не требуется что или чего какой падеж
Письмовник
Какой падеж нужен при отрицании?
Грамматика
Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью. Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа.
Когда нужен родительный падеж?
Когда нужен винительный падеж?
Если отрицание входит в состав частицы едва не, чуть не, чуть—чуть не: Едва не уронил стакан; Чуть не пропустил трамвай; Чуть было не потерял билет.
В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу; негде опубликовать статью.
В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.
Какой падеж в этих конструкциях использовался раньше – родительный или винительный?
Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».
Правило недели: винительный или родительный?
«За оставленные в гардеробе вещи гардероб ответственность не несёт». Или ответственности? Не несёт «что-то» или «чего-то»? Сегодня рассмотрим интересный случай.
Переходные глаголы подразумевают употребление после себя подчинённого слова в винительном падеже, то есть отвечающего на вопросы «кого?», «что?». Я знаю (кого?) этого человека. Я вижу (что?) ту книгу. Однако это не всегда так, при желании можно найти массу исключений. Я хочу (чего?) вина и мяса. При употреблении этих глаголов в отрицательном значении зависимое слово должно быть в винительном падеже, но мы видим, что это утверждение также далеко не аксиома. В случае с одушевлёнными предметами это правило работает: «я не знаю этого человека», а с неодушевлёнными возникает путаница: можно сказать как «я не вижу (что?) ту книгу», так и «я не вижу (чего?) той книги». Отчего возникла такая неоднозначность?
А всё оттого, что в русском языке винительный падеж почти всегда совпадает с родительным. Ещё в XIX веке нормой было употребление именно родительного падежа в отрицательных конструкциях даже с одушевлёнными существительными, при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания, чувств. А Дымов, как ни в чем не бывало, уже не замечал Егорушки (А. Чехов). Постепенно нормы речи изменились, и родительный падеж безболезненно (в силу их уже означенной схожести) заменился винительным.
Строго говоря, правила, устанавливающего употребление после переходных глаголов исключительно винительного падежа, нет. Всё зависит от контекста и интонации. Родительный падеж – наследие, пережиток прошлых веков, и его употребление в нашем случае придаёт речи некую старомодность, это прекрасный способ изъясняться более вычурно, имейте в виду. Например, гардероб театра с полуторавековой историей не несёт лишь «ответственности», и уж ни в коем случае не «ответственность».
Падежи в русском языке
Что такое падежи в русском языке
Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.
Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.
6 падежей русского языка:
Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.
У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.
Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.
Таблица падежей русского языка с вопросами
Прилагательные, причастия, порядковые числительные
какой? какая? какое? какие?
какого? какой? какого? каких?
какому? какой? какому? каким?
какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)
скольких? (одуш) сколько? (неодуш)
каким? какой? каким? какими?
о каком? о какой? о каком? о каких?
Как правильно определить падеж:
гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);
бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);
сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);
обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);
наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);
рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).
Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!
От чего зависят падежные окончания:
от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;
от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.
Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.
Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий
Падеж
Падежные окончания
Имена прилагательные, причастия
ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее
нулевое, ы, и, а, я, ей
ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей
Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может может быть:
Вода остыла. Пирог упал.
Главным членом односоставного номинативного предложения.
Вечер. Улица. Фонарь.
Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Зависимый именительный падеж может быть в роли:
Именной части составного именного сказуемого.
Приложения в значении добавочного сообщения.
Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
чтение (чего?) романа.
В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
торта;
шарфа;
возраста;
хлебца;
договора.
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:
Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.
Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.
Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
Дополнение (Он устал от работы).
Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).
Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.
Дательный падеж может быть:
поименным (употребляться при существительных);
приглагольным (употребляться при глаголах).
Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?
Примеры существительных в дательном падеже:
позвонить (кому?) маме;
приблизиться (к чему?) к цели.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.
Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:
Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.
Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.
Определительное: памятник Пушкину, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.
Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?
Примеры существительных в винительном падеже:
переписать (что?) диплом;
слушать (что?) музыку;
Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:
Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:
Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.
Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.
Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.
В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
горжусь (чем?) победой;
наслаждаться (чем?) спектаклем;
быть (кем?) режиссером.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.
Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.
Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.
Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
гулять под (под чем?) зонтом;
конфликт между (между кем?) братьями;
говорить с (с кем?) другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже:
говорить о (о чем?) планетах;
сидеть на (на чем?) стуле;
ехать в (в чем?) трамвае.
У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.
Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:
Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.
Определительное: небо в облаках, поле в цветах.
Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.
Архив форума
Эта система позволяет избежать случаи (случаев. как-то совсем ужасно. )) мошенничества.
>избегать (избежать) чего (не «что») Филиппова
А почему не просто «избежать мошенничества»?
Имхо, эти «случаи» тут совершенно избыточны, только загромождают.
Странная цитата: избегать (избежать) чего (не «что»).
Дело в том, что глагол несовершенного вида «избегать» согласно критерию Литневской – переходный, он образует причастие в страдательном залоге – избегаемый, избегаем (случай).
Глагол совершенного вида «избежать» согласно тому же критерию тоже переходный, он тоже образует причастие в страдательном залоге – избегнутый, избегнут.
Согласно моему критерию оба глагола также переходные – он его избегал, он его избежал.
Варианта непереходности, когда передаётся состояние источника действия, без указания объекта избегания, я не вижу.
Переходные глаголы ОБЫЧНО требуют согласования объекта в винительном падеже: правильно избегать (избежать) что (не чего), т. е. избежать случаи.
Объект действия МОЖЕТ БЫТЬ выражен в родительном падеже для обозначения части объекта. Можно ли считать «случаи мошенничества» частью всех случаев системы? И если это так, то обязателен ли родит. падеж? Или только «может быть»?
Рассмотрим глагол совершенного вида «избежать».
Слово «избежать» многозначно, поэтому попробуем подобрать семантически равноценные языковые единицы, сочетаемые с родительным падежом объекта (случаев):
Избежать случаев = уйти от случаев; застраховаться от случаев; здесь избежать = уйти от; застраховаться от.
То же, но сочетаемые с винительным падежом «случаи» :
Избежать случаи = предотвратить случаи; исключить случаи; здесь избежать = предотвратить, исключить.
Теперь мы видим, что варианты равноценны, процитированное предписание бессмысленно.
Так что, г-жа Филиппова, думайте сами, решайте сами.
Мне лично кажется логичней «СЛУЧАИ», хотя бы потому, что «предотвратить» и «исключить» тоже переходные глаголы.
Но Вы не слушайте ни меня, ни покойного профессора Розенталя, ни, тем более, его бездумных апологетов, козыряющих своей профессиональностью и сбивающих с толку посетителей форума.
Проанализируйте языковые единицы сами, применительно к Вашему тексту, Вам виднее.
Поиск ответа
Вопрос № 307466 |
Ответ справочной службы русского языка
Ваш вариант возможен, но он может вызывать затруднение при чтении: нужно дочитать до конца, увидеть окончание последнего слова, чтобы правильно проинтонировать фразу. Вероятнее всего, читатель сначала воспримет это предложение, как предложение с синтаксическим параллелизмом: Горечь в сердце и боль неуёмная. Тире однозначно покажет, что последнее слово связано и со словом горечь, и со словом боль. Но оно будет требовать особого интонационного рисунка, обозначать паузу перед неуемные: Горечь в сердце и боль — неуёмные.
Склоняется ли фамилия ШумЕй (ударение на Е) Если склоняется только мужская то, когда при склонении указывают только инициалы, можно ли требовать не склонять ее?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Прокуратура будет требовать для него жесткий приговор (или _ жесткого приговора)?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: . требовать для него жесткого приговора.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед словом пени в предложении: В случае просрочки платежа Продавец имеет право по требовать от Покупателя, а Покупатель после получения такого требования обязан уплатить Продавцу, пени в размере 0,1% от суммы платежа за каждый день просрочки.
Ответ справочной службы русского языка
В последнее время часто приходится встречаться с «протокольной» фразой, от лица инспекторов ГИБДД: «Инспектор потребовал водителя остановиться». Допустимо ли такое сочетание слов, и является ли оно грамотным с точки зрения русского языка; или грамотной будет являться только фраза: «Инспектор потребовал от водителя остановиться»?
Ответ справочной службы русского языка
Возможно: потребовал от водителя; потребовал, чтобы водитель остановился.
Управление в русском языке
Здравствуйте, команда грамота.ру! Прошу прощения за то, что не стал искать ответ в рубрике горячих вопросов. Сомневался в успехе. В служебной записке использовал слово банк-эмитент, однако потребовалось прибавить зависимое слово «карты». Скажите, пожалуйста, не будет ли разбивать зависимое слово сложное слово на два и требовать раздельного написания? С уважением, Андрей Эттер
Ответ справочной службы русского языка
В сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел, вместо дефиса ставится тире: банк – эмитент карты.
Как правильно: «требовал это» или «требовал этого»? «Требуешь то, что я не в состоянии дать» или «требуешь того, чего я не в состоянии дать»?
Ответ справочной службы русского языка
Обычное управление: требовать чего-либо. Управление требовать что-либо в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» названо «редким (при конкретизации объекта)»: требовать свою зарплату, требовать пропуск. Таким образом, если объект не конкретизирован, предпочтителен родительный падеж.
Здравствуйте! Моя фамилия Кукуруз. Всегда и везде говорил, что моя фамилия не склоняется, так как частые отступления от правила (несклоняемость мужских фамилий, оканчивающихся на согласный звук) наблюдаются в тех случаях, когда фамилия созвучна с названием животного или неодушевленного предмета (Гусь, Ремень), во избежание непривычных или курьезных сочетаний, например: «у господина Гуся», «гражданину Ремню». Нередко в подобных случаях сохраняют фамилию в начальной форме или вносят изменения в данный тип склонения. Также при выдаче различных документов не было возражений со стороны уполномоченных учреждений. Но сотрудники одной из социальных сетей, решили, что моя фамилия склоняется и доводы, которые я им предоставлял, их не убедили в обратном. Так как моя фамилия является редкой и её склонение приводит, по сути к её коверканью (Кукурузу, Кукуруза и т.д.), считаю, что она все же не склоняется. Подтверждение моих слов нашел на сайте Верховного Суда РФ: https://www.vsrf.ru/catalog.php?c1=%CF%F0%EE%F7%E8%E5&c2=%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%FF%20%E4%EB%FF%20%E3%EE%F1%F1%EB%F3%E6%E0%F9%E8%F5&c3=%CE%F4%EE%F0%EC%EB%E5%ED%E8%E5%20%E4%EE%EA%F3%EC%E5%ED%F2%EE%E2&id=6135. Хотелось бы выяснить у профессионалов, как же будет правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Вы можете требовать не склонять свою фамилию в виде исключения. Но нормативным все же является ее изменение по падежам.
Нужны ли запятые в предложении При возникновении необходимости представить Татьяне заверенные копии интересующих документов.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны. В определенном контексте после слова необходимости может по требовать ся тире.
Здравствуйте. Мой сын учится в 4 классе. При выполнении домашнего задания по русскому языку, нужно было составить письмо с обращением. Он написал «Уважаемый Николай Иванович» и т.д.. Учительница поставила запятую после слова «Уважаемый» (получилось «Уважаемый, Николай Иванович») и снизила оценку, посчитав это ошибкой. Когда я стала с ней разговаривать по этому вопросу, у нас возник конфликт. Она сказала, что запятую будет требовать и снижать оценку за ее отсутствие. При этом ни назвала правила русского языка, которое это доказывает. Ни в каких объявлениях, поздравлениях и т.д. я никогда не видела обращений, написанных подобным образом: «Дорогие, коллеги», «Милая, мама», «Уважаемые, пациенты», «Уважаемые, пассажиры», «Дорогая, Анна Владимировна». Нужна ли здесь запятая? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Обращение вместе со всеми относящимися к нему словами выделяется (в середине предложения) или отделяется (в начале либо в конце предложения) запятыми. Слово Уважаемый входит в состав обращения. Запятая после этого слова недопустима.
Нужны ли запятые перед «помимо» и «согласно»? «Также обращаю Ваше внимание, что в случае обращения в суд помимо указанной задолженности по оплате выполненных работ Исполнитель согласно п. 6.3 Договора намерен по требовать выплату неустойки.» Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Желательно выделить запятыми оборот с предлогом помимо.
Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении, и почему? «Стороны договорились, что проценты, предусмотренные ст. 317.1 ГК РФ, по денежным обязательствам из Договора не начисляются(,) и Исполнитель не имеет права требования соответствующих процентов».
Ответ справочной службы русского языка
Если слова « Исполнитель не имеет права требования соответствующих процентов» тоже относятся к словам «Стороны договорились» (т. е. стороны договорились и о том, что Исполнитель не имеет права требовать проценты), запятая не нужна.
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу следует писать с запятой. Вариант с тире также возможен при соответствующей интонации.
Ответ справочной службы русского языка
Учитель прав. Здравствуй(те) и извини(те) могут быть междометиями (см. ресурс «Проверка слова») и формами повелительного наклонения глаголов здравствовать и извинить (здравствуйте долгие годы, извините меня).
Строго говоря, при такой формулировке задания, которую приводите Вы, выписывать эти слова было не нужно, т. к. в словаре слова даются в своей начальной форме (для глаголов это форма инфинитива: здравствовать и извинить). Раз в словаре даны формы здравствуй и извините, следовательно это междометия. Но знание таких тонкостей вряд ли можно требовать от учеников 4-го класса.
Ответ справочной службы русского языка
Правильные варианты: с низится на 15–13 % и снижение составит от 15 % до 30 %.
- не требуется чего или что как правильно
- не тревожно ли что характеристики удачливый бизнесмен