не всякий закон является правовым что это означает
I. Теория естественного права
Истоки этой теории в научной мысли античности. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
«Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон» (Цицерон).
Расцвет теории – эпоха буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и др.). Идеи теории закреплены, например, в Декларации независимости США (1776 г.).
Суть теории естественного права состоит в следующем.
1. Кроме позитивного права, создаваемого государством существует высшее, настоящее, естественное право, стоящее над позитивным правом.
2. Естественным правом считаются только такие нормы, которые соответствуют естественной природе человека:
— право на собственность;
— право на сопротивление произволу властей и др.
3. Источник прав человека в самой природе человека.
Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут дароваться государством. Естественное право исторически предшествует государству.
4) Не всякий юридический закон содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным ценностям.
Право и закон не тождественны. Законодательство может либо правильно отражать право, либо искажать идеи свободы и справедливости.
С этой точки зрения не всякий закон является правовым.
Современной модификацией теории естественного права является теория возрожденного естественного права. В ее рамках выделяются два основные направления:
а) неотомистская теория права.
Неотомизм – современная интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского, суть ее состоит в том, что основные права заложены в мировом порядке, который согласуется с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом.
Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом;
б) «светская» теория естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, которое основано на стандартах справедливого поведения.
В противовес естественной правовой теории возникла позитивистская теория и историческая школа права.
I. Теория естественного права
Истоки этой теории в научной мысли античности. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
«Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон» (Цицерон).
Расцвет теории – эпоха буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и др.). Идеи теории закреплены, например, в Декларации независимости США (1776 г.).
Суть теории естественного права состоит в следующем.
1. Кроме позитивного права, создаваемого государством существует высшее, настоящее, естественное право, стоящее над позитивным правом.
2. Естественным правом считаются только такие нормы, которые соответствуют естественной природе человека:
— право на собственность;
— право на сопротивление произволу властей и др.
3. Источник прав человека в самой природе человека.
Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут дароваться государством. Естественное право исторически предшествует государству.
4) Не всякий юридический закон содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным ценностям.
Право и закон не тождественны. Законодательство может либо правильно отражать право, либо искажать идеи свободы и справедливости.
С этой точки зрения не всякий закон является правовым.
Современной модификацией теории естественного права является теория возрожденного естественного права. В ее рамках выделяются два основные направления:
а) неотомистская теория права.
Неотомизм – современная интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского, суть ее состоит в том, что основные права заложены в мировом порядке, который согласуется с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом.
Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом;
б) «светская» теория естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, которое основано на стандартах справедливого поведения.
В противовес естественной правовой теории возникла позитивистская теория и историческая школа права.
Не всякий закон является правовым что это означает
Под правопорядком в таком абстрактном значении имеется в виду предмет правовой регуляции, т.е. статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции. В этом смысле говорится о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке разрешения того или иного правового дела, об отраслевом правопорядке или о правопорядке в целом.
От такого абстрактно-должного правопорядка следует отличать реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей и т.д.
Под реальным правопорядком, таким образом, имеется в виду фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права.
Правовая законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права.
Под правовым законом при этом имеется в виду объективное право (и, следовательно, предусмотренный им абстрактно-должный правопорядок), соответствующее принципу формального равенства. Очевидно, что реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований лишь правового закона и соответствующей правовой законности. Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок.
Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность — в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности.
Из истории и теории права и государства хорошо известно, что не все, что именуется “законом”, “законностью”, “правопорядком” и т.д., соответствует своей правовой сущности, своей правовой природе. Так, в условиях тоталитарного социализма безудержная апология социалистической законности по сути дела была призвана прикрыть порядки и произвол диктаторского, антиправового строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. При этом социалистическая законность, по существу, сводилась к партийно-политической целесообразности. В данном контексте социалистический правопорядок трактовался как результат социалистической законности, как итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни.
Конечно, если право автоматически отождествляется с законом, то реализация любого закона (в том числе и произвольного), по логике легистов, автоматически дает в итоге “правопорядок”. Такому правопорядку, как и соответствующему законодательству и законности, не хватает, правда, главного — правового качества.
Подобный порок присущ всему позитивистскому подходу (включая и старый позитивизм, и неопозитивизм XX в.) к праву, закону, законности, правопорядку и т.д. Недостатки подобного легистского (антиюридического, позитивистского) толкования этих юридических категорий и явлений весьма живучи и в той или иной форме присутствуют и во многих современных трактовках понятий законности и правопорядка, их соотношения и т.д.
Так, многие авторы, характеризуя законность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями и т.д., неизменно добавляют, что результатом соблюдения требований законности является правопорядок. При этом ясно, что под “правопорядком”, по существу, в подобных трактовках на самом деле имеется в виду законопорядок. Но подобно тому, как не всякий закон является правовым законом, точно так же не всякий законопорядок является правовым порядком.
Исходной основой для правовой законности и правового порядка могут быть не всякие, а лишь правовые законы. Поэтому с легистских (позитивистских) позиций, отождествляющих право и закон, в принципе невозможно развить последовательное (внутренне согласованное и непротиворечивое) учение о правовом законе, правовой законности и правовом порядке, как, впрочем, и о правовом государстве. Это возможно лишь с позиций юридического типа правопонимания, опирающегося на ту или иную концепцию различения права и закона (в целом позитивного права).
Крылатые выражения о праве и его представителях
Профессия юриста состоит в том, чтобы все ставить под сомнение,
ни с чем не соглашаться и без конца говорить.
Томас Джефферсон
Всем знакомо устоявшееся выражение: «два юриста – три мнения». Такая поговорка родилась из-за того, что существуют нормы, нуждающиеся в толковании (отсылочные) и по которым нет установленной судебной практики. Хотя почему именно три мнения – непонятно. Ведь даже у одного юриста их может быть несколько – в зависимости от ситуации.
В мире существует большое количество пословиц, поговорок и просто крылатых выражений как о законе, праве в целом, так и об отдельных его представителях.
О законах
Во все времена люди старались жить по законам. И поскольку законы являлись неотъемлемой частью их жизни, иногда менялись, отменялись старые и создавались новые, люди придумали массу выражений на этот счет. Древнеримская пословица, например, гласит: «Без закона нет ни преступления, ни наказания».
Белорусам приписывают поговорку «закон як дышла: куды павярнуў, туды i вышла». Этого мнения придерживались еще древнеримские юристы, которые считали, что «закон есть то, что мы разъясняем».
Немало известных людей оставили потомкам свои мудрые изречения о законах. Некоторые из них актуальны и по сей день:
— издавая закон, ставь себя на место того, кто должен ему подчиняться (Екатерина II Великая);
— буква закона должна быть включена в алфавит (Станислав Ежи Лец);
— мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными (Цицерон);
— мягким законам редко подчиняются, суровые – редко приводятся в исполнение (Бенджамин Франклин).
Суть верховенства закона метко отражена в латинской пословице «не царь является законом, а закон – царем».
О представителях закона
Уже в Древнем Риме понимали важность и значимость правосудия. Недаром оттуда родом выражение «обязанность хорошего судьи – принимать решения, способствующие правосудию». Цицерон говорил, что «обязанность юриста – просвещать собственный народ». Он же считал, что «судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья», а также что «честный человек, садясь в судейское кресло, должен забывать о личных симпатиях». Древнегреческий философ Пифагор считал, что «законодательство должно быть голосом разума, а судья – голосом закона».
Со временем роль и функции юриста менялись, менялось и мнение народа о самих юристах. Так, в русском языке есть пословицы, нелестно отзывающиеся о представителях данной благородной профессии и обо всем, что с ней связано. Например, русская пословица «если бы не закон, не было бы и преступника» применяется к «плохим» законам, а также к тем, кто применяет закон (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты), искажая дух и смысл закона.
Французы и итальянцы, похоже, не сильно любят юристов. Тому подтверждение – итальянская пословица «худой мир лучше хорошего адвоката» и французская «лучше плохое мировое соглашение, чем хороший процесс». Испанцы же своим выражением «кто ведет тяжбу из-за овцы, теряет корову» намекают на дороговизну услуг адвокатов. Соседям адвокатов в Испании тоже, видно, не сладко, ведь именно они придумали выражение «buen abogado, mal vecino», что переводится как «хороший адвокат — плохой сосед». Видимо, испанские адвокаты ставят закон превыше добрососедских отношений… А у французов и вовсе есть выражение «врет как адвокат».
Но не все так печально. Есть и положительные высказывания. Оскар Уайльд, становясь на защиту адвокатов, утверждает: «Адвокаты известны как борцы с сопротивляющимися присяжными за триумфальные вердикты оправдания своих клиентов, даже когда эти клиенты, как часто случается, были чисты перед законом и бесспорно невиновны». Махатма Ганди считал, что «настоящая цель адвоката – примирять тяжущиеся стороны».
Все описанное подтверждает, что профессия юриста, будь то адвокат или судья, прокурор или нотариус, всегда являлась востребованной и воспеваемой в крылатых выражениях, как народных, так и принадлежащих конкретным людям. И мы узнаем еще немало таких выражений!
Что такое закон?
Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.
Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.
Закон – основа государственной власти
Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:
Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.
Виды законов
Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:
Конституционные законы
Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:
Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.
Федеральные законы
Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.
Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».