национальный экзамен в рб что это
7 важных фактов о национальном государственном экзамене, который вводится с 2023 года
Директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк в ходе заседания секции «Развитие системы непрерывной подготовки кадров в условиях цифровизации общества» в рамках Республиканского педагогического совета поделился некоторыми подробностями о Национальном государственном экзамене (НГЭ), который будут сдавать выпускники с 2023 года.
НГЭ будет проводиться раньше ЦТ
Предполагается, что НГЭ выпускники будут сдавать не летом, как сейчас школьные экзамены и ЦТ, а в апреле. Единые даты экзаменов будут ставить на выходные дни. По словам Юрия Миксюка, обычно к апрелю школьники осваивают всю школьную программу, поэтому смогут справиться с выпускным экзаменом.
Организация экзамена будет та же, что и на ЦТ
Общие принципы проведения, рассадка, обеспечение информационной безопасности на всех этапах, контроль и так далее будут идентичны тем, которые используются сейчас при организации централизованного тестирования.
Нельзя будет выбрать пункт сдачи обязательных экзаменов
Выпускники будут сдавать обязательные выпускные экзамены в пункте тестирования по месту жительства. Каждый район и его школы, в том числе районы Минска и областных центров, приказом Министерства образования будут закреплены за определённым пунктом проведения экзамена. Зарегистрироваться на экзамен нужно будет в указанном пункте.
Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов НГЭ
Как и отметки по школьным экзаменам, баллы НГЭ будут учитываться при выставлении итоговой отметки. Без результатов испытаний выпускник не сможет получить аттестат.
Результаты НГЭ можно будет использовать для поступления в вуз
Результат тестирования будет засчитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Также можно будет выбрать дополнительные профильные ЦТ для поступления в вузы. Для творческих, спортивных, сельскохозяйственных экзаменов сохраняются внутренние экзамены. А ещё для поступления на заочную сокращённую форму нужно будет сдать два испытания по профессии.
Экзамен будет проходить в форме ЦТ
Национальные государственные экзамены по языкам и математике будут проводиться в форме ЦТ. По мнению Министерства образования, эта форма оправдала себя и позволяет непредвзято оценивать знания абитуриентов. И абитуриентам будет легче готовиться к поступлению, так как форма испытаний остаётся прежней и не нужно придумывать новые подходы к обучению.
Выпускники прошлых лет также смогут сдать ЦТ по 4 предметам
Выпускники прошлых лет, выпускники учреждений среднего специального или профессионально-технического образования либо те, кто по уважительной причине не смогли принять участие в национальном экзамене, смогут регистрироваться на ЦТ в обычном порядке для прохождения всех испытаний (не более четырех).
Адукар и дальше будет держать тебя в курсе всех нюансов новой системы выпускных и вступительных экзаменов.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
В Минобразования рассказали о централизованном экзамене и других новшествах при поступлении в вузы
Абитуриентам изменят правила
Новый вид испытаний
Начиная с апреля 2023 года для выпускников 11-х классов учреждений общего среднего образования предлагается введение итогового испытания в виде совмещения выпускного экзамена и централизованного тестирования по одному из государственных языков и математике. Выпускной экзамен по истории Беларуси предусматривается перенести из 11-го класса в 9-й и проводить его, как и ранее, в устной форме.
— Новую форму итоговой аттестации учащихся планируется назвать централизованным экзаменом, — сообщили в Минобразования. — ЦЭ предполагается организовать примерно в 100 экзаменационных пунктах, расположенных на базе учреждений высшего и среднего специального образования, имеющих соответствующий опыт организации ЦТ, а также в ряде учреждений общего среднего образования. За каждым из них закрепится один или несколько административных районов и будет организован подвоз учащихся от школы до пункта ЦЭ.
Общие принципы проведения нового экзамена идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ. По итогам ЦЭ в аттестат об общем среднем образовании будет выставлено среднее арифметическое годовой отметки и результата ЦЭ и выдан сертификат для участия в конкурсе при поступлении в вузы, который будет отличаться от сертификата централизованного тестирования.
Сроки регистрации на ЦТ
Обновленные правила предполагают установление новых сроков регистрации абитуриентов для участия в ЦТ — с 10 мая по 1 июня (для сравнения: в 2021 году регистрация проводилась со 2 мая по 1 июня). Перечень пунктов регистрации будет определять Министерство образования.
Предложение о сокращении срока регистрации на централизованное тестирование до трех недель ректоры белорусских вузов вносили еще в 2017-м. Один из аргументов — обилие государственных праздников и переносов рабочих дней в первой декаде мая.
Планируется скорректировать этапы приемной кампании на уровень высшего образования: сначала проводится зачисление на условиях целевой подготовки, затем ЦТ, после чего прием документов и зачисление на общих основаниях на бюджетную и платную формы получения образования.
ЦТ остается
Централизованное тестирование для абитуриентов никуда не денется. Для поступающих в вузы будут предусмотрены следующие испытания:
♦ по белорусскому или русскому языку (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ;
♦ по двум учебным предметам (профильные испытания) в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью, направлением специальности) в форме ЦЭ или ЦТ;
♦ вступительные испытания в самих вузах, если таковые предполагаются.
— Централизованное тестирование сохраняется как основная форма проведения вступительных испытаний в вузы, — прокомментировали в министерстве. — Оно доказало свою эффективность, положительно оценивается обществом, характеризуется отсутствием коррупционных рисков.
Абитуриенты, получившие общее среднее образование в год поступления, смогут принять участие в ЦТ по трем учебным предметам, что позволит им расширить потенциальный выбор специальностей. Для создания равных условий выпускникам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, а также выпускникам учреждений общего среднего образования прошлых лет будет сохранено право принимать участие в ЦТ по четырем учебным предметам (сертификат будет действителен два года).
Фото БЕЛТА
Шкала знаний
Абитуриентов, представивших сертификаты ЦЭ или ЦТ с неудовлетворительной отметкой хотя бы по одному учебному предмету, к участию в конкурсе на очную и заочную формы не допустят.
Льготы абитуриентам
Кроме того, предполагается принимать выпускников Национального детского технопарка в вузы по результатам собеседования в качестве целевиков на ряд специальностей профилей образования «техника и технологии» и «естественные науки» (при наличии рекомендации наблюдательного совета детского технопарка).
Целевикам — повышенное внимание
Предлагается уже с 2022-го увеличить квоты для лиц, желающих получить высшее образование на условиях целевой подготовки:
♦ на сельскохозяйственных специальностях — с 60 до 70 процентов от контрольных цифр приема;
♦ на медицинских специальностях — с 50 до 80 процентов;
♦ по всем другим специальностям — с 40 до 60 процентов.
В Минобразования считают, что расширение целевого набора позволит не только более эффективно решать кадровые задачи:
— Это будет создавать конкурсную ситуацию по целевым местам, повышать ответственность местных органов власти и госуправления, которые выдают целевые направления, — заявил глава ведомства Игорь Карпенко в сентябре на встрече с педагогической общественностью Ленинского района столицы.
К слову, в Кодексе об образовании существенно расширены возможности целевой подготовки специалистов как формы государственного заказа. Если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч), то сейчас такой договор может заключить организация — заказчик кадров, находящаяся в любой точке страны.
— Отбор абитуриентов на целевую подготовку с 2023 года будет проводиться только по результатам внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, обществоведение, иностранный язык и др.) с учетом среднего балла аттестата, — отметили в Минобразования. — Данное испытание будет проходить до ЦТ. Исключение сделано только для медицинских специальностей (по согласованию с Министерством здравоохранения). Прием на указанные специальности на целевую подготовку будет осуществляться аналогично действующему порядку (на основании сертификатов ЦТ и ЦЭ).
Игорь Карпенко, министр образования Беларуси:
— Долго спорили: будем вводить это (совмещенный с централизованным тестированием единый экзамен в школах. — Прим. ред.) с 2022 года или 2023-го. И пришли к выводу, что все-таки с 2023 года введем, чтобы дать год как адаптационный период для тех школьников, которые уже смогут по новой системе сдавать экзамены в школе и использовать их результаты для поступления в вузы.
(По итогам совещания у Президента по законодательному совершенствованию системы образования 12 октября 2021 года.)
Национальные экзамены после школы планируют ввести в 2023 г. Узнали мнения учителей
Единые национальные экзамены будут введены в белорусских школах в 2023 году. Об этом рассказал министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Единый экзамен изменит подходы к аттестации выпускников школ. Сейчас 11-классники сдают четыре обязательных испытания: изложение по русскому или белорусскому языку на выбор, математику и устно — историю Беларуси и английский. Как правило, после школы ребята стремятся поступить в вузы или ссузы, для чего вынуждены еще раз сдавать экзамены, но теперь уже в форме централизованного тестирования. Так вот, школьные и вступительные испытания хотят объединить. И у такой инициативы есть несколько причин. Во-первых, это облегчит жизнь самим выпускникам, у которых будет меньше обязательных проверок знаний, а значит, и стресса. А во-вторых, единый экзамен — независимое испытание, которое предполагается проводить на базе РИКЗ без участия школьных учителей. Т. е. балл будет максимально объективным. Введение новшества активно обсуждалось на протяжении последних двух лет. И, судя по всему, единым экзаменам быть. Но остается еще ряд вопросов.
Какие школьные экзамены хотят объединить с ЦТ?
Министерство образования предлагает к общественному обсуждению новые правила приема в вузы и ссузы. Документ разместили на сайте ведомства. С ним можно ознакомиться и прислать свои замечания или предложения.
Собственно, это и есть будущий законопроект, который призван урегулировать все нюансы отношений между абитуриентом и вузом или колледжем.
В этом документе прописана новая норма: итоговые испытания после школы по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде национального государственного экзамена (НГЭ). Абитуриенты, поступающие в вузы, будут сдавать три вступительных испытания. Одно обязательно — по русскому или белорусскому языку в форме НГЭ. Два других — в форме НГЭ или ЦТ и вступительного экзамена в учреждении высшего образования. К слову, результаты и того, и другого тестов будут действительны два года. Те, кто получил аттестаты об общем среднем образовании до 1 сентября 2023 года, чтобы поступить в вуз, будут сдавать только централизованное тестирование.
Так какие школьные экзамены хотят объединить с ЦТ? В Министерстве образования уже более-менее определились с этим вопросом: выпускники будут сдавать два обязательных НГЭ — по русскому или белорусскому языку и математике. Остаются дискуссионные вопросы, что делать с иностранным языком и историей Беларуси. Сейчас это два устных испытания. В какой форме их проводить? Мы спросили мнения у столичных учителей.
«Экзамен по истории Беларуси — только в устной форме и только после 9-го класса»
Лично я сдавала историю Беларуси после 9-го класса. Это были традиционные билеты, в каждом — по нескольку вопросов. Отвечаешь их учителю — и свободен. С 2015 года это испытание перенесли в 11-й класс, оставив все ту же билетную форму. Но, как оказалось, большинство столичных педагогов ратуют за то, чтобы экзамен вновь вернули девятиклассникам. И вот почему.
Владимир Козловский, учитель гимназии № 1 им. Ф. Скорины, руководитель городской команды школьников по подготовке к республиканской олимпиаде по истории:
— Однозначно, надо оставлять устную форму экзамена. Сегодня в школе у детей достаточно письменных предметов, они постоянно решают тесты. А история способствует развитию речи, говорению. Кроме того, можно увидеть и как ребенок с картой работает, и с историческими документами. Также считаю, что этот экзамен следует оставить в 9-м классе. Ведь потом старшеклассники уже в большинстве своем сориентированы на определенный профиль, знают, кому надо сдавать в вуз физику, химию или другой предмет. И целенаправленно готовятся, посещают факультативы, курсы. И на этом жизненном этапе у них и без того серьезная нагрузка. А ведь еще приходится готовиться к экзамену по истории. А это чуть ли не 75 вопросов!
Валентина Капанёва, педагог гимназии № 15, руководитель методического объединения учителей истории и обществоведения Советского района.
— Историю Беларуси необходимо сдавать после завершения обучения на второй ступени общего среднего образования. И такой опыт уже был в белорусских школах. У меня есть возможность сравнить. Работала, когда ребята держали экзамен после 9-го класса. Большая разница с тем, что сейчас! И прежде всего — в отношении к самому предмету.
Для девятиклассников вполне логично и нормально было готовиться к билетам, они завершали учебный курс, приходили на дополнительные занятия. И в целом были положительно настроены на предмет. Но после экзамен по историю Беларуси перенесли в 11-й класс. И сегодня для выпускников это дополнительная нагрузка. Они ведь мотивированы на поступление. Поэтому, можно сказать, готовятся к этому экзамену по остаточному принципу. Очень устают. А ведь объем немаленький: необходимо знать программу 6–9-го классов — с доисторической эпохи до современности.
Елена Макеенкова, педагог гимназии № 56, руководитель учебно-методического объединения учителей истории Октябрьского района:
— С коллегами много говорим на эту тему, и однозначного мнения нет. Вопрос действительно дискуссионный. С одной стороны, экзамен после 9-го класса вполне логичен: дети полностью завершают курс истории Беларуси. С другой стороны, в 10–11-х классах — углубленное повторение предмета. Кроме того, есть ребята, которые, поступая в гуманитарные вузы, сдают его как ЦТ. Ну и ко всему прочему, на первых курсах университета студентам преподают историю Беларуси, после чего — экзамен или зачет. По сути, этот предмет учащимся необходим. И если они его выдержат после 9-го класса, не утратят ли интерес потом? Ведь и учебная программа, и время, в которое мы живем, требуют серьезного подхода к этой дисциплине. В современном мире любое государство уделяет большое значение своей национальной, исторической идентичности. Что касается формы испытания: история — гуманитарный предмет. И я, как учитель, больше склоняюсь к устному экзамену, нежели тестированию. Здесь важны не только знания дат, исторических фактов, но и умение оперировать ими, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственную цепочку. На нашем уроке дети говорят! У современных школьников сложности в работе с информацией, они не умеют находить главное в учебнике и выстраивать логическую связь. Бывает, задаешь им вопрос на рассуждение, а они отвечают, что этого не написано в книге. Если экзамен будет устным, то мы будем этому учить на уроках детей, а не натаскивать на тесты.
«Когда есть знания, не важно, в какой форме ты сдаешь экзамен»
Испытание по иностранному языку стало обязательным для выпускников школ в 2015 году. Тогда его ввели вместо экзамена по выбору учащегося. С тех пор сдается в устной форме. А как лучше? Спросили у учителей.
Светлана Седюкевич, учитель-методист гимназии № 7:
— В перспективе, конечно, имеет смысл объединить выпускной и вступительный экзамены по иностранному языку, но только не сейчас. Скажем, ЦТ по английскому языку считается одним из самым сложных. Поэтому к такой форме сдачи экзамена следует целенаправленно готовиться на протяжении нескольких лет. Также я считаю, что централизованное тестирование на сегодняшний день самая объективная форма проверки знаний, которая за долгие годы подтвердила свою эффективность. Но вообще, когда у ребенка есть знания, не важно, в какой форме проходишь испытание. Говорю это на примере своих ребят. Все успешно сдали и устный выпускной экзамен, и централизованное тестирование. В этом году в нашей гимназии 10 человек сдали ЦТ по английскому языку на 90 и более баллов, несмотря на то что несколько изменились формат теста, система оценивания, количество заданий и пр. Наши учащиеся были мотивированы на изучение языка, и на самом деле когда есть знания, то не важно, в какой форме сдается экзамен.
Людміла Крывальцэвіч, настаўнік замежнай мовы гімназіі № 4:
— Лічу, што неабходна захаваць выпускны экзамен па замежнай мове пасля 11-га класа. Такой пазіцыі прытрымліваюцца і мае калегі. Сёння падрастаючае пакаленне жыве ў глабальным свеце. Яны ўцягнуты ў камунікацыю пасродкам інтэрнету, гутараць праз розныя сацыяльныя сеткі са сваімі аднагодкамі і не толькі, якія пражываюць у розных кутках нашай зямлі. Актуальнасць вывучэння замежнай мовы ўзрастае штодзень. Акрамя таго лічу, вусны іспыт — гэта найлепшая, правераная часам форма выяўлення практычнага авалодання замежнай мовай. Так, настаўнік бачыць, наколькі сфарміраваны ў вучня каштоўнасныя арыентацыі, асобасныя якасці выпускніка, што практычна немагчыма зрабіць ва ўмовах ЦТ. Аднак, з іншага боку, адмовіцца ад тэсціравання таксама немэтазгодна: яно дазваляе аб’ектыўна ацаніць узровень засваення лексіка-граматычнага матэрыялу.
Карпенко: совмещенный с ЦТ единый экзамен в школах появится с 2023 года
Совмещенный с централизованным тестированием единый экзамен в школах планируется ввести с 2023 года. Такое решение принято сегодня по итогам совещания у Президента Беларуси, где обсуждались вопросы новой редакции Кодекса об образовании и правил приема в вузы и ссузы. Об этом рассказал журналистам министр образования Игорь Карпенко, передает БЕЛТА.
«Обсуждали очень долго введение единого экзамена, совмещенного с централизованным тестированием. Прорабатывали все возможные подходы. В целом когда на диалоговых площадках обсуждали эту тему, то нашли нормальное понимание и поддержку со стороны педобщественности, и на Республиканском педсовете эта поддержка высказывалась соответствующим образом. Мы в этом направлении двигаемся, – рассказал министр. – Долго спорили: будем вводить это с 2022 года или с 2023-го? И пришли к выводу, что все-таки с 2023 года введем, чтобы дать год как адаптационный период для тех школьников, которые уже смогут по новой системе сдавать экзамены в школе и использовать их результаты для поступления в вузы».
Вместе с тем, отметил Игорь Карпенко, пока еще не пришли к единому выводу, будут ли дополнительно в школе устные экзамены, о которых велась речь.
«Мы выходим на белорусский или русский язык по выбору и математику – это будут обязательные единые экзамены в виде централизованного тестирования в пунктах ЦТ. С выдачей сертификата и с выставлением среднего балла в аттестат между годовой оценкой и оценкой, полученной на этом тестировании, – заявил министр. – Но возник вопрос, будем ли мы, допустим, проводить (в школе. – Прим. БЕЛТА) устный экзамен по иностранному языку. Возник вопрос, что, может быть, надо оставить историю Беларуси сдавать после 11-го класса. Пока этот вопрос обсуждается. Думаю, в ближайшее время мы расставим точки над «i».
Как изменятся школьные экзамены? В Минобразования рассказали о предполагаемых новациях
Когда и каких ожидать новаций в сфере школьных экзаменов, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Сергей Касперович.
О том, что в Беларуси может быть изменена форма итоговой аттестации школьников после 11-го класса, стали говорить еще год назад. Министр образования Игорь Карпенко тогда пояснял, что рассматриваются различные варианты, в том числе введение единого национального экзамена. Он вполне может выполнять роль выпускного испытания и одновременно вступительного — в вузы. Так ученикам будет психологически легче: сдавать после окончания школы придется что-то одно. Форма такого универсального экзамена обсуждается до сих пор. Скорее всего, он будет похож на ЦТ. Наряду с этим анонсировались и другие изменения, в частности, в правилах приема в вузы. Прежде всего рассматривается вопрос о расширении внутренних испытаний и увеличении роли собеседования с абитуриентами. Все варианты изменений перед внедрением обещали проработать с педагогами, что, собственно, сейчас и происходит.
С. Касперович сразу уточнил, что все возможные изменения, затрагивающие интересы выпускников школ и абитуриентов, предусмотрены не ранее чем через 2–3 года.
— Сегодня доминирующая форма вступительных испытаний в вузы — ЦТ, которое доказало свою состоятельность. Не думаю, что мы уйдем совсем от такого вида оценки знаний. Однако, несмотря на большую профориентационную работу, открытое информационное пространство, наличие психологических тестов, помогающих выбрать будущую профессию, у абитуриентов в отдельных случаях возникают некоторые трудности в самоопределении. ЦТ позволяет проводить отбор, выстраивать рейтинг, но за баллами не всегда видны личность молодого человека, его желания. Корректировки, которые предполагается ввести в правила приема в вузы, позволят на этапе испытаний улучшить профориентационную составляющую. Речь идет о собеседовании или ином внутреннем испытании, в первую очередь устном. И здесь говорим о расширении такой формы, которая будет выступать как дополнение к действующему централизованному тестированию, — сказал он. — Условно говоря, абитуриент в приемную комиссию будет подавать сертификаты ЦТ, а один из экзаменов или собеседование сдавать внутри вуза. Это позволит оценить ряд компетенций будущего абитуриента, которые невозможно определить в ходе тестирования. Например, с моей точки зрения, такой подход необходим при поступлении на специальности, связанные с иностранными языками, менеджментом.
По словам собеседника, одновременно прорабатывается вопрос об оптимизации нагрузки на выпускников школ. Например, в России ЕГЭ является итоговым экзаменом для учеников и одновременно — вступительным в вузы.
— Сейчас мы ведем работу над тем, чтобы подобное совмещение в определенном виде было и у нас. Обсуждаются возможные варианты и схемы с педагогами, специалистами, учеными, широким кругом общественности. Создана межведомственная рабочая группа, которая вплотную занимается данным вопросом. На эту тему состоялось заседание общественно-консультативного совета при Министерстве образования, где в дискуссии участвовали представители как государственных, так и частных учреждений образования, — уточнил С. Касперович.
Один из ранее обсуждаемых вариантов — после 11-го класса дети будут сдавать единый национальный экзамен по двум предметам — русскому/белорусскому языку и математике. И этот вариант Минобразования не сбрасывает со счетов.
— Но два предмета — это не догма. Отрабатываются и другие варианты. Кроме того, речь идет и про то, чтобы максимально приблизить аттестацию выпускников к форме ЦТ. Это поможет более объективно оценивать знания школьников, — сказал С. Касперович.
Так как же могут быть организованы аттестация выпускников и зачисление в вузы в будущем? Например, в приемную комиссию абитуриент будет приносить сертификат ЦТ или документ о сдаче единого национального экзамена. Также он будет обязан пройти внутреннее испытание. Такая схема — один из вариантов, которые сейчас обсуждаются.
Кроме того, есть предложения по корректировке аттестации школьников после 9-го класса, например, предлагается писать не диктант, а изложение.
Справочно
На самом деле сегодня ЦТ — не единственная форма вступительных испытаний в вузы. Так или иначе около 30 % абитуриентов сдают внутренние вузовские экзамены, например, на творческие, отдельные филологические специальности. Собеседование проходят выпускники профессиональных колледжей, когда поступают на сокращенную форму получения высшего образования.