ндд в нефтяной отрасли что это такое
Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г.
Согласно расчетам, заложенным в проект трехлетнего бюджета, казна от отмены льгот в нефтянке в 2021 году может дополнительно получить более 200 млрд рублей.
Льготы по экспорту нефти
Подписанный закон с 1 января 2021 года отменяет несколько существующих льгот по экспорту нефти.
Отменяется пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (степень вязкости выше 10 тыс. мПа.с (миллипаскаль-секунда)), сейчас она составляет 10% от полной ставки вывозной пошлины. В 2020 году, согласно расчетам Минфина, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд рублей. Расчеты приведены в материалах к проекту трехлетнего бюджета.
Отменяется льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 года и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат «ЛУКОЙЛу», «Иркутской нефтяной компании» (ИНК), «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегазу». В 2020 году действие данной льготы привело к выпадающим доходам бюджета на уровне 51,93 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются существенно ниже – в размере 18,7 млрд рублей.
В итоге в Таможенном тарифе, в части льгот при экспорте углеводородов остались льготы по экспорту газа в рамках межправительственных соглашений («Голубой поток», выпадающие доходы бюджета в 2020 году – 4,9 млрд рублей); в отношении новых морских месторождений на шельфе (выпадающие доходы бюджета в 2020 году 33,6 млрд рублей) и льготная пошлина на СПГ, где выпадающие доходы всего 121 млн рублей в текущем году.
Льготы по НДПИ
Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.
Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.
Параметры НДД
Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.
Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.
Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.
Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.
Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.
Новый налог: НДД
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2018, N 9
Зачем вводится НДД?
В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортной пошлины на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти, величина которого определяется за весь срок инвестиционного проекта при разработке конкретного участка недр, а уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учетом фактических цен на нефть и затрат на ее добычу.
По мнению разработчиков Закона, данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения.
В средне- и долгосрочной перспективе предлагается рассмотреть целесообразность завершения налогового маневра, предусматривающего поэтапное снижение ставки экспортной пошлины вплоть до ее отмены с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Основной целью такого маневра является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективной нефтеперерабатывающей промышленности.
Основные элементы НДД
Прежде чем перейти к основным элементам НДД, отметим, что новый налог является федеральным налогом: ст. 13 НК РФ дополнена п. 11.
Плательщики НДД
Понятие «налогоплательщики» для целей гл. 25.4 НК РФ определено ст. 333.43: это организации, осуществляющие установленные виды деятельности и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, поименованных в п. 1 ст. 333.45 НК РФ. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти в году, предшествующем году налогового периода.
Поясним, что в целях гл. 25.4 НК РФ к углеводородному сырью относятся нефть и газ (газовый конденсат, газ горючий природный).
Под установленными видами деятельности понимается деятельность налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр собственными силами или с привлечением третьих лиц: поиск и оценка месторождений углеводородного сырья, транспортировка и подготовка углеводородного сырья, а также хранение и утилизация попутного газа. К этой же деятельности относится деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких указанных видов деятельности, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДД
Порядок и условия освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДД приведены в ст. 333.44 НК РФ. Плательщики НДД имеют право на рассматриваемое освобождение в отношении следующих участков недр:
Организация, имеющая право на освобождение и принявшая соответствующее решение, представляет уведомление в налоговый орган:
Форма данного уведомления будет разработана ФНС.
При этом организация, не реализовавшая свое право стать налогоплательщиком в отношении участка недр, указанного в абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, в сроки, обозначенные в абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, не признается налогоплательщиком и не исполняет обязанности налогоплательщика в отношении такого участка недр со дня вступления в силу гл. 25.4 НК РФ.
Объект налогообложения
Объектом обложения НДД признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на конкретном участке недр. Законодатель установил конкретные участки недр с указанием географических координат точек участка недр и требования к данным участкам:
В качестве требований к участкам недр установлены в том числе степень выработанности запасов нефти, постановка на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года, начальные извлекаемые запасы нефти участка недр.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. При этом не признается объектом обложения НДД дополнительный доход на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья.
Расчетная выручка
Порядок определения расчетной выручки установлен ст. 333.46 НК РФ.
Расчетная выручка исчисляется за каждый календарный месяц, затем суммируется за налоговый (отчетный) период.
Расчетная выручка за календарный месяц определяется по формуле, приведенной в п. 2 ст. 333.46 НК РФ.
Фактические расходы
Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям, установленным гл. 25 НК РФ.
Фактические расходы состоят из следующих расходов:
Фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества. Отнесение объектов имущества к амортизируемому имуществу осуществляется согласно ст. 256 НК РФ.
Фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества учитываются в размере фактических затрат, подлежащих включению в первоначальную стоимость такого имущества, определяемую на основании ст. 257 НК РФ. Расходы относятся к фактическим расходам на приобретение в том числе в случае, если на момент учета таких расходов для целей НДД в установленном порядке вся сумма расходов или их часть не включена в первоначальную стоимость конкретного объекта (объектов) основных средств.
К фактическим расходам на приобретение относятся также затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации соответствующих объектов, относящихся к амортизируемому имуществу, которые учитываются в качестве расходов при условии соответствия требованиям гл. 25 НК РФ.
Фактические расходы, связанные с производством и реализацией. Фактическими расходами, связанными с производством и реализацией, признаются следующие виды затрат, относящихся к расходам, связанным с производством и реализацией (за исключением сумм начисленной амортизации и сумм налога, исчисленного исходя из гл. 25.4 НК РФ), и к внереализационным расходам, в соответствии с гл. 25 НК РФ:
При определении фактических расходов на участке недр не учитываются следующие виды затрат:
Раздельный учет фактических расходов. Поскольку объектом обложения НДД признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на конкретном участке недр, налогоплательщик обязан вести раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база. Особенности ведения раздельного учета в данном случае следующие:
В случае если работы по изготовлению амортизируемого имущества были осуществлены собственными силами налогоплательщика, то такие фактические расходы (без учета сумм амортизации) признаются в том налоговом (отчетном) периоде, в котором они были произведены.
Если на дату признания указанных расходов у налогоплательщика отсутствует возможность их отнесения к расходам, связанным с деятельностью по освоению участка недр, то расходы признаются в том налоговом (отчетном) периоде, в котором налогоплательщиком было принято решение об отнесении указанных расходов к фактическим расходам или на который приходится дата ввода в эксплуатацию (дата изменения первоначальной стоимости) объекта амортизируемого имущества. Данный порядок устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.
Фактические расходы, связанные с производством и реализацией, признаются в порядке, установленном ст. 261 (в части расходов на освоение природных ресурсов), 262 и 272 НК РФ. Налогоплательщики вправе учесть сумму расходов, осуществленных в налоговом (отчетном) периоде, в полном объеме без деления их на прямые и косвенные и без распределения на остатки незавершенного производства и (или) на остатки нереализованной готовой продукции. Данный порядок также должен быть зафиксирован в учетной политике.
Восстановление фактических расходов. Фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества подлежат восстановлению:
Порядок восстановления фактических расходов установлен п. 5 ст. 333.48 НК РФ.
При этом предусмотрен порядок повторного включения суммы восстановленных расходов в состав фактических расходов.
Расчетные расходы
Расчетными расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признается сумма следующих видов расходов:
Расчетные расходы исчисляются ежемесячно. Формулы для расчетов приведены в ст. 333.49 НК РФ.
Налоговая база
Особенности определения базы по НДД следующие:
Перенос убытков на будущее. Налоговая база для расчета НДД может быть уменьшена на убытки, понесенные в предыдущих налоговых периодах, по следующим правилам:
Исторические убытки учитываются при расчете налога по участкам недр, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ.
Порядок определения и признания исторических убытков содержится в ст. 333.52 НК РФ. Налогоплательщик определяет расчетный финансовый результат в порядке, установленном гл. 25.4 НК РФ, за соответствующий календарный год. Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода. Исторический убыток, в принципе, учитывается в том же порядке, что и обычный убыток.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговая ставка
Налоговая ставка устанавливается в размере 50%.
Порядок исчисления и уплаты НДД
НДД рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налог не может быть менее суммы минимального налога, определяемой на основании гл. 25.4 НК РФ.
Минимальный налог. Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.
При этом для участков недр, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, минимальная налоговая база принимается равной нулю для всех налоговых периодов, для которых в течение всего налогового периода в отношении нефти, добытой на таких участках недр, при исчислении НДПИ применяется коэффициент Кг, определяемый в порядке, установленном ст. 342.6 НК РФ, в размере менее 1.
К сведению. Статья 342.6 НК РФ вводится в действие с 1 января 2019 года. Эта норма устанавливает порядок определения коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (Кндд).
В остальных случаях минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная:
Если минимальная налоговая база принимает отрицательное значение, то минимальная налоговая база принимается равной нулю.
Авансовые платежи. По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученного дополнительного дохода (минимальной налоговой базы), рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, а также в счет уплаты следующего авансового платежа.
Авансовые платежи по минимальному налогу уплачиваются так же, как по налогу, рассчитанному в общем порядке.
Налог (минимальный налог) по итогам налогового периода уплачивается не позднее сроков, установленных для представления налоговой декларации.
Налоговая отчетность
Сроки представления налоговой отчетности следующие:
Поправки в Налоговый кодекс РФ (N 1023276-7) и Таможенный тариф (N1023275-7) в пятницу вечером внесло в Госдуму правительство. Ряд инициатив из документа излагался чиновниками и раньше, но полная картина новаций стала видна только после внесения целого пакета. Поправки не только корректируют НДД, но и отменяют часть льгот, что, по замыслу разработчиков, должно заставить нефтяные компании добровольно перейти на НДД. Этим же законопроектом снижается порог цены на нефть, при которой «Роснефть» сможет получить налоговый вычет по НДПИ на Ванкоре, построив инфраструктуру для масштабного проекта «Восток Ойл». Отдельным пакетом идут поправки по налогообложению Приобского месторождения, недропользователями которого являются «Роснефть» и «Газпром нефть».
Самая большая ошибка
Так, по общему правилу при добыче нефти ставка НДПИ составляет 919 рублей за тонну: она затем умножается на специальный коэффициент (Кц) и величину, характеризующую особенности добычи нефти (Дм). При этом НДПИ для компаний, которые перешли на НДД, составляет всего 1 рубль за тонну: ставка умножается на коэффициент, который привязан к дате начала разработки недр (Кндд), чем меньше разрабатывается участок, тем ниже налог.
Внесенный пакет законопроектов не только меняет коэффициенты для месторождений, которые перешли на НДД, но и убирает часть уже существующих льгот по НДПИ для месторождений, которые не перешли на новый режим. Кроме того, отменяются фактически все льготы по экспортной пошлине для нефти, взамен компаниям фактически добровольно-принудительно предлагается перейти на НДД.
Убрать льготы по экспортной пошлине
Внесенные поправки в Таможенный тариф с 1 января 2021 г. убирают возможность для компаний устанавливать пониженную экспортную пошлину на нефть с новых месторождений с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 г.
Речь идет о месторождении им. Корчагина, первого проекта «ЛУКОЙЛа» на Каспии; Восточно-Алинском и Южно-Талаканском месторождении «Сургутнефтегаза»; Западно-Аянском, Даниловском, Ичединском, Марковском месторождении Иркутской нефтяной компании (ИНК); Куюмбинском месторождении, операционное управление которым осуществляет «Роснефть»; Новопортовском («Газпром нефть»); Восточно-Мессояхскогом месторождении (АО «Мессояханефтегаз», СП «Роснефти» и «Газпром нефти» ; Дулисьминском месторождении, которое принадлежит НК «Дулисьма»; Красноленинском месторождении (ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»); Западно-Хоседаюском месторождении им. Садецкого («СК «Русвьетпетро»); Колвинском месторождении («ННК-Печоранефть»); Среднеботуобинском месторождении, центральный блок которого разрабатывается дочкой «Роснефти».
Одновременно законопроект отменяет льготу по экспортной пошлине на высоковязкую и сверхвязкую нефть.
Убрать льготы по НДПИ
Отмена льгот коснулась и НДПИ. Внесенные поправки в Налоговый кодекс отменяют с 1 января 2021 г. пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений. Льгота (коэффициент 0,7 к действующей ставке) вводилась для компенсации расходов недропользователей, открывших и разведавших месторождения до 2001 г. По расчетам Минфина, приведенным ранее в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, объем льгот на 2019-2021 гг. оценивался в размере 9,7 млрд рублей.
Убираются льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, речь идет об участках недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа-с и менее 10 000 мПа-с, а также 10 000 мПа-с и более (в пластовых условиях). В 2021 г. льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти оценивалась Минфином в 61 млрд рублей. Одним из крупнейших пользователей льготой является «Татнефть», также льготой пользуются «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть», следует из отчетов компаний.
Добро пожаловать в новый НДД
Законопроект, помимо рекомендаций перейти на НДД тем, кто этого не сделал, пересматривает и параметры самого налога на дополнительный доход.
Так, предусматривается ограничение переноса исторических убытков в размере не более 50% на период 2021-2023 гг. (ранее можно было переносить 100%). При этом снижен коэффициент индексации до 1,07,определяющий сумму переноса на будущее убытков. Данные меры не распространяются на месторождения углеводородного сырья, расположенные в Арктической зоне РФ.
Кроме того, уточнен порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до конца 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г., а также подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, начиная с 2021 года.
В перечень месторождений, которые могут применять НДД, предлагается включить участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях.
Все наказаны?
Аналитики «ВТБ Капитала» в своем обзоре отмечают, что под коэффициент 1,95 подпадает Новопортовское месторождение «Газпром нефти», что ставит компанию в самое невыгодное положение среди других, для которых коэффициент составит 1,2. В целом, полагают они, предлагаемые изменения в режиме налогообложения окажут наибольшее влияние на «Газпром нефть», за которой следуют «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть». «Сургутнефтегаз» и «Роснефть», а также газодобывающие компании практически не почувствуют изменений.
Аналитики Газпромбанка отмечают, что если предложения Минфина по изменению НДД затронули бы главным образом «Роснефть» и «Газпром нефть», то отмена льгот по добыче сверхвязкой нефти и выработанных месторождений увеличила бы налоговую нагрузку также на «Татнефть», «ЛУКОЙЛ» и других производителей.
Эксперты Газпромбанка подчеркивают, что ставка НДПИ для высоковязкой нефти до 2019 г. была нулевой, а с 2019 г. была введена незначительная ставка, и с ее отменой Минфин оценивает дополнительные поступления в бюджет 80 млрд руб. ($1,1 млрд) в год. В то же время экспортная пошлина на сверхвязкую нефть с 2012 г. была установлена на уровне 10% от стандартной ставки НДПИ сроком на десять лет. С 2022 г. льготная ставка экспортной пошлины была бы отменена в любом случае. Минфин оценивает дополнительные поступления в бюджет от отмены данной льготы в 30 млрд руб. ($400 млн) в 2021 г.
Сила переговорной позиции
Затягивать с принятием законопроекта Госдума не планирует, во вторник он будет рассмотрен в первом чтении, на следующей неделе возможно принятие во втором и окончательном чтении.
«Гибкий механизм»: к чему может привести изменение налогообложения в нефтяной отрасли
Кабинет министров одобрил законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли с учётом дополнительных поручений премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Об этом сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
«По налогу — был одобрен с учётом дополнительных поручений в соответствии с результатами совещания, которое провёл председатель правительства в Ханты-Мансийске», — цитирует ТАСС министра.
Совещание Дмитрия Медведева с главами крупнейших нефтяных компаний состоялось 21 ноября. Александр Новак попросил премьера одобрить законопроекты об НДД и внести в Госдуму, чтобы принять их в первом квартале 2018 года. Вступить в силу новый налог, по мнению Новака, должен с 1 января 2019 года.
Перспективные проекты
Медведев на совещании заявил о необходимости соблюсти баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами при принятии закона об НДД в нефтяной отрасли.
Он также отметил, что ставка действующего сейчас налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дифференцируется в зависимости от географических и климатических условий, сложности разработки месторождений и качества добываемой нефти.
По его словам, введение НДД позволит запустить перспективные нефтяные месторождения, работы на которых не ведутся из-за непривлекательной экономики.
«Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас», — пояснил премьер-министр.
Глава кабмина считает, что это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект и повысить рентабельность.
Как будет функционировать НДД
Согласно докладу Новака, предполагается, что НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10 до 80% (квота не более 15 млн тонн в год по фактическим заявкам компаний); четвёртая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.
Ставка НДД — 50%. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), он будет взиматься не с объёмов добываемого сырья, а с дохода от её продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.
Для пилотного проекта по введению НДД из третьей группы отобраны 35 лицензионных участков «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и других компаний.
Налог на добавленный доход будет способствовать стимуляции инвестиций в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить. Такое мнение выразила заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Налог на добавленный доход ввели для того, чтобы им заменить старый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ исчислялся несколько иначе. НДД будут выплачивать от прибыли, а НДПИ был привязан к объёмам добычи и ценам на нефть. Надо сказать, что НДПИ не оказывал никакого стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти и не заставлял компании инвестировать в новые технологии. Что касается НДД, то, скорее всего, этот налог будет в большей степени стимулировать инвестиции в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить», — сказала она в разговоре с RT.
Интересы бюджета
При этом она не исключила вероятность снижения доходов бюджета в первый год применения НДД.
«Однако в дальнейшем они будут полностью компенсированы за счёт улучшения финансовых результатов нефтяных компаний. А это будет возможно при более высоких ценах на нефть. Так что в целом введение налога оптимально. Этот налог достаточно долго обсуждался представителями самих нефтяных компаний. Так что я думаю, что на данный момент интересы бюджета и отрасли можно считать вполне сбалансированными», — подчеркнула эксперт.
Опасения насчёт сокращения поступлений в бюджет при введении НДД высказал и доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов.
«Введение НДД планировалось давно. Однако оставался нерешённым вопрос наполняемости бюджета, и этот вопрос, по сути, не решён до сих пор. Поэтому никто не может ответить, сохранятся ли доходы бюджета в том же размере, какими они были при НДПИ. Для нефтяников НДД не всегда выгоден. Известны многочисленные примеры, когда пилотное введение НДД отвергалось самими нефтяниками ввиду того, что оно было невыгодно на новых месторождениях», — сказал он.