некрасов железная дорога чему учит это произведение
Анализ стихотворения «Железная дорога» Николая Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» было написано в 1864 году. Будучи живым свидетелем этой эпохи и её проблем, автор рассказал через него о сложностях жизни в те времена, как страдали простые крестьяне, живя в бедности и занимаясь тяжёлым и неблагодарным трудом. Само произведение адресовано детям и написано в форме беседы с мальчиком. Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» позволяет более глубже вникнуть в его основную идею.
История написания
В 1842 году царь Николай I издал указ о строительстве железнодорожных путей. Эта дорога была первой на территории Российской Империи. Соответствующему событию и посвящено было произведение Некрасова. Рельсам указанной дороги предстояло соединить между собой Москву и Петербург. Руководил строительством граф Пётр Андреевич Клейнмихель, упоминаемый в эпиграфе. В 1852 году оно уже было окончено, что считалось для того времени невероятно быстрым.
Впервые стих был напечатан в журнале «Современник». Произошло это в 1864 году. Он сразу же обратил на себя внимание общественности, став важным явлением в гражданской лирике. Поэт не занимался прославлением дороги, а заострял внимание на болезненной теме — как это строительство происходило и чем отозвалось для простого народа.
Специалисты по истории критиковали Некрасова за искажение исторических фактов. В частности, его обвиняли, что он указывал число погибших 5000, тогда как точное количество установить оказалось невозможным.
Делая анализ «Железной дороги» Некрасова, необходимо отметить, что оно написано в виде диалога между умным мальчиком Ваней и его отцом-генералом, а также авторской фигурой рассказчика, который берёт на себя смелость возразить родителю и рассказать, как на самом деле строилась дорога.
Жанр, размер и направление
Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.
Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:
Делая анализ стихотворения «Железная дорога», важно указать, что оно пронизано сочувствием к народу, которому пришлось пройти через это всё. Этим оно выделяется среди других произведений того времени.
Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.
Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.
На просьбу же показать «светлую сторону» рассказчик тоже не теряется и иронично, с юмором повествует о лабазнике, рабочих и бочке вина. Купец кажется благодетелем, но на самом деле он эксплуатирует людей, не испытывая к ним ни уважения, ни простого человеческого сочувствия.
Настроение и тематика
Главная тема произведения — как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги, как поступали с ними чиновники, не считавшие их за людей. Общество в те времена было подвержено сильному социальному расслоению, и жизнь элиты общества разительно отличалась от условий, в которых приходилось существовать крестьянам и рабочим. Это были 2 параллельные линии, нигде не пересекавшиеся, но автор решил пролить на это свет, будто предвосхищая грядущие революции. Такова ключевая мысль стиха.
Так писатель подходит и к другой теме — социального неравенства. Есть господа, а есть крестьяне и рабочие. В произведении осуществляется попытка понять, возможно ли им понять образ жизни друг друга и осознать, что все они люди, жители одной страны. Ваня относится к привилегированному классу, его жизнь ничем не омрачена, в отличие от тяжёлой и иногда трагической судьбы крестьянских детей. Один человек никак не в силах изменить ситуацию, но Некрасов видит умного Ваню, как олицетворение мыслящей, думающей молодёжи. По его мнению, она будет смотреть на мир по-другому не так, как их отцы.
Также поэт говорит, что не стоит закрывать глаза на правду, даже если она страшнее и неприятнее, чем ложь. В уютном вагоне нового поезда не видно, что творится за его пределами. Однако стоит помнить, какими усилиями далась стране эта дорога, что не так легко и просто это было, как говорил отец-генерал. Труд человека не должен быть забыт, его нужно уважать и знать о нём.
Настроение произведения так же двойственно, как жизнь людей в 19 веке: с одной стороны, новое железнодорожное полотно, стремительно бегущее между городами, с другой же — то, что стояло за его строительством, не самая приятная картина.
Проблематика стихотворения
Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:
Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.
Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.
Главная идея и средства выразительности
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» несёт в себе идею, что за большим и ярким творением стоят простые труженики из народа, крестьяне, рабочие. Это — то основное, что хотел донести автор устами рассказчика, повествующего об этом мальчику Ване. И большой несправедливостью является, что помнят чиновников, подрядчиков, тех, кто был жесток к этим рабочим и пользовался их трудом, мало давая взамен, а не тех, кто трудился в поте лица, создавая материальные ценности.
Без простых людей не было бы многого из того, что создаёт комфорт, уют и достаток в жизни. Всё создано руками людей. В произведении говорится, что не помнить о тех, кто создал железную дорогу, кто страдал и даже погибал ради этого, значит, предать себя и свой народ. Отдельного слова достойны средства художественной выразительности, используемые в произведении.
К ним относят:
В стихотворении «Железная дорога» автор показывает читателю картину колоссального труда русского человека в жестоких для него условиях. Пусть господа получили все почести и о них говорят, но поступки их являются низкими и подлыми. Настоящий труд, хоть и остался невидим, не должен быть забыт, и о нём это произведение. Русские рабочие, крестьяне сделали для страны очень много, и об этом важно помнить.
Таков краткий анализ стиха с обзором литературных приёмов, использованных в нём, а также обозначением основного смысла. Он пригодится всем, кто изучает в школе произведение и намерен писать сочинение по теме. Для составления плана по «Железной дороге», обзор также будет полезен.
Чему учит стихотворение «Железная дорога» Некрасова?
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни. В стихотворении описывается жестокость по отношению к рабочим, которые строили железную дорогу. Строили простые мужики, которые работали и работали, умирали и снова работали. Основная мысль стихотворения «Железная дорога» только на выносливости русского мужика была построена дорога, только русский мужик может вывести к будущему, так нужно ценить силу русского мужика, а не загонять их в гроб, считая, что народа много и на место умершего придет другой.
Незаменимых нет, что есть правда, но сила и терпение есть не у всех и уничтожив лучших, останутся слабые, с которыми уже далеко не уйдешь.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» учит маленького Ваню (и читателя вместе с ним) любить «Отчизну любезную» и ее многострадальный народ. Автор убеждает нас, что Русь всегда славилась талантами и трудолюбием, а трудности и невзгоды ее только закаляют, делают еще сильнее и мудрее. Эта физическая и моральная устойчивость и позволяет верить в светлое будущее народа:
Правда, все эти мысли автор не надеется донести до современного ему поколения, до власть предержащих. К его словам абсолютно глух генерал. Более того, он раздражен тем, что всей этой крамолой смущают ум его мальчика.
Надежду лучшее будущее поэт связывает с Ваней, чья душа еще восприимчива к мудрым наставлениям. Именно Ванино поколение, по мысли Некрасова, должно стать строителем нового общества. Но вот полное народное счастье не суждено увидеть даже ребенку:
Честно говоря, не знала, что Некрасов автор стихов и о природе. В моем понимании он больше социально- бытовой поэт. Но, возможно, что я субъективно ошибаюсь потому, что стих красивый, а я читала его впервые только что.
Это не всё описание природы, а только часть. Но для примера хватит и
Н.А.Некрасов большую часть своей жизни прожил в Петербурге. Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова находится на Литейном проспекте д.26.
На противоположной стороне Литейного проспекта размещается дворец с великолепным подъездом, принадлежавший очень богатому и знатному царскому сановнику.
Из окон своего кабинета Н.А.Некрасов наблюдал жизненные сцены у подъезда.
Вот наблюдая все эти сцены Н.А.Некрасов и назвал свое стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.
Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как
Спустя два года Агарин вернулся и был настолько очарован Сашей, что предложил ей выйти за нее замуж, но получил отказ.
«Железная дорога» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – антитеза, жанр, история создания, главная мысль
“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.
История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.
Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.
Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Эпитеты – “Здоровый, ядреный воздух“, “славная осень”.
Сравнения – “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Гиперболы – “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Метонимия – “А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение – “Свисток оглушительный взвизгнул”.
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.
История создания
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Темы и настроение
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Средства художественной выразительности
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.
История создания
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Описание белоруса
Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».
В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова — глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах — признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других — могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.
Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Глава 1. Осенний пейзаж
Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: «Тогда где же оно есть?»
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Глава 2. Строители железной дороги
Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь — заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь — Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.
«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь.
Темы и настроение
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»
Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.
Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.
Средства художественной выразительности
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.