не верьте что поэт звезда
Поэзия Аполлона Майкова
В преддверии дня рождения Аполлона Николаевича Майкова (4 июня 1821 года), который умер в 1897 году, — русского поэта, члена-корреспондента Петербургской АН (1853), стоит вспомнить, что он считался одним из главных поэтов послепушкинского периода. Стихи стал сочинять с 15-ти лет.
В 1878 году он написал:
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Ему принадлежат потрясающие строчки, в которых он определил счастье:
В чем счастье.
В жизненном пути
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.
Сначала Майков мечтал о карьере живописца, но позже посвятил себя литературе.
Поэзия Майкова отличается созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм.
Однако ей не хватает красок и поэтому в своем стихотворении «Двойной портрет» Евгений Евтушенко дат ему такую характеристику:
Майков был совсем не Аполлон.
Борода его аляповато
отдавала коляске поклон,
словно дворницкая лопата.
Но цинизм вглубь души не проник,
и сознанье раздвоенной драмы,
словно цензорский тайный дневник,
выдавало на власть эпиграммы.
Был он даже Белинским пригрет,
хоть стихи были столькие плохи.
В целом что ж? Получался портрет
и себя самого, и эпохи.
Тот поэт – кто, скрываясь, любя,
написал и свой век, и себя.
Без такого двойного портрета
вообще не бывает поэта.
В 1857 году он пишет о своих духовных поисках:
Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, —
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса.
В 1888 году в стихотворении о легкомысленном Валтасаре по мотивам книги пророка Даниила он восклицает:
Что твердишь: «О горе! горе!
В суете погрязший век!
Без руля, на бурном море,
Сам с собою в вечном споре,
Чем гордишься, человек?
В буйстве мнящий быти Богом,
Сам же сын Его чудес —
Иль не зришь, в киченьи многом,
Над своим уж ты порогом
Слов: мани — факел — фарес. »
Свою творческую лабораторию он рисует так:
Вдохновенье — дуновенье
Духа Божья. Пронеслось —
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.
Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,
Отольет и отчеканит
В медном образе — мечту!
Это было сказано в 1889 году, а в 1891-м, одержимый идеями перфекционизма, он признаётся:
Жизнь — достиганье совершенства,
И нам победа над собой
Едва ль не высшее блаженство
В борьбе с ветхозаветной тьмой.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
И все-таки поэт – звезда. (Лариса Васильева)
Когда Ларисе Васильевой было всего 18 лет, она написала такое стихотворение:
Четыре темы у меня, четыре мрака и огня:
Любовь, судьба, война, мечта
И каждая – простым проста,
И каждая – старым стара.
Предмет гусиного пера
И камня острого предмет,
Что на камнях оставил след.
Все сказано давным-давно
Все выяснено, решено…
Писательницу всегда мучил вопрос о музе Александра Сергеевича Пушкина. Кто же она, эта женщина, недостижимая и реальная? Разгадку ей подсказал директор музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Семен Гейченко: «О чем ты говоришь? Об этом же все в те времена знали – Елизавета Алексеевна, императрица!» И тогда Лариса Васильева написала книгу «Жена и муза», посвященная жене Александра I императрице Елизавете Алексеевне – потаенной музе А.С. Пушкина «замечательной женщине, нарочно забытой, прекрасной женщине и жене».
Саму себя Лариса Васильева считает убежденной «гармонисткой» (от слова гармония), человеком понимающим, что «мир делится не на правых и левых, христиан и мусульман, евреев и русских, а только на мужчину и женщину – два неопознанных объекта, летающих, витающих и не знающих друг друга, необученных друг другу. Этими началами мир и объединяется».
Люблю!
И все на свете смею.
Люблю!
И больше нет меня.
Ты есть!
Скажи,
В огонь сумею,
Живая выйду из огня!
Мир отступает суетливо,
Под каблуком земля горит…
А мама смотрит сиротливо
И ничего не говорит.
Рубрики: | Любопытные стихи |
Метки: Лариса Васильева стихи
Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям
Золотое перо
Как-то познакомилась я в московской тургеневской библиотеке на заседании Совета ЛИТО Москвы и Московской области с Владимиром Александровичем Морозовым. Я посылала ему одну общую фотографию, по-моему, после одного из конкурсов.
В ответ на эту услугу он предложил мне поучаствовать в их коллективном поэтическом сборнике, который будет выпускаться к юбилею их литературного объединения «Золотое перо».
Естественно, я согласилась, тем более, что книга обещалась быть бесплатной. Сначала у Владимира Александровича было одно моё стихотворение. Вот это.
РАЗДУМЬЯ ПЕРЕД ДНЁМ ПОБЕДЫ
И снова он приходит, День Победы!
Спокойным небом дышит тишина.
Держу в руках «Воспоминанья» деда,
А в них встаёт та страшная война.
Как можно убивать себе подобных?
Как можно в печи загонять детей?
Самой Земле-старушке неудобно
Жить средь таких кощунственных идей!
Природным отвечая несогласьем,
Планета всем грозит издалека:
Проснувшийся вулкан, тайфун, ненастье…
Нет, Божья кара, нет, не велика!
И хочется мне крикнуть: «Люди, стойте!
Послушайте, замрите, хоть на миг.
Ужель не можете вы жить достойно?
Ужель не слышите войны той горький крик?»
Вы видели обугленные хаты,
И как в полях горел хлеб на корню,
Как шли на танки русские солдаты?
Двадцатый век я в этом не виню.
Мы люди! Почему нам жить не в мире?
Зачем же нам друг с другом воевать?
Глядит с укором на меня в квартире
С иконы плачущая Божья Мать.
И миро, как живительную влагу,
Которая должна спасти весь свет,
Я соберу и вылью на бумагу
Победы ослепительный портрет.
29 апреля 2018 года
Потом Морозов просил ещё прислать несколько разноплановых стихов. Я послала. Все они вошли в сборник.
Тихо-тихо, по словечку,
Я нижу на нить строки:
Небо, облако и речку,
И ночные светляки,
Солнца луч, рассвет, туманы,
И прозрачность родника,
И житейские обманы,
Дуновенье ветерка…
Все слова беру я в строчку,
Чтоб картинки рисовать,
А потом легко и точно
Заношу в свою тетрадь.
20 апреля 2019 года
А душа моя – белая чайка.
Ей нужны высота и простор.
Часто с нею веду разговор
И боюсь огорчить чем случайно.
Мне бы с нею дружить и дружить,
Не вести бесполезные споры,
А судьба посылает укоры
И твердит, что не стоит спешить.
Моя прыткость порой ни к чему,
Но мечта за собой так и тянет,
Хочу верить: меня не обманет.
Я не стану твердить: «Почему?»
Только в жизни выходит не так.
как же много обмана и фальши!
Спотыкаясь, торопимся дальше,
Попадая невольно впросак.
А душа? Это крылья мои!
Поднимают меня на высоты,
Отметают пустые заботы.
Дарят песни тогда соловьи.
Соловью с чайкой спорить нельзя:
Обе – вольные смелые птицы.
Как они, мне суметь бы влюбиться,
Не летели бы дни мои зря.
Дописано 5 июля 2018 года
Нам прошлого исправить невозможно,
А календарь листает день за днём,
И все событья в списке непреложном
Сияют в ареоле голубом.
И всё же средь событий есть такие,
Которые хотелось изменить,
Но крепко держат силы неземные
Судьбы моей натянутую нить.
Но что случилось – значит, то случилось
По нашей воле или вопреки.
Знать, сердце в тот момент иначе билось,
Иль где-то пересохли ручейки?
А календарь закрыл тот день ненастный,
И родники запели песню вновь.
А сверху вдруг послышалось: «Напрасно
Ты не терзай себя от горьких слов
И сны гони, непрошеные, злые.
Живи надеждой и смотри вперёд,
Где видятся нам дали голубые,
Хорошее где непременно ждёт.
А прошлого исправить невозможно…»
23 декабря 2018 года
Песня смеётся и плачет со мной,
Это моё утешенье и радость.
С песней рождается лето весной,
С песней в ладу живут юность и старость.
Крылья расправив, над миром летит,
По именам нас с тобой окликая,
Зоренькой ясною в речку глядит,
С лёгкой речною волною играя,
Звёзды считает ночною порой,
С ветром и птицами дружит, не споря.
Песня пленяет своей красотой,
Русской душой ей земля моя вторит.
16-17 апреля 2018 года
Я ВЫБЕРУ ТЕБЯ, РОССИЯ!
У мира запах солнца и весны,
Цветенья буйного черёмух, вишен,
Сиреневый дурман голубизны,
И луг ромашкой и люпином вышит.
16-20 мая 2015 года
СТРОКИ ЦВЕТАЕВСКИХ СТИХОВ
Я иду по улицам Тарусы
И спускаюсь к берегу Оки.
Восхитительны природы вкусы!
Здесь берут истоки родники.
Верю я, что здесь берут начало
Корни всех цветаевских стихов.
Вот сама Марина у причала:
В ясном взгляде нежность и любовь.
Сквозь года глядит Марина в души,
Будто очень хочется ей знать,
Любим ли стихи её мы слушать,
А быть может, стали забывать?
Строчки, разлетаясь по планете,
Заставляют нас страдать, любить.
Учим наизусть мы строки эти,
Восхищаясь, чтобы не забыть.
И всегда Марина рядом с нами.
Строки всех цветаевских стихов
Для поэтов, как маяк, как знамя,
Как святыня, где царит любовь.
30 сентября 2018 года
ОБИДЫ, ЗЛОСТЬ И ДОБРОТА
За спиною рюкзак наших прошлых обид,
За Спиною любви обездоленной строки.
И, мне кажется, сверху безмолвно глядит
Лик луны, понимающей, бледной и строгой.
Как ей нам объяснить? Как ей нам доказать,
Что прекраснее пары найти мы не сможем.
Нужно просто простить и друг друга понять,
И забыть все сомненья, что души нам гложут.
Не умеем прощать, оставляя врагов.
Видно, мало нас жизнь уму-разуму учит.
А ведь жизнь – это просто людская любовь:
К роднику и травинке, и к иве плакучей.
Нужно ненависть, злость добротою топить,
С теплотой улыбаться почаще друг другу,
Из живого источника влагу испить.
И не будут страшны нам житейские вьюги.
Разлетятся обиды, и сброшен рюкзак,
И душа развернётся, как белая птица.
Голос сверху вдруг ласково скажет: «Чудак!
Это явь, и поверь: тебе это не снится!»
ХОЧУ, ЧТОБ ГОВОРИЛ МНЕ О ЛЮБВИ
Слова любви ты мне не говорил.
Я их читала по твоим глазам,
Губам я покорялась и рукам.
Слова любви ты мне не говорил.
Дышала колдовской любовью ночь,
В сирени заливались соловьи.
Отбросив все сомнения свои,
Дышала колдовской любовью ночь.
Ей не нужны ни клятвы, не слова.
Прозрачна фальшь в восторженных речах,
Отыскивала чувственность в сердцах.
Ей не нужны ни клятвы, не слова.
А я хотела, чтоб ты говорил
Банальные, красивые слова!
И пусть от них хмелеет голова.
Слова любви хочу чтоб говорил.
16 марта 2019 года
А волна по гальке выше, выше,
А потом назад к своим подругам.
Я кричу ей, но меня не слыша,
Волны говорят со всей округой.
Солнечные блики, словно звёзды.
Море заставляет их искриться.
Нитями сшивает блики воздух,
Отправляя солнцу на страницу.
Там, вверху, слагает ветер оду,
Ловко всеми красками играя.
Он поёт любовь к родному краю
Под лазурно чистым небосводом.
26-27 марта 2019 года
НЕУСЛЫШАННАЯ ПРОСЬБА ОСЕНИ
Осень просит шёпотом у лета:
«Отпусти немного краски синей,
Как глаза у матушки России,
Что на всех глядят с улыбкой светлой.
У меня так много позолоты,
Все оттенки красных и багряных.
Только небо в облаках кудрявых
В бледно-голубых своих полотнах.
Бирюзу, сапфиры, лазуриты
Бросила бы я в леса и долы,
Будут у берёзок по подолам
В платьях синие узоры свиты.
Но в молчанье лето уходило,
Чуть блеснув жемчужною росою,
Шевельнув красивою косою
И не слыша, осень что просила.
Потому-то синей краски нету
В ярких золотых её одеждах.
Синевой сверкают, как и прежде
Небо, озеро, река и лето.
15 сентября 2018 года
Нет, нельзя от него ждать, наверное, чуда.
Он пластмассовый! И у него нет души.
С настоящею сказкою встретиться трудно,
Да и верят в неё лишь одни малыши.
Я большая, и, право же, мне не пристало
Теребить Дед Мороза, гостинцев прося.
У него и без просьб моих дел ведь немало,
А душа в ожиданье трепещется вся.
19-20 октября 2013 года
ВОЗЬМЁМ С СОБОЮ В НОВЫЙ ГОД
Давайте в Новый год с собой возьмём
Удачу, радость и, конечно, счастье.
Пусть теплота наполнит каждый дом.
Поверьте: это, в общем, в нашей власти.
Оставим за порогом ссоры дым,
Раздоры и обидные словечки.
Пусть сердце будет дольше молодым,
Хотя мы знаем, мир не безупречен.
Но мы не будем нынче о плохом.
Пусть кружат маски в пёстром хороводе.
Мы приглашаем Новый год в наш дом,
Надеясь, что он к нам с добром приходит.
Погоды новогодней волшебство
Мы принимаем, снова веря в сказку.
Воспоминанья детства своего
Нас накрывают новогодней лаской.
31 декабря 2017 года
18 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА
Посвящается ДЕСЯТОМУ юбилею перовского ЛИТО «Золотое перо»,
получившему прописку в московской библиотеке № 92
имени Корнея Чуковского
Москва. И слякотно, и сыро,
И краски серые вокруг.
О, поэтическая Лира!
Куда ты привела, мой друг?
Ну, где же та библиотека?
Забыт твой адрес на столе.
Стоп! Хватит! Тут уж не до смеха:
Дождь сверху, лужи на земле.
Расспрашиваем у прохожих:
У бабушек, да и у мам.
И адрес всплыл, на наш похожий.
Ну, слава Богу! Мы уж там,
В библиотеке, где Чуковский
Поэтов ласково пригрел,
Читатель чтобы знал перовский,
О чём любитель местный пел.
Снаружи пакостно и сыро,
А здесь тепло, светло, уют.
Сидит у пианино Лира,
А ей хвалу все воздают.
Она впустила «Золотое
Перо» В Перове в нашу жизнь.
Десятый юбилей – святое!
Мы Музе говорим: «Держись!»
И льются строчки о погоде
И о любви, о нас самих,
Конечно, и о Новом годе,
О людях, вечно дорогих.
Ах, Юбилей ПОД звон бокалов
И под шуршанье новых книг!
Спасибо, Лира, небывалый
Ты подарила всем нам миг.
Декабрь, промозглый и тоскливый,
Когда нет снега на дворе,
Когда все очень суетливы,
Живя в предпраздничной поре.
Татьяна Гордон
19 декабря 2019 года
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Почему Александра Градского привозили на съемки «Голоса» на носилках и еще 5 фактов о легендарном артисте
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Советский Робертино Лоретти
При рождении Александр получил фамилию отца – Фрадкин, и носил ее до 14 лет. Его мать, Тамара Градская, окончила ГИТИС и могла бы стать артисткой – ее приглашали во МХАТ. Но отца Александра, инженера-механика, отправили по распределению в Копейск в Челябинской области, и жена без раздумий отправилась следом за ним, отказавшись от своих амбиций. Там она руководила самодеятельным театром во Дворце культуры.
Свое увлечение искусством мать передала сыну. Когда ему было 9 лет, семья переехала в Москву, где Александр начал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. Позже артист рассказывал: « Впервые запел лет в десять. У меня был такой же высокий голос, как у Робертино Лоретти. Помню, как с песней «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой» пришел пробоваться в хор дома культуры. Меня приняли, хотя пел х…во ».
Брат матери, Борис Градский, был солистом ансамбля Игоря Моисеева и часто бывал на гастролях за границей, откуда привозил пластинки с зарубежной музыкой и давал их слушать племяннику. Это было для него откровением. Когда он услышал песни группы «The Beatles», решил, что тоже станет музыкантом.
Мама-муза
Когда Александру было 14 лет, в семью пришла беда – не стало его матери. Для него это стало большим потрясением. Позже артист признавался: « Мама была даже не музой, она была барометром или, ну не знаю, человеком, который в жизни, в своей профессиональной состоятельности являлся для меня примером ». В память о матери он решил взять ее фамилию.
Даже после ее ухода Александр не прекращал мысленно вести с ней диалоги, всю жизнь представляя, как бы она отреагировала на тот или иной его поступок. Так случилось, что семейное горе стало катализатором его творчества: в 14 лет Градский начал писать стихи и исполнять песни на сцене, в 16 организовал ансамбль «Славяне». Это был третий по счету советский рок-коллектив (после «Братьев» и «Сокола»). Через год появилась рок-группа «Скоморохи», для которой Градский писал песни. «Синий лес» считают одной из первых русскоязычных рок-композиций.
Легенда рок-музыки
Окончив институт им. Гнесиных, Градский поступил в консерваторию. Позже он начал преподавать в Гнесинке и в ГИТИСе, где возглавил кафедру вокала. Он начал гастролировать, исполняя песни собственного сочинения и собирая полные залы на своих выступлениях. Иногда он давал по 4 сольных концерта в день. Андрей Макаревич позже говорил: « Градский пел, как Леннон и Маккартни вместе взятые, а четырёхголосье «Скоморохов» начисто перекрывало жиденький битловский аккорд ».
В составе группы «Скоморохи» Градский исполнил одну из самых своих известных песен – «Как молоды мы были» – на стихи Николая Добронравова и музыку Александры Пахмутовой. Эта композиция и сейчас не потеряла актуальности и не оставляет равнодушными и современных слушателей.
Певец записал более 40 альбомов и стал автором музыки к десяткам фильмов, среди которых – «Романс о влюбленных», «Узник замка Иф», «В августе 44-го». Кроме того, в 1985 г. он написал первую советскую рок-оперу «Стадион», в конце 1980-х гг. стал автором музыки к нескольким балетам, в том числе первого советского рок-балета «Человек».
Когда артист написал музыку к фильму «Романс о влюбленных», ему было всего 23 года. Увидев его в студии, режиссер Андрей Кончаловский заявил: « Вот его и стану снимать! Главную роль будет играть и песни петь ». Музыкант вспоминал: « Потом я вдруг в профиль повернулся, и Кончаловский расстроился: «Нет, с таким длинным носом, боюсь, его не утвердят на роль». Узнав об этом, я пошутил: «И слава Богу, я музыку буду делать, а в главной роли пусть другой снимается ». В итоге роль досталась красавцу-актеру Евгению Киндинову.
Немногие знают о том, что на протяжении 2-х сезонов певец выступал в Большом театре, причем не в качестве приглашенного солиста, а как штатный артист. С 1988 г. артист был директором Московского театрально-концертного музыкального объединения, а в 2015 г. открыл собственный музыкальный театр «Градский Холл» и стал его художественным руководителем.
Покоритель женских сердец
Хотя внешность музыканта всегда была далека от эталонов мужской красоты, он пользовался большим успехом у противоположного пола и без труда покорял сердца первых красавиц. В молодости у него было много романов. Свой первый брак со студенткой Натальей, который продлился всего 3 месяца, он позже называл «молодежным поступком».
Об этом браке певец позже говорил: « Нам было мало лет. Поначалу были чудесные отношения, которые постепенно стали ухудшаться. И тогда мы решили: поженимся, и все восстановится. А через три месяца после свадьбы пожали друг другу руки, поцеловались и разошлись ».
Спустя 3 года музыкант женился на знаменитой актрисе, первой красавице советского кино Анастасии Вертинской. Вместе они прожили всего 2 года, хотя официальный развод оформили только через 4 года. Позже актриса не любила вспоминать об этом браке, называла его ошибкой и говорила, что ее единственный муж – это первый супруг Никита Михалков.
Актриса объясняла: « С Сашей Градским у нас не сложилось, потому что мы абсолютно из разных «детских», из разной среды. Он воспитан на своей музыке, я – на музыке Вертинского. Нам нужно было оставить все на уровне романа, не надо было замуж. Да, все начиналось, как в сказке, но потом – быт, реальность. И вот наши реальности не совпали ».
В 1980 г. музыкант женился на Ольге Фартышевой, которая была моложе него на 11 лет и подарила ему сына и дочь. Артист постоянно гастролировал и не мог уделять детям достаточно внимания, о чем потом очень сожалел. Он был благодарен жене за заботу и понимание, благодаря которым им удавалось сохранять брак на протяжении более 20 лет.
А в начале «нулевых» поклонники певца были поражены новостью о его романе с 19-летней моделью Мариной Коташенко. Многие осуждали артиста, называли эти отношения мезальянсом и не верили в их долговечность. Девушку обвиняли в корыстных побуждениях, но она не обращала внимания на нелестные отзывы о себе. В 2014 г. у пары родился сын Александр, спустя еще 4 года – сын Иван.
На многочисленные выпады в адрес их пары музыкант отвечал: « Я далеко не самый богатый человек, на которого могла бы рассчитывать Марина. С ее данными она способна заинтересовать мужчину намного богаче, моложе и красивее, чем я. Поэтому мне удобнее считать, что ей нравится быть рядом именно со мной ».
Наставник «Голоса»
В 2012 г. Александра Градского пригласили стать членом жюри и наставником одной из команд в телешоу «Голос». В первых 3-х сезонах победителями становились участники его команды. После 2-хлетней паузы в 2017 г. музыкант вновь вернулся в кресло наставника.
Юбилейный 10-й сезон стал для него самым тяжелым. В сентябре 2021 г. состояние его здоровья резко ухудшилось: он попал в ковидное отделение больницы с обширным поражением легких. Процесс восстановления был долгим и трудным. На съемки «Голоса» его доставляли даже не на коляске – на носилках, в горизонтальном положении. Даже когда его уговаривали ограничить нагрузку и отдохнуть, он оставался на площадке. Иногда ему прямо там ставили капельницы.
Хотя артист почти перестал вставать, жаловался на сильные боли в ногах и находился на грани обморока, на съемочной площадке он держался стойко. У него были проблемы с давлением, часто кружилась голова. 26 ноября музыканту стало плохо, и его забрали в больницу. В ночь с 27 на 28 ноября его не стало. Причиной называют инфаркт головного мозга. 3 ноября ему исполнилось 72 года.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: