ндфл с фиксированной прибыли кик что это
НДФЛ с фиксированной прибыли КИК: порядок перехода, сроки уплаты и ответственность за налоговые правонарушения
fotoevent.stock / Depositphotos.com |
Налоговая служба опубликовала подробные разъяснения особенностей перехода на новый режим уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (письмо ФНС России от 5 апреля 2021 г. № ШЮ-4-13/4504@). В частности указан порядок перехода на такой режим, сроки его применения, обязанности налогоплательщиков, перешедших на него и ответственность предусмотренная за налоговые правонарушения.
Так, право на переход уплаты налога с фиксированной прибыли КИК есть у всех налогоплательщиков вне зависимости от количества имеющихся у них КИК. Уведомление о переходе на такой порядок уплаты налога в отношении налогового периода 2020 года нужно было представить до 1 февраля 2021 года. Если налогоплательщик захочет перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2021 года (или последующих налоговых периодов), то уведомление нужно будет подать до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого осуществляется такой порядок уплаты налога (п. 1 ст. 227.2 Налогового кодекса). Направить уведомление нужно будет в налоговый орган по месту жительства.
Нормами налогового законодательства установлены следующие фиксированные суммы прибыли:
Если налогоплательщик перешел на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, то он обязан применять его в течение не менее трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком представлено такое уведомление, если оно было подано в течение 2020 или 2021 года. Начиная с 2022 года срок применения такого порядка уплаты налога – не менее пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком представлено такое уведомление. По истечение указанного периода налогоплательщики впрраве вернуться обычному режиму уплаты НДФЛ с прибыли КИК. Для этот нужно будет направить в инспекцию соответствующее уведомление об отказе. Срок его представления – до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик отказывается от уплаты налога с фиксированной прибыли КИК.
Не смотря на установленный срок применения такого порядка уплаты НДФЛ, налогоплательщики обязаны предоставлять в инспекцию налоговое уведомление ежегодно (ст. 25.14 НК РФ). Подать его нужно будет не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК. Подать уведомление можно как на бумажном носителе, так и с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Налогоплательщики, перешедшие на новый порядок уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в представленных уведомлениях не указывают:
Форма
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (Форма по КНД 1120416)
Исчисляется налог налогоплательщиками самостоятельно. Также они должны по месту своего учета представить декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 228 НК РФ). Срок направления декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В декларации налогоплательщиком указываются все полученные им в налоговом периоде доходы, в том числе сумма фиксированной прибыли КИК, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.
Налоговая служба обращает внимание, что налогоплательщики, перешедшие на новый порядок уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, не вправе:
Непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление уведомления с недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 500 тыс. руб. по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо представлены недостоверные сведения (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).
Заплати 5 млн рублей и спи спокойно…
Президентом России подписан Федеральный закон от 09.11.2020 г. №368-ФЗ (далее по тексту – Закон №368-ФЗ), который касается порядка налогообложения и отчетности контролирующих лиц иностранной компании. В чем суть перемен?
Прежде чем перейти к изменениям в части налогов и отчетов для КИК, разберемся со сложной терминологией – КИК и контролирующие лица КИК.
Контролируемая иностранная компания (далее по тексту – КИК) – это любое юридическое лицо или иностранная структура без юридического лица, которые зарегистрированы в иностранном государстве и находятся под контролем физического лица или компании, являющимися резидентами России.
Кто может являться контролирующим лицом КИК?
Контролирующими лицами КИК являются физические или юридические лица при условии, что они:
-имеют долю участия в иностранной компании установленного размера либо осуществляют контроль над иностранной компанией.
Прибыль КИК определяется одним из следующих способов:
-по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год;
Прибыль в этом случае рассчитается с учетом особенностей, приведенных в ст.309.1 НК РФ.
-по правилам гл.25 НК РФ для налогоплательщиков – российских компаний.
Налоговая база КИК определяется отдельно в отношении каждой КИК.
Изменения срока представления уведомления о КИК
Контролирующие лица КИК представляют налоговикам специальное уведомление, в котором раскрывают следующую информацию (п.3.1 ст.23 НК РФ):
-о своем участии в иностранных компаниях, в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов;
-об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
-о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Срок представления такого уведомления – не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Законом №368-ФЗ сроки такого уведомления для физических лиц КИК перенесены на 30 апреля. То есть уведомление по КИК за 2020 год нужно представить в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля 2021 года.
Сроки уведомления для контролирующих КИК компаний остались прежними.
Закон №368-ФЗ применятся к возникшим правоотношениям, начиная с 1 января 2020 года, то есть «задним» числом.
Новый режим налогообложения КИК
Законом №368-ФЗ вводится новый порядок налогообложения для КИК. Суть нового режима заключается в том, что независимо от финансового результата КИК, контролирующим лицом будет оплачиваться налог с фиксированной суммы. Переход на новый режим налогообложения будет осуществляться на добровольной основе и позволит физическим лицам, которые контролируют КИК, уплачивать НДФЛ в размере 5 млн рублей.
Фиксированная налоговая база по доходу КИК за 2020 период устанавливается в размере 38,460 млн рублей, а с 2021 года и все последующие периоды – 34 млн рублей.
За 2020 год НДФЛ составит: 38 460 000 рублей х 13% = 4 999 800 рублей.
А в 2021 году – по ставке НДФЛ 15% с суммы превышения в 5 млн рублей, налог составит:
-5 000 000 рублей х 13% = 650 000 рублей
-рассчитан НДФЛ до 5 млн включительно по ставке 13%;
-рассчитана общая сумма НДФЛ.
Фиксированный налог не зависит от полученного дохода контролируемого лица, а также от количества КИК. Например, если контролирующее лицо КИК получило доход в размере 10 млрд рублей, то все равно налог составит 5 млн рублей. То есть эффективная ставка налогообложения составит – 0,05%, что намного меньше действующей сейчас ставки НДФЛ.
Получается, что с одновременным повышением НДФЛ на 2%, олигархи, контролирующие иностранные компании, могут существенно снизить свой налог.
С другой стороны, если полученный доход составит 10 млн рублей, то фиксированный налог все равно придется заплатить, и тогда налоговая нагрузка составит 50%.
Если физическое лицо в период уплаты фиксированного налога получило дивиденды, то они облагаются в общем порядке, т.е. дополнительно к 5 млн рублей.
При переходе на уплату налога с фиксированной прибыли физическим лицам не нужно представлять финансовую отчетность по КИК и аудиторское заключение в налоговые органы. В этом случае у них остается только обязанность подавать уведомление о КИК.
Как перейти на новый режим налогообложения?
Для перехода на фиксированный налог физическое лицо должно представить в налоговые органы уведомление:
-в отношении доходов за 2020 год – в срок до 1 февраля 2021 года;
-в отношении доходов за 2021 год – до 31 декабря 2021 года.
Как долго можно использовать новый режим налогообложения? Минимальный срок уплаты фиксированного налога составляет 3 года – для тех физических лиц, которые перешли на него в отношении доходов 2020-2021 гг. А с 2022 года и позже срок уплаты должен составлять не менее 5 лет.
Подробности смотрите в нашем ролике:
Ндфл с фиксированной прибыли кик что это
Илья Назаров, управляющий партнер
Нормативное регулирование
09 ноября 2020 года принят Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2020 году вносятся следующие изменения:
1. Изменение срока представления ежегодного Уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля
Срок представления в налоговый орган ежегодных Уведомлений о КИК для физических лиц изменен с 20 марта на 30 апреля — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ. Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (те по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.
См. также Налоговый календарь 2021 всех отчётных дат для физических и юридических лиц, связанных с владением зарубежными активами.
2. Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность
Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК (и аудиторского заключения в отдельных случаях), подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК — абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ. Положение вступает в силу с 09.12.2020, т.е. до 30 апреля 2021 года физические лица должны подать в налоговый орган Уведомление о КИК за 2020 год с приложением финансовой отчетности за 2019 фин. период КИК.
Контролирующие лица-организации обязаны приложить копию финансовой отчетности и аудиторского заключения (в отдельных случаях) к декларации по налогу на прибыль (подается в срок до 28 марта каждого года) — абз. 3 п.5 ст.25.15 НК РФ.
Напомню, что ранее контролирующие лица обязаны были приложить к соответствующей декларации (3-НДФЛ или по налогу на прибыль) финансовую отчетность только в случае превышения порогового значения прибыли в 10 млн руб., в остальных случаях фин отчетность могла быть запрошена налоговым органом. Однако, в связи с участившейся во второй половине 2020 года практикой по запросу фин отчетности КИК со стороны налоговых органов (в качестве подтверждения НЕпревышения порогового значения прибыли КИК и как следствие — НЕпредставления декларации 3-НДФЛ) законодатель установил такую обязанность при подаче уведомлений о КИК.
3. Увеличение штрафа за НЕпредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс руб. до 500 тыс руб.
В соответствии с новой редакцией п.1 ст. 129.6 НК РФ — НЕпредставление или несвоевременное представление, или указание недостоверных сведений в Уведомлении о КИК влечет наложение штрафа в размере 500 тыс руб. (ранее — 100 тыс руб.) в отношении каждой КИК. Изменения вступают в силу с 09.12.2020.
Какой штраф (100 тыс руб или 500 тыс руб) будет применяться после 09 декабря 2020 при подаче Уведомлений о КИК за 2017, 2018, 2019 годы
ВАЖНО! Примечание автора: Спорным является в настоящий момент вопрос о том, какой размер штрафа будет применяться, если в налоговый орган подать с пропуском срока Уведомления о КИК за 2017, 2018 и 2019 годы. Формально днем совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении документов к определенному сроку, является день, следующий за последним днем срока, т.е. в описанном случае это 21 марта 2018, 21 марта 2019 и 21 марта 2020. Закон, ухудшающий положение налогоплательщика, НЕ имеет обратной силы. Все неустранимые сомнения в толковании норм НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. НО на практике существует позиция налоговых органов, в соответствии с которой днем совершения налогового правонарушения является день обнаружения налоговым органом факта такого нарушения, т.е. день подачи всех уведомлений и следовательно будет существовать высокий риск применения ко всем уведомлениям нового штрафа в 500 тыс руб.
Рекомендую лицам, которые до настоящего момента НЕ подавали в налоговый орган Уведомления о КИК, но рассматривают такой сценарий — во избежание споров подать уведомления о КИК за предшествующие годы в срок до 09 декабря 2020. В случае применения повышенных штрафов я буду готов оказать юридическое содействие в их оспаривании и обосновании применения в старом размере.
4. Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК
Штраф за НЕпредставление фин. отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц)
При этом, как мы видим, непредставление в налоговый орган вместе с Уведомлением о КИК документов, подтверждающих заявленную в таком уведомлении льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения НЕ установлено.
После применения налоговым органом штрафа за НЕприложение к Уведомлению о КИК фин. отчетности — налоговый орган вправе запросить ее у налогоплательщика — см ниже.
Штраф за НЕпредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа
1) в случае НЕпредставления в налоговый орган финансовой отчетности КИК вместе с Уведомлением о КИК (абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ)
2) в случае НЕпредставления в налоговый орган документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика указанные документы (в том числе аналогичные документы за три предшествующих календарных года). Запрашиваемые документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 1 месяца с даты получения соответствующего требования (т.е. срок на предоставление документов теперь установлен законодательно, и не будет изменяться в требовании). Запрашиваемые налоговым органом документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли КИК (напоминаю, что оценивается величина «прибыли/убытка ДО налогообложения) или заявленной в Уведомлении о КИК льготы. Примечание автора: «Т.е. приложить потребуется весь документ (всю финансовую отчетность с аудиторским заключением), но переводить потребуется ТОЛЬКО лист Отчета о прибылях и убытках. При этом, нет требования о нотариальном удостоверении такого перевода и об апостилировании документа».
В случае НЕпредставления финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн руб. — п.1.1-1. ст 126 НК РФ.
Примечание автора: «Обращаю внимание, что даже после уплаты штрафа налоговый орган вправе направить налогоплательщику ПОВТОРНЫЙ запрос на предоставление финансовой отчетности и в случае непредставления — ПОВТОРНО оштрафовать на 1 млн руб., т.к. каждый новый факт непредставления отчётности будет образовывать НОВЫЙ состав налогового правонарушения. С учетом 3-х летнего срока давности в случае непредставления фин отчетности, например, за 2019 фин период КИК — предъявить претензии по налогу за указанный фин период КИК будет невозможно только в 2024 году».
В соответствии с абз 2 п 1 ст.25.14-1 НК РФ — финансовая отчетность и документы, подтверждающие льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения не могут быть истребованы у контролирующего лица — физического лица, который представил в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (за соответствующие периоды).
Новые штрафы вступают в силу с 09.12.2020, т.е. применяются также начиная с Уведомления о КИК за 2020 год.
5. Фиксированная прибыль КИК, фиксированный налог на КИК 5 млн руб.
В соответствии с инициативой президента РФ Путина В.В. в 2021 году у владельцев КИК физических лиц появилась опция применить в отношении принадлежащих им КИК специальный налоговый режим, а именно уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн руб. БЕЗ предоставления в налоговый орган финансовой отчетности — ст. 227.2. НК РФ. Т.е. это так называемый паушальный налог с КИК (налог на вмененный размер прибыли КИК).
Для применения данного режима — «налог с фиксированной прибыли КИК» (или тривиально «фиксированный налог с КИК») — необходимо представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Указанное уведомление представляется в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли. При этом в отношении 2020 налогового периода (т.е. в первый раз) такое уведомление представляется в срок до 01.02.2021 года.
Примечание автора: «Вмененный размер прибыли 38.460.000 руб. и 34.000.000 руб. установлен законодателем для целей указания данных величин в ежегодных декларациях 3-НДФЛ с возможностью декларировать и уплачивать фиксированный налог «.
Если контролирующее лицо, применяющее уплату налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог), полностью утрачивает контроль над ВСЕМИ КИК (т.е. перестает являться «контролирующим лицом» по смыслу НК РФ) — оно освобождается от обязанности по уплате фиксированного налога, начиная с налогового периода, в котором контролирующее лицо утратило контроль над ВСЕМИ КИК.
При повторном переходе на специальный налоговый режим лицом, которое ранее использовала такой режим, указанное лицо обязано уплачивать налог с фиксированной прибыли в течение будущих 5 налоговых периодов.
Контролирующее лицо вправе отказаться от применения налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог) путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления, но не ранее чем по прошествии 5-ти (3-х) налоговых периодов с момента начала применения такого режима. Указанное заявления подается в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого физическое лицо намерено отказаться от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК — абз 2 п.4 ст 227.2. НК РФ. Примечание автора: «Например, заявление о применении налога с фиксированной прибыли представлено в налоговый орган до 01 февраля 2021 года, в 2022 году контролирующее лицо приняло решение отказаться от применения данного налогового режима, в таком случае соответствующее уведомление об отказе от применения режима должно быть подано в срок до 31 декабря 2023 года (с учетом обязанности применения режима в течение 3-х налоговых периодов».
Если в НК РФ вносятся изменения, приводящие к увеличению размера налога с фиксированной прибыли КИК (т.е. налог становится больше 5 млн руб.) — контролирующее лицо вправе подать заявление об отказе от применения данного режима ДО истечения 5-ти (3-х) налоговых периодов. Указанное уведомление подается в налоговый орган в срок до 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого в НК РФ внесены изменения, приводящие к увеличению размере налога с фиксированной прибыли КИК — абз 3 п.4 ст 227.2. НК РФ.
Фиксированный налог в размере 5 млн руб. с прибыли КИК — вопрос в настоящее время спорный и целесообразный для применения исключительно владельцами крупного бизнеса, во всех остальных случаях целесообразность его применения необходимо однозначно рассчитывать индивидуально.
6. Из перечня доходов/расходов, подлежащих корректировке в соответствии с п.3 ст.309.1. НК РФ при определении прибыли КИК, исключены доходы/расходы от реализации деривативов
Напомню, что при определении прибыли КИК в соответствии с ее фин отчетностью НЕ учитываются доходы/расходы:
— от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов
— в виде сумм прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов)
— в виде сумм расходов/доходов на формирование/восстановление резервов
Таким образом, прибыль/убыток от переоценки деривативов продолжает НЕ учитываться при определении величины прибыли КИК, а прибыль/убыток от реализации деривативов с 09.11.2020 НЕ подлежит корректировке в соответствии с НК РФ.
Фиксированная прибыль контролируемых иностранных компаний – спасение или ловушка?
9 ноября 2020 года Президент подписал Федеральный закон №368 – ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации» (далее «Закон»), в соответствии с которым физические лица, у которых есть контролируемые иностранные компании (далее «КИК»), вправе оплачивать налога с фиксированной суммы КИК доходов, который будет равен примерно 5 000 000 рублей ежегодно вне зависимости от суммы реального дохода его контролируемых компаний. За эту плату такое контролирующее лицо освобождается от обязательства отчитываться о прибыли КИК.
Работать данная опция будет следующим образом. Контролирующее лицо подаёт уведомление по утверждённой форме в налоговый орган по месту своего учёта о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли. Данный режим начинает работать с года, в который подано уведомление. Для применения этого подхода к налоговому периоду равному 2020 году, подать уведомление надо до 1 февраля 2021 года. В дальнейшем такое уведомление должно быть подано до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик начинает осуществлять уплаты налога с фиксированной прибыли.
В Законе зафиксирована не сумма налога, а сумма прибыли КИК, которая равна 38 460 000 рублей в 2020 году (соответственно 13% от данной суммы составит 4 999 800 рублей), и 34 000 000 рублей с 2021 года (потому что с 2021 года вводится регрессивная ставка налога, которая при такой сумме дохода будет равна 15%, соответственно выходим приблизительно на ту же сумму налога равную 5 100 000 рублей). Математика не очень точная получается у законодателя, но приближена к заявленным Президентом планам.
В случае перехода на такой фиксированный режим оплаты налога, налогоплательщик обязуется подавать уведомление об иностранных компаниях, но не обязан указывать в нём данные по финансовой отчётности иностранных компаний. А также не обязан подавать вместе с уведомлением сами арудированные финансовые отчёты. В декларации по доходам, контролирующее лицо указывает фиксированную сумму дохода. Из этой суммы дохода не вычитаются суммы налогов, которые уплачены КИК в странах регистрации.
Срок подачи уведомления о КИК продлён до 30 апреля для физических лиц и до 20 марта для организаций (приравнялся к сроку подачи налоговой декларации).
В случае перехода на данный фиксированный режим, его отменить нельзя в течение трёх лет, начиная с года подачи заявления (если заявление подано в 2020 или 2021 году). В случае подачи заявления в 2022 и далее – срок обязательного применения этого режима составляет пять лет. По истечению этого срока налогоплательщик вправе подать заявление об отказе от уплаты налогов с фиксированной суммы прибыли.
Законом предусмотрено право досрочно отказаться от применения этого режима, если законодатель изменит сумму фиксированного дохода в сторону увеличения. В таком случае налогоплательщик обязан подать уведомление об отказе уплаты налога с фиксированной прибыли до 31 декабря года, предшествующего году, в котором будет увеличена сумма фиксированного дохода (п. 4 ст. 227.2). Также у налогоплательщика не возникает обязанность по оплате налога с фиксированной КИК прибыли, если он прекратил быть контролирующим лицом всех заявленных контролируемых компаний (начиная с налогового периода, когда он перестал быть контролирующим лицом).
У налогового органа появилось право требовать предоставление документов, подтверждающих расчёт КИК прибыли, даже если в отчётном году КИК убыточные. Предоставить запрошенные документы (финансовые аудированные отчеты иностранных компаний) налогоплательщик обязан в течение месяца с даты запроса. Это требование не применимо к лицам, перешедшим на фиксированный режим оплаты КИК налога, потому что они вообще освобождены от предоставления подобного рода документов.
При этом Закон увеличивает размеры штрафов за нарушение требования законодательства о КИК. Так, непредставление в срок запрошенных налоговыми органами документов или предоставление недостоверных документов карается штрафом в размере 500 000 рублей. Такой же штраф (вместо ранее предусмотренного в размере 100 000 рублей) предусмотрен за непредставление в срок уведомления об участии в иностранных компаниях или о КИК, либо предоставление документов с заведомо ложной информацией.
Хочу отметить, что ранее налоговые органы тоже были вправе запросить финансовые отчеты, подтверждающие расчёт доходов КИК (чем налоговые органы активно пользовались). Что логично, потому что, если вы как-то посчитали прибыль (убытки) иностранной компании, значит вы готовили финансовую отчётность и должны ею подтвердить достоверность своих расчётов. Но некоторые налогоплательщики пытались оспорить подобные запросы налоговой, дабы не предоставлять финансовую отчётность, требующую должную легализацию в стране оформления и перевод на русский язык, ссылаясь на то, что законом прямо не предусмотрено предоставление подобных документов, если не возникает налогооблагаемая прибыль КИК. Сейчас же этот пробел был восполнен законодателем.
Хочу обратить внимание на то, что не стоит путать налогообложение прибыли КИК с налогообложением доходов физических лиц. Это две разные категории налогов. До принятия этого Закона с прибыли от КИК надо было платить дважды:
После принятия Закона, налог по п. 1 выше может быть по желания налогоплательщика зафиксирован в размере 5 000 000 рублей вне зависимости от реальной прибыли КИК. Налог на доход в виде распределённых дивидендов остаётся неизменным. Его этот новый Закон никак не касается.
Так что же даёт этот новый режим и кому он полезен:
Если КИК убыточные, то переход на данный режим может быть не интересен. Однако надо учитывать размер группы. Если иностранных компаний много, то подготовка всей документации для подачи в российские налоговые органы и консультации со специалистами для корректного отображения в декларации может в итоге стоить более 5 000 000 рублей. Так что возможно проще один раз заплатить этот налог, и не тратиться на консультантов, аудиторов, переводчиков, будущие споры с налоговой и пр.
Однако некоторые мои коллеги настроены весьма критично и недоверчиво к этому Закону. Можно ли назвать Закон ловушкой? Я пока таких рисков при прочтении подписанной версии Закона не вижу. У налогоплательщика есть право выйти из этого режима после 3х лет (далее пяти). Также есть право выйти досрочно из режима, если вдруг сумма фиксированного налога будет увеличена законодателем.
Для государства данный режим выгоден тем, что избавляет от затрат на контроль за налогоплательщиками, имеющими КИК и пытающимися всеми правдами и неправдами скрыть этот доход. Ведь все подготовленные и поданные в налоговые органы КИК декларации, подтверждающие документы, сложные групповые структуры с участием иностранных компаний должны изучать и проверять налоговые чиновники. А это тоже время и деньги. Из-за загруженности налоговых органов, иногда налогоплательщикам удаётся скрыть доход, рассчитывая на то, что налоговая так и не доберётся до его запутанных схем владения КИК. При применение фиксированного режима государственный бюджет гарантировано получит по 5 000 000 рублей и не понесёт никаких затрат на этих налогоплательщиков. Останется время для более пристального изучения всех остальных налогоплательщиков, которые не перейдут на новый опциональный режим. Здесь бюджет будут пополняться за счёт увеличенных штрафов.
Полагаю, что данный режим совсем не интересен только тем, у кого небольшое количество КИК компаний и при этом нет прибыли. В остальных случаях стоит задуматься над применением этого режима оплаты фиксированного налога, благо время есть подумать и взвесить все «за» и «против» до февраля следующего года.