не делай другим того чего не пожелаете себе

Золотое правило нравственности

Оригинал взят у не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть фото не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть картинку не делай другим того чего не пожелаете себе. Картинка про не делай другим того чего не пожелаете себе. Фото не делай другим того чего не пожелаете себеmoshekam в Золотое правило нравственности

Самые известные формулировки золотого правила ЗП:

Новый Завет- Мф 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Лк, 6,31 «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними»

Наиболее раннее упоминание ЗП встречается в ветхозаветной «Книге Товита», где Товит, поучает своего сына Товия: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов., 4, 15). Большинство современных библеистов, относят «Книгу Товита» к периоду между V и III веками до н.э.

Примерно к тому же времени или даже более раннему относится сочинение Конфуция «Лунь Юй»: «Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»

Аналогичные формулировки встречаются и в древнеиндийских текстах: Одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» (Дхаммапада, XII, 159) и в мусульманских: Один из хадисов пророка Мухаммеда (тринадцатый в выборке 40 хадисов Нанави) гласит: «Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя».

Ну и конечно современные формулировки от «Ты мне, я тебе» до «реципрокный (взаимный) альтруизм». Современные этологи считают, что взаимный альтруизм появился у человека в процессе эволюции как следствие природного эгоизма.

Не вдаваясь в подробности о времени, месте и способе появления ЗП, хочу обратить внимание на принципиальную разницу формулировок в Новом и Ветхом Завете. Многие считают эти формулировки идентичными, и даже считают, что в Новом Завете ЗП появилась из Ветхого. Имея внешнюю схожесть, эти два правила несут разный, даже, можно сказать, противоположный смысл…

Формулировка же Ветхого Завета носит негативный характер – не делайте другим то, что Вам плохо. Следуя этому принципу, Вы не причините зла другому человеку, даже незнакомому. Такой принцип более универсален и оправдан по отношению и к близким людям, и к незнакомым. Иудеи, никогда не занимались прозелитизмом, вовлечением иноверцев в свою веру, не старались прививать другим то, что им казалось хорошо.

Возможно, вот такой принципиально разный нравственный императив у сторонников Ветхого и Нового Завета и определяет их разные культурные традиции, и как следствие, разный уровень развития общества.

Источник

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (золотое правило морали)

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»

Близкая мысль встречается у китайского философа Конфуция (551 – 479 до н. э.), в «Луньюй»:

«Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

Эта мысль была высказана и древнееврейским философом Гилелем (112 г. до н. э. – 8 г. н. э). Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).

Применяемые варианты золотого правила морали

✔ Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

✔ Не желай другому того, чего не хочешь себе

✔ Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

✔ Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе

На английском языке

Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. :

«Do unto others as you would have them do unto you»

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

В вышеуказанном словаре это правило также именуется золотым (golden rule, анг.). Отмечается, что выражение встречается в древних религиозных источниках и трудах — Новый завет, Талмуд, Коран, сборниках Конфуция (New Testament, Talmud, Koran, and the Analects of Confucius). Указывается, что одно из наиболее ранних упоминаний в английском языке в переводе Сократа в 1477 году (Earl Rivers’ translation of a saying of Socrates (Dictes and Sayenges of the Philosophirs, 1477):

«Do to other as thou wouldst they should do to thee, and do to none other but as thou wouldst be done to.»

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, и не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе.

✍ Примеры

«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 :

«Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации наполнило новым содержанием «золотое правило» морали. В борьбе с сословным неравенством признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке «золотого правила» содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции Российской Федерации).»

«Многократно возвращаясь к основному началу нашей духовной деятельности, к движущим силам наших мыслей и наших поступков, невозможно не заметить, что значительная часть их определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит, и что самое хорошее, самое возвышенное, самое для нас полезное из происходящего в нас вовсе не нами производится. Все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который присущ нам, как и всем одушевленным существам, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе. Поэтому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда один только этот интерес, более или менее правильно понятый, более или менее близкий или отдаленный. Как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо. И потому высший разум, выражая свой закон на языке человека, снисходя к нашей слабой природе, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. И в этом, как и во всем другом, он идет вразрез с нравственным учением философии, которая считает, что постигает абсолютное благо, т.е. благо универсальное, как будто только от нас зависит составить себе понятие о полезном вообще, когда мы не знаем и того, что нам самим полезно. Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению: вот все, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? До определенного момента мы, безусловно, действуем сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость; но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия – вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы – большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке Бога в Ветхом Завете: вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло!»

Источник

Золотое правило нравственности

не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть фото не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть картинку не делай другим того чего не пожелаете себе. Картинка про не делай другим того чего не пожелаете себе. Фото не делай другим того чего не пожелаете себе

П очему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото.

Золотое правило нравственности гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти слова в различных вариациях часто приписываются Иисусу в различных Евангелиях. Также эти слова произносили апостол Павел, Иаков и многие другие. Тому же учил и пророк Мухаммад: он говорил, что следует делать людям то, что мы желали бы получить сами, и избегать делать то, чего мы сами бы не хотели для себя. Более того, пророк Мухаммад называл это главным принципом веры. В сущности, он прав.

Правило, которое позволяет кратко сформировать принцип гармоничных взаимоотношений с окружающими, гораздо важнее наставлений о том, как правильно одеваться, сколько раз молиться и какой рукой принимать пищу. Потому что соблюдение всего этого не имеет никакого смысла, если мы ненавидим ближнего и желаем ему зла. Об этом также говорил Иисус: «Заповедь новую даю вам — да любите друг друга. Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга».

Золотое правило нравственности упоминается также в «Махабхарате» — одном из древнейших писаний. Так, перед Битвой при Курукшетре Видура даёт такое наставление своему брату Дхритараштре: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма, прочее проистекает от желания». Тут упоминается такое понятие, как «дхарма», оно имеет множество трактовок и значений, но в данном контексте речь идёт о законе, порядке и так далее. И как точно подмечено: «прочее проистекает от желания». А желания человека — что уж греха таить — чаще всего эгоистичны и направлены на достижение личного блага, хорошо, если не за счёт других.

О золотом правиле нравственности говорил и Конфуций — восточный философ: не делай другим то, чего не желаешь себе. Таким образом, как мы можем видеть, данная идея встречается во всех религиях, что это значит? Наши предки говорили: чтобы познать суть, надо найти то, что всё объединяет. Каждая религия в чём-то правдива, в чём-то ложна. Утверждать, что есть какая-то супер-правильная религия, а все остальные занимаются глупостями по меньше мере наивно. И как верно подмечено, нужно искать не разногласия, а то, что всё объединяет. И если золотое правило нравственности встречается во всех религиях, значит, оно и является важнейшим из наставлений для гармоничной жизни.

не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть фото не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть картинку не делай другим того чего не пожелаете себе. Картинка про не делай другим того чего не пожелаете себе. Фото не делай другим того чего не пожелаете себе

Примеры применения золотого правила нравственности

Какие можно привести примеры золотого правила нравственности? К примеру, можно рассмотреть такую неоднозначную тему, как «ложь во благо». Уже столько копий сломано в полемике о том, можно или нельзя врать во благо, а ответ-то прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. И тут всё индивидуально. Если человек желает всегда знать правду, какой бы она ни была, значит, и другим нужно всегда говорить правду. Если же человек был бы не против, чтобы от него скрывали что-то неприятное, так же и ему следует поступать с другими.

Другой пример: стоит ли наказывать детей и насколько сурово? Опять-таки, следует поступать так, как мы желали бы, чтобы поступили с нами. Если мы готовы получать суровые и порой довольно жёсткие уроки от внешнего мира и окружающих людей, значит, и детей следует воспитывать в строгости. А если же мы считаем, что путь наш должен быть усеян только розами, причём желательно со срезанными шипами, значит, детям нужно только дарить конфеты и гладить их по головке.

Важно понимать, что во Вселенной нет понятия «нельзя». Суть в том, что каждое действие имеет обратную сторону. Можно ли сказать, что нельзя делать зло людям? Тут каждый сам решает: что нельзя, а что можно. Но проблема в том, что всё возвращается. Как с боксёрским мешком — чем сильнее мы ударим, те сильнее прилетит. Вот это поворот, правда? Мы-то думали, что это актуально только в случае с мешком. Но не всё так просто.

не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть фото не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть картинку не делай другим того чего не пожелаете себе. Картинка про не делай другим того чего не пожелаете себе. Фото не делай другим того чего не пожелаете себе

Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?

Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем. Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться.

Закон кармы — это вовсе не религиозная догма, это чётко работающий принцип, суть которого можно изложить в поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь». Проще говоря, совершать зло не то что «нельзя», а скорее банально невыгодно. Исаак Ньютон в своём «третьем законе» чётко отразил принцип кармы: любому действию всегда есть противодействие. Таким образом, золотое правило регулирует нашу нравственность через понимание того, что нам вернётся всё то, что мы делаем. И именно поэтому говорится, что не нужно делать другим то, что не хотим получить сами. Ведь всё, что мы делаем, нам вернётся. Поэтому золотое правило нравственности просто предостерегает нас, заставляет задуматься: готовы ли мы, совершая зло, в ответ получить то же самое?

Золотое правило нравственности: где граница?

И тут может возникнуть резонный вопрос: а где граница между добром и злом? Как говорил один мудрый учёный (тоже, кстати, физик), всё относительно. Может быть, родители, которые балуют своего ребёнка, не замечая, что растёт эгоист, думают, что они поступают хорошо. И прозрение чаще всего наступает тогда, когда этот ребёнок спустя несколько десятков лет сдаёт своих родителей в дом престарелых. И можно возразить: дескать, почему же тут не работает золотое правило нравственности? Ведь родители выполняли все капризы ребёнка, а в итоге оказались в доме престарелых…

не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть фото не делай другим того чего не пожелаете себе. Смотреть картинку не делай другим того чего не пожелаете себе. Картинка про не делай другим того чего не пожелаете себе. Фото не делай другим того чего не пожелаете себе

И тут возникает такая проблема, как относительность понятий добра и зла. Баловать ребёнка — это не самое лучшее решение, ведь такой метод воспитания не ведёт к развитию. Проще говоря, за внешней благостной формой в отношении ребёнка совершается зло. И не только в отношении ребёнка, ведь, если он растёт эгоистом, он причинит людям немало зла. И первыми, на кого это зло прольётся, будут его родители. И если под этим углом посмотреть на ситуацию, то всё вполне справедливо.

Таким образом, золотое правило нравственности — это главный принцип, позволяющий выстраивать гармоничные отношения с людьми. Для того чтобы быть нравственным, вовсе не обязательно читать сотни книг на тему того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Тем более что представления эти могут отличаться в зависимости от места, времени и обстоятельств. Чего нельзя сказать о золотом правиле нравственности: оно работает, и всегда, потому что созвучно с законом кармы, который, в общем-то, и обуславливает всё, что происходит в этом мире.

Причинно-следственные связи, которые мы создаём своими поступками, — вот что влияет на нашу жизнь, а не звёзды, гороскопы и карты Таро. Каждый из нас — сам творец своей судьбы. И чтобы теория не легла мёртвым грузом где-то на пыльную полочку в нашей памяти, надо начать применять знания прямо сегодня.

В самом деле, что вы теряете? Попробуйте хотя бы пару недель прожить, руководствуясь принципом «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». И вот увидите: ваша жизнь кардинально изменится. Неприятные ситуации станут происходить всё реже и реже, а все люди вокруг вдруг станут доброжелательными и приятными в общении. Нет, конечно, это произойдёт не вдруг, но постепенно реальность будет меняться в лучшую сторону, вы и сами это почувствуете.

Один из главных принципов закона кармы гласит: чтобы изменить последствия, надо изменить причину. Чтобы изменилось то, что мы получаем в ответ, надо изменить то, что мы излучаем. Всё просто, на самом-то деле. Как говорил ещё один физик, Эйнштейн, самая большая глупость в жизни — совершать одни и те же действия и ждать другого результата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *