научите детей тому чему они нас учат
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.
12 уроков любви. Дети учат нас способности жить на
Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.
Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости. Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.
Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых «запирают дверь» в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в «открытое сердце» могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.
Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.
А замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны? Чем старше человек становится, тем больше его ум «опутывают» разнообразные условности и ограничения, а стереотипы «создают» своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.
Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.
Очень верно заметил Г.К.Честертон: «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет». И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не «заблокировали» им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.
Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми!
И если мы, взрослые, способны откликаться этим 12 урокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безу
Крылатые выражения и афоризмы о воспитании детей
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
NN
Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
Джудит Мартин
Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Руссо Ж.-Ж.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Руссо Ж.-Ж.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.
Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
Грамши А.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
Макаренко А. С.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Гераклит
Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.
Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.
Владимир Федорович Одоевский
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.
Родители достаются нам, когда они уже слишком стары, чтобы исправить их дурные привычки.
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей – и теряют к ним уважение.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Ни один ребенок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка.
Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?
Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома.
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение,— тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Фуллер Т.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
Луиза Хей
До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.
Анатоль Бройяр
Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их.
«Пшекруй»
Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа
Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.
Роберт Орбен
От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.
NN
Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.
Роберт Орбен
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
NN
Воспитывать – значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
Маршалл Маклюэн
С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.
Билл Вон
Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
Нэнси Митфорд
Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер
Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах
Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Виктор Гюго
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс
Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания.
Эвгениуш Коркош
Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо.
Борис Замятин
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Евгений Шварц
Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Пифагор
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст
С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем.
«L. & N. Magazin»
Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Неизвестная американка
Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.
NN
Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
Неизвестная американка
Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
Мудрость Древней Индии
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
Воспитание может всё.
Клод Адриан Гельвеций
Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию… Именно оно и создает большие различия между людьми.
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
Ваши дети — это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми.
Джебран Халиль Джебран
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Легче воспитать сильного ребенка, чем изменить мужчину.
Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.
Будущее нации — в руках матерей.
Куда не влекут способности, туда не толкай.
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.
Уильям Эллери Чэннинг
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.
Дети — это завтрашние судьи наши.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
Антон Семенович Макаренко
Ребенок — это грядущее.
Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
Антон Семенович Макаренко
Не отнимайте у человека время, рассказывая о том, какие у вас умные дети, ведь ему хочется рассказать вам о том, какие умные дети у него самого.
Мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей.
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
Основные принципы воспитания
Лантратова Елена Александровна
моб.тел. +380991873162
e-mail: donmine@rambler.ru
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.
Недавно мне попало в руки стихотворение Дороти Лоу Нотл «Дети учатся тому, чему их учат». Я была поражена, насколько емкими были слова:
Если дети живут с критикой, они учатся осуждать.
Если дети живут с враждебностью, они учатся драться.
Если дети живут со страхом, они учатся бояться.
Если дети живут в жалости, они учатся жалеть себя.
Если дети живут с насмешками, они учатся быть робкими.
Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.
Если дети живут со стыдом, они учатся чувствовать себя виноватыми.
Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.
Если дети живут в терпимости, они учатся терпению.
Если дети живут с похвалой, они учатся признательности.
Если дети живут с признанием, они учатся любить.
Если дети живут с одобрением, они учатся любить себя.
Если дети живут с пониманием, они учатся целеустремленности.
Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.
Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.
Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.
Если дети живут в доброте и в вежливости, они учатся уважать.
Если дети живут в безопасности, они учатся верить в себя и доверять тем, кто рядом с ними.
Если дети живут в дружелюбии, они учатся понимать, что мир прекрасен.
Если дети живут с критикой, они учатся осуждать.
Если дети живут с враждебностью, они учатся драться.
Если дети живут со страхом, они учатся бояться.
Все мы помним, как в детстве любили рассказывать «страшилки», сидя в темной комнате. Не отменно «страшилка» начиналась : В черном, черном лесу …» или « В черном, черном городе..». Мы испытывали леденящий страх в конце «страшилки», когда рассказчик страшным голосом кричал: «Отдай сердце» или « отдай жизнь». Все дети любят играть с ощущением страха, их захватывают жуткие истории, ведь они прекрасно понимают, что находятся в абсолютной безопасности и всегда можно вернуться в комнату, где горит свет или прижаться к маме.
Жизнь в подлинном страхе – это абсолютно другое, будь-то угроза физического насилия, психологического давления, одиночества, смертельной болезни, соседские хулиганы или злобные одноклассники, монстры под кроватью, бомбежка над головой. Жизнь в реальном страхе день ото дня разрушает уверенность ребенка в себе, крушит оберегающее его окружение, которое необходимо ему, чтобы расти, развиваться и учиться, оставляя его наедине с постоянным чувством опасности, общего беспокойства, которые могут основательно навредить ребенку в общении с людьми.
Для нас – родителей источники страхов могут оказаться тайной за семью печатями. Дети могут быть напуганы такими вещами, на которые родители не обратили бы никакого внимания. Это может быть и соседская собака, и ветки дерева, отбрасывающие тени лунной ночью, и немыслимые монстры, живущие под кроватью, которые созданы в воображении ребенка, и задиры одноклассники, и хулиганы и даже наши слова, смысл которых, ребенок неправильно истолковал и т.д.
Неважно, в чем причина, но если наш ребенок боится, ситуация должна быть взята под контроль. Страх отражается в глазах ребенка, и мы должны увидеть этот мир глазами детей, чтобы понять, что их тревожит. Такие выражения как «не будь глупым», «ты уже большой», «ничего страшного здесь нет», «не будь трусишкой» и т.д. только унижают ребенка, загоняя страхи внутрь, где они продолжают расти. Проявите внимание к ребенку, скажите ободряющие слова, обнимите его, защитите, пусть он почувствует вашу родительскую близость, безопасность. Слова понимания и родительская близость дадут ребенку уверенность, в которой он нуждается, и помогут забыть страхи.
К сожалению, мы живем в непростом мире, и родителям приходится переживать за своих детей. Мы стоим перед возникшей дилеммой: как защитить и предостеречь наших детей от опасности, не внося в их души ненужных тревог. Мы требуем от наших детей, чтобы они были осторожны с незнакомыми людьми. Однако при этом, мы не хотим, чтобы дети заранее предполагали, что любой незнакомый человек будет враждебно настроен к ним или навредит им. Мы хотим, чтобы дети были у нас на виду, но при этом, не чувствовали себя беспомощными, если нас не окажется рядом. Воспитывать уверенных в себе детей и в то же время не позволять им сбиться с пути – очень трудная задача. Поэтому родители должны решить для себя, как отвечать на вопросы, и определить степень самостоятельности детей в зависимости от возраста.
Когда моей дочери было десять лет, она решила проявить самостоятельность. Утром она мне заявила, что сегодня в школу идет без меня. Мне было страшно отпускать, я знала, что буду очень волноваться за ее безопасность, но понимала, что должна поощрить ее стремление к независимости. Сначала я не согласилась на эту авантюру и попыталась объяснить ей, что я сильно буду переживать, как она будет одна переходить проезжую часть. Дочь обняла меня и сказала: «Мама не переживай, я буду внимательной». Я справилась с волнением и сказала: «Хорошо, только у меня к тебе просьба, когда придешь в школу, пусть классный руководитель позвонит мне с твоего мобильного телефона. Мне необходимо поговорить с ней». Так я поборола свой страх за ребенка и была решена эта дилемма.
Наши дети учатся бороться со своими страхами, наблюдая, как мы боремся со своими. То, как мы постигаем свои чувства и находим решения в тяжелые моменты жизни, является примером для подражания нашим детям в тех ситуациях, которые могут наступить в их жизни.
Если дети живут в жалости, они учатся жалеть себя.
Если дети живут с насмешками, они учатся быть робкими.
Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.
Зависть – это чудовище с большими глазами. В основе зависти – наше восприятие окружающего мира. Нам может казаться, что у соседа дом лучше, трава зеленее, машина дороже, урожай в саду больше и т.д.
Действительность такова, что всегда будут люди, которые живут богаче нас, но в тоже время, всегда будут те, кто живет скромнее. И мы сами должны принять решение, как воспринимать этот факт. Если мы не удовлетворены, постоянно сравниваем себя с теми, у которых всего больше, и завистливо относимся к тому, что они имеют, скорее всего, и наши дети последуют нашему примеру, живя жизнью, испорченной завистью и разочарованием. Нам нужно укрощать наших монстров с большими глазами, чтобы наши дети могли научиться ценить то, что имеют, и не чувствовать себя несчастными из-за того, что у них чего-либо нет.
Если дети живут со стыдом, они учатся чувствовать себя виноватыми.
Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.
Когда мы одобряем или поощряем ребенка, мы передаем эти чувства из наших сердец в их сердца. Это наша обязанность – поддерживать и помогать детям, когда они только начинают развивать свои способности и веру в собственные силы. Они нуждаются в нашей поддержке, но они также нуждаются в нашей искренней оценке их прогресса в работе над развитием и совершенствованием своих способностей. Они нуждаются в нашей поддержке в своем движении вперед, а также в те моменты, когда что-либо препятствует этому процессу. Они нуждаются в нашем одобрении для расширения границ своего кругозора, в нашей уверенности, что они могут делать что-либо еще лучше, чем они предполагали. В то же время они должны знать, что мы всегда на их стороне, даже когда они потерпели неудачу.
Для того чтобы реализовать все вышеперечисленное, мы должны внимательно относиться к каждой просьбе ребенка и желанию, к его таланту.
Помогать нашим детям, становиться увереннее в себе, не означает поощрять только их поведение. Мы должны также подумать о формирующихся качествах нашего ребенка. Когда мы замечаем, что наш ребенок проявляет щедрость, доброту, отзывчивость, решительность и т. д., то должны показать ему, что замечаем и ценим это.
У моей знакомой разница в возрасте у детей была небольшая. И ее трехлетняя дочь не всегда хорошо относилась к своему маленькому брату. Но когда у нее возникало желание поиграть с братом, приласкать его, то подруга всегда обращала на это внимание и поощряла дочь. Она говорила: «Смотри, какой он счастливый, когда ты играешь с ним». Подруга обратила внимание на заботу дочери о брате, а ее комментарии в дальнейшем помогут ребенку сформировать представления о самом себе, с которыми он войдет в общество, в школу, в коллектив на предприятия. Когда мы создаем поощряющую атмосферу безопасности и заботы, мы даем детям возможность совершенствовать свои моральные качества.
Также мы должны подбадривать наших детей, поддерживать их в реализации намеченных планов.
Пятилетний мальчик строил башню из кубиков. Он придумал интересную структуру башни, которая в тоже время была и очень сложная, поэтому она постоянно падала. Когда башня в очередной раз упала, мальчик расплакался от обиды. К счастью рядом был отец. Он ободрил ребенка: « Ты, молодец, решил построить такую большую башню. Ты, не против, если я тебе помогу?». Во время строительства башни, отец показал сыну несколько приемов увеличения устойчивости башни. Ребенок был доволен. Его усилия были замечены, а при совместной работе с отцом ребенок еще овладел новыми навыками.
Искренняя поддержка наших детей – их мечтаний, усилий и качеств – поможет им, став взрослыми людьми, смотреть на мир уверенным взглядом.
Если дети живут в терпимости, они учатся терпению.
Терпение требует терпимости. Под терпимостью мы понимаем активное принятие происходящего, а не неохотное смирение с ним. Когда мы принимаем событие, которое не можем изменить, повлиять на него, то мы должны найти выход из неприятной ситуации, вместо выражения бессильной злобы и недовольства по поводу произошедшего. Позитивное отношение к происходящему помимо того, что позволяет спокойнее вести себя в трудных ситуациях, также может решающим образом изменить конечный результат.
Представьте такую скверную ситуацию. Перед началом учебного года ребенок ломает ногу. В то время как все дети собрались вместе после летних каникул, нарядные с цветами, ребенку нужно лежать дома на диване в гипсе. На ситуацию повлиять мы не можем, но изменить – это в наших силах. Мы не дадим ребенку валятся на диване и упиваться своим несчастьем. А что же предпринять? Можно предложить организовать дома театральное представление, провести поэтический вечер, мастер – класс по рукоделию или просто организовать чаепитие. Пригласить друзей дочери (сына) после школы, чтобы они приняли участие в вашей задумки и рассказали последние новости. Так мы поможем ребенку управлять сложившейся ситуацией и использовать свои возможности, превратив неприятные дни в одни из самых незабываемых.
Терпеливо ждать – это трудная задача для взрослых людей, не говоря уже о детях. Всем взрослым знакомы такие фразы: «Сколько еще ждать?» или «Мы уже можем идти?», «Ну когда мы уже пойдем?», «Когда наступит это время?» или «Ну уже можно?». А когда они звучат из уст ребенка, и он уже просто «канючит». А ведь это те вопросы, которые демонстрируют нам, как трудно ребенку не только ждать, но и понять основные свойства времени.
Каждый день перед нами предстает множество возможностей для обучения наших детей терпеливому ожиданию.
Вы стоите в очереди с ребенком. Очередь двигается медленно. Ребенку соответственно все это надоедает, он начинает проявлять нетерпение. У Вас есть возможность показать ему, как можно провести это время с пользой. В очереди появляется возможность обсудить его школьные дела или последние события, поиграть в логические игры или обсудить планы на ближайшее время.
Для ребенка трудным является не только «неинтересное ожидание», но для них тяжело ждать и приятные события. Каникулы, день рождения, праздники, особенно Новый год и Рождество – это одни из самых приятных событий в жизни детей, и им часто кажется, что они никогда не наступят. И здесь мы можем помочь научиться проводить время ожидания с удовольствием и пользой.
Изучение календаря поможет им начать понимать, как время выглядит графически, даст им начальные знания относительно продолжительности основных составляющих времени. Можно предложить заполнять собственный календарь, например, наклеивать картинки или кратко писать план на следующий день. Можно предложить детям готовится к праздничному дню: начать изготовление украшений, подготовить стихи или даже написать сценарий будущего праздника и т.д.
Мы должны научить детей сдержано реагировать на раздражающие ситуации. Но конечно это трудно сделать, если мы сами легко расстраиваемся из-за мелких неприятностей и проблем. Поэтому прежде чем учить наших детей быть терпеливыми, нам самим необходимо научиться достойно встречать все эти ежедневные трудности, тем самым демонстрируя хороший пример нашим детям.
Мы зачастую используем слово «терпимость», когда обсуждаем расовые, религиозные или культурные различия. И в семье, и по отношению к соседям наша терпимость или нетерпимость к человеческим различиям проявляется в том, как мы обращаемся с людьми, которые отличаются от нас: независимо от того, общаемся ли мы с ними непосредственно или говорим о них с кем-нибудь. Наши дети замечают даже самые неуловимые жесты, и даже если они не всегда понимают смысл сказанного, они впитывают наши эмоции и мимику.
На нашей планете живут люди разных рас и национальностей, люди с разными физическими недостатками, с разными культурами и вероисповеданием, с разными жизненными укладами. И наша задача научить наших детей спокойно относится к людям со всеми этими различиями, уважать, ценить эти различия, а не относиться с подозрением, а еще хуже с неприятием и ненавистью.
Даже в кругу одной семьи проявляется множество различий. То что нравится одному, может расстроить другого. Воспитание уважительного отношения друг к другу, умение принимать и ценить наши различия, дадут нам возможность научить наших детей и к другим людям относиться с терпимостью.
Если дети живут с похвалой, они учатся признательности.
Если дети живут с признанием, они учатся любить.
Большинство людей согласится с тем, что в жизни нет ничего более важного, чем любить и быть любимым. Если мы любим наших детей всем сердцем и ценим их такими, какие они есть, они «цветут». Потому что любовь – это почва, на которой растут наши дети, это солнечный свет, который определяет направление их роста, это вода, которая их питает.
Недостаточно просто говорить ребенку : « Я тебя люблю». Существует три «П» любви: понимание, привязанность и поощрение. Наши дети должны жить в такой атмосфере, когда они чувствуют уверенность в том, что их не будут «переделывать», а будут любить, несмотря на их недостатки. Если детей любят так, они начинают любить других. Родители должны эту фразу взять за девиз: «ПРИНИМАЙТЕ ДЕТЕЙ, НЕ СТАВЯ ПРИ ЭТОМ УСЛОВИЙ, И ВЫ НАУЧИТЕ ИХ ЛЮБИТЬ». Когда мы принимаем человека, мы признаем его. Именно так мы даем понять нашим детям, что любим их. А любовь всегда нужно дарить безусловно, а не предлагать в качестве вознаграждения за хорошее поведение. Дети, которые живут в понимании и любви, имеют внутренние резервы, необходимые им для достижения целей и общения с окружающими, они смогут не только получать, но и давать любовь и поддерживать теплые отношения.
Если дети живут с одобрением, они учатся любить себя.
Если дети живут с пониманием, они учатся целеустремленности.
Нас настолько занимают наши бесчисленные дела, что мы забываем уделять внимание детям. Мы готовим им обед, отвозим в школу, контролируем то, чем они занимаются в свободное время, но нам не удается остановиться и поговорить с ними по душам.
Если мы будем находить время, чтобы по-настоящему «увидеть» наших детей, послушать, что они говорят, понаблюдать за тем, что они делают, узнать, что они чувствуют, нам станет гораздо легче оценить их стремление и успехи на пути к достижению цели. Это знание поможет нам определить, когда не стоит вмешиваться в их дела, а когда нужно протянуть руку помощи.
Когда мы решаем не подавать нашему ребенку игрушку, а заставляем его доползти, добежать, добраться, перекатываясь до нее, мы начинаем учить его тому, что надо ставить перед собой цели и достигать их. Аплодируя его попытки достать игрушку, мы выражаем свое одобрение его действиям и разделяем его радость, когда он, наконец, держит заветную игрушку в руках.
Для человека любого возраста самый лучший способ начать путь к цели – четко определиться, чего он хочет достичь. А потом разделить свой проект достижения цели на несколько этапов, как говорится само путешествие важно, как и место назначения. Этому мы должны научить наших детей. Проходя все этапы, они увидят, что цель, оказывается, достигнута, когда все пункты выполнены.
Некоторые дети без труда замечают взаимосвязь между усилиями, которые они прилагают, и конечным результатом, как в песенке: «Если долго мучиться, что-нибудь получиться». С раннего возраста эти дети понимают, что чем больше они занимаются, упражняются, тем больше успехов они добиваются в своем деле.
Для других детей эта связь не так очевидна. Для них успех в каком-либо занятии кажется волшебством. Например, взял скрипку и сразу сыграл как виртуоз. Поэтому показывая детям, как в результате повторяющихся действий вырабатываются навыки, мы можем помочь им понять, что для достижения цели необходим упорный труд. Как гласит пословица: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда».
Но при этом, мы не должны забывать подбодрить детей. А это можно сделать в любой ситуации. Моя дочь вместе с подружками научилась плести крокодильчиков из бисера. И они решили продавать их своим одноклассникам. Дети обратились ко мне с вопросом, можно ли им это сделать. Я переговорила с учительницей и та предложила выставить крокодильчиков для продажи на школьной ярмарке. Все крокодильчики были раскуплены. Девчонки были счастливы. Мы с учительницей пошли навстречу детям, так как хотели поддержать предпринимательский дух наших детей, помочь им понять, что ставить перед собой цели – это хорошо.
Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.
Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.
Самой сложной задачей для родителей является научить ребенка быть правдивым. Хотя практически все родители считают, что честность и правдивость – это важные качества, которые необходимо развивать в наших детях, в действительности, наша повседневная жизнь показывает, что мы все в какой-то степени не всегда честны. Независимо от того, каковы наши представления о честности, почти все мы говорим «маленькую невинную ложь», чтобы упростить нашу жизнь, сэкономить время, или не обидеть кого-то. Несомненно, иногда нам очень трудно сказать правду. Если нам взрослым трудно определить, когда сказать правду, а когда лучше скрыть ее или солгать, то представьте как это непросто нашим детям. Они знают, что мы ценим честность и хотим слышать от них правду, но при этом замечают, что наши поступки иногда противоречат нашим словам и что их откровенность нас огорчает.
Вот и возникает вопрос: «Как приучить детей быть честными?» Это очень сложная задача.
Для начала наши дети должны понять, что честность и правдивость – две стороны одной медали.
Честность – это способность видеть и переживать происходящее таким, каким оно есть – без искажений действительности, принятия желаемого за действительное, игнорирования или отрицания.
Правдивость – это способность точно и понятно излагать то, что мы видим и ощущаем.
Также дети должны понять разницу между ложью и недоразумением.
Ложь – умышленный обман, и как раз обман, а не просто ошибочное изложение какого-то факта.
Прежде всего, мы должны научить наших детей признавать правду, даже когда они знают, что, возможно, будут наказаны. Для этого мы должны сосредоточить внимание на том, что произошло, а не на том, чья вина. Тогда дети не будут сваливать вину друг на друга или на других, а расскажут правду о том, что произошло с ним лично.
Дети учатся честности у родителей. Наши поступки и слова являются примером того, что означает быть честным. Дети видят, как мы ведем себя в бесчисленных жизненных ситуациях, и, пока они маленькие, они считают, что наши действия – образец поведения.
Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.
Если дети живут в доброте и в вежливости, они учатся уважать.
Если дети живут в безопасности, они учатся верить в себя и доверять тем, кто рядом с ними.
Сначала наши дети доверяют только нам. Они уверены в том, что мы сделаем то, что пообещали сделать, а если мы не можем сделать, то обязательно скажем им об этом. Но так легко потерять доверие ребенка, если мы будем легкомысленно относиться к выполнению своих обещаний.
Например, если мы каждый день обещаем ребенку, что вовремя заберем его с садика, школы, но при этом постоянно опаздываем или вовсе забываем его забрать. Многие родители могут сказать: « Ну и что тут такого. Много дел, работа. Замотался. Ну, опоздал, не забрал. С кем не бывает». И мы совсем не задумываемся о том, что у ребенка складывается мнение, что нам нельзя доверять, что он нам не нужен.
Понаблюдайте за детьми, которым приходиться ждать, которых забирают в последнюю очередь. У этих детей грустное выражение лица. Они пытаются скрыть свое разочарование и беспокойство, но у них это очень плохо получается. И с каким облегчением они вздыхают, когда горе-родитель появляется на горизонте.
Но не только нам должны верить наши дети. Мы не сможем оберегать их всю жизнь. Им также необходима вера в себя, в свои силы, в свои убеждения. Поэтому нам необходимо помочь своему ребенку обрести веру в себя, а это научит его доверять другим, разбираться в людях, отстаивать свои права.
Когда маленький ребенок говорит: «Я сам!», мы понимаем, что он начинает воспитывать уверенность в себе. И наша задача – дать ему возможность проверить свои умения и способности, поддерживать его, когда он учится, постигает что-то новое и путешествует в неизведанное, поощрять, руководить и помогать.
Если дети живут в дружелюбии, они учатся понимать, что мир прекрасен.