не та речь хороша что убеждает

Семинар Речевая коммуникация и речевое поведение педагога

«Речевая коммуникация и речевое поведение педагога»

«Наши слова имеют крылья, но часто

летят не туда, куда мы хотим».

Цель: осознание педагогами коммуникативной культуры как условия комфортного существования личности, её самореализации.

учить продуктивному участию в процессе общения;

учить педагогов применению навыков построения текстов;

учить достижению коммуникативных целей.

Усвоение языка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь. Известный поэт Е. Винокуров писал:

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

Но, чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот открыть». Потенциальные возможности языка (языковые системы) не только достаточны для того, чтобы сообщить информацию, но и позволяют воздействовать на сознание слушателя и при этом вызвать к ней желаемое отношение. Однако используется разнообразие языка каждым человеком по-разному. Поэтому одни обладают высокой культурой речи, то есть совокупностью таких свойств, которые позволяют говорить о её совершенстве; другие же едва овладевают речевой грамотностью. Одни только говорят, другие умеют разговаривать. Примечательны в этом отношении афористические высказывания В.О. Ключевского: «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают».Очевидно, что Ключевский соотносит способность «разговаривать» с самой способностью мыслить, думать. Он видит в этой способности показатель интеллекта, отражающего возможность адаптироваться к окружающей среде, умение эффективно действовать в конкретных жизненных ситуациях, то есть всё то, что является результатом социализации личности.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. Поэтому искусство говорить нужно для социальной реализации своих творческих потенций. Ведь овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, причём настолько, что способен порой определить и судьбу человека. Сегодня в нашей стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений. убеждений, оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Слово, умное, уместное, доброе, точное, выразительное, доступное и правильно понятое, преобразует нашу жизнь, делает её добрее, богаче, если, конечно, умело им пользоваться.

Поэтому словом – свободно и грамотно – должен владеть любой наставник, любой педагог. Учитель – это не тот, кто говорит, а тот, кого слушают.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчинёнными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Риторика – это искусство эффективного и результативного общения.

Педагог начинается с риторики – науки о речи, о влиятельной речи авторитетного человека. У владеющего педагогической риторикой не может быть сорвано занятие. Ведь уметь вести занятие – это значит уметь вести за собой. Нечасто можно встретить человека, хорошо владеющего своей речью, умеющего грамотно и красиво говорить.

«Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают, потому что их мысли хуже их слов, а чувства хуже самих мыслей» (афористические высказывания В.О. Ключевского).

Без сомнения, знание основ риторики общения, практическое их применение позволят педагогу приобрести чувство уверенности и стать более «раскованным» и коммуникабельным. Только человек, свободно владеющий родной речью и логикой, может добиться успехов в жизни и в своей непосредственной деятельности.

Поэтому овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи жизненно необходимо педагогам.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Если справедлива пословица «По одёжке встречают, по уму провожают», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова – «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверным судить о человеке только по его словам, но и в тоже время невозможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древнейших времён: «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).

В этом же плане интересно высказывание И. Лафатера, приведённое Л.Н.Толстым в его «Круге чтения»: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

Учитывая, что в центре современной риторики находится человек, который общается, то её основной задачей является обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.

Что же понимается под эффективным общением, или какое общение можно назвать эффективным?

Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана, например:

Я прошу о чём-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, что прошу.

Я хочу разделить горе человека, утешить его (задача духовного плана), и мне это удаётся.

Развивая эту конструктивную мысль об эффективном общении, необходимо подчеркнуть, что все древние риторы много внимания уделяли уместной речи. В своё время Цицерон высказывал такую мысль: «… Я полагаю, что не всегда, не при всех, не против всякого, не со всяким следует говорить одинаково. Поэтому красноречивым будет тот, кто сумеет примениться в своей речи ко всему, что окажется уместным».

Существуют различные подходы к классификации общения. Прежде всего, выделяют общение :

бытовое (связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом);

деловое (общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т.д.).

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие в и д ы:

по цели: фатическое и нефатическое;

по средствам: вербальное и невербальное;

по положению в пространстве: контактное – дистантное;

с учётом формы используемой речи: устное и письменное;

в зависимости от переменной и постоянной позиции (я – говорящего и ты слушающего): диалогическое – монологическое;

с точки зрения количества участников и условий: межличностное – массовое, частное – официальное.

Фатическое общение – содержательно и информативно. Люди обмениваются мыслями, чувствами, идеями.

Нефатическое общение – формальное общение, для поддержания контакта.

Вербальное общение – при помощи слов.

Невербальное общение – мимика, жесты.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт:

вербальных средств на 7 %;

за счёт звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и громкость звука) на 38 %;

за счёт невербальных средств – 55 %.

Контактное общение – непосредственное общение (беседа, разговор, доклад).

Дистантное общение – опосредованное общение, при котором общение происходит на расстоянии. Собеседники разделены временем и пространством (телефон, письмо, книга, произведения искусства).

Диалог – форма речи, характеризующаяся сменой высказывания двух или нескольких говорящих или обменом репликами. Первичная, естественная форма языкового общения.

Монолог – форма развёрнутого речевого высказывания, представляющая собой речь, обращённую к самому себе или другим, в отличии от диалога не рассчитанную на непосредственную реакцию другого лица (доклад, личное письмо, выступление на конференции).

Массовое общение – «один – много» (радио, телевидение, концертный зал).

Предлагаем небольшой кроссворд речевого общения. Отметить важные свойства устной речи, которые помогают передать настроение, чувства, состояние говорящего.

(тон, темп, громкость).

Обыграть слова «Иди сюда» десятью оттенками голоса.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗГОВОРА.

1 . Обоюдное желание вести разговор.

Подобные ситуации в нашей жизни встречаются довольно часто. Они разнообразны. Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остаётся в таких случаях только встать и поменять место или уйти.

Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разными: недомогание, усталость. хандра, необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его.

В таких случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором, чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у партнёра появится необходимость в общении.

2. Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил своё понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования предъявлять к участникам общения. В этом отношении особенно показательны пословицы и поговорки.

Осмысление народной мудрости позволяет нам лучше ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить наиболее верные решения.

Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны обогащать человека, развивать его интеллект, содержать в себе что-то новое, неизвестное, поучительное. Тогда общение приносит удовлетворение собеседникам, рождает взаимное уважение, обогащает жизненный опыт: «В чужой беседе всяк ума наберётся».

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к словам, речи, языку:

«Слово не зря молвится»;

«Когда говоришь – думай»;

«Не бросай слов на ветер»;

«Не следует слова тратить попусту»;

«Не спеши языком, торопись делом.

Содержательная, умная беседа доставляет человеку наслаждение, приносит радость, создаёт хорошее настроение. Народ говорит:

«Красно поле пшеном, а беседа умом»;

«Хорошую речь хорошо слушать».

К сожалению, нередко люди занимаются пустыми разговорами, перемывают косточки своим знакомым, сплетничают. Пословицы выражают отрицательное отношение к таким разговорам:

«Говорит день до вечера, а послушать нечего»;

«Во многословии не без пустословия»;

«Много наговорено, да мало сказано».

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого – никакой пользы, и то и другое не приносит радости, удовлетворения. «Наговорили, что наварили, а глянь – ан и нет ничего».

Общение – двусторонний процесс. В нём участвуют, по меньшей мере, два человека, и от каждого из них зависит, каким будет собеседование.

Очень неприятно, когда тебя не слушают, но ещё хуже, когда один из участников диалога, не дослушав, включается в разговор, и одновременно звучат два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях, собраниях, дискуссиях. Пословица предостерегает: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах:

«Он на ветер слов не бросает»;

«Он за словом в карман не полезет».

Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре – положительные качества говорящего.

Перечислим теперь к а ч е с т в а. которые н е ж е л а т е л ь н ы, не создают комфорта п р и

всезнайство («У него на всякий спрос есть ответ»);

неумение и нежелание понять собеседника («Наш разговор – разговор глухих», «Мы говорим на разных языках»);

упрямство в отстаивании своих суждений («С ним натощак не сговоришься», «С тобой говорить надо, гороху наевшись»);

отсутствие логики в разговоре («Я ему про Фому, а он мне про Ерёму»);

непоследовательность изложения, противоречивость высказывания («Ты ему слово, а он тебе десять»).

Поэтому следует быть осторожными в выборе слов, помнить:

«Слово не стрела, но пуще стрелы ранит»;

«Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесённой словом, врач бессилен»;

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»;

«Много бранился, а добра не добился».

Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению:

«Всякая ссора красна миром»;

«С кем побранюсь, с тем и помирюсь»;

«С людьми мирись, а с грехами бранись».

Как видим, пословицы призывают к сдержанности в разговоре, к уважительному отношению.

Игровое упражнение «Пословицы».

Пословицы – это малые тексты большого смысла.

Цели: учить читать и «ловить зёрна смысла» пословицы; строить ответ рассуждение, логично и чётко аргументируя свои доводы (учимся рассуждать).

Прочитать пословицу, сформулировать своими словами смысл этой пословицы, найти аналогичную по смыслу русскую пословицу.

Язык беду приводит (китайская) – Язык мой – враг мой (русская).

Лучше плотва в кадке, чем щука в озере (финская). – Лучше синица в руках, чем журавль в небе (русская).

На бедного сироту все камни летят (афганская). – На бедного Макара все шишки валятся (русская).

Свой рост всегда ближе (финская). – Своя рубашка ближе к телу (русская).

Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения и сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Прежде всего, современная риторика интересуется речью устной.

Ядром, центром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывается как совокупность трёх этапов: изобретение содержания, расположение изобретённого в нужном порядке и словесное выражение. Каждый из трёх этапов на пути от мысли к слову составлял предмет одной из частей риторики как науки и практического мастерства.

Вот три главных вопроса на которые мы учимся отвечать, чтобы овладеть мастерством эффективной речи:

В какой последовательности?

Как (какими словами)?

Желтая шляпа – оптимистическое мышление.

Сейчас мы разделимся на команды (шесть подгрупп) и распределим шляпы.

Затем выберем какое-либо жизненное событие и попробуем примерить чудесные шляпы:

1. Тем, кто наденет Белую шляпу, важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:

не та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждаетне та речь хороша что убеждает. Смотреть фото не та речь хороша что убеждает. Смотреть картинку не та речь хороша что убеждает. Картинка про не та речь хороша что убеждает. Фото не та речь хороша что убеждает

2. Тем, кто наденет Черную шляпу, надо подумать о том, что самое плохое, самое неприятное и самое страшное может произойти в этой ситуации.

3. Тем, кто наденет Красную шляпу, важно умение проживать чувства, побыть в роли актера. Что чувствовал человек, когда все происходило?

4. Те, кто наденет Желтую шляпу, видят мир в розовом цвете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том, что произошло?

5. Те, кто наденет Зелёную шляпу – писатели, художники, изобретатели.

Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!

Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

Очень важно учиться думать различными способами.

Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес друг друга, и начинаем, например, так: «Вы всегда ведете себя так. », «Ты меня все время обвиняешь», «Ты, как всегда, не готов. » На такие высказывания противоположная сторона отвечает обычно отрицанием, обидой, защитой. Учитесь слушать друг друга и слышать! Задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять собеседника!

Еще один навык эффективного общения – «Я-высказывание».

В отличие от «Ты-высказывания», примеры которого только что прозвучали, «Я–высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки, при помощи выражения вашего чувства. Это высказывание не несет обвинения в адрес другого человека, а просто констатирует факт возникновения чувств.

Навык эффективного общения «Я-высказывание»

1. Объективно описать событие, ситуацию, без экспрессии, вызывающей напряжение («когда я вижу, что…», «когда это происходит…»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («я чувствую…», «я огорчаюсь…», «я не знаю, как реагировать…»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («потому что я не люблю…», «мне бы хотелось…»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («возможно, тебе стоит поступить так…», «в следующий раз сделай так …»).

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы

Формула: Ситуация + «Я–чувство» + Объяснение

Предлагаю поработать в группах. Каждая группа получит набор фраз (2-4). Данные фразы следует переформулировать, используя «Я-высказывание».

Фразы для обсуждения в группах (например):

«Вы всегда ведете себя так плохо».

«Увы, ты опять все испортил».

«Ты меня все время обвиняешь».

«Твой внешний вид меня пугает».

«С вами невозможно провести хорошее занятие».

Каждая группа озвучивает свои варианты перефомулировок.

Для более точного восприятия другого человека очень важно умение чувствовать партнера по общению. Не меньшее значение имеет способность осознавать свои собственные чувства и действия в различные моменты общения с другими членами группы.

Одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы – способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Читаю педагогам неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предлагаю им продолжить рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами:

Представить, что Вы гуляете во дворе с друзьями: как Вы отнесётесь к появлению первого снега?

Затем представить, что Вы водитель грузовика, едущего по дороге; лётчик, отправляющийся в полёт; ворона, сидящая на дереве; зайчик в лесу (аналогичных рассказов можно придумать множество).

Использование придуманных сюжетов – хорошее упражнение для развития умения смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. Естественно, от такого простого, условного «перемещения» на место другого человека, живого или даже неживого объекта ещё бесконечно далеко до способности, называемой сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.

Предлагаю Упражнение «Синий и красный карандаш»

Предлагаю одному человеку из группы рассказать о своей проблеме.

Каждый присутствующий по кругу, 1 раз говорит что-нибудь по поводу данной проблемы, начиная со слов: «мне бы твои проблемы», или «сам виноват…».

Затем все участники снова высказываются, но свои слова начинают так: «все равно ты молодец, потому что…».

У человека, рассказавшего о своей проблеме, спрашивают, как он себя чувствовал в первом и втором случае.

У моего друга проблема!

Задайте себе вопрос: Если бы у меня была такая же проблема, как бы я себя чувствовал?

Смысл поддержки: Важно! Дать объективно существующий позитив в ситуации испытываемого человеком негатива.

Не менее, а возможно и более важно уметь поддерживать самого себя.

У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко. Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры, не умеют думать о себе в позитивном ключе. Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа, общение с другими людьми, возможность поделиться с ними мыслями и чувствами.

Для более успешного общения с окружающими необходимо развитие умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей.

Очень немногие среди нас умеют по-настоящему слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя. Человек очень часто неспособен вступать в контакт с окружающими, не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием.

Проведём ещё одно упражнение эксперимент.

Инструкция: Согните лист пополам; еще раз пополам; оторвите верхний правый угол; оторвите нижний правый угол.

Откройте глаза. Что получилось?

Узоры у всех различные. Есть похожие, но одинаковых нет, хотя инструкция для всех звучала одинаково.

Вывод: В процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга.

Ещё одним из важных условий эффективного общения – это умение передавать суть сказанного своими словами.

Например, четверостишие «Идёт, бычок, качается, вздыхает на ходу …» после выполнения задания будет выглядеть, возможно, так:

«Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом, и сокрушается он по мере перемещения пешком: «Скоро, ох скоро жердочка оборвётся, и он немедленно будет повержен».

Главное – необходимость передавать суть сказанного.

Для гармонизации отношений взрослых и детей и взрослых друг с другом важно знакомиться с технологиями и овладевать навыками эффективного общения.

Навыки эффективного общения это:

«Я-высказывание», умение говорить о своих чувствах.

Активное слушание, умение понять чувства другого человека.

Умение задавать уточняющие вопросы.

Умение идти на компромисс.

Умение предлагать альтернативное решение.

Умение приводить аргументы.

Умение не демонстрировать свои эмоции, а говорить о них, проговаривать.

Технологичность педагогической деятельности предполагает р я д т р е б о в а н и й :

во-первых, точность передачи научной информации при любой степени её адаптации в учебных целях;

в-третьих, не забывать о нормативной функции педагогического общения. Учебно-научная речь педагога воспринимается как образец.

Цель педагогического общения успешно реализуется в том случае, если педагог, хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова и те формы речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации.

Речь педагога является образцом для подражания, своеобразным наглядным пособием.

Предлагаю тест на коммуникативные навыки. Есть ли у Вас трудности с поведением в конфликтных ситуациях; умеете ли Вы удерживать цель разговора; вести переговоры; есть ли у Вас трудности в общении.

Предлагаю педагогам памятки:

Советы желающим овладеть культурой общения;

Рекомендации по ведению деловых бесед.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *