не возжелай дома ближнего твоего что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:17

Свт. Григорий Палама

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Григорий Двоеслов

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Закон Ветхого Завета определенно запрещает желать чужой жены, но не запрещает под страхом наказания, чтобы царь отдавал смелые приказы воинам или желал воды. И все мы знаем, что Давид, уязвленный жалом похоти, возжелал чужой жены и увел ее. За виной его последовало достойное наказание, и зло, которое проникло в него, он изгладил покаянным плачем.

Сорок гомилий на Евангелия.

Свт. Амвросий Медиоланский

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Жадность есть чувство старое и древнее и берет начало одновременно с начертаниями божественного Закона. Собственно, и Закон установлен ради ее обуздания.

Об обязанностях священнослужителей.

И напротив, если око твое смотрит на женщину с вожделением, ты открыл рану, вонзил копье в собственное тело: члены твои – орудия греха. Ты воззрел на имение сирот и изгнал их из отцовских владений, преступил межи, которые положили отцы твои: члены твои – орудия нечестия. Итак, чувство, а не плоть, – вершитель греха, плоть же – служанка воли.

Об Иакове и блаженной жизни.

Свт. Филарет (Дроздов)

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Что запрещается десятой заповедью?

Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему.

Почему запрещаются не только дела, но и желания?

Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления, во-первых, потому что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: Мерзость пред Господом — помышления злых (Притч. 15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1). Во-вторых, потому, что для предотвращения злых дел нужно подавлять в себе греховные желания и помышления, из которых, как из семян, произрастают злые дела, как сказано: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, раждает грех; а сделанный грех раждает смерть (Иак. 1:14-15).

Какая страсть запрещается десятой заповедью?

Когда запрещается желать чего бы то ни было, принадлежащего ближнему, то запрещается зависть.

Какие мысли и желания запрещаются десятой заповедью?

Словами: Не желай себе жены ближнего твоего — запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние.

Словами: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть ближнего твоего — запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли и желания.

Какие обязанности следует исполнять в соответствии с десятой заповедью?

Соответственно этим запрещениям десятая заповедь накладывает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца; довольствоваться тем, что Бог нам посылает.

Что особенно необходимо для очищения сердца?

Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О десятой заповеди

Свт. Николай Сербский

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли, или и дальше станешь катиться вниз по наклонной плоскости, куда тебя привело твое хотение?

Обрати внимание на различия между этой, десятой заповедью Господней и предыдущими девятью. В предыдущих девяти заповедях Господь Бог предотвращает твои греховные поступки, то есть не дает взрасти урожаю от семени греха. А в этой, десятой, заповеди Господь смотрит в корень греха и не дает тебе согрешить и в помыслах твоих. Эта заповедь служит мостом между Ветхим Заветом, данным Богом через пророка Моисея, и Новым Заветом, данным Богом через Иисуса Христа, потому что, читая Новый Завет, ты увидишь, что Господь больше не повелевает людям не убивать руками, не прелюбодействовать плотью, не красть руками, не лгать языком. Напротив, Он спускается в глубины души человеческой и обязывает не убивать даже в мыслях, не представлять прелюбодеяние даже в мыслях, не красть даже в мыслях, не лгать молчанием.

Итак, десятая заповедь служит переходом к Закону Христа, который нравственнее, возвышеннее и важнее Закона Моисея.

Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему. Ибо как только ты пожелал чужого, ты уже посеял семя зла в сердце своем, и семя будет расти, и расти, и расти, и крепнуть, и ветвиться, наводя на грех руки твои, и твои ноги, и твои глаза, и твой язык, и все тело твое. Ибо тело, братья, есть исполнительный орган души. Тело лишь исполняет приказы, которые отдает душа. Чего душа захочет, тело должно исполнить, а чего душа не желает, и тело не исполнит.

Если ты сегодня позавидовал дому соседа своего, завтра станешь строить планы, как бы его присвоить, послезавтра станешь требовать от него, чтобы он тебе дом свой отдал, а после послезавтра отнимешь у него дом или подожжешь.

Если ты сегодня посмотрел на жену его с вожделением, завтра ты станешь придумывать, как ее умыкнуть, послезавтра вступишь с ней в незаконную связь, а после послезавтра замыслишь, вместе с ней, уморить своего соседа и обладать его женой.

Вот так из грешных мыслей произрастают грешные дела. И еще, заметь, что тот, кто попирает эту десятую заповедь, нарушит одну за другой и остальные девять заповедей.

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность – для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика нельзя нам брать самовольно: это есть беззаконие. А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему? – потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции – в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки. Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь – не трогай, она не твоя, а если возьмешь, – ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона. Спеши покаяться и дай себе слово, с Божией помощью, больше не грешить. Также, когда заметишь красивую женщину, не касайся её: она жена или невеста твоего ближняго. Кто живет незаконно – без брака церковного, тот прелюбодей и грешен пред Господом. Храни чистоту души и тела! Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут и других!

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Прп. Ефрем Сирин

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Прп. Никодим Святогорец

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего

Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему, препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем.

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Закон говорит: Не желай, – чтобы мы, обнаружив, что и сами подвержены этой болезни, искали лекарства милости и благодаря этому предписанию знали и то, каким образом следует вести себя в этой временной жизни, и то, как мы можем достичь этого прекрасного бессмертия. Ибо если бы его никогда нельзя было бы достичь, то не было бы и такого повеления.

О браке и вожделении.

…Ты знаешь, что Закон говорит: Не желай. Возникло желание, которого ты не знал раньше, – оно было внутри, но ты о нем не знал. Ты попытался победить то, что было внутри, и показалось то, что было скрыто. Гордец, ты сделался лицемером по Закону – познай милость и восхвали ее.

…Чтобы мне не говорить много, среди прочих предписаний находится: «Не желай вещей ближнего твоего». Не желай, проходя мимо чужого имения, не вздыхай о том, как оно прекрасно. Вещи ближнего твоего не желай. Есть Господня земля и что наполняет ее (Пс 23:1): что ты не получил, если познал Бога? Поэтому не желай вещи ближнего твоего.

Проповеди.

В чем состоит уничтожение зла, как не в словах Закона: Не желай? Вообще ничего не желать есть совершенное благо, так как есть уничтожение зла. Он так говорил: «Я не имею возможности творить добро», так как он не может делать, чтобы не желать. Он делал только так, чтобы сдерживать желание и не ставить тело в зависимость от желания.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

От запрещения худых дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению худых желаний и помышлений, составляющих источник худых дел. В порядке перечисления предметов, на которые воспрещено обращать худые желания и помышления, есть разница между еврейским текстом кн. Исхода и Второзакония (5:21). В первой редакции заповедь начинается так: «не желай дома ближнего твоего», а во второй: «не желай жены искреннего твоего», а потом: «не желай дома ближнего». Какая редакция вернее, сказать трудно. Перенесение слов из одной заповеди в другую немыслимо, а перестановка в одной и той же возможна. Под «домом», пожелание которого запрещается, всего естественнее разуметь дом не только в смысле жилища, но в смысле семьи и всех стяжаний домохозяина, которые затем и перечисляются отдельно, в разъяснение общего понятия «дом».

Источник

Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.

Вопрос : Что это значит. ни раба его, ни рабыни его. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего. Объясните, пожалуйста, как это так.

Здравствовать вам в Истине Божией, Артём!

Вы страшиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18).

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).

Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить.

Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться желанием отнять у кого-то нечто, что тот имеет? или заполучить такое же?

Каков был первый грех на этой земле?

«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. » (Быт.3:4-6)

А! Бог что-то приберёг для себя! Чего-то нам недодал, чтобы мы не смогли быть как Он! Хотим быть, как Бог!

В заповеди, которую Господь Вседержитель записал на каменной скрижали, затронуты все сферы человеческой жизни:

1. дом ближнего твоего (все материальные блага жизни)

2. жена ближнего твоего (все что касается личной жизни)

3. ни раба его, ни рабыни (всё, что приносит материальный достаток. В современном понятии речь идёт тех, кто работает на человека).

4. ни вола его, ни осла его (всё, что помогает человеку работать самому. На волах, например, пахали землю, на ослах ездили. С современной интерпретации это можно понять как машины, как средства передвижения, или какие-то предприятия, частный бизнес, например, и т.д.)

5. ничего, что у ближнего твоего (никакая даже мелочь не должна становиться для тебя предметом желания иметь то же и так же)

Человек, свободный от зависти, т.е. не нарушающий десятую заповедь, никогда не только не соверших ничего плохого по отношению к другому человеку, но даже не подумает о плохом. Напротив, он будет готов радоваться с радующимися, плакать с плачущими, бескорыстно и мудро помогать любому, нуждающемуся в помощи.

Источник

«Не возжелай»

Среди Десяти заповедей одна вызывает наибольшие трудности для тех, кто начинают соблюдать Тору, а именно последняя: «Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.» — Не желай! Раньше переводили более экспрессивным глаголом: не возжелай! ­чтобы подчеркнуть страстность природы самого чувства, которое заключается в жгучем, неодолимом стремлении получить вещь, принадлежащую другому. На иврите — ло тахмод, точный перевод — не увлекайся, не влачись за этим (слово того же корня, что и хамуд, привлекательный, приятный видом).

Но как можно приказать сердцу? Разве оно в нашей власти? И еще одна трудность: другие девять заповедей предполагают некоторое действие или запрет на действие: «не делай себе идола», «почитай своих отца и мать», «не кради»; а здесь — от какого действия нам приказано отклониться? От мысли? Но мысль — не действие, не поступок! И если даже приравнять ее к поступку, разве можно ее контролировать? Недаром говорят: свободный как мысль, полет мысли, сердцу не прикажешь.

Автор комментария «Эвен Эзра» поясняет: если человек поставит себе за правило всегда и везде правильно относиться к чужому владению (в оригинале написано «установит в своем сердце»), то ему никогда не придет в голову страстно чего-то хотеть. Когда мне известно, что определенная вещь вне досягаемости моих рук, я не могу ее «возжелать». В этом и заключается средство от нарушения заповеди: прежде чем в моем сердце загорится огонь желания получить, скажем, дом моего соседа, я заранее знаю, что мне этим домом ни при каких обстоятельствах не обладать, даже если у меня вполне хватает средств этот дом у своего соседа купить. Подобно тому как сын крестьянина никогда не будет мечтать о свадьбе с царской дочкой, так и я представляю, что чужая вещь, которая может оказаться предметом моей страсти, никогда не станет моей. Это то, что называется самовнушением.

Автор другой книги, «Бейт Алеви», приводит пример того же рода. Чтобы человек не попал в рабскую зависимость от своего влечения к чужому имуществу, надо на пути этого влечения поставить надежный заслон — страх. Предположим, человека пожирает неодолимый огонь желания обладать чужой вещью. Огонь надо срочно потушить. Для этого нужна вода. Ближайшая вода — в реке, но река скована льдом. Человек бежит к полынье и вдруг чувствует, что его ноги скользят по льду. Сейчас он упадет — и переломает себе кости. Нет сомнения, что при подобном самовнушении любой пожар в душе затихает. Страх одолевает огонь страсти.

«Не ходите за своим сердцем» — призывает нас Тора. Эти слова, включенные в молитву «Шма», мы читаем по нескольку раз в день. Контролируйте свое сердце. Не давайте ему «возжелать».

Мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Мишлей 16:6): «Страхом перед Всевышним уклоняется (человек) от зла»

Теперь два слова о практической стороне вопроса. Еврейский закон звучит так (приводим его исключительно в качестве иллюстрации): человек, увидевший красивую картину, утварь, этрог или лулав (для исполнения заповеди, заметьте!), симпатичную квартиру и пр. и решивший приобрести понравившийся ему предмет, но видящий, что хозяин предмета не склонен продавать его ему, и только если «надавить» на хозяина, тогда есть вероятность, что тот уступит и продаст, — такой человек, обдумывающий планы, как устроить подобную сделку, нарушает заповедь «не желай дома своего ближнего». Даже если он собирается заплатить полную стоимость. Дальше если в результате переговоров ему не удастся склонить хозяина к продаже!

У закона есть много частных случаев. Например, запрещено

уважаемому лицу пытаться купить у другого человека вещь, если известно, что тот продаст ее исключительно из нежелания обидеть уважаемое лицо или из-за боязни осрамиться в глазах общества. Ни при каких обстоятельствах не покупайте то, что продается вам по единственной причине — чтобы вас не обидеть. Даже у друзей или родственников.

Источник

Пути мира и добра 27. Не возжелай

1. Написано в Торе («Дварим», 5:18): «Не возжелай жены своего ближнего, не вожделей ни дома своего ближнего, ни его поля, ни раба, ни рабыни, ни быка, ни осла — ничего, что принадлежит твоему ближнему». Объясняют мудрецы, что вначале человек просто размышляет о какой-то вещи, затем в нем появляется желание приобрести ее, а впоследствии его руки сами начинают тянуться к этой вещи, даже если она принадлежит другому.

Вот как этот механизм упоминается в книге «Пророков» («Миха», 2:2): «И возжелают чужие поля — и отнимут, и возжелают домов — и захватят». В приведенных выше отрывках используются слова хемда и таава. Хемда — это этап, когда в человеке уже зафиксировано желание, и его внимание сосредоточено на том, как приобрести желанную вещь, а таава — означает страсть, страстное желание обрести и овладеть (в русском переводе используется слово «вожделение»).

Рамбам в «Книге заповедей» более подробно объясняет, чем отличается «желание» (хемда) от «вожделения» (таава), о котором упомянуто в Десяти Речениях раздела «Ваэтханан». Заповедь 265 запрещает нам прибегать к уловкам, чтобы приобрести находящееся во владении одного из наших братьев. Она гласит: «Не возжелай дома своего ближнего». 266-я заповедь запрещает нам, испытывая вожделение, мысленно желать того, чем обладает наш брат, ибо это заставит нас искать пути присвоить его достояние.

К сожалению, часто случается так, что на воровстве и грабеже не останавливаются. Следующий шаг — это убийство, ведь вору будут пытаться воспрепятствовать. Когда наши мудрецы говорили об этом, они приводили случай с Ахавом и Навотом:

В эпоху Первого Храма, когда на территории Израиля существовали Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея), в определенный момент Северным Царством правил царь Ахав. Он был женат на принцессе Изевель, которая принесла в еврейскую среду иноземный культ Баала, и сам царь помогал ей в насаждении этого языческого верования. Несмотря на это, Всевышний посылал Ахаву военные победы, ибо тот заботился о своем народе и был хорошим правителем в том, что не касалось религии.

Но после того как Ахав присвоил виноградник Навота, на который давно положил глаз (Изевель обвинила Навота в преступлении, которого тот не совершал, и Навот был казнен, а имущество отправилось в царскую казну), Всевышний отвернулся от него, передав через пророка Элияу, что в скором времени Ахав погибнет, и кровь его прольется именно в том винограднике, который ранее принадлежал Навоту.

2. Запрет «не возжелай» нарушается, если речь идет об имуществе, принадлежащем любому еврею. Не является исключением также и имущество нездоровых людей, например, глухонемых, слепых или сумасшедших.

3. Этот запрет не ограничен ни временем, ни местом. Как мужчины, так и женщины должны следить за своими мыслями и желаниями, и приучать к этому своих детей.

4. Разрешается предлагать другому продать какую-либо вещь в том случае, когда это не нарушает этические принципы и нормы поведения. Однако если владелец вещи отказывается, то запрещено продолжать думать о ней в поисках путей приобретения. Это и есть нарушение запрета «не возжелай». В данном случае не имеет значения, о какой вещи или объекте идет речь. Запрет нарушается, даже если была предложена большая сумма, и к владельцу послали множество людей с целью уговорить его совершить сделку купли-продажи. (То, что он, в конечном итоге, согласился продать, не говорит о кошерности пути к сделке.)

Тот, кто упрашивает другого поделиться с ним своей мудростью и обучать его за деньги, не нарушает запрета, поскольку речь не идет о материальной вещи.

6. Под этот закон подпадает любой человек, который принудил (заставил) другого продать ему свою вещь. Сделка, совершенная под давлением, является действительной, и продавший не может передумать. Но, тем не менее, тот, кто купил что-либо таким образом, считается грабителем: он нарушил запрет Торы, и его свидетельство не принимается в суде.

Нарушение происходит даже в случае, когда продавцу наносится лишь небольшой ущерб, а для покупателя это большой выигрыш; и даже если при этом он платит продавцу крупную сумму (например, человек просит соседа продать ему кладовку, чтобы расширить свою квартиру — мол, ты все равно этой кладовкой особенно не пользуешься)

7. Подведем итог. Тот, кто горячо желает заполучить чужое, нарушает один запрет Торы. Тот, кто вожделеет и уговаривает другого продать ему до тех пор, пока тот не поддастся давлению и не продаст, — нарушает два запрета: «Не возжелай» и «Не вожделей». Однако есть мнение, что два последних высказывания относятся к одному и тому же запрету Торы.*

Тот, кто украл чужую вещь, нарушает кроме первых двух, еще и заповедь «Не укради».

В Хануку состоялся розыгрыш призов, и Яаков выиграл очень красивый конструктор. Авраам, который старше Яакова на несколько лет, тоже получил подарки. Однако увидев новый конструктор, он сразу захотел поменяться с младшим товарищем. Авраам думал, как запугать Яакова и заставить его отдать конструктор. (В этот момент он нарушил запрет «не вожделей»). Потом мальчик выбрал удобный момент и показал младшему другу новые книги, полученные в Хануку. Яаков сразу понял, что задумал его товарищ и не отреагировал на это. Тогда Авраам сделал грустный вид и рассказал, что на самом деле у него уже есть такая книга дома, а в подарок он всегда хотел получить только конструктор. Но и на это Яаков не отреагировал. Тогда Авраам подослал к нему своих друзей, уговаривающих обменяться подарками. Увидев, что ничего не помогает, Авраам начал вести себя очень резко. Он угрожал Яакову и оскорблял его в присутствии одноклассников. Вернувшись домой, мальчик рассказал родителям обо всем, что произошло. Отец выслушал его и сказал: «Я очень рад, что ты не поддался Аврааму. Теперь у твоего друга будет на одно нарушение меньше. Ведь одно дело — желать, а другое — отнять у человека вещь без его согласия».

8. Запрет не нарушается, если речь идет о товаре, выставленном на продажу. Даже если человек не уверен, продается ли эта вещь, разрешается спросить об этом или попросить продать ему. Тора запрещает только уговаривать и оказывать давление.

Если владелец магазина не хочет продавать этот товар в данный момент, а вы уговариваете его, то, по некоторым мнениям, в этом случае тоже нарушается запрет «не возжелай».

9. Если приобрести вещь хочет человек, занимающий важный пост (имеющий особое положение в обществе), вполне вероятно, что ему не откажут, поэтому ему нужно быть гораздо осторожней в этих вопросах.

Господин Смокер работает управляющим на большом заводе. Под его началом — десятки рабочих. Его считают умным и волевым человеком, но справиться с такой вещью, как курение, ему не удается. Дошло до того, что он начал интересоваться платными процедурами, способными помочь ему избавиться от вредной привычки. Сам он решил, что нужно перестать покупать сигареты, и теперь каждый день для него — настоящее испытание.

Иногда он не выдерживает и бежит по заводу в поисках курильщиков. Ему нужно быть очень осторожным, чтобы не нарушить запрет Торы, ведь среди тех, у кого он попросит сигарету, могут быть люди, которые дадут ему только из-за желания угодить начальнику. Если бы это был другой человек, они и не дали бы. Другими словами, его особое положение вынуждает некоторых работников отдавать ему что-то без особого на то желания.

10. Запрет нарушается не только, когда человек настаивает, чтобы ему продали какую-либо вещь, но и когда он просит ее в подарок.

В случае если известно, что материальное положение семьи ограничено и не хватает средств, чтобы обеспечить достаточное питание всем ее членам, то гости, которые просят добавки, тоже должны понимать, что хозяин вряд ли откажет и наверняка отдаст даже то, что планировал оставить для своей семьи. Если он приносит добавку из-за того, что чувствует себя неудобно, то кроме вышеупомянутых запретов иногда это может также быть нарушением запрета «не красть».

Подобное может происходить и между соседями, когда один из жильцов просит других подписать разрешение на достройку, или между сватами, когда одна сторона требует выделить больше денег на свадьбу дочери, чем договаривались изначально.

11. Если по закону Торы человек обязан продать или отдать (вернуть) вещи или деньги другим, и на него оказывают давление, чтобы он сделал это, то запрет не нарушается. Здесь допускается и использование различных манипуляций, способствующих ускорению процесса.

12. Несмотря на то, что зависть считается негативным качеством, человек, который завидует другому, не нарушает запретов «не возжелай» и «не вожделей», ведь зависть (в чистом виде) не сопровождается планами приобретения чужого имущества.

Господин Сильверстон увидел своего знакомого в новой машине, и она ему очень понравилась. Если он сказал про себя: «Где бы я мог приобрести такую же?», это не считается нарушением запрета, ведь он не желает приятелю зла и не стремится приобрести именно его вещь. Эти слова свидетельствуют только о зависти. Если же он сказал: «Зачем ему такая машина? Почему он позволяет себе такое…», — это не что иное, как «айн а-ра» (сглаз).

Запрет «не вожделей» нарушается только, если Сильверстон начинает размышлять, как убедить своего знакомого продать ему эту машину.

Запрет «не возжелай» нарушается только, если, в конечном итоге, ему удается уговорить этого знакомого отдать или продать свою вещь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *