настоящий пилот умеет летать на всем что летает
Авиационные афоризмы
Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может
В памяти нет незначительного. Подробности, минутные эпизоды, мало кем подмеченные детали становятся со временем тем драгоценнее, чем они мельче и чем труднее памяти извлечь их из темноты.
Этот закон обратной перспективы подтверждает замечательная книга Марка Лазаревича Галлая «Я думал: это все давно забыто», недавно выпущенная издательством «Машиностроение». Сборник составили непридуманные истории, по разным причинам не вошедшие в предыдущие книги Галлая, летчика Великой Отечественной войны, доктора технических наук, легендарного испытателя, инструктора первого отряда космонавтов. Эти легкие, чудесные заметки выросли из устных рассказов самого автора и вместе складываются в необычно прозрачную, захватывающую повесть эпохи.
Рукопись Марк Лазаревич закончил за три дня до своей смерти, и так выходит, что эти мемуары
еще и прощальный портрет автора, удивительно талантливого и достойного человека, «слишком громоздкого для летчика, совсем негероического для Героя» (из послесловия Михаила Кураева).
Сегодня мы предлагаем вам три рассказа из этой великолепной книжки.
Лучшая часть мужества
Наверное, в каждой профессиональной корпорации – у артистов, врачей, геологов – имеют хождение свои анекдоты, байки, афоризмы. Есть они и в среде авиаторов.
Автор первого запомнившегося мне авиационного афоризма – наш первый инструктор парашютного дела Виноградов, – наверное, и сам не обратил внимания на то, что изрек афоризм. Он просто учил нас тому, как следует вылезать из кабины самолета “У-2” и занимать исходное положение для прыжка: встать в кабине, схватиться руками за стойку центроплана, вынести левую ногу на крыло, правую руку перенести на борт кабины – и так далее.
Виноградов с секундомером в руках наблюдал, как с отвратительными суетливыми движениями, замирая в самых нелепых позах, какие только можно себе представить, мы это проделываем. Он поморщился и спросил:
– Ребята, вы понимаете, что значит быстро вылезти из кабины на крыло и изготовиться к прыжку? Это значит: делать медленные движения без перерывов между ними.
Лучше сформулировать разницу между быстротой и суетливостью вряд ли возможно.
Уже работая в ЦАГИ, я услышал из уст одного из старейших наших летчиков-испытателей, Сергея Александровича Корзинщикова, соображение об универсализме (что означало “любое задание на любой машине”) как обязательной черте профессионального облика испытателя:
– Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что, вообще говоря, летать не может.
Было к чему стремиться!
Чаще всего прибегал к афористичным формулировкам летчик-испытатель Александр Петрович Чернавский, человек большой культуры, прекрасно разбирающийся в литературе. Он, кроме всего прочего, заботился о воспитании своих молодых коллег, причем последнее умел делать ненавязчиво и с юмором.
Однажды я, освоив новую для себя и довольно строгую в пилотировании машину, выразил это внешне эффектным, но далеко не самым умным способом: загнув сразу после отрыва от земли крутой разворот с подъемом. После полета, когда я вернулся в летную комнату, Чернавский встретил меня сообщением:
– Осторожность – лучшая часть мужества.
Эту мысль я по молодости лет оценил не в полной мере. Потребовались время и опыт, чтобы она до меня всерьез дошла. Но в конце концов дошла. Иначе вряд ли получил бы я возможность писать эти заметки.
Иногда Чернавский выдавал и афоризмы явно шуточные, например:
– Лень – не порок, а естественная самозащита организма от переутомления.
Однако, высказав это, Чернавский незамедлительно наткнулся на встречный вопрос слушателей:
– Что ж ты сам, Петрович, этому постулату не следуешь?
Возразить автору афоризма – большому трудяге – было нечем. Но это и не требовалось: высказывание было явно не всерьез.
Гораздо более серьезную тему затронул выдающийся летчик-испытатель Герой Советского Союза Григорий Александрович Седов. Одно время с легкой руки журналистов и телерадиокомментаторов героизм стал всячески превозноситься как главная и едва ли не единственная черта облика летчика-испытателя. Другие свойства характера, знания, осмысленный опыт, умение предвидеть возможный ход событий, сделать “заготовки” на любой их поворот и многое другое, без чего настоящего испытателя нет, оставались за бортом. Упускалось из виду, что работа испытателя – прежде всего умственная. Хуже всего, что подобные концепции начинали находить отклик и у части летной молодежи. И тогда Седов сказал:
– Если летчик, отправляясь в испытательный полет, считает, что идет на подвиг, значит, он к полету просто не готов.
При всей афористичности формы сказанное Седовым – чистая правда. Так оно в действительности и есть – подтверждено многолетним опытом.
Вот такие авиационные афоризмы. Некоторые из многих.
Однако, если вдуматься, только ли авиационные они?
Встреча с суперразведчиком
Один из моих друзей (мне в жизни вообще везло на незаурядных людей), Эрнст Теодорович Кренкель – участник многих вошедших в историю Арктики экспедиций, включая зимовку на первой полярной дрейфующей станции, – был человеком государственного признания, орденами и званиями не обойденным. Но людей к себе он привлекал не этим, а природным умом, нестандартной манерой мышления, органическим демократизмом, прекрасно развитым чувством юмора. Словом, незаурядный был человек, и общаться с ним всегда было интересно. Впрочем, в положении народного любимца он бывал не всегда. Когда началась война, Эрнста, немца по национальности, наши великие интернационалисты сняли с одного из руководящих постов в нашем полярном ведомстве – Севморпути и отправили аж в Красноярск начальником метеостанции со штатом в десять человек. Не помогли ни его всемирная слава, ни все его заслуги. Впрочем, все эти зигзаги судьбы никак на него не повлияли. Как пелось в популярной песне, “каким ты был, таким ты и остался”.
Рассказов “из жизни” у него был запас поистине необозримый. Воспроизведу один из них, имевший впоследствии некоторое отношение ко мне.
“Иду я однажды по Кузнецкому мосту, – рассказывал Кренкель, – вдруг вижу среди встречных чье-то знакомое лицо. Знаешь, как оно бывает: вроде бы знакомое, а кто именно, не помнишь. Он тоже, вижу, в меня всматривается. И когда между нами оставалось несколько шагов, мы оба синхронно заорали:
– Эрнст! Эрнст Кренкель!
– Фишер! Вилли Фишер!
Это действительно был Вильгельм Фишер, слушатель школы радистов, которую мы оба окончили в конце двадцатых годов. Распределили нас кого куда, меня – в полярку, и так наши пути, да вообще пути всех выпускников школы разошлись. И вот такая встреча.
– Ну, ты человек известный, – сказал Фишер. – Читал, читал о тебе.
– А ты что поделываешь? – спросил я.
– Видишь ли, я работаю экспонатом.
– То есть как это экспонатом?
– Ну, считается, что я читаю лекции, провожу занятия с молодыми коллегами, но фактически представляю собой экспонат – наглядное свидетельство того, что можно, занимаясь нашей профессией, дожить благополучно до пенсии.
– Какой это профессией?
– Слушай, тебе что-нибудь имя и фамилия Рудольф Абель говорят?
– Еще бы, знаменитый разведчик!
– Так вот, это – я”.
Когда Кренкель рассказал мне об этой удивительной встрече, я спросил:
– А какое у него все-таки настоящее имя: Вильгельм Фишер или Рудольф Абель?
– Ну, – ответил Эрнст, – свое настоящее имя он, наверное, уже и сам не помнит.
Некоторое время спустя Кренкель пригласил меня зайти к нему домой, в Большой Харитоньевский переулок, посидеть, как он выразился, “в небезынтересной мужской компании”. Компания действительно оказалась небезынтересной: среди нескольких человек был Абель.
Вечер за коньячком и разговорами (даже больше разговорами, чем коньячком) прошел дружно. Один только раз, когда Кренкель, не помню уж в связи с чем, сказал Абелю: “Это было вскоре после того, как ты засыпался”, – тот сдержанно, но решительно поправил: “Я не засыпался. Меня заложили”. И я понял разницу – вроде той, что означает для летчика машина, разбитая по своей вине или в силу непреодолимых внешних обстоятельств.
Самое интересное, что потом, вспоминая этот вечер, я поймал себя на том, что не могу сказать ничего, четко характеризующего Абеля. Он был не молчалив, не особо разговорчив, не подчеркнуто сдержан, не заметно эмоционален, даже внешность его была какая-то средняя. Проведя вечер с Абелем, я, в сущности, не мог ничего интересного рассказать о нем. Наверное, и это входило в набор необходимых разведчику профессиональных качеств.
Да, подарок мне Кренкель преподнес весомый – “небезынтересную мужскую компанию”.
Сергей Анохин и Университет марксизма-ленинизма
Одним из непременных элементов жизни советского человека в течение нескольких десятилетий была так называемая политучеба. Предполагалось, что он должен регулярно повышать свой идейный уровень. На практике это сводилось к пережевыванию одних и тех же “источников” и “Краткого курса истории КПСС”. Определенной отдушиной служила возникшая одно время форма политучебы, именовавшаяся “самостоятельное изучение первоисточников”. Для этого требовалось составить план – перечень литературы, которую самостоятельно занимающийся обязывался изучить в течение очередного учебного года и сдать зачет комиссии парткома. Перечень составляли из материалов либо самых простых (что, однако, не всегда проходило при утверждении индивидуального плана в парткоме), либо, напротив, максимально сложных вроде “Материализма и эмпириокритицизма” (в расчете на то, что в парткоме на таковую тему не найдется экзаменатор).
И вдруг в один прекрасный день наше партийное начальство, убедившись в несовершенстве столь удобного для нас метода “самостоятельного изучения”, ввело новую форму политпросвещения – вечерний Университет марксизма-ленинизма.
Занятия в этом университете сводились к тому, что по вечерам, вдоволь налетавшись, мы усаживались в институтском клубе и в меру своих сил, преодолевая дремоту, слушали очередного, редко мало-мальски интересного лектора. Особой любви, как нетрудно понять, эти занятия у нас не вызывали.
Успешнее всех приспособиться к сложившимся обстоятельствам удалось нашему коллеге, выдающемуся летчику-испытателю Сергею Николаевичу Анохину.
В одном из испытательных полетов он потерпел серьезную аварию, в которой потерял левый глаз. Выздоровев, он продолжал летать. Это само по себе было редкостью: мировая авиационная практика знает считанных по пальцам одной руки одноглазых летчиков. Сергей Анохин и среди них был уникален: не просто летал, а летал как испытатель новых, скоростных, реактивных (новинка того времени) машин. Причем и тут был одним из лучших.
На месте отсутствующего глаза он поначалу носил черную повязку, затем ему выписали из Германии искусственный глаз. Но к повязке он привык и носил попеременно то ее, то этот стеклянный глаз. А иногда – тут мы приближаемся к тому, что послужило поводом для этих заметок, – и то и другое вместе: именно в таком комплексе он приходил на занятия Университета марксизма-ленинизма.
Когда занятие входило в привычное русло и лектор терял необходимую бдительность, Сергей перекидывал повязку на здоровый глаз, подпирал голову и мирно подремывал, уставившись на лектора немигающим стеклянным глазом.
Не знаю, точно ли все было так на самом деле, но слух об этом получил широкое распространение. Как, впрочем, и многие другие легенды об Анохине – он был из того сорта людей, к которым легенды легко пристают. Не случайно ведь жизнь одного человека обрастает легендами, а жизнь большинства других – нет. Наверное, в первом случае, для того чтобы стать объектом легендотворчества, надо сделать немало в действительности – приучить людей к тому, что именно с ним может случиться нечто необыкновенное.
Смешарики
Смешарики — От винта
На данной странице вы можете слушать и скачать песню «От винта» Смешарики, а также найти слова песни, чтобы петь её вместе с друзьями. Голосуйте за песню в нашем хит-параде детских песен.
Поделиться
Текст песни
[Куплет 1]
Кто мечтает быть пилотом
Очень смелый видно тот
Потому что только смелый
Сам полезет в самолёт
Потому что только смелых
Уважает высота
Потому что в самолёте
Всё зависит от винта
От-от-от винта
От-от-от винта
[Куплет 2]
У пилота есть работа
Он летает самолёт
У пилота есть забота
Если вдруг пилот уснёт
Потому когда приятель
Ты надумаешь летать
Не забудь что ты летатель
И не смей в кабине спать
От-от-от винта
От-от-от винта
[Куплет 3]
Сон полезен для здоровья
А здоровье нужно всем
Но когда ты в самолёте
У тебя милльон проблем
Под тобою километры
Над тобою облака
И вздремнуть ты можешь только
До земли летишь пока
От-от-от винта
От-от-от винта
[Аутро]
Потому что в самолёте
Всё зависит от винта
От винта
Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова
Сколько времени и денег нужно, чтобы научиться управлять самолетом, как проходит подготовка перед полетом, что входит в обязанности командира корабля и что будет, если пассажиры не отключат мобильную связь на борту. URA.RU разбирается вместе с пилотом «Уральских авиалиний», Героем России Дамиром Юсуповым.
— Для многих профессия пилота — мечта детства. В какой момент вас «позвало небо»?
— Я родился в Игарке (Красноярский край), с малых лет пропадал на аэродроме — папа с мамой часто брали с собой. С детства мечтал стать вертолетчиком! Отец много лет отлетал на вертолете. Он окончил училище, служил в армии, собирал ступени ракет в Казахстане, потом переучился на гражданского пилота и вместе с мамой уехал по распределению на север, в Игарку. Начинал на Ми-4, потом появился Ми-8 — любимая папина машина. Со временем стал командиром эскадрильи. Мама была фельдшером в аэропорту. Наверное, с этого и началась моя мечта…
— А почему вы стали пилотом только в 32 года?
— В 11-м классе думал, пойду в местное военное вертолетное училище, но медкомиссия в военкомате забраковала по зрению. Может, не выспался или весенний авитаминоз виной, но мне сказали: «Об авиации даже не мечтай!» Переживал сильно. После школы — юридический колледж, служил механиком-водителем танка Т-72 на полигоне в Троцком. Женился, родились два сына, совсем иная жизнь. Заочно окончил юридический факультет Чувашского университета, работал в фонде ипотеки при администрации города, параллельно читал про авиацию… Нашел книгу Василия Ершова «Раздумья ездового пса». Это воспоминания командира Ту-154, где он сравнивал работу экипажа с оркестром. А командир — дирижер… Прочел книгу и опять начал переживать, что зря отрекся от мечты.
В советское время тех, кто старше 23 лет, в летные училища не брали. Я перерос контрольный возраст, попрощался с мыслью о небе. А потом узнал, что ограничения сняты. После развала СССР авиацию, грубо говоря, зарубили, а в нулевые годы гражданский флот начал подниматься, а пилотов-то нет. И вот однажды все совпало: прочел книгу Ершова, сходил на авиашоу в Сызрани, где чудеса в воздухе показывали «Беркуты», «Стрижи», и решил поступать в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. Подумал, если не пройду, хотя бы буду знать, что попробовал.
— Помните, когда впервые сели за штурвал?
— В Бугуруслане. В училище летали на Ан-2. Свой первый полет запомнил на всю жизнь. Даже не верилось, что сам управляю самолетом.
— Управлять самолетом сложно?
— Первостепенная задача, которая ставится перед пилотом на этапе обучения — научиться летать. Если пилот не умеет летать, а хорошо управляется с оборудованием в самолете, то это не пилот. Такому за штурвалом не место. При освоении новой техники трудности могут возникнуть с оборудованием, но никак не в управлении самолетом. И если на этот вопрос будет отвечать настоящий пилот, он ответит: «Управлять самолетом несложно!»
— Как стать пилотом?
— Наличие среднего специального образования достаточно, чтобы летать на самолете, но в большинстве случаев — на воздушных судах малой авиации. Чтобы сесть за штурвал многотонной машины, стать командиром, необходимы более расширенные знания, которые можно получить только в рамках программы высшего образования.
— Где учиться и сколько это стоит?
— Существует два высших авиационных университета — в Санкт-Петербурге и Ульяновске, а также несколько средних учебных заведений в Бугуруслане, Омске, Красноярске, Сасове. На среднее авиационное образование уйдет почти три года, на высшее — пять лет. Если по какой-то причине кандидат не смог поступить на бюджет, обучение в среднем авиационном заведении обойдется не менее чем в 2,5 млн рублей.
— А девушек берут?
— В настоящий момент в летное училище берут юношей и девушек.
— Каковы требования к абитуриентам летных училищ?
— Человек, который собирается связать свою жизнь с авиацией, в школе должен учиться без троек. Авиация является узкоспециализированной отраслью, особое внимание уделяют знанию точных наук и физической подготовке. Чтобы представить себе, какое здоровье должен иметь абитуриент, можно провести аналогию с прохождением медкомиссии в военкомате. Если ни одного диагноза нет, абитуриент проходит медкомиссию без проблем.
— Что делать после получения диплома? Как устроиться в крупную авиакомпанию?
— Мало сказать: «Получение диплома». Курсант должен получить еще свидетельство летного специалиста. На сайтах многих авиакомпаний есть раздел «Вакансии». В данном разделе на сайте «Уральских авиалиний», нужно заполнить электронную анкету, прикрепить необходимые документы. Затем анализ заявки и, если кандидат подходит, его приглашают на собеседование в Екатеринбург или Москву.
Собеседование проходит в три этапа: проверка документов, проверка знаний по профильным предметам, прохождение медкомиссии. «Уральские авиалинии» ни на шаг не отстают от мировых крупных авиаперевозчиков, в том числе в выставлении требований к подготовке летного состава. Если же говорить кратко о входных требованиях, то это:
— наличие профильного образования и свидетельства пилота РФ
— знание английского языка не ниже 4 уровня по шкале ИКАО
— превосходное знание профильных предметов
— несомненно приветствуется опыт
— Как вы попали в «Уральские авиалинии»?
— Диплом получил в 2013 году и направил резюме в разные авиакомпании. Долго не отвечали. Возраст солидный, опыта практически никакого, желающих много. В сентябре все же пригласили на собеседование в «Уральские авиалинии». Прошел обучение в авиакомпании, начал летать. Четыре года в качестве второго пилота, прошел командирский конкурс, сдал зачеты, попрактиковался на тренажерах. После уже выступил в роли командира-стажера. Сидел в левом кресле, а справа — инструктор. Вопрос ведь не только в пилотировании, но и в принятии решений. Надо научиться мыслить по-командирски, отвечать за всех и все.
— За что отвечает командир судна?
— Нет такого пункта, за который бы командир не нес ответственности. Первостепенно это ответственность за безопасность членов экипажа, пассажиров и груза на борту. Также командир отвечает за эксплуатацию воздушного судна. Он соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила тех государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты.
— 15 августа 2019 года всю Россию потрясла новость о посадке самолета при наборе высоты с двумя неисправными двигателями. На борту находились 233 пассажира, все остались живы. Какие есть риски в этой профессии?
— Быть пилотом — опасная профессия. Это надо понимать. Пилот отвечает за жизни людей и право на ошибку у него нет. В авиации всегда желают друг другу, чтобы количество взлетов равнялось числу посадок. Я ни в коем случае не хотел никакого героизма. В первые моменты мысли были только о самолете. Смотришь на лайнер, становится страшно неприятно, что он в поле. И такие серьезные повреждения. Для людей это радость, что все завершилось благополучно, но у меня был стресс.
— Не было ли у вас страха, что вас выставят виноватым в этой ситуации?
— Не скрою, внутри было напряжение, но приехали представители «Уральских авиалиний» и сказали, что все нормально, главное — пассажиры живы. У нас в стране не так много авиационных происшествий, но если они есть, то, как правило, связаны с большим числом жертв. А тут вроде как более-менее благополучно закончилось. Хотя жалко, что самолет пострадал и не получилось вернуться на аэродром. Это не чувство вины, но мне жалко самолет. Он нас, грубо говоря, спас. На нем сработали автоматы защиты.
— Ступени в карьере — куда расти?
— Путь начинается в качестве второго пилота. Затем становятся командирами, пилотами-инструкторами. Если у пилота есть управленческие способности, то есть шанс занять руководящую должность в летном отряде. Развивать эту тему можно до министерства транспорта. Есть и те, кто останавливаются на достигнутом, поскольку их все устраивает — приходят вторыми пилотами, ими же уходят на пенсию.
— Как часто вы летаете? Есть ли деление на внутренние и международные рейсы?
— Рабочий день может начаться и закончиться в любое время суток. Налет в месяц от 70 до 80 часов. Рейсы бывают длинные, средней продолжительности и короткие. Отдел планирования авиакомпании распределяет их равномерно среди летного состава. В среднем получается три-пять выходов на работу в неделю.
Квалификация наших пилотов позволяет выполнять полеты по любым направлениям, в разных климатических зонах — будь то жаркий Дубай или тропический Бангкок, горный Душанбе, суровый северный Норильск или полет в одни из самых загруженных хабов мира — Париж или Франкфурт-на-Майне.
— Какие процедуры проходите перед полетом?
— Рабочий день пилота начинается с прохождения контроля состояния здоровья, знакомства с экипажем, проверки документов, анализа погоды и принятия решения на вылет. Дальше командир проводит предполетный осмотр воздушного судна, проверку технической документации. Второй пилот готовит кабину к полету. По прибытии на борт командир проводит с бортпроводниками брифинг, делает контрольный опрос знаний. Затем в кабине пилотов проводит брифинг со вторым пилотом о предстоящем полете, получает информацию о загрузке судна, а дальше — приветствует пассажиров и начинает полет. Если же рейс международный, то все члены экипажа еще проходят пограничный и паспортный контроль.
— Пассажиров просят выключать телефон во время полета. Пилот поступает также?
— Телефон обязательно выключаю с момента закрытия входных дверей воздушного судна. Включаю только после прибытия. Пассажиров просят следовать этому правилу, поскольку электромагнитное излучение от телефона может повлиять на работу радионавигационного оборудования воздушного судна. Например, пилот в наушниках может услышать лишь тональный треск и не сможет разобрать команды диспетчера. Будет считаться, что связь потеряна, и воздушное судно, согласно процедуре полета без радиосвязи, вернется на аэродром вылета. Неприятная ситуация.
— Взлет и посадка всегда выполняются вручную, а в остальное время — автопилот? Многие думают, что пилоты просто нажимают кнопку и занимаются своими делами…
— Взлет всегда выполняется вручную, посадка — в зависимости от метеоусловий. Если на аэродроме они удовлетворительные, то посадка выполняется вручную, если же присутствует туман, выполняется автоматическая посадка. Весь остальной полет идет под чутким руководством автопилота, а пилот вносит ему команды на исполнение. Компьютер компьютером, но его нужно контролировать. Не зная, как все устроено, невозможно распознать, когда ситуация начинает выходить из-под контроля.
— До какого возраста можно летать?
— Федеральные авиационные правила не ограничивают по возрасту, но есть уйма других ограничений. Мало кто дорабатывает до 65 лет, но пилоты всегда могут найти себе место в авиационной сфере. Многие уходят в учебные центры в качестве преподавателя или инструктора на тренажере.
— Дайте, пожалуйста, напутственный совет будущим летчикам.
— Кто не любит авиацию, в эту профессию не приходит — здесь не бывает случайных людей. Поэтому все просто. Хорошо учиться в школе, заниматься спортом, беречь здоровье. При поступлении в летное училище — быть настойчивым. Если не получилось поступить с первого раза — не сдаваться и повторить попытку позже.
Куда привели мечты
Как выбрать профессию будущего?
Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет
Как стать режиссером и снять кино?
Советы от профессионалов из Екатеринбурга
Как похудеть на 25 кг и больше?
Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья
Как стать звездой Tik-Tok
Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков
Как стать примой-балериной
Советы от японки, которая покорила Екатеринбург
Как стать спасателем МЧС
О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует
Как стать фрилансером и много зарабатывать
Профессии, которые нужно освоить
Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира
Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman
Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым
Даже небольшая зарплата — не проблема
Как стать олимпийским чемпионом
Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина
Как стать благотворителем без денег
Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами
Как сделать мегаполис комфортным и современным
Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города
Как открыть собственную галерею и заработать на этом
Советы от создателей первой в России галереи уличного искусства «Свитер»
Как запустить собственный бренд
Инструкция от тех, кому это удалось без вложений
Как выиграть денежный грант
От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»
Как стать влиятельным чиновником
История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России
Как стать ведущим шоу «Орел и решка»
Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга
Как стать блоггером-миллионником
Популярность без больших вложений от Маши Зум
Как открыть свой ресторан
Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга
Как дешево путешествовать по миру
Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом
Как стать крутым адвокатом
История самого популярного защитника в Екатеринбурге
Покрас Лампас: как стать художником
Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова
Как стать профессиональным гонщиком
Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина
Как заработать миллион рублей на концерте Монатика
Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга
Как стать успешной моделью
Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?
Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»
С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств
7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде
Велотур мечты по Европе доступен почти каждому
Как стать стюардессой
История девушки, которая работает в самолете с 18 лет
Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню
А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки
Как стать продюсером
Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля
Как набрать 100 баллов на ЕГЭ
Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников
Как устроиться на работу в Facebook
Четыре совета от программиста из международной компании
Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция
Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза