не умею писать сочинения что делать
Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы
Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.
Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать». Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.
Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.
Предлагаем алгоритм работы.
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.
Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Самое удобное — заполнить таблицу:
Существительные
Прилагательные (эпитеты, сравнения)
Глаголы
Слова, выражающие ваше отношение, эмоции
Почему школьники не умеют писать сочинения и что с этим делать
Многие выпускники воспринимают итоговое сочинение как формальность. Тем не менее ежегодно около 5% одиннадцатиклассников отправляется на пересдачу. По итогам первой волны учителя и репетиторы составили список самых распространённых ошибок. Проанализировать их стоит и тем, кому предстоит пересдача, и тем, кто будет писать итоговое сочинение через год-два. Пригодятся эти лайфхаки и в ЕГЭ по русскому языку.
Ошибка № 1: не понимает смысла тезиса
Это одна из самых частых проблем: выпускники не до конца понимают тему, поэтому и не могут её раскрыть. Часто они приводят аргументы, которые совпадают с тезисом косвенным образом. Например, видят слово «мечта», цепляются за него и используют литературный материал, где тоже встречается это слово.
Как объясняют репетиторы PROFI.RU, натаскать на понимание тезиса нельзя, ведь он заранее не известен. Однако можно проводить тренировочные занятия: разбирать тезисы и пытаться их понять. Ученик должен не просто «вываливать» все подготовленные произведения, а осознавать, чего именно от него хотят и насколько подобранный литературный пример соответствует заявленной теме сочинения.
Ошибка № 2: не умеет анализировать текст
Существует неофициальное требование: литературный пример нужно приводить из классических произведений, желательно — по школьной программе. Неверное понимание устаревшего слова или древних обрядов — легко преодолимые проблемы, сложнее с общим пониманием идеи произведения.
Репетитор PROFI.RU Андрей Ранчин: «Самое сложное для выпускников — анализ текста, его правильное понимание. Так, поступок Пугачева из „Капитанской дочки“, когда он прощает Гринева, иногда трактуют как проявление доброты, милосердия и используют как аргумент в сочинениях направления „Доброта и жестокость“. Но это поступок не добрый. Это воздаяние за то, что дворянин Гринёв совершил добрый поступок и проявил благодарность, подарил самозванцу тулупчик. Можно научить речевым шаблонам и клише, выстроить композицию и логику развития мысли, но это вопрос формы. С содержанием сложнее: тут требуется интуиция, глубокое проникновение в текст».
Ошибка № 3: раскрывает тему формально
Главная задача большинства выпускников — «проскочить» сочинение, а не научиться письменному рассуждению. Такие ученики занимаются «математикой»: высчитывают, какие критерии нужны для получения зачёта, и даже не стараются вникнуть в тему или привести убедительные аргументы.
Репетитор PROFI.RU Елена Александрова: «Многие выпускники относятся к работе формально. Например, в первой части, где приводится основное рассуждение, ученики должны подробно, последовательно развивать свою мысль по предложенной теме, после чего подтвердить ее точно подобранным аргументом из художественной литературы. Вместо этого они пишут две–три общие фразы, не раскрывающие особенности темы и не демонстрирующие ее глубокого понимания, после чего переходят к литературному примеру, подобранному формально, подтверждающему иногда совсем другую мысль. Выпускникам нужно учиться дискутировать, обосновывать свою позицию, а не поверхностно интерпретировать тему сочинения».
Ошибка № 4: нелогично рассуждает
Многие ученики не слишком хорошо умеют развивать мысль, часто не могут оформить сочинение в виде логической цепочки. Получается рассуждение из набора тезисов и мыслей, и проверяющему приходится самому достраивать логику.
Елена Александрова: «На занятиях мы учимся думать, рассуждать логически и писать так, чтобы каждая последующая мысль вытекала из предыдущей. Для этого вспоминаем слова-связки: „следовательно“, „однако“, „но“, „в то же время“, „несмотря на это“ и другие. Часто встречается неправильное использование соединительных союзов „и“, „также“: их ставят вместо противительных „но“, „однако“. Распространен и неправильный переход от аргумента к аргументу. Обязательно нужно использовать правильные союзы и другие средства связи между предложениями, чтобы от одного аргумента перейти к следующему — синонимичному или контраргументу».
Ошибка № 5: неверные грамматические конструкции
Устная речь прощает неточности, письменная — нет. Речевой мусор проникает в сочинения, появляются избыточные конструкции, например «то, что». Школьники могут начать предложение с указательного «то», не умеют строить деепричастные и причастные обороты, нарушают построение сложноподчиненных предложений, неправильно используют подчинительные союзы и не видят ошибку, даже когда на нее указывает учитель.
Елена Александрова: «Синтаксические и грамматические ошибки имеют глубокие корни. На занятиях мне приходится „ломать“ неправильные синтаксические конструкции, ставшие устойчивыми уже в 7 классе, и учить строить грамматически правильные фразы. Мы разбираем теоретический материал и используем так называемые тренажеры. Это комплексы грамматических упражнений, где много заданий на одну и ту же тему. Так тренируется грамматическая зоркость и слух».
Ошибка № 6: строит слишком сложные или слишком простые предложения
Как носители языка мы чувствуем, когда фраза построена коряво. Тут нет четкого критерия или конкретной ошибки, просто предложение звучит не гладко. Ученики пишут мало сочинений — отсюда все проблемы.
Елена Александрова: «Часто ученики стремятся избежать пунктуационных ошибок и используют очень простые, даже примитивные предложения. Когда же они пытаются построить развернутую конструкцию, от неумения и боязни делают это неуклюже. Получаются громоздкие фразы с повторами союзов, с лишними оборотами и придаточными предложениями. Нужно следить за объемом предложения: оно должно содержать законченную мысль, быть развернутым, но не избыточным и демонстрировать хорошее владение языком».
Итоговое сочинение проверяет не только знания по русскому и литературе, но и общий уровень развития: умение рассуждать и интерпретировать тезисы, владение логикой. Крайне важна грамотность: многие ученики балансируют на грани зачета из-за большого количества орфографических и пунктуационных ошибок. Любой учитель скажет: для борьбы с ними нужно читать художественную литературу и делать упражнения из сборников.
Но всё же самое главное для успешной сдачи — к сочинению нельзя относиться формально. За эту работу можно получить дополнительные (до 10) баллы при поступлении в вуз, а навыки, полученные при подготовке, пригодятся любому выпускнику, какую бы профессию он ни выбрал.
7 простых шагов, которые научат вас писать сочинения
Умение писать сочинение состоит из нескольких навыков. Некоторым может научиться и первоклассник. Другие проще осваивать ближе к 10-11 годам. К сожалению, наша школа не считает способность к творчеству важной, хотя во всём мире сочинениям уделяют много внимания. Писательница и наш постоянный автор Ксения Букша рассказывает, как родители сами могут научить ребёнка письменно выражать свои мысли.
Если ребёнок часто пишет собственные тексты по разным поводам, то и с сочинениями у него проблем не будет. Поэтому сначала нужна свобода и минимум требований. Предлагаем ребёнку тему, пусть он напишет несколько собственных фраз. Темы могут быть абсолютно любыми. «Собаки и кошки: кого я больше люблю и почему». «Что делать, если в доме пожар». «Наш вид из окна».
Потом можно вместе отредактировать текст, показать, как сделать его более внятным. На ошибки можно не обращать внимания: ребёнок учится описывать мир, излагать факты, выражать свои мысли.
Меня в своё время поразили маленькие сочинения первоклассников, учителем которых был известный советский педагог Василий Сухомлинский. Вот, например:
«Я видела, как пчёлы пьют воду. По тонкой тростинке капельки воды стекают на гладкий вербовый пенёк. Пенёк мокрый. Пчёлы любят запах вербы. Летят к пеньку пить воду. Встряхивают золотыми крылышками. Отдохните немного, пчёлки, ведь вам далеко лететь».
Создавать простые тексты может даже дошкольник. Потом этот опыт свободного творчества помогает не вымучивать из себя чужие слова, а спокойно писать свои.
Приём, который помогает писать первые сочинения даже самым неопытным. Пусть ребёнок сам или с вашей помощью найдёт слова, которые относятся к предложенной теме, и выпишет их в три колонки: существительные, глаголы и прилагательные.
Нужно постараться представить себе всю картину в деталях. Чем больше вы подберёте слов, тем красочнее будет рассказ и тем легче будет его составлять. Этот приём применяется и в учебниках, но, к сожалению, слишком редко.
Мы можем пойти и дальше: составить фантастический список слов, которые совершенно не подходят друг к другу, а потом попытаться написать складную или нелепую историю, в которой используем все эти слова.
В школе учат писать план сочинения. Но часто ребёнок планы пишет, а зачем они нужны — не понимает. На самом деле, это план изложения мыслей. Для этого сначала нужно эти мысли придумать (или хотя бы взять готовые), а потом расположить их по порядку и доказать с помощью цитат.
Чтобы научиться придумывать мысли, можно поговорить о книге или о теме, на которую пишут сочинение, и записать всё, что придёт в голову. Задавать друг другу вопросы. «А ты как думаешь, Дубровский — мстительный или нет?». «Разбойником быть — разве это романтично?».
В конце концов у нас остаётся 2-3 самых интересных мысли, которые можно изложить в сочинении. Потом придумываем, как перейти от одной мысли к другой. Вот план и готов.
Многие вообще не понимают, как говорить о книжке, если не рассказывать её сюжет с начала до конца. А можем ли мы обойтись без спойлеров? Вот несколько пунктов, которые помогут говорить не о сюжете, а о том, что за ним стоит.
Чтобы доказать мысль, нужно подобрать подходящую цитату к ней. Нашим детям это может быть очень непросто. Для этого ведь надо помнить, на какой странице и о чём говорили герои. Неужели читать ещё раз?! Караул!
Конечно, сочинение легче писать тому, кто хорошо ориентируется в тексте. Но ведь этому можно научить. Для тренировки нарисуем сюжетную схему с номерами страниц: первый поцелуй — стр. 321, объяснение — стр. 326, дуэль — стр. 332. Теперь искать доказательства своим мыслям гораздо легче.
Постепенно даже шестиклассник учится делать маленькие закладки, на которых кратко обозначает, что где искать. Умение работать с массивами текста, быстро отыскивая в них зёрна разных смыслов, развивает мозг и особенно необходимо в эпоху гугла.
Может быть, это самое трудное, именно то, чему сложнее всего научить. У детей разные отношения с языком, текстом. Некоторым от природы легко даётся писательство. Некоторые выражают свои мысли с трудом.
Главное тут — практика и хороший редактор. А практика возможна, опять-таки, если у ребёнка есть возможность писать сочинения не только «по литературе» (программа этого предмета часто далека от интересов подростка), но и о том, что его действительно волнует.
Английские и французские дети пишут работы на разные темы и в разных жанрах: от эссе или рассказа до выступления свидетеля в воображаемом суде.
К сожалению, в школе никто такого, как правило, не задаёт. А ведь очевидно, что научиться формулировать проще, когда тема тебя волнует. Например: «Как меняется взгляд на людей, когда узнаешь их в офлайне после долгого чисто онлайнового знакомства».
50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского
Мы опять возвращаемся к тому, что сочинение на самом деле не связано с литературой. Тренироваться писать от себя, не боясь плохих оценок, можно в интернете. Отзывы на фильмы, книжки, даже одежду, косметику или кафе. Рассказы о поездках. Смешные истории.
Тексты — тоже контент. Короткие, длинные — любые. Вы их читаете? Значит, можете и написать.
Такой навык даже необязательно связан с написанием текстов — это умение поставить вопрос. Оно пригодится человеку, даже если он вообще никогда ничего не будет писать.
Посмотреть на ситуацию, описать проблему, увидеть её суть, ухватить детали — значит уже наполовину решить проблему. Потенциально такая способность обеспечивает порядок в голове, эффективность на работе и гармонию в отношениях.
Именно о таких людях говорят «толковый». Тот, кто видит картинку целиком, а не только свой кусочек пазла, не только свою «кочку зрения». Поэтому умение формулировать тему для сочинения — бесценно. Пусть даже в рамках литературной классики. Но стоит помнить, что чем непривычнее поставлен вопрос, тем более интересный результат он может нам принести.
Не умею писать сочинения что делать
Пусть, пожалуйста, повисит тут, мне кажется, это все же больше к теме особенностей психического развития, а не к домашним заданиям.
Дочка в 7 классе, в сильной школе, учится неплохо, но и не звезда далеко. Очень спокойная, эмоционально несколько скупа, неразговорчивая, любит тишину и одиночество.
В результате после последнего просмотра выдавила она из себя ровно одно предложение, в котором изложила то, что лежало на поверхности, и все. Никаких размышлений, оценок. Это безнадежно и навсегда, если не дано? Или можно развить способность к рассуждениям, анализированию и дальнейшему изложению на бумаге? Может есть какие-то методики?
И ведь она не дура совсем. Хочет врачом стать, заняла первое место в школьной олимпиаде по биологии. Может для врача и неплохо иметь такую притупленную эмпатию и немногословность, но с сочинениями что делать?
Из тех, что я смотрела вместе с ней «Общество мертвых поэтов» и «Повелитель мух». Причем, Повелителя мух я с ней очень подробно разбирала, дала почитать материал об эксперименте Зимбардо, историю племен Тутси и Хуту, пыталась донести до нее подоплеку произошедшего именно с точки зрения свойств психики человека, раз в ней больше рационального, нежели эмоционального, и трагизм сюжета ее совсем не тронул. Спросила, что она чувствует по отношению к героям, ответила, что ничего особенного и не чувствует.
Вообще, она любит больше книги о животных, пока больше всех ей понравились книги «Быть котом», «Собака Пес». Читала сейчас «Белый Бим черное ухо». Когда прочла, спросила меня, а все ли плачут в конце книги, потому что ей почему-то плакать не хотелось.
Повелитель мух это вообще не детская вещь.
Мне кажется, Вы излишне драматизируете. Она не очень эмоциональный человек, ей не очень интересны эти психологические закидоны. Ну и ладно, психика здоровее будет.
Надо иметь это в виду и разбирать фильмы / книги не с позиции эмоций, а с позиции разума и логики.
Проговаривать конечно, что правильно, что неправильно, кто прав, кто виноват, по ходу дела преподнося ей те или иные моральные принципы.
Научить же писать сочинения довольно просто.
Есть правило трех мыслей. В сочинении должно быть как минимум три мысли / идеи, которые надо подкрепить цитатами.
Сначала надо научить генерировать эти мысли, потом формулировать их. На мой взгляд, часть школьной программы по литературе предполагает, что читателем будет человек более взрослый, чем 7-10 классники. Поэтому часть мыслей, ежели сами не генерируются, не грех и позаимствовать у взрослых товарищей.
Давайте ей читать хорошие рецензии к книгам, пусть перескажет и перепишет своими словами эти рецензии. Потом у нее уже сформируется навык, что именно нужно вычленить для сочинения в качестве основных тезисов.
Как написать сочинение по русскому языку, если ты плохо пишешь
Даже если точно знаете, что вы — технарь, или просто всю сознательную жизнь ненавидите уроки русского языка, это не поможет вам избежать ЕГЭ по этому предмету. В том числе вам придётся писать сочинение из части С, самой сложной, но и самой «дорогой» по баллам. Однако наша статья поможет упростить вашу подготовку к неизбежному экзамену и получить достойные баллы без сверхчеловеческих усилий.
Мы поделимся пятью советами, которые помогут написать сочинение для ЕГЭ, но не забывайте: самый главный человек в процессе подготовки — это вы.
Совет №0, главный:
В случае с заданием из части С строгое следование шаблону — единственный способ получить максимальное количество баллов. Поэтому, чтобы достичь успеха, достаточно владеть необходимым минимумом. Вовсе необязательно быть эрудированным и остроумным, но нужны умение использовать клише и накопление банка заведомо подходящих для аргументации текстов.
Совет №1: оба аргумента — литературные
В 2018 году сочинение будет включать в себя изложение мыслей выпускника по поводу проблемы текста. Мнение может быть подкреплено двумя аргументами. По формальным требованиям, один из них обязательно должен быть литературным (удобнее всего использовать художественные тексты, а не публицистику или научные труды).
Второй же может опираться на знания, жизненный опыт. Однако система оценки устроена следующим образом. Допустим, вы приводите один аргумент из книги, а второй- из реальной жизни. Если первый оценят неудовлетворительно, то баллов вы не получите вообще.
Поэтому советуем для обоих аргументов использовать литературное обоснование. Если один из них не зачтут, то второй сможет вас подстраховать.
Совет №2: шпаргалки — как способ запоминания самого важного
Пишите много шпаргалок. Пользоваться ими на экзамене, конечно, не стоит.
Ведь если это заметят, результат будет катастрофическим: пересдать вы сможете только через год, а значит, не поступите в 2018году вообще никуда. Однако сама идея шпаргалок идеально подходит для упаковки ключевой информации в вашу память. Ведь формат листочка, приспособленного для быстрого списывания в «экстремальных условиях», предполагает максимум полезных данных в минимальном количестве знаков.
Систематическое создание шпаргалок в течение учебного года перед ЕГЭ поможет решить проблему с нехваткой аргументов на самом экзамене. Но здесь нужна не только постоянная работа, но и правильная форма. Идеальная шпаргалка должна строиться по принципу «проблема + ситуация из книги». Важно не путать это с «проблема + название книги», ведь вариант «в книге N об этом что-то было» не подойдет, экзаменаторы это не засчитают. Правильная отсылка для сочинения по русскому в формате ЕГЭ: «В книге N эта проблема была затронута в конкретной ситуации Х» (которую следует описать достаточно детально). Шпаргалка должна содержать материал, который можно без изменений перенести в сочинение.
Важно: шпаргалки необходимо писать от руки, а не печатать, как бы странно это ни звучало. Наша память устроена так, что все, записанное вручную, мы усваиваем лучше, чем набранное на клавиатуре.
Совет №4: в сочинении для ЕГЭ важно не умение писать, а способность пересказывать, приводить цитаты и уместно использовать клише.
Часто можно услышать, что школьники «не умеют писать» (жалуются не только учителя и родители, но и сами выпускники, сдающие ЕГЭ). Под этим обычно понимается, что будущие студенты неспособны адекватно выражать свои мысли.