не богохульствуй что это значит
О зле богохульства
Что же, «чувства верующих» — довольно неудачная формулировка, которая обращает внимание на субъективные переживания оскорбленных, а не на объективный характер деяния, поэтому лучше лучше говорить о богохульстве.
С точки зрения некоторых комментаторов богохульство — это вообще мнимое преступление, что-то, что не может считаться ни преступлением с точки зрения закона, ни злом с точки зрения морали, поскольку, если Бога не существует, направлено против воображаемой сущности, а если Он существует — то всемогущий Бог едва ли может нуждаться в защите человеческого закона.
Закон не может защищать нематериальные сущности; его дело — предотвращение измеримого материального ущерба, который может быть нанесен жизни, здоровью или имуществу людей. Мораль же есть дело частное — считаете аморальным богохульствовать, не богохульствуйте. Есть люди, которые считают, сообразно их религиозным традициям, аморальным употреблять вино, свинину или говядину. Это же не налагает никаких обязательств на Вас? Ну вот и Ваше благочестивое негодование на некоторые вещи не может никого обязывать.
Есть ряд причин, по которым эта аргументация не работает. Начнем с закона. Защищает ли закон нематериальные сущности? Разумеется. Закон, например, защищает памятники истории и культуры. Не просто в качестве строений, находящихся в чьей-то собственности, а именно в качестве памятников. Какие материальные параметры отличают памятник от не-памятника, Храм Покрова на Нерли от бетонной коробки склада? Материальные — никакие, разве что в качестве склада храм менее удобен. Только культурные, эстетические и духовные. В глазах людей Храм Покрова на Нерли обладает нематериальной ценностью — и эта нематериальная ценность находится под защитой закона.
Представим себе человека, лишенного эстетического восприятия, для которого все изумление людей перед лицом этого чуда древнерусского зодчества — нечто совершенно пустое, и, на его взгляд, даже вредное. Возможно, обладая кое-какими возможностями, он захочет снести этот храм и водворить на его месте превосходный бетонный склад, к немалой пользе для экономического развития региона. У многих из нас — верующих и неверующих — это намерение вызовет ужас, и мы захотим ему воспрепятствовать. На что он нам скажет, что чувства любителей древнерусского зодчества — это всего лишь чувства, и мало кого что глубоко огорчает. Его вот, может быть, глубоко огорчает, что такую экономически важную территорию занимает какая-то старая развалина. И вообще мало ли у кого какие чувства, на всякий чих не наздравствуешься. Наш ужас и негодование по поводу возможного уничтожения этого уникального памятника будет ему совершенно непонятен — и восприниматься как блажь. Все негодование и возмущение будет разбиваться об стену непонимания «а что такого-то?».
Тем не менее, многие из нас сочтут, что храм сносить нельзя. А неспособность нашего оппонента понять, сколь ужасны его планы — признак его ущербности, а не превосходства. Люди, у которых нет чувства красоты, культуры и истории, не должны диктовать тем, у кого оно есть. К частью, такой ситуации не возникнет — Храм Покрова на Нерли находится под защитой закона.
Но в этом случае закон защищает именно нематериальные ценности — которые проявляют себя в чувствах людей. Нам всем очень дорог Храм Покрова на Нерли. Нам искренне жаль тех, кому он не дорог. Антиутопий, в которых бы закон защищал только и исключительно материальные ценности, пока не возникло.
Однако богохульство имеет и вполне материальные последствия. Защита Бога и насаждение благочестия, разумеется, не входит в задачи государства. В его задачи входит поддержание мира и предотвращение ущерба.
Богохульство есть хуление почитаемой другими людьми святыни, оно намеренно совершается именно с целью оскорбления этих людей. Подчеркнем — речь идет о намеренном действии. Если Вы запиваете жирные свиные сардельки с сыром ледяным пивом, Вы, вероятно, тяжко огорчаете этим гастроэнтерологов, а также людей, традиции которых это запрещают. Однако Вы совершаете это отнюдь не с намерением нанести кому-либо оскорбление. Если Вы, скажем, преподаете теорию эволюции, которая огорчает сторонников младоземельного креационизма, Вы не виновны в оскорблении, потому что преподаете ее отнюдь не с целью оскорблять кого-либо. Более того, если Вы утверждаете, что Бога нет, и никогда не было, и приводите в обоснование своего мнения те или иные доводы, это не оскорбление — потому, что Вашей целью в данном случае является изложить и обосновать ваши взгляды на реальность, а не оскорбить кого-либо.
Богохульство предполагает, что Вы делаете нечто именно с намерением оскорбить большую группу людей. Это, в самом деле, эффективный способ выразить крайнее, предельное неуважение к людям. Закон пресекает изъявления ненависти на этнической почве — и имеет точно также же основания пресекать изъявления ненависти к чьей-либо религии. В целях поддержания гражданского мира.
Но вернемся к примеру с Храмом Покрова на Нерли. Почему, собственно, это сооружение обладает ценностью? Значительная часть людей так считает? Но что если люди, воспринимающие этот храм как ценность, окажутся в меньшинстве? Будут ли они все равно правы — должны ли мы будем ободрить их, как немногих носителей культуры среди моря варварства? Можем ли мы решить вопрос голосованием — и, если большинство будет не против, все же построить на месте этого храма бетонный склад? Далее, должны ли мы развивать в школьниках способность к эстетическому восприятию и показывать им это храм как пример прекрасного?
Иначе говоря, есть ли за красотой — и эстетическим переживанием красоты — какая-то подлинная ценность, не то, что мы назначили голосованием, а то, что существует до нас, независимо от нас, и по праву требует нашего признания?
То есть, переходя от закона к морали — есть ли у нас нравственное обязательство признавать красоту? Не является ли человек из нашего примера, желающий снести храм ради склада, человеком провалившимся в нравственном отношении?
Если да, то за нравственностью есть нечто объективное. Этот человек объективно неправ. Мы должны признавать красоту, культуру, историю и учить этому детей. Это не обязательно предполагает личную веру — но это точно предполагает воздержание от богохульства.
Неверующий может признавать культурную, эстетическую и историческую ценность храма, богохульник — нет. Можно уважать своих предков и не разделять их веры. Но нельзя уважать своих предков и глумиться над их верой. Богохульство всегда является антикультурным явлением. Воспитание в уважении к культуре предполагает нравственный запрет на богохульство.
Еще одна причина, по которой богохульство является аморальным — даже для неверующего человека — это нравственные ценности, связанные с Евангелием, даже если человек в него не верит. Как писал об этом Умберто Эко, человек лично неверующий, «и среди многих примеров, которые человеку удастся измыслить, в ряду примеров блистательных, кошмарных, гениально-утешительных — в некий миг полноты времен этот человек обретет религиозную, моральную и поэтическую силу создать фигуру Христа, то есть образ всеобщей любви, прощения врагам, историю жизни обреченной холокосту во имя спасения остальных. Будь я инопланетянин, занесенный на Землю из далеких галактик, и окажись я перед лицом популяции, способной породить подобную модель, я преклонился бы, восхищенный толикой теогонической гениальности, и почел бы эту популяцию, мизерную и нечестивую, сотворившую столь много скверн, — все искупившей, лишь тем, что она оказалась способна желать и веровать, что вымышленный ею образец — истинен».
Даже если не верить во Христа как в Бога, не верить в Богоматерь, их образы есть образы милосердия, чистоты, жертвенной любви — и глумиться над этими образами значит глумиться над этими ценностями, которые могут быть вполне реальны и для неверующего человека.
Но, рассмотрев юридическую, культурную и моральную сторону вопроса, поднимемся на уровень выше. Богохульство уничтожает способность к духовному поиску. В духовной жизни мы ищем Бога, достойного поклонения, источника всякой истины, добра и красоты. Духовная жизнь всегда предполагает любовь и смирение, готовность склониться перед тайной Бога с благоговейным трепетом. Лишиться благоговения — значит лишиться веры и спасения. Верующий человек ни в коем случае не может одобрять или поощрять такой грех.
Разумеется, люди выступающие против богохульства, или, по крайней мере, заявляющие об этом, могут вести себя откровенно глупо — точно также, как люди, выступающие против любого зла могут вести себя глупо. Разумеется, бывают совершенно неосновательные обвинения в богохульстве, порожденные как искренним непониманием, так и злой волей.
Зло богохульства, однако, от этого не перестает быть злом — и должно быть названо таковым.
Богохульство
Богоху́льство – оскорбительное или непочтительное слово (помысл, мысль) в отношении Бога или святыни (в расширенном смысле под богохульством может пониматься и действие, и поведение, выражаемое оскорбительное или непочтительное отношение к Богу или святыне).
Существовало ли понятие о богохульстве у язычников?
О богохульстве (βλασφημοῦντός) упоминает древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвященном молитве диалоге «Алкивиад Второй». Он имеет в виду недолжное обращение к богам, когда молящийся в итоге вызывает гнев богов и получает зло на свою голову.
Римское государственное уголовное право, согласно принципу deorum injurias diis curae («оскорбление богов – забота самих богов»), не предусматривало наказания за богохульство, но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении богохульства и даже атеизма, под которым подразумевалось непочитание ими римских богов.
Каково было отношение к богохульству в Ветхом Завете?
Как относились к богохульству в Византии?
Еще христианские императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христианской религии и Церкви, в том числе и за богохульство. В 77‑й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».
Что говорится о богохульстве в церковных канонах?
В Православной Церкви существует множество канонов, предполагающих наказания за те или иные формы богохульства, например, богохульные речи (скажем, ереси), богохульные действия (например, участие детей священнослужителей в богохульных сборищах – Правило 18 Карфагенского Собора или хранение книг противорелигиозного содержания – Правило 63 Трулльского Собора), предусматриваются в них и прещения по религиозным преступлениям, которые могут рассматриваться как богохульство в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению богохульства имеет правило свт. Василия Великого, не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования» (См. “Правила святых отцов Православной Церкви с толкованиями”). Однако интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха богохульства не является общепринятой: существует толкование, согласно которому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога.
Каково было отношение к богохульству на Руси и в Российской Империи?
В юридических источниках Древней Руси религиозные преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира, где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «Кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х–Х вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религиозных преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.).
В законодательстве Российской Империи под «богохулением» понималось посягательство на признаваемое христианской верой вообще и Православной Церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и Церкви или порицании их. При этом «боги» и святыни прочих религий законом не оберегались, хотя ругательство над еврейской Библией в публичном собрании могло быть подведено под понятие богохульства, так как под выражением «Священное Писание» закон понимал всю христианскую Библию, а, следовательно, и Ветхий Завет тоже.
Субъектом этого преступного деяния могло быть всякое лицо, объектом считались охраняемые правом «честь и уважение ко всему признаваемому божественным или священным христианскою верою вообще и православной церковью в особенности». По букве закона сюда относились: Единосущная Божественная Троица, Пречистая Дева Мария, Честный Крест, бесплотные Силы Небесные, святые угодники Божии, их изображения, Священное Писание, Святые Таинства, религиозные догматы и обряды.
Какому наказанию подвергались богохульники в Российской Империи?
Положение о каре за богохульство, где богохульники буквально обозначены как богохульники, впервые в российском законодательстве представлено в Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.), 1‑я глава которого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).
Уголовное законодательство Петра I разделило преступление богохульства на два вида: хуление имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и православной веры — отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714 г.) Петра Великого, и недонесение о богохульстве «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).
При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за богохульство была отменена смертная казнь. В более позднее время самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершенном в храме. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6–8 лет, а виновный в богохульстве, совершенном лишь при свидетелях, – лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Неумышленное богохульство, например, совершенное по неразумению, невежеству или пьянству, тоже наказывалось тюрьмой. Недонесший о богохульстве тоже приговаривался к тюрьме или аресту. Наказание за богохуление или порицание веры, совершенное посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст. 181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры.
Предусмотрено ли наказание за богохульство в настоящее время в России?
С 1997 по 2013 г. оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением: КоАП 5.26, часть 2, запрещает «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики», а также их порчу или уничтожение.
В июне 2013 года приняты поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП.
Россия является далеко не единственным государством, где предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств. Законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении чувств верующих, оскорблении верующих, кощунстве) существуют во многих странах мира (c разной степенью реального использования), например, в Греции, Испании, Египте, Турции, Германии, Австрии, Бразилии, Израиле, Польше, Финляндии. Эти законы направлены на защиту категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии, и ограничивают выражение своего мнения в отношении святых лиц, религиозных артефактов, обычаев и верований.
Почему хула на Святого Духа считается непростительным грехом?
В Новом Завете самым непростительным грехом Господь называет хулу на Святого Духа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31-32 ). Хула на Святого Духа означает упорное отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, которое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.
Что такое богохульство? Что значит богохульствовать?
Богохульствовать – значит пренебрежительно выражаться о Боге или проявлять к Нему вызывающее непочтение. Богохульство – это устное или письменное оскорбление имени, характера, деятельности или качеств Господа.
Богохульство являлось серьезным преступлением согласно закону, данному Богом Моисею. Израильтяне должны были поклоняться и повиноваться Господу. В Левит 24:10-16 говорится о человеке, хулившем имя Бога. Для евреев имя было не просто ярлыком – оно символически представляло характер личности. Поэтому тот человек был побит камнями до смерти.
В 36-й главе книги Исаии описана история Сеннахирима, царя Ассирии, и его попытки деморализовать Иерусалим, прежде чем напасть на него. Указывая на свои многочисленные победы, он говорит: «Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?» (Исаии 36:20). Сеннахирим совершил богохульство, сравнив израильского Бога с идолами окружающих народов. Царь Иудеи, Езекия, указывает на это в своей молитве, прося Господа избавить их и защитить Свою честь (Исаии 37:4, 17). Бог так и сделал. В Исаии 37:36-37 говорится: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии». Позднее он был убит в храме своего бога Нисроха (Исаия 37:38).
Верующие также ответственны за то, чтобы их поведение не подталкивало других хулить Бога. В Послании к Римлянам 2:17-24 Павел порицает тех, кто утверждает, что спасен через закон, и все же живет во грехе. Ссылаясь на слова из Исаии 52:5, апостол говорит им: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (стих 24). В 1 Тимофею 1:20 он также объясняет, что предал двух лжеучителей сатане, «чтобы они научились не богохульствовать». Таким образом, распространение ложного учения и введение Божьего народа в заблуждение также является формой богохульства.
Иисус говорил об особом виде богохульства – хуле против Святого Духа – совершаемом религиозными лидерами Его времени. Дело в том, что фарисеи были свидетелями чудес Христа, но приписывали работу Святого Духа демонам (Марка 3:22-30). Это было преднамеренным, оскорбительным отвержением Бога и не заслуживало прощения.
Самое значительное обвинение в богохульстве в Библии оказалось ложным. Священники и фарисеи осудили Иисуса именно за богохульство (Матфея 26:65). Они понимали, что Он называет Себя Богом. Это на самом деле бы обесчестило характер Бога, если бы оказалось неправдой. Если бы Иисус был просто человеком, претендующим на звание Бога, то Он был бы богохульником. Однако как Второе Лицо Троицы Он воистину мог называть Себя Богом (Филиппийцам 2:6).
Дело в том, что каждый раз, когда мы делаем или говорим что-то, представляющее славу, святость, авторитет и характер Господа в ложном свете, мы совершаем богохульство. Каждый раз, когда мы неверно демонстрируем свое положение как детей Божьих, мы наносим ущерб Его репутации. К счастью, Иисус прощает даже грех богохульства. Петр критиковал Его намерения (Матфея 16:22), Павел пытался заставить богохульствовать других (Деяния 26:9-18), а братья Христа считали, что Он сошел с ума (Марка 3:21). Но все они раскаялись, и были прощены.
Что такое богохульство? Что значит богохульствовать?
Что значит богохульство, и кто такой богохульник: примеры богохульниц в православии
Не вызывает сомнения тот факт, что Бог сам может покарать любого, кто отважится выказать ему свое неуважение. Отчего же тогда закон человеческий на протяжении многих веков считал богохульство преступлением и приговаривал оскорбителей богов к самым страшным карам?
Очевидно, что суровые приговоры возносящим хулу на Бога вызваны не уроном, нанесенным Всевышнему. Урон наносится верующим, оскорбляется самое для них святое, и недаром в гражданской юриспруденции многих стран существует понятие «оскорбление религиозных чувств верующих».
Что такое богохульство
В религиозной юриспруденции существуют три понятия, характеризующие различные преступления против веры.
Кощунством обозначают ехидные, уничижительные высказывания по отношению к:
Святотатство — это в большей степени покушение на имущество церкви, на священные предметы, равно как и на жизнь ее служителей. А о последнем понятии поговорим подробнее в этой статье.
Происхождение слова
«Хула» — древнерусское слово, образованное от древнеславянского «хоула», первоначально означающее «поклонение унижающему», «унижение», а также выражающие унижение словоформы.
Значение понятия
Понятие буквально означает «унижение Бога», неуважение к Богу, выраженное вербально, то есть с помощью слов, поношение, оскорбление святынь и принципов религии.
Историческая справка
В соответствии с канонами большинства религий оскорбление Бога и веры является великим грехом и строго карается. Но так было не всегда.
Появление первых богохульников
Римское право, которое считается источником современной юриспруденции большинства государств, изначально не содержало гражданского преследования за оскорбление Бога. На основании постулата, характеризующего божество как всемогущую сущность, появилось воззрение, что любой бог сам может наказать того, кто нанес ему оскорбление. В соответствии с этим гражданскими установлениями защищать божество уже само по себе есть сомнение в его силах, и, следовательно, оскорбление Высшей Сущности.
Тем не менее, в языческом Риме в эпоху гонений на христианство устанавливалась кара за хулу на старых богов, а христианские императоры Рима, в свою очередь, устанавливали уголовное преследование оскорбляющих Христа.
Само же понятие впервые использует Платон в «Диалогах», имея в виду непочтительное обращение к богам, в результате которого молящийся рискует прогневить их и получить за то соответствующее воздаяние.
Распространение и дальнейшая судьба
С течением времени кары за возведение хулы на Бога ужесточались. В средневековой Западной Европе за это преступление полагалось сожжение виновного как еретика, и только с XVI века вместо непременной смертной казни виновного могли подвергнуть порке кнутом или оштрафовать.
Спустя два столетия в юриспруденции большинства европейских стран казнь за хулу на Бога уже не предусматривается. Мало того, изменилась и сама трактовка преступления. В частности, обычная божба, т. е. призвание Бога как свидетеля при даче клятвы или просто упоминание его всуе уже правонарушением не являлась.
Яркий пример изменения отношения к данному преступлению — прогресс законодательства Австрийской империи. В кодексе 1768 года при императрице Марии Терезии словесное поношение Всевышнего еще считалось тягчайшим преступлением и рассматривалось как непосредственное оскорбление Всевышнего, последствием которого может быть кара Господня на все государство. Всего же два десятилетия спустя в принятом при Иосифе II кодексе это правонарушение определяется как ущемление интересов религиозного сообщества, чреватого общественным возмущением. Виновных уже попросту закрывали в дома для сумасшедших в ожидании возможного раскаяния.
Великая Французская революция в 1791 году и вовсе вывела оскорбление Господа из наказуемых деяний.
Современное положение
В наше время хула на Бога в юридических установлениях большинства христианских стран в отличии, например, от мусульманских, уголовным преступлением не является. Тем не менее, некоторые случаи публичного оскорбления Бога трактуются как покушение на права верующих и влекут за собой уголовную либо административную ответственность.
Что понимают под возведением хулы на Бога
В юриспруденции более тридцати стран мира, в основном ближневосточных и североафриканских, существуют статьи, ограничивающие свободу высказываний, если они являются оскорбительными по отношению к Богу, религии, святым, обрядам и символам веры.
В уголовных и административных кодексах этих стран такой тип преступления законодательно определяется как непочтительный акт в отношении Бога или святыни.
Кроме того, это деяние, чтобы оно классифицировалось как преступление, должно быть совершено публично, а действие преступника — осознанно. Само действие характеризуется как презрительное, недоброжелательное высказывание, произнесенное или написанное, а также опубликование оскорбительного изображения.
Таким образом, богохульствовать — это:
Чтобы доказать злой умысел, как правило, привлекаются эксперты.
С точки зрения лингвистики они оценивают высказывания обвиняемого, анализируют их на агрессивность, манипуляцию либо на наличие лживых посылов.
Специалисты должны определить, имеется ли в представленном на экспертизу тексте информация, направленная на унижение религиозных чувств апологетов той или иной религии, а также является ли эта информация ложной, то есть безосновательно порочащей приверженцев культа.
Надлежит установить также:
Эксперты определяют и то обстоятельство, является ли произнесенная фраза умышленной, а опубликованный текст — намеренно призванным нанести оскорбление и унизить верующих.
Оскорбление Бога в религии
Разберемся,кто же такой богохульник и что значит богохульство в иудаизме и христианстве.
В иудаизме
В иудейской теократии все, связанное с верой, изначально охранялось на законодательном уровне. Следовательно, и хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисея было ясно указано: поносящий Имя Господа должен быть предан смерти через побиение камнями.
Юридически по законам Торы Христос считался богохульником, так как называл себя Сыном Божиим.
В более широком смысле неуважение к религии в иудаизме обозначают как «хилул ха-Шем», поругание имени Бога, и «хилул ха-кодеш», поругание святыни. Если первое преступление, за которое побивали камнями, есть именно хула на Всевышнего, то второе более соответствует святотатству или кощунству.
Так называемый «карет» накладывался за умышленное осквернение святости в храме, нарушение ритуала, неправильный убой животного, приносимого в жертву, либо совершение обряда жертвоприношения в ненадлежащее время и непредназначенном для этого месте. Карались непосвященные, вступившие в святилище, а также те, кто вкусил храмовые дары, будучи нечистым в ритуальном смысле. Множество запретов и ограничений касались правил священнослужения, использования не по назначению храмовых предметов, например, фимиама. Страшным грехом считалось осквернение свитка Торы.
Впрочем, понятие «карет» трактовалось, в основном, как «небесная кара», и раскаявшиеся грешники после порки особым ремнем и штрафа смерти не предавались.
Нужно заметить, что ныне в Израиле действует закон, по которому за осквернение святых мест любой религии назначается тюремное заключение сроком до семи лет.
В христианстве
Христианская Церковь как религия, согласно учению которой после надлежащего покаяния прощается любой грех, стоит особняком от иных религий в плане оскорбления Всевышнего. Тем не менее, есть один существенный нюанс. Согласно Евангелию от Матфея (Мф.12:31-32), Христос говорил, что человеку простится любая хула, в том числе и на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Таким образом, в христианстве поношение даже самого Христа может быть прощено, а Духа Святого — нет.
Этот постулат столетиями служил камнем преткновения в спорах богословов, которые совершенно закономерно отмечали: «Если Бог един в трех лицах, то оскорбление Бога Отца и Бога Сына есть и хула на Духа Святого».
Полторы тысячи лет гражданское и церковное право в христианских странах смешивали понятия «грех» и «преступление». Размежевать эти категории стало возможным лишь в Новое время, и только в ХІХ веке оскорбление Всевышнего перешло из юрисдикции мирского суда суду духовному. Одновременно это понятие было значительно расширено, оно стало означать не только словесное поношение Бога и святых, но и пренебрежение к догматам, ритуалам, приверженность культу Сатаны, колдовство и т. п.
В отличие от Средних веков, за это уже никто на костер не посылал, и практически единственным методом воздействия на закоренелых грешников оставалось только отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда являлось самой страшной и весьма действенной карой для христиан.
Наказания богохульников
Испокон веку тех, кто осмеливался умышленно или даже по глупости оскорбить святыни, жестоко карали. И, даже если государственные карательные органы не имели для этого ни возможности, ни желания, сами верующие вступались за самое для себя святое. К сожалению, в этих случаях самосуды часто приводили к гибели невинных, на которых недоброжелатели возвели поклеп. Это происходит, к сожалению, и в наши дни.
В России
В России в православии оскорбление Господа столетиями считалось тяжким преступлением. В решении Соборного уложения 1649 года говорится, что человек, обвиненный в возложении хулы на Господа Бога, подлежит изобличению, и при доказанности вины должен быть сожжен.
При Петре І и последующих императорах «богохулением» считалось посягательство на христианские ценности, если оно проявлялось в публичном оскорблении и порицании православных догм, обрядов и символов.
Всякий человек мог быть осужден, если в любом состоянии, будь он пьян или трезв, сказал неправедные слова в отношении Троицы, Девы Марии, Креста Господня, ангелов и святых, обругал икону, распятие, Евангелие, таинства и все прочее, что православные христиане считают священным.
Характерно, что святыни и божества иных религий, верующие которых проживали на территории Российской империи, законом государства не защищались. Мусульманин мог публично и нелицеприятно высказаться в адрес Мухаммеда, тунгус унизить Будду — это законом преступлением не признавалось. Но если кто-то на публике сказал нехорошие слова про иудейскую Тору — мог и потерпеть, ведь Тора и Ветхий Завет, если не принимать во внимание некоторые богословские и исторические нюансы, одно и то же, а христиане считают Ветхий Завет частью Библии.
Наказывалось и неумышленное оскорбление святынь, когда человек просто был не в состоянии знать о том, что совершает преступление, например, во время Крестного хода сплюнув под ноги, когда процессия была еще за поворотом улицы.
В случае если преступление против веры было совершено в церкви, осужденного ждало наиболее тяжкое возмездие — до 15 лет каторги. В иных случаях он мог отделаться каторжными работами на 6-8 лет, а если публики не было, а хула на Бога была вознесена лишь при немногочисленных свидетелях — ссылкой в Сибирь.
Тюрьмой каралось непредумышленное унижение Бога и религии, совершенное, в том числе, в пьяном виде, то же самое ждало не донесшего о преступлении свидетеля.
В XIX веке наказание постепенно смягчалось, и, хотя только в 1842–1846 годах было возбуждено 3 192 «церковных» дела, по которым было осуждено 12 973 человека, смертных приговоров вынесено не было. В начале же XX века хулителей Господа, если не было отягчающих обстоятельств, приговаривали к аресту на несколько месяцев.
При советской власти никаких законодательных актов, касающихся преследования за оскорбление чувств верующих, не существовало, а в современной России до 2013 года это деяние считалось административным нарушением. Но после «выступления» в феврале 2012 года группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя ситуация изменилась. Богохульниц судили, впрочем, не за кощунство, а за хулиганство, потому что в то время соответствующий законодательной базы еще не было.
Только в 2013 году вступила в силу новая редакция статьи 148 УПК РФ, в соответствие с которой публичное оскорбление Господа стало грозить реальным сроком заключения или крупным штрафом.
Что касается отношения к хуле на Господа в современной РПЦ, то оно высказано в документе, принятом в феврале 2011 года Архиерейским Собором. Указывая на опасность этого деяния как для человеческих душ, так и для общества в целом, Собор констатировал, что Церковь прилагает все усилия, чтобы этот страшный грех не нашел распространения в обществе, «не провоцировал гражданские нестроения и не отделял людей от Бога».
В других странах
Законодательное преследование богохульников появилось в тех общественных системах, где боги и религии стали частью государственного устройства. Примеры — древний Израиль, мусульманские страны и даже Греция, где Сократа осудили, в том числе, за неуважение к богам.
В некоторых странах неуважительные высказывания о Боге и религии наказываются по административному кодексу, но в большинстве случаев этот вид правонарушений включен в законодательство о нарушении прав верующих и подпадает уже под уголовные статьи.
Различаются и меры воздаяния: от необременительного штрафа или недолгого тюремного заключения в христианских странах до смертной казни у мусульман.
Благодаря проводимой в последние десятилетия в Западной Европе политике вытеснения религии из общественной жизни, в некоторых государствах законы об антирелигиозных выступлениях смягчаются. Но, если, к примеру, в Исландии в 2015 году унижение Бога вовсе перестало считаться преступлением, то в Германии за оскорбление веры, несущее угрозу общественному спокойствию, можно получить три года тюрьмы и серьезный штраф. В Испании и Австрии за кощунство и возведение хулы на Бога также могут привлечь к достаточно строгой ответственности.
В Бразилии за «публичное оскорбление богослужения или объекта почитания» можно получить до года тюрьмы, в Греции — до двух, в Индии — до трех, в Индонезии — до пяти лет.
В странах Ислама, особенно в тех, где основой права является шариат, оскорбление Бога является самым страшным преступлением. Но если в некоторых странах, таких, как Египет, закон защищает любую религию, то в иных государствах он стоит только на страже Ислама. Это касается Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и некоторых других стран.
Видео о богохульстве Pussy Riot
В этом видеоролике можно увидеть, как суд выносит приговор участницам группы Pussy Riot, устроившим «панк-молебен» в храме Христа Спасителя в 2012 году.