не подписывают обходной лист при увольнении что делать
Не подписывают обходной лист при увольнении что делать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Вправе ли руководитель образовательного учреждения задерживать выдачу трудовой книжки материально ответственному лицу в день его увольнения, если бухгалтерией не подписан обходной лист? Как поступить работодателю в случае, если работник имеет долги как материально ответственное лицо?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе задерживать выдачу трудовой книжки и осуществление расчета при увольнении материально ответственному лицу, если не подписан обходной лист. При увольнении материально ответственного лица необходимо провести инвентаризацию. По результатам проведенной инвентаризации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Обходной лист при увольнении
Подписание обходного листа – часть процедуры увольнения работника. Документ не является строго обязательным и обычно используется в крупных организациях, имеющих много действующих структурных подразделений, малые же предприятия, как правило, обходятся без него.
Зачем нужен обходной лист
Роль обходного листа довольно проста: он удостоверяет тот факт, что работник сдал все ценности, документы, пароли, шифры, секретные материалы и сведения, находившиеся ранее в его ведении и распоряжении и на момент ухода с работы ничего своему работодателю не должен. Кроме того, он косвенно фиксирует то, что все сданное имущество находится в целости, сохранности и надлежащем качестве.
Таким образом, работодатель обеспечивает себе гарантию того, что его имущество или особо ценные активы не попадут в руки злоумышленников и способствует сохранению своей материально-технической базы.
Кто должен подписывать документ
Обходной лист включает в себя список основных подразделений компании, сотрудники которых заведуют материально-технической, документальной и финансовой частями. Как правило, в нем значатся:
Начальник каждого из этих подразделений должен поставить в обходном листе свой автограф, свидетельствуя тем самым, что увольняемый сдал все имущество и активы компании и претензии к нему отсутствуют.
Порядок оформления обходного листа
Обычно форма документа имеется в отделе кадров, куда и должен обратиться увольняющийся.
Что делать если сотрудник при увольнении не хочет подписывать обходной лист
Обходной лист не значится в перечне документов, которые обязан подписывать работник при своем увольнении. Иными словами, если он не хочет этого делать, работодатель не вправе его заставлять.
Следует отметить, что довольно часто работодатели шантажируют своих бывших сотрудников тем, что без подписания данного документа они не выдадут им на руки их личные документы, например, трудовую или санитарную книжку. Это абсолютно неправомерно и при установлении подобных фактов трудовой инспекцией, предприятию и ответственным лицам грозит административное наказание в виде штрафа.
Единственное исключение: работодатель вполне законно может лишить строптивого работника (уже бывшего) причитающейся ему при увольнении дополнительной выплаты, прописанный в трудовом договоре (но не оговорено в законодательстве РФ).
Что делать, если в процессе подписания обходного листа обнаружилась недостача
Такие ситуации нечасто, но иногда все же случаются. В результате работодатель может пойти разными путями:
В некоторых случаях разбирательства доходят до судебной инстанции – еще и поэтому к заполнению обходного листа следует относиться особенно внимательно.
Правила написания документа
Единой унифицированной формы обходного листа не существует, так что организации вправе каждый раз писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри компании и утвержденный в ее учетной политике. В любом случае, данный документ должен содержать в себе ряд необходимых сведений:
Следует отметить, что в разных компаниях перечень отделов, которые обязан обойти увольняющийся, может существенно различаться.
Правила оформления обходного листа
Документ может быть составлен на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке организации, при этом он может быть создан как в рукописном, так и в печатном виде.
Обходной лист составляется обычно в одном экземпляре и после подписания сдается на хранение в архив предприятия, но при желании работник может потребовать себе его копию. Эта мера позволит ему избежать в дальнейшем необоснованных материальных претензий со стороны работодателя, если к таковым возникнут предпосылки.
Образец составления обходного листа
С точки зрения стандартного делопроизводства, документ имеет вполне обычную структуру.
Минтруд разъяснил, надо ли оформлять обходной лист при увольнении работника
Зачастую работодатели требуют от увольняющихся сотрудников оформлять обходные листы. В них проставляются отметки о том, что у работника не имеется каких-либо задолженностей перед различными подразделениями работодателя. Однако, как отмечает Минтруд в письме от 16.09.20 № 14-2/ООГ-14959, оформление такого листа необязательно.
Авторы письма ссылаются на положения Трудового кодекса. Так, в статье 84.1 ТК РФ сказано, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С этим документом следует ознакомить работника под его роспись.
В день прекращения трудового договора работодатель должен выдать сотруднику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), а также рассчитаться с ним (ст. 140 ТК РФ). Кроме этого, необходимо передать работнику (по его требованию) заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (подробнее см. « Документы при увольнении сотрудника »).
Что же касается обходного листа, то Трудовой кодекс не требует его оформления. Поэтому работодатель не вправе обязать сотрудника сдать при увольнении заполненный обходной лист.
ВАЖНО
В 2020 году действует следующее правило: не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором работник был уволен, необходимо подать сведения по форме СЗВ-ТД. В 2021 году и позднее этот отчет нужно будет сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения) об увольнении. Подробнее см. «Как правильно заполнить и сдать форму СЗВ‑ТД».
Работодатель не вправе удерживать трудовую книжку при увольнении, даже если обходной лист не подписан
IgorVetushko / Depositphotos.com |
Эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» Ирина Ипполитова поясняет, что законодательство не разрешает работодателю отказать в выдаче трудовой книжки, даже если при увольнении у работника остались долги перед работодателем.
Вопрос возник по поводу одного из сотрудников, который был материально ответственным лицом. Бухгалтерия отказалась подписать обходной лист, и работодатель задумался об удержании трудовой книжки, чтобы понудить работника погасить свои долги.
Ирина Ипполитова предостерегает от такого шага. Закон не предусматривает особого порядка увольнения для материально ответственных лиц. Как и остальные работники, в день увольнения они должны получить трудовую книжку и расчет по правилам ст. 140 ТК РФ (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Даже если работник не вернул вверенные ему материальные ценности или обнаружена недостача, задерживать выдачу трудовой книжки неправомерно.
Однако Ирина Ипполитова подчеркивает, что расторжение трудового договора само по себе не означает, что все долги с работника списываются автоматически. Впоследствии их можно взыскать в судебном порядке (ст. 232, ч. 2 ст. 381 ТК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).
Эксперт советует также завершить инвентаризацию до увольнения работника. Как показывает судебная практика, инвентаризация, проведенная в отсутствие материально ответственного лица после его увольнения, не доказывает вину работника в недостаче (определение Приморского краевого суда от 28 июня 2016 г. № 33-6530/2016, определение Тюменского областного суда от 29 февраля 2016 г. № 33-1252/2016, определение Тамбовского областного суда от 2 сентября 2015 г. № 33-2591/2015). Но окончательное решение по каждому конкретному делу будет принимать суд с учетом всех обстоятельств.
День увольнения. Что и где подписывать? Какие документы забрать?
Сохраняйте к себе в закладки, чтобы не потерять!
Сегодня день Вашего увольнения с работы. Вне зависимости от причины увольнения Вам необходимо пройти несколько этапов при увольнении, которые будут важны для Вас в дальнейшем.
1. Зайти в отдел кадров и расписаться в 3-х документах:
· В приказе об увольнении
· В личной карточке по форме Т-2, где зафиксирована вся информация о вашей трудовой деятельности, на последней странице.
· В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в строке напротив Вашей фамилии и номера Вашей трудовой книжки. В этой книге Вы ставите подпись, когда Вам отдают на руки Вашу трудовую книжку.
В отделе кадров Вы забираете трудовую книжку. При необходимости Вы можете запросить справку с места работы, о том, что Вы работали в данной компании, а также заверенные копии трудового договора и дополнительных соглашений к нему.
2. Второй отдел, который необходимо посетить, это бухгалтерия.
Обязательно запросить следующие справки:
o Справка по форме 2-НДФЛ за весь период работы
o Справка о сумме заработной платы…» по форме 182н. Содержит сведения о выплатах за текущий год и 2 предшествующих. Понадобится для расчета пособий новому работодателю либо ФСС.
o Расчетный лист. В день увольнения производятся все выплаты работнику. Какие именно выплаты читайте в следующих постах.
Для будущего начисления пенсии Вам также понадобятся еще 3 справки:
· по форме СЗВ-М- сведения о застрахованных лицах.
· по форме СЗВ-СТАЖ – сведения о страховом стаже застрахованных лиц.
· Выписка из раздела 3 расчёта по страховым взносам.
Работодатель может выдать Вам обходной лист, который в народе называется «бегунок». Даже если Вы не соберете все подписи в нем, работодатель не имеет права не отдать Вам трудовую книжку.
Рассказова Анастасия Григорьевна
Специалист в области трудовых отношений и кадрового делопроизводства «FLC GROUP»
За индивидуальной консультацией переходите по ссылке