недирективная помощь детям это дошкольникам что
Поддержка детской инициативы. Оказание недирективной помощи детям дошкольного возраста
В ФГОС ДО выделены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. К ним относится оказание недирективной помощь детям, с целью поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Недирективный подход – это особое отношение к ребенку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность.
Воспитатель уделяет внимание ребенку, положительно оценивает, подбадривает и поддерживает его в том, что он делает. (Действия педагога: ОДОБРЕНИЕ/ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.Задача: ОДОБРЯТЬ)
Не директивная модель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:
Общение с ребенком как с равноценным партнером.
Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;
уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;
представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения.
Директивная модель взаимодействия приводит к:
созданию неблагоприятных условий для воспитания дошкольников
Директивной моделью взаимодействия отличаются:
-педагоги, с недостаточным уровнем психологической культуры;
-педагоги, стремящиеся ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным возможностям.
Рекомендации для педагогов,применяющих директивную модель поведения с детьми:
Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
Не предъявляйте ребенку завышенных требований;
Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
Учитывайте интересы и желания ребенка;
Будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
Не ограничивайте самостоятельность ребенка;
Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Педагог не является:
Всезнающим «источником информации»;
-Создателем пространства для свободного творчества детей
Прикреплённые файлы:
Консультация «Поддержка детской инициативы через игру» В Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской.
Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Колокольчик» МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ТЕМА: ««Поддержка детской инициативы.
Поддержка детской инициативы в процессе системно-деятельностного подхода Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует.
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.
Поддержка и развитие детской инициативы в ходе исследовательской деятельности дошкольников Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Ребенок дошкольного.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста при развитии навыков самообслуживания «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации» Чурилова И. Ю. В Федеральном государственном.
Семинар для педагогов «Поддержка инициативы детей дошкольного возраста» Старший воспитатель Сафина Ольга Геннадьевна ЧДОУ «Детский сад №124 ОАО «РЖД» г. Екатеринбург Семинар для педагогов Поддержка детской инициативы.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность,.
Недирективная помощь детям в ходе образовательной деятельности
Елена Миндруль
Недирективная помощь детям в ходе образовательной деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста – одно из требований ФГОС ДО. Чтобы его выполнить, воспитатели должны поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности и оказывать им недирективную помощь.
Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом).
Концептуальная основа данного метода – гуманистическая психология К. Роджерса.
В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком (Е. В. Бондаревской и др., концепции о субъектной отраженности (А. В. Петровского и др.) и концепции педагогической поддержки (О. С. Газмана).
В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь?
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.
Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.
Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь:
Ситуация 1. Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.
Ситуация 2. Алина З. (4,2 года) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.
Ситуация 3. Боря М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.
Воспитатель, который видит подобные ситуации, может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации.
Творческая группа преподавателей кафедры дошкольной педагогики МПГУ провела такое анкетирование среди опытных и начинающих воспитателей. Результаты показали, что большинство педагогов уверены, что детям необходимо оказывать поддержку и помощь. При этом, определяя особенности недирективной помощи, они делают акцент на слове «помощь» и оставляют без внимания другую важную характеристику–недирективная».
Понятие «помощь» воспитатели ассоциируют с педагогическим воздействием и прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», педагоги отвечают, что она нужна в затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период.
Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил противоречия в том, как воспитатели понимают недирективную помощь. С одной стороны, они осознают значимость и отмечают ряд важных педагогических функций недирективной помощи детям, а с другой – не могут определить, когда и как ее оказывать.
Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь:
Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.
Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.
Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель:
Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.
Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).
Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет.
Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили.
В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке»
Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его. Также дошкольники могут оценить на «Доске желаний» свое участие в игре с помощью условных обозначений (кружков разного цвета, смайликов с разным эмоциональным состоянием).
Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь:
1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»
Как мультфильмы помогают детям в изобразительной деятельности Вот и наступило время, когда в тематике работ по изобразительной деятельности дошколят зазвучала тема зимы. Так получилось, что две недели.
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.
«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Дидактическое пособие «Математические пазлы в помощь детям. Систематизация знания чисел от 1 до 10» Цель игры:составление целого из частей; систематизировать знания чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память,.
Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.
Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе «Композиторы, подарившие детям музыку» Понедельник –12.03.2018 Утро: Утренняя гимнастика. Беседа «Что мы знаем о музыке?»(жанры музыки, кто пишет музыку, как называют человека,.
Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.
Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.
Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.
Недирективные методы взаимодействия с детьми
Светлана Рябущенко
Недирективные методы взаимодействия с детьми
Недирективные методывзаимодеиствия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками друг друга, учет мнения другого, возможность договориться. В детском саду эти формы взаимодействия подразумевают равные позиции воспитателя и ребёнка, уважение и принятие чувств ребёнка, словесное выражение воспитателем своих чувств. Основа недирективных методов- это уважение к ребёнку, принятие его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребёнку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей- и тех, кто отлично рисует, и тех кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, проявлять инициативу. Задача воспитателя-создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, лучше дать совет, залать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Полноценной развивающей среды и партнёрской позиции взрослого, не достаточно, чтобы поддерживать инициативу. Важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.
Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.
Консультация для родителей «Эффективные методы работы с детьми по развитию мелкой моторики» Как известно, значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие.
Мастер-класс «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе» Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.
Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире. Имея малый жизненный опыт и особенности развития психологических процессов дошкольник, естественно, видит окружающую его действительность.
Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи» Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью.
Методы и технологии взаимодействия взрослого и ребенка на базе детского сада «Колокольчик» прошло заседание ресурсного центра «Поисково – познавательная деятельность детей 3-7 лет как основа.
Родительское собрание в форме лекции «Формы и методы взаимодействия с родителями» В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» вступившем в силу 1 сентября 2013г дошкольное образование было впервые определено.
Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.
Консультация для педагогов «Как оказывать недирективную помощь детям?»
Анна Савчук
Консультация для педагогов «Как оказывать недирективную помощь детям?»
Консультация для педагогов «Как оказывать недирективную помощь детям?»
Что такое недирективная помощь?
Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей. Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в
контексте недирективной игровой психотерапии, методики которой разработали зарубежные исследователи (В. Экслайн и Г. Л. Лэндратом).
В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь. Если понаблюдать за детьми в
группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта.
Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя. Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в
самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти. Примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь
Жора П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из
Алена З. (4 года 2 месяца) стоит неподалеку от играющих в «Поликлинику» девочек и
с интересом наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение взрослого.
Миша М. (3,5 года) в ходе самостоятельной деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит и пытается отнять игрушку.
Воспитатель, который видит подобные ситуации,может задаться вопросом: «Всегда
ли надо помогать ребенку?Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое зависит от
Понятие «помощь» воспитатели ассоциируют с педагогическим воздействием и
прежде всего с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности. На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», педагоги отвечают, что она нужна в
затруднительных для малыша ситуациях и адаптационный период.
Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил противоречия в
том, как воспитатели понимают недирективную помощь. С одной стороны, они осознают значимость и отмечают ряд важных педагогических функций недирективной помощи детям, а с другой – не могут определить, когда и как ее оказывать.
Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь
Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у
ребенка самостоятельность и инициативность.Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и
время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме
того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности
и возможности партнеров по игре. Еще одна задача недирективной помощи предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности. Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель Когда ребенок находится в
ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к
оказанию недирективной помощи и поддержке. С начала воспитатель выясняет значи
мые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную
Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько
приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с
детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно
В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».
1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в
5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Консультация для педагогов «Детям о родном крае» Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Патриотизм.
Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.
Консультация для родителей «Как читать детям» Консультация для родителей «Как читать детям». Выполнила: Евдокимова Ирина Николаевна, Воспитатель МБДОУ детский сад №176 г. Ульяновска.
Консультация для родителей «Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок» Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок Давайте вспомним себя в детстве. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы постоянно заставляли нас.
Консультация для родителей «Как привить любовь к природе детям» Консультация для родителей на тему «Как привить любовь к природе» В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов,.
Консультация для родителей «Как рассказать детям о Великой отечественной войне?» МБДОУ ДС № 46 «Светлячок» Консультация для родителей Как рассказать детям о Великой отечественной войне? Подготовила: Кузнецова Ирина.
Консультация для родителей «Как правильно читать детям» 1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на.
Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.