негосударственная часть музейного фонда рф что это
Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного наследия народов Российской Федерации
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 357-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного наследия народов Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.
физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, а также проведение реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры;
безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций;
учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Впервые на законодательном уровне урегулированы вопросы негосударственной части Музейного фонда РФ
Минюст России зарегистрировал приказ Минкультуры России «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации» (№17 от 15 января 2019 года). Положение вступит в силу со дня отмены прежнего положения, изданного Правительством РФ в 1998 году. Это один из основных подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 №357-ФЗ, которым были внесены основополагающие изменения в законодательство о Музейном фонде РФ и музеях в РФ.
Музейный фонд РФ состоит из государственной и негосударственной части.
Новое Положение о Музейном фонде впервые на законодательном уровне регулирует отношения, связанные с негосударственной частью Музейного фонда. Теперь четко прописана процедура проведения негосударственными организациями экспертизы культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам для включения в негосударственную часть Музейного фонда.
По словам Аллы Маниловой, это нововведение стало одним из главных. «С одной стороны, мы усиливаем контроль за этой категорией предметов, с другой — это придает этим произведениям дополнительный, фактически сравнимый с музейным статус. Кроме того, их владельцы смогут видеть их и работать с ними в государственном каталоге», — рассказала заместитель Министра культуры.
Определен порядок включения в состав Музейного фонда РФ музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в частной собственности, и целый ряд других положений, необходимых для реализации норм законодательства о Музейном фонде РФ.
После утверждения Правительством РФ нового положения следующим этапом станет утверждение Положения о государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации и введение Единых правил комплектования учета, хранения и использования предметов Музейного фонда РФ.
Фонд и рынок: частные экспонаты сделают неподконтрольными государству
В России появится негосударственная альтернатива Музейному фонду РФ, сообщили «Известиям» в Союзе частных музеев и коллекционеров. По мнению авторов инициативы, это обеспечит сохранность произведений, не включенных в Госкаталог, и облегчит организацию совместных выставок. Но в Министерстве культуры пояснили, что создание отдельного негосударственного Музейного фонда законодательством не предусмотрено, и напомнили о предложении расширить само понятие «музей». Арт-центры же не спешат регистрировать свои предметы так, как того требуют власти, поскольку это означает взять на себя большие обязательства и лишиться возможности свободно их продавать. Поэтому многие экспонаты остаются вовсе неучтенными. Эксперты создание альтернативного фонда приветствуют и призывают прийти к компромиссу в диалоге с государством.
Музеи вне Фонда
Федеральный закон №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» закрепляет понятие Музейного фонда. Это «совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений». С точки зрения законодательства, именно наличие предметов, включенных в Госкаталог Музейного фонда РФ, позволяет учреждению культуры называться музеем.
Помимо государственной части, куда включены экспонаты федеральных музеев, в Музейном фонде есть и негосударственная — в ней представлены произведения, принадлежащие органам местного самоуправления, частным институциям и физическим лицам, пояснили «Известиям» в Минкультуры. Проще говоря, любой желающий может подать заявку на включение его предмета в Музейный фонд. И именно этого власти ждут от всех заведений, называющих себя музеями, хотя и не требуют директивно.
Проблема в том, что лишь немногие коллекционеры готовы делать это добровольно. Причина — в жестких требованиях, которые придется соблюдать, и сопутствующих финансовых затратах.
— Включение экспоната в негосударственную часть музейного фонда накладывает большие обязательства. Во-первых, по условиям хранения. Во-вторых, по обороту: ты не можешь свободно продать, подарить или обменять вещь, потому что требуется согласование с Министерством культуры, — пояснил «Известиям» основатель Музея печатных машинок Максим Суравегин. — Если будет признано, что твой предмет имеет особую значимость, то перед продажей придется предлагать его купить государству, а это сильно затягивает сделку.
Вдобавок, рассказал коллекционер, требуется провести экспертизу за свой счет и при большом количестве экспонатов в собственности это уже серьезная финансовая нагрузка.
С ним солидарна директор музея им. В.Ю. Орлова в Ярославле Анна Орлова.
— У нас в Музейный фонд не внесено ни одного предмета. Некоторые музеи выкладывают несколько экспонатов, поскольку это условие для членства в государственном Союзе музеев. Но на этом всё заканчивается, — признала Анна Орлова. — Пока статус частных музеев не вполне определен, люди просто боятся — вдруг это повлечет дополнительные налоги или вызовет какие-то вопросы у государства к владельцам экспонатов?
Как следствие, многие предметы в частных руках вовсе не описаны, и это затрудняет, например, подготовку выставок: никто не знает, кроме основателя музея, что ему принадлежат такие-то экспонаты.
Не предусмотрено
Решить проблему взялся Союз частных музеев и коллекционеров. На проведенном им в конце апреля форуме было решено сформировать негосударственный фонд экспонатов при Союзе — на первом этапе в виде электронного сервиса-агрегатора, в перспективе, возможно, и с какими-то хранилищами. А также — разработать критерии оценки ценности экспонатов.
— Многим частным музеям такой фонд позволит оформить свои коллекции, также он сможет послужить своего рода хранилищем для тех коллекционеров, кто не имеет возможности продолжать начатое дело и хочет передать его в надежные руки, чтобы сохранить собрание, — поделился мнением с «Известиями» президент Союза Семен Жильцов. — К сожалению, нам известны случаи, когда замечательные частные коллекции были утеряны или распроданы по частям. Мы планируем разработать Положение о Фонде и направить его на согласование в Минкультуры уже в ближайшее время.
Но государство не готово рассматривать любой сторонний музейный фонд как альтернативу уже существующему. Об этом «Известиям» сообщили в Минкультуры.
— Создание отдельного негосударственного Музейного фонда для частных культурных институций законодательством Российской Федерации не предусмотрено, — заявили представители ведомства. Также министерство напомнило об инициативе, прозвучавшей на заседании комитета по культуре Госдумы: предлагается уточнить и расширить понятие «музей» как некоммерческого учреждения, обладающего собственным собранием музейных предметов и коллекций, включённых в состав Музейного фонда.
Выйти из тени
Включение в любой фонд — государственный или частный — обеспечивает дополнительную сохранность: случись чего, ты можешь доказать, что обладал предметом, пояснил Максим Суравегин. Но убедить владельцев коллекции выводить свои вещи «из тени» непросто. Анна Орлова напомнила историю национализации частных собраний в 1917 году и согласилась с тем, что определенное недоверие существует до сих пор. В каком-то смысле попытка создать альтернативный государственному музейный фонд как раз и позволяет собирателям и основателям музеев решить ряд проблем при этом не давая государству контроля над экспонатами и не обременяя себя жесткими требованиями по хранению. Последнее вызывает беспокойство экспертов.
— Правила содержания экспонатов, которые предъявляет Музейный фонд РФ, были выверены годами, основаны на большом опыте. Апробированы температурно-влажностный режим, меры безопасности. У частных музеев не должно быть разнобоя с государственным порядком, — уверен искусствовед, почетный член Российской академии художеств Валерий Перфильев. — Если частный музей называется музеем, он должен придерживаться правил музейного хранения, а коллекции необходимо документально оформить, как полагается.
Вместе с тем, отметил эксперт, проблема хранения коллекции после смерти ее владельца действительно стоит остро, и если её в перспективе удастся как-то решить — будет прекрасно. Что же касается регистрации экспонатов, оптимальным вариантом, по мнению Валерия Перфильева, было бы в диалоге с государством выработать такую форму взаимодействия частных музеев с Музейным фондом РФ, которая бы устроила обе стороны.
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ
«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
Глава IV. Негосударственная часть Музейного фонда Российской Федерации
Статья 19. Состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Статья 20. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации производится на основании заявления собственника предмета в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона.
Статья 21. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в случаях утраты либо разрушения данных предметов производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 22. Хранение и учет музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, подлежат учету и хранению в соответствии с правилами и условиями, устанавливаемыми положением о Музейном фонде Российской Федерации.
Статья 23. Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации
Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Государственный контроль осуществляется в следующих формах:
проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;
постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации.
Статья 24. Государственная поддержка негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственных музеев в Российской Федерации
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственным музеям в Российской Федерации в различных формах, в том числе:
предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища;
производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Сделки с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
При совершении сделок дарения либо купли-продажи в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, получатель дара либо покупатель обязан принимать на себя все обязательства в отношении этих предметов, имевшиеся у дарителя либо у продавца. При этом государство имеет преимущественное право покупки.
При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов. При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные предметы и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.
Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Все перечисленные сделки с музейными предметами и музейными коллекциями считаются совершенными со дня их государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Реализация преимущественного права покупки, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, от лица государства производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Глава V. Музеи в Российской Федерации
Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации
Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
Статья 28. Порядок учреждения музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации учреждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Порядок учреждения государственных музеев в Российской Федерации
Учреждение государственных музеев производится на основании акта Правительства Российской Федерации.
При учреждении музея наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации другими учредителями музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50 процентов.
Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.
Земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им безвозмездно на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.
Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
Статья 31. Реорганизация музеев в Российской Федерации
Реорганизация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Изменение целей деятельности музеев в результате реорганизации не допускается.
Статья 32. Ликвидация музеев в Российской Федерации
Ликвидация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Ликвидация государственных музеев осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
При ликвидации государственных музеев музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются в соответствии с частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона за иными государственными музеями (музеем). Соответствующее решение принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 34. Лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) при следующих условиях:
наличие музейных предметов и музейных коллекций, количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ в форме музейной экспозиции;
наличие помещений, пригодных для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций;
наличие постоянных источников финансирования деятельности создаваемых музеев.
Лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Порядок лицензирования деятельности музеев в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Обеспечение доступности Музейного фонда Российской Федерации
Статья 35. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям:
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
производство реставрационных работ;
нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.
Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан.
Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.
Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут административную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 40. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.