некрасов русские женщины что это
Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)
Автор: Guru · 17.09.2018
Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.
История создания
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Жанр, направление
По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.
В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.
Образы и символы
Темы, проблемы и настроение
Основная идея
Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.
В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.
Средства художественной выразительности
Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).
Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).
Русские женщины
Николай Алексеевич Некрасов
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ
КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ
Часть первая
Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок
И – зарыдал… Княгиня-дочь
Куда-то едет в эту ночь…
«Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что ж больше делать нам?
Поможешь ли тоской!
Один, кто мог бы нам помочь
Теперь… Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!
Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне…
Не плачу я, но не легко
С тобой расстаться мне!
О, видит бог. Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет… Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь…
Гордись – я дочь твоя!
Прости и ты, мой край родной,
Прости, несчастный край!
И ты… о город роковой,
Гнездо царей… прощай!
Кто видел Лондон и Париж,
Венецию и Рим,
Того ты блеском не прельстишь,
Но был ты мной любим —
Счастливо молодость моя
Прошла в стенах твоих,
Твои балы любила я,
Катанья с гор крутых,
Любила блеск Невы твоей
В вечерней тишине,
И эту площадь перед ней
С героем на коне…
Мне не забыть… Потом, потом
Расскажут нашу быль…
А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала… Та рука
Досель мне руку жжет…
Ликуй.
. »
_____
Покоен, прочен и легок,
Катится городом возок.
Вся в черном, мертвенно бледна,
Княгиня едет в нем одна,
А секретарь отца (в крестах,
Чтоб наводить дорогой страх)
С прислугой скачет впереди…
Свища бичом, крича: «Пади!»
Ямщик столицу миновал.
Далек княгине путь лежал,
Была суровая зима…
На каждой станции сама
Выходит путница: «Скорей
Перепрягайте лошадей!»
И сыплет щедрою рукой
Червонцы челяди ямской.
Но труден путь! В двадцатый день
Едва приехали в Тюмень,
Еще скакали десять дней,
«Увидим скоро Енисей, —
Сказал княгине секретарь, —
Не ездит так и государь. »
_____
Вперед! Душа полна тоски,
Дорога всё трудней,
Но грезы мирны и легки —
Приснилась юность ей.
Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подъездом львы,
Изящно убран пышный зал,
Огнями весь горит.
О радость! нынче детский бал,
Чу! музыка гремит!
Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невиданной красы.
Пришел папаша – сед, румян, —
К гостям ее зовет.
«Ну, Катя! чудо сарафан!
Он всех с ума сведет!»
Ей любо, любо без границ.
Кружится перед ней
Цветник из милых детских лиц,
Головок и кудрей.
Нарядны дети, как цветы,
Нарядней старики:
Плюмажи, ленты и кресты,
Со звоном каблуки…
Танцует, прыгает дитя,
Не мысля ни о чем,
И детство резвое шутя
Проносится… Потом
Другое время, бал другой
Ей снится: перед ней
Стоит красавец молодой,
Он что-то шепчет ей…
Потом опять балы, балы…
Она – хозяйка их,
У них сановники, послы,
Весь модный свет у них…
«О милый! что ты так угрюм?
Что на сердце твоем?»
– «Дитя! мне скучен светский шум,
Уйдем скорей, уйдем!»
И вот уехала она
С избранником своим.
Пред нею чудная страна,
Пред нею – вечный Рим…
Ах! чем бы жизнь нам помянуть —
Не будь у нас тех дней,
Когда, урвавшись как-нибудь
Из родины своей
И скучный север миновав,
Примчимся мы на юг.
До нас нужды, над нами прав
Ни у кого… Сам-друг
Всегда лишь с тем, кто дорог нам,
Живем мы, как хотим;
Сегодня смотрим древний храм,
А завтра посетим
Дворец, развалины, музей…
Как весело притом
Делиться мыслию своей
С любимым существом!
Под обаяньем красоты,
Во власти строгих дум,
По Ватикану бродишь ты
Подавлен и угрюм;
Отжившим миром окружен,
Не помнишь о живом.
Зато как страшно поражен
Ты в первый миг потом,
Когда, покинув Ватикан,
Вернешься в мир живой,
Где ржет осел, шумит фонтан,
Поет мастеровой;
Торговля бойкая кипит,
Кричат на все лады:
«Кораллов! раковин! улит!
Мороженой воды!»
Танцует, ест, дерется голь,
Довольная собой,
И косу черную как смоль
Римлянке молодой
Старуха чешет… Жарок день,
Несносен черни гам,
Где нам найти покой и тень?
Заходим в первый храм.
Не слышен здесь житейский шум,
Прохлада, тишина
И полусумрак… Строгих дум
Опять душа полна.
Святых и ангелов толпой
Вверху украшен храм,
Порфир и яшма под ногой
И мрамор по стенам…
Как сладко слушать моря шум!
Сидишь по часу нем,
Неугнетенный, бодрый ум
Работает меж тем.
До солнца горною тропой
Взберешься высоко —
Какое утро пред тобой!
Как дышится легко!
Но жарче, жарче южный день,
На зелени долин
Росинки нет… Уйдем под тень
Зонтообразных пинн…
Княгине памятны те дни
Прогулок и бесед,
В душе оставили они
Неизгладимый след.
Но не вернуть ей дней былых,
Тех дней надежд и грез,
Как не вернуть потом о них
Пролитых ею слез.
Исчезли радужные сны,
Пред нею ряд картин
Забитой, загнанной страны:
Суровый господин
И жалкий труженик-мужик
С понурой головой…
Как первый властвовать привык!
Как рабствует второй!
Ей снятся группы бедняков
На нивах, на лугах,
Ей снятся стоны бурлаков
На волжских берегах…
Наивным ужасом полна,
Она не ест, не спит,
Засыпать спутника она
Вопросами спешит:
«Скажи, ужель весь край таков?
Довольства тени нет. »
– «Ты в царстве нищих и рабов!» —
Короткий был ответ…
Она проснулась – в руку сон!
Чу, слышен впереди
Печальный звон – кандальный звон!
«Эй, кучер, погоди!»
То ссыльных партия идет,
Больней заныла грудь.
Княгиня деньги им дает, —
«Спасибо, добрый путь!»
Ей долго, долго лица их
Мерещатся потом,
И не прогнать ей дум своих,
Не позабыться сном!
«И та здесь партия была…
Да… нет других путей…
Но след их вьюга замела.
Скорей, ямщик, скорей. »
_____
Мороз сильней, пустынней путь,
Чем дале на восток;
На триста верст какой-нибудь
Убогий городок,
Зато как радостно глядишь
На темный ряд домов,
Но где же люди? Всюду тишь,
Не слышно даже псов.
Под кровлю всех загнал мороз,
Чаек от скуки пьют.
Прошел солдат, проехал воз,
Куранты где-то бьют.
Замерзли окна… огонек
В одном чуть-чуть мелькнул…
Собор… на выезде острог…
Ямщик кнутом махнул:
«Эй вы!» – и нет уж городка,
Последний дом исчез…
Направо – горы и река,
Налево темный лес…
Кипит больной, усталый ум,
Бессонный до утра,
Тоскует сердце. Смена дум
Мучительно быстра:
Княгиня видит то друзей,
То мрачную тюрьму,
И тут же думается ей —
Бог знает почему, —
Что небо звездное – песком
Посыпанный листок,
А месяц – красным сургучом
Оттиснутый кружок…
Пропали горы; началась
Равнина без конца.
Еще мертвей! Не встретит глаз
Живого деревца.
«А вот и тундра!» – говорит
Ямщик, бурят степной.
Княгиня пристально глядит
И думает с тоской:
Сюда-то жадный человек
За золотом идет!
Оно лежит по руслам рек,
Оно на дне болот.
Трудна добыча на реке,
Болота страшны в зной,
Но хуже, хуже в руднике,
Глубоко под землей.
Там гробовая тишина,
Там безрассветный мрак…
Зачем, проклятая страна,
Нашел тебя Ермак.
_____
Чредой спустилась ночи мгла,
Опять взошла луна.
Княгиня долго не спала,
Тяжелых дум полна…
Уснула… Башня снится ей…
Она вверху стоит;
Знакомый город перед ней
Волнуется, шумит;
К обширной площади бегут
Несметные толпы:
Чиновный люд, торговый люд,
Разносчики, попы;
Пестреют шляпки, бархат, шелк,
Тулупы, армяки…
Стоял уж там какой-то полк,
Пришли еще полки,
Побольше тысячи солдат
Сошлось. Они «ура!» кричат,
Они чего-то ждут…
Народ галдел, народ зевал,
Едва ли сотый понимал,
Что делается тут…
Зато посмеивался в ус,
Лукаво щуря взор,
Знакомый с бурями француз,
Столичный куафер…
Приспели новые полки:
«Сдавайтесь!» – тем кричат.
Ответ им – пули и штыки,
Сдаваться не хотят.
Какой-то бравый генерал,
Влетев в каре, грозиться стал —
С коня снесли его.
Другой приблизился к рядам:
«Прощенье царь дарует вам!»
Убили и того.
Явился сам митрополит
С хоругвями, с крестом:
«Покайтесь, братия! – гласит, —
Падите пред царем!»
Солдаты слушали, крестясь,
Но дружен был ответ:
«Уйди, старик! молись за нас!
Тебе здесь дела нет…»
Тогда-то пушки навели,
Сам царь скомандовал: «па-ли. »
Картечь свистит, ядро ревет,
Рядами валится народ…
«О, милый! жив ли ты. »
Княгиня, память потеряв,
Вперед рванулась и стремглав
Упала с высоты!
Пред нею длинный и сырой
Подземный коридор,
У каждой двери часовой,
Все двери на запор.
Прибою волн подобный плеск
Снаружи слышен ей;
Внутри – бряцанье, ружей блеск
При свете фонарей;
Да отдаленный шум шагов
И долгий гул от них,
Да перекрестный бой часов,
Да крики часовых…
С ключами, старый и седой,
Усатый инвалид.
«Иди, печальница, за мной! —
Ей тихо говорит. —
Я проведу тебя к нему,
Он жив и невредим…»
Она доверилась ему,
Она пошла за ним…
Шли долго, долго… Наконец
Дверь взвизгнула – и вдруг
Пред нею он… живой мертвец…
Пред нею – бедный друг!
Упав на грудь ему, она
Торопится спросить:
«Скажи, что делать? Я сильна,
Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча,
Просить ли надо. » – «Не ходи,
Не тронешь палача!»
– «О милый! Что сказал ты? Слов
Не слышу я твоих.
То этот страшный бой часов,
То крики часовых!
Зачем тут третий между нас. »
– «Наивен твой вопрос».
«Пора! пробил урочный час!» —
Тот «третий» произнес…
_____
Княгиня вздрогнула, – глядит
Испуганно кругом,
Ей ужас сердце леденит:
Не всё тут было сном.
Луна плыла среди небес
Без блеска, без лучей,
Налево был угрюмый лес,
Направо – Енисей.
Темно! Навстречу ни души,
Ямщик на козлах спал,
Голодный волк в лесной глуши
Пронзительно стонал,
Да ветер бился и ревел,
Играя на реке,
Да инородец где-то пел
На странном языке.
Суровым пафосом звучал
Неведомый язык
И пуще сердце надрывал,
Как в бурю чайки крик…
Княгине холодно; в ту ночь
Мороз был нестерпим,
Упали силы; ей невмочь
Бороться больше с ним.
Рассудком ужас овладел,
Что не доехать ей.
Ямщик давно уже не пел,
Не понукал коней,
Передней тройки не слыхать.
«Эй! жив ли ты, ямщик?
Что ты замолк? не вздумай спать!»
– «Не бойтесь, я привык…»
Летят… Из мерзлого окна
Не видно ничего,
Опасный гонит сон она,
Но не прогнать его!
Он волю женщины больной
Мгновенно покорил
И, как волшебник, в край иной
Ее переселил.
Тот край – он ей уже знаком, —
Как прежде неги полн,
И теплым солнечным лучом
И сладким пеньем волн
Ее приветствовал, как друг…
Куда ни поглядит:
«Да, это – юг! да, это юг!» —
Всё взору говорит…
Ни тучки в небе голубом,
Долина вся в цветах,
Всё солнцем залито, – на всем,
Внизу и на горах,
Печать могучей красоты,
Ликует всё вокруг;
Ей солнце, море и цветы
Поют: «Да – это юг!»
В долине между цепью гор
И морем голубым
Она летит во весь опор
С избранником своим.
Дорога их – роскошный сад,
С деревьев льется аромат,
На каждом дереве горит
Румяный, пышный плод;
Сквозь ветви темные сквозит
Лазурь небес и вод;
По морю реют корабли,
Мелькают паруса,
А горы, видные вдали,
Уходят в небеса.
Как чудны краски их! За час
Рубины рдели там,
Теперь заискрился топаз
По белым их хребтам…
Вот вьючный мул идет шажком,
В бубенчиках, в цветах,
За мулом – женщина с венком,
С корзиною в руках.
Она кричит им: «Добрый путь!» —
И, засмеявшись вдруг,
Бросает быстро ей на грудь
Цветок… да! это юг!
Страна античных, смуглых дев
И вечных роз страна…
Чу! мелодический напев,
Чу! музыка слышна.
«Да, это юг! да, это юг!
(Поет ей добрый сон.)
Опять с тобой любимый друг,
Опять свободен он. »
Кратко «Русские женщины» Н. А. Некрасов
В произведении Некрасова «Русские женщины» описана жизнь молодых княгинь. Девушки привыкли к роскоши и беспечной, праздной жизни, но их мужья были сосланы в Сибирь.
Жены отважно следуют за супругами, не боясь никаких преград и испытаний, наперекор всем, чтобы разделить нелегкую судьбу своих мужей и поддержать их.
Очень краткий пересказ поэмы «Русские женщины»
Первая часть поэмы повествует о княгине – Екатерине Трубецкой. Она прощается со своим отцом, чтобы отправиться вслед за супругом, которого сослали в Сибирь. Героиня понимает, что впереди ее ждет трудный путь и не менее тяжелая жизнь в ужасных условиях.
В течение двух месяцев она едет до Иркутска, где ее встречает местный губернатор. По царскому приказу он пытается препятствовать дальнейшему пути княгини и пытается всячески ее отговорить и даже запугать, чтобы женщина вернулась домой к отцу, ведь она даже не представляет, что ее ждет в ссылке и какие там условия жизни.
Но Екатерина Трубецкая настаивает на том, чтобы встретиться с мужем. Губернатор поражен преданностью княгини и более не смеет препятствовать ее плану.
Вторая часть поэмы является рассказом уже пожилой княгини Волконской, которая описывает историю своей жизни потомкам. Ее выдали замуж, когда девушка была совсем юна, а будущего супруга, генерала Волконского, видела лишь несколько раз. Супруг был намного старше ее. Когда Мария Волконская вынашивала первенца, супруга арестовали, но от нее это скрывали.
После рождения ребенка, Мария узнает правду и встречается в тюрьме с мужем. Она видит, насколько тяжело супругу, и обещает последовать за ним в ссылку. Вся семья отговаривала Марию, ведь она обрекала себя на верную гибель, и ребенок останется сиротой. Княгине было очень тяжело расставаться с сыном, но она была непреклонна. Мария надеялась, что сын, когда вырастет, поймет ее и простит.
Женам декабристов посчастливилось встретиться в Нерчинске. Они начинают друг друга утешать и поддерживать, ведь их жертвы не напрасны, а во благо любимым мужьям.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание поэмы «Русские женщины» подробно по главам
Княгиня Трубецкая
Часть первая.
Княгиня Трубецкая собирается в дальнюю дорогу вслед за своим мужем-декабристом и прощается со своим отцом, который готовит ей экипаж, до последнего надеясь, что дочь передумает. Он повесил иконку и, понимая, что, скорее всего больше не увидит дочь, зарыдал. Екатерина прощается и с родными краями, просит прощения у всех родных, вспоминает, что провела в Санкт-Петербурге свои лучшие годы, но супружеский долг зовет ее.
Княгиня начинает проклинать царский дворец, где ей довелось танцевать с императором Николаем I. Но пора в путь. Граф-отец провожал княгиню с болью в сердце. Вместе с Екатериной отправился помощник – секретарь графа.
Княгиня готова отдать все деньги, лишь бы скорее добраться до супруга. По прошествии 20-ти дней, Екатерина добирается до Тюмени. По дороге ей снятся различные сны: детство и праздники в родном доме, ее отец, знакомство с мужем и их путешествие в Италию.
Приятные сны сменяются мрачными. Ей снится контраст между сословиями – праздная жизнь богатых и убогая жизнь обычных крестьян. Княгиня просыпается, и сон ее уже продолжается в реальности. Уже слышен звон кандалов и Екатерина приказывает извозчику подъехать к каторжникам. Она понимает, что ее муж мог идти по этой дороге и начинается несчастным раздавать деньги.
Княгиня продолжает путь, места становятся все пустыннее. Мелкие сибирские населенные пункты находятся далеко друг от друга, Екатерине становится скучно. Она начинает размышлять о присоединении Ермаком Сибири, куда начали отправлять в ссылки каторжников для добычи золота.
Екатерина засыпает и ей снится восстание Сенатской площади. Там собралось много народа, декабристы отказываются подчиняться царю, и никто не может их разогнать. Вдруг император отдает приказ «П-ли!».
После этого ей снится мрачное подземелье, по которому она идет на встречу к арестованному супругу. Смотрящий открывает ей дверь и княгиня видит перед собой живого мертвеца. Свидание было очень коротким, муж успел лишь сказать ей о том, что добиваться оправдания бессмысленно.
Трубецкая тут же очнулась от кошмарного сна. За это время пейзаж нисколько не поменялся – такой же суровый и сибирский. Стало слышно сквозь бушующий ветер, как завывают волки.
Екатерина очень устала от долгой дороги и снова засыпает. Теперь ей снится приятный сон – море, солнце, цветы. Княгиня очень хотела бы оказаться с мужем в этом прекрасном месте.
Часть вторая.
Княгиня Трубецкая в дороге уже два месяца. Ее помощник захворал и остался в одном из населенных пунктов. Дальнейший путь Екатерина преодолевает одна и прибывает в Иркутск, где ее встречает местный губернатор. Этот мужчина был в годах.
Он сразу же начинает княгиню отговаривать от продолжения пути, пытается ее напугать, красочно описывая условия жизни каторжников. Но, как он не старался, Екатерина была непреклонна. Ее не пугали ни голод, ни холод, ни прочие тяготы. Она попросила скорее подать лошадей, чтобы быстрее добраться к супругу.
Губернатор предпринимает последние попытки остановить Трубецкую, напоминая, что остался у нее любимый отец. Он говорит о том, что жизнь не заканчивается, и она может начать все сначала. Но она резко ему отвечает, лучше преодолевать все тяготы с любимым, и что она готова в чужом краю «близ мужа умереть», чем в обществе «продажных и тупых» наслаждаться жизнью без забот. Губернатор задумался над ее словами и попросил зайти княгиню на следующий день.
Когда Екатерина вновь пришла к губернатору, тот продолжил отговаривать ее, но когда убежденья иссякли, губернатор сказал, что разрешит ей двигаться дальше, но она обязана «отреченье подписать» от всех своих материальных благ и дворянских прав. Трубецкая не задумалась ни на минуту, лишь потребовала скорее дать бумагу и отправить ее. Старик был крайне поражен ее преданностью и снова перенес решение еще на день. Княгиня пытается попасть к губернатору, но тот 5 дней ее не принимает, «хворает тяжело».
На шестой день губернатор лично посетил Трубецкую, сообщив, что лошади женам каторжников не полагаются и ей придется идти пешком с остальным ссыльными. Даже этот факт не остановил княгиню, она была даже нацепить на себя кандалы и идти к любимому.
Губернатор понимает, что все его уговоры бессмысленны. Он поражен то, насколько княгиня предана супруг и признается, что все это делал по указу императора. Он больше не в силе ее отговаривать и требует подать лошадей для княгини.
Княгиня Волконская
Глава I.
После того, как внуки попросили княгиню Волконскую рассказать какие-нибудь истории из ее жизни, старенькая Мария приступает к работе над «записками».
Ее отец был полковой командир, генерал Раевский, который прославился в годы Отечественной войны 1812-го года. Это был мужественный и бесстрашный человек, о подвигах которого даже Жуковский написал в своем стихотворении. После последнего заграничного похода, он начал мирную спокойную жизнь со своей семьей.
Дочь Мария с каждым днем становилась все краше, у нее было много ухажеров. Отец хотел, чтобы у дочери был достойный муж, поэтому сам подобрал ей жениха – им оказался князь Сергей Волконский. Мария практически его не знала, но она привыкла беспрекословно во всем подчиняться отцу, поэтому через пару недель состоялась свадьба.
Своего мужа княгиня видела редко, так как он был занят службой, лишь через полгода после свадьбы, им довелось провести вместе целую неделю в Одессе. Однажды утром супруг разбудил Марию. Он был встревожен, сжигал в камине какие-то бумаги, потом второпях собрался и отвез супругу к отцу, после чего уехал в неизвестном направлении.
Глава II.
Княгиня ничего не понимала, постоянно тревожилась и пыталась выяснить, что случилось с её мужем. На тот момент она была беременна, потом случились тяжелые роды. Сергея Волконского все не было, отец и брат тоже отправились в Петербург. Волконского арестовали, но от княгини этот факт тщательно скрывали.
После тяжелых родов, княгиня проболела 2 месяца, а когда оправилась, то решила сама отправиться по следу пропавшего супруга. В Петербурге она встретилась с отцом и братом и пыталась выведать у них правду, но Раевский сказал, что муж ушел воевать в Молдавию. Княгиня поняла, что все от нее скрывают истину.
Через несколько недель Волконская узнает, что ее супруг арестован за причастность к попытке свергнуть царя. Перед тем, как отправить Волконского в Сибирь, ему разрешили одно свидание с женой. Когда произошла встреча супругов, Сергей просит Марию простить и понять его.
Волконская пытается добиться отмены приговора, но ничего уже сделать было нельзя. Тогда ей пришла в голову идея, отправиться вслед за мужем в Сибирь. Родные, особенно отец, были категорически против этой затеи, тем более у Волконских был маленький сын. Он приказал дочери все тщательно обдумать и затем снова обговорить этот вопрос.
Глава III.
Княгиня не спала всю ночь, думая о том, что ей придется оставить или сына или мужа. Фактически ей нужно было сделать выбор между ними. Она понимала, что сыну не угрожает никакая опасность, он в любящей родной семье, а вот ее муж Сергей Волконский на каторге будет совсем один.
Волконская даже сравнила супружеский долг с воинским долгом отца. Она думала, что Раевский ее все же поддержит и поймет. Она ждала одобрения от отца и наутро объявила о своем решении. Раевский назвал ее «сумасшедшей дочерью», а остальные не поддержали. Мария написала императору письмо с прошением о том, чтобы ей дали разрешение, отправиться к мужу. Позволение от императора было получено.
Волконская очень тяжело переживала расставание с ребенком, ведь он был совсем мал и лишь улыбался матери, ничего не понимая. Перед отъездом она попросила сестру, чтобы та стала для него матерью. Во время прощания все молчали. В конце отец приказал ей вернуться через год, пригрозив проклятием.
Глава IV.
Дорога проходила через Москву, где Волконская ненадолго решила остановиться у сестры. Это была красивая женина, которая часто принимала гостей из высшего света. В этот раз она решила устроить прощальный вечер для сестры, пригласив много гостей, которым было интересно лично увидеть «декабристку».
Среди гостей был А. С. Пушкин, с которым Волконская была знакома с детства. Разговор с ним был очень важен для княгини. Она ожидала, что хотя бы он оценит ее поступок. Александр Сергеевич дал свои напутствия, как брат, и был и был уверен, что в будущем, внуки Марии оценят всю важность ее жертвы ради любимого супруга.
На протяжении всего вечера играла музыка, гости старались всячески подбодрить и поддержать княгиню, многие даже не могли сдержать слез, прощаясь с Марией.
Глава V.
После вечера в доме у Зинаиды, на следующий день Волконская продолжила путь. Она смотрела на реальность уже другими глазами. Российская действительность очень расстраивала княгиню: роскошная жизнь высшего сословия, проводы рекрутов, пьянство и драки.
Наступил новый год, в это время княгиня была в поле. Ямщик затерялся в метели и сбился с пути. Ему удалось найти избушку лесника, где они с Марией смогли переждать метель и погреться.
Через три недели Волконская была уже на станции, куда прибыл обоз из Сибири. В надежде хоть что-то узнать о муже, она начала расспрашивать всех о Сергее. Один юный офицер нагрубил ей, сообщив о том, что и слышать не хочет о каторжниках. Один солдат сообщил Марии, что декабристы живы и здоровы, сейчас они на Благодатском руднике.
Когда княгиня прибыла в Иркутск, ее также, как и Трубецкую, пытался отговорить от этой затеи губернатор. После долгих попыток переубедить женщину, он также сдается и дает разрешение. Волконская дальше едет в Нерчинск на обычной телеге. Дорога ее очень сильно измучила, но сил придала встреча с княгиней Трубецкой.
Глава VI.
Жены мужей-декабристов отправились к начальнику острога, но документ, который подтверждал разрешение им встретиться с супругами из Нерчинска еще не поступил. Женщинам запретили свидания и сказали ждать до завтра.
Волконская уже не могла больше ждать и решила сама отправиться на рудник. Дорогу ей подсказали местные дети. Охранник оказался сердобольным, на свой страх и риск пустил княгиню. Мария поспешила по темному и мрачному подземелью, а вслед ей кричал злой офицер, дежуривший на руднике.
Княгине видела много каторжников, лица которых, были ей знакомы. Там она встретила Трубецкого, и рассказала, что с его Екатериной все в порядке. Наконец, в кандалах вышел к ней Сергей. Мария в слезах рванулась к мужу, и, прежде чем обнять его, упала перед ним на колени, и начала целовать оковы.
Все замолчали, наступила звенящая тишина, присутствующие не хотели помешать супругам насладиться моментом встречи. Но раздался окрик офицера, который грубо приказал Волконской покинуть родник. Следующая встреча должна была произойти уже в остроге.
Кратко об истории создания произведения
Написать произведение Николай Алексеевич Некрасов решил после встречи с Михаилом, сыном Сергея и Марии Волконских. Михаил сохранил мемуары матери о жизни в Сибири и дал их прочитать Некрасову. Он был тронут поведением декабристок, которые отказавшись от титулов, богатства последовали за своими мужьями.
Изначально Николай Алексеевич называет поэму «Декабристки», в последствии меняет на «Русские женщины». Некрасов поочередно пишет о каждой княгине. Первая часть, о Екатерине Трубецкой была закончена в 1871-ом году, вторая, о княгине Волконской – в 1872-ом году, поэма выходит в печать в журнале «Отечественные записки» 1872, 1873 годах.