нательный мощевик что это такое
Чем ладанка отличается от мощевика?
Нательные образки, ладанки, мощевики, энколпионы, нательные складни… Подобный перечень можно встретить в каталогах производителей ювелирной продукции церковной тематики. В чем разница между этими изделиями и для чего они предназначены?
Ношение образков – благочестивая традиция, возникшая еще в Византии. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу – тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать – силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.
Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать – духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п.
Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Нередко приходится слышать вопрос о том, что хранить внутри энколпиона или ладанки. Если есть мощевик – то где мощи*? – Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит. Мощи – слишком великая святыня, чтобы носить их с собой. Цепочка может оборваться, мощевик – случайно раскрыться, и святыня будет утеряна и попрана. Главное же – мощам лучше пребывать в храме, где им смогут поклониться многие верующие. Мы же будем носить на груди так называемые вторичные святыни: частицу облачения мощей святого либо ткани, приложенной к мощам, часть пояска, соприкоснувшегося с Поясом Пресвятой Богородицы, цветок или земельку из святого места и т.п., освященный ладан. А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Церковный Ювелир» №37, 2013 г.
Чем ладанка отличается от мощевика?
Ношение образков – благочестивая традиция, возникшая еще в Византии. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, почитая образ, мы обращаемся к первообразу – тому, кто на нем изображен. С благоговением почитаемая, освященная нательная иконка несет в себе Божественную благодать – силу, которой Бог освящает человека и сохраняет его от зла.
Для чего нам нужны материальные носители благодати, будь то икона или просфора, святая вода и т.п., хорошо объяснял известный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Бог есть Дух, благодать – духовна, а человек состоит из души и тела, поэтому ему бывает трудно воспринять благодать непосредственно. Снисходя к немощи человеческой природы, Господь и дал нам возможность прикоснуться к благодати через освященные материальные предметы.
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п. О панагиях и наперсных крестах можно прочесть в предыдущих выпусках журнала «Церковный ювелир», а также на портале www.ortox.ru.
Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Нередко приходится слышать вопрос о том, что хранить внутри энколпиона или ладанки. Если есть мощевик – то где мощи*? – Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит. Мощи – слишком великая святыня, чтобы носить их с собой. Цепочка может оборваться, мощевик – случайно раскрыться, и святыня будет утеряна и попрана. Главное же – мощам лучше пребывать в храме, где им смогут поклониться многие верующие. Мы же будем носить на груди так называемые вторичные святыни: частицу облачения мощей святого либо ткани, приложенной к мощам, часть пояска, соприкоснувшегося с Поясом Пресвятой Богородицы, цветок или земельку из святого места и т.п., освященный ладан. А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
Мощевик – незаменимая в храме вещь
Трудно передать словами ощущения, испытываемые верующими при прикладывании к мощам и другим святыням. Благоговение, от которого порой перехватывает дыхание; восторг, искренняя радость – все эти чувства переполняют сердца христиан.
Посему неудивительно, что православные стремятся максимально украсить всё, что связано со святыми. Это и иконы, и, естественно, мощевики. У этих предметов важнейшая задача – хранить мощи Божиих угодников.
В магазине «Правжизнь» представлены самые разные категории православных товаров. В их числе – изделия от мастерской «Софринская артель». Люди, так или иначе связанные с Православием, знают, насколько высоко качество продукции «Софрино». Опыт, талант, трудолюбие мастеров и использование качественных материалов – всё это стало залогом высочайшего качества произведённых товаров. Не стал исключением и мощевик для частиц мощей. Он изготовлен в форме звезды, поэтому и получил такое название. Изделие украшено золочением.
Мощевик на икону №3 комб.
Мощевик на икону №3 золочение
Мощевик «Крест Мальтийский»
Мощевик займёт достойное место как в крупном, так и небольшом храме. Его дополнительное преимущество – привлекательная цена. Всего за 899 рублей в вашем приходе появится качественное изделие, которое не стыдно расположить даже в центральной части церкви. Уверены, что вы не пожалеете о своём выборе!
Откуда появились нагрудные мощевики, складни и ладанки?
Мощевик князя Сергея
Александровича Романова
19 в.
Панагия. Греция. Крит.;
XVI в.
Отличие мощевиков от складней и ладанок.
Так чем же отличаются эти ювелирные изделия?
Складень же состоит из нескольких образков, либо крестика и образка, которые для компактности складываются вместе в виде книжечки. Внутри находится складная иконка, а на крышечке изображаются надписи и символы. Для ношения святынь он не приспособлен.
Ладанки изначально использовались для ношения на груди ладана, поскольку православные люди верили, что ладан отгоняет темные силы. В ладанке можно носить как кусочек ладана, так и другую маленькую святыню.
Что носить в мощевиках и ладанках сегодня?
Но важно одно: к ношению этих святынь требуется правильное отношение и понимание того, что это не талисманы, они защищают не сами по себе, а только посредством хранимой благодати Божией, как, впрочем, и другие православные украшения.
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
О панагиях и наперсных крестах можно прочесть в предыдущих выпусках журнала «Церковный ювелир», а также на портале www.ortox.ru. Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Действительно, в древности люди нередко носили с собой частицы мощей прославленных Церковью угодников Божиих. В наши дни такая практика почти не встречается, и, думается, возрождать ее не стоит.
А вот частицы просфоры или артоса в ладанке лучше не хранить, так как со временем они могут раскрошиться и выпасть или же заплесневеть.
По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Елена Вишковская
Если в домах известных и знатных благочестивых вельмож имелось особенно много христианских святынь, в том числе и ковчежцы-мощевики, то у рядовых дворян чаще находились кресты-мощевики. Ковчежцы и кресты-мощевики держали в «образной», или в домовой церкви, если таковая имелась в доме. Исполнение заповедей, стремление к духовной чистоте позволяли некоторым из дворян иметь дерзновение носить святыни постоянно с собою: в ладанках, рядом с нательным крестом.
Нательные образки, ладанки, мощевики, энколпионы, нательные складни… Подобный перечень можно встретить в каталогах производителей ювелирной продукции церковной тематики. В чем разница между этими изделиями и для чего они предназначены?
С первых веков христианства верующие носили на груди медальоны, в которых хранились святыни: частицы Креста Господня или мощей мучеников. Чаще всего эти медальоны украшались монограммой имени Христова. Постепенно в обиходе стали появляться нательные кресты и нательные иконки с изображениями Спасителя, Богоматери, святых. Уже в древней Византии были распространены иконы, носимые не только под одеждой, но и поверх нее. Эта традиция пришла и на Русь.
Естественно, настало время, когда функции мощевика и креста или нательной иконы соединились. Появились так называемые энколпионы или панагиары: медальоны в форме креста или небольшого ковчежца, украшенные священными изображениями и носимые на груди. С течением веков они трансформировались в несколько видов личных святынь: панагии, являющиеся частью архиерейского облачения, наперсные кресты священников и игумений, а также носимые мирянами нательные образки, энколпионы, ладанки, мощевики и т.п.
Ношение персональных святынь мирянами сегодня весьма распространено. Формальных правил, кому и какой образок следует носить, не существует.
Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Церковный Ювелир» №37, 2013 г.
Крест-мощевик
Крест-мощевик ничем не отличается от обычного креста, кроме того, что предназначен для хранения частицы святых мощей или других реликвий. Поэтому внутри он полый. Такой крест может быть и нательным, и наперсным, и напрестольным, и любым другим, главное в нем то, что он обладает огромной защитной силой. Содержащиеся в мощевике даже небольшие частицы святых мощей передают ему эту силу и энергию.
Крест-мощевик часто называют еще энколпионом – это название имеет греческое происхождение, ранее так назывался небольшой ковчег, в котором хранились мощи святых. Сегодня такое же название носят и кресты-мощевики.
Мощевики существовали на Руси издавна. Сегодня такие кресты можно увидеть во многих краеведческих и исторических музеях, некоторые из них уже не содержат мощей, другие по-прежнему остаются чудотворными. Мощевик – это необязательно крест, это может быть и ларец, в котором хранятся мощи святого. Такие ларцы можно встретить сегодня в наших православных храмах, построенных в честь конкретного святого и хранящие его мощи. Крест-мощевик тем не менее остается самым лучшим защитным средством для отдельного христианина. Его можно всегда носить с собой, таким образом, сила святого будет поддерживать человека в каждую минуту его жизни. Такие кресты обычно выполняются ювелирами с особой любовью и тщательностью. Они могут быть украшены портретами святых, драгоценными камнями. Обязательно на мощевике изображение Спаса. Внутри мощевика может быть написана специальная молитва. Также на его внутренней стороне непременно размещается дополнительное изображение креста.