некрасивый почерк о чем говорит у взрослого
Изменение почерка
Изменения почерка ‒ это ухудшение манеры письма, обусловленное различными патологическими процессами. Может выражаться нарушением наклона, величины и формы букв, силы нажима на ручку, расстояния между словами, междустрочного интервала. Изменения почерка наблюдаются при ряде неврологических, психиатрических синдромов, нарушениях зрения и опорно-двигательной системы, а также в процессе естественного старения. Для диагностики причин данного явления проводится обследование ЦНС (МРТ, ЭФИ, УЗИ), нейропсихологическое тестирование, определение зрительной функции. Лечение может включать фармакотерапию, психотерапию, коррекцию зрения.
Физиология почерка
Почерк – это индивидуальная графическая техника, которая реализуется в результате письма. В основе письменного навыка лежит зрительно-моторная координация – согласованная работа зрительного и двигательного анализаторов. Почерк формируется в результате обучения письму и регулярной практики.
Манера письма человека меняется с годами. В течение школьного обучения происходит постепенное совершенствование почерка ученика, и примерно к 6-7 классу вырабатывается автоматизм письма. Данные изменения отражают графическую зрелость моторных навыков. Однако окончательное формирование почерка заканчивается только к 25—30 годам. Почерк взрослого человека имеет свои индивидуальные черты, которые обусловлены:
К индивидуальным характеристикам почерка относят форму и размер графических элементов, наклон букв, нажим на ручку, направление и непрерывность линий, интервал между словами и строками. Анализ особенностей почерка индивида является предметом изучения графологии и лежит в основе почерковедческой экспертизы.
Причины изменения почерка
У одних людей почерк остается стабильным на протяжении всей жизни, у других претерпевает изменения под влиянием различных состояний. Изменения почерка могут происходить в результате:
Диагностическими признаками, указывающими на патологические изменения почерка, являются:
Причины макрографии
Изменения почерка по типу мегалографии характеризуются высотой строчных букв, значительно превышающей нормальный размер (0,5 см). В этом случае буквы выходят за границы строки, при этом на листе бумаги помещается всего несколько слов. Данный признак характерен для следующих состояний:
Причины микрографии
Уменьшение размеров букв менее 3 мм делает почерк человека плохо читаемым, неразборчивым. Такие изменения почерка встречаются при ряде нервно-психических и глазных заболеваний:
«Смотрите, не истончаются ли линии»: какие изменения почерка должны вызвать тревогу?
Графолог заявила, что почерк, как зеркало, отражает все изменения в характере человека.
Фото, видео: ru.depositphotos.com; 5-tv.ru
Почерк человека также индивидуален, как и его отпечатки пальцев. А главное, он отражает все изменения в жизни и характере человека как в долгосрочной перспективе, так в данную минуту. Графологи научились определять, о чем свидетельствует наклон и ширина букв, а также нажим и толщина линий. Руководитель проекта «Графология для HR» Анна Самойленко объяснила, как научиться по изменениям почерка лучше понимать свое сознание, настроение и самочувствие.
Ситуативные изменения
Графолог, говоря об изменениях в почерке, ввела понятие «ситуативные». Она объяснила, что такие изменения отвечают за эмоциональное состояние человека. Например, когда он нервничает, почерк становится более резким и беспорядочным. Когда расслаблен, линии напротив становятся более мягкими и гармоничными.
Нажим
Сила нажима на ручку или карандаш говорит о физическом состоянии человека, по этому критерию можно заметить «истощение» организма.
«Если нажим становится слабее, и линии становятся менее заметными — это значит, что вы устали», — пояснила Самойленко.
Она отметила, что, если линии становятся едва заметными, срочно нужно пересмотреть свой режим сна и отдыха, а также позволить себе больше отдыхать.
«Если с возрастом нажим становится тоньше, это значит работоспособность падает и энергии недостаточно. Сравнивайте нажим в почерках с разницей в один год, смотрите, не истончаются ли линии», — посоветовала графолог.
Угловатость почерка
Этот критерий говорит об упрямстве или дипломатичности человека. Графолог отнесла его к «долгосрочным», объяснив, что в более юном возрасте люди могут выводить буквы более плавно и мягко, чем в зрелом, и наоборот.
«Углы отвечают за упрямство, то есть углы — это твердость в почерке. Мягкие линии — это дипломатичность, умение подстроиться под ситуацию. Если человеку приходится проявлять бойцовские качества характера, то в его почерке появляются углы», — резюмировала специалист.
Читабельность (понятность)
Критерий читабельности говорит о коммуникативных способностях личности, о том, на сколько человек открыт к общению с миром и желает быть ему «понятным». Почерк человека в течение жизни может стать менее понятным окружающим. Это говорит о том, что его владельца перестает заботить чужое мнение, он становится самодостаточным.
«Если читабельность в почерке улучшилась — это значит, что вы улучшили свои коммуникативные навыки с точки зрения „слышать и слушать“ других людей», — отметила Анна Самойленко.
Волнистость линий
Волнистость линий отражает эмоции человека. Сильная волна в почерке свидетельствует о том, что вы стали более явно проявлять перед другими людьми свои чувства. Возможно, стали более агрессивны или эксцентричны.
Когда почерк становится более аккуратным, это говорит, что его обладатель стал спокойнее, рассудительнее, сдержаннее и мудрее.
Плохой почерк — дар божий?
Исследованием и анализом почерка занимается наука графология. Она используется судмедэкспертами и психологами для того, чтобы определить характер и состояние психики личности. Почерк — отражение внутреннего мира, своеобразный информационный код, который может рассказать о человеке намного больше, чем кажется.
О чем говорит плохой почерк
Ученые считают, что движение и реакция мышц руки подвержены влиянию нервной системы. Также на почерк влияют анатомические особенности кистей рук. При изменении физических и психологических характеристик меняется и почерк. В разные периоды жизни он может отличаться.
Плохой почерк имеет различные обоснования. Человек, который пишет неразборчиво, может находиться в состоянии сильного эмоционального перенапряжения. Возможно, он озадачен решением важной проблемы или поиском стабильности, что находит свое отражение в стиле письма. В некоторых случаях плохой почерк свидетельствует о низкой самооценке или о том, что человек не ощущает себя в безопасности. Иногда это говорит о нежелании подчиняться общепринятым стандартам.
Наклон букв тоже имеет значение: если они смотрят в разные стороны, возможно, человек не способен держать под контролем свои эмоции. Неразборчиво пишут скрытные личности, которым сложно открываться. Также почерк, напоминающий каракули, может быть признаком: неуравновешенности, вспыльчивости; неспособности загонять себя в определенные рамки; конфликтного характера и неумения поддерживать нормальные отношения; гиперактивности, неумения сосредоточиться; слабовольности; незрелости личности.
Плюсы людей с плохим почерком
Плохой почерк всегда индивидуален, указывает на то, что человек обладает независимым мышлением. Такие люди не всегда соответствуют ожиданиям общества. Плохой почерк часто сочетается с творчеством, а иногда и с эксцентричностью.
А вот красиво написанный текст может быть признаком того, что человек сильно зависим от чужого мнения и своей точки зрения не имеет.
Знаменитости с плохим почерком
Если у вас плохой почерк – не стоит расстраиваться. Многие известные люди писали отвратительно. Ученые утверждают, что некрасиво пишут люди с высоким интеллектом. Скоростью мышления не дает им возможности терять время на аккуратное написание текста.
К категории людей, пишущих некрасиво и неразборчиво, принадлежал великий скрипач Паганини – эксцентричная и креативная личность. Плохой почерк был у Наполеона, причем менялся он в течение жизни и чем дальше, тем более запутанным и неразборчивым становился.
Неразборчиво писал и Бетховен, именно поэтому его Девятую симфонию напечатали только через 2 года после того, как она была написана. Переписчикам с трудом удавалось распознать почерк гения.
Часто менялся почерк и у Лермонтова. Старания писать красиво и ровно ни к чему не приводили, буквы стремились в разные стороны. Некоторые графологи считали почерк писателя признаком невротической личности.
Неровные и неаккуратные буквы – это не повод терять уверенность в себе и позволять другим высказывать необоснованные суждения о вас. Конечно, почерк можно целенаправленно изменить при сильном желании. Но при этом следует учитывать то, что меняя манеру письма, вы изменитесь и сами.
Плохой почерк: особенность или болезнь?
Поделиться:
Письменная речь — один из важнейших показателей правильной работы нервной системы. Почерк каждого из нас уникален. Для того чтобы написать даже одну букву, в нашем мозге включается сразу несколько сложнейших механизмов, отвечающих за координированные движения мышц кисти, ориентацию кисти в пространстве, слаженную работу различных отделов головного мозга, отвечающих за устную и письменную речь (лобные, височные и теменные доли). Поэтому даже минимальные изменения в работе этих механизмов приведут к изменению почерка.
Как меняется почерк при болезнях
Причин изменений почерка множество. Может нарушиться как программирование процесса письма (при поражении головного мозга), так и исполнение этой программы (при поражении головного и спинного мозга, периферических нервов и мышц). Кстати, меняться может не только почерк, но и содержание написанного — появляются неправильные замены и повторы символов.
В ходе естественных возрастных изменений почерк меняется постепенно, а при травмах, инсультах это может произойти внезапно. Другой случай — когда изменения сначала появляются вроде бы постепенно, но обычно быстро нарастают и становятся заметными (например, при болезни Паркинсона, опухолях головного мозга). Наиболее характерные изменения почерка представлены ниже:
Читайте также:
Лечение Альцгеймера
Все вышеописанные изменения почерка практически всегда сочетаются с другими, гораздо более заметными и неприятными симптомами, например, нарушением походки, слабостью в руках и ногах. Но иногда изменения почерка являются первыми и единственными проявлениями на начальном этапе заболевания. Так бывает на ранних стадиях болезни Паркинсона, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера.
Когда нужно обратиться к врачу?
Резкое изменение почерка — основание для незамедлительного обращения к врачу (неврологу). Если вы заметили, что стало трудно писать, не получается писать буквы в привычной вам манере, то не тяните с записью на прием.
Иногда изменения почерка замечают близкие, а сам человек не обращает на это внимания. Это тревожный симптом, который может проявляться при болезнях головного мозга: опухоли, деменции и др.
Если изменения почерка не столь явно заметны, но есть другие симптомы (например, пошатывание при ходьбе, нарушение зрения), то визит к врачу также нельзя не откладывать.
Какие обследования назначит врач
В большинстве случаев изменения почерка связаны с нарушениями работы головного или спинного мозга, поэтому вас могут направить на магнитно-резонансную томографию или компьютерную томографию.
При подозрении на повреждение периферических нервов или рогов спинного мозга направляют на электронейромиографию (исследование скорости прохождения импульса по нервам с определением места поражения).
Если помимо изменения самого почерка есть нарушения письменной речи (например, неправильное написание слов, нарушение связности письменной речи, зеркальное письмо), то может потребуется консультация нейропсихолога (специалиста, которые оценивает работу высших мозговых функций).
Изменения почерка могут быть не только вашей особенностью, но и признаком серьезного заболевания. При любых подозрительных изменениях почерка незамедлительно обращайтесь к врачу.
Читаем между строк, или О чем может рассказать почерк
Как разобраться в личности человека по его почерку?
На каком основании мы составляем свое мнение о человеке, его характере и способностях? Конечно, по многим признакам, среди которых самыми весомыми обычно являются поведение, речь и внешний вид. Однако внешность, как известно, бывает обманчива, речь может быть продуктом обучения, а чтобы узнать людей по поступкам, требуется время.
Наверное, поэтому велик интерес к методам более быстрого и точного анализа внутреннего мира человека не только среди психологов, специалистов по подбору персонала и т.п., но и среди широкого круга читателей.
Существует, конечно, большое количество специально созданных тестов, позволяющих выявить те или иные особенности личности. Но их применение (речь идет не о популярных, а о профессиональных тестах) и корректный анализ результатов требуют профессиональных психологических знаний и навыков, поэтому лучше оставить возможности их использования для работающих психологов. Мы же рассмотрим еще один метод получения информации о внутреннем мире человека — анализ продуктов его деятельности. Можно исследовать результаты творческой деятельности (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), но они есть не у всех, а кроме того их анализ нельзя проводить по четкой однозначной схеме. Поэтому в данной статье мы предлагаем сосредоточить свое внимание на почерке взрослого человека — продукте, который легко «добыть» для анализа или даже взять свой собственный образец.
Графология, или наука о почерке, раскрывает индивидуальные особенности человека, которые отражаются в определенном написании букв и строк. Годами вырабатывался определенный алгоритм в проведении всестороннего анализа почерка. Сразу следует оговориться, что идеальным для анализа является кусок текста, написанный на нелинованном листе и содержащий подпись.
Итак, до того, как перейти к детальному рассмотрению, необходимо провести оценку почерка по трем базовым направлениям:
Теперь можно переходить к рассмотрению отдельных показателей почерка. Вообще, таких показателей великое множество (включая написание отдельных цифр и букв), поэтому мы остановимся только на основных. Важно иметь в виду, что нельзя делать выводы о чертах личности, основываясь только на одном признаке. Необходимо учитывать весь спектр исследуемых характеристик и степень их выраженности (так же, как врач никогда не ставит диагноз на основании только одного симптома).
1. Нажим при письме.
Сильный нажим обычно наблюдается у людей энергичных и получающих удовольствие от проявления своей силы и преодоления сопротивления на пути к желаемому.
Слабый нажим (линии тонкие, похожие на переплетающиеся нити, не заметные с обратной стороны листа) свидетельствует о чувствительности натуры. Такие люди склонны к идеализации, подвержены влиянию чужого мнения, хотя вполне могут быть критичными. Если легкий нажим сочетается с ровными строками, то это может являться показателем дисциплинированности ума и умения рождать творческие идеи. В случае, если при слабом нажиме строки неровные, отдельные буквы неразборчивы, то это говорит о низкой инициативности и неспособности к обдуманным волевым действиям.
Иногда встречается неравномерность нажима — одни слова, буквы или даже их элементы написаны с сильным нажимом, а другие — тонкими штрихами. Это показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности волевых актов, наличия внутренних конфликтов.
Если же нажим при письме слабый, да к тому же неравномерный, то речь идет, скорее всего, о человеке неуверенном в себе, склонном к постоянным сомнениям, для которого принятие решений представляет значительные трудности.
В случае, если анализируемый почерк отличается равномерным нажимом, то от его владельца можно ожидать устойчивости в проявлении своих эмоций, способности систематически трудиться (без вспышек деятельности, сочетающимися с периодами безделья).
Особый интерес представляют собой случаи сочетания разного нажима при написании текста и подписи. Если текст написан с сильным нажимом, а подпись — с легким, то можно предполагать, что этот человек обладает сильным характером, но по каким-то причинам хочет выглядеть мягким.
2. Выдержанность строки.
«Прямая» строка (по нижней части букв можно провести практически прямую линию) свидетельствует об уравновешенности и сдержанности писавшего, его умении доводить дело до конца.
«Волнистые» строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.
Строки, поднимающиеся к концу, принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху. Они могут переживать из-за своих неудач, но обычно находят силы для нового рывка к цели.
Если же строки, наоборот, падают к концу, то и владелец почерка характеризуется, соответственно, нехваткой энергичности для доведения дела до конца.
3. Наклон почерка.
Для большинства людей характерен почерк с наклоном но наклон может быть и больше (т.е. угол меньше 45 градусов). Существуют также почерки прямые (90 градусов) и опрокинутые (до 125 градусов).
Если почерк является слишком наклонным, почти лежащим, то от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.
Опрокинутый влево почерк часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни. По нашим наблюдениям, он чаще всего встречается у левшей, что, впрочем, не противоречит вышесказанному. У правшей такой наклон может свидетельствовать о своенравности, упрямстве, требовательности к окружающим, недоверчивости.
Если же почерк вертикальный, т.е. не имеет наклона ни вправо, ни влево, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека, в манерах которого вы не увидите изменений под влиянием внезапных чувств или мыслей.
Разнотипность наклона (наличие букв, написанных с разным наклоном) характеризует человека как капризного или подверженного быстрой смене настроения, у которого разум и эмоции находятся в конфликте.
4. Связь букв в словах.
Если все буквы связаны между собой, то такой тип письма отражает способность человека подойти к проблемам с позиций логики, критически их оценить. Такой человек редко доверяет своей интуиции.
Если соединений между буквами практически нет, то написавший их — человек не слишком практичный, склонный к мечтательности. Для него было бы сложно трудиться систематически, однако он может хорошо работать по вдохновению, особенно если речь идет о творчестве. Такие люди чаще опираются на интуицию, чем на логику, поэтому мотивы их поступков не всегда понятны окружающим.
5. Размер букв.
Средняя высота букв составляет соответственно крупным почерком принято считать такой, в котором буквы выше этого размера, а мелким — ниже. Ширина отдельной буквы обычно примерно равна ее высоте. Если ширина буквы больше высоты, то почерк называют вытянутым, а если меньше, то сжатым.
Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.
Крупный и вытянутый почерк может быть показателем того, что в жизни этот человек пренебрегает надуманными правилами и ограничениями, стремятся реализовать себя в разных видах деятельности.
Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.
Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.
6. Округлость букв.
«Круглый» почерк указывает на склонность человека смягчать противоречия, идти на компромиссы, быть устойчивым в своих мнениях и вкусах.
Если в округлом почерке вам встретились угловатые заглавные буквы, то вероятно, вы имеете дело с довольно мягким человеком, который в определенных ситуациях может быть настойчивым и агрессивным.
«Угловатый» почерк говорит о том, что его владельцу свойственны резкость, требовательность, упрямство. Однако при этом он обладает такими достоинствами, как целеустремленность, энергичность, умение напряженно трудиться. Такие люди нередко проявляют стремление к лидерству.
7. Написание строчных букв.
Открытые сверху гласные (разрыв в написании букв «а», «о» сверху) являются показателем миролюбия, доверчивости и способности к сопереживанию, наличия глубоких привязанностей.
Открытые снизу гласные, напротив, говорят о возможном лицемерии, неискренности и поверхностности чувств.
Длинные петли у букв (например, «у», «д»), доходящие до нижней строки или даже перекрывающие ее, указывают на интуитивное начало в человеке, доверие которому иногда заслоняет способность мыслить логически.
Маленькие петли являются свидетельством лаконичности в речи и делах, реалистичности, умении высказываться только по делу и с учетом места и времени.
8. Написание заглавных букв.
Если прописные буквы заметно увеличены, это указывает на самолюбие человека (может быть даже чрезмерное), его самоуверенность и самостоятельность мышления, стремление выделиться. О желании обратить на себя внимание и об общительности свидетельствует также большая петля в заглавной букве.
В случае, если заглавные буквы относительно маленького размера, человек не стремится быть замеченным, делает небольшие и осторожные шаги по жизни, всегда придерживаясь своих убеждений.
Использование в почерке печатных заглавных букв характеризует человека как творческого, изобретательного, имеющего гибкий ум и хорошую восприимчивость.
Добавление к заглавным буквам бросающихся в глаза завитушек и прочих украшающих элементов свидетельствует либо о потребности привлекать к себе внимание, либо о романтическом складе ума.
9. Подпись.
Если характер человека можно узнать по почерку, то его подпись аналогична автопортрету и создает у окружающих еще одно представление о нем, на мой взгляд, более осознанное и частично контролируемое.
Подпись без росчерка — свидетельство вкуса и сдержанности.
Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.
Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить «острые углы».
Подчеркивание росписи — признак развитого чувства собственного достоинства.
Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.
В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.
Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.
10. Расстояние между словами и строками.
Если в анализируемом почерке почти нет пробелов, и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.
Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.
Если вы встретились с таким сочетанием, как мелкие буквы и относительно большие расстояния между словами и строками, то перед вами человек, щедрый по отношению к другим, но проявляющим скупость по отношению к самому себе.
Конечно, рассмотренными характеристиками почерка отнюдь не исчерпывается все многообразие его элементов и их сочетаний. Однако, этого достаточно для того, чтобы получить первичные знания о принципах анализа письменного текста. Тем же, кто почувствовал вкус к этому занятию и решил продвинуться в изучении графологии, мы рекомендуем перейти к чтению монографий, посвященных этой теме.