неканоническая православная церковь что это
Почему на Украине только одна настоящая Церковь?
Сегодня на территории Украины существует несколько религиозных групп, каждая из которых называет себя «православной церковью». Русская же Православная Церковь, как и весь православный мир в целом, считает, что на Украине не множество церквей, а только одна, единственно каноническая Украинская Православная Церковь. Почему это так, рассказываем в наших «Слайдах».
Сколько на сегодняшний день на Украине существует религиозных групп, называющих себя «православной церковью»?
Очень много. Даже «патриархов» в Украине — целых два. Если же говорить о так называемых Церквях, то на сегодняшний день на территории страны существует и так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ), и «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)», и религиозная группа с таким же названием, но только с добавлением слова «каноническая». И это далеко не весь список. Все они являются неканоническими и не признаются в качестве подлинной Церкви на территории Украины.
А что значит «неканоническая» Церковь?
Неканоническая — значит, не признанная другими Церквями. Существует такое понятие, как вселенское православие — сообщество Поместных Православных Церквей, которые имеют единое историческое преемство от самих апостолов и в своей истории строго придерживались основ православной веры. К таким Церквям относятся, например, Иерусалимская, Антиохийская, Русская и не только. Все они признают друг друга в качестве Церкви Христовой. Так вот, если новообразовавшаяся религиозная группа, называющая себя «церковью», не признается в качестве таковой вселенским православием, значит она является неканонической.
То есть если обычный человек задумает создать свою собственную церковь, то она будет неканонической до тех пор, пока ее не признают другие Поместные Церкви?
Совершенно верно. Но этого никогда не произойдет. Потому что у такой «церкви» не будет самого главного — апостольского преемства. Церковные каноны предписывают: возглавить общину верующих может только епископ. А рукоположить его могут только несколько других епископов, которых до этого рукоположили другие и так далее. Эта цепочка рукоположений простирается вплоть до двенадцати апостолов, которые приняли дары священства в день Пятидесятницы. Без епископов и священников совершение церковных таинств невозможно. А это значит, что не будет и подлинного преображения человека, ради чего, собственно, и существует Церковь.
А если «новаторы» найдут епископов? Тогда все получится?
Нет. Во-первых, епископу одной епархии запрещено принимать на себя управление Церковью в другой (15-е правило Первого Вселенского Собора). Кроме того, подобный переход возможен только с согласия Синода и Собора всей Церкви. В противном случае такой епископ является раскольником, и церковным судом либо запрещается в служении, либо — это случай крайний — может быть предан анафеме, то есть полному отлучению от Церкви.
И что происходит с епископом после запрещения или анафемы?
После этого он уже не имеет священнической благодати, а это значит, что все совершаемые им «таинства» не имеют никакой силы. Ношение епископского облачения человеком, над которым Церковью произнесена анафема или который был отправлен под запрет, — не более чем бутафория. Именно поэтому, кстати говоря, ни одна из существующих сегодня на Украине церквей, помимо Украинской Православной Церкви, не признается православным миром.
Потому что все ее епископы или запрещены в служении или преданы анафеме?
Да. Самый яркий пример — бывший митрополит Киевский, Филарет Денисенко, который является сегодня «патриархом» так называемой «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». 11 июня 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято постановление извергнуть его из сущего сана, после чего он перестал быть митрополитом. А после того как Денисенко отказался признавать решение Собора, 21 февраля 1997 года на новом Архиерейском Соборе бывший митрополит был предан анафеме. Причем эта анафема признана всеми Поместными Церквями.
А за что он был подвергнут такому строгому наказанию?
Цитируем официальный церковный документ: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1. 7–8; 27-е правило святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18:7; 3-е правило I Всел. Собора, 5-е правило V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е правило святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е правило II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (28-е правило святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е правило Двукратного Собора)».
Есть ли еще какие-то канонические препятствия для создания своей церкви?
Есть. Помимо всего выше сказанного, нужно помнить, что епископ, согласно церковным канонам, просто так, без официального приглашения, не может приезжать в другую епархию.
А почему только Украинская Православная Церковь единственно каноническая?
Во-первых, потому что только в ней сохранилось апостольское преемство. Во-вторых, свою автономию и самоуправление она получила законно, без нарушения канонов, от Московского Патриархата. В третьих, только эта Церковь признается канонической всем православным миром.
Она является частью Русской Православной Церкви, имея при этом практически полную автономию и свободу. Таков сознательный выбор большинства украинских православных христиан и духовенства Украинской Церкви.
Значит, количество Поместных Церквей всегда будет одинаковым?
Нет. В Церкви предусмотрены некоторые легальные пути. Например, христианин в качестве миссионера отправляется от одной из Поместных Церквей проповедовать в другую страну, где еще нет Церкви. В случае успеха через некоторое время там возникает община. Каноническая Церковь направляет туда своего епископа, который рукополагает священников. Постепенно община расширяется, образуется епархия, потом митрополия (объединение нескольких епархий), складывается своя самостоятельная жизнь. И вот, когда все это произошло, местные епископы при согласии верующих могут направить официальный запрос в ту Поместную Церковь, откуда к ним пришел миссионер — только она имеет право предоставить автокефалию. Если эта Церковь дает свое согласие, то вслед за этим такое же признание должно поступить и от всех остальных Поместных Церквей. Только после этого возникает новая каноническая Поместная Церковь.
Блаженнейший объяснил разницу между канонической и неканонической церквями
Митрополит Онуфрий напомнил, что тот, кто следует канонам Церкви –тот наполняется благодатью Святого Духа, а кто их нарушает – тот лишается этой благодати.
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телеканалу «Интер» рассказал, чем каноническая Церковь отличается от неканонических сообществ.
По его словам, «само слово «каноническая» происходит от слова «канон». Таким образом, каноническая Церковь – это группа верующих, которые живут по канонам Церкви».
Блаженнейший напомнил, что «у каждого государства есть своя Конституция, и все граждане государства должны жить согласно Конституции. Если человек живет по ней –то у него все хорошо, а если он нарушает Конституцию – то его могут оштрафовать или садят в тюрьму».
Митрополит Онуфрий подчеркнул, что «у Церкви тоже есть своя Конституция – каноны. И если мы живем по канонам – то мы каноническая Церковь. А если человек нарушает каноны, то мы его не оштрафуем, не посадим в тюрьму, потому что это не наши методы, а мы с таким человеком пресекаем молитвенное и евхаристическое общение. Другими словами, отсекаем такого человека от себя».
Предстоятель УПЦ посоветовал тем, кто интересуется данным вопросом изучить свод правил и канонов Церкви. При этом он подчеркнул, что хотя «каноны и написаны людьми, но под влиянием Духа Святого». Поэтому, сказал Блаженнейший, «кто содержит эти духовные каноны – тот сам наполняется благодатью Святого Духа, а кто нарушает – тот лишается этой благодати».
Ранее СПЖ писал, что предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Онуфрий заявил, что политики и народ должны вернуться к выбору князя Владимира.
«Осторожно – ряженые самозванцы!»: Псевдоправославные секты на постсоветском пространстве
Помимо канонических Православных Церквей в мире действуют сотни псевдоправославных сект, подобных украинским раскольникам
Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата опровергла слухи о переходе в юрисдикцию Константинополя.
Эта разлетевшаяся накануне новость – не просто опровержение очередного «фейка», возникшего в результате сегодняшней информационной войны против Русской Православной Церкви и Государства Российского. Упомянутые слухи оказались основанными на полуправде, которая зачастую куда опаснее откровенной лжи.
Действительно, на днях стало известно, что 24 октября 2019 года властями Латвийской Республики была зарегистрирована некая «Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата» (ЛПАЦКП). Разумеется, некоторые светские СМИ восприняли эту информацию в качестве сенсации и растиражировали тот самый слух о переходе в Константинопольский патриархат канонической Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата.
В реальности всё совсем не так. Каноническая Латвийская Церковь, духовно окормляющая, по разным данным, до полумиллиона православных христиан Латвии, как была, так и остаётся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Государственную же регистрацию в результате откровенно русофобских и антицерковных интриг курируемых с Запада латвийских чиновников получила карликовая секта, состоящая из трёх ряженых самозванцев и нескольких десятков их адептов.
Фото: mike_green / Shutterstock.com
Основателями ЛПАЦКП являются отлучённые от Церкви ещё в 1990-е годы два попа-расстриги – лжеархиепископ Виктор Контузоров и его верный «паж» и «келейник» (что не раз вызывало весьма недвусмысленные обсуждения) лжеархимандрит Филарет Романов. Впоследствии к ним присоединился третий персонаж – некий гладко выбритый (что противоречит православным традициям) лжеиеромонах Андрей.
Несмотря на то что в регистрационных документах эта секта именует себя пребывающей «в юрисдикции Константинопольского патриархата», стамбульский Фанар, несмотря на свои беззакония на Украине, эту карликовую псевдоправославную группировку не только не признаёт, но и не имеет с ней никаких отношений. Тем не менее сама апелляция к Константинопольскому патриархату неслучайна. Ведь в XX веке Фанар уже пытался посягать на каноническую территорию Русской Церкви в Латвии. И не только.
Предлагаю разобраться, какие основные неканонические псевдоправославные группировки действуют на территории постсоветского пространства. Разумеется, за исключением Украины, поскольку о ПЦУ-СЦУ Телеканал «Царьград» в своих программах и сюжетах, а также на страницах сайта рассказывает регулярно и достаточно подробно. Начнём, разумеется, с России.
Российские псевдоправославные секты
«Богородичный центр» (богородичники). Самой яркой и скандальной среди псевдоправославных организаций вплоть до «нулевых» годов века нынешнего стал так называемый «Богородичный центр», также именовавшийся «Православной церковью Божией Матери Державная». Гуру и руководитель этой секты Вениамин Яковлевич Береславский-Янкельман, прозвавший себя «архиепископом Иоанном», совместил в своей группировке самые различные синкретичные идеи, включая восточные, и банальные суеверия.
При внешней православной обрядности «богородичников» сложно назвать даже «псевдоправославными», поскольку эта секта только использует христианскую риторику и эстетику. На сегодняшний день «Богородичный центр» утратил былое влияние и окончательно маргинализировался.
«ИПЦ» (Рафаила) (рафаиловцы). Гуру – Леонид Семёнович Прокопьев (в 2009 году сменил фамилию на «Мотовилов» в честь известного собеседника преподобного Серафима Саровского Николая Мотовилова), также известный религиозным синкретизмом. Сохраняя православные обряды, занимается экстрасенсорикой, проповедует многие откровенно нехристианские учения, в том числе утверждение, что «Бог не борется с сатаной», поскольку «сатана – Его орудие».
Подобно украинскому лжепатриарху Филарету, Прокопьев-Мотовилов носит белый куколь Московских Патриархов, что только подтверждает его «статус» ряженого самозванца. В 2015 году брошюра Прокопьева-Мотовилова «О месте Истинно-Православной Церкви в современном мире» была включена в Федеральный список экстремистских материалов, однако секта, именующая себя «Истинно-православной церковью», до сих пор существует, хотя число её адептов значительно меньше, чем в 1990-е – «нулевые» годы.
РПАЦ (суздальский раскол, русанцовцы). В отличие от предыдущих двух сект, суздальская РПАЦ в начале своего существования пыталась казаться строго православной и традиционалистской. Свою неканоническую иерархию она получила от Русской Зарубежной Церкви, священноначалие которой надеялось, что суздальский архимандрит Валентин (Русанцов), в 1990 году разорвавший с Московским Патриархатом, станет их представителем в России.
В реальности же Русанцов только пытался строить из себя строгого «катакомбника», но уже очень скоро проявилась его подлинная натура: с Русской Зарубежной Церковью он разорвал и провозгласил себя «митрополитом». В 2002 году Суздальский районный суд осудил Русанцова на 4 года условно за действия сексуального характера с применением насилия к несовершеннолетним, после чего в отношении РПАЦ появилось прозвище «секта педофилов», а многие её адепты покинули РПАЦ.
После смерти Русанцова в 2012 году РПАЦ, которой в 1990-х принадлежали десятки храмов (большинство в Суздальском районе Владимирской области), начала рассыпаться. Тем не менее до сих пор в Москве на Головинском кладбище существует «храм» этой секты, который возглавляет бывший священник Московского Патриархата Михаил Ардов. Также в Санкт-Петербурге действует один из осколков РПАЦ во главе с лжеепископом Григорием (Вадимом Лурье), блогером и публицистом с активной оппозиционной политической позицией.
Основатель суздальского раскола бывший архимандрит Валентин (Русанцов). Фото: www.pravoslavie.ru
Менее значительными псевдоправославными организациями являются несколько осколков Русской Зарубежной Церкви, категорически не согласившихся с объединением последней с Московским Патриархатом. Среди них наиболее известны:
РПЦЗ лжемитрополита Агафангела (Пашковского), чья резиденция находится на территории Одессы, но ряд подчиняющихся ему общин действуют в России.
РИПЦ лжеархиепископа Тихона (Пасечника) с центром в Омске.
Две последние организации резко выступают против Русской Православной Церкви, однако откровенных черт деструктивных тоталитарных сект в их деятельности не существует.
Псевдоправославие в Белоруссии
Авторитарная политика белорусского лидера Александра Лукашенко в целом положительно сказывается на религиозной ситуации в республике. Хотя заигрывание властей с русофобской идеологией «литвинства» уже привела к тому, что ряд клириков Белорусского экзархата Московского Патриархата (канонической Белорусской Православной Церкви) увлекаются идеями белорусского национализма и даже автокефализма.
Большинство православных христиан Белоруссии вполне консервативны, не выступают против церковнославянского богослужебного языка и никак не связаны с белорусскими националистами. Однако в относительно недавнем интервью архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия Журналу Московской Патриархии было отмечено, что белорусские национал-либералы, по сути, вынуждают архипастырей Белорусского экзархата белорусифицировать православное богослужение:
— Как правящий архиерей я не противлюсь обращениям верующих с подобными просьбами — при условии, разумеется, что такое желание реально присутствует. В основном по-белорусски служат на городских приходах. Градус обсуждения этого вопроса подогревает наша национальная интеллигенция, но зачастую на пустом месте.
Конечно, всё это далеко от украинского уровня русофобии, однако не обращать внимания на эту проблему тоже нельзя. В том числе и потому, что при активной поддержке украинских раскольников-националистов в белорусской диаспоре на Западе, а также в зачаточном состоянии и в самой Белоруссии создана секта «Белорусская автокефальная православная церковь» (БАПЦ), идейно идентичная украинскому национализму. Главой этой секты является нью-йоркский лжеархиепископ Святослав (Вячеслав Логин), влиятельность которого в Белоруссии невелика, однако имеющаяся информация о его связях с белорусским министром иностранных дел Владимиром Макеем не может не вызывать опасений.
Псевдоправославие в Прибалтике
Но вернёмся в Прибалтику. Именно здесь с начала 1990-х Константинопольским патриархатом отрабатывается сценарий, сегодня реализующийся на Украине. И если в Латвии ранее упомянутая «Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата» является карликовой сектой, лишь декларирующей свою связь с Фанаром, то в соседней Эстонии ситуация куда страшнее. И это связано с деятельностью так называемой «Эстонской апостольской православной церкви».
ЭАПЦ («Эстонская апостольская православная церковь»). Эта не каноническая, а по сути псевдоправославная организация была создана в 1996 году Константинопольским патриархом Варфоломеем при активной поддержке местных националистических властей. Именно этой малочисленной структуре была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированными.
До сих пор ЭАПЦ с её семитысячной паствой принадлежит около 60 православных храмов, а канонической Эстонской Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих – в два раза меньше. Что показательно, возглавляет эту эстонскую лжецерковь не представитель местных кадров, а прямой ставленник Фанара митрополит-грек Стефан (Хараламбидис).
Псевдоправославие в Молдавии
«Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви» во главе с запрещённым в служении в Русской Православной Церкви епископом (в Румынской Церкви считается «митрополитом») Петром (Пэдурару). Неканоническое образование, возникшее на территории Молдавии в 1992 году подобно ЭАПЦ, только, в отличие от эстонской лжецеркви, основанное не Константинопольским, а Румынским Патриархатом.
В настоящий момент в Молдавии действует около 100 приходов этой неканонической религиозной организации, притом что в Православной Церкви Молдовы (самоуправляемой части Московского Патриархата) свыше 1200 приходов. Тем не менее некоторые прозападные молдавские политики и чиновники оказывают поддержку «Бессарабской митрополии».
Псевдоправославие в Абхазии
«Священная митрополия Абхазии». Псевдоправославная секта во главе с запрещённым в служении иеромонахом Дорофеем (Дбаром), пребывающая в стенах самой известной абхазской святыни – основанного в XIX веке русскими монахами-афонитами и возведённого при личном участии императора Александра III Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
Фото: Oleg Bakhirev / Shutterstock.com
Ещё в 2013 году Кубанская митрополия Русской Православной Церкви по этому поводу сделала официальное заявление:
Ново-Афонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли своё единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Озабоченность усугубляется в связи с состоявшейся недавно юридической регистрацией так называемой «Священной митрополии Абхазии» – раскольнической организации, которую возглавляют. иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), запрещённые Русской Православной Церковью в священнослужении. Вновь предупреждаем всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви.
Характерно, что за «богослужениями» этой секты поминается Константинопольский патриарх Варфоломей, а в её идеологии немалую долю занимает абхазский национализм. К сожалению, ситуация, когда местные власти отказываются вмешиваться в конфликт секты «Священная митрополия Абхазии» с каноническим абхазским духовенством, только осложняет решение этой новоафонской проблемы.
Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: Altan Gocher / Globallookpress
В других постсоветских республиках проблема псевдоправославных сект не столь серьёзна, но и этого, скажем прямо, предостаточно. К сожалению, мы долгие годы недооценивали опасность украинских националистических расколов. И сегодня, когда раскол Православного мира уже случился и уже прошёл по территории земли, где более тысячелетия назад родилась Русская Церковь, мы должны сделать всё, чтобы не допустить повторения ситуации в той же Белоруссии. Поскольку очевидно, что Константинопольский патриархат и его западные кураторы теперь будут делать всё, чтобы ослабить Русское Православие именно в этом регионе Русского мира.
В храм без QR-кода: В Русской Церкви обеспокоились ковидными ограничениями
«Будут ли закрыты православные храмы для людей, не получивших QR-коды? Как вообще Русская Православная Церковь относится к законопроекту о тотальной QR-кодизации?» – подобные вопросы приходят в редакцию Первого русского телеканала Царьград ежедневно. Верующие люди в растерянности и опасениях, что не смогут попасть на Рождественские богослужения. Так же, как уже не смогли попасть на Пасхальные в 2020 году. «Первый русский» вместе с вами ищет ответы на эти вопросы.
Для начала оговоримся: официальную позицию Русской Православной Церкви имеет право высказывать только её Архиерейский Собор, Священный Синод и Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Остальные же высказывания, даже сделанные представителями священноначалия в комментариях и интервью (если это специально не оговорено как официальное заявление того или иного Синодального отдела), являются частными мнениями, а не церковной позицией.
При этом стоит понимать, что далеко не по всем политическим и экономическим вопросам и даже не по всем прикладным социальным проблемам существуют чётко сформулированные ответы Церкви. Церковь – не политическая партия, и хотя её служение в нашем мире имеет и социальное измерение, главная церковная задача: исцеление и спасение человеческих душ через проповедь Слова Божия и приобщение христиан к Святым Таинствам. Что, конечно же, не значит, что служители Церкви – люди «неотмирные», не имеющие позиции по актуальным вопросам и проблемам современного мира.
Свобода выбора – христианская ценность
Напомним, в отношении вакцинации против COVID-19 в Русской Православной Церкви неоднократно озвучивалась позиция в пользу добровольности этой процедуры. Сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вакцинировался ещё в марте 2021 года, но при этом не выступал с призывом к верующим последовать его примеру, как и не высказывался о критике вакцинации.
Да, среди известных священнослужителей периодически звучат высказывания против принуждения к вакцинации, однако это связано не с «неблагословлением» вакцинироваться, а исключительно с утверждением права людей на свободу выбора, являющейся одной из важнейших библейских, а, соответственно, и христианских ценностей. Как мы помним из старинной русской поговорки, «невольник – не богомольник». А потому – как нельзя «из-под палки» заставить людей веровать в Бога и молиться Ему, также нельзя принудить к каким бы то ни было медицинским процедурам.
Наиболее авторитетным церковным документом по этой теме по сей день является итоговый материал круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», прошедшего 20 мая 2021 года в Сретенской духовной академии. Среди участников этого мероприятия было немало иерархов Русской Православной Церкви во главе с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием, а также рядом видных представителей науки. Этот документ был опубликован на официальном сайте Московского Патриархата, и хотя текст не был утверждён Святейшим Патриархом и Священным Синодом, именно на его тезисы стоит ориентироваться как на наиболее близкие к позиции Церкви:
Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.
Также в этом же тексте отдельно оговаривается, что «обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер».
С чем связаны тревожные настроения?
К сожалению, в последние месяцы подобные слухи и тревожные настроения стали нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и хаотичные ограничительные меры, связанные с действием всё тех же QR-кодов, и то самое «манипулятивное принуждение» с практическим игнорированием медицинских отводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.
Особенно же взбудоражило многих православных христиан внесение в Государственную думу законопроектов, которые предполагают введение QR-кодов для посещения общественных мест, а также для проезда на железнодорожном и авиатранспорте. Верующие сразу же вспомнили, как на Страстной седмице, в день Светлого Христова Воскресения, а также в Пасхальные дни 2020 года православные храмы были закрыты для абсолютного большинства верующих (за исключением сотрудников самих храмов).
Может ли повториться нечто подобное из-за внедряемой системы QR-кодов? Не получится ли так, что православные окажутся расколотыми на два лагеря: имеющих коды, а, соответственно, право на соборную молитву, и «неимущих» кодов, а, соответственно, и право на вход в храм? Пока что ни чиновники, ни депутаты чёткого ответа на эти вопросы не дали. Но некоторые представители священноначалия Русской Церкви уже высказали свои недоумения и замечания.
Митрополит Марк (Головков): «Церковь не делит своих чад на имеющих QR-код и не имеющих такового»
Так, митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков) в одном из интервью высказал мнение, что готовящиеся законопроекты уже вызывают разделение в обществе:
Церковь не может рекомендовать государству скорее вводить режим QR-кодов и брать с нарушителей штрафы. Поскольку по своей природе Церковь не является и не может являться частью репрессивного аппарата государства. Мы, конечно, понимаем озабоченность государства количеством заболевающих и количеством смертей и с уважением относимся к усилиям государства решить эту проблему, но не такими жёсткими методами. Столь жёсткие меры уже сегодня приводят к ещё большему разделению в обществе, которому в наше время как никогда необходимо сплотиться перед лицом внешних угроз.
Владыка Марк подчёркивает: «Церковь не делит своих чад на непривитых и привитых, на имеющих QR-код и не имеющих такового». А это значит, что какими бы ни были государственные ограничительные меры, священнослужители должны относиться к верующим одинаково, без сегрегации на людей первого и второго сорта. И не лишать христиан возможности участия в соборной молитве и Таинствах.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт рязанской епархии Русской Православной Церкви
Примерно о том же в одном из публичных выступлений высказался председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, отметивший, что православные верующие выражают большую обеспокоенность тем, что в храмы их могут пускать избирательно. Так, по словам Легойды, у системы QR-кодов,
. есть обратная сторона, связанная с правами человека, с управлением большими массами людей. Всё это в «дивном новом мире» требует серьёзного переосмысления и законодательных изменений. И, безусловно, общественные и религиозные организации должны принимать самое активное участие в обсуждении этих вопросов.
Епископ Савва (Тутунов): «QR-коды – не печать антихриста, но. «
Близкой позиции придерживается и заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), в ряде публикаций своего телеграм-канала Cogito ergo sum высказавший ряд личных замечаний по этой острой проблеме. При этом епископ Савва особо останавливается на опасениях, связанных с системой тотального цифрового контроля, возможности которого значительно расширяются через систему QR-кодов:
QR-код позволяет в перспективе собирать большие данные о буквально каждом шаге человека: зашёл в магазин – отсканировали, зашёл в кино – отсканировали. Технология контроля увеличивает возможности моделирования общественного поведения: от корректировки таких базовых инструментов, как реклама и пропаганда, до изощрённых и извращённых приёмов, как стигматизация моделей поведения («редко ходишь в магазины, где хозяева – негры, – значит, ты расист»).
Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Фото: официальный сайт татарстанской митрополии Русской Православной Церкви
Владыка Савва, как и многие другие православные архипастыри и пастыри, подчёркивает: конечно, QR-коды – это никакая не «печать антихриста». Но апокалиптическая тревожность, связанная с этой системой электронного контроля и ограничений, небезосновательна. Хотя бы потому, что при помощи этих средств рано или поздно (если они попадут в руки людей соответствующих взглядов) могут начать самую настоящую «промывку мозгов». О чём епископ Савва говорил ещё в 2020 году в эксклюзивном интервью «Первому русскому»:
Может наступить момент, когда под давлением человек будет вынужден выбирать между жизнью в обществе (необязательно жизнью и смертью, но жизнью в обществе и существованием), и даже необязательно Христом, а, скажем, отношением к однополым «бракам». И мы, христиане, можем попасть под искушение отказаться от наших принципов.
Таким образом, владыка забегает дальше и видит проблему не только в том, что всеобщая QR-кодизация может нарушить права верующих в ближайшее время. Нельзя не согласиться: самое худшее на сегодняшний день, если не имеющие почтения к Церкви и верующим чиновники вновь ограничат возможность молиться в храмах. Увы, подобное уже не раз бывало в новейшей истории России. Куда страшнее, если эта система попадёт в руки радикальных богоборцев, которые с её помощью начнут манипулировать сознанием верующих.
Именно поэтому система QR-кодов не может рассматриваться исключительно как метод борьбы с коронавирусной инфекцией. В ней скрываются реальные опасности, включая небезосновательные опасения за возможные утечки персональных данных, нарушение неприкосновенности частной жизни и многое другое. И то, что именно священнослужители, в том числе представители священноначалия Русской Православной Церкви встали на защиту этих органичных прав (при этом не только пресловутых «прав человека», но и прав народов и их основы – традиционной семьи), очень важно.
Что с того?
«Первый русский» с самого начала общественной дискуссии по проблемам QR-кодизации не только освещает её как СМИ, но и активно в ней участвует. Этим материалом мы начинаем цикл публикаций об отношении к этим вопросам в Русской Церкви. На наших страницах выскажутся православные пастыри и архипастыри, люди, отвечающие за миллионы своих духовных чад. Так что, как говорится, «продолжение следует». И хочется надеяться, что на этот раз государство прислушается к Церкви.