не радуйтесь тому что бесы вам повинуются
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 10:17
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Блж. Феофилакт Болгарский
Прот. Иоанн Бухарев
Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем
Возвратились (возвратишася). Непосредственно за посланием 70-ти Апостолов, св. Лука говорит уже об их возвращении, хотя без сомнения между посланием и возвращением был более или менее значительный промежуток времени, и можно также с вероятностию предполагать, что они, посланные в разные города и места, возвратились не все вдруг. Евангелист кратко повествует о сем и совмещает все частности события в одном общем рассказе. (Мих.)
И беси повинуются нам о имени Твоем, т. е. именем Твоим мы повелеваем бесам выходить из одержимых ими, и они выходят. Из всей деятельности эта власть изгонять бесов особенно поразила Апостолов, как более наглядное доказательство их апостольства и силы их Учителя, и вот они возвещают о том Господу с радостию (Мих.).
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем
Ученики, конечно, не сразу все вернулись из путешествия, но евангелист Лука, изображая только существо дела, представляет их собравшимися в одно и то же время вокруг Христа и рассказывающими о результате их путешествия. Впрочем, евангелист не упоминает о том, как встретили учеников в городах, он считает более важным сообщить разговор Христа с 70 по поводу тех чудотворений, которые они совершали во время своего путешествия.
«И бесы повинуются нам». Господь не дал 70 прямого повеления изгонять бесов, как 12-ти (Лк.9:1). Поэтому-то 70 так и обрадовались, когда их попытки изгонять бесов из бесноватых увенчались успехом.
«О имени Твоем», т. е. как только мы провозглашали Твое имя (ср. Лк.9:49).
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 10:20
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Господь, даровав ученикам Своим власть попирать змей и скорпионов, присовокупил: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех». «Радуйтесь не столько о том, – говорит блаженный Феофилакт, – что бесы вам повинуются, сколько о том, что имена ваши написаны на небе, не чернилами – Божественной благодатью и Божией памятью», молитвой Иисусовой. Таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы.
Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Прп. Иоанн Лествичник
«О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы» (Ин.13:35), «не яко беси нам повинуются,… но яко имена наша написана суть на небеси смирения».
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
Прп. Максим Исповедник
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Главы о богословии.
Прав. Иоанн Кронштадтский
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Имена семидесяти апостолов уже были в книгах жизни прежде окончания их подвигов земной жизни, когда заслуг с их стороны было еще очень мало: потому что они обращены были из иудеев, потому что Господь предвидел их верность Евангелию: кого Он предузнал, тем и предопределил [слав.: ихже бо предуведе, тех и предустави] (Рим. 8,29). По всей вероятности, и между нами, христианами, есть немало таких людей, коих имена в книгах жизни.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Прот. Иоанн Бухарев
Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех
Обаче (однакож) о сем не радуйтеся, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения (Мф. 6:25-34 и др.).
Но больше радуйтесь тому, что (яко) имена ваши написаны на небесах, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным на небесах значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его (Исх. 32:32-33; Откр. 3:5 и др. (Мих.).
Толкование на Евангелие от Луки.
Лопухин А.П.
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Впрочем, вы должны радоваться не столько тому, что у вас есть такая власть, а тому, что вам предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном. Еще в Ветхом Завете встречаются поэтические места, в которых Бог изображается ведущим у Себя книгу жизни, в которую вносит имена людей, заслуживающих быть гражданами Небесного Царства (Исх.32:32 и сл.; Пс.68:29; Ис.4:3). В эту книгу записаны и 70.
Толкование на От Луки 10:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Луки 10:17 / Лк 10:17
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Источник: Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 17−20 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Прежде сказал евангелист, что Господь послал семьдесят учеников, а теперь говорит, что они возвратились с радостью о том, что они не только от других каких болезней исцеляли, но избавляли еще от большего зла — от демонов. Смотри, как они далеки от высокомудрия; ибо они говорят Господу: «о имени Твоем» повинуются нам бесы, по Твоей благодати, а не по нашей силе. А Господь сказал им: не дивитесь тому, что бесы вам повинуются, ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно. Как молния спал с неба сатана потому, что он был светом, архангелом и денницею, хотя теперь и стал тьмой. Если же он спал с неба, то рабы его, разумею бесов, чего не потерпят? Некоторые слова «с неба» разумеют так: от славы. Так как семьдесят сказали Господу, что им бесы повинуются, то Он говорит: это и Я знал, ибо Я видел, как сатана спал с неба, то есть лишился славы, которую он имел, и чести. До пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе. — Се даю вам власть попирать силы его. Ибо змеи и скорпионы суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть змеи, а те, кои более скрытым образом поражают, суть скорпионы. Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них! Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: однако же не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), но более радуйтесь тому, что имена ваши на небесах написаны не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, что имена ваши написаны на небесах и не забываются Богом.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем
Ученики, конечно, не сразу все вернулись из путешествия, но евангелист Лука, изображая только существо дела, представляет их собравшимися в одно и то же время вокруг Христа и рассказывающими о результате их путешествия. Впрочем, евангелист не упоминает о том, как встретили учеников в городах, он считает более важным сообщить разговор Христа с 70 по поводу тех чудотворений, которые они совершали во время своего путешествия.
«И бесы повинуются нам». Господь не дал 70 прямого повеления изгонять бесов, как 12-ти (Лк.9:1). Поэтому-то 70 так и обрадовались, когда их попытки изгонять бесов из бесноватых увенчались успехом.
«О имени Твоем», т. е. как только мы провозглашали Твое имя (ср. Лк.9:49).
Толкование на От Луки 10:20
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Луки 10:20 / Лк 10:20
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Господь, даровав ученикам Своим власть попирать змей и скорпионов, присовокупил: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех». «Радуйтесь не столько о том, — говорит блаженный Феофилакт, — что бесы вам повинуются, сколько о том, что имена ваши написаны на небе, не чернилами — Божественной благодатью и Божией памятью», молитвой Иисусовой. Таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге — вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели — дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы.
Источник: Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Иоанн Лествичник (VI—VII вв.)
«О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы» (Ин.13:35), «не яко беси нам повинуются,… но яко имена наша написана суть на небеси смирения».
Источник: Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
Максим Исповедник (580−662)
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Для духовной радости душе недостаточно владычествовать над страстями, если она при этом не стяжает добродетели исполнением заповедей. Ибо [сказано]: Не радуйтесь, что духи вам повинуются — то есть действия страстей, порадуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах — то есть что они начертаны в месте бесстрастия, благодаря благодати усыновления и через осуществление добродетелей.
Источник: Главы о богословии.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Имена семидесяти апостолов уже были в книгах жизни прежде окончания их подвигов земной жизни, когда заслуг с их стороны было еще очень мало: потому что они обращены были из иудеев, потому что Господь предвидел их верность Евангелию: кого Он предузнал, тем и предопределил [слав.: ихже бо предуведе, тех и предустави] (Рим. 8,29). По всей вероятности, и между нами, христианами, есть немало таких людей, коих имена в книгах жизни.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Лопухин А.П. (1852−1904)
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Впрочем, вы должны радоваться не столько тому, что у вас есть такая власть, а тому, что вам предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном. Еще в Ветхом Завете встречаются поэтические места, в которых Бог изображается ведущим у Себя книгу жизни, в которую вносит имена людей, заслуживающих быть гражданами Небесного Царства (Исх.32:32 и сл.; Пс.68:29; Ис.4:3). В эту книгу записаны и 70.
Евангелие по Луке 10:20
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Лопухин А.П.
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Впрочем, вы должны радоваться не столько тому, что у вас есть такая власть, а тому, что вам предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном. Еще в Ветхом Завете встречаются поэтические места, в которых Бог изображается ведущим у Себя книгу жизни, в которую вносит имена людей, заслуживающих быть гражданами Небесного Царства ( Исх.32:32 и сл.; Пс.68:29 ; Ис.4:3 ). В эту книгу записаны и 70.
Прав. Иоанн Кронштадтский
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Прп. Иоанн Лествичник
Прп. Максим Исповедник
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах
Господь, даровав ученикам Своим власть попирать змей и скорпионов, присовокупил: «Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех». «Радуйтесь не столько о том, – говорит блаженный Феофилакт, – что бесы вам повинуются, сколько о том, что имена ваши написаны на небе, не чернилами – Божественной благодатью и Божией памятью», молитвой Иисусовой. Таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели – дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтобы сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению, не претерпеть страшного поражения по поводу самой победы.