название фильма асса что означает
Что такое асса? Несколько значений слова
Многие не раз слышали, как кто-произносит «асса». Значений у слова несколько, и они относятся к различным областям жизни человека. Первое, что вспоминается, когда сталкиваются с данной лексемой – это кавказский танец и восклицание «асса» во время его исполнения. О том, что значит слово «асса», и будет рассказано в этом очерке.
Значения
Как уже сказано выше, у слова «асса» имеется несколько значений – это:
АССА – это также аббревиатуры, одна из которых расшифровывается как автоматическая служба сервиса абонентов.
Танец и библейский термин
Художественный фильм
Советский кинорежиссер Сергей Соловьев в 1987 году снял фильм под названием «Асса». В картине эпизодично снялись различные рок-музыканты, исполнившие в фильме свои песни. Это были достаточно популярные исполнители того времени, например, В. Цой и группа «Кино», Б. Гребенщиков и группа «Аквариум», Ж. Агузарова.
Картина в то время была воспринята неоднозначно, так как явно отличалась от всех остальных. Но тем не менее она приобрела большую популярность. Спустя 30 лет режиссер снял еще один фильм с названием «Асса 2».
Гарри Асса
Гарри Асса – это прозвище одного из лидеров андеграунда, Олега Коломейчука. Он в свое время стал довольно известным в кругах рок-музыкантов и творческой роковой молодежи. Его называли бунтарем и художником. Следует сказать, что Гарри являлся достаточно неординарной личностью. Коломейчук создавал одежду для рок- музыкантов, также работал над их образами. Периодически устраивал различные перформансы, зачастую необычные и провокационные, стараясь создать резонанс.
В 90-е годы в Москве он создал альтернативный дом моделей, называвшийся «Айда-Люли». Почему он получил такое прозвище, и что такое «асса» в данном случае, неизвестно, некоторые расшифровывают его как аббревиатуру – ассоциация советских свободных анархистов.
Река Асса
Продолжая рассматривать, что такое асса, необходимо упомянуть и приток реки Астико, который также носит название Асса.
Как видно из статьи, слово «асса» имеет несколько значений, иногда спорных. Однако сегодня нет более старых источников его употребления, нежели Библия. В связи с этим в общем понимании термин «асса» означает создавать или творить.
Асса (фильм)
Из Википедии — свободной энциклопедии
сценария
Сергей Соловьёв
ролях
Татьяна Друбич
Станислав Говорухин
Творческое объединение «Круг»
В картине приняли участие популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», группы «Браво» с солисткой Жанной Агузаровой и группы «Кино». Таким образом, фильм «Асса» стал одним из основных киносвидетельств русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х годов.
В 2009 году вышел фильм «2-Асса-2», ставший продолжением фильма «Асса» (с отсылкой к кинокартине «Анна Каренина»).
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма известная певица!
Актёрские байки: «Квартет И»
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильмы о спорте?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «Квартетом И» по одному кадру!
Журнал
Как снимали фильм «Асса»
Ко дню рождения Виктора Цоя!
Фильм «Асса» легализовал русский рок и стал символом эпохи перемен…
К 1986 году режиссёр Сергей Соловьёв снял уже около десяти фильмов, которые получали призы на кинофестивалях и комплименты от коллег, но слабо шли в прокате. Соловьёв же мечтал снять кино, которое взорвёт кинотеатры. Он начал высчитывать «формулу успеха» и понял, что в последнее время лучше всего идут индийские фильмы… Значит, надо снимать музыкальную мелодраму! С этим открытием он пришёл к молодому сценаристу Сергею Ливневу, и вместе они выстроили «индийский» треугольник: романтичная девушка — пожилой богатый развратник — смелый юноша. Здесь была не только любовная линия, но и конфликты поколений и социальных слоёв, что в 80-х было гораздо актуальнее.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Романтичную девушку назвали Аликой — Сергей Ливнев был женат на актрисе Алике Смеховой и хотел сделать ей приятное. На её роль Соловьев без проб утвердил свою жену и музу Татьяну Друбич. Остальных актёров стали искать среди непрофессиональных актёров… Для роли «пожилого богатого развратника» бандита Крымова режиссёру нужен был властный типаж хозяина жизни. Такой, как у его друга по ВГИКу, режиссёра Станислава Говорухина. Говорухин от роли сначала отказывался, говоря, что за свои 50 лет четыре раза снимался и четыре раза понял, что не актёр. Упорный Соловьёв каждый день повторял свое предложение, пока однажды не услышал: «Ну, ладно, давай попробуем…»
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
«Смелого юношу» Бананана искали дольше всех. Он должен был отвечать за музыкальную сторону фильма, а человек с таким именем просто не мог увлекаться «официальной» музыкой. Соловьёв начал с поиска музыкального материала и, прослушав целый мешок кассет андеграундных исполнителей, остановился на Борисе Гребенщикове и группе «Аквариум». Он предложил Гребенщикову роль Бананана, но музыкант отказался, сказав, что каждый должен заниматься своим делом. Он познакомил режиссёра с художником и музыкантом Сергеем «Африкой» Бугаевым, а тот чуть позже привёл Соловьёва на концерт группы «Кино» — и фильм сложился…
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Группу «Кино» Сергей Соловьёв сначала рассматривал как актёров массовки, но увидев, как зрители реагируют на песни Виктора Цоя, придумал финал фильма. Снимали эту сцену в Зелёном театре, массовку даже собирать не пришлось — достаточно было пустить слух, что будет бесплатный концерт Цоя… Помимо «Аквариума» и «Кино» в фильме звучали песни групп «Союз композиторов», «Отряд имени Валерия Чкалова» и «Браво». В эпизодах снялись известные андеграундные музыканты и художники — Юрий Каспарян, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Сергей Рыженко, Андрей Кирсанов, Игорь Тихомиров и Дмитрий Шумилов в роли «негра» Вити. Можно сказать, что благодаря этому фильму многие узнали, что в стране есть и другая музыка…
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Сценарий фильма назывался «Здравствуй, мальчик Бананан», но Сергей Бугаев придумал новое название. Он пришел к Соловьёву и попросил назвать фильм «Асса», а почему именно так — завтра скажет… На следующий день заинтригованный режиссёр услышал историю про ветхозаветного Ноя, который, якобы, воскликнул «Асса!», сойдя на землю с ковчега. Заметив, что режиссёра это не убедило, Бугаев сказал, что пусть это будет аббревиатурой от «автор Соловьёв Сергей Александрович». На самом деле это было название неформальной художественной галереи, к которой имели отношение Африка и Виктор Цой.
«Асса», к/ст. «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Оказалось, что Бугаев лишен вокальных талантов и петь в кадре не сможет. Соловьёв хотел, чтобы все песни за него исполнил их автор — Борис Гребенщиков, но его отговорили. Один из мэтров рок-тусовки — музыкант Сергей Рыженко — сказал, что для знающих это будет выглядеть так же нелепо, как если бы за героя вдруг запел Кобзон… В результате все вокальные партии Бананана исполнил сам Рыженко. Голос Гребенщикова прозвучал только на песне «Город золотой», которая после выхода фильм стала бешено популярной и на какое-то время превратилась для музыканта в настоящие проклятие.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
В фильме было две побочные сюжетные линии — историческая и фантасмагорическая. За историческую часть отвечали экранизированные эпизоды из книги Натана Эйдельмана «Грань веков», которую читает Крымов. Закадровый текст этих сцен читал сам автор. Фантазийные «Сны Бананана» частично сделал сам Африка, а частично это были кадры из фильмов радикально артхаусного режиссёра Евгения Кондратьева. Так же в «Ассе» использовались инсталляции подпольных художников — «Железный занавес», «Коммьюникейшн тьюб» и «Пальма в снегу». Обстановка комнаты Бананана была скопирована с настоящей комнаты в коммуналке, где жил Сергей Бугаев.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Эпизодическую роль в фильме сыграл Александр Баширов, который тогда был студентом режиссёрского факультета ВГИКа. Соловьёв уже снимал его в драме «Чужая белая и рябой» и знал, что эксцентричный актёр не запоминает тексты. В «Ассе» ему досталась роль лже-майора и ресторанного дебошира Бабакина со всего одним монологом. Сцену допроса Бабакина снимали в Бутырской тюрьме, куда группу согласились пустить на полтора часа. Баширову за месяц до съёмок выдали текст, но на площадке выяснилось, что актёр ни слова не помнит. Чтобы его не выгнали со съёмок, Баширов пообещал сделать импровизацию не хуже текста. Соловьёв махнул рукой и сказал оператору снять хоть что-то. Получилась очень трагичная и бредовая история, над которой хохотала вся съёмочная группа.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Съёмки проходили в Ялте, Ленинграде и Москве. В Ялте снимали сцены в ресторане «Таврида», гостинице «Ореанда», Никитском ботаническом саду и на канатной дороге «Ялта — Горка». В ленинградском Михайловском замке проходили съёмки исторических сцен, а в Москве снимали эпизод на ипподроме, допрос в Бутырской тюрьме и финальный концерт в Парке Горького. Сергей Соловьёв впервые услышал песню «Хочу перемен» в камерной обстановке и сказал Цою, что в фильме эта песня станет знаковой, но музыкант должен пообещать, что до премьеры он не будет её исполнять на концертах.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Стихийная массовка, которая собралась послушать Цоя, доставила массу проблем. Толпа ещё до начала съёмок сломала ворота и заняла места. Людей набилось гораздо больше, чем вмещал театр — лавки ломались, народ требовал концерт и не хотел ничего слышать о съёмках. Охрана из дружинников и милиционеров оказалась абсолютно не готова к такому скоплению буйных рокеров. Дружинники посрывали повязки и слились с толпой, где-то начинались драки, зажигали дымовые шашки. Администратор в панике пытался как-то усмирить зрителей, но Зелёный театр медленно разносили до тех пор, пока не вышел Цой. После песни «Хочу перемен» администратор попытался закончить концерт и разобрать технику, но музыкант сказал, что он никуда не пойдёт, так как обещал людям допеть… Через пару песен концерт закончился и толпа, перевернув напоследок пожарную машину, покинула парк.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Съёмки в «Ассе» изменили несколько судеб. Помощником режиссёра работала переводчица Наталья Разлогова, которая была «своей» в кинотусовке. На съёмках девушка познакомилась с Виктором Цоем, и вскоре музыкант ушёл к ней от жены с сыном… На съёмочной площадке встретил свою любовь и Сергей Бугаев — через пару лет он женился на модели и актрисе Ирэне Куксенайте, которая снималась в эпизоде «Ассы» и на тот момент была замужем. После свадьбы она оставила кино, занялась организацией художественных галерей и воспитанием детей.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
Премьера фильма превратилась в большой перфоманс «Арт-рок-парад». «Ассу» собирались показать в ноябре 1987 года в кинотеатре «Ударник», но незадолго до премьеры директор кинотеатра сказал, что не хочет неформальной шумихи «прямо под боком Кремля» и отказался от проката. Показ пришлось перенести на март 1988 года в ДК МЭЛЗ. Впервые киносеанс сопровождался выставкой авангардных художников, рок-концертами, продажей календарей, значков, маек и пластинок с саундтреком из фильма. «Асса» легализовала русский рок, собрала более 80 млн. рублей в прокате и стала символом больших перемен.
«Асса», к/с «Мосфильм», 1987, реж. С. Соловьёв
«АССА»: Интересные факты о фильме.
В сентябре 1988 года в прокат вышел фильм Сергея Соловьева «Асса», премьера которого прошла еще 1 апреля 1988 года в московском ДК МЭЛЗ.
В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.
Сюжет
Действие фильма происходит в 1980 году, зимой в Ялте. Молодая медсестра Алика (Татьяна Друбич) сходится со своим пациентом Крымовым, который оказывается цеховиком и бандитским «авторитетом». Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого по имени Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая его ревность и раздражение.
Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов».
Можно также указать на небольшую неточность в фильме. Крымов и Бананан едут из Ялты на Симферопольский ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как в Симферополе ипподром прекратил существование еще в начале 1970-х годов. Эпизод снимали на московском ипподроме.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Киноляпы
На фуникулёр Алика и Бананан вместе садятся в красную кабинку на гору. Но зрителя сбивают с толку регулярно мелькающие кадры съёмки движения подъемника вниз. При крупных планах Алика сидит в красной кабинке, а Бананан почему-то в синей.
Интересные факты
* Имя главного героя фильма «Бананан» было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года.
* Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил увековечить память о возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
* По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
Фраза Бананана: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»)
* В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
* Крымов цитирует «Песню о друге» Высоцкого:
* Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
* В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа-минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И.С. Баха.
* Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни Бобби Дарина «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме).
* Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова, который не смог запомнить текст, написанный в сценарии.
* Отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен.
* Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения.
* Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в стиле ска в середине 1980-х годов.
В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан не мог увлекаться советским «официозом», и тогда стали искать представителей контркультуры. Музыкальный редактор принёс целый мешок с кассетами песен современных андеграундных исполнителей. «Я стал слушать и ставить галочки. Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю». Борис Гребенщиков в 80-х годах возглавлял списки запрещённых для выступлений музыкантов.
Съемочный процесс происходит определенным образом. И пока не готовы все службы, съемку начинать нельзя. Собралась многотысячная толпа, которая ждала концерта Цоя и которой совершенно невозможно было объяснить, что не готов свет, или операторский кран, или еще что-нибудь. Ее это совершенно не волнует. Она ждет, когда все это начнется. Поскольку тогда подобные события были чрезвычайно редки, набилось немыслимое количество народа, причем народа не очень договороспособного.
У меня было сто человек дружинников, те же любера в клетчатых штанах, только с повязками, и тридцать человек ментов. Я исходил из того, что у нас 990 посадочных мест, и тридцати ментов из местного отделения вполне достаточно. А на место одной жопы садилось три. Скамейки ломались. Я был не готов. Это был вообще первый такой хеппенинг в Москве. Опыта не было ни у кого. Блюша, Саша Блюмин, вытащил большой короб со спичками и начал их раздавать.
Пока был разогрев, пока снимали какие-то второстепенные планы, люди развлекали себя, как могли. Я как-то растерял своих сто дружинников — они сняли повязки и слились с толпой. Кому-то дали по голове. Потом, уже в конце, я видел, как один из моих стоял у сцены и бил кого-то молотком, свирепствовал, как все. В итоге пришли тысяч 12–13 зрителей — неуправляемая толпа. Я носился с микрофоном, пытался навести какой-то порядок, но от меня ничего не зависело. Более того, любой мог дернуть меня за ногу, и меня затоптали бы и не нашли. Началось буйство. Жгли дымовухи, у одной женщины загорелись волосы. Я сначала потушил ее, а потом просто взял за кадык и вырубил того, кто ее поджег.
Когда был снят номер Цоя для фильма, я понял, что мы уже окончательно вывалились из светового режима, подошел к Вите и говорю: «Все сняли, хорошо, уезжаем». Он: «Нет, я обещал допеть». Я говорю: «Вить, сейчас люди погибнут, ты видишь, что происходит?» «Я им обещал, я буду петь». Я говорю: «А если я тебе въе…у сейчас?» «Ну въе…и». Я понял, что он готов драться. Скорее всего, весь разговор был слышен в микрофон, потому что когда я обернулся назад, я понял, что все эти тысячи человек меня ненавидят. И это было так страшно — вот эта чаша с неконтролируемой толпой, с этими огнями, с этими горящими глазами. В меня полетели коробки спичек, кто-то кинул туфли, я увидел этого человека с молотком… Состояние было близко к безумию. Я подошел, выдернул какой-то шнур, кто-то меня обхватил, оторвал от земли и уволок со сцены. Это был Павел Тимофеевич Лебешев. Пока мы разбирались, на сцене спели еще пару песен, и все закончилось. Потом за кулисами появился какой-то главный московский пожарник. Оказывается, люди, уходя, перевернули пожарную машину, просто уронили ее на бок. Я до сих пор счастлив, что тогда никто не погиб, не покалечился, хотя я не уверен, может, что и было.
Цой сильно изменился после нашей картины. У него во время съемок образовались отношения с Наташей Разлоговой, девушкой из хорошей семьи, сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Наташа работала у нас помрежем, то есть бегала, меняла кадры, номера, вела всю документацию помрежа. С ее двумя иностранными языками это, конечно, не соответствовало ее уровню. У меня было такое впечатление, что она наш фильм рассматривала с прицелом на какие-то изменения в личной жизни. Когда появился Цой, она очень сильное влияние на него оказала. У него, безусловно, был какой-то нечеловеческий, животный магнетизм и специальный поэтический дар, но Наташа дала ему какую-то широту, он буквально видоизменился под ее влиянием.
Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа «Мартин Иден»)
В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Easy street» («Тихая улица») с участием Чарли Чаплина.
Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
В качестве своих кумиров Бананан упоминает Бориса Гребенщикова, Юрия Гагарина и Ника Кейва (однако вряд ли Ник Кейв был известен кому-нибудь в СССР в 1980 году).
Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!», взятое из альбома Банановые острова. Под этим названием проходили кинопробы.
Главную героиню зовут Алика: так автор сценария Сергей Ливнев, бывший в то время в браке с актрисой Аликой Смеховой, решил сделать супруге приятное.
Негр-Витя, изображая иностранного артиста в вестибюле гостиницы напевает песню Бобби Дарина «Beyond the Sea».