найдите описание кладбища в чем его необычность

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Подготовила: Сябрюк Надежда Алексеевна

Познакомить учащихся с произведением Пушкина «Станционный смотритель».

активизировать самостоятельную работу учеников над произведениями Пушкина,

показать роль автора и рассказчика в повести «Станционный смотритель»,

показать значение биб лейского контекста,

дать понятие об образе «маленького челове ка» в русской Литературе,

рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы, поставленные в повести;

развивать умение определять роль детали в художествен ном тексте, совершенствовать навыки монологической речи.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Оборудование урока: иллюстрации к «Повестям Белкина», реп родукции лубочных картинок, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Дополнительная литература: статья В.И. Коровина о «Стан ционном смотрителе» // А.С. Пушкин. Школьный энциклопеди ческий словарь. М., 1999.

Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино. В те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов. Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.

Однако постепенно настроение Пушкина меняется: пришло «прелестное», по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень, которую поэт обожал. Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: «Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь».

Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14 карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.

Пушкин писал Н.Н.Гончаровой: «Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь». «Марать бумагу», т.е. сочинять, творить, он начал уже на четвёртый день по приезде:

7 сентября написаны «Бесы», 8-го – «Элегия», 9-го – «Гробовщик», 10-13-го – «Сказка о попе и работнике его Балде». Философская лирика, проза, сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней! Пушкин работа стремительно и вдохновенно.

В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись в Москву, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: «Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий )«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»)… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё… Написал прозою 5 повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»)…» (письмо Плетнёву, 9 декабря 1830 года).

Сообщение темы урока.

Предметом нашего разговора сегодня и будут «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Более подробно остановимся на повести «Станционный смотритель» и образе «маленького» человека в ней.

5. Анализ сборника «Повести Белкина».

Что же говорили читатели и критики о «Повестях Белкина»?

Почему такие разные мнения?

Материал для учителя.

«Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать» («Северная пчела», 1834, №192, 27 августа).

«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).

Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … «того не может быть!» Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких «повестушек». Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть.

Пушкин размышляет о читателе, отношения с которым становились непростыми. Пушкин так перерос читателя, что между ними начинает исчезать взаимопонимание: поэта клонило к суровой прозе, а читатели ждали от него возвышенной романтической поэзии. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.

Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. С 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Цикл предваряет предисло вие «От издателя». Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.», авторство же приписал провинци альному помещику Ивану Петровичу Белкину.

Почему это важно? Какие художественные функции выполняет предисловие? Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то несу ществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И.П. Бел кин как автор?

Проблема автора и рассказчика. Беседа

Кто выступает в роли рассказчика (рассказчиков) в «Повес тяхБедкина»?

( Во-первых, некий Иван Петрович Белкин, затем несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), герои этих историй, наконец, сам Пушкин;)

Что объединяет «особ», упомянутых в качестве рассказчи ков историй: титулярного советника А.Г.Н., подполковни ка И Л.П., приказчика Б.В., девицу К.И.Т.?

Зачем автору нужен такой рассказчик, как И.П. Белкин?

Благодаря голосу провинциального помещика Белкина, пове сти отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная про стота, безыскусность изложения; достоверность. Белкин оказыва ется идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал о разных лиц.)

V . Понятие об образе «маленького человека» в литературе

История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он все гда иронизирует и над героями, и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиг рафе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».

Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали стан ции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станцион ный смотритель.

Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?

Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря. Обратим внимание на эту отсылку к Библии.

Примечание: Используем вопросы учебника.

Повесть называется не «Самсон Вырин», не «Девушка и гусар» или как-то еще, а «Станционный смотритель». Почему?

Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.

«Что такое станционный смотритель?» — спрашивает Пушкин у читателей устами рассказчика в самом начале повести. «Сущий мученик четырнадцатого класса», потому что его чин становится его жизнью, то есть он «ограничен», он мыслит именно как «чиновник четырнадцатого класса». И, конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж наверняка никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: «Чего ж ты боишься?, ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного «ложными друзьями». Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.

На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице — глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из «бодрого мужчины» в «хилого старика». Он не мог простить себе, что отпустил дочь; одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Самсон Вырин именно «диктатор» жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.
Ограниченность Самсона Вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она социально определена условиями его жизни

Почему, описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Каких? Случайно ли это? Как связаны «картинки» с содержанием повести?

Текст евангельской притчи.

Лк. 15.11-32: «Еще сказал : у некоторого человека было | два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следую щую мне часть имения». И отец разделил им имение. По проше ствии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю строну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же там он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуж даться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И рад он был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избы точествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, приду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число на емников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А Отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откорм ленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сьш мой был мертв, и ожил; и пропадал, «нашелся». И начали веселиться. Старший же сьш его был в поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав од ного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец заколол откормленного теленка, потому что при нял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, вый дя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими. А ког да этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, при шел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».

Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин?

Беда сломила его. Потеряв дочь, отец навсегда потерял любовь, смысл жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Бедняк не просто остался бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое до стоинство. А семейное, женское, материнское счастье дочери лишь
усугубляет в глазах читателей горе старика-отца. В конце повести рассказчик специально приезжает к смотрителю. А смотритель к тому времени уже спился и умер: «Старик не снес своего неечастья. »

Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необыч ность ее судьбы?

Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчи вой бедной девушки богатым повесой), с Дуней происходит «чу десное» превращение: Дуня стала богатой и любимой, стала «пре красной барыней. Но произошло, может быть, невольное, преда тельство отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь Самсона Вырина приносит любя щего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним.

«Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономер ным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей». (По В.И. Коровину.)

В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Блудный сын из библейской притчи успел вернуть ся к своему отцу и был прощен им, а Дуня опоздала, прощения отца она не получила.

Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился: и умер?

Самсон Вырин уверен, что дочь ждет неминуемое несчастье, что Минский «подержит и бросит» Дуню. Патриархальные тради ции в подобных историях предусматривали именно такой исход, и сюжет притчи это подтверждает: жизнь без благословения отца не может быть счастливой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.

Какую роль играет пейзаж? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?

Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях»?

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон! »

Кто же виноват в трагедии Вырина?

Один из интереснейших исследователей творчества А. С. Пуш кина М. Герщензон писал, что Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться его дочерью: «Станционного смот рителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совер шенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в «Станционном смотрителе».

Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? По чему?

Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Пушкина.

Прочитать эпизод «Самсон Вырин у Минского». Анализ.

Дополнения к анализу повести «Станционный смотритель»:

На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин.

Вся повесть проникнута сочувствием к этому человеку. Неслучайно начинается она с общего рассуждения о смотрителях вообще.

Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?

Говоря о Вырине, мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия которых в литературе существует понятие «маленький человек», то есть человек, место которого в обществе определено его происхождением и материальным достатком.

Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина.

Сколько ему лет? (около 50).

Когда он родился, в какой семье?

(если события происходят в мае 1816 года, то родился найдите описание кладбища в чем его необычность. Смотреть фото найдите описание кладбища в чем его необычность. Смотреть картинку найдите описание кладбища в чем его необычность. Картинка про найдите описание кладбища в чем его необычность. Фото найдите описание кладбища в чем его необычностьв 1766 году, скорее всего, в крестьянской семье).

Что вы знаете об отношении Суворова к своим подчиненным? (Развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности.

Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку.)

Найти доказательство этому в тексте.

(Прибыв в Петербург, на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца).

У Самсона Вырина все не совсем так, как у других станционных смотрителей. Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалование. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.

На что обращает автор внимание в доме Выриных? (цветы, кровать с цветной занавеской, картинки).

Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца?

Почему Самсон Вырин после добровольного побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что жизнь Дуни сложится трагически?

Как изменился Вырин через 4 года? Что состарило его? За что он корил себя до самой смерти?

(Состарило одиночество. Сам отдал дочь в руки Минского)

Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя «маленьким».

Зачитайте монолог Вырина.

Что может сделать человека «маленьким»? (Это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели).

— Станционный смотритель, «маленький» человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд «униженных и оскорблённых» героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Источник

Найдите описание кладбища в чем его необычность

Болховская Наталья Станиславовна

Вид урока: комбинированный

Тип урока: анализ литературного произведения

Цель урока:

· формирование личностных УУД средствами технологии критического мышления через чтение и письмо;

· создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ;

· формирование навыков работы с текстом.

Задачи урока

Образовательные:

Развивающие:

· развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности;

· раскрывать творческий потенциал учащихся;

· формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса;

Воспитательные:

· способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

· воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение;

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование урока:

Иллюстрации к «Повестям Белкина»,

Репродукции лубочных картинок,

Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

I. Вступление. Слово учителя.

Сегодня на урокемыбудем говорить о повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Это одна из повестей из цикла «Повести Белкина».

(Запись в тетради высказывания А.С.Пушкина)

· Вспомните, какую роль отвел себе Пушкин в этом цикле повестей?

· Подумайте, почему авторство Пушкин отдает провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину?

· Какую функцию выполняет И.П.Белкин как автор?

II. Предварительный вывод.

Благодаря голосу провинциального помещика Белкина повести отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц.

III. Формирование представления об образе «маленького человека» в русской литературе.

· Как вы понимаете слово диктатор?

· Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?

· Почему герой у Пушкина носит имя библейского богатыря?

Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Во времена Пушкина мало кто отвечал на подобный вопрос положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

IV. Сообщение учащегося: евангельская притча о блудном сыне.

V. Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

· В начале повести рассказчик упоминает «общеудобное» правило: «чин чина почитай» Что оно значит? Какую роль оно сыграло в сюжете повести?

· Повесть называется не «Самсон Вырин», не «Девушка и гусар», а «Станционный смотритель». Почему?

· Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин?

· Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необычность ее судьбы?

· Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился и умер?

· Какую роль играет пейзаж в повести? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?

· Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях»?

VI. Стадия размышления.

Кто же виноват в трагедии Вырина? (Обсуждение)

Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? Почему?

VII. Рефлексия. Письменная работа. Ответьте на вопросы:

· Счастлива ли Дуня? Что оплакивает она на могиле своего отца?

· Почему Самсон Вырин – «маленький человек»?

VIII. Домашнее задание.

Вспомните слова Пушкина о том, что его проза «требует мыслей и мыслей». Напишите, на какие мысли натолкнула вас повесть «Станционный смотритель». О чем вы задумались, прочитав произведение?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *