не выплатили вовремя налоговый вычет что делать
Почему не возвращают налоговый вычет, хотя все сроки уже прошли. Как сделать так, чтобы деньги точно вернули
– Два месяца назад я подал декларацию в ФНС на получение налогового вычета за лечение. Деньги мне так и не пришли, хотя должны были перевести через месяц. Как повлиять на налоговую службу и сделать так, чтобы точно вернули?
– На самом деле вы рано начали волноваться и у налоговой еще есть небольшой запас времени для возврата вычета.
⏰ Законные сроки для возврата
ФНС действительно обязана вернуть налоговый вычет за лечение, образование, квартиру и другие цели в течение одного месяца на основании п. 6 ст. 78 Налогового кодекса (НК) РФ. Но этот срок начинает отсчитываться со дня завершения камеральной проверки поданной декларации о доходах. На эту процедуру у ФНС уходит до трех месяцев (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
Поэтому общий срок на проверку и перечисление налогового вычета составляет 4 месяца. Сроки нужно считать:
Стоит учесть: вычет переведут только при условии, что налогоплательщик представил заявление на возврат налога и указал в нем реквизиты банковского счета для перевода денежных средств. Если такое заявление не было подано вместе с декларацией 3-НДФЛ, его можно предоставить позже.
Чтобы отслеживать статус камеральной проверки, можно использовать личный кабинет налогоплательщика ФНС. Также здесь доступны сведения о том, были ли перечислены деньги, а также о том, что налоговая проверка завершилась отказом в переводе.
💁♀️ Что делать, если ФНС задерживает возврат
Сразу скажу, что причин у налоговой службы конфликтовать с налогоплательщиками нет. Задержка возврата денег может быть в банальной нехватке сотрудников, подвисании программ, которые постоянно обновляются, и множестве других причин.
Если ФНС задерживает возврат средств, гражданин вправе повлиять на налоговую инспекцию, чтобы та быстрее выполнила перевод вычета.
Личное обращение в ФНС
В налоговых инспекциях есть консультанты, которые помогут решить проблему и посоветовать, что делать в сложившейся ситуации. В течение 15 дней на обращение налогоплательщика должны отреагировать. Также можно записаться на прием к начальнику ФНС.
Минус такого варианта в том, что обращаться в инспекцию можно только в рабочие часы. Днем народу обычно бывает меньше, а если придете вечером – придется потратить немало времени на очередь. Поэтому можно пожаловаться на ФНС дистанционно.
Составление и подача жалобы
Налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налоговой инспекции. По закону решение по жалобе ФНС принимает в течение 15 рабочих дней. Указанные сроки допускается продлить еще на 15 дней. То есть жалобу должны рассмотреть в течение месяца и предоставить налогоплательщику письменный ответ. Решение по результатам направят в течение трех дней после его принятия (ст. 140 НК РФ).
Жалоба на пропуск сроков для возврата денег подается в свободной форме. В ней необходимо изложить следующую информацию:
Как получить проценты с налоговой?
Если срок возврата уплаченного налога прошёл, а деньги от инспекции не поступили, вы вправе требовать проценты за просрочку выплаты. Как это сделать — читайте в статье.
После подачи декларации 3-НДФЛ со всеми документами и заявлением на возврат налога, перечислить денежные средства вам должны максимум через 4 месяца. В течение трёх месяцев проводится камеральная проверка и месяц отводится для непосредственного перечисления денежных средств по соответствующему заявлению (подробнее об этом в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой»).
Если инспекция не осуществила выплату вовремя, за каждый день просрочки вы вправе требовать проценты, для получения которых следует подать жалобу на бездействие должностных лиц в свою налоговую инспекцию. Последняя обязана в течение трёх рабочих дней после получения жалобы направить её в вышестоящий налоговый орган со всеми материалами.
Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. К ней следует приложить документы, которые подтверждают приведённые доводы. Рассмотрение жалобы происходит без участия налогоплательщика, поэтому стоит детально изложить ситуацию и ваши требования.
Жалоба составляется в произвольной форме, но должна содержать следующие реквизиты (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):
Жалоба может быть представлена в инспекцию в бумажном виде или направлена через личный кабинет налогоплательщика.
Если жалоба представляется на бумаге, то советуем указать телефон, адрес электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Причём лучше иметь при себе два экземпляра жалобы: один вы отдадите инспектору, второй оставите у себя с датой и отметками налоговой службы о принятии. Также данная жалоба может быть направлена заказным письмом с описью вложения.
В личном кабинете налогоплательщика следует выбрать раздел «Жизненные ситуации», в нём— «Прочие ситуации», спустившись вниз вы найдёте «Жалобы на акты, действия (бездействие) должностных лиц».
Основные персональные данные налогоплательщика программа подтянет автоматически (ФИО, ИНН, способ доставки, номер инспекции). В случае необходимости в них можно внести изменения. В поле «Предмет обжалования» выбираем «Иные документы; действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов». Поскольку обжалуется бездействие инспекторов поле «Реквизит обжалуемого документа» оставляем пустым.
Далее необходимо изложить содержание жалобы и требования.
Пример
Иванов Иван Иванович в содержании прописал: 30.05.2018 я подал декларацию 3-НДФЛ на вычет на взносы по ИИС за 2016 год вместе с комплектом подтверждающих документов и заявлением на возврат суммы налога в размере 52 000 руб. (№ 3031-фл). Денежные средства были получены только 18.10.2018, что превышает срок, отведённый Налоговым кодексом на возврат суммы налога (п. 6 ст. 78 НК РФ, ст. 88 НК РФ).
Также 20.06.2018 была подана декларация на вычет на взносы по ИИС за 2017 год вместе с подтверждающими документами и заявлением на возврат суммы налога в размере 39 000 руб. (№ 3032-фл). В личном кабинете налогоплательщика указана информация, что 20.09.2018 камеральная проверка декларации за 2017 год завершена успешно с подтверждением суммы к возврату. Однако денежные средства не были перечислены.
Требования лица, подающего жалобу:
Иван Иванович подписал жалобу неквалифицированной электронной подписью и отправил в инспекцию.
Решение по такой жалобе принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения. Указанный срок может быть продлён, но не более чем ещё на 15 рабочих дней. О продлении срока вас должны предупредить в течение трёх рабочих дней. Решение по результатам рассмотрения жалобы должны вам направить в течение трёх рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Учтите, что пойти в суд вы вправе только после того, как вышестоящий налоговый орган принял решение по жалобе не в вашу пользу либо в установленный срок не рассмотрел её (п. 2 ст. 138 НК РФ).
И самое главное: клиенты «Открытие Брокер» могут получить консультацию у наших экспертов по налогам абсолютно бесплатно. Свяжитесь с нами удобным способом – ответим на любые вопросы!
Что делать, если получение налогового вычета затягивается?
Лента новостей
Все новости »
Слушатель Business FM рассказал, как в марте подал заявление на получение налогового вычета, отправил необходимые документы, прошел камеральную проверку, но деньги так и не получил. В аналогичной ситуации его супруга и коллега
Константин Молчанов и его супруга подали заявления о налоговом вычете в марте. Летом заметили, что процесс затягивается, но повлиять на него они практически никак не могут.
Заявлены были три вычета: имущественный от покупки недвижимости, от процентов по ипотеке и по индивидуальному инвестиционному счету, говорит Константин:
«Три месяца вообще ничего не происходило, висела заявка в статусе «обрабатывается», через три месяца переключена, что получен ответ из налогового органа, полностью удовлетворена, сумма к возврату такая-то. Я обрадовался, написал заявление там же на сайте о том, что прошу выплатить на такие-то реквизиты. Жду. Месяц ничего не происходит. Я написал сначала одну жалобу, получил на нее отписку, потом написал вторую, более подробную. И буквально в эту субботу зашел на почту, меня там ждало извещение из налоговой о том, что в июле составлен был акт, то есть спустя примерно три недели после камеральной проверки. И в середине августа мне его прислали — о том, что там не достает каких-то документов. Мне казалось, что это все должно было произойти в течение камеральной проверки, а не после нее. Моя жена подавала по лечению налоговый вычет. Ее попросили донести какие-то документы, и когда мы их принесли, нам человек в налоговой прямым текстом сказал, что вычета нужно ждать полтора-два месяца, при том что это было неделю назад, тоже уже на полтора месяца все просрочено».
Судя по форумам, где обсуждаются налоговые вопросы, случаи с задержкой выплаты налогового вычета не единичны. Увеличился ли поток желающих его получить, или произошел какой-то сбой, или есть другая причина — на эти вопросы редакция Business FM ждет комментарий от Федеральной налоговой службы.
У тех, кто попал в схожую ситуацию, не так много вариантов дальнейших действий. Подробнее о них говорит старший юрист компании «Персональный налоговый менеджмент» Юлия Кузнецова.
Юлия Кузнецова старший юрист компании «Персональный налоговый менеджмент» «Все зависит от того, когда поступает финансирование из бюджета. Это же бюджетные деньги. До двух месяцев придется подождать, только потом писать жалобу. Подается жалоба на действие либо бездействие территориальной налоговой инспекции. Жалоба подается в вышестоящие органы. Если это Москва и территориальная московская инспекция, то в управление по Москве. После этого в течение месяца предусмотрено рассмотрение этой жалобы. И только после этого можно обращаться в суд. Самое идеальное — обратиться к адвокату, потому что сами граждане в этой ситуации вряд ли смогут справиться».
Чтобы избежать подобной задержки выплаты вычета, некоторые оформляют другой вариант — получают его у работодателя. Этим способом невозможно получить единовременно всю сумму, как из бюджета, но быстрее происходит процесс оформления. Примерно в течение месяца выдается подтверждение, и работодатель не удерживает НДФЛ из зарплаты, пока не будет выплачена вся сумма возврата.
Долго не приходят деньги по имущественному вычету
Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.
Подскажите, как еще можно повлиять на них?
Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.
Какие сроки должны быть по закону
Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т—Ж есть отдельная статья.
ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.
Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.
Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.
Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги
Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.
Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.
Отправить повторную жалобу. Если первая жалоба не подействует или вы не получите ответа вовремя, можно подать повторную жалобу точно таким же способом. Только в содержании обращения нужно указать реквизиты первой жалобы и сообщить, что это повторное обращение. Эта жалоба уже идет в управление ФНС по субъекту.
Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.
В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.
Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.
Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.
Если хотите получать вычет через работодателя
И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.
В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.
Что в итоге
Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.
Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.
Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.
Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне 🙂
Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!
Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.
Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).
Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев
Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.
Забыл добавить, 33 налоговая г. Москва.
Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?
К сожалению, страница не найдена
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.