недвижимое имущество что относится в бухучете
Разграничиваем движимое и недвижимое имущество в бухучете
VadimVasenin / Depositphotos.com |
В связи с внесением в п. 1 ст. 386 Налогового кодекса указания на то, что в налоговую декларацию по налогу на имущество с 1 января 2021 года включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, снова остро встал вопрос о разграничении движимого и недвижимого имущества. ФНС России уже подготовила проект обновленной формы декларации (см. новость от 26 ноября 2020 года).
Минфин России напомнил (Письмо Минфина России от 9 ноября 2020 г. № 03-05-05-01/97143), что согласно ПБУ 6/01 ведение бухучета активов в зависимости от отнесения их к движимому и недвижимому имуществу не предусмотрено.
На основании ст. 130 и ст. 131 Гражданского кодекса к недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты, подлежащие государственной регистрации или государственному учету.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капстроительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 48, ст. 48.1, ст. 49, ст. 51, ст. 55 ГрК РФ).
В связи с этим вопрос о том, является ли объект недвижимостью, решается на стадии разработки проектной документации и получения разрешительных документов, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
В отношении оборудования отмечается, что согласно ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которые не требуется, например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь. В то же время в силу ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
По мнению Росреестра России (письмо от 20 октября 2020 г. № 11-92-73-АБ/20) оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом это оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости. В ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» раскрываются понятия «здание» и «сооружение», в том числе определено неразрывно связанное со зданием или сооружением оборудование.
Минфин России обращает внимание, что ПБУ 6/01 утрачивает силу с 2022 года в связи с утверждением ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Пунктом 11 ФСБУ 6/2020 определено, что для целей бухгалтерского учета ОС подлежат классификации по видам (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам.
Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете
Хозяйственная деятельность организаций основана на использовании принадлежащего ей имущества, отражаемого в учете. С 1.01.19 движимое имущество организации, согласно поправкам в НК РФ (ст. 374-1), налогом на имущество не облагается, и поскольку данные бухучета — основа для расчета показателей НУ, критерии, определяющие движимое и недвижимое имущество, приобретают особую значимость. Проводки по учету имущества, формируя основные балансовые показатели, также являются одними из наиболее важных в БУ.
Имущество движимое и недвижимое
Минфин еще в 2013 г. в письме №03-05-05-01/5322 от 25.02.13 г. предложил при отнесении имущества к движимому (недвижимому) руководствоваться ГК РФ.
Ст. 130 определяет как недвижимое следующее имущество:
Вопрос: Могут ли юридические лица заключить между собой договор безвозмездного пользования движимым или недвижимым имуществом?
Посмотреть ответ
Имущество признается недвижимым, поскольку его перемещение без ущерба для последующего использования невозможно. Названные выше объекты чаще всего становятся предметом БУ организаций и фирм.
Кстати говоря! К недвижимым объектам относят суда: морские и воздушные и объекты космической сферы.
ФЗ №218 от 13/07/15 г. предписывает госрегистрацию таких объектов в едином госреестре (ЕГРН).
Вопрос: Как относится объект (оборудование) к движимому или недвижимому имуществу в целях налога на имущество организаций?
Посмотреть ответ
ФНС определяет имущество как недвижимое, если оно зарегистрировано в ЕГРН, либо по документам на объект, из которых ясно, что оно прочно связано с землей, не может быть перемещено без разрушения. Остальное имущество ГК определяет как движимое. Такое имущество не нужно регистрировать в реестре.
Очевидно, в БУ многие объекты движимого и недвижимого имущества из-за разности критериев гражданского и бухгалтерского законодательства окажутся на одних и тех же счетах. Руководству фирмы придется продумать, как отделить имущество, подпадающее под налогообложение, от иного в учете, как построить учетную политику в этой сфере.
Учет движимого имущества
ВАЖНО! Договор аренды движимого и недвижимого имущества от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Из сказанного выше ясно, что движимое имущество, как его понимает гражданское законодательство, в бухгалтерском учете будет отражаться на разных счетах.
На счете 01 и корреспондирующих с ним может быть отражено следующее движимое имущество, относящееся к основным средствам:
Критерии учета такого движимого имущества определены ПБУ-6:
Указанное движимое имущество амортизируется в БУ (способами: уменьшаемого остатка, линейным, пропорционально объему продукции, по сумме чисел лет срока пол. использования).
В НУ всего два способа амортизации: линейный и нелинейный. Как правило, чтобы максимально сблизить учет и не делать лишних проводок, применяют в обоих случаях линейный метод.
Формула помесячной амортизации: Амортизация = ПС/ срок полез. использования. Проводка начисления: Дт 20 (20, 23, 26, 29, 44 и др. «затратные» счета) Кт 02.
Аналитический учет по счету 01 должен учитывать разделение имущества, находящегося на этом счете, на движимое и недвижимое. На счете 10 в разрезе субсчетов учитывается другой вид активов, отнесенный ГК РФ к движимому имуществу: запасы, материалы (сырьевые запасы, приобретенные п/фабрикаты, комплектующие, тара, запчасти и пр.) – все ТМЦ, которые в БУ невозможно отнести к основным средствам.
Заметим, что в НУ стоимость ОС «начинается» от 100 тыс. руб., в связи с чем в учете образуются временные разницы. Для учета всего разнообразия этой группы движимого имущества широко используются субсчета. Например, тара учитывается на с/счете 4, топливо – 3.
Проводки БУ: Дт 10 Кт 60, 76, 20, 23 и пр. — поступление материалов, в зависимости от источника поступления. Иногда используется промежуточный счет 15 «Заготовление и поступление ТМЦ»: Дт 10 Кт 15. Дт 08 Кт 10 – использованы ТМЦ в строительстве. Дт 20, 26, 28, 91, 44, 94 Кт 10 — переданы в производство, на ОХР, использованы на исправление брака, проданы, списаны как недостача ТМЦ.
Кроме того, в гражданском кодексе движимым имуществом названы денежные средства, учитываемые на активных счетах 50, 51 стандартными проводками. Приход: Дт 50, 51 Кт 60, 62, 66, 67 и пр. – приход (поступление) в кассу (на расчетный счет) из разных источников. На расход кредитуются 50, 51, по дебету указывается, куда ушли средства. Деньги могут также поступать на расчетный счет из кассы и обратно, например: Дт 50 Кт 51.
Ценные бумаги (ст. 130 ГК, п. 2) учитываются в БУ в зависимости от их вида и операций. Стандартно используется счет 58, реже – иные счета БУ.
Проводки БУ (пример):
НМА (товарные знаки, ПО, изобретения) также относят к движимому имуществу фирмы, несмотря на то что они не имеют физической формы. Характеристики НМА в остальном повторяют указанные для ОС, например, они должны использоваться более года в организации.
Проводки по ним, как и в предыдущем случае, отличаются разнообразием. Корреспонденции зависят от способа прихода НМА, способа его выбытия.
Проводки БУ (пример):
Учет недвижимого имущества
Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:
Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).
Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.
Ведение бухгалтерского учета имущества организации
Имущество организации в бухгалтерском учете
Имущество организации — это материальные и нематериальные объекты, которые компания использует в своей профессиональной деятельности. На начальной стадии деятельности компании ее имущество — вклады учредителей либо личные средства предпринимателя. Затем имущество компании изменяется: если деятельность предприятия прибыльная, то размер имущества растет, а при убыточной работе возможна и потеря первоначальных активов.
Внимание! Законом установлен важнейший принцип бухучета имущества юрлица: принцип имущественной обособленности. Это значит, что имущество организации существует отдельно от имущества ее собственников или других организаций (п. 1 ст. 48 ГК РФ, ст. 2 и 3 закона «Об АО» от 26.12.95 № 208-ФЗ, ст. 2 и 3 закона «Об ООО» от 08.02.98 № 14-ФЗ).
Вопросы бухучета имущества организации регулируют следующие НПА:
Кроме того, для каждого вида имущества фирмы есть отдельные регулирующие НПА. Ниже мы составили таблицу основных категорий имущества компании, пояснили, что к ним относится, привели ключевые законодательные акты и предоставили ссылки на наши публикации по этому вопросу.
Тип имущества
Что относится
Узнать больше
Недвижимость, оборудование, транспорт — стоимостью более 40 тыс. руб. для целей бухучета. В налоговом учете с 2016 года лимит стоимости основных средств — 100 тыс. руб.
ПБУ 6/01 «Учет ОС» (приказ Минфина от 30.03.2001 26н);
Методические указания по бухучету ОС (приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре. Этот и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Объекты, которые нельзя пощупать, но они используются больше одного года и приносят компании прибыль: компьютерные программы, товарные знаки, изобретения.
ПБУ 14/2007 «Учет НМА» (приказ Минфина от 27.12.2007 № 153н).
Наличные и безналичные деньги компании в рублях и иностранной валюте.
Закон «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ;
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина от 27.11.2006 № 154н).
Ценные бумаги, участие в уставном капитале других компаний.
ПБУ 19/02 «Учет финвложений» (приказ Минфина от 10.12.2002 № 126н).
Сырье, товары, готовая продукция, животные для откорма.
ФСБУ 5/2019 «Запасы» (приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н).
С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Деньги, которые должны фирме ее контрагенты.
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (приказ Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Имущество компании подлежит обязательной инвентаризации. Правила ее проведения регулируют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49).
Подробнее о том, какие документы должен оформить бухгалтер по завершении процедуры инвентаризации имущества, читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества
Имущество компании не создается из воздуха — активы приобретаются за счет источников формирования имущества. Экономисты выделяют три таких источника:
Подробнее о том, что можно включить в собственный капитал компании, читайте в материале «Собственный капитал в балансе — это…».
Бухгалтерский учет источников формирования имущества организации базируется на основном правиле бухучета: имущество компании в денежной оценке и источники его формирования равны. Увеличение источников имущества фирмы отражается по кредиту счетов 60, 66, 67, 76 и счетов учета капитала и резервов (VII раздел Плана счетов, утвержден приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Расходование источников отражается по дебету перечисленных счетов.
При формировании бухбаланса имущество предприятия отражается в активе, а источники имущества фирмы являются его пассивами.
Подробнее о том, как заполнить бухбаланс, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
Итоги
Имущество предприятия и источники его формирования — две важнейшие категории бухучета. К имуществу относятся ОС, НМА, МПЗ, наличные и безналичные деньги фирмы, дебиторка, финвложения и ряд других активов. Источники формирования имущества — капитал и резервы, займы, кредиты, кредиторская задолженность, прибыль. Активы и пассивы компании должны быть равны между собой.
Как бухгалтеру не запутаться с движимым и недвижимым имуществом
С 1 января 2019 года платить налог на имущество организаций надо только с недвижимости. Даже если его передали во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесли в совместную деятельность или получили по концессионному соглашению (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Чтобы не платить налог, нужно быть уверенным, что имущество движимое. А с этим на практике больше всего вопросов.
Трубопровод, доменные печи
Само здание и инженерно-технические коммуникации или объекты общего имущества относятся к недвижимой собственности, даже в том случае, когда учитываются как самостоятельные инвентарные объекты. В то же время отдельные инвентарные объекты не являются недвижимым имуществом, если не требуют монтажа, не могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, их демонтаж не причиняет несоразмерного ущерба их назначению. И по своему функциональному предназначению они не являются неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
Компании готовы спорить с инспекцией в суде, к чему относить трубопровод. Налоговики напирают на прочную связь с землей, на то что переместить трубопровод без повреждений невозможно: трубопровод – объект недвижимости. Доказать обратное не получается даже в Верховном суде (определение от 11.12.2018 г. № 305-КГ18-20539).
Уточните еще раз, безопасно ли отнести ваш объект к недвижимости на семинаре «Налог на имущество = налог на недвижимость. Новое в уплате налога на имущество организаций с 2019 года». Автор семинара – Климова Марина, независимый консультант-практик по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и трудового права с огромным опытом консультирования. Семинар пройдет 15 марта в Москве.
Оборудование и транспорт
Включить в состав движимого имущества инвентарные объекты, входящие в состав недвижимости и функционально связанных со зданием, иногда можно. Например, когда на фундамент здания монтируется производственное оборудование (бумагоделательная машина). Это самостоятельный объект, который пригоден к эксплуатации только в составе единого комплекса по производству бумаги. Кроме того, это оборудование обычно установлено на специальном фундаменте и не может перемещаться без ущерба ему и подземным коммуникациям. Но при необходимости его можно разобрать, перевезти в другое место и смонтировать вновь. По мнению Минфина, такой станок не является недвижимым имуществом и не может рассматриваться как часть здания. Но нужно нужно обратить внимание и на фундамент. Если он, согласно технической документации, не является частью дома, то затраты на его создание увеличивают стоимость оборудования и не участвуют в расчете налога на имущество. Если фундамент указан в технической документации на здание, то он относится к недвижимому имуществу в составе объекта (Письмо Минфина от 25.02.2013 г. № 03-05-05-01/5288). Если оборудование имеет фундамент, прочно связано с землей, его невозможно переместить без нанесения ущерба – относить его к движимому имуществу неверно.
Машины тоже не недвижимость. К примеру, трактор – это транспортное средство, с землей не связано. По Гражданскому кодексу к недвижимости не относится. Тракторы гусеничные включены в третью амортизационную группу (постановление Правительства от 01.01.2002 № 1).
Еще лектор расскажет про изменения 2019 года:
Газоны, тротуары, заасфальтированные площадки
Газоны и тротуары, конечно никакая не недвижимость. Хоть и прочно связаны с землей, они не имеют самостоятельного функционального назначения. Их рассматривают как благоустройство того земельного участка, для которого они возведены. Суды не признают объектами недвижимости заасфальтированные площадки: укладка определенного покрытия для складирования, удобства разгрузки или его благоустройства не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены (постановления Десятого ААС от 31.01.2017г. № 10АП-18200/16).
Еще на семинаре вы узнаете, какие налоговые льготы остаются актуальными и как верно ими воспользоваться? Где ошибаются бухгалтеры? Как налоговики контролируют налог на имущество организаций?
Парковочные места
Машино-место признается самостоятельным объектом недвижимости, если является частью здания или сооружения. А также имеет границы, описанные по правилам законодательства о кадастровом учете. При этом его не нужно специально ограждать, поскольку границы определены проектной документацией здания и обозначены застройщиком или владельцем здания или места.
Как проводится учет объектов недвижимости
И коммерческая, и бюджетная структура время от времени оперирует с недвижимыми объектами. Поступление, выбытие, строительство объектов подлежат учету.
Бухучет объектов недвижимости
Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:
Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):
Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.
Вопрос: Организация в 2019 г. приобрела и приняла к учету объект недвижимости, который используется в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС. НДС был принят к вычету в 2020 г. В каком порядке следует восстановить НДС за периоды использования объекта недвижимости в не облагаемых НДС операциях в 2019 г.?
Посмотреть ответ
Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.
Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.
Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:
С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:
Регистрация для вхождения имущества в ОС необязательна. Амортизация собственности будет зависеть от того, когда она принята к учету. Месяц принятия к учету – это тот месяц, в котором окончены вложения и объект стал соответствовать характеристикам, оговоренным в пункте 4 ПБУ 6/01. Для амортизации необязательна передача бумаг на регистрацию. Объект можно принимать в состав ОС в дату подписания акта приема-передачи.
Принятие недвижимости к учету
Первоначальная стоимость объекта будет включать в себя эти составляющие:
Прочие издержки допустимо включать в расходы, сопутствующие деятельности фирмы. Учитывать эти траты нужно в том периоде, в котором они возникли. Рассмотрим проводки, актуальные при принятии объекта недвижимости:
Проводки выполняются на основании документов. К примеру, это акт приема-передачи недвижимости.
Бухучет реконструкции имущества при УСН
Реконструкция недвижимости – это улучшение объекта. Траты на реконструкцию учитываются в составе расходов. Признаются они тратами с даты эксплуатации объекта. Расходы должны равномерно списываться до окончания отчетного периода. К учету принимаются только те траты, которые были фактически оплачены.
Формирование первоначальной стоимости при ОСНО
Если фирма использует ОСНО, первоначальная стоимость включает в себя эти расходы:
Если фирма использует ОСНО, для учета и амортизации также необязательно посылать документы на государственную регистрацию.
Особенности учета объектов у продавца
Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:
Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.
Бухгалтерские проводки
Фирма-продавец выполняет следующие проводки:
В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.
Учет покупки объектов
Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:
Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:
Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:
Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.
Налоговый учет
С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.