не прошел платеж за коммунальные услуги что делать
Лжедолги за ЖКУ: как избежать повторной оплаты счетов
В начале марта жители Подмосковья и Химок сообщили о проблемах с Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ): из базы данных пропала информация о платежах за декабрь 2019-го — январь 2020 года. Горожан просили зайти в офисы ЕИРЦ по месту жительства для подачи заявления на розыск платежа. В связи этим многим из них могут прийти квитанции, включающие пропавшие платежи.
Срок по взысканию задолженности по ЖКУ составляет три года. В течение этого времени управляющая компания может потребовать подтвердить платежи, если, например, потеряны необходимые сведения. Однако, чтобы доказать осуществление платежа, необходимо предоставить платежное поручение с отметками банка либо чек. Рассказываем, как обезопасить себя от повторной оплаты ЖКУ.
Оплату услуг ЖКУ можно произвести в банке, через платежный терминал или онлайн. Если с оплатой в банке все понятно — сотрудник банка прикрепляет чек о проведении платежа, то по остальным способам могут возникнуть вопросы.
Внося оплату ЖКУ через платежные терминалы банков, плательщик получает чек. Однако такие чеки имеют свойство быстро выцветать, поэтому их лучше фотографировать или брать заверенную в банке ведомость платежей раз в полгода.
Все большее число людей переходят на оплату коммунальных услуг онлайн. Это быстрее, чем каждый месяц стоять в очереди в банке или искать банкомат ради проведения пары платежей. Все операции, выполненные онлайн через личные кабинеты банков, сохраняются в их базах. Поэтому получить доказательства оплаты будет не так сложно. В отделении банка вам обязаны выдать копию платежного поручения с печатью и подписью. Также можно сохранить на телефоне онлайн-чеки в отдельную папку.
Некоторые крупные банки предлагают услугу автоплатежа, и тогда плательщику не нужно лишний раз заходить в личный кабинет — платеж по выставленной квитанции выполнит сам банк, а пользователю придет напоминание. Плательщику остается проверять суммы начислений и списаний раз в квартал.
При оплате счетов за ЖКУ через сайт госуслуг и онлайн-банки информация о поступлении платежей не всегда синхронизируется. Так, москвичи могут обнаружить на mos.ru в разделе «долги по платежам» выставленные счета, которые числятся как неоплаченные. Не стоит спешить гасить эти «долги» — необходимо проверить, не были ли они оплачены ранее.
В любом случае, если вы платите через терминал или каким-то другим электронным способом, вводите свой номер телефона или адрес электронной почты, чтобы получить на них электронный чек об оплате. Данные о платежах, как правило, хранятся и в личном кабинете банка. Но все же стоит сохранять чеки на домашнем компьютере или в распечатанном виде на случай технических сбоев. Юридической силы эта бумага не имеет, но в ней есть реквизиты платежа и, предъявив распечатку в банке, можно будет получить документ уже с печатями о том, что платеж внесен вовремя. А раз в год старайтесь собирать подтверждения всех оплат и сверять их в МФЦ с данными, которые содержатся в системе.
Во время карантина
Из-за угрозы заражения коронавирусом столичные власти ввели режим всеобщей самоизоляции. В это время особенно актуальными становятся городские онлайн-сервисы, которые позволяют горожанам вовремя передавать показания счетчиков, не задерживать оплату комммуналки, а также решать другие бытовые вопросы.
Проблемы с оплатой коммунальных услуг
Оплата услуг ЖКХ становится для многих россиян в последние годы все более тяжким бременем. При этом в большинстве отечественных регионов наметилась вполне четко проявляющаяся негативная динамика по увеличению задолженностей за предоставленные гражданам жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ). Ситуация еще более осложняется тем, что тарифы на оказание ЖКУ постоянно растут, соответственно, происходит увеличение счетов, предъявляемых владельцам квартир.
Фото №1. Соотношение инфляции и роста тарифов ЖКХ
Имеющиеся проблемы с платежным балансом большинства управляющих компаний приводят к обострению еще одного крайне актуального вопроса – качества оказываемых ими жилищно-коммунальных услуг. Указанные проблемы во многом взаимосвязаны, а наложении одной на другую приводит зачастую к возникновению конфликтных ситуаций. При этом следует понимать, что их виновником могут выступать обе стороны.
Существующие законодательные документы, действующие в жилищной сфере, в первую очередь, ЖК РФ и различные Постановления российского Правительства, предусматривают следующие способы решения проблем, возникших при предоставлении и оплате ЖКУ. Их условно можно разделить на две составляющие:
Претензия по оплате коммунальных услуг
Для того чтобы гражданин получил возможность обратиться в органы ЖКХ или управляющую компанию с претензией по качеству предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг, ему необходимо подтверждение данного факта. Самым простым способом подтвердить ненадлежащее качество услуг, является обращение в соответствующие органы Роспотребнадзора или жилищную инспекцию.
Наиболее частыми вариантами ненадлежащего качества услуг являются несоответствие состава воды предъявляемым санитарным нормам, недостаточная ее температура в горячем водопроводе или системе отопления и т.д.
Нередко граждане приглашают независимых экспертов, которые также могут зафиксировать низкое качество предоставляемых ЖКУ. Данный аргумент не является обязательным для управляющей компании или предприятия, работающего в сфере оказания ЖКУ, но может быть использован в суде.
После получения соответствующего результата от Роспотребнадзора или сотрудников жилищной инспекции, гражданин имеет возможность обратиться в управляющую компанию с целью перерасчета размера предъявляемых ему тарифов и счетов на услуги, предоставленные с ненадлежащим качеством. В случае если претензия со стороны управляющей компании не будет удовлетворена, гражданин получает право для обращения в суд.
Просрочка оплаты коммунальных услуг
Как уже отмечалось выше, просрочка оплаты гражданами предоставленных им ЖКУ приобрела в последние годы достаточно массовый масштаб. Это привело к тому, что в регулирующие жилищную сферу законодательные акты был внесен ряд изменений, предусматривающих различные способы борьбы управляющих компаний против неплатежей:
Фото №2. Возможные проблемы, связанные с просрочкой оплаты ЖКУ
Рассрочка на оплату коммунальных услуг
Одним из наиболее популярных способов решения вопроса неплатежей за ЖКУ является предоставление рассрочки. Это выгодно как управляющей компании, которая получает возможность сокращения имеющейся задолженности в разумные сроки без дополнительных расходов, так и гражданину, получающему своеобразную льготу от поставщика.
Рассрочка платежа по коммунальным услугам может быть предоставлена в следующих случаях:
К недостаткам предоставления рассрочки по оплате ЖКУ можно отнести необходимость выплаты со стороны гражданина процентов за пользование ею. Однако, в большинстве случаев, их размер является обсуждаемым и корректируемым в сторону уменьшения. Основанием для использования рассматриваемого способа решения вопроса неплатежей является заключенный гражданином и поставщиком услуги договор о рассрочке.
При этом гражданин всегда вправе отказаться от рассрочки, внеся всю оплату сразу, либо пользоваться рассрочкой некоторое время, а затем внести остаток суммы разом. Согласие поставщика услуги или управляющей компании для этого не требуется.
Оплачивая коммуналку, будьте бдительны: платеж до адресата может и не дойти
Корреспондент «СП» в Санкт-Петербурге четвертый месяц пытается найти свои деньги, внесенные через Почту РФ
Оплатили коммунальные услуги и спите спокойно? Думаете: деньги внесены, чек на руках, какие могут быть проблемы? Ваш корреспондент тоже так думала, пока, что называется, не попала. Ее опыт — другим наука
В феврале, получив очередную платежку, я отправилась на почту, где всегда оплачивала ЖКХ. И очереди там небольшие, а то и вообще обходится без них. И комиссию берут, считай, символическую — 35 рублей независимо от суммы платежа. Не сравнить со Сбербанком с его 3%. Откровенно грабительскими при нынешних-то тарифах на электричество, воду, капремонт и отопление. В Петербурге за среднегабаритную, 45−65 кв. м двухкомнатную квартиру зимой выходит в месяц от 6,5 до 10 тысяч рублей. По московским меркам, может, и приемлемо. А на берегах Невы, где реальная, а не усредненная для отчетов зарплата не превышает 35 тысяч рублей, накладно. Тем более ценники в магазинах у нас московские (чтобы не сказать кремлевские).
Примерно половина этой суммы — горячие батареи. Ещё треть — капитальный ремонт, которого большинство нынешних жителей вряд ли дождется. Чего власть и сама не скрывает. Разве что внукам повезет. Уж больно хитрая там система, не разобраться, кому и когда он положен, сколько на самом деле потребуется затрат для его проведения.
Резко, практически в два раза, «скакнул» питерский ремонтный тариф в январе прошлого года. С моей скромной двухкомнатной в доме постройки начала 2000-х брали до этого 314, 26 руб. Стало 579,46. Ещё ровно через год, с января нынешнего, цифра возросла до 778,36 руб. И все это на фоне оптимистичных (по тому, как они подаются) заявлений губернатора Александра Беглова о «самой маленькой» в большой нашей стране индексации коммунальных тарифов. Помнится, и на выборы осенью 2019-го Александр Дмитриевич, шел с этим тезисом. Умеет красиво говорить, не отнимешь!
К Фонду капительного ремонта (ФКР МКД СПб), созданного под очередной якобы честный способ отъема денег у россиян, вообще масса вопросов. На один из главных до сих пор нет ответа: с какого потолка берутся их цифры в наших квитанциях? Ту система расчета, которой пользуются в ФКР, не понять не только хроническим гуманитариям, но и профессиональным математикам. Очень мудреная!
Она и «бабахнула» скандалом, подобного которому давно не знали петербуржцы. Вкратце: Смольный решил объединить в одной квитанции счет за электроэнергию и капремонт, а в некоторых районах города ещё отопление. Чтобы, как объяснили, чуток скосить нам комиссию. А получилось? Правильно, как всегда.
В мае горожане начали получать новые квитанции. Цифры в них шокировали удвоенными начислениями. Как выяснилось, что-то там не состыковали между собой «электрики» с «ремонтниками». Разбираться пришлось новому руководителю ФКР. Точнее, очередному. С 2014 года, когда появилась сия чиновничья надстройка, он то ли третий, то ли уже пятый по счету — даже его сотрудники точно не помнят. На сегодня, как они сказали корреспонденту «СП», «разбирательство практически завершено, накладку с платежными документами граждан устраняем».
Но все это к слову. Вернемся к самому процессу оплаты…
С моим утекшим в неведомую даль февральским платежом быстро не вышло. Написав в марте заявление о пропаже моих «коммунальных» денег в том почтовом отделении, где данная операция проводилась, я две с лишним недели тщетно ждала реакции на него районного руководства. Их контакты для рядовых граждан недоступны. Как мне удалось найти их, потратив на это не один час и не один день, отдельная песня.
Искали и они. «Найдем ваше заявление. Примем меры», — обнадежила меня Наталья Владимировна (фамилию узнать не удалось, большой секрет!) из отдела претензий Кировского районного отделения Почты РФ СПб.
Спустя ещё три недели мне пришла фирменная «почтамтская» бумага с высокопрофессиональной отпиской. Что интересно, из… Архангельска. Но, правда, за подписью некоего А. В. Марова, как значится на бланке, руководителя отдела УФПС Санкт-Петербурга и Ленобласти. На бумаге он выражает сожаление «качеством оказания услуг», благодарит меня за «предоставление обратной связи по работе отделения почтовой связи, которая помогает улучшать производственные процессы и качество сервиса Предприятия» (именно так — с большой буквы). И ни полслова о моем платеже, то естьт улетевших неизвестно куда 6789 руб. 90 копейках.
Потом было ещё три его письма. Все так же — ни о чем.
Знакомый юрист посоветовал мне обратиться в Прокуратуру. Там, мол, с волокитчиками быстро разберутся. Подала туда заявление онлайн. Ответ из надзорного ведомства и очередной от неутомимого А. В. Марова пришли с разницей в два дня. В первом сообщалось, что мой документ вместе с копией чека об оплате квитанции ЖКХ переслан почтовикам. Второй повторил предыдущее свое послание (они у него, похоже, все под копирку), кратко добавив лишь про Платежный центр и Сбербанк. Там, мол, ищите свои рублики.
Расчетная небанковская кредитная организация Платежный центр (РНКО) — посредник во всех платежах как физических, так и юридических лиц. Звонок туда бесплатный и круглосуточный. Одно «но» — ответить могут, откуда и не ждешь. Оператор из Красноярского края, например. Или Приморского, Краснодарского. Из Ижевска и Сочи, Казани, Тмутаракани… Ты ему о проблеме. Он тебе — ждите ответа. Пока ждешь, звонит в Петербург. Пять минут может выяснять, уточнять. Полчаса. Час.
Мне повезло — уложился в полчаса. Радостно сообщив, что мой платеж нашелся. Только вот сумма там другая. На 200 рублей с копейками меньше. Так может, и не моя вовсе? «Может и так, — ответил. — Я ведь всего лишь ретранслирую то, что мне сказал сейчас питерский коллега».
Кто придумал эту межрегиональную «горячую» линию? Она и у телефонистов действует. В чем тут фишка — чтобы люди могли быстрее дозваниваться? В городах-миллионниках с дозвоном действительно часто проблемы. Даже ночью, случается, занято, занято, занято. Но быстрее не получается. Удаленные от твоего города операторы далеко не всегда ориентируется на местности. В моем случае немало времени ушло на то, чтобы объяснить ответившему разницу между Кировским районом Северной столицы и городом Кировском в Ленинградской области.
Придумщики такой телефонной связи, говорят, были в свое время поощрены своим руководством. Как же, передовой подход к делу реформирования в России всего и вся.
Отписки от почтовиков и равнодушие прокурорских работников (я переслала им письма от А. В. Марова, но ответа не получила), сомнительная помощь «Центра платежей» — таков результат моих трехмесячных попыток вернуть свои деньги.
В начале июня по совету людей знающих (таких «счастливчиков», как я, в городе не одна сотня, если не тысяча человек) обратилась ещё и в Сбербанк — там расчетный счет нашего ТСЖ. Не исключено, те 200 с лишним рублей, которых не хватает на предположительно найденном моем платеже, сняло данное финансовое учреждение. За услуги, которыми я у них не пользовалась. Не хватает ровно трех процентов от общей суммы.
Оперативно получила по электронке подтверждение: «Уважаемая Людмила Николаева, Ваше обращение № 21067… принято в работу. Срок рассмотрения включительно, ответ будет предоставлен по E—mail. С уважением, ПАО Сбербанк».
В указанную дату действительно пришел ответ. С сообщением, что «для рассмотрения обращения № 21067… требуется дополнительное время. Ответ будет направлен включительно. Приносим извинения за неудобства».
Открыв почту 26 июня, первое, что я увидела, это логотип Сбербанка. «Для рассмотрения вашего обращения № 210607… требуется дополнительное время, — прочитала в нем. — Ответ будет направлен включительно».
Что напишут банкиры в очередном, на этот раз июльском своем послании, и гадать не надо… Конторы пишут. Только денег не выдают. Моих. Честно заработанных!
P.S. И Управление почтовой связью РФ, и Сбербанк (точнее, Сбер — что за словесный огрызок? Как и зачем попал он в русскую речь?) озабочены в последние годы преимущественно непрофильными доходами. Почтовики — продажей пива и разных прочих товаров. Банкиры во главе с Г. Грефом — автомобильным производством, торговлей аптечными препаратами. До качественных ли здесь услуг прямого назначения этих важнейших и пока ещё государственных организаций?
Вопросы и ответы
Куда обращаться по вопросам начисленных сумм в Едином платежном документе (ЕПД)?
Я оплатил(а) единый платежный документ (ЕПД) на Портале, но статус оплаты ЕПД не поменялся.
Как отказаться от рассылки ЕПД по почте (в бумажном виде)
Где найти полученный Единый платежный документ (ЕПД) на Портале? Можно ли получить ЕПД на электронную почту?
Для просмотра полученного ЕПД на портале mos.ru перейдите по ссылке. Заполните необходимые поля. Для отображения оплаченных счетов снимите галочку «Показывать только неоплаченные ЕПД». Нажмите кнопку «Найти». В результате отобразится платежный документ.
Как оплатить коммунальные услуги по ЖКХ через портал?
Для получения единого платежного документа (ЕПД) перейдите по ссылке.
Вы можете сохранить прямую ссылку в закладках браузера.
Заполните следующие обязательные поля:
1. Код плательщика;
2. Номер квартиры;
3. Период оплаты.
Нажмите кнопку «Найти».
На 2-ом шаге будет доступна сумма начислений по запрошенному типу и периоду, а также расшифровка ЕПД (значок «Adobe Acrobat»). Выберите необходимый документ, нажмите «Оплатить выбранные ЕПД», проверьте корректность указанных данных и подтвердите действия – вы попадете на страницу оплаты.
Оплатить ЕПД можно:
— Банковскими картами платежных систем VISA, MasterCard (Maestro), МИР;
— Со счета мобильного телефона операторов МТС, Билайн, Мегафон, ТЕЛЕ2;
— Со счета электронного кошелька (Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани).
Комиссия зависит от выбранного способа оплаты и определяется в момент ввода реквизитов платежного средства на форме оплаты.
Для оплаты банковской картой заполните обязательные поля:
— Номер банковской карты;
— Срок действия карты;
— Код CVV2 или CVC2;
Для оплаты со счета мобильного телефона или со счета электронного кошелька укажите номер мобильного телефона.
Рекомендуем после нажатия кнопки «Оплатить» не закрывать и не обновлять форму до завершения процесса оплаты. После оплаты можно будет сохранить квитанцию банка или отправить ее на электронную почту.
Информация о платежах доступна в личном кабинете в разделе Заявки.
Что необходимо для получения Единого платежного документа (ЕПД)?
Получить единый платежный документ (ЕПД) можно по ссылке.
— Код плательщика;
— Номер квартиры;
— Период оплаты (месяц и год).
Нажмите кнопку «Найти». В результате отобразится платежный документ.
На портале для запроса доступны квитанции, начиная с января 2009г. За ЕПД более раннего периода обратитесь лично в центр госуслуг «Мои документы» вашего района.
Уведомление: «Не найден обычный/долговой ЕПД для кода плательщика»
При запросе обычного единого платежного документа (ЕПД) это означает, что ЕПД за выбранный месяц не сформирован или отозван по инициативе сотрудников абонентского отдела Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) вашего района.
При запросе долгового ЕПД ошибка означает, что он на текущий момент отсутствует. Рекомендуем обратиться в центр госуслуг «Мои документы» вашего района.
Что грозит за неуплату коммунальных услуг и как избежать наказания
В теории за неуплату коммунальных услуг начислят штрафы, не выпустят за границу, отключат воду или подадут в суд. На практике бывает по-разному — многое зависит от управляющей компании. Рассказываем, почему с платежами лучше всё-таки не затягивать.
Что такое ЖКУ
Жилищно-коммунальные услуги делятся на два основных вида. К жилищным относится содержание общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме — лестничных площадок, лифтов, подвалов, чердаков, придомовой территории.
Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
ст. 155 ЖК РФ
Конкретный перечень услуг обычно согласовывают в договоре на управление домом или в протоколе собрания ТСЖ. Это может быть уборка и дезинфекция подъездов, ремонт лифтов, прочистка мусоропровода, замена лампочек на лестничных площадках, вода и отопление для общих помещений. Коммунальные услуги — это снабжение квартир газом, электричеством, холодной и горячей водой, водоотведение и отопление.
Капитальный ремонт не входит в жилищно-коммунальные услуги, но условно его относят в эту категорию. Взносы за капремонт включают в платёжные документы по ЖКУ. У некоторых жителей есть мнение, что платить за плановый ремонт крыши, фасадов, фундамента и замену лифтов можно по желанию — но это не так. По закону собственники жилья обязаны платить за капремонт, в случае социального найма жилья чаще всего платит муниципалитет. При неуплате взносов на капремонт применяются отдельные правила начисления пеней.
Что будет за неуплату
1. Пени.
Если у вас копятся долги за коммунальные услуги, вам начнут начислять штраф — с 31-го дня просрочки платежа. Размер пеней зависит от того, насколько сильно вы нарушили сроки оплаты.
О правилах оплаты ЖКУ и ответственности за просрочку:
раздел VII ЖК РФ
Если просрочили платёж не больше чем на 90 дней, придётся дополнительно заплатить 1/300 ключевой ставки за каждый день. С 91-го дня пени вырастают до 1/130 ключевой ставки за день просрочки. Сейчас эта ставка равна 7,75% годовых, следить за её изменением можно на сайте ЦБ РФ.
Переживать за пени стоит — их точно начислят, если задержите оплату. Долг могут потребовать через суд.
Считаем пени
Марина должна заплатить 10 марта за коммунальные услуги 3000 рублей, но она не получила зарплату и отложила платёж. Если Марина оплатит долг 10 апреля — пени не начислят.
Если Марина не оплатит квитанции 10 апреля, то с 11 апреля (31-го дня просрочки) ей начнут начислять пени на долг в 3000 рублей — это 75 копеек в день.
С 91-го дня просрочки пени начнут считать по новой ставке, штраф увеличится более чем в два раза — до 1,8 рубля в день.
Расчёт с 31-го дня просрочки:
1 день × 0,025% (7,75% / 300) × 3000 рублей = 75 копеек
Расчёт с 91-го дня просрочки:
1 день × 0,06% (7,75% / 130) × 3000 рублей = 1,8 рубля
Если вы собственник квартиры, то за просроченный взнос на капремонт тоже придётся заплатить пени. Они начисляются также с 31-го дня просрочки, только, в отличие от пеней за просрочку коммунальных платежей, не повышаются: пени по ним всегда 1/300 ключевой ставки.
В общей сложности я не платил коммуналку пару лет. Первый год совсем не перечислял деньги, а потом постепенно гасил долг частями. Начисляли пени, указывали в списке должников и вывешивали объявление в подъезде, ещё было немного неудобств по взаимодействию с ТСЖ: как-то раз мне незаконно отказали в выдаче справки для паспортного стола.
По истечении второго года задолженности мне прислали уведомление о передаче документов в суд, но к этому времени я успел закрыть остаток крупным платежом.
2. Предупреждение.
Если у вас образовался двухмесячный долг хотя бы по одному виду услуг, вам пришлют уведомление о том, что его нужно погасить в течение 20 дней. В случае неуплаты сначала услугу ограничат, а потом могут и вовсе отключить.
Уведомление направляют разными способами. Это может быть письмо через «Почту России», сообщение в личном кабинете на сайте ресурсоснабжающих организаций (например, Мосэнергосбыта или Мосводоканала), телефонный звонок с записью разговора или предупреждение в очередном платёжном документе.
Я не платил за коммунальные услуги полтора года, и ничего за это не было. Предупреждения приходили, но управляющая компания даже списки должников не вывешивала либо их быстро срывали. Не отключали ни воду, ни электричество. Однажды пришлось вызвать через управляющую компанию сантехника, и не возникло никаких проблем — пришёл и прочистил трубу. Но думаю, мне тогда просто повезло. У знакомых из соседнего дома в похожей ситуации отключили свет.
3. Ограничение и отключение ресурсов.
Итак, если должник не расплатился спустя 20 дней с момента получения предупреждения, услугу могут ограничить. Для этого вводят график потребления ресурса или уменьшают объём его подачи. Иногда — и то, и другое сразу.
Дальше есть 10 дней, чтобы оплатить долг. Если должник бездействует, поставщик имеет право отключить подачу ресурса. Ещё коммунальные услуги могут отключить, если нет технической возможности для ограничения ресурса — тогда закон позволяет полностью приостановить услугу.
При этом запрещено отключать отопление и холодную воду. Также любое отключение подачи ресурса не должно нарушать права других жильцов или превращать квартиру в непригодную для проживания. Например, нельзя приостановить подачу газа, если для этого требуется перекрыть общий газопровод.
Обычно я оплачиваю ЖКУ не по счётчикам. Не люблю ходить с карандашиком и записывать показания. Я закидываю 10–15 тысяч рублей и на время забываю об оплате. Если копится долг, приходит уведомление.
Однажды узнал о долге, когда уже отключили свет. В другой раз я улетал из России, вышел из квартиры с чемоданом, а в коридоре двое рабочих в щитке копаются. Оказалось, отключали мне электричество. Договорился под честное слово, что из такси в аэропорт всё оплачу. Слово сдержал.
Пугает не столько само отключение света, сколько его подключение — сложная процедура. Сначала едешь за заявкой на включение, потом приносишь квитанцию об оплате, и только на следующий день приходит мастер. Всю ночь приходится сидеть на внешних аккумуляторах и при свечах. В общем, не очень удобно.
У друзей как-то накопился долг примерно на 120 тысяч рублей. У них появились свободные деньги, и они погасили часть задолженности, чтобы не доводить дело до суда. В управляющей компании, видимо, поняли, что с финансами у должников всё хорошо, и отключили электричество. Хотя как раз со счетами за свет всё было в порядке. Друзья приехали домой после длительного отъезда и обнаружили размороженный холодильник. С тех пор у них на кухне стоит газовая горелка.
4. Взыскание через суд.
Если вы прилично задолжали за коммунальные услуги, есть риск, что на вас подадут в суд.
При задолженности до 500 тысяч рублей дело рассмотрят в приказном порядке. Закон прямо предусмотрел такую возможность при долгах за ЖКУ.
Что значит «в приказном порядке»:
Для погашения долга могут удержать деньги с зарплатной карты, произвести арест имущества и счетов в банке. Какой сценарий исполнить — решают приставы. В первую очередь обычно накладывают взыскание на денежные средства, но если долг намного больше зарплаты — перейдут на имущество.
5. Запрет выезда за границу.
Если задолженность более 30 тысяч рублей, должника могут не выпустить за границу. Поэтому, даже если вас не пугает арест счетов или машины, улететь в отпуск из-за неоплаченного отопления, возможно, не получится.
6. Попадание в «чёрный список» банков.
Банк всегда проверяет будущего заёмщика, и тут долги за коммунальные услуги могут сыграть не в вашу пользу.
Информация о задолженностях, с которыми начали работать приставы, находится в общем доступе — проверить её может кто угодно.
7. Выселение из квартиры.
В редких случаях, но из квартир всё же выселяют.
Этого стоит бояться в двух случаях:
Как платить вовремя и с выгодой
По закону платить за жильё полагается до 10 числа следующего месяца, но этот срок бывает и другим. Его могут изменить договором с управляющей компанией или протоколом общего собрания членов ТСЖ.
Если вы забываете вовремя платить за воду и свет и боитесь последствий, попробуйте воспользоваться нашими советами.
1. Напоминалки.
Самый простой способ — поставить напоминания в телефоне или планшете либо настроить в календаре почтовые уведомления. Включите оповещения на то время, когда будет удобно сразу оплатить все счета — утром перед работой или вечером, когда уже вернётесь домой. Уведомление посреди загруженного рабочего дня, скорее всего, останется незамеченным.
2. Автоматическая оплата.
Многие банки предлагают настроить автоплатежи в приложениях — это удобный инструмент для сильно занятых и забывчивых. Приложения позволяют автоматически оплачивать и расходы ЖКХ, и электричество, и телефон с интернетом.
Если напоминалки не помогают и вы боитесь забыть про оплату, найдите в квитанциях самую большую сумму за последний год и настройте автоматическую оплату до 10 числа каждого месяца. Скорее всего, это будет один из зимних месяцев. Раз в полгода сверяйтесь с реальными расходами и поправляйте суммы автосписания, если расхождения будут большими. Так вы себя перестрахуете от начисления пеней.
3. Оплачивайте за несколько периодов вперёд.
Платите за коммунальные услуги на два-три месяца вперёд, если ваши финансовые возможности это позволяют. Вероятно, будет удобнее оплатить все счета на полгода вперёд, нежели отвлекаться на оплату каждый месяц.
Но не забывайте о показаниях счётчиков. Если не передаёте данные в течение трёх месяцев, платежи начислят по средним показателям из прошлых квитанций, а с четвёртого месяца — по общим нормативам, установленным в регионе. Перерасчёт сделают только после того, как вы передадите свежие показания.
4. Поставьте счётчики.
Пока счётчиков нет, вы платите по нормативам, которые умножаются на число зарегистрированных жильцов в квартире и на повышающий коэффициент 1,5. Поэтому для тех квартир, где прописанные почти не живут, счётчики особенно актуальны.
Нормативы устанавливают органы местной власти. Например, в Москве на одного человека этот норматив — 6,935 кубометра холодной воды, 4,745 кубометра горячей воды и 11,68 кубометра на водоотведение. Кубометры умножаются на тарифы.
Обычно реальное потребление воды гораздо меньше, и в московские нормативы на одного человека легко укладываются двое. Ниже сравним показания.
Без счётчиков
Один взрослый москвич будет платить по нормативам за воду в месяц 1498,95 рубля:
Холодная вода — 6,935 м³ × 38,7 руб.
Горячая вода — 4,745 м³ × 191,72 руб.
Водоотведение — 11,68 м³ × 27,47 руб.
А если в квартире прописаны, например, двое не живущих там родственников, то придётся заплатить в 3 раза больше.
По счётчикам (опыт автора)
На одного человека при условии, что он работает дома, ежемесячный платёж составляет 362,7 рубля:
Холодная вода — 2,5 м³ × 38,7 руб.
Горячая вода — 0,9 м³ × 191,72 руб.
Водоотведение — 3,4 м³ × 27,47 руб.
За год выходит экономия в 13 635 рублей или ещё больше, если в квартире зарегистрированы пятеро, а живут только двое.
При подсчётах нужно учитывать, есть ли у вас посудомойка или бойлер, стоит ванна или душ. Но даже с дополнительной техникой и при использовании душа платить по счётчикам почти всегда выгоднее.
Пересчитать оплату ЖКУ.
Если в квартире не стоят счётчики по техническим причинам и вы планируете надолго уехать, позже сможете сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг. В перерасчёте откажут тем, кто не ставит счётчики по собственному желанию.
Какие расходы можно пересчитать:
А вот оплата отопления и содержания общего имущества дома не пересчитывается.
В каких случаях делают перерасчёт:
Чтобы получить перерасчёт, нужно подать заявление в МФЦ или в управляющую компанию, приложить акт с подтверждением невозможности установки счётчиков и документы, доказывающие отсутствие в квартире. Это можно сделать до отъезда или после возвращения, главное — подать документы.
Чем подтверждать отсутствие:
Что делать
По какой бы причине вы ни накопили долги за ЖКУ, не скрывайтесь от управляющей компании или ТСЖ: никто не заинтересован в том, чтобы перекрывать должнику воду или идти разбираться с ним в суд. Если у вас временные трудности с финансами, открыто расскажите о них и попробуйте договориться о рассрочке. Часто управляющие компании идут навстречу, чтобы не доводить дело до суда.
Текст:
Ольга Ефимова
Иллюстрации:
Олеся Щукина
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter