наземные транспортно технологические комплексы что это за специальность
Специальность «Наземные транспортно-технологические комплексы»
Наземные транспортно-технологические комплексы
Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
На сегодня одним из факторов улучшения производительности труда работников является правильное моделирование и эксплуатация транспортно-технических машин и оборудования. Под влиянием научно-технического прогресса появилась необходимость разработки новых машин, а также повышение качества деталей оборудования.
Оснащением новой техникой всех отраслей народного хозяйства занимается машиностроение. Закономерность проста – с модернизацией машин и оборудования увеличивается производительность и, соответственно, качество выпускаемого товара. Сфера машиностроения направлена на решение актуальных проблем по созданию и эксплуатации современных образцов машин и оборудования.
Выпускник специальности 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» способен заниматься разработкой, усовершенствованием, созданием, использованием, ремонтом, а также техническим обслуживанием дорожных, путевых, строительных и погрузочных машин. Студенты получают квалификацию бакалавра и могут занимать даже руководящие должности.
Условия поступления
Основной задачей обучения является подготовка квалифицированного специалиста, способного создавать, разрабатывать и эксплуатировать новые машины и оборудование, а также модернизировать уже существующие модели.
Какие предметы необходимо сдавать при поступлении на бакалавриат. Профильным тут является математика. В дополнение к ней каждый абитуриент сдает:
Будущая профессия
В процессе обучения будущие выпускники получают инженерно-техническую подготовку. На основе этого готовые специалисты смогут:
Куда поступать
Квалифицированная подготовка осуществляется в таких приоритетных вузах Москвы и России:
Срок обучения
Обучение на очной форме бакалавриата длится 4 года. На заочной или вечерний – 5 лет.
Основный дисциплины, которые входят в курс обучения
Программа обучения включает в себя следующий набор основных предметов:
Приобретаемые навыки и умения
В процессе обучения студент приобретает необходимые профессиональные навыки и умения:
Перспективы трудоустройства по профессии
Выпускникам направления 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» предлагается работа в различных предприятиях, которые конструируют новые модели машин, а также в транспортных компаниях. На начальном этапе новым специалистам чаще всего приходится начинать помощником инженера или накладчика оборудования.
Перспективной будет должность инженера по транспорту, конструктора или механика. Самой востребованной на сегодня является должность специалиста в области автотранспортной диагностики. Выпускники также идут и на руководящие посты, как главный инженер предприятия по ремонту машин и автоматических систем.
Средняя заработная плата специалистов в данной сфере варьируется от 30-40 тысяч рублей в зависимости от предприятия и профиля работы.
Преимущества обучения в магистратуре
Магистратура в данном случае позволяет анализировать динамику развития наземных транспортных систем, выполнять экспериментальных научные исследования и позволяет обучать обслуживающий и производственный персонал.
Будущие специалисты могут работать машинистами и мастерами на подъемном оборудовании. Квалификация магистра может помочь в карьерном росте и позволит дорасти до уровня руководителя или начальника департамента на транспортном предприятии.
Наземные транспортно-технологические комплексы
Всего
Очная форма
Заочная форма
За счет федерального бюджета
С оплатой стоимости обучения (по договору)
Проходной балл в 2020 году
За счет федерального бюджета
С оплатой стоимости обучения (по договору)
Проходной балл в 2020 году
квота целевого приема
квота целевого приема
23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы – (профиль) Автомобиле- и тракторостроение
Направление
Стоимость обучения 1 курса 2020/2021 уч. руб. очная форма
Полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения очной формы
Стоимость обучения 1 курса 2020/2021 уч. руб. заочная форма
Полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения заочной формы
Наземные транспортно-технологические комплексы
Наземные транспортно-технологические комплексы
О ПРОГРАММЕ:
Современный транспорт – это сложный комплекс механических, гидравлических, пневматических, электрических и электронных узлов, систем и агрегатов, имеющих свои особенности, входные и выходные параметры, эксплуатационные свойства. Соответственно, конструктор техники должен обладать высокой общенаучной, общетехнической и организационно-экономической подготовкой.
Особенностью подготовки бакалавров профиля «Автомобиле- и тракторостроение» направления «Наземные транспортно-технологические комплексы» является ориентация на аналитическую деятельность и гибкую адаптацию к изменениям содержания профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
ЧЕМУ НАУЧАТ?
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА:
КАК ЕЩЕ НАБРАТЬ ОПЫТ ПЕРЕД РАБОТОЙ?
После каждого курса обучения в университете студенты проходят учебную, производственную и преддипломную практики, которые являются обязательной частью образовательной программы.
Подготовка обучающихся начинается уже в ходе учебных практик, которые реализуются в лабораториях кафедры: обработки резанием, сварки, литья. В рамках этой практики студенты уже получают опыт по рабочим профессиям.
Технологическую, производственную, преддипломную практики студенты проходят на различных машиностроительных, автотранспортных предприятиях Екатеринбурга и области. Ежегодно студенты проходят практику в АО «Уральский завод транспортного машиностроения» и АО «Научно-производственное предприятие «Старт» им. А.И.Яскина».
Часть студентов распределяется в проектные организации, конструкторские бюро, создающие новые образцы строительных, грузоподъемных и транспортных средств, другие – на предприятия по производству многоцелевых и гусеничных машин и т.д.
ВОЗМОЖНЫЕ МЕСТА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ:
КЕМ РАБОТАТЬ?
Профессии, для которых базой может стать профиль бакалавриата «Автомобиле- и тракторостроение»
О профессии инженер-конструктор:
ПЕРСПЕКТИВЫ
Оборудование неуклонно совершенствуется, чтобы быть востребованным нужно постоянно обновлять свои знания и умения. Обязательное условие для успешной карьеры – самообразование.
Без магистратуры, в начале своей карьеры, специалист может работать техником, обслуживающим комплексы и конкретные машины, наладчиком оборудования, помощником инженера.
Среди профессий, по которым могут работать выпускники, есть несколько настоящих «хитов» рынка труда. Например, высоко востребованы машинисты подъемного оборудования (заработная плата от 40-45 тысяч рублей), специалисты по наладке и эксплуатации современных строительных установок (от 30 тысяч в месяц), опытные автомобильные мастера (от 35 тысяч рублей). Дополнительное преимущество – владение специфическими технологиями. Например, на вес золота механики, разбирающиеся в современных автоматических электронных системах в автомобилестроении.
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА:
Более подробно ознакомиться с профилем подготовки можно → здесь
Наземные транспортно-технологические средства (23.05.01, специалитет) в Москве: карьера, зарплаты выпусников, перспективы
мин. проходной балл
средняя цена обучения (год)
Зарплаты выпускников после окончания специальности Наземные транспортно-технологические средства в Москве
Средняя зарплата выпускников специальности Наземные транспортно-технологические средства в Москве: 47881 рублей/месяц.
Средняя зарплата выпускников специальности Наземные транспортно-технологические средства в России: 32819 рублей/месяц.
Кем работать
Существует более тридцати наименований профессий, подходящих для успешно окончивших программу обучения специалистов. Вот некоторые из них:
Перспективы
После обучения по программе специалитета выпускники приобретают профессии, востребованные в автомобилестроении и сервисе. Знание нормативно-технической документации, средств и методов стандартизации машинных систем и оборудования открывает возможности работы в области контроля качества производимой продукции.
Для выбравших теоретическое направление полезным навыком будет умение проводить аналитическую исследовательскую работу по совершенствованию существующих и разработке новых технологий производства транспортной техники и систем на их базе.
Как прикладные, так и научные специальности имеют большое значение в промышленности, хозяйственной отрасли и эксплуатации наземного транспорта, поэтому специалисты этого профиля не имеют проблем с трудоустройством.
Карьера по специальности Наземные транспортно-технологические средства — вузы Москвы
Очень важно понимать, что ваша карьера во многом зависит от вас. Итоговый результат зависит от того, как вы сможете применить свои знания. Если вы хотите посмотреть карьеры по другим специальностям, то перейдите в каталог специальностей Москвы или посмотрите полный список профилей в вузах Москвы, а также загляните в каталог профессий.
Кафедра «Наземные транспортно-технологические средства»
В 1924 году профессором (впоследствии – академиком АН СССР) В.Н. Образцовым образована кафедра «Механизация погрузочно-разгрузочных работ». Первым её руководителем был д.т.н., профессор отделения инженерных сооружений Инженерно-строительного факультета Дмитрий Васильевич Шумский (1874-1947). Он возглавлял кафедру с 1924 по 1947 годы.
С 1947 по 1956 год кафедрой заведовал д.т.н., профессор Константин Васильевич Алфёров (1899-1960) – крупный учёный в области транспортирующих машин, конструирования путевых и строительных машин. Под его руководством была создана конвейерная линия Каширской ГЭС. Особенно значительный вклад внесен им в теорию и практику бункеров, затворов, питателей, его методиками пользуются инженерные и научные работники.
В.Н. Образов | Д.В. Шумский | К.В. Алфёров |
С 1956 по 1981 год кафедру возглавлял д.т.н, профессор Георгий Петрович Гриневич (1906-1990) – крупный специалист в области механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, организации грузовой работы и складского хозяйства. В 1936 году он организовал в МИИТе специальность «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», создал школу механизаторов. На железнодорожном транспорте проработал 63 года, из них 50 лет в ВУЗах (МИИТ, Военно-транспортная академия). Профессор Г.П. Гриневич подготовил более 80 кандидатов технических наук, в том числе 16 – для МИИТа. Шесть человек по его руководством выполнили и защитили докторские диссертации. Под его руководством и при его непосредственном участии выполнено более 200 научных работ, из них опубликовано в печати свыше 100, учебник для ВУЗов «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ» издан в нашей стране и за рубежом, награжден медалью ВДНХ и дипломом почета ВДНХ. За успешную научную и педагогическую работу профессор Г.П.Гриневич награжден знаком «Почетный железнодорожник».
С 1981 по 2002 год кафедрой руководил профессор И.И. Мачульский, являющийся специалистом в области подъемно-транспортных машин и машин напольного транспорта. В 1984 года на кафедре образована специальность «Роботы и робототехнические системы».
В 2002 году кафедра получила наименование «Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы» и с 2002 по 2017 год ее возглавлял д.т.н., профессор В.Ф. Ковальский, специалист в области строительно-дорожных машин и оборудования. В.Ф.Ковальский внес существенный вклад в разработку и создание лабораторной базы кафедры. Он опубликовал более 60 научных трудом, имеет патенты на изобретения в области путевых машин.
В 2017 г. кафедру возглавил Неклюдов Алексей Николаевич, специалист в области компьютерного моделирования напряженно-деформированного состояния.
С 2019 года кафедра стала называться «Наземные транспортно-технологические средства» (НТТС), что отражает направление научной и педагогической деятельности кафедры. В соответствии с определением наземные транспортно-технологические средства — машины и механизмы, а также высокотехнологичные комплексы, предназначенные для перемещения людей, грузов и выполнения различных задач в таких сферах как строительство, производство, коммунальное хозяйство и других областях деятельности человека, на целостной и непрерывной оболочке Земли.
По итогам 2017 г. кафедре был присвоен статус «лучшая выпускающая кафедра».
Г.П. Гриневич | И.И. Мачульский | В.Ф. Ковальский |
Кафедра НТТС готовит инженеров по специальности:
Кафедра ведет подготовку бакалавров по двум направлениям:
Также кафедра ведет подготовку магистров по следующим направлениям:
В рамках направления 23.04.02 идет обучение по двум магистерским программам:
Основные дисциплины, читаемые кафедрой: «Путевые машины», «Приводы и системы управления путевых машин», «Основы динамики машин», «Гидравлика и гидропневмо- привод», «Электротехника, электроника и электропривод», «Строительные и дорожные машины», «Грузоподъёмные машины и оборудование», «Электрооборудование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Технология производства подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Автомобили и трактора», «Транспортная логистика», «Основы мехатроники и робототехники», «Электронные устройства мехатронных и робототехнических систем», «Микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике», «Программное обеспечение мехатронных и робототехнических систем», «Мехатронные модули в робототехнике», «Компьютерное моделирование динамики механических систем», «Системы автоматического управления робототехническими системами», «Технология автоматизированного машиностроения и приборостроения», «Подъемно-транспортные и складские машины-роботы».
Среди выпускников кафедры много заслуженных научно-технических работников и организаторов управления железнодорожного транспорта: Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР А.М. Драгавцев, лауреаты Государственной премии СССР Н.Н. Гуленко, А.А. Игнатьев, известный в нашей стране и за рубежом ученый в области разработки теоретических и практических основ расчета и проектирования приводов путевых, строительных и подъемно-транспортных машин Ю.П. Майоров, Г.Н. Гринчар.
Более 10 лет на кафедре преподавал профессор Сорокин П.А., специалист по автоматизации. Сорокин П.А. – автор 5 учебных пособий, имеет 25 авторских свидетельств и патентов, за время работы на кафедре подготовил 6 кандидатов технических наук.
Ю.П. Майоров | Г.Н. Гринчар | П.А. Сорокин |
В настоящее время на кафедре работают два доктора технических наук.
Сферой деятельности профессора Гринчара Николая Григорьевича является надежность и диагностирование строительно-дорожных машин и оборудования. Н.Г. Гринчар – потомственный миитовец, имеет государственные награды. Он является автором учебника по надежности гидравлических приводов и более 120 учебных пособий, имеет 4 патента на изобретения.
Областью научных интересов профессора Сладковой Любови Александровны является интенсификация способов разработки грунтов и льда, трибология и криптология. Л.А. Сладкова имеет около 50 патентов, автор 6 монографий и более 400 научных трудов. Ею подготовлено 19 кандидатов технических наук. Награждена медалями «За трудовую доблесть» и Нобеля.
За время обучения в ВУЗе студенты проходят учебную, технологическую и преддипломную практики, которые углубляют, систематизируют и закрепляют теоретические знания. Студенты направляются на практику в ОАО «РЖД», АО «Фирма Твема», ГУП «Московский метрополитен», ПКБ по Инфраструктуре ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ФГБУ «3-й ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации, АО «ЦНИИАГ», АО «Мосинжпроект», ПАО «Михайловский ГОК», ОАО «Ивантеевский Элеватормельмаш» и других.
Темы дипломных проектов выпускников связаны с решением вопросов совершенствования путевых и строительно-дорожных машин, разработкой стендов для их испытаний. В дипломных проектах разрабатываются машины для осуществления передовой технологии погрузки-выгрузки насыпных и штучных грузов, для работ по строительству железных дорог, для ремонта пути. Часть дипломных проектов разрабатывается по заданиям предприятий.
Дипломники кафедры регулярно участвуют и побеждают во Всероссийском смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ в БГТУ им. В.Г.Шухова (г. Белгород).
Выпускники кафедры широко востребованы и работают во многих научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных предприятиях, таких как ПТКБ ЦП ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ФГБУ «3-й ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации, группа компаний «Ремпутьмаш», ПМС, дистанциях пути ОАО «РЖД», ГУП «Московский метрополитен» и транспортных подразделениях промышленных предприятий.
Кафедра проводит научные исследования в следующих областях: «Динамика приводов путевых и строительных машин», «Надежность гидроприводов путевых и строительных машин», «Автоматизация и роботизация погрузочно-разгрузочных и складских работ на железнодорожном транспорте». Преподавателями кафедры получено более 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения, а студенты и аспиранты кафедры регулярно выступают с докладами на научно-технических конференциях ведущих ВУЗов России и стран СНГ.
Кафедра располагает современными, хорошо оснащенными лабораториями: «Эксплуатация путевых и строительно-дорожных машин», «Надежность путевых и строительно-дорожных машин», «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», «Путевые машины-роботы», «САПР и дистанционное обучение», научно-исследовательская лаборатория, а также компьютерными классами с современным программным обеспечением.
Наличие современного компьютеризированного оборудования позволяет успешно решать самые сложные задачи в области совершенствования путевых, строительных и грузоподъемных машин, как учебные, так и научные.
Кафедра регулярно участвует в научно-промышленных и технических выставках, проходящих в Москве, Калуге, Санкт-Петербурге и других городах России.
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»
Новости
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
Зарегистрировано в Минюсте России 24 марта 2015 г. N 36535
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 марта 2015 г. N 162
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 23.03.02
НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата).
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. N 546 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190100 Наземные транспортно-технологические комплексы (квалификация (степень) «бакалавр»)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2009 г., регистрационный N 15734);
пункт 33 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 1657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный N 20902);
пункт 118 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).
Исполняющий обязанности Министра
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 6 марта 2015 г. N 162
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
23.03.02 НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном используются следующие сокращения:
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает транспортное, строительное, сельскохозяйственное и специальное машиностроение, а также эксплуатацию техники.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
автомобили, тракторы, мотоциклы, автомобильные и тракторные прицепы;
наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками;
многоцелевые гусеничные машины;
многоцелевые колесные машины;
транспортные комплексы ракетной техники;
средства аэродромно-технического обеспечения полетов авиации;
подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование;
сельскохозяйственные машины и оборудование;
машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды;
горно-транспортные машины и оборудование;
системы трубопроводного транспорта;
машины и оборудование для городского хозяйства; машины и оборудование для садово-паркового и ландшафтного строительства;
машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров;
нормативно-техническая документация; системы стандартизации;
методы и средства испытаний и контроля качества изделий.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
участие в составе коллектива исполнителей в выполнении теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе;
осуществление информационного поиска по отдельным агрегатам и системам объектов исследования;
участие в составе коллектива исполнителей в техническом обеспечении исследований и реализации их результатов;
участие в составе коллектива исполнителей в планировании проектных и конструкторско-технологических работ;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторско-технической документации новых или модернизируемых образцов наземных транспортно-технологических машин и комплексов;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке технических условий на проектирование и технических описаний наземных транспортно-технологических машин;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке методов и средств испытаний и контроля качества изделий;
участие в составе коллектива исполнителей в проведении испытаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования;
участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении поверки основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке технической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования;
участие в составе коллектива исполнителей в организации работы производственных коллективов;
участие в составе коллектива исполнителей в техническом оснащении и организации рабочих мест;
участие в составе коллектива исполнителей в организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования;
участие в подготовке исходных данных для составления планов, программ, графиков работ, смет, заказов, заявок, инструкций и другой технической документации;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке организационных мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
участие в составе коллектива исполнителей в организации производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования;
участие в разработке планов, программ, графиков работ, смет, заказов, заявок, инструкций и другой технической документации;
участие в составе коллектива исполнителей в разработке организационных мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки (ОПК-1);
способностью применять современные методы исследования, оценивать и представлять результаты выполненной работы (ОПК-2);
способностью использовать иностранный язык в профессиональной сфере (ОПК-3);
способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4);
владением культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-5);
готовностью применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-6);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в выполнении теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе (ПК-1);
способностью осуществлять информационный поиск по отдельным агрегатам и системам объектов исследования (ПК-2);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в техническом обеспечении исследований и реализации их результатов (ПК-3);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке конструкторско-технической документации новых или модернизируемых образцов наземных транспортно-технологических машин и комплексов (ПК-4);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке проектов технических условий, стандартов и технических описаний наземных транспортно-технологических машин (ПК-5);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке программ и методик испытаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-6);
способностью участвовать в разработке методов поверки основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин (ПК-7);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке технологической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-8);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в проведении испытаний наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-9);
способностью участвовать в осуществлении поверки основных средств измерений при производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин (ПК-10);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке документации для технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-11);
способностью участвовать в подготовке исходных данных для составления планов, программ, проектов, смет, заявок инструкций и другой технической документации (ПК-12);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке организационных мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ПК-13);
способностью в составе коллектива исполнителей участвовать в организации производства и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и их технологического оборудования (ПК-14).
5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.
5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
Структура программы бакалавриата
Структура программы бакалавриата
Объем программы бакалавриата в з.е.
программа академического бакалавриата
программа прикладного бакалавриата
Государственная итоговая аттестация
Объем программы бакалавриата
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способы проведения учебной практики:
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика),
Способы проведения производственной практики:
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.10. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927).
7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 60 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 50 процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).