не берут на работу после декрета что делать
На работу после декрета: проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители
Выход на работу: первый серьезный шаг
Когда с ребенком разлучают обстоятельства, выход из декрета пугает и расстраивает. Возвращение на работу — стресс, но в случае с ребенком на родителя может обрушиться еще и чувство вины. «Иногда окружающие осуждают попытки женщины все успеть, и она начинает считать себя плохой матерью», — рассказывает Марина Ковалевская, эксперт в области работы с человеческим потенциалом, Smart course. Непрошенные советы дают родственники, друзья и даже малознакомые люди.
Пока ребенок совсем маленький, декретные будни угнетают. Но с возрастом проводить время с малышом все интереснее, а вот оторваться от него — сложнее, хотя сам ребенок быстро учится самостоятельности.
«Мне очень хотелось вернуться на работу, когда ребенку был год: ощущение постоянного дня сурка было таким сильным, что иногда с ностальгией вспоминала, как работала до 9-10 вечера, но зато каждый день занималась новым, — поделилась Ксения Филатова, директор по управлению персоналом в российском офисе Британского совета. — Когда сыну исполнилось два года, с ним стало гораздо интереснее гулять, играть, читать книги. Мы вместе пекли оладьи по утрам и ловили белок в парке. Я боялась, что, когда выйду на работу, не смогу уделять время сыну, но это оказалось не так. Ему сейчас гораздо меньше нужно мое постоянное присутствие».
«Я вышла из декрета раньше срока, по финансовым причинам. Самое сложное для меня было отдать младшего ребенка в сад. Ему только исполнилось два года, и я очень переживала, как же он там будет такой маленький без меня, — рассказала Ольга Коротких, ведущий инженер-программист НПЦ «Инфотранс». — За свое состояние я не переживала. В коллективе у меня были хорошие отношения, меня там ждали. Поэтому я вышла на работу с чувством удовлетворения. Было очень приятно, что со мной на работе что-то закрутилось, завертелось».
Баланс между домом и работой
Изменения в распорядке жизни неизбежны. Какие-то дела получат статус необязательных, на них просто не будет хватать времени. Постепенно семья войдет в новый ритм, но для этого требуется время. «Конечно, мне стало сложнее справляться со всем — домашние дела, занятия с детьми, да еще работа, — рассказывает Ольга Коротких. — Мне помогал муж. Что-то стараемся успеть в выходной, а о чем-то просто перестали переживать — оба работаем и не все успеваем, это нормально».
Перемены в жизни мамы часто совпадают с новыми этапами взросления ребенка. Он начинает интересоваться другими людьми и уже не так остро переживает разлуку. Это снимает часть тревог, которые могут беспокоить маму за работой. «Я поняла, что для меня важнее отношения с мужем и ребенком. Поэтому после выхода на работу страдает чистота в квартире и разнообразие блюд на столе, но, кажется, это напрягает только меня», — говорит Ксения Филатова. Наладить новую жизнь помогает признание перемен: когда молодая семья договорилась о распределении обязанностей и домашних дел, условия не кажутся такими враждебными.
Поддержка коллег
Войти в рабочий ритм помогает доверительное общение с коллегами. Психолог Марина Ковалевская советует выбрать тех, с кем приятно общаться, и держаться этого круга. Найти кого-то, с кем можно сходить на обед или посоветоваться: в первые две недели эмоциональная поддержка очень важна.
«После длительного перерыва тяжело восстановить профессиональные навыки, научиться вновь общаться с людьми, не сбиваясь на младенческие темы, справиться с тревогой за ребенка, который остался без тебя, выстроить свой день по новому графику и успевать быть мамой, женой, коллегой и самой собой», — рассказала Ксения Филатова.
Хороший способ отвлечься и расслабиться, завязать разговор с другими сотрудниками — семейное фото на рабочем столе. Коллеги тоже рады поболтать о детях и поделиться переживаниями. Чувства единства и причастности очень важны на этапе вхождения в работу.
Строгий начальник
Большой перерыв на отпуск по уходу за ребенком может сказаться на качестве работы: после декрета работники могут чаще делать ошибки, нуждаться в сопровождении на первом этапе. Руководитель заинтересован в том, чтобы работа шла без остановок, а сотрудницу с маленьким ребенком часто приходится отпускать на больничный. В некоторых компаниях это становится проблемой.
Марина Ковалевская отмечает, что, как ни странно, начальники-мужчины более лояльны к сотрудницам, которые недавно вышли из декрета. Женщины-руководители, которые успешно справились со своими детьми, часто переносят свою историю на подчиненных, острее реагируют на просьбы о больничном или удаленной работе. В таком случае лучше честно и спокойно поговорить с начальницей, признать проблему и договориться о решении, которое устроит всех.
«Конечно, я иногда отпрашиваюсь с работы к врачам, беру больничные. Не могу сказать, что начальница от этого в восторге, но относится с пониманием. У нее тоже есть дети и внуки, не было бабушек и дедушек, которые помогали воспитывать. Поэтому такие ситуации ей знакомы, она идет навстречу», — говорит Ольга Коротких.
Не остается времени на себя
Усталость и стресс, которыми сопровождаются перемены, истощают запас сил. Попросить о помощи бывает сложно, а список дел постоянно растет. Кажется, что дать себе отдых — все равно что украсть это время у семьи или из сроков важного проекта.
«У меня не все было гладко, я уставала. Если это стресс по работе, я прошу дать мне полчаса побыть одной, наливаю бокал вина и медитирую. Если настигает мысль, что я плохая хозяйка — успокаиваю себя тем, что нельзя успеть сделать все. Если расстраиваюсь, что сын растет без матери, пока я на работе — смотрю фотографии, как они в детском саду играют, рисуют, лепят. В общем, нужно выдохнуть и найти позитив. Или пожалеть себя немного и продолжать жить дальше», — говорит Ксения Филатова.
Усталость и желание побыть в одиночестве — это нормально. «Из-за тревог у женщины возможен плохой сон, нестабильное эмоциональное состояние, ощущение одиночества и уязвимости. Здесь можно посоветовать заниматься спортом, нужны прогулки и расслабление, некоторым помогает медитация. Можно вести дневник и разделять свои переживания с близким человеком. При необходимости — обратиться к психологу», — советует Марина Ковалевская. Чтобы расслабиться и переключиться после работы, полезно посидеть 30 минут в тишине и договориться с близкими, чтобы вам дали немного отдохнуть.
Как выйти из декрета
Через 3 года после рождения ребенка или раньше
Декретом, или декретным отпуском, в быту называют отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
В отпуск по беременности и родам может уйти только женщина, которая забеременела и собирается родить. Отпуск по уходу за ребенком могут предоставить как матери, так и отцу, бабушке, дедушке или другому родственнику ребенка. Чаще всего в отпуск по уходу за ребенком уходят матери, реже — отцы, еще реже — другие члены семьи. Мы уже подробно писали про права сотрудниц в декрете.
Государство старается поддерживать молодых родителей и после декретного отпуска: разрешает работать неполный рабочий день и предоставляет налоговый вычет на детей. В статье расскажу, как и когда можно выйти из декрета и на какие льготы можно рассчитывать на работе.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители
Вот с какими проблемами в том или ином виде сталкивается каждая семья.
Выход из зоны комфорта. В период беременности и первое время после родов мать примеряет новую роль, вживается в нее. У нее создается свой мир, который оторван от внешнего. Когда женщина выходит на работу, из этого мира приходится вырываться — выходить из так называемой зоны комфорта. Психологически это тяжело.
Некоторые матери погружаются в свой мир полностью, крепко привыкают к нему — им возвращаться в обычные условия сложнее всего. Со временем женщины привыкают к новым условиям, учатся совмещать семью с работой.
Как влиться в работу после декрета. За время отпуска по уходу за ребенком знания устаревают, рабочие навыки забываются. Бывает, что успел смениться коллектив или начальник.
Но адаптация к рабочим условиям происходит быстро — обычно хватает недели: все-таки специалисту нужно просто освежить свои знания, а не учиться с нуля.
Баланс между домом и работой. Ребенок, особенно маленький, всегда требует много внимания. Поэтому родителям приходится искать баланс между домом и работой — решать все домашние вопросы и успевать выполнять рабочие дела иногда в ущерб сну и отдыху. Для этого родителям нужно договариваться и распределять бытовые задачи между собой.
Не с кем оставить ребенка — это острая проблема всех родителей. Бабушки и дедушки работают, няням доверия нет. Обычно на помощь приходят детские сады, но ясельных групп мало — нужно успеть получить место. Кроме того, придется подстраивать свой режим так, чтобы успевать отвести ребенка в сад и забрать его оттуда. Засиживаться на работе и работать сверхурочно не вариант.
Особенно тяжело, когда ребенок часто болеет. Родителям надо работать, а девать болеющего ребенка некуда — придется оформлять больничный лист. Часто из-за этого можно потерять в заработке или, например, остаться без премии. Если каждый раз оформлять больничный лист будет только мать или только отец, работодателя, скорее всего, будет раздражать частое отсутствие работника.
Обязательно ли предоставлять сотруднице, вышедшей из декрета, ее прежнюю должность?
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Наталии (г. Ульяновск)
Сотрудница ушла в декрет в январе 2007 года. На ее место взяли другого работника. В данный момент она находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. В марте 2010 отпуск заканчивается и работница хочет выходить. Обязаны ли мы предоставить ей то же место работы или предложить другое? И как поступить, если она хочет выйти с января на неполный день?
При выходе из отпуска по уходу за ребенком Вы обязаны предоставить ей исключительно ее место работы (должность), т.к. согласно статье 256 на «период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность)».
Временного сотрудника, принятого на ее место Вы увольняете на основании истечения срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если у женщины есть желание выйти на неполный рабочий день и работать в таком режиме до достижения ребенком трех лет, то она имеет на это право (статья 256 ТК РФ). И Вам необходимо будет только оформить этот выход.
Для этого работник, согласно статье 256 ТК РФ, пишет заявление (хотя о том, что заявление должно быть в письменной форме в кодексе это не указано). Далее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обговариваются условия и объем работы, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, режим рабочего времени, размер оплаты труда. На основании этого Вы издаете приказ о работе на условиях неполного рабочего времени. Обратите внимание, что в табеле рабочего времени Вы можете сделать еще одну строку на этого же работника. Так в одной строке отмечается отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ОЖ), т.к. работник своим выходом не прервал указанный отпуск, а в другой строке отмечается продолжительность работы в дневное время (Я). Или Вы можете ввести особое обозначение для работы на условиях неполного рабочего времени работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Для этого необходимо оформить приказ (распоряжение) о внесении в унифицированную форму дополнительного реквизита.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как остаться на работе после декрета, если работодатель против?
Ситуация, скажем честно, не очень. Работала я, работала, потом узнала, что беременна. Продолжила трудиться, как примерный сотрудник, и ушла в декрет за 10 дней до родов. Хотела показать, что я хорошая и работать могу.
На словах договорились с руководителем, что в декрете буду посильно помогать. Но я не смогла. Как оказалось, без бабушек и нянь это невозможно. В итоге полтора года отсидела в декрете и тосковала по работе. Только вроде сядешь помочь — ребенок требует внимания.
Как меня защищает трудовой кодекс? Имею я какие-то права остаться на работе после выхода из декрета? Вариант сидеть в декрете до трех лет не рассматриваю: нужны деньги, а с полутора до трех лет ребенка их не платят.
Александра, работодатель не может уволить женщин с детьми до трех лет по своей инициативе. Есть исключения, но это не ваш случай.
Без вашего желания и достаточных оснований уволить вас не могли. «Не помогали в декрете» — это не аргумент: вы и не должны были этого делать. Договориться с работодателем об увольнении можно в любой момент, но на условиях, которые вас устраивают.
Расскажу, какие права у вас есть по трудовому кодексу и что вы можете сделать сейчас, чтобы их защитить.
Декрет или отпуск по уходу за ребенком?
Понятия «декрет» в трудовом законодательстве нет. Обычно декретом называют отпуск по беременности и родам.
Впервые обязанность работодателя освобождать женщин от работы за восемь недель до родов и восемь недель после родов и платить пособие за этот период установил Всероссийский центральный исполнительный комитет в 1917 году. Документы ВЦИК назывались декретами, поэтому так стали называть и этот отпуск.
Сейчас декретным часто называют и другой отпуск — по уходу за ребенком до полутора или трех лет. Как я понимаю, вас уволили после отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.
Когда женщина может выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком
Пока женщина находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, трудовой кодекс сохраняет за ней рабочее место. Это означает, что должность числится за женщиной и она в любой момент может приступить к работе. Вместо нее трудовые обязанности может выполнять только временный сотрудник.
В период отпуска по уходу за ребенком женщина вправе в любой момент выйти на работу. Если работница хочет и может выполнять трудовые обязанности, работодатель должен допустить ее к работе. Для этого достаточно написать заявление и указать в нем, с какой даты сотрудница выйдет. Более того, даже если женщина не напишет заявление и просто придет в офис и потребует предоставить ей работу, работодатель должен это сделать.
Если ребенку еще не исполнилось полтора года, есть одна особенность. Когда женщина выходит на работу на полный рабочий день, она теряет право на пособие по уходу за ребенком. С даты начала работы она будет получать только зарплату.
Можно получать одновременно и пособие, и часть зарплаты. Это получится, если не прерывать отпуск по уходу за ребенком и приступить к работе на условиях неполного рабочего времени или на дому. Но на такие условия и режим работы должен согласиться работодатель — одного заявления будет недостаточно.
Если ребенку исполнилось полтора года, пособие женщина уже не получает, и можно не учитывать нюансы, которые влияют на выплаты. По закону женщина вправе в любой момент выйти на работу на полный рабочий день, как вы и сделали. Работодатель не должен этому препятствовать и тем более угрожать увольнением.
Временных сотрудников работодатель может или перевести на другую работу, если хочет оставить их в компании, или уволить. Для такого увольнения есть основание: постоянный работник приступил к работе, а значит, срок трудового договора временного работника истек. Поэтому тут ваш работодатель тоже неправ.
Как победить выгорание
Когда работодатель может уволить женщину с ребенком до трех лет
Женщину, которая находится в отпуске по уходу за ребенком и не работает, работодатель может уволить только:
Уволить женщину по своей инициативе, кроме случая ликвидации, работодатель не может. Это запрещено законом.
Женщине, которая вышла на работу до трехлетия ребенка, по закону положены гарантии при увольнении. В любой момент она может написать заявление об увольнении по собственному желанию или заключить с работодателем письменное соглашение об увольнении. А вот сам работодатель может уволить женщину с малолетним ребенком только в исключительных случаях.
Вот по каким основаниям и при каких условиях работодатель может уволить женщину с ребенком до трех лет:
При этом любое увольнение должно быть законным и обоснованным. Это значит, что работодатель:
В вашем случае вы были вправе выйти на работу, и работодатель не должен был вам препятствовать. На момент, когда вы хотели приступить к работе, компания не ликвидировалась. Других оснований вас уволить у работодателя не было, тем более по статье: во время отпуска по уходу за ребенком вы не должны были исполнять трудовые обязанности — вас нельзя уволить за такое неисполнение.
В то же время вы могли заключить соглашение об увольнении. Но можно было сделать это на более выгодных для вас условиях, чтобы это соглашение действительно отражало волю обеих сторон, как того требует закон.
Что делать, если уволили незаконно
Незаконное увольнение можно оспорить в суде. В трудовую инспекцию со спором об увольнении обращаться бесполезно, так как государственные инспекторы не вправе рассматривать споры.
В случае успеха в суде можно:
Чтобы обратиться с иском о признании увольнения незаконным, есть месяц со дня, когда работодатель выдал трудовую книжку или вручил копию приказа об увольнении. Платить госпошлину не нужно.
Можно подать иск и позже, но если ответчик заявит о пропуске срока исковой давности, а вы не докажете, что у вас были уважительные причины для пропуска, то суд прекратит производство по делу.
В суде каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается. И споры о незаконном увольнении не исключение. Если женщина в суде заявляет, что ее вынудили подписать соглашение об увольнении и не дали выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком, она должна это доказать. Работодатель в суде будет утверждать, что работница подписала соглашение по своей воле. Шансы оспорить это есть тогда, когда есть доказательства принуждения. К сожалению, доказать, что вас заставили уволиться, сложно, и вашему работодателю, скорее всего, все сойдет с рук.
На какие выплаты вы можете рассчитать
Если решите не судиться с работодателем или выиграть спор не получится, совсем без денег вы не останетесь. Вот какие выплаты вы можете оформить.
Как я уже сказала, пособие по уходу за ребенком получают только до его полутора лет. Но при определенных обстоятельствах один из родителей может получать выплату на ребенка до трех лет.
Выплату могут получать как работающие, так и неработающие граждане, ребенок у которых родился после 1 января 2018 года.
Размер выплаты — это размер регионального прожиточного минимума для детей за второй квартал года, который предшествовал году обращения за выплатой.
Заявление можно подавать, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предшествующего года.
При расчете дохода учитывают доходы семьи за последние 12 месяцев, которые предшествуют шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, до вычета налогов.
Так, если подавать заявление в марте 2021 года, будут учитывать доход с сентября 2019 года по август 2020 года.
Постановление правительства Москвы от 25.08.2020 № 1351-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2020 г.»PDF, 556 КБ
Если подать заявление, пока ребенку не исполнилось полгода, выплату назначат со дня его рождения. Если заявление подано, когда с момента рождения прошло больше шести месяцев, ежемесячную выплату назначат с даты подачи заявления.
В Т—Ж есть целая подборка статей о выплатах на детей. Почитайте, возможно, вы можете претендовать и на другие пособия и льготы.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
На работу после декрета
Чего боятся работодатели?
Существует стереотип, что от сотрудницы с маленьким ребенком больше проблем, чем пользы. Работодатель ожидает от молодой мамы два потенциально негативных сценария:
1) Что сотрудница не сможет уделять работе достаточно времени.
Есть мнение, что молодая мама будет все время пропадать: то нужен больничный, то отгул, то детский утренник, то забрать ребенка из сада пораньше. В командировки ее не отправить и попросить задержаться, чтобы доделать важную работу, тоже не получится. К тому же у большинства компаний принят график работы до 18:00 или 19:00, а многие детские сады требуют, чтобы ребенка забирали до 17:00.
2) Что за время декрета сотрудница утратила профессиональную квалификацию.
Навыки, которыми мы какое-то время не пользуемся, ослабевают. Это касается всего: и вождения автомобиля, и английского языка, и даже обычной коммуникации с окружающими. Работодатели думают: если вы два года были в декрете, то занимались только ребенком, следовательно, профессиональную литературу не читали, английский забыли и за актуальными тенденциями в своей области не следили.
Ваши сильные стороны
Главная задача любого кандидата — доказать свою пользу для работодателя. Это же касается и молодых мам. После разговора с вами у работодателя должно сложиться впечатление, что он наконец-то сможет закрыть вакансию, делегировать задачи и заняться своими делами. Поэтому во время интервью старайтесь акцентировать внимание на своих сильных сторонах.
Вы просто очень хотите работать
Ваш главный козырь — горящие глаза. Насидевшись с детьми, женщины горят желанием работать, вспоминать забытое, применять свои деловые способности. Они не опаздывают на работу на полдня, не бегают на частые перекуры и не уйдут на «более теплое место» через полгода, потому что ценят стабильность. Женщины после декрета счастливы целый день общаться с взрослыми людьми, иметь час на обед и возможность сконцентрироваться на работе. Причем чем дольше сотрудница была в декрете, тем больше она рада вернуться на работу.
«Женщина, которая провела несколько месяцев или лет в декрете, обычно очень хочет работать, — делится своим опытом Василий Воропаев, основатель компании Rubrain.com. — Она хочет отвлечься от забот о ребенке и готова обеспечивать не только свое, но и его будущее, даже если это только оплата няни или детского сада. Это большая ответственность, которая заставляет сотрудницу думать о своем профессиональном развитии».
«Посидев пару лет дома в декрете, многие деятельные девушки просто сходят с ума от постоянного «дня сурка», — добавляет Валентина Игнатьева, ведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica. — Поэтому они очень рады вернуться в коллектив и профессионально развиваться. Практика показывает, что те, кто работает продуктивно, остаются такими же и с рождением ребенка, так что режим многозадачности для них не проблема. И чувство ответственности у молодых мам развито гораздо сильнее, чем у их коллег, у которых пока что нет детей».
У вас свои сильные навыки
Это тайм-менеджмент, организованность, умение существовать в режиме многозадачности и многое другое. У сотрудниц с маленькими детьми есть ряд преимуществ перед другими, уверена Ксения Андреева, HR филиала компании «1С-Рарус». «Они гораздо более усидчивы, чем их коллеги без детей, они внимательны к деталям и умеют эффективно распределять время, — рассказывает она. — По нашему опыту, мамы, только вышедшие из декрета, хорошо справляются с задачами, где требуется постоянный контроль (например, это может быть контроль показателей). Такие сотрудники отличаются ответственностью и сосредоточенностью».
Другой профессиональный плюс женщин, которые одновременно с заботой о ребенке работают, — это опыт тайм-менеджмента и скорость принятия решений, добавляет Василий Воропаев: «Отпуск по уходу за маленьким ребенком научил их мгновенно оценивать ситуацию, решать проблему и управлять своим временем, а не прокрастинировать. Это очень важные качества для бизнеса».
Еще одно неоспоримое преимущество мам с маленькими детьми — это лояльность, считает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Женщина, у которой есть баланс между работой и семьей, едва ли захочет менять работу в обозримом будущем, — продолжает она. — К тому же такие сотрудники обычно выкладываются на 100%. Им важно, во-первых, сохранить рабочее место, во-вторых, научиться новому и наверстать упущенные знания (если декрет был долгим). Еще один пункт в пользу молодых мам — это их навык управления временем и расстановки приоритетов. Ну и гибкость и переговорные навыки, по моему опыту, декрет тоже хорошо развивает, а это большое плюс для любого сотрудника».
Вы готовы искать компромиссы
И искать различные возможные пути решения проблем. Например, поработать какое-то время удаленно, если ребенок заболел, или подобрать индивидуальный удобный график работы вместе с работодателем. «Можно изменить график работы, можно делить работу на части, выполняя ее в разное время дня, — считает президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин. — Можно вообще организовать сезонную работу, оставляя себе сезоны гарантированного отпуска. Большинство наших дистрибьюторов — женщины, и часто это молодые мамы с детьми. Конечно, их не надо ставить на конвейерную работу, но это не значит, что таких женщин вообще не стоит рассматривать в качестве работников. Молодые мамы часто готовы сделать невозможное, чтобы закрепиться на месте, получить продвижение, опыт, рекомендации и хорошую зарплату. И в этом отношении они часто превосходят мужчин».
Если ваша должность не требует обязательного присутствия в офисе, договоритесь с руководством, что первое время после выхода из декрета поработаете удаленно. Это поможет и вам, и ребенку привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам. Некоторые компании абсолютно нормально относятся к такому многоступенчатому выходу из декрета. «С одной молодой мамой мы начали удаленно сотрудничать, когда она еще находилась в отпуске по уходу за ребенком, — рассказывает Наталья Засыпина, директор департамента маркетинга компании «Фогсофт». — Ребенку тогда было меньше полутора лет. Мы с этой сотрудницей общались через Skype и электронную почту. Помню, во время наших созвонов по Skype в микрофоне периодически слышался детский лепет, но никого из нашей компании это не смущало, потому что это никак не мешало рабочему процессу. Если человек ответственный, то ничто не помешает ему качественно выполнять свою работу. Кстати, эта сотрудница скоро во второй раз станет мамой, и мы с удовольствием продолжим сотрудничать, когда ей станет удобно совмещать заботу о ребенке с решением наших задач».
Иногда компании идут навстречу молодым мамам и решают перевести сотрудницу с маленьким ребенком на удаленную работу уже после выхода из декрета. От такого решения могут выиграть и сотрудник, и компания. «К нам на собеседование приходила девушка, сидевшая дома с ребенком два с половиной года, — рассказывает Светлана Антонова, руководитель HR-отдела компании «Арасар». — Она претендовала на должность логиста, а это довольно стрессовая работа: необходимо организовывать и контролировать перемещение спецтехники и оборудования для стройплощадок по всей стране. Соискатель подходила нам по всем параметрам, более того, даже будучи в декрете она была в курсе, к примеру, актуальных региональных тарифов на перевозки тралами. Мы пригласили ее на работу. Сначала все шло отлично — у человека горели глаза, и работа была в радость. Но примерно через полгода ее ребенок стал регулярно простужаться. Питерская осень, детский сад — причин много. У мамы началась череда вынужденных отгулов. Учитывая, что сотрудник весьма компетентный и ответственный, мы решили перевести ее на удаленную работу с приездом в офис в случае особой необходимости. У нас пошел уже второй год такого сотрудничества и можно констатировать, что это решение было верным».
Полезные советы
1. Сразу акцентируйте внимание работодателя на том, что у вас есть, кому присмотреть за ребенком. Укажите это в резюме в разделе «Семейное положение», проговорите в телефонном разговоре, повторите на собеседовании. Неважно, будет ли это бабушка, няня или детский сад, главное, что вы спланировали, с кем останется ребенок, пока вы будете работать. У работодателя должно сложиться впечатление, что у вас надежные помощники и четкий план. Это уравняет вас с бездетными кандидатами.
Разумеется, нужно как можно раньше до выхода из декрета готовить к этому ребенка: решить, с кем будет оставаться малыш во время вашего отсутствия, и начать его к этому приучать — например, заранее отдать в детский сад.
Решение любых семейных вопросов — это вопрос вашей самоорганизации, ответственности и желания, напоминает Татьяна Конакова, директор по развитию продаж MICE-компании Upjet Travel Group. «Разумеется, больничные по уходу за ребенком и необходимость забирать детей из детского сада — это проблемы, которые лежат на поверхности. Этот вопрос сотрудники решают самостоятельно, так что компания этих сложностей даже не замечает».
2. Продемонстрируйте, что вы в курсе последних тенденций в вашей профессиональной области. Упомяните, какие книги по специальности в последнее время читали, какие статьи или блоги изучали, какие лекции или курсы прослушали. Ну и, конечно, готовиться к выходу на работу следует заранее, чтобы успеть освежить свои знания.
Лучше всего, когда женщина, уходя в декрет, не полностью прерывает карьеру, а продолжает работать — удаленно или на фрилансе, считает Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» и преподаватель Русской школы управления. «Тогда она не выпадает из рабочего процесса и не теряет профессиональной формы, — объясняет Наталья. — Сейчас часто женщины уходят в два декрета подряд, а после 5-6 лет, проведенных дома, невозможно выйти на работу с тем же уровнем дохода, как и до декрета. Кроме того, за такой срок теряются навыки, меняются законодательство, система налогообложения, схемы ведения бизнеса и конъюнктура рынка.
3. Задавайте вопросы: и во время телефонного интервью, и на собеседовании, и в первые рабочие дни. Интересуйтесь целями и задачами компании, занимайте активную позицию. Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете. Лучше следуйте главному правилу коммуникации: «Не знаешь — спроси».
4. Молчите о личном. Не всем интересно знать подробности развития вашего ребенка, поэтому не рассказывайте об этом каждому коллеге. Эти новости лучше оставить для родных и близких.
5. Относитесь к своему декрету не как к «балласту», а как к огромному ценному опыту: опыту управления временем, планирования, ответственности, поддержания баланса, работы с очень требовательным клиентом — вашим собственным ребенком.
Трудовой кодекс на вашей стороне
Да, существуют работодатели, которые не соблюдают Трудовой кодекс. Тем не менее трудовое законодательство в России все-таки есть, и оно-то как раз защищает интересы молодых мам. Например, статья 64 говорит нам: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей». Если работодатель вам отказывает по этой причине, требуйте письменный отказ и идите с ним в суд.
Статья 259 Трудового кодекса прямым текстом запрещает заставлять беременных женщин работать сверхурочно. А если вы — женщина с ребенком до 3-х лет, то отправлять вас в командировку или заставлять работать после официального рабочего времени работодатель может только с вашего письменного согласия.
Работодатель обязан взять обратно на работу сотрудницу, ушедшую в декретный отпуск, напоминает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Мы занимаемся поддержкой бизнес-процессов в сфере бухгалтерии. В России в этой сфере традиционно работает больше женщин. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что часть наших специалистов уходит в декрет и возвращается на работу, — рассказывает Юпашевская. — В настоящее время, например, в отпуске по уходу за ребенком находится почти 20% от общей численности нашего персонала. Для нас не стоит вопрос, возьмем ли мы этих людей обратно — мы обязаны сделать это по закону. Но дело не только в соблюдении правовых норм. Нам выгодно продолжать сотрудничать с опытным, проверенным человеком, который знаком с коллективом и спецификой бизнеса. Такого сотрудника не придется обучать с нуля».
В современных и открытых компаниях к детям относятся как к естественному этапу развития сотрудника. Поэтому относитесь к пункту «дети» в резюме как к способу показать потенциальному работодателю, что вы умеете брать на себя ответственность, эффективно распоряжаться своим временем и придерживаться планов.