не работает честный знак что делать
Проблемы маркировки товара: нюансы и сложности работы с системой Честный ЗНАК
Все больше товарных категорий попадают под требования системы маркировки и прослеживаемости товаров. Для легкой промышленности запрет на оборот без кодов маркировки стартует с боем курантов — 1 января 2021 года. Чтобы быть готовым, бизнесу нужно понимать нюансы нововведения и проблемы, которые придется решать, запуская процесс. Мы изучили мнения экспертов рынка и собрали все сложности и нюансы маркировки в отдельный обзор.
Основные проблемы маркировки товаров
Сложности маркировки продукции ждут всех участников оборота: производителей, оптовиков, розницу и импортеров. Конечно, масштаб изменений будет отличаться для небольшого магазина и крупного дистрибьютора.
Но основные проблемы, с которыми столкнется бизнес, не зависят от роли участника, а обусловлены особенностями подготовки к работе с системой «Честный Знак» и теми процессами, которые организовало для предпринимателей государство.
Сложность №1: подготовка к регистрации в системе Честный Знак
Первое, что необходимо сделать каждому участнику оборота — пройти регистрацию в Честном Знаке. Несмотря на то, что в системе маркировки процесс продуман и построен достаточно просто, для успешной регистрации потребуется подготовка.
Для начала необходимо оформить криптоподпись. УКЭП выпускается только на руководителя компании, за исключением двух случаев.
На этом сложности не заканчиваются. Сама регистрация невозможна, если компьютер не пройдет по техническим требованиям «Честного Знака», а именно:
Помимо чисто технических нюансов, появятся финансовые траты: приобретение лицензии на право использования средства криптографической защиты информации.
Чтобы получить доступ в личный кабинет «Честный Знак» и начать работу, потребуется ввести идентификатор, выданный оператором электронного документооборота, или указать ЭДО Лайт. Можно добавить сотрудников, имеющих право работы с документами в системе «Честный Знак» помимо руководителя, указав дополнительные сертификаты УКЭП (за них нужно платить отдельно).
Наконец, потребуется подписать с оператором маркировки договоры для каждой товарной группы, их формы утверждены Министерством торговли. Документы формируются автоматически исходя из данных профиля компании. Без подписанного документа работать с маркировкой не получится.
Нюансы №2: получение кода маркировки на товар
Единым хранилищем информации о маркировке на все товары является «Национальный каталог маркированных товаров». Данные в него поступают через обмен информацией из ГС1 РУС, так как «Честный Знак» использует стандарты GS1 в качестве базовых.
Ассоциация ГС1 РУС или ЮНИСКАН — это организация, выдающая штрихкоды EAN. Большинство компаний в мире используют этот стандарт кодов для описания продукции. Кроме нее никто в России не может присвоить код системы GS1.
Чтобы стали доступны коды маркировки, сначала в системе «Честный Знак» нужно описать сами товары. Причем создание карточек возможно только через:
Если участник не является членом ГС1 РУС, создать карточки товаров невозможно, можно только регистрировать товарные остатки в упрощенном порядке.
Участие в ассоциации Юнискан оплачивается ежегодно.
Особенность №3: оплата кодов маркировки
Чтобы оформить заказ на коды маркировки, нужно их оплатить из расчета 60 копеек с НДС за один код. «Честный Знак» работает только по предоплате, поэтому придется пополнить баланс лицевого счета на нужную сумму. Причем для каждой товарной группы открывается отдельный лицевой счет.
Сам заказ размещается через раздел на сайте «Честный Знак» под названием «Станция управления заказами». Полученные коды отобразятся в реестре «Коды маркировки» в статусе «Эмитирован. Выпущен». Поручить выпуск кодов сторонним исполнителям или посредникам не получится, так как размещать заказы в системе могут только участники маркировки или владельцы товара.
Хранить коды после печати нельзя. Как только код эмитирован и напечатан, появится дата «Печать доступна до» и после нее напечатать или скачать коды будет невозможно.
Проблема №4: нанесение кода DataMatrix
Чтобы напечатать и нанести DataMatrix на продукцию, отведено 60 рабочих дней. После этого срока код аннулируют, заказывать и оплачивать КМ придется заново.
Для импортеров есть сложности с введением кодов в оборот. ДатаМатрикс уже должен быть нанесен, когда изделие попадает на территорию РФ:
Подать заявку на ввод в оборот может только организация с правом собственности на продукцию, а у импортера на момент выпуска кодов такого права еще нет.
Как можно организовать нанесение маркировки:
С организацией процесса нанесения кодов возможны проблемы. Далеко не каждое зарубежное производство согласится наладить у себя процесс маркировки изделий для импорта в Россию. Да и контролировать качество и правильность нанесения Data Matrix компаниям-импортерам проблематично.
Сложность №5: смена владельца маркированного товара
При продаже товара с кодом контрагентам нужно «передать» и маркировку, уведомив «Честный Знак». Делается это на основании универсального передаточного документа:
Однако ЦРПТ формирует УПД без признака счет-фактуры. И наоборот УПД со статусом счет-фактуры не передает маркировку между контрагентами.
Таким образом, для передачи маркировки нужно обменяться документами:
Если в цепи поставки участвует посредник, то коды маркировки сначала передаются ему, а потом конечному покупателю. Иной схемы в «Честный Знак» не предусмотрено.
Нюанс №6: потеря кодов маркировки
При приемке поступившей продукции все полученные коды маркировки должны сверяться. Делается это сканированием этикетки каждой единицы товара в УПД. При выявленных несоответствиях информация передается грузоотправителю.
В зависимости от типа несоответствия действия продавца отличаются:
Если в УПД присутствуют расхождения в маркировке, покупатель может отказаться от приемки товара до устранения поставщиком расхождений.
Особенность №7: возврат товара
Если покупатель решил вернуть маркированный товар в магазин, данные Data Matrix изделия нужно передать в «Честный Знак».
Выполнить это условие можно:
До момента уведомления оператора системы продавать изделие запрещено. Если же маркировка утрачена, придется выполнять перемаркировку.
Проблема №8: перемаркировка
Повторную маркировку производят, если:
По закону на перемаркировку отводится 20 дней. Что потребуется для перемаркировки:
В простом варианте вы имеете собственную дублирующую систему, где есть данные об утерянном штрихкоде и заказываете новый Data Matrix.
Но если данные утрачены и идентифицировать кодировку нет возможности, потребуется выступить в роли производителя и выпустить новый GTIN. Сделать это могут только организации, вступившие в Юнискан и оплатившие взнос.
Сложность №9: дополнительные издержки
Запуск маркировки влияет на всех участников логистической цепочки отрасли. Дополнительные операции скажутся на стоимости единицы товара и потребуют привлечения ресурсов как трудовых, так и денежных.
Для запуска прослеживаемости необходимо:
Возникнут издержки на дополнительное оборудование, доработку IT-систем, затраты на нанесение ДатаМатрикс, привлечение персонала для работы с кодами и проведение обучения сотрудников.
Крупные игроки рынка зачастую имеют возможность привлечь значительные ресурсы для внедрения обновлений и инвестировать дополнительные средства в оборудование и переоснащение линий. Для небольших компаний старт маркировки потребует меньших вложений.
Нюанс №10: проблемы для импортера
Компании, импортирующие продукцию, должны организовать нанесение маркировки на товар «до ввоза». Не все производители готовы взять на себя этот процесс, особенно если речь не идет о производствах на территории ЕАЭС или крупных поставках на российский рынок.
Использовать склады временного хранения для нанесение этикеток с марками запрещено законом. В таких случаях нанесение Data Matrix придется выполнять на таможенном складе. Или поручить это логистическому посреднику в Европе, оплачивая услуги по нанесению кодов в Евро.
Как легко настроить систему маркировки продукции
Понимая все проблемы и сложности внедрения обязательной маркировки для бизнеса, мы создали программное обеспечение GetMark. В ней учтены все нюансы, что делает организацию процесса простой и удобной для участников оборота обуви, одежды и текстиля (белья).
Полная интеграция с «Честный Знак»
Вся работа с маркировкой в ГетМарк выполняется в рамках одного меню, обмен данными с оператором происходит автоматически без вашего участия.
Учет продукции
Помимо решения проблем маркировки ГетМарк позволит вести учет товаров и заказов контрагентов в том же интерфейсе.
Мобильное приложение
ГетМарк разработал бесплатное приложение для Android и IOS. С его помощью можно работать в любом удобном месте.
Снижение издержек
Функционал ГетМарк позволяет не приобретать дополнительное оборудование. Камера смартфона с нашим приложением легко заменит 2D сканер и ТСД.
Все в одном
Возможность вести несколько юридических лиц в рамках одного кабинета снизит издержки на программное обеспечение и добавит удобства.
С ГетМарк настройка системы маркировки вашей продукции не доставит сложностей и позволит тратить время на развитие бизнеса.
Наказание за нарушение правил маркировки
Несмотря на все сложности подготовки и внедрения обязательной маркировки, обойтись без взаимодействия с системой «Честный Знак» и работать спокойно не получится.
Отсутствие Data Matrix на товарах приведет к конфискации товаров без кодов и денежным штрафам.
Взыскания будут такие:
Нарушения фиксируются в соответствии со статьей 15.12 КоАП
Кроме того, предусмотрены уголовные наказания, если докажут наличие нарушений в крупном размере:
Нарушения фиксируются в соответствии со статьей 171.1 УК РФ
Процесс внедрения маркировки действительно несет в себе сложности, это признают и эксперты, и участники рынка. Но изменения вводятся, и задача бизнеса звучит так: внедрить Data Matrix с минимальными издержками и не усложнить логистический процесс. Использование Гетмарк позволит провести изменения быстро и выиграть от изменений, автоматизировав операции в своей компании
Ошибки при обработке документов Честным знаком
Когда стороны сделки подписывают УПД, оператор ЭДО, передаёт в ГИС МТ «Честный ЗНАК» информацию, содержащуюся в этом документе. Затем в системе маркировки начинается дополнительная проверка документа и после завершения проверки, пользователь в личном кабинете системы маркировки может увидеть следующий результат:
Как узнать статус документа в Честном Знаке?
Для просмотра статуса документа необходимо выполнить следующие действия:
1. Перейдите в личный кабинет по ссылке
2. Выберите необходимую товарную группу:
3. Перейдите в раздел «Документы»:
4. В разделе «Документы» выберите вкладку «Документы»:
5. Статус документа можно отфильтровать:
6. Если есть документ со статус «Обработан с ошибкой», то ошибку можно посмотреть, зайдя в документ:
7. Для того чтобы посмотреть ошибку, нажмите на кнопку «Сформировать список ошибок»
8. Дождитесь формирования списка ошибок:
9. Затем скачайте список ошибок, нажав на кнопку «Скачать список ошибок»
10. Скачанный документ рекомендуется извлечь из архива и открыть через блокнот:
11. Затем в документе можно посмотреть текст ошибки:
В образце указан номер ошибки «24», «Статус кода маркировки <КМ>не соответствует выполняемой операции»
Проблемы подключения к системе Честный ЗНАК
Что необходимо для подключения к системе маркировки
1. Пройти регистрацию на сайте Честный Знак;
– Для регистрации потребуется УКЭП Руководителя организации.
– Регистрируется ИНН участника оборота.
– Не требуется регистрировать каждую торговую точку.
2. Обновить прошивку онлайн – кассы;
3. Приобрести 2D сканер штрихкода, если у вас его нет;
4. Обновить товароучетную программу;
5. Осуществить активацию участника;
6. Проверить наличие документа в ЛК участника о реализации;
Регистрация на сайте: https://честныйзнак.рф/
Хорошая новость, она упростилась, достаточно зайти в личный кабинет, не нужно вводить никаких данных, так как они подтягиваются из ЭЦП.
Корневой сертификат Честный Знак
Если у вас есть ключ с ЭЦП, то подробную инструкцию как установить корневой сертификат вы можете получать у аккредитованных удостоверяющих центров или там, где оформляли подпись.
Честный Знак плагин
Для входа в личный кабинет Честного Знака на компьютере должен быть установлен браузер с поддержкой плагина криптоключа.
Для работы с КЭП (КЭП должна быть оформлена на руководителя организации) необходимо:
Для работы с ключом ЕГАИС ((например рутокен), ключ должен быть оформлен на руководителя организации) необходимо:
Для работы с КЭП (КЭП должна быть оформлена на руководителя организации) необходимо:
Для работы с ключом ЕГАИС ((например рутокен), ключ должен быть оформлен на руководителя организации) необходимо:
Если у вас нет ЭЦП, выполните следующие шаги:
1. Оформите электронную подпись на руководителя организации или ИП. Подпись должна быть выпущена на руководителя организации или ИП.
2. Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью
Инструкция по настройке:
После первого входа вы сразу попадаете в личный кабинет. Для завершения регистрации зайдите в профиль, нажмите редактировать и заполните e-mail, номера телефона, если они не заполнены (обязательные поля).
Обновление прошивки кассы
И как быть, если касса не подключена к ОФД. Ведь, то что сказано на видео – это теория, а как будет на самом деле, мы ещё не знаем.
2D Сканеры
Тут тоже есть некоторые трудности. На большинстве моделей отключен режим инверторного чтения (то есть, когда код нанесен по белому на черном фоне) нужно включить данный режим, на Data Logic точно.
Обновление товароучетной программы
Тут обращайтесь к разработчикам вашего программного обеспечения.
(мы тестировали в своей программе «ТриАР-Розница»)
Активация участника
Активация для розничной торговой точки состоит из двух этапов:
Проверить наличие документа в ЛК участника о реализации
Для начала, надо уточнить, поддерживает ли передачу данных в ЦРПТ ваш оператор фискальных данных. Второе, на наших тестах данные в ОФД ушли, сообщение отобразилось.
Но данные пока не отобразились в честном знаке.
В Честном Знаке не отображается продажа?
Если проданные сигареты не отображаются в Честном Знаке, то одна из самых распространённых причин:
Вы не заключили дополнительное соглашение с вашим ОФД.
Без соглашения оператор отправлять чеки в Честный Знак не будет
(но ответственность за нарушение несёте вы).
Перечислим основные условия, которые должны быть соблюдены:
Если все условия соблюдены, а данные не отображаются в Честном Знаке, то необходимо, совместно с технической поддержкой вашего кассового оборудования и ПО, а также поддержкой ОФД, выяснить на каком этапе происходит сбой, и, соответственно, его устранить.
Штрафы за реализацию табачной продукции без маркировки
Немаркированные остатки сигарет можно продавать до 1 июля 2020 года.
Почему Честный ЗНАК не видит электронную подпись и другие ошибки ЭЦП
Для работы с маркировкой Честный ЗНАК необходима УКЭП, обычная ЭЦП не подойдет, почему — читайте в статье “Какая подпись нужна для маркировки Честный ЗНАК”. А в рамках этого материала разберемся, почему Честный ЗНАК не видит электронную подпись (УКЭП) и какие еще ошибки могут возникать при использовании электронной подписи (ЭП) в Национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров.
Почему система маркировки Честный ЗНАК не видит УКЭП
«Честный Знак» может не находить электронную подпись при регистрации и авторизации в личном кабинете участника оборота. В этом случае в окне входа появится сообщение: «Внимание! Усиленная квалифицированная подпись (УКЭП) не найдена или не настроено программное обеспечение для работы в системе».
Возникать такая ошибка может по нескольким причинам.
Не вставлена флешка с ЭЦП
Файлы электронной подписи хранятся на внешнем устройстве, если оно не подключено — подпись не работает. Проверьте, вставлен ли носитель с электронной подписью в USB-порт компьютера и насколько надежно соединение.
Не установлено СКЗИ
СКЗИ — это специальная программа, которая формирует электронную подпись и отвечает за безопасное шифрование данных. Расшифровывается аббревиатура как средство криптографической защиты информации. Без этой программы работать с подписью не получится. Выберите и установите криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-2012, например, КриптоПро CSP или VipNet CSP.
Не установлен драйвер носителя
Для корректной работы флешки с электронной подписью на пользовательском компьютере нужны драйверы — системные программы для управления устройством. Современная операционная система (ОС) сама определит и найдет нужный драйвер. Если этого не произошло, установите драйвер вручную: скачайте последнюю версию с официального сайта производителя носителя ЭП. Например ruToken или eToken.
Не установлен плагин для браузера
Личный кабинет «Честного ЗНАКа» работает в браузере. Чтобы работать с электронной подписью на веб-странице (веб-версия ГИС МТ) необходим криптографический плагин для браузера. Он позволяет создавать и проверять электронную подпись на страницах личного кабинета Честного ЗНАКа и при входе/регистрации. Например вы можете скачать один из подходящих вам:
Плагин подходит для любых браузеров, если они используют скриптовый язык JavaScript. Вот полный перечень:
Не установлены сертификаты
С помощью сертификата подтверждается подлинность электронной подписи и ее владелец. Установите на устройстве, с которого заходите в «Честный Знак», личный и корневые сертификаты.
Установка личного сертификата
На вкладке «Сервис» информационного окна программы КриптоПро CSP и нажмите «Установить личный сертификат» → «Обзор». Мастер установки попросит указать расположение файла на компьютере и создаст связку с контейнером закрытого ключа.
Выбрав нужный файл личного сертификата, нажмите «ОК». Если указать галочку «Найти контейнер автоматически», КриптоПРО сама сопоставит нужный контейнер и сертификат. Остается подтвердить действие после установки сертификата, нажав «Готово».
Установка корневого сертификата
Откройте сохраненный файл и нажмите «Установить сертификат». Дальше следуйте указаниям мастера установки сертификата. Важно правильно задать область хранения файла — хранилище «Промежуточные центры сертификации», чтобы корректно выстроилась цепочка доверия.
Не подтверждена подлинность сертификата
Для проверки подлинности загрузите файл открытого ключа в формате ИМЯ.cer на страницу проверки на сайте ГосУслуг. Если в результате проверки обнаружится, что подлинность не подтверждена, обратитесь в выдавший его УЦ.
Чтобы найти сертификат на Mac IOS в программе Finder пошагово выберите «Переход» → «Переход к папке» и вставьте «/System/Library/Security/Certificates».
Для Linux просмотр списка контейнеров вызывается сервисной программой «csptest». Она находится в директории «/opt/cprocsp/bin/ ».
Как избежать ошибок при работе с маркировкой
Чтобы работа с маркированным товаром была простой, используйте продуманную систему автоматизации маркировки GetMark. Полный набор функций для производителей, импортеров, оптовых компаний, поставщиков маркетплейсов и розницы позволит легко работать с маркировкой Честный ЗНАК.
Облачное решение GetMark упростит рабочий процесс:
SaaS-сервис GetMark совмещает в одном решении работу с маркировкой, учет товаров, ЭДО и автоматический обмен информацией с системой «Честный ЗНАК». В лицензию включено мобильное приложение со встроенным сканером кода DataMatrix и мобильной УКЭП. Команда технической поддержки на связи с 9 до 21 каждый рабочий день и готова проконсультировать по вопросам маркировки и работы с госсистемой.
Остальные ошибки при проверке подписи в системе Честный ЗНАК
Рассмотрим остальные ошибки криптографической цифровой подписи под Честный ЗНАК. Каждая ошибка имеет номер Error number или ErrorCode, по которому ее можно идентифицировать и понять, что стало причиной.
Ошибка 0x8010006E: Действие было отменено пользователем
Такой номер ошибки система выдает, если во время входа в «Честный ЗНАК» отменили какое-то действие. Например, нажали «НЕТ» в окне предупреждения о безопасности или при вводе пароля. Войдите в систему заново, нажимая разрешить на всех этапах.
Ошибки 0x8007054B, 0x800B010A, 0x8010006B, 0x80070490
Чтобы устранить эти сбои, переустановите сертификаты электронной подписи и плагин для работы с ЭП в браузере — КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in. После переустановки компонентов попробуйте заново войти в ГИС МТ.
Переустановка личного сертификата
Через меню «Пуск» найдите файл программы КриптоПро CSP и откройте окно с информацией. На вкладке «Сервис» нажмите «Просмотреть сертификаты в контейнере».
В появившемся окне выберите «Обзор» и найдите нужный контейнер, подтвердите действие, нажав «ОК» → «Далее». В окне «Сертификат для просмотра» нажмите «Установить» и подтвердите замену сертификата при выводе сообщения «Этот сертификат уже присутствует в хранилище сертификатов. Заменить существующий сертификат новым, с проставленной ссылкой на закрытый ключ?». После вывода системного сообщения об установке можно закрыть окно программы КриптоПро.
Переустановка корневого сертификата
Откройте загруженный файл и нажмите «Установить сертификат» → «Далее». В появившемся окне «Мастер импорта сертификатов» отметьте пункт «Поместить все сертификаты в следующее хранилище» и укажите папку для сертификата с помощью кнопки «Обзор». Правильная папка для корневого сертификата — «Доверенные корневые центры сертификации». Подтвердите действие.
После установки сертификата УЦ аналогично установите корневой сертификат МинЦифры. Скачайте его по ссылке или скопируйте с вкладки «Состав» формы корневого сертификата центра. После переустановки проверьте, чтобы в файле сертификата на вкладке «Путь сертификации» появилась цепочка доверия из трех сертификатов.
Переустановка плагина
На компьютере перейдите в управление программами и удалите в списке установленных программ плагин КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in. Скачайте дистрибутив по ссылке и установите плагин заново.
Ошибка 0x80090016: Набор ключей не существует
С помощью системного администратора добавьте в браузере сайт личного кабинета «Честный ЗНАК» в надежные узлы, отключите блокировщики рекламы, отключите антивирус. Если после выполненных действий ошибка сохранится, переустановите сертификаты электронной подписи и плагин.
Ошибка 0x8007065B: Ошибка исполнения функции
Обычно причина такой ошибки — отсутствие лицензии на программу КриптоПро СSP. Чтобы проверить статус лицензии, откройте окно программы на компьютере. На вкладке «Общие» в строке «Срок действия» отображается текущий статус лицензии.
Если срок лицензии закончился, в строке значится статус «Истекла». Приобретите лицензию на КриптоПро CSP у разработчика. Активируйте ее: нажмите кнопку «Ввод лицензии» и внесите серийный номер. Если ошибка сохраняется, переустановите сертификаты подписи и плагин.
Ошибка 0x80090008: Указан неправильный алгоритм
Обычно система выдает такой код ошибки при использовании устаревшей версии КриптоПро CSP. Проверьте актуальность версии криптопровайдера. Если версия старее КриптоПро CSP 4.0 — обновите программу.
Если текущая версия актуальна — переустановите плагин. При сохранении ошибки выполните переустановку сертификатов электронной подписи и плагина КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in.
Ошибка 0x8007064A: Данные настройки для этого продукта повреждены
Такая системная ошибка может быть вызвана несколькими причинами. Последовательно попробуйте устранить ее указанными ниже действиями, после каждого повторите попытку входа в систему.
Ошибки 0x80090019 и 0x8007000
Работу программы может блокировать установленный на компьютер антивирус — отключите его. Выключите в браузере блокировщики рекламы и другие расширения, мешающие работе программ. Если работаете под учетной записью с ограниченными правами — войдите под правами администратора. Если после указанных действий ошибка сохраняется, переустановите сертификаты ЭП и плагин.
Ошибка 0x80090010: Отказано в доступе
Чтобы устранить этот тип ошибки, убедитесь, что период действия ключа сертификата криптопровайдера не истек. Для этого откройте вкладку «Сервис» окна программы КриптоПро CSP. Нажмите «Протестировать» в верхней части окна и отметьте контейнер с закрытым ключом. В итогах тестирования появится информация по сертификату и дата окончания его действия. Если период закончился, получите новый ключ. Если ключ действителен, переустановите сертификаты ЭП и плагин.
Ошибка 0x80070057: Параметр задан неверно
Вероятные причины такой ошибки:
Если ошибка сохраняется, переустановите сертификаты электронной подписи и плагин КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in.
Если описанные в нашей инструкции действия выполнены, но при входе в личный кабинет системы «Честный ЗНАК» по-прежнему возникают ошибки, обратитесь в техническую поддержку разработчика программы криптопровайдера:
На этом всё. Мы постарались привести привели самые распространенные ошибки, с которыми можно столкнуться, если «Честный ЗНАК» не может идентифицировать цифровую подпись УКЭП.