не зарастет народная тропа что значит
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа
Смотреть что такое «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа» в других словарях:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа — крыл. сл. Цитата из стихотворения А. С. Пушкин «Памятник» (датировано 1836 г., впервые напечат. в 1841 г.). Стихотворение восходит к оде римского поэта Горация, из которой Пушкиным взят эпиграф: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»). Из… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Я памятник себе воздвиг нерукотворный — Из стихотворения «Памятник» (1836, опубл. 1841) А. С. Пушкина (1799 1837): Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа. В «Памятнике» (1796) Гаврилы Романовича Державина (1743 1816) есть похожая строка: Я памятник… … Словарь крылатых слов и выражений
ПАМЯТНИК — ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова
нерукотворный — ая, ое. Такой, который невозможно создать трудом человеческих рук. ► Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. // Пушкин. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
ТРОПА — ТРОПА, тропы, мн. тропы и (редк.) тропы, жен. 1. То же, что тропинка. «Метели лесные тропы занесли.» Некрасов. Конная тропа (в горах, по которой можно проехать только верхом). «Пушку горными тропами тащить полковник помогал.» А.Блок. «Тропою… … Толковый словарь Ушакова
нерукотво́рный — ая, ое; рен, рна, рно. высок. Такой, который не может быть создан трудом человеческих рук. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Пушкин, Я памятник… … Малый академический словарь
столп — B сущ см. Приложение II (устар. столб; в архитектуре: башня, колонна; книжн. видный деятель) столпа/ мн. столпы/ столпо/в Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа … Словарь ударений русского языка
столп — а, м. 1. устар. То же, что столб. Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Пушкин, Евгений Онегин. Неслись вверх по холодному небу столпы дыма. Достоевский, Слабое сердце. 2. устар. и архит. Башня или колонна. Я… … Малый академический словарь
◘ александрийский столп — (поэт.) Памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны. ► Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. // Пушкин.… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
«К нему не зарастёт народная тропа…»
Все знают знаменитое высказывание Аполлона Григорьева «Пушкин – наше всё»… Лучше не скажешь. Для русского человека Пушкин — средоточие всего русского, всех начал нашей культуры, создатель русского литературного языка, богатством которого мы всегда гордимся. Он наш историк, философ, учитель, певец и просто задушевный друг, с которым есть о чём поговорить, с кем легко и надёжно.
Пушкина и навсегда люблю с детства. С чёрно-белой иллюстрации к «Коню», которую разглядывала много раз и даже пыталась с ним разговаривать, со сказок, которые были постоянным чтением, запоминались легко и снились по ночам; с «чудного мгновенья», озарившего юношеское сознание. А уж про «Евгения Онегина» и говорить нечего. Достаточно сказать, что имя мама мне дала в честь пушкинской героини и невольно предугадала некоторые события моей жизни.
Поэтому смело могу сказать, что Пушкин – часть меня с самого рождения. Я всю жизнь собираю книги о нём, периодически езжу в Михайловское или другие пушкинские места, с нетерпением жду пушкинских уроков, радуюсь, когда они получаются и огорчаюсь, если что-то идёт не так.
Пушкина любят и мои ученики. Мы не раз проводили различные мероприятия, ему посвящённые: были у нас и конкурсы чтецов, и «Музей одного стихотворения», и игровые программы, и пушкинский бал, и пушкинский фестиваль (последнее прямо накануне карантина). В нашем музее народной игрушки «Жар-птица» мы готовили экскурсионную театрализованную программу «Пушкинские сюжеты в народной игрушке», с удовольствием её репетировали, перевоплощаясь в персонажей произведений любимого поэта. Жаль, что коронавирус помешал завершить подготовку в этом учебном году…
Естественно, ничего удивительного нет в том, что сообщение о конкурсе видеороликов «Читаем Пушкина» сразу вызвало мой учительский интерес и как следствие интерес ученический. Тем более, что совсем недавно мы проводили пушкинский фестиваль, а видеоролики давно практикуем, и детям этот вид работы очень нравится. Добавлю ещё, что выразительное чтение – это конёк нашей гимназии, и гимназисты традиционно становятся победителями в конкурсах чтецов разных рангов…
И хотя была уже середина мая и через неделю учебный год заканчивался, ребята загорелись этой идеей.
Не буду рассказывать, как мы лихорадочно всё готовили, сколько раз переснимали и перезаписывали, сколько смеялись и плакали над неудачными дублями, как подбирали оформление… И всё это время с нами был наш любимый Пушкин, который смеялся и плакал вместе с нами, и, смею надеяться, радовался тому, что мы читаем его произведения и стараемся понять его героев, принять сердцем настроение и переживания поэта… «К нему не зарастёт народная тропа…»
Мне кажется, что акция «Читаем Пушкина» должна стать такой же традиционной, как «Пушкинский диктант». Её всегда будут поддерживать.
Ведь (повторюсь) «Пушкин – наше всё» …
Независимо от возможных итогов мы рады, что принимали участие в этой акции. Узнали о конкурсе совершенно случайно, а могли бы и не узнать… Было бы жаль, что остались в стороне. Многие мои коллеги тоже бы к нему присоединились, но всё случилось так скоропалительно, что не получилось.
Только хотелось бы, чтобы критерии акции были разработаны более тщательно, чтобы не было у участников тех ошибок, которые они допустили в этот раз, чтобы подходили они продуманно к выбору произведений, к их выразительному чтению, к эстетическому оформлению своей работы… Но, как говорится, начало положено и нет предела совершенствованию хорошей идеи и её воплощения.
Соловей Татьяна Григорьевна,
«К нему не зарастёт народная тропа…»
Все знают знаменитое высказывание Аполлона Григорьева «Пушкин – наше всё»… Лучше не скажешь. Для русского человека Пушкин — средоточие всего русского, всех начал нашей культуры, создатель русского литературного языка, богатством которого мы всегда гордимся. Он наш историк, философ, учитель, певец и просто задушевный друг, с которым есть о чём поговорить, с кем легко и надёжно.
Пушкина и навсегда люблю с детства. С чёрно-белой иллюстрации к «Коню», которую разглядывала много раз и даже пыталась с ним разговаривать, со сказок, которые были постоянным чтением, запоминались легко и снились по ночам; с «чудного мгновенья», озарившего юношеское сознание. А уж про «Евгения Онегина» и говорить нечего. Достаточно сказать, что имя мама мне дала в честь пушкинской героини и невольно предугадала некоторые события моей жизни.
Поэтому смело могу сказать, что Пушкин – часть меня с самого рождения. Я всю жизнь собираю книги о нём, периодически езжу в Михайловское или другие пушкинские места, с нетерпением жду пушкинских уроков, радуюсь, когда они получаются и огорчаюсь, если что-то идёт не так.
Пушкина любят и мои ученики. Мы не раз проводили различные мероприятия, ему посвящённые: были у нас и конкурсы чтецов, и «Музей одного стихотворения», и игровые программы, и пушкинский бал, и пушкинский фестиваль (последнее прямо накануне карантина). В нашем музее народной игрушки «Жар-птица» мы готовили экскурсионную театрализованную программу «Пушкинские сюжеты в народной игрушке», с удовольствием её репетировали, перевоплощаясь в персонажей произведений любимого поэта. Жаль, что коронавирус помешал завершить подготовку в этом учебном году…
Естественно, ничего удивительного нет в том, что сообщение о конкурсе видеороликов «Читаем Пушкина» сразу вызвало мой учительский интерес и как следствие интерес ученический. Тем более, что совсем недавно мы проводили пушкинский фестиваль, а видеоролики давно практикуем, и детям этот вид работы очень нравится. Добавлю ещё, что выразительное чтение – это конёк нашей гимназии, и гимназисты традиционно становятся победителями в конкурсах чтецов разных рангов…
И хотя была уже середина мая и через неделю учебный год заканчивался, ребята загорелись этой идеей.
Не буду рассказывать, как мы лихорадочно всё готовили, сколько раз переснимали и перезаписывали, сколько смеялись и плакали над неудачными дублями, как подбирали оформление… И всё это время с нами был наш любимый Пушкин, который смеялся и плакал вместе с нами, и, смею надеяться, радовался тому, что мы читаем его произведения и стараемся понять его героев, принять сердцем настроение и переживания поэта… «К нему не зарастёт народная тропа…»
Мне кажется, что акция «Читаем Пушкина» должна стать такой же традиционной, как «Пушкинский диктант». Её всегда будут поддерживать.
Ведь (повторюсь) «Пушкин – наше всё» …
Независимо от возможных итогов мы рады, что принимали участие в этой акции. Узнали о конкурсе совершенно случайно, а могли бы и не узнать… Было бы жаль, что остались в стороне. Многие мои коллеги тоже бы к нему присоединились, но всё случилось так скоропалительно, что не получилось.
Только хотелось бы, чтобы критерии акции были разработаны более тщательно, чтобы не было у участников тех ошибок, которые они допустили в этот раз, чтобы подходили они продуманно к выбору произведений, к их выразительному чтению, к эстетическому оформлению своей работы… Но, как говорится, начало положено и нет предела совершенствованию хорошей идеи и её воплощения.
Соловей Татьяна Григорьевна,
Не зарастет народная тропа: как в Балашихе благоустроят новые пешеходные дорожки
В 2021 году в Московской области реализуют проект, которого жители ждали очень долго: стихийные «народные тропы» заасфальтируют, превратят в удобные пешеходные дорожки. Какие тропы, вытоптанные местными жители, благоустроят в первую очередь и почему? Об этом читайте в материале «РИАМО в Балашихе».
Дождались!
В каждом населенном городе России есть «народные тропы». По большому счету, это просто вытоптанные дорожки, по которым местные жители «срезают» путь к торговым центрам, детским садам и школам, больницам, к остановкам общественного транспорта.
Неслучайно эти тропинки называются «стихийными» — они образуются сами собой, за ними никто не ухаживает. Как следствие, зимой они покрыты снегом и льдом, а в сезон дождей по ним просто невозможно пройти: они утопают в грязи. На решение этой проблемы в первую очередь и нацелена программа властей «Народные тропы». Ее первостепенная задача — обустроить пешеходные маршруты, уже протоптанные людьми. Всего в 2021 году в регионе запланировано обустройство свыше 600 таких объектов.
Как сообщил «РИАМО в Балашихе» начальник управления благоустройства городской администрации Максим Сидоркин, на территории нашего округа в 2021 году планируется благоустроить 68 пешеходных маршрутов — они будут покрыты асфальтом шириной 2 метра и размечены бортовым камнем. Общая протяженность благоустроенных путей в городе составит 9 км.
Эти 68 маршрутов были выбраны не случайно: на них чаще всего жаловались жители Балашихи. Причем не один год.
«Информация об объектах, требующих ремонта или строительства, поступала в администрацию городского округа с 2019 по 2021 год от жителей и управляющих компаний средствами единого центра управления регионом, обращений граждан в рамках ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», на личном приеме граждан, по горячей линии, по электронной почте и через социальные сети», — рассказал Максим Сидоркин.
И дополнил, что управление благоустройства рассмотрело все обращения граждан, была сформирована проектно-графическая документация, которая в настоящее время отправлена на согласование в Министерство благоустройства МО для обоснования предоставления субсидии.
«Устройство пешеходных маршрутов внутри дворовых территорий, в деревнях, поселениях и к социально значимым объектам значительно улучшит удобство передвижения жителей Балашихи», — сказал Максим Сидоркин.
И напомнил, что и по сей день жители Балашихи могут сообщить властям о тропе, которой требуется благоустройство. Оставить заявку можно любым удобным способом из описанных выше.
Какие тропы сделают в Балашихе
Стихийные тропы, которые благоустроят в городе, расположены в самых разных микрорайонах. Например, наконец-то появится пешеходная дорожка на улице Объединения: она будет вести от автобусной остановки к главному филиалу Сбербанка в Балашихе. На шоссе Энтузиастов благоустроят тропу, по которой жители на протяжении многих лет водят детей в детский сад №31, на Колхозной улице — дорожку к гимназии №11, в микрорайоне 1 мая — тропу от многоэтажных домов до детского сада «Сказка».
Благоустроят и тропу, которая вела от автобусной остановки в микрорайоне Авиаторов к городской поликлиники №4. Сейчас, чтобы пройти этот путь, нужно двигаться по небольшой тропе по заброшенным железнодорожным путям и пустырю.
«Идти-то недолго, с остановки видно здание поликлиники. Но очень уж трудно, особенно когда пройдут дожди и дорожка вся в грязи и лужах. Молодежь быстро проскочит, а нам, старикам, и по ровной дороге ходить тяжело. А ведь в поликлинике и детское отделение есть, то есть мамочки с малышами, с колясками тоже вынуждены ходить по народной тропе. В обход — в два раза дольше, да и не очень-то безопасно: надо идти по обочине автомобильной дороги. Вот я точно со своими больными ногами такой путь пройти не смогу, потому хоть и по грязи — но покороче выбираю», — говорит пенсионерка Антонина Смирнова.
Про благоустройство «народных троп» она слышит впервые и очень радуется новости. По словам пожилой женщины, наконец-то городские власти сделают то, что действительно важно для местных жителей всех возрастов.
Посмотреть полный список дорожек, которые благоустроят в 2021 году, можно на сайте администрации.
Запрещенные пути
В рамках проекта «Народные тропы» в Подмосковье также ликвидируют некоторые из стихийно возникших дорожек. Речь о тропинках, которые ведут через железную дорогу. Причина ясна — они подвергают опасности жизнь людей. Более того, по сообщениям регионального Министерства транспорта, подобные дорожки являются самой частой причиной смертельных случаев на железной дороге.
Например, в 2019 году на железной дороге в Балашихе погибло 20 человек, а в 2020 году — два человека. Снижению смертности поспособствовала ликвидация 21 стихийной «народной тропы» через железнодорожные пути и установка 27 информационных щитов «Спаси себе жизнь».
Ликвидация «народных троп» через железнодорожные пути ведется постоянно. Так, с начала года в Балашихе уже «перекрыли» семь таких троп. Но на этом работа не останавливается.
Портал «РИАМО в Балашихе» продолжит следить за реализацией проекта «Народная тропа».
Не зарастет народная тропа…
Одно из самых тягостных мероприятий в моей журналистской жизни — это театральная премия «Турандот». Густой запах духов, тщательно сберегаемых для самых торжественных событий, наряды, с любовно разглаженными жабо и кружевными воротничками, пожелтевшими за давностью лет, костюмы, купленные лет 40 назад по случаю первой значимой роли, жесткая, но дочиста начищенная обувь, букельки, румянец и помада — следы дешевого грима. И глаза.
Самое страшное, до подступающего к горлу удушья, — заглянуть в глаза тем, кто заполоняет вторую половину празднично украшенного зала, в первой-то обычно сидят либо важные персоны, либо Артисты Арстистычи. «Узнай меня, вспомни!», — с тоской молят они каждого. И эту тоску артисты второго, третьего эшелона не в состоянии скрыть даже при годами отточенном профессиональном мастерстве. Не знаю, кому из них повезло больше: тем, кто хоть раз сыграл большую роль на театральных подмостках или в кино, а затем оказался забыт, похоронен в братской могиле второразрядных актеров. Либо тем, кто за всю свою актерскую карьеру так и не дождался иного применения, кроме как раз за спектакль выйти на сцену со словами «кушать подано».
Пожалуй, еще тяжелее прийти лишь в дом престарелых для театральных деятелей, где в безвестности и равнодушии доживают свой век те, кто когда-то искренне верил, что их талант будет оценен по достоинству. А сколько из них так и ушли в страшной нищете и полнейшем опустошении — ведь они привыкли отдавать себя, свое мастерство людям — дождавшись лишь пары красных гвоздик да аплодисментов при выносе гроба из зала. И, кстати, не только артисты, но и многие некогда знаменитые личности заживо похоронены в склепе полного забвения. Легендарный силач и борец Иван Поддубный, о котором был снят фильм в Советском Союзе, умер в 1949 году в нищете и голоде. От него осталось лишь неотосланное в Совмин письмо с просьбой о выделении ему ежедневно тарелки бесплатного супа.
Если же говорить об актерах, то Михаила Кононова, Георгия Вицина, Сергея Филиппова, Изольду Извицкую, Валентину Серову, Бориса Новикова хоронили вскладчину. «Повезло», пожалуй, Михаилу Пуговкину. Его от страшной участи умереть голодной смертью в безвестности спас Александр Абдулов. На очереди сыгравший не одну знаковую роль знаменитый актер, которого я встретила в дырявых ботинках, перевязанных скотчем. И другой, не менявший осеннее пальто с 70-х — не на что купить новое, любимца миллионов никто не снимает.
Я не случайно пишу об актерах. И дело даже не в том, что кино и театр крайне важны для меня, просто их планида поможет объяснить главную идею куда доходчивее, чем если говорить о людях других профессий. Мало того, что все они жили и умерли совсем не так, как ожидали, мечтали, надеялись. Но каждый раз после того, как кто-то из них уходит, на нас обрушивается шквал информации всевозможного пошиба. От самой простой — «ушел из жизни великий»… до самых скабрезных и похабных новостей, вытаскивающих на свет грязное белье всей семьи.
А еще кто-то обязательно напишет большую статью (а то и диссертацию) с восхищением и самым что ни на есть тщательным и подробным анализом сыгранных им ролей и переосмыслением творческого пути героя публикации с точки зрения человека современного. Работа будет писаться без учета той малости, что некоторые из «заново осмысленных» прожили жизнь в ожидании хотя бы малейшего признания и понимания их дела. Что у них осталась семья, для которой все эти «понимания» могут быть весьма болезненны. И уж совершенно точно, без учета чувств, любви и знаний тех, кто прожил и проследил земной путь «звезды».
Точно то же самое происходит в любой другой профессии. И это привело к немалому числу грустных шуток о том, что в России принято ценить только тех, кто умер. Что для того, чтобы тебя признали, надо сначала умереть. В любой другой, а значит, священники отнюдь не исключение. Разница, безусловно, есть. Священники не ждут поклонения и признания от фанатов. Не стремятся к славе и популярности. Но трудно себе представить, что проповедуя, наставляя людей, преподавая в институтах, работая над учебниками и ежедневно совершая Евхаристию, они делают это ради посмертного признания и переоценки их трудов.
Кстати, для того, чтобы что-то переосмыслить или переоценить-то есть сделать это заново, надо, как минимум, изучить хоть что-то при жизни. На сегодня это сверхзадача. Так что пока ситуация с теми, кто уходит, вернее, с нашим отношением к ним, весьма напоминает советский анекдот.