнители.
Американский подход
Специалисты из США полагают, что идеальный вариант избавления от неликвидов –
это их продажа по себестоимости. Если такой возможности нет, то ненужные запасы
необходимо продать как можно быстрее первому же желающему за любую цену, даже
символическую. Предполагается, что затраты времени на поиск более оптимального
варианта реализации не окупаются.
Датские распродажи
Датчане полагают, что каждое производственное предприятие должно иметь
непосредственно при заводе точку розничной продажи. Помимо готовой продукции в
таких магазинчиках нередко организуется отдел неликвидов, зачастую без
продавца, где предлагается некондиция, деловые отходы производства и т. д.
Действительно, магазин вряд ли себя окупит, но выделение незначительной площади
в уже существующей точке продаж вполне может решить проблему при минимуме
затрат.
Поиск нетрадиционных рынков сбыта («перпендикулярный» сбыт)
Его целесообразно вести при значительном количестве неликвидов или при
постоянном их притоке по какой-либо товарной позиции. Предполагается искать
применение запасам совсем не в том сегменте рынка, для которого они были
предназначены изначально. К примеру, фирма получила партию красного вина в
стеклянных бутылках. При транспортировке груз был залит водой, в результате
этикетки и акцизные марки смылись или потеряли вид. Вино продали мясокомбинату
в качестве пищевой добавки для производства некоторых сортов колбас.
Российское решение проблемы
Неликвиды рассматриваются как средство оплаты проблемных долгов компании. Как
правило, речь идет о кредиторской задолженности, которая недостаточно
подкреплена необходимыми документами, суммы долга оспариваются и т. д. Такие
долги обычно сопровождаются вялотекущими переговорами, иногда затягивающимися
на много лет. При трезвой оценке позиций стороны вполне могут прийти к
компромиссу – дебитор избавляется от неликвидов и закрывает проблему, кредитор
же удовлетворяется хотя бы таким решением.
ОПЫТ ПРАКТИКА
Мария Богданова, финансовый директор продуктового дивизиона ГК «Бородино»:
«Был случай, когда мы не могли реализовать сухое молоко. При этом имели
задолженность перед одним из поставщиков. Контрагент сначала согласился взять
товар в счет долга, потом заявил, что его не устраивает качество, и предложил
снизить цену, потребовав на 20 процентов ниже рынка. Мы на это не пошли. И хотя
на продажу молока ушло много времени, нам удалось реализовать товар с прибылью».
«Голландский аукцион».
На старте предлагается самая высокая цена, на которую теоретически
рассчитывает продавец. Если никто из участников торгов не отреагировал на это
предложение, цена снижается на один пункт и т. д. Схема вполне применима для
реализации неликвидных запасов при условии их большого количества и наличия
хотя бы нескольких покупателей.
Передача неликвидов сотрудникам в счет заработной платы
Естественно, этот способ нельзя применять насильно. На практике нередко
бывает так, что сами рабочие или служащие находят какое-то применение
неликвидам для семьи и дома, после чего предлагают их забрать «под зарплату».
Продажа в виде премии за покупку
Характерно для избавления от потенциальных неликвидов, например для товаров с
истекающим сроком годности.
Включение неликвидного товара в набор или комплект
Например, «зависшие» на складе конфеты какого-то определенного сорта можно в
незначительном количестве добавлять в подарочные наборы. Все прекрасно помнят
продуктовые заказы советского периода – хочешь купить апельсины – получи в
нагрузку две банки кабачковой икры.
ЕЩЕ ТРИ СПОСОБА ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЛИКВИДОВ
Вернуть поставщику со скидкой.
Не исключено, что наши запасы довольно легко найдут применение у поставщика.
Предложить менеджеру по продажам оплатить заказанный им товар, который «завис»
на складе.
Способ довольно жестокий. Но если покупатель по каким-то причинам не
приобретает весь заказанный под него товар, то «доедать» его придется кому-то
другому. Из опыта: менеджеры отдела продаж часто теряют интерес к подобным
остаткам, которые автоматически становятся неликвидами. Задумайтесь над
вопросом: почему организация должна терпеть убытки из-за продавца, который
решил угодить клиенту.
Накопить определенный объем неликвидов и продать их оптом.
Иногда неликвидные запасы можно реализовать только относительно большой
партией, что вызывает необходимость их накопления на складе. Характерным
примером будет вторичное сырье.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Нередко борьба с неликвидами проходит бессистемно, носит характер каких-то
краткосрочных кампаний – предприятия кидает из крайности в крайность. Вот лишь
некоторые примеры распространенных заблуждений.
Неликвиды надо продать с получением хотя бы минимальной прибыли.
К сожалению, это невозможно. Такой подход принесет лишь затраты и дальнейший
рост количества невостребованных запасов. Примите за аксиому такой тезис:
неважно, сколько вы заплатили за ваши неликвиды – все равно этих денег уже нет.
Реально товар стоит столько, сколько за него предлагает рынок, и не больше!
Не тратить время и средства на борьбу с неликвидными запасами, а просто их
списать.
Очевидно, что такое решение не является самым рациональным. Все-таки
неиспользуемые запасы обладают определенной стоимостью, и какую-то ее часть
можно спасти.
В один прекрасный день появится покупатель, который купит весь престарелый
запас.
Легенды о подобных продажах весьма живучи. Но даже если такие случаи и имеют
место, они настолько редки, что их не стоит принимать всерьез.
Запас карман не тянет и пусть лежит.
К сожалению, все совсем не так. Расходы по содержанию, инфляция и другие
причины «съедают» часть стоимости неликвидных ресурсов без всякой надежды на
компенсацию. Неликвиды не просто лежат, они постоянно дорожают и к тому же
занимают дополнительные складские объемы.