не осуществляется вывоз на оро что это значит
Почему Росприроднадзор может не включить объект размещения отходов (ОРО) в ГРОРО
Сегодня разберём наглядный пример того, почему Росприроднадзор может не включить объект размещения отходов (ОРО) в ГРОРО.
Летом текущего года один крупный природопользователь представил в управление комплект документов для включения ОРО в государственный реестр. Комплектность документов соответствовала требованиям, поэтому они были направлены в установленном порядке в центральный аппарат Службы.
Рассмотрев характеристику ОРО, Росприроднадзор отказал заявителю во включении его объекта в ГРОРО. Причины следующие.
В графе 6 характеристики («Проектная документация на строительство ОРО») природопользователь указал проектную документацию 2010 года.
В графе 7 документа («Заключение государственной экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО») заявитель отразил данные о положительном заключении ГЭЭ 2007 года, информация о ГЭЭ проекта 2010 года в графе отсутствовала. При этом срок действия положительного заключения ГЭЭ истек в 2012 году.
Одновременно в графе 8 «Ввод в эксплуатацию ОРО» стоит дата ввода ОРО в эксплуатацию в 2013 году. То есть после истечения срока действия упомянутого заключения ГЭЭ.
Из указанного наглядно видна несогласованность данных:
— проектная документация, по которой построен ОРО (графа 6), не имеет положительного заключения ГЭЭ
— ссылка на положительное заключение ГЭЭ не разъясняет, о какой проектной документации идет речь, и не связывает данную проектную документацию с проектной документацией, указанной в графе 6
— срок ввода в эксплуатацию ОРО не совпадает со сроком действия положительного заключения ГЭЭ
Напомним, пунктом 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» определено, что положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу, в том числе в случае истечения срока действия. При этом объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, является объектом ГЭЭ в том числе в случае истечения срока действия (пункт 8 статьи 11 упомянутого закона).
Дополнительно Росприроднадзор указывает, что строительство ОРО должно быть завершено в срок действия положительного заключения ГЭЭ. Завершение строительства объекта подтверждается, в том числе, актом приемки законченного строительством объекта. При этом в представленном комплекте документов отсутствовали материалы, подтверждающие завершение строительства ОРО в сроки действия положительного заключения ГЭЭ.
И это наряду с неувязкой проектной документации, указанной в графе 6, с положительным заключением ГЭЭ из графы 7 характеристики.
В завершении отметим, у природопользователя остается право устранить все указанные противоречия и повторно представить документы для включения ОРО в государственный реестр.
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Источник новости: vk.com/sibrpn Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
Еще 5 новостей по теме «Обращение с отходами»
Другие новости за 23.11.2021
Экологические новости
Мероприятия
Последние сообщения
Контактная информация
РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru
© 2004-2021 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как вывести из эксплуатации объект размещения отходов
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, как вывести из эксплуатации объект размещения отходов?
Ответ:
Единых требований к порядку вывода из эксплуатации объекта размещения отходов (ОРО) на сегодняшний день нет.
Для вывода из эксплуатации ОРО необходимо:
1) Разработать:
• проект вывода из эксплуатации ОРО, предусматривающий процедуру консервации или ликвидации такого объекта;
• проект рекультивации земельного участка, нарушенного при размещении отходов (в случае ликвидации объекта размещения отходов).
Требования к проектной документации определены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 87.
2) Представить выше указанные проекты на государственную экологическую экспертизу.
Проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (п. 7.2 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе»).
3) Прекратить фактическую эксплуатацию объекта размещения отходов.
4) Исключить ОРО из ГРОРО.
Согласно п. 6 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
На основании Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России 792 ведение ГРОРО осуществляет Росприроднадзор.
Исключение ОРО из ГРОРО осуществляется в случае (п. 22 Порядка):
— получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Таким образом, для исключения ОРО из ГРОРО необходимо направить заявление о прекращении эксплуатации ОРО в Росприроднадзор в уведомительном порядке.
К сведению, образец такого заявления законодательно не утвержден, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме.
5) Провести процедуру снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 11, 12 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации.
6) Представить в территориальный орган Росприроднадзора:
• заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, оформленное в соответствии с Приказом Росприроднадзора N 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
• оригинал действующей лицензии по обращению с отходами.
7) Контролировать состояние ОРО и его воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 4 ст.12 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8) Провести рекультивацию ОРО.
Рекультивация земель проводится согласно требованиям Постановления Правительства РФ 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Передача отходов в ОРО, не указанный в документе об утверждении НООЛР: сколько платим за НВОС?
Ключевые вопросы
Как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, не указанном в данном документе?
Применяется ли в таком случае 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС?
Смоделируем ситуацию. У хозяйствующего субъекта имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), которым предусмотрено, что определенное количество образуемых отходов может размещаться на объекте размещения отходов «А».
В силу различных обстоятельств природопользователь намерен (или вынужден) передавать отходы на размещение на объекте размещения отходов «Б».
Как должен повести себя в такой ситуации хозяйствующий субъект? Ответ очевиден — переоформить документ об утверждении НООЛР в части замены объекта размещения отходов «А» на объект размещения отходов «Б».
Тем не менее на практике нередки случаи, когда над этим вопросом природопользователь задумывается уже после передачи отходов для размещения в объекте, не указанном в разрешительной документации.
При этом, как известно:
1. Лицом, обязанным исчислять и вносить плату за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), является лицо, в процессе деятельности которого образовались отходы.
2. Размещение отходов должно осуществляться в соответствии с утвержденными лимитами на размещение отходов.
3. Размер платы за размещение отходов зависит в том числе от того, имеются ли у плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) утвержденные лимиты на размещение отходов.
Однако как определить, имеются ли у субъекта платы за НВОС утвержденные лимиты на размещение отходов в контексте смоделированной ситуации? Ведь в документе об утверждении НООЛР лимиты на размещение отходов «привязаны» к конкретному объекту размещения отходов (далее — ОРО).
Справедливости ради отметим, что решение данного вопроса зависит от выбора одной из двух теорий.
Теория 1
Теория основана на том, что лимитом на размещение отходов является предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в ОРО.
При этом сторонники данной теории отталкиваются от определения понятия «лимит на размещение отходов», предусмотренного ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), и считают, что смысловое ударение в приведенном утверждении необходимо ставить именно на «количество отходов», в то время как место размещения отходов (т.е. ОРО) с точки зрения соблюдения лимитов на размещение отходов не имеет никакого значения.
Такой подход позволил его приверженцам сформулировать вывод: в каком бы ОРО ни были размещены образованные отходы, главное, чтобы не были превышены предельные количественные показатели допустимого размещения отходов, установленные документом об утверждении НООЛР.
Теория 2
Теория основана на том, что лимит на размещение отходов характеризуется не только количественным показателем, но неразрывно связан с ОРО, в котором соответствующее количество отходов допускается размещать, т.к. лимит на размещение отходов устанавливается как предельно допустимое количество отхода конкретного вида, направляемого на размещение в конкретный ОРО.
Такой подход основан не только на определении понятия «лимит на размещение отходов», установленном ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, но и на положениях Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).
Сторонники данной теории полагают, что для решения вопроса, размещены ли отходы в соответствии с лимитами на их размещение, необходимо определить:
1) какое количество отходов направлено для размещения; не превышает ли это количество установленные в документе об утверждении НООЛР предельно допустимые количества отходов конкретного вида;
2) в какой ОРО отходы направлены для размещения; совпадает ли ОРО с тем объектом, который указан в документе об утверждении НООЛР?
При этом в случае, если ОРО совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, но превышены количественные показатели лимитов на размещение отходов, имеет место сверхлимитное размещение отходов.
В свою очередь, если количественные показатели лимитов на размещение отходов не превышены, но ОРО, в который направлены отходы, не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, имеет место размещение отходов в отсутствие разрешительной документации.
Далее обратимся к определению размера платы за НВОС в части размещения отходов в ситуации, когда отходы размещены в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР.
Специалистов экологических служб в подобном случае всегда интересует, подлежит ли применению при исчислении платы за размещение отходов 5-кратный повышающий коэффициент, как при размещении отходов в отсутствие разрешительной документации?
Вспомним Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013; далее — Порядок):
Извлечение
из Порядка
[…]
5. Плата за сверхлимитное загрязнение[1] окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
[…]
Казалось бы, положение донельзя понятно:
1) документ об утверждении НООЛР (действующий) в наличии (и при этом лимиты на размещение отходов не превышены) — нет оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов;
2) документ об утверждении НООЛР отсутствует — есть основания для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов.
Однако дискуссия между администратором и плательщиком платы за НВОС разворачивается именно вокруг вопроса о том, как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, который не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР.
При этом в основании дискуссии как раз и лежат обозначенные выше «теории» о том, что является лимитом на размещение отходов.
Нетрудно догадаться, приверженцами какой теории, как правило, выступают субъекты платы за размещение отходов. Разумеется, в большинстве случаев они стоят на идее «были бы лимиты (как количества отходов, допустимые к размещению), а в каком ОРО отходы размещены — не важно».
Принципиально иную позицию занимает администратор платы за НВОС (Росприроднадзор): отходы считаются размещенными в соответствии с разрешительной документацией (т.е. в соответствии с документом об утверждении НООЛР и утвержденными лимитами на размещение отходов) только тогда, когда они размещены в определенном количестве (без превышения) в определенном ОРО.
В свою очередь, арбитражные суды в данном споре чаще поддерживают администратора платы за НВОС, что значительно увеличивает экономический риск хозяйствующих субъектов, связанный с размещением отходов в ОРО, не указанном в документе об утверждении НООЛР (помимо экономического риска не стоит забывать и о риске привлечения к административной ответственности).
По мнению Центра правовой экологии, вопрос, применяется ли при исчислении платы за размещение отходов в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР, 5-кратный повышающий коэффициент, требует утвердительного ответа: да, в такой ситуации при исчислении платы за размещение отходов применяется 5-кратный повышающий коэффициент.
В свою очередь, на вопрос, как хозяйствующему субъекту избежать внесения сверхлимитной платы за размещение отходов, ответим: обеспечить своевременное переоформление документа об утверждении НООЛР («своевременное» — значит «до передачи отходов на другой ОРО») по основанию «изменение данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения».
Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование
Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.
Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.
С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).
Что такое объекты размещения отходов?
Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.
ОРО включают:
Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.
Требования к ОРО
Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.
Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.
Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.
В пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:
А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.
Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).
Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).
В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).
Виды и характеристики
ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.
Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.
В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.
Основные виды объектов захоронения отходов:
А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.
Что такое ГРОРО?
Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).
В реестр ОРО (п. 17) не включаются:
Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).
Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):
Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.
Инвентаризация
Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.
Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.
Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:
Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.
По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.
Мониторинг
В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).
По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.
Коэффициент места расположения
При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.
Экологическая экспертиза проектов строительства
При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.
Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.
К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).
Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:
Заключение
Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.
Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.