не таможенный груз что это
Нужно ли растамаживать грузы?
Для перевозки грузов используют услуги экспедиционно-транспортных компаний. При этом часто задают вопросы: нужно ли растамаживать при перевозке через границу груз небольшого размера? Транспортники предлагают сопровождение, доставку грузовых отправлений любых габаритов. Важное значение при этом имеет процедура таможенного оформления экспортируемого и импортируемого товара. При заполнении таможенных деклараций органа таможни предоставляется пакет сопроводительной документации и квитанции об уплате пошлин.
Самостоятельно пройти процедуру таможенного оформления достаточно сложно. Поэтому особенно важно найти брокера, обладающего достаточным опытом. Профессиональный таможенный декларант поможет определить нуждается ли ваш груз в растаможивании, по какой схеме нужно, и потребуют ли вообще растамаживать все, что вы перевозите.
Схема растаможки может меняться с учетом следующей информации:
Какие грузы подлежат растаможке и какие нет?
Физические и юридические лица обязаны провести таможенное оформление и уплатить пошлину при перевозке любых грузов, стоимость которых составляет более 65000 рублей. Ввоз таких грузов разрешается только после внесения всех таможенных платежей. Длительность и цена проведения растаможки зависит от страны, из которой он доставлен, особенностей груза, сопроводительной документации. При вывозе груза из Китая затяжное таможенное оформление может быть вызвано сомнительным качеством вывозимого товара, которому часто требуется дополнительная проверка. Профессионализм сотрудников, занимающихся растаможкой, позволит ускорить процедуру. Правила провоза для каждой страны следует рассматривать отдельно.
Почему лучше растамаживать грузы с помощью Универсальные Грузовые Решения
Компания Универсальные Грузовые Решения работает на рынке с 2009 года. Под ее эгидой ведут плодотворную деятельность специалисты высочайшей категории, по многу лет занимающиеся таможенным оформлением, международными перевозками, страхованием и сертификацией.
Вот некоторые преимущества перед конкурентами:
Растаможка: что растаможивать и как
Мало найти поставщика за границей, заключить с ним договор и доставить товар в Россию. Товар еще нужно растаможить. Для этого понадобится найти склад временного хранения, отправить декларацию в специальной программе и оплатить пошлины. В этой статье рассказываем, какие товары и услуги растаможивают и как это делать.
Что нужно растаможивать
Растаможка для Евразийского союза — Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Растаможка — это неофициальное название, в законе процесс называется таможенным оформлением.
Таможенное оформление проводят для товаров и услуг. С товарами понятно: закупили за границей ручки — проходите оформление, закупили кресла — опять.
С услугами тоже нужна растаможка, но только если услуга идет в комплекте с товаром. Это нечастая практика, но такое бывает.
Клиент покупал в Испании дробилки для золоторудного месторождения. Такие дробилки изготавливаются с учетом условий эксплуатации. Например, возможно ли землетрясение в районе, какие температуры воздуха в разные сезоны и какая влажность. Еще учитывают химический состав сырья и плотность частиц.
Сначала испанские инженеры собирают данные, а потом готовят техническое задание. По этому заданию на заводе собирают дробилки.
Клиент оплачивает товар (дробилку) и услугу (разработку) технического задания. Это и значит оформить услугу и товар.
В случае из примера можно было заказать только анализ и разработку задания без самого оборудования, тогда не пришлось бы оформлять услугу на таможне.
Товары и услуги из стран Евразийского экономического союза не растаможивают. В этом союзе Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. А вот если страна не входит в союз, тогда надо растаможивать.
Как проходит растаможка
Товар растаможивают, когда он пересекает границу. Обычно процесс выглядит так: компания заказывает товар за границей по договору, оплачивает, продавец отправляет товары международным перевозчиком. Товар приезжает на склад временного хранения, там же находится зона таможенного контроля.
Со складом временного хранения нужно заключить договор. После этого компании дают доступ в личный кабинет, где можно следить за перемещением товара. А еще можно попросить, чтобы звонили и писали смс, когда приходит товар.
В кабинете видно, что товар пришел, находится на складе и ждет растаможки. Это значит, что компании нужно заполнить декларацию на товар и отправить ее в Центр электронного декларирования. Декларация отправляется через интернет, ездить на таможню лично не нужно.
Как отправить декларацию на таможню
Чтобы отправить декларацию, нужна специальная программа. Таких программ, несколько, например есть Альфа-гдт за 14 800 рублей. Еще один вариант — заключить договор с компанией, которая проводит растаможку. В среднем это стоит 12 000 рублей за одну декларацию.
В декларации компания указывает код товара. Коды берут из единой товарной номенклатуры. Эти же коды есть в программах для отправки декларации. Если выбрать неправильный код, инспектор на таможне не пропустит товар.
Компания заполняет и отправляет декларацию, затем ее проверяет инспектор таможни. Инспектор смотрит декларацию в Центре электронного декларирования. Там же проверяет остальные документы: инвойс, контракт с поставщиком, разрешительные документы.
Инспектор смотрит, правильно ли заполнена декларация, все ли документы прикреплены, и обращает внимание на коды. Если в кодах ошибка или не хватает документов, в личном кабинете будет запрос на добавление документов или появится отметка «Отказ в выпуске». В программе можно дослать документы, штрафа за это не будет.
За неверную информацию в документах для таможенного оформления есть штраф от 50 000 рублей до 300 000 рублей с конфискацией товара.
Инспектор проверяет документы, декларацию и ставит отметку «Выпуск товаров», если нет ошибок. Это значит, что товар можно везти со склада временного хранения на склад компании.
На проверку декларации у инспектора таможни есть 4 часа с того момента, когда он присваивает номер декларации и регистрирует ее. Через 4 часа инспектор выпускает товар, запрашивает документы или отказывает в выпуске.
Пошлины списывают, когда оформляют декларацию, но это тема отдельной статьи.
Короче
Как растаможить товар
заключить договор с продавцом;
доставить товар на склад временного хранения;
заполнить и отправить таможенную декларацию;
забрать товар со склада временного хранения.
Что нужно растаможивать
услуги, если они оказываются вместе с поставкой товара.
4 часа
есть у инспектора на проверку декларации и документов на товар
Что такое таможенная очистка. Объясняем простыми словами
Проще говоря, таможенная очистка — это синоним растаможки, а официально — таможенного оформления. Процедура представляет по своей сути ряд формальностей, зачастую связанных с проволочками и бюрократической волокитой, проверкой груза, его оформлением и оплатой обязательных сборов и пошлин.
Пример употребления на «Секрете»
«Создание такого порта позволит компаниям ввозить товары на территорию России для их дальнейшего экспорта через портовые терминалы Владивостока практически без таможенной очистки».
(Из новости о создании свободной портовой зоны в столице Дальнего Востока.)
Нюансы
При пересечении российской границы в таможенную службу необходимо представить все документы, подтверждающие происхождение груза, его характеристики и стоимость.
Процесс очистки протекает в несколько этапов:
Заполнение таможенной декларации — первичная процедура, проводимая владельцем груза или его представителем. Работники таможни проверяют правильность введённых данных. Груз помещается для временного хранения на специальный склад и пребывает там до окончания проверки.
После декларирования все предоставленные документы на груз попадают под тщательную проверку. Все товарные коды должны быть указаны правильно, а пакет документов — быть полным и содержать все необходимые сертификаты, лицензии, разрешения. Авансовый платёж для обеспечения уплаты пошлин должен быть внесён на единый лицевой счёт декларанта ещё до подачи декларации.
Высчитываются и списываются из авансовой суммы налоговых сборов и пошлин. Их величина зависит от тарифов на момент проведения операции. Если авансовый платёж отсутствует, дальнейшее проведение таможенной очистки невозможно. Если средств для оплаты пошлин недостаточно, следует отказ в выпуске. Подавать декларацию на товар придётся заново, повторно оплачивая сбор за таможенное оформление (не путать с таможенными пошлинами).
После контрольной проверки документации и получения разрешения от таможни товары готовы к легальной транспортировке.
В отношении стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого наряду с Россией входят Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Армения, действуют упрощённые таможенные правила. Взаимная торговля предусматривает освобождение от пошлин и применение других преимуществ.
Стоимость растаможки
Стоимость растаможки складывается из обязательных платежей, сборов, взимаемых за таможенное оформление груза, а также расходов на услуги складов и таможенного представителя. В ЕАЭС выделяется пять видов таможенных платежей:
Сроки таможенной очистки
Стандартная процедура таможенной очистки длится от одного до трёх дней. Затянуться растаможка может из-за:
В разных странах продолжительность таможенной очистки, количество требуемых документов и размеры платежей разные. Например, если таможенная очистка импортируемого товара в Сингапуре занимает максимум четыре дня, то в Узбекистане она может растянуться до трёх месяцев.
Критика
Сотрудники таможенных органов могут пользоваться юридической неграмотностью компаний, особенно новичков. К примеру, инспектор может внезапно неправомерно отказать в принятии заявленной таможенной цены товаров либо в оформлении в соответствии с выбранным таможенным режимом. В отдельных случаях у владельцев грузов могут запросить несуществующие документы.
Что такое реэкспорт
Как импортеру вернуть таможенные платежи за некачественный товар
Даже проверенные поставщики могут ошибиться и прислать некачественный товар. Деньги за товар вернет продавец. Но что делать с уже оплаченными таможенными пошлинами?
Представьте ситуацию. Индивидуальный предприниматель Николай давно работает с китайскими поставщиками и видел всякое. Однажды он заказывает партию пуховиков у проверенного поставщика, уплачивает аванс и спокойно ждет заказ. Проходит несколько месяцев, контейнер с пуховиками прибывает в порт, и Николай платит таможенные платежи: сборы, пошлину, НДС. Товар едет на склад.
И тут случается страшное: партия не соответствует даже самым скромным представлениям о качестве. Изо всех швов лезет пух, рукава везде разных размеров, а на части пуховиков — пятна от клея.
С подобной ситуацией в той или иной мере сталкиваются многие российские предприниматели, которые импортируют товар из Китая. Чтобы вернуть оплаченные пошлины, применяют таможенный режим реэкспорта.
Что такое реэкспорт
Реэкспорт — это таможенная процедура, при которой импортер возвращает иностранному поставщику товар в неизменном виде, а таможня возвращает импортеру уплаченные им таможенную пошлину и НДС после того, как товар вывезут с территории РФ.
При реэкспорте не возвращаются таможенные сборы, поскольку их уплачивают за сам факт подачи декларации в таможню.
Таможенный режим реэкспорта позволяет вернуть таможенную пошлину и НДС, но не транспортные и логистические расходы. Компенсацию этих расходов импортер может получить от продавца или отправителя после того, как выставит ему претензию в соответствии с условиями договора.
В каких случаях используют реэскпорт
Реэкспорт помогает в ситуации, когда предпринимателю необходимо вывезти импортируемый товар назад, за пределы таможенной территории ЕАЭС. Вот список случаев, когда можно применять этот режим.
Товар пришел бракованным. То есть когда товар нельзя использовать, потому что его качество неприемлемо. Брак определяют по отраслевым критериям качества и безопасности, у каждого вида товаров они свои. Критерии качества лучше прописать в договоре с поставщиком и ориентироваться на них.
Например, для пуховиков критериями качества были бы прочность на разрыв и переменную нагрузку, гибкость, водонепроницаемость, отсутствие кожно-раздражающего воздействия, токсичного запаха, тактильного восприятия.
ст. 4—5 ТР ТС ЕАЭС 017/2011 — о безопасности продукции легкой промышленности
Все эти критерии соотносятся с техническими регламентами Таможенного союза — ТР ТС ЕАЭС.
Невозможно получить разрешительные документы на товар. Эти документы подтверждают, что продукция соответствует регламентам, то есть безопасна для потребителей. Например, на некачественные пуховики не получится оформить декларацию соответствия техническим регламентам Таможенного союза — ТР ТС ЕАЭС, без которой нельзя будет выставить товар на продажу.
ст. 14.43 КоАП РФ — нарушение требований технических регламентов
Не хватает денег заплатить таможенные платежи. Такое тоже бывает, например, если во время доставки выросли курсы валют. Например, в 2020 году, во время девальвации российского рубля, импортеры получали груз, который контрактовался по 70 Р за доллар, а приходил на таможню уже по 94 Р за доллар. Не все смогли найти средства, чтобы заплатить возросшие почти на треть таможенные платежи.
Не хватает денег заплатить поставщику за товар. Из-за той же девальвации импортер может утратить способность оплатить товар или экономическая целесообразность сделки может быть утрачена. Например, товар после оплаты таможенных платежей и продавцу может стать слишком дорогим и неконкурентоспособным по цене среди аналогичных товаров.
Чтобы избежать проблем, импортеры обращаются в фирмы, которые проверяют качество товара и документы на месте погрузки, за рубежом.
Как победить выгорание
Как оформляется процедура реэкспорта
Чтобы применить реэкспорт, нужно объяснить таможенному органу — ЦЭД, или центру электронного декларирования, почему импортер хочет вернуть товар и платежи, и собрать пакет документов. После этого таможня проведет досмотр товара, чтобы убедиться, что он не использовался.
Импортеру нужно заполнить таможенную декларацию формы ЭК 31.
Кроме таможенной декларации на товар нужно предоставить:
Документы, подтверждающие необходимость возврата товара. Импортеру нужно обосновать таможне, почему он решил отправить груз обратно и вернуть за него налог и таможенную пошлину.
Если причина — брак, то оформляют акт выбраковки или несоответствия по качеству. Может понадобиться также акт экспертизы товара Торгово-промышленной палатой РФ, если такое условие прописано в договоре.
Если причины состоят в невозможности оплаты таможенных платежей или исполнения финансовых обязательств перед продавцом, то в таможенный орган нужно предоставить письменное объяснение по сути дела.
Если товар поступил с неправильными коммерческими документами или вообще без должного комплекта документов, то пишут письменное пояснение с указанием этих обстоятельств для таможенного органа.
Таможенная декларация и письменное пояснение импортера о причинах заявления реэкспорта — это основание для начала процедуры реэкспорта, без них таможня не станет принимать решение.
Важный момент: товар может считаться некачественным как по законодательным нормам, например техрегламенту ТС, так и по договоренности между сторонами, которые закреплены в контракте. Например, может быть не тот материал изготовления или цвет не тот, о котором договорились, или применены другие технические, инженерные решения.
Опытные импортеры всегда заранее прописывают в контрактах, как именно подтверждается соответствие или несоответствие товара качеству.
Составлять акт по форме ТОРГ-3 необязательно, достаточно подробно описать, чем товар не подходит, и сфотографировать брак.
Если товар технически сложный или несоответствие качеству зафиксировать визуально тяжело, то импортеры обращаются за экспертным заключением к профессионалам. Например, в Торгово-промышленную палату или в отраслевые аккредитованные лаборатории.
Заявление пишут в свободной форме. В нем нужно описать суть ситуации и причины, по которым товар невозможно использовать или ввезти на территорию России. Заявление подписывает уполномоченное лицо импортера.
Вот что нужно сделать в заявлении:
Таможенную декларацию при реэкспорте можно подавать и без такого заявления в произвольной форме. Цель заявления — кратко изложить таможенному инспектору, почему груз возвращают.
Договор с поставщиком. В договоре должен быть предусмотрен возврат бракованного товара — это показывает, что поставщик согласен принять брак и груз не станет простаивать в пункте вывоза или транзитном порту. Дополнительное соглашение с поставщиком о возврате товара тоже подойдет.
Разрешение госорганов на вывоз. Если товары подлежат экологическому, санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю, вывезти их можно только с разрешения госорганов — даже если импортер просто возвращает их обратно поставщику. Это касается, например, детских игрушек и одежды, бытовой химии, косметики, медицинских приборов. Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза.
Отдельное разрешение на вывоз требуется на товары двойного назначения — это продукция, которая потенциально может использоваться для вооружения и военных целей. Например, это некоторые виды датчиков и дистанционных пусковых механизмов, средства слежения и источники электромагнитных импульсов.
После того как таможня рассмотрит заявление, она проведет досмотр товара, чтобы убедиться, что его не использовали по назначению и импортер не пытается вместо этого груза вывезти какой-нибудь другой. Товар будут досматривать на складе временного хранения — это место для нерастаможенных грузов, установленное Федеральной таможенной службой. Поэтому, если груз лежит где-то в другом месте, для досмотра его придется перевезти на СВХ.
После того как предприниматель-импортер закончит оформлять реэкспорт, он подает на таможню гарантийное письмо — этот документ подтверждает, что импортер вывезет груз за пределы таможенной территории ЕАЭС. Его составляют в свободной форме, главное — указать, что импортер обязуется вывезти за пределы таможенной территории ЕАЭС в определенные сроки.
В какие сроки можно применить реэкспорт
Сам режим реэкспорта можно применить в течение одного года с того дня, как закрыли процедуру импорта, то есть оплатили таможенные платежи, пошлину и НДС.
Такой долгий срок указан на случай, если товар уже используется: например, когда брак в пуховиках обнаружился уже на стойках в магазине. Или привезли сложное оборудование, смонтировали и запустили, а потом выяснилось, что оно не выходит на заявленную производительность.
За год импортер успеет собрать всю партию и подать заявление на реэкспорт.
Сроки возврата товара
Товары, к которым применен режим реэкспорта, предприниматель должен отправить обратно поставщику в течение 4 месяцев с того дня, как таможня выпустила декларацию на товары, то есть завершила таможенное оформление и выдала товар импортеру.
Лучше с этим не затягивать: для начинающего импортера 4 месяца — небольшой срок.
За это время импортеру нужно уведомить поставщика о возврате товара, выбрать способ перевозки и перевозчика, заключить с ним договор, погрузить товар в контейнер и проследить, чтобы он покинул территорию страны.
Случиться может разное: например, в 2020 году возник дефицит транспортных контейнеров, и импортерам приходилось ждать два месяца, только чтобы получить свободный.
Можно ли заявить товар к реэкспорту до растаможки
Часто проблемы с грузом выясняются еще до уплаты таможенных платежей. Например, таможня решает досмотреть груз, и импортер во время проверки замечает брак.
В таких случаях можно заявить товары к реэкспорту и не платить пошлины и НДС. Для этого импортер так же собирает доказательства некондиции товара и подает на таможню заявление с просьбой изменить таможенный режим с «Импорта» на «Реэкспорт».
После того как таможня еще раз проверит груз, предприниматель должен отправить его обратно поставщику в течение 4 месяцев.
Кажется, что применить реэкспорт еще до растаможки удобнее, чем сначала платить пошлины и НДС, а потом возвращать их назад. Но пока груз не растаможен, у предпринимателя есть только один способ проверить товар — договориться о предварительном осмотре товара на таможне, о нем расскажем дальше.
Как избежать ситуации с возвратом товара
Чтобы не тратить время и деньги на перевозку бракованного груза обратно, нужно сделать следующее.
Инспекцию особенно имеет смысл проводить в высокие торговые сезоны, например перед новогодними праздниками. В это время производители стараются сделать как можно больше товара, и количество брака резко вырастает.
В моей практике бывали такие случаи, вот пара примеров.
При инспекции товара за рубежом однажды выяснилось, что упаковка слишком хлипкая, и товар из-за этого мог с большой вероятностью повредиться в дороге.
В другой раз мы обнаружили, что зарядники к партии смартфонов не подходят для российской электросети, а при инспекции партии пуховиков заметили слишком сильный запах фенола, что не соответствует техническим регламентам ТС ЕАЭС.
Запросить у поставщика фото товара и упаковки перед отгрузкой. Так можно будет оценить, нормально ли упакован товар и нет ли видимых повреждений.
Для коммуникации лучше использовать только электронную почту, которая прописана в контракте как почта для обмена информацией. Не ведите деловые переписки в мессенджерах: даже если суд согласится рассматривать переписку из мессенджера, адресат может удалить сообщения. С почтой так сделать не получится.
Как упростить возврат товара
Реэкспорт и возврат товара отнимает много времени и денег: импортер вынужден оплачивать хранение груза на СВХ или перевозку до своего склада, пока собирает нужные документы и ждет решения таможни.
Вот что можно сделать, чтобы ускорить процесс возврата товара и сберечь деньги.
Заранее договориться с поставщиком о возможном возврате товара. Процедуру возврата нужно подробно описать в договоре поставки:
Без этих пунктов в договоре поставщик может просто отказаться принимать груз обратно, а импортеру придется утилизировать товар или вывозить его в другую страну за свой счет.
В моей практике было много случаев, когда из-за разногласий между поставщиком и предпринимателем в портах скапливались десятки контейнеров с дешевыми некачественными товарами — особенно перед какими-либо праздниками.
Если иностранный партнер всячески уклоняется от принятия таких условий — есть повод задуматься, стоит ли с ним работать.
Прописать в договоре характеристики товара. Это поможет доказать поставщику, что товар получен не того качества и не тех характеристик, которые оговаривались в договоре. А еще будет проще обосновать таможне, почему вы хотите оформить реэкспорт.
Главное — описать технические, потребительские, визуальные и другие характеристики товара максимально четко. Если есть возможность, можно даже указать в отдельной спецификации фото или эскиз внешнего вида товара с прописанными параметрами.
Дополнительно в договоре можно сослаться на качественные характеристики по национальным стандартам поставщика или по российским — например, по ТР ТС ЕАЭС. Это тоже поможет доказать, что товар пришел в бракованном состоянии.
Заранее организовать индивидуальную разметку грузовых мест и упаковки товаров. Пометить товар можно с помощью ярлыков, серийных номеров, артикулов — все это поможет идентифицировать товар и доказать таможне, что предприниматель отправляет обратно именно ввезенный товар, а не любой другой груз.
Товары маркирует поставщик до того, как груз привезут на таможенную территорию ЕАЭС. Макет маркировки (не путать с обязательной маркировкой товаров) предоставляет импортер. Идеально, если в договоре будет указан образец разметки и его описание.
Примеры формулировок в договоре
На ярлыке должны быть указаны:
1. Дата изготовления в формате ДД.ММ.ГГ.
2. Состав ткани.
3. Страна производителя.
4. Условия стирки по ГОСТ № 385422.
5. Серийный шестизначный номер каждого изделия.
6. Надпись «Ни одна овечка не пострадала».
Согласно п. 4.5 данного Договора, к каждому изделию с внутренней стороны воротника должен быть пришит ярлык для идентификации товара.
Пример плохой формулировки в договоре:
Согласно п. 4.5 данного Договора, к каждому изделию с внутренней стороны воротника должен быть пришит ярлык для идентификации товара.
Пример хорошей формулировки:
На ярлыке должны быть указаны:
Разметки, номера партии и даты изготовления поставщик прописывает в упаковочных листах и инвойсах до доставки груза. Как вариант, на каждую товарную партию можно составить отгрузочную спецификацию — документ с перечнем всех товаров в партии с маркировками и ярлыками.
Если таможня решила досмотреть товар при ввозе, постарайтесь внести сведения о разметке, ярлыках и упаковке в акт досмотра. Таможня пристально следит за этой маркировкой, и чем точнее она будет указана во всех документах, тем проще оформить процедуру реэкспорта.
Договориться о предварительном осмотре товара. Предварительный осмотр — это не то же самое, что предотгрузочная инспекция.
Его перед растаможкой проводит независимый таможенный представитель — специалист, декларирующий товары в таможне в интересах импортера. Он проверяет, нет ли ошибок в таможенной документации, соответствует ли код товарной номенклатуры — ТН ВЭД — и есть ли у товара сертификат соответствия Таможенного союза.
стоит предварительный осмотр товара на таможне
Это необязательная процедура, но во время нее проверяющий может обратить внимание на качество товара, например заметить нехарактерный запах или увидеть повреждения.