небольшое повествовательное прозаическое произведение что это такое
Словари
187 рассказ
2. Результат такого действия; то, что рассказывается; изложение каких-либо событий; рассказывание 2..
3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.
Морфология: (нет) чего? расска́за, чему? расска́зу, (вижу) что? расска́з, чем? расска́зом, о чём? о расска́зе; мн. что? расска́зы, (нет) чего? расска́зов, чему? расска́зам, (вижу) что? расска́зы, чем? расска́зами, о чём? о расска́зах
1. Рассказом называется устное сообщение о каком-либо, событии, происшествии, интересном явлении и т. д.
Подробный, сбивчивый рассказ. | Поучительный рассказ. | Рассказ очевидца о происшествии. | Рассказ странника, путешественника. | Выслушать, прервать чей-либо рассказ. | Рассказ пойдёт о путешествии.
2. Рассказом называется устное или письменное сообщение каких-либо полезных, практических сведений.
Мы продолжаем наш рассказ об оборудовании рабочего места для ремонта автомобиля.
3. Рассказом называется небольшое литературное произведение в прозе.
Популярный рассказ. | Сборник рождественских рассказов. | Написать рассказ на какую-либо тему. | Опубликовать, напечатать рассказ. | Сценарий фильма написан по рассказам известного автора.
РАССКА́З [аск], рассказа, муж.
1. Действие по гл. рассказать-рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков.
2. Словесное описание, изложение каких-нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.» Пушкин.
3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.
1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов.
2. Словесное изложение каких-н. событий. Р. очевидца.
Текст, представляющий собой небольшое устное изложение событий;
Любил старый вояка лежать на боку у казацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы (Г.).
Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, повествование, небольшое по размеру, эпического характера.
Написать смешной юмористический рассказ может далеко не каждый писатель.
2. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе. Сборник рассказов про разведчиков. Написать р. Опубликовать, напечатать р. В рассказе описаны действительные события. Сценарий фильма написан по рассказам известного автора.
Прервать чей-л. рассказ.
Александр Дмитриевич пустился в рассказы о детстве Петра, о начале его правления, о стрелецких бунтах. В. Глинка, Старосольская повесть.
2. То, что рассказывается, словесное сообщение о чем-л.
Он коротко перечислил все события, которые произошли на строительстве за этот месяц. Его рассказ был похож на газетную хронику или рапорт. Гладков, Энергия.
3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.
Сборник рассказов. Рассказы М. Горького.
Рассказ номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184.
Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29.
Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467.
продолжительный монолог о чрезвычайном происшествии без срока давности. Место и способ ведения повествования выбирается рассказчиком более тщательно, чем слушатель. Заканчивается Р., как правило, одновременно с началом интересной телепередачи, звонком на мобильный телефон (см. Мобильный телефон) или странным щелчком в телефонной трубке.
литературное произведение научно-фантастического, сатирического и любого другого жанра.
расска́з, расска́зы, расска́за, расска́зов, расска́зу, расска́зам, расска́зом, расска́зами, расска́зе, расска́зах
сущ., кол-во синонимов: 42
1. повествование, описание, история, повесть; эпопея (разг.); очерк (устар.), сказ (устар. разг.)
2. литературный жанр: новелла
РАССКАЗ, повествование, сообщение
РАССКАЗЫВАТЬ/РАССКАЗАТЬ, излагать/ изложить, поведывать/поведать, повествовать, сообщать/сообщить, устар., разг. сказывать, разг. выкладывать/выложить, разг. обсказывать/обсказать, разг. расписывать/расписать
РАССКАЗЫВАТЬСЯ, излагаться, повествоваться, сообщаться, разг. расписываться, разг. сказываться
Syn: повествование (кн.), описание, история, эпопея, повесть, очерк
См. анекдот, книга, сказка
Пост. пр.: нариц.; неодуш.; конкр.; м. р.; 2 скл.
1) О названии рассказа 2
ЛЗ Художественное прозаическое повествовательное произведение небольшого размера.
Непост. пр.: ед. чис.; Р. п.
Непост. пр.: мн. чис.; Р. п.
Основа словоформы: рассказ-
Основа слова: рассказ
1. Вид монологической речи, словесное изложение каких-л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление.
2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие), использование которого предполагает относительно законченное устное выступление по определенной теме.
Р. обладает большой выразительностью и силой эмоционального воздействия на учащихся, позволяет более последовательно и систематично излагать учебный материал, чем это может быть сделано во время беседы. Наиболее полное восприятие Р. происходит, когда в нем ясна тема, выделены основные факты, имеется строгая логическая последовательность, отражающая движение мысли от явлений к сущности, а содержание Р. опирается на жизненный опыт учащихся и имеющийся уровень подготовки по языку. Эффективность восприятия содержания Р. повышается при его сопровождении наглядными пособиями (при демонстрации репродукций картин, настенных таблиц, кинофильмов, слайдов, прослушивании музыкальных произведений). Р. может включать различные приемы изложения: повествование, описание, рассуждение, диалог. Имеются дидактические приемы, облегчающие восприятие описания и рассуждения. Так, описание можно приблизить к повествовательной форме, излагая его, например, от имени очевидца или участника описываемых событий. Р. используется как при сообщении новых знаний, так и при их закреплении, активизации. По окончании Р. обычно проводится беседа с целью проверки правильности усвоения сообщенного материала, а также закрепления и углубления его понимания. На занятиях по языку Р. не должен превращаться в излишне длинное выступление преподавателя или учащегося на предложенную тему. С целью активизации учащихся следует стимулировать их на участие в Р., что ведет к переходу Р. в беседу.
— Небольшая порция прозы.
— Устное описание события.
— Словесное изложение каких-нибудь событий.
— Киносценарий латышского писателя Юлия Ванагса «. латышского стрелка».
— Стихотворение русской поэтессы Каролины Павловой.
— Роман английского писателя Джона Уйэна «. продавца индульгенций».
Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184.
РАССКАЗ НОМЕР РАЗ (РАССКАЖЕШЬ БАБУШКЕ, ПСИХИАТРУ и т.д.)
комментарий к чересчур неправдоподобным сообщениям.
Рассказ номер раз: «толчок» закрыт по многочисленным просьбам трудящихся. Пусть они такие дешевые мансы бабушкам рассказывают.
Что с тебя на улице часы сняли расскажешь психиатру, а не мне. Опять в бильярдной искал приключений на свою задницу и мой карман!
Один из видов творческих работ, в отличие от отзыва и рецензии, ориентированный на обучение рассказу о том, при каких обстоятельствах автору удалось прочитать ту или иную книгу, как она повлияла на него, как он снова и снова возвращался к ней, какие поступки он совершил под влиянием книг и т.п.
Форма рассказа, выполняемая в V-XI классах, ориентированная на шлифовку навыков письменной речи
Одна из форм рассказа, ориентированная на формирование навыков устной речи.
расска/з-бесе/да, расска/за-бесе/ды, м.
расска/з-бы/ль, расска/за-бы/ли, м.
расска/з-воспомина/ние, расска/за-воспомина/-ния, м.
Словари
187 рассказ
2. Результат такого действия; то, что рассказывается; изложение каких-либо событий; рассказывание 2..
3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.
Морфология: (нет) чего? расска́за, чему? расска́зу, (вижу) что? расска́з, чем? расска́зом, о чём? о расска́зе; мн. что? расска́зы, (нет) чего? расска́зов, чему? расска́зам, (вижу) что? расска́зы, чем? расска́зами, о чём? о расска́зах
1. Рассказом называется устное сообщение о каком-либо, событии, происшествии, интересном явлении и т. д.
Подробный, сбивчивый рассказ. | Поучительный рассказ. | Рассказ очевидца о происшествии. | Рассказ странника, путешественника. | Выслушать, прервать чей-либо рассказ. | Рассказ пойдёт о путешествии.
2. Рассказом называется устное или письменное сообщение каких-либо полезных, практических сведений.
Мы продолжаем наш рассказ об оборудовании рабочего места для ремонта автомобиля.
3. Рассказом называется небольшое литературное произведение в прозе.
Популярный рассказ. | Сборник рождественских рассказов. | Написать рассказ на какую-либо тему. | Опубликовать, напечатать рассказ. | Сценарий фильма написан по рассказам известного автора.
РАССКА́З [аск], рассказа, муж.
1. Действие по гл. рассказать-рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков.
2. Словесное описание, изложение каких-нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.» Пушкин.
3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.
1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов.
2. Словесное изложение каких-н. событий. Р. очевидца.
Текст, представляющий собой небольшое устное изложение событий;
Любил старый вояка лежать на боку у казацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы (Г.).
Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, повествование, небольшое по размеру, эпического характера.
Написать смешной юмористический рассказ может далеко не каждый писатель.
2. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе. Сборник рассказов про разведчиков. Написать р. Опубликовать, напечатать р. В рассказе описаны действительные события. Сценарий фильма написан по рассказам известного автора.
Прервать чей-л. рассказ.
Александр Дмитриевич пустился в рассказы о детстве Петра, о начале его правления, о стрелецких бунтах. В. Глинка, Старосольская повесть.
2. То, что рассказывается, словесное сообщение о чем-л.
Он коротко перечислил все события, которые произошли на строительстве за этот месяц. Его рассказ был похож на газетную хронику или рапорт. Гладков, Энергия.
3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.
Сборник рассказов. Рассказы М. Горького.
Рассказ номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184.
Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29.
Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467.
продолжительный монолог о чрезвычайном происшествии без срока давности. Место и способ ведения повествования выбирается рассказчиком более тщательно, чем слушатель. Заканчивается Р., как правило, одновременно с началом интересной телепередачи, звонком на мобильный телефон (см. Мобильный телефон) или странным щелчком в телефонной трубке.
литературное произведение научно-фантастического, сатирического и любого другого жанра.
расска́з, расска́зы, расска́за, расска́зов, расска́зу, расска́зам, расска́зом, расска́зами, расска́зе, расска́зах
сущ., кол-во синонимов: 42
1. повествование, описание, история, повесть; эпопея (разг.); очерк (устар.), сказ (устар. разг.)
2. литературный жанр: новелла
РАССКАЗ, повествование, сообщение
РАССКАЗЫВАТЬ/РАССКАЗАТЬ, излагать/ изложить, поведывать/поведать, повествовать, сообщать/сообщить, устар., разг. сказывать, разг. выкладывать/выложить, разг. обсказывать/обсказать, разг. расписывать/расписать
РАССКАЗЫВАТЬСЯ, излагаться, повествоваться, сообщаться, разг. расписываться, разг. сказываться
Syn: повествование (кн.), описание, история, эпопея, повесть, очерк
См. анекдот, книга, сказка
Пост. пр.: нариц.; неодуш.; конкр.; м. р.; 2 скл.
1) О названии рассказа 2
ЛЗ Художественное прозаическое повествовательное произведение небольшого размера.
Непост. пр.: ед. чис.; Р. п.
Непост. пр.: мн. чис.; Р. п.
Основа словоформы: рассказ-
Основа слова: рассказ
1. Вид монологической речи, словесное изложение каких-л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление.
2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие), использование которого предполагает относительно законченное устное выступление по определенной теме.
Р. обладает большой выразительностью и силой эмоционального воздействия на учащихся, позволяет более последовательно и систематично излагать учебный материал, чем это может быть сделано во время беседы. Наиболее полное восприятие Р. происходит, когда в нем ясна тема, выделены основные факты, имеется строгая логическая последовательность, отражающая движение мысли от явлений к сущности, а содержание Р. опирается на жизненный опыт учащихся и имеющийся уровень подготовки по языку. Эффективность восприятия содержания Р. повышается при его сопровождении наглядными пособиями (при демонстрации репродукций картин, настенных таблиц, кинофильмов, слайдов, прослушивании музыкальных произведений). Р. может включать различные приемы изложения: повествование, описание, рассуждение, диалог. Имеются дидактические приемы, облегчающие восприятие описания и рассуждения. Так, описание можно приблизить к повествовательной форме, излагая его, например, от имени очевидца или участника описываемых событий. Р. используется как при сообщении новых знаний, так и при их закреплении, активизации. По окончании Р. обычно проводится беседа с целью проверки правильности усвоения сообщенного материала, а также закрепления и углубления его понимания. На занятиях по языку Р. не должен превращаться в излишне длинное выступление преподавателя или учащегося на предложенную тему. С целью активизации учащихся следует стимулировать их на участие в Р., что ведет к переходу Р. в беседу.
— Небольшая порция прозы.
— Устное описание события.
— Словесное изложение каких-нибудь событий.
— Киносценарий латышского писателя Юлия Ванагса «. латышского стрелка».
— Стихотворение русской поэтессы Каролины Павловой.
— Роман английского писателя Джона Уйэна «. продавца индульгенций».
Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184.
РАССКАЗ НОМЕР РАЗ (РАССКАЖЕШЬ БАБУШКЕ, ПСИХИАТРУ и т.д.)
комментарий к чересчур неправдоподобным сообщениям.
Рассказ номер раз: «толчок» закрыт по многочисленным просьбам трудящихся. Пусть они такие дешевые мансы бабушкам рассказывают.
Что с тебя на улице часы сняли расскажешь психиатру, а не мне. Опять в бильярдной искал приключений на свою задницу и мой карман!
Один из видов творческих работ, в отличие от отзыва и рецензии, ориентированный на обучение рассказу о том, при каких обстоятельствах автору удалось прочитать ту или иную книгу, как она повлияла на него, как он снова и снова возвращался к ней, какие поступки он совершил под влиянием книг и т.п.
Форма рассказа, выполняемая в V-XI классах, ориентированная на шлифовку навыков письменной речи
Одна из форм рассказа, ориентированная на формирование навыков устной речи.
расска/з-бесе/да, расска/за-бесе/ды, м.
расска/з-бы/ль, расска/за-бы/ли, м.
расска/з-воспомина/ние, расска/за-воспомина/-ния, м.
Прозаическое произведение
Всего получено оценок: 198.
Всего получено оценок: 198.
Многие знаменитые произведения известных авторов написаны в прозе. В данной статье рассмотрим, что такое прозаическое произведение, каковы его особенности, какова жанровая специфика прозы.
Определение
Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы.
Прозаическое произведение не всегда является художественным произведением.
Особенности
Главное отличие прозаического произведения от поэтического заключается в отсутствии рифмы.
В большинстве случаев прозаическое произведение от поэтического можно отличить по форме: прозаическое произведение, как правило, имеет нестихотворную форму. Однако данная характеристика не единственная для определения того, прозаическое перед нами произведение или нет.
В прозаическом произведении, в отличие от поэтического, описываются конкретные явления, которые были в прошлом реально или вымышленно. Для поэзии важны чувства, для прозы – четкое описание изображаемого.
Прозаическое произведение эпично по своей природе.
В прозаическом произведении у автора насчитывается больше средств для выражения своей идеи и своего замысла.
Прозаические произведения усваиваются и понимаются читателями намного проще, чем поэтические произведения.
Рис. 1. Особенности прозаических произведений.
Жанры
В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.
Все эти жанры имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания.
В русской литературе есть примеры соединения прозы и поэзии: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Данные примеры показывают, что границы между прозаическим и поэтическим текстом условны.
Что мы узнали?
Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы. Главное отличие от поэтического произведения заключается в отсутствии рифмы. Прозаическое произведение имеет нестихотворную форму, но это не всегда так. Для прозаического произведения характерно описание конкретных явлений, четкое описание изображаемого, так как прозаическое произведение эпично по своей природе. Существует такие прозаические жанры, как роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.
Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза – это наш повседневный язык.
Художественная проза – это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.
Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение
Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение «прозаические».
В античном мире на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Средних веков. Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.
В XIX веке писатель–прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.
Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.
Произведение в прозе большого объема: виды
Роман – прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.
Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и многие другие.
Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу–список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.
Эпопея – это эпическое произведение, по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.
Прозаическое произведение небольшого объема: виды
Новелла – короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.
Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.
Рассказами богато творчество Чехова, Бунина, Паустовского.
Очерк – это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.
Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.
Эссе – это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.
Средний прозаический жанр – повесть
Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.
В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.
Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.
В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан–Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.
Повествование – основа произведения, кровеносная система романа. Автор может писать, как ему вздумается, но он так или иначе повествует о чем-то. Поэтому автору, задавшему целью освоить теорию литературы, не худо бы знать и о таком функционально-смысловом типе речи, как повествование, побольше.
Типы повествования
В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.
Изобразительное повествование
Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.
«Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.
«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Компромисс».
В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.
Событийное повествование
Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.
Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения.
«Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»
В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.
Динамичность повествования
Повествование всегда динамично, поскольку фиксирует переход от одного действия или состояния к другому, то есть изображает действительность в процессе изменения и развития. Динамичность повествования достигается с помощью:
Роль повествования в тексте
Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)
У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».
Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.
В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»