не будь чем щи наливают

Быть чем щи наливают (разливают)

Смотреть что такое «Быть чем щи наливают (разливают)» в других словарях:

ЩИ — Настучать по щам кому. Жарг. мол. Избить кого л. Gaz 2004. Быть во щах и в каше. Волг. Шутл. Многое испытать, быть опытным. Глухов 1988, 8. Улить щей на ложку кому. Обл. Шутл. Избить кого л. Мокиенко 1990, 60. Быть чем щи наливают (разливают).… … Большой словарь русских поговорок

Стеарин* — (производство). С. называют смесь пальмитиновой и стеариновой кислот. Это вещество белого цвета и кристаллического строения; обыкновенно во избежание кристаллизации в него прибавляют парафин или воск. Сырыми материалами для получения С. служат:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Стеарин — (производство). С. называют смесь пальмитиновой и стеариновой кислот. Это вещество белого цвета и кристаллического строения; обыкновенно во избежание кристаллизации в него прибавляют парафин или воск. Сырыми материалами для получения С. служат:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КРОВЬ — КРОВЬ, жидкость, заполняющая артерии, вены и капиляры организма и состоящая из прозрачной бледножелтоват. цвета плаз мы и взвешенных в ней форменных элементов: красных кровяных телец, или эритроцитов, белых, или лейкоцитов, и кровяных бляшек, или … Большая медицинская энциклопедия

Чай — У этого термина существуют и другие значения, см. Чай (значения). Ветка чайного куста Чай (кит. 茶 «ча» на … Википедия

Квас — благодаря своим вкусовым свойствам и дешевизне с давних пор представляет самый распространенный русский народный напиток. В посты, особенно в летнее время, почти главную пищу простого народа составляет К. с зеленым луком и черным хлебом. Русская… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хлебный квас — Квас Квас (ср. русск. квасить, польск. kwas кислота) национальный слабоалкогольный [1] напиток с объёмной долей этилового спирта не более 1,2 %, изготовленный в результате незавершённого спиртового или спиртового и молочнокислого брожения сусла … Википедия

ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ — ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ, искусственные среды того или иного состава, предназначенные для культивирования микробов и простейших в лабораторных условиях. Впервые были введены для изолирования отдельных видов бактерий Р. Кохом в 1881 году, что создало… … Большая медицинская энциклопедия

Клей — I (Leim, Haut oder Lederleim, colle) В технике различают главные сорта К., соответственно сырым материалам, служащим для его приготовления, а именно: костяной (чистый желатин), рыбий и обыкновенный или столярный (также мездровый) или шубный,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Русские щи: что о них говорится в народных пословицах и поговорках?

Щам — блюду столь же знаменитому, сколь и привычному для русичей уже в течение многих веков, посвящено, как уже упоминалось, множество пословиц и поговорок. Их можно разделить на две части, одна из которых посвящена собственно кулинарному аспекту, а вторая — использованию понятия «щи» для характеристики и оценки различных жизненных ситуаций. Начнем по порядку.

Застольная тема

Те пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот, например:

Где щи — тут и нас ищи;
Где щи да каша, там и место наше;
Щи — всему обеду голова;
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Родной отец надоест, а щи — никогда!

Если же стряпня оказалась неудачной, то народная молва ее высмеивала: камзолы зелены, а щи не солены. Если наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные, то говорили: «Ну и щи, — на кобеля плеснешь, и шерсть соскочит». О пустых щах тоже отзывались насмешливо: «Щи — хоть голову полощи»; «Наши щи хоть кнутом хлещи»; «Хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю.

О перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с явным упреком: «Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются»; то с юмором: «Эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «Эти щи из Царяграда пеши шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «Говорят — хлебы варят, а щи пекут».

Житейская тема

Щи как всем и каждом знакомое понятие использовались и для характеристики социальных взаимоотношений. Особенно часто — что естественно — кулинарный образ помогал высветить характерные черты родственных отношений, в первую очередь, семейных.

Не секрет, что при выборе будущей жены для выросшего сына у наших предков было принято обращать внимание на то, как девица умеет готовить, и этот обычай отразился в крылатом выражении: красота приглядится, а щи не прихлебаются. По поводу относительной ценности красоты жены в брачном союзе выражались и так: Татьяна не сметана, не щи ею белить. О цели брачного союза выражались: «Для щей люди женятся, для мяса за муж идут».

Собственно, главным для установления семейного лада считалось правило, которое заповедовали жениху: «Добрая жена да жирные щи — другого счастья не ищи». А там, где патриархальные устои обставлялись железными рамками, прямолинейно заявляли: чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее (тем наварней щи). Ничего себе!

Характер супруги оценивали так: добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол не поставит; не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит. О непутевой хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила». Было и такое грустное присловье: удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать.
Хозяйственность супруга тоже порой мерили с помощью щей: баня без пара, что щи без навара.

Щи часто использовались в качестве мерила щедрости и скупости людской. Гостеприимство выражалось призывом: «Кипятите щи, чтобы гости шли!»; «От щей добрые люди не уходят». Хлебосольство подчеркивалось словами: гостю щей не жалей, а погуще лей; скаредность характеризовалась противоложным девизом: тех же щей да пожиже влей. О жадных хозяевах приглашенные к ним визитеры говорили, отправляясь восвояси: «Из больших гостей домой хлебать щей».

Бедность иносказательно преподносилась следующим образом:
Голо, голо, а луковку во щи надо;
Живем — не мотаем, пустых щей не хлебаем, хоть сверчок в горшок, а все с наваром бываем;
Пара липовых лещей, да горшок пустых щей;
Хоть пуст щей горшок, да сам большой.

В пословице, поощряющей отвагу, говорится: смелому горох хлебать, а робкому и пустых щей не видать. Вызов на ссору формулировался заявлением: «Милости просим мимо ворот щей хлебать». Известное высказывание «чтобы человека узнать надо пуд соли с ним съесть» имеет и другую форму: человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». Наконец, посмеиваясь на несостоятельным щеголем, приговаривали: «Дома — щи без круп; в людях — шапка в рубль».

В общем, народный фольклор на разные случаи жизни припас меткие высказывания, в которых фигурируют щи. И если собрать их вместе, получается довольно интересная коллекция. По крайней мере, мне так кажется. А вам?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *