население перу и чем они занимаются
Народы, населяющие перу. Их основные занятия
peru/rus/population.htm
Перу – это демократическая республика, состоящая из 25 регионов. География это страны – достаточно разнообразна: начиная с сухих равнин побережья Тихого океана и заканчивая вершинами гор Анд и тропическими лесами бассейна реки Амазонки. Перу – страна развивающаяся. Уровень бедности здесь достигает 36%. Основными отраслями экономики Перу являются сельское хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых, производство текстиля.
Население Перу составляет около 30 миллионов человек. Кроме коренных перуанцев здесь живут еще и коренные индейцы, европейцы, африканцы и азиаты. Самый распространенный язык – испанский, хотя немало людей говорит и на языках индейцев.
Численность населения — 29,9 млн (оценка на июль 2010).
Годовой прирост — 1,2 % (фертильность — 2,3 рождений на женщину).
Средняя продолжительность жизни — 69 лет у мужчин, 73 года у женщин.
Городское население — 71 % (в 2008).
Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) — 0,5 % (оценка 2007).
Этно-расовый состав — индейцы 45 %, метисы 37 %, белые 15 %, японцы 1 %, афроамериканцы, китайцы и прочие 2 %.
Языки: официальные — испанский и кечуа, распространены аймара и другие индейские языки.
Грамотность — 96 % мужчин и 89 % женщин (по переписи 2007 года).
Религии — католики 81,3 %, евангелисты 12,5 %, другие 3,3 %, неопределившиеся и атеисты 2,9 % (по переписи 2007 года). Среди евангельских групп следует отметить сторонников Ассамблей Бога, адвентистов и баптистов.
Народы Перу: культура и традиции
Перу является одной из самых интересных стран мира.
Много лет назад на территории ее жила древняя цивилизация инков.
Государство находится в западной части Южно-Американского континента. Но Перу манит к себе не только множеством памятников, оставленных инками. Страна привлекает и этническим составом населения, его культурой и бытом.
Народы, населяющие Перу
Согласно переписи 2017 года, население государства — немного больше 31 миллиона человек, 52% которого составляют индейцы, проживающие на востоке. Примерно половина населения — метисы, креолы испано-индейские. Индейцы принадлежат четырем племенам, самыми многочисленными из которых являются кечуа, аймары.
Ранее здесь проживали племена инков, главенствующие над другими племенами. Об этом свидетельствует Мачу-Пикчу, сохранившаяся до наших дней.
Культура и традиции инков сохранились до сей поры.
Большинство населения страны — католики. Официальные языки с государстве: испанский, а также кечуа.
Индейцы живут в горных районах, на востоке Перу. Примерно 10% европейцев, считающихся гражданами страны, представляют элиту. Подавляющая же часть жителей представляют разные этнические части.
Культура и быт народов Перу
Перуанцы неприхотливы и простоваты, внешне кажутся суетливыми. Они восхищаются высокими людьми, имеющими светлый цвет кожи, потому как сами они в большинстве полные и небольшие по росту.
Туристов здесь принимают доброжелательно. Они не просят за свою помощь никакого вознаграждения, что нередко бывает в других странах.
Интересен традиционный костюм местных жителей, где основу составляет яркое шерстяное пончо и оригинальный головной убор, не менее яркий, чем пончо. Но большинство горожан ходят в одежде европейского типа, а национальный костюм надевается только по праздничным дням.
До колонизации страны испанскими конкистадорами, искусство Перу развивалось в украшениях, а также гончарных каменных ремесленных изделиях. Испанцы привнесли в культуру перуанцев свои нотки. Они строили свои дома в строгом шахматном порядке. Добавили к местной архитектуре европейские соборы, церкви в стиле ренессанса и барокко. С течением времени эти стили, впитав в себя новое, особенно местное, стали самостоятельным направлением — местизо.
(Древний город Инков)
Живопись напоминала длительное время европейскую, но перуанские художники, добавив местного колорита, создали «Куско», который сконцентрирован на изображении фантастического.
Почти вся музыка здесь народная, а литература многообразна по стилям.
Развито здесь, как уже упоминалось, искусство гончарных изделий. Этот вид искусства ведет свою историю с самых древних времен инкской цивилизации.
Самый распространенный в стране — испанский язык. Но в высокогорных регионах индейцы двуязычны, считая родным кечуа. А в большинстве отелей и туристических организациях работники свободно владеют английским.
Перуанские национальные блюда отличаются вкусом. Морепродукты, печеная морская свинка, lomo saltado (это рубленное мясо) и другие.
Традиции и обычаи народов Перу
Коренные жители строго чтут обычаи, которые остались от инков. Гостям страны они иногда кажутся странными. К примеру, пробежать с чемоданом в руке вокруг жилого за несколько минут до наступления Нового года.
Фольклорные традиции кечуа — визитка Перу. Культура формировалась под постоянным влиянием двух народов индейского и испанского.
В Перу отмечают много разных католических праздников, например, Страстную пятницу (канун Пасхи), Пасху, которая сопровождается массовыми шествиями, службами в костелах и церквях, и другими мероприятиями, связанными с этим днем.
Перуанцы отмечают не только католические праздники, а и те, которые достались им от инков. Например, Инти Райми, праздник летнего солнцестояния и другие.
В празднование Дня Святых принято приходить к могилам родственников, принося цветы, еду. Этот праздник имеет традицию дарить любому ребенку, идущему навстречу, батат или кокос с яркой оберточкой, которые принято называть “ангелами”.
Перуанцы проводят много фестивалей и фиест, которые длятся с октября по апрель. Фиесты посвящают почитанию святых, которые являются покровителями местности.
Не менее популярны в стране коррида, День индейца и многие праздники.
Как живут перуанцы и чему у них можно научиться (а чему не стоит)
К столику на террасе кафе в Священной долине подходит девочка лет семи с козленком на руках. На ней яркий расшитый розовый кардиган, широкая юбка и громоздкая шляпа, напоминающая торшер лампы. Бахрома шляпы колышется в такт движениям девочки. Белый козленок, похожий на живую игрушку, утопает в пестрых шерстяных помпонах. Девочка предлагает посетителям кафе сувениры. Получив отказ, равнодушно пожимает плечами и скрывается в толпе туристов.
В высокогорных деревнях по всей стране живут люди, чей жизненный уклад мало изменился со времен империи инков, которая простиралась на основной части Перу, разве что электричество провели, а дети гоняют футбольные мячи по пыльным дорогам.
В стране по сей день огромное число кечуа — прямых потомков инков, обладателей черных смоляных волос, широких скул и орлиного профиля. Они селились в высокогорных регионах с трудными условиями для жизни, что на долгое время изолировало этот народ Анд от остальных регионов.
Кечуа носят детей и скарб в шерстяных палантинах за спиной, как делали их предки сотни лет назад. В них же приносят товары на продажу в города — те, кто беднее, спускаются продавать жареный маис, мешочек с которым кладут прямо на тротуар, и в ожидании покупателей вяжут, сидя на земле.
Крошечные чолиты, несущие на себе громоздкие тюки, — впечатляющее архаичностью явление. Пришла цивилизация, с мнимыми благами, «Старбаксом» и мессенджерами, а для этих женщин с длинными косами ничего не изменилось. Ни при империи инков, ни при Перуанском королевстве, ни при Республике Перу. Разве что появилась новая ниша для заработка — продажа сувениров и вязаных изделий туристам, или гринго. И позирование в нарядных костюмах с ламой на веревочке. Для многих семей высокогорья это важный источник дохода.
Сильны и суеверные поверья индейцев кечуа. Крыши домов в Священной долине до сих пор украшены статуями с двумя глиняными быками, символизирующими равновесие плохого и хорошего духа, — они оберегают обитателей.
Парадокс, но язык инков признали официальным наравне с испанским только сорок лет назад. Хотя в Перу это второй язык по популярности, на нем разговаривает 18% населения. В Перу 47 языков, включая такие, которыми владеют максимум сорок человек. Такая живучесть тысячелетней культуры, которая застыла на века и вопреки всему, впечатляет.
Время собирать камни, или Ставка на туризм
Говоришь Перу — думаешь про Мачу-Пикчу. Цитадель инков, до которой так и не дотянулись решительно настроенные конкистадоры, сегодня штурмуют не менее решительные туристы. Инки покинули это место задолго до прихода в Перу завоевателя Франсиско Писсаро. Мачу-Пикчу мирно осыпался и зарастал лианами пятьсот лет, пока туда не ступила нога англичанина Хайрама Бингема в 1911 году. Он увидел груды каменных блоков, о чем написал в книгах.
Перуанцы смекнули, что пришло время собирать камни в буквальном смысле. Они восстановили крепость и привели ее в сегодняшний инстаграмный вид. Мудрое решение подняло туризм в стране на новый уровень. Сегодня Мачу-Пикчу принимает не более 5940 человек в день, как и подобает особе королевской крови. А сколько не пробужденных от сна цитаделей по-прежнему скрывается в окрестных горах.
Другая достопримечательность региона — блоки гранитных валунов, подогнанные друг к другу без всякого раствора, да так плотно, что даже лезвие не пролезет. Загадок вокруг древних стен больше, чем ответов, иные историки считают, что их воздвигла культура, более развитая и древняя, чем инки. Сегодня эти каменные глыбы возносятся узкими дорогами на Куско и придают городу вид обители инков. Но так было не всегда.
Конкистадоры строили дома и соборы на крепком фундаменте построек инков, среди которых было много храмов и дворцов. Частые землетрясения уничтожали испанские здания, а из-под их останков на свет являлась кладка инков. В ХХ веке перуанцы решили воздать должное культурному наследию и расчистили гранитные блоки далеких предков от наносного.
В бывших резиденциях видных колониальных деятелей и монастырях сегодня располагаются пятизвездочные отели. Сложно не разглядеть в этих переменах иронию судьбы и новые исторические приоритеты перуанцев. Ведь это не только культурное наследие нации, но и золотая жила.
Бодрый дорожный хаос
Юркий тук-тук подрезает толпу, поток машин оглашает перекличка клаксонов, сигнал красного на светофоре все равно что знак пешеходу «Берегись автомобиля!».
На перуанских дорогах царит этакий азиатский хаос в смягченной версии. Какофония звука — его саундтрек, удушающая загазованность — примета.
Заметна и любовь перуанцев к специфичному тюнингу машин. Неоновые огни кислотных оттенков переливаются на фарах и в салоне, как магазинная вывеска ночью. Форсаж по-перуански.
Водить машину в этой стране — стресс. Быть пассажиром — не меньшее испытание для душевного равновесия. А пешеходу не помешает забыть все, что он знал о правах пешехода, и включить осмотрительность десятого уровня.
Сегрегация в обществе по оттенку кожи и социальному происхождению — повсеместное явление в Латинской Америке, как дань колониальному прошлому. Чем выше в стране процент населения, в чьих жилах кровь коренных народов не была разбавлена конкистадорами, а потом и прочими европейскими эмигрантами, тем заметнее иерархия и разделение на подгруппы.
В Перу потомков индейцев более чем достаточно, и потому деление на классы здесь предельно четкое. Истории про self-made редки, а социальные лифты двигаются со скрипом. Перуанцу достаточно одного взгляда, чтобы определить статус человека по манере общения и внешности.
Богатые перуанцы представляют собой закрытое общество — живут в строго определенных районах, вращаются в узком кругу. Не случайно среди них много высоких, светлоглазых и лучезарных — браки заключаются строго с себе подобными.
Средний класс численно растет в последние годы. Такой перуанец — с классической внешностью метиса, где в разной пропорции сплелись гены коренных жителей и испанцев. Отдельным костяком внизу социальной лестницы стоят кечуа и другие представители индейских групп. Как правило, это беднейшие слои населения.
Иностранец из западных стран для местных всегда останется загадочным объектом, имя которому гринго. Изначально так называли американцев на каникулах в хрестоматийном образе — с обгоревшими лицами, в шортах цвета хаки и панамках. Постепенно этот термин стали применять ко всем западным гостям, то есть избалованным богатым людям из благополучных, по мнению перуанца, стран. И дело не только во внешности — перуанец из высокого социального класса может быть светлоликим, может ничем не отличаться от условного испанца из северных провинций, а приезжий гринго может быть смуглым и низкорослым. Но между ними — пропасть. Гринго ничего не знает о тяготах настоящей жизни, поэтому к нему следует относиться со снисхождением.
О том, что в каждой стране мира есть бедные и богатые, деление на социально-экономические группы, перуанцы редко задумываются. Ведь если на лице «не написано», то как это можно понять? По каким признакам «сканировать» собеседника?
Легкость бытия и никаких забот
«Вы принимаете карты MasterCard?». «Конечно, все карты принимаем», — успокаивает меня администратор отеля. Заверение ложное, и в момент выселения я бегаю по всему городу в поисках единственного банкомата, где наличность закончилась еще в понедельник утром, а сегодня среда.
Добиться конкретики от собеседника в Перу — порой задача повышенной сложности. По логике местных, между «да» и «нет» — палитра оттенков, в которой для каждого найдется тот, что по вкусу. Зачем себя ограничивать?
Усложнять жизнь лишней ответственностью и обязательствами — выбор сильных духом, а таких еще найти надо. Чтобы жить среди перуанцев в мире и согласии, придется лавировать в хаосе непунктуальности, взращивать в себе христианское смирение и принять как данность, что многие обещания не будут выполнены, а сроки — сорваны. Пусть вас утешит, что это не умышленная вредность, а природное простодушие. Деловой диалог с перуанцем порой утомителен и малоэффективен, и только практика поможет сориентироваться, что хорошо, а что, по местным меркам, довольно плохо.
Универсальный совет для поездки в эту южноамериканскую страну — закладывайте дополнительное время для всех перемещений и важных событий.
Человек человеку друг — перуанцы в этом не дадут усомниться и помогут вернуть веру в человечество. Любую проблему обсудят с незнакомцем в подробностях, помогут советом как могут, доведут за руку до нужного перекрестка. Если не помогут, то как минимум посочувствуют, не жалея добрых слов и восклицаний.
Перуанцы не стесняются открыто выражать эмоции и показывать слезы — горя или радости. Их не учат с детства, что мальчики не плачут, а девочки — всегда принцессы, поэтому они остаются непосредственными всю жизнь.
В общении с перуанцем надо помнить и о церемониальности — забыть про резкий тон и прямолинейность и не скупиться на улыбки и слова благодарности даже по пустячным поводам. Иначе собеседнику грозит звание невоспитанного грубияна. Впрочем, молодежь, особенно столичная, относится к правилам общения чуть проще — сказывается глобализация.
Помните, у вас всегда есть тема для разговора. Достаточно упомянуть, что вы из России, как перуанец озадачит ворохом вопросов. Про погоду, зиму, президента, а теперь — и о прошедшем чемпионате мира. В Россию приехали 22 тысячи перуанских болельщиков, и, похоже, они увезли только теплые воспоминания о нашей стране.
Ода национальной кухне
Под раскатистые переливы колокола кафедрального собора Куско изучаю меню дня. Дохожу до раздела «севиче». С листа на меня смотрит только одна позиция. Недоумеваю. «А где севиче миксто? А севиче-де-камарон? Может быть, севиче кон лече-де-тигре?». — «В Куско подают один вид севиче — с речной форелью», — отчеканивает официантка с подчеркнутой вежливостью. Мол, что с меня, непосвященного в таинства перуанской кухни гринго, взять? Тем более на высоте 3400 метров над уровнем моря.
Моя искушенная любознательность объясняется привычкой — в соседнем с Перу Чили, где я живу, сотни перуанских ресторанов. И все в них — от меню, шефа, официантов и дизайнерского оформления — перуанское. Перуанцы гордятся своим севиче больше, чем Мачу-Пикчу. Едва узнав ваше имя, перуанец спросит, пробовали ли вы его. Понравилось ли? Даже не думайте отвечать отрицательно, если хотите продолжить беседу.
Севиче — не просто блюдо с сырой рыбой, маринованной в лимонном соке, с россыпью красных луковых колец и щедрой порцией кинзы. К слову, его всегда подают с гарниром из вареного батата, зернами кукурузы, жареным зерном маиса, и никак иначе.
Севиче — повод для гордости, идентичность нации. Блюдо официально признано культурным наследием страны, стало символом ренессанса перуанской кухни, взяло штурмом города и континенты и органично вписалось в меню дорогих ресторанов по всему миру — от Москвы до Нью-Йорка. А Лима получила звонкий статус гастрономической столицы Латинской Америки.
Перуанская кухня построена по принципу местного и сезонного, как и подобает стране с широким разбросом климатических зон. Это не прихоть, а суровая необходимость. Высокогорье Анд, где люди живут на высоте выше 3 тысяч метров, не балует разнообразием продуктов. Потому в севиче используют форель из окрестных рек, а не рыбу из океанских пучин, ведь до побережья — без малого тысяча километров пути.
Главные ингредиенты в Андах — крупа киноа, маис, мясо ламы и альпака, картофель. Перу, наверное, чемпион мира по количеству сортов картофеля. Впечатляет и кукуруза от оранжевого до сиреневого цветов с гигантскими зернами. Женщины кечуа варят початки в кастрюле прямо на улице. А кулечки с жареными зернами продают в Куско на каждом шагу. Из черной кукурузы делают сладкий напиток чича морада, из обычной варят пиво чича.
Овощные ряды пестрят и связками острого перца: желтого ахи лимо, оранжевого ахи амарильо, алого рокото — они напоминают сладкий болгарский перец, но внешность обманчива. Рокото запекают и начиняют киноа.
Главный гастрономический аттракцион региона — жареная морская свинка куй. Это не ругательство, все в рамках приличий и в соответствии с правилами транскрипции испанского языка.
На городском рынке Сан-Педро однажды увидела картину, после которой вскоре обратилась в вегетарианство. Продавец держал в руках мешок, откуда торчал с десяток жареных тушек, застывших в последней агонии. Морские свинки в мешке, будто букет роз в пакете. Прохожие подходили и разглядывали товар, который с расстояния — и по незнанию — можно было принять за крыс.
Если куй не удовлетворил гастрономическое любопытство иностранного гостя, местные предложат стейк из альпака. Да-да, перуанцы не только вяжут из ценной шерсти альпака, но и с удовольствием едят ее мясо. Безотходное производство в горах — тоже необходимость.
К слову, всех этих блюд в Лиме не найти. Ведь до пастбищ альпака от столицы — километры пути, а океан — вот он, окутает бризом, только руку протяни. География и времена года в Перу диктуют меню, что придает каждому региону гастрономическую индивидуальность.
Новая перуанская кухня как гастрономическое явление на слуху у многих. А как насчет японско-перуанской кухни никкей? В таком меню саке соседствует с писко (разновидность виноградной водки. — Прим. «РБК Стиль»), суши и сашими — с севиче, водоросли — с киноа. Две кухни в одном меню объединила не только любовь к морепродуктам, но и история японских эмигрантов в Перу. Словом «никкей» в Японии называют тех, кто уехал жить на чужбину.
Главная особенность такого меню — соседство кухни южноамериканской и азиатской стран, расположенных на противоположных концах света, но разделяющих кулинарный подход к сырой рыбе. Почему не использовать схожие ноты, подумали находчивые шефы новой волны, и обратили никкей в свою религию, имя которой — перуанская гастрономия.
Этническое разнообразие в Перу 10 самых важных народов
этническое разнообразие в Перу Он признан во всем мире как важное культурное богатство. Население Перу состоит из метисов, белых, афро-перуанских, азиатских и коренных народов..
Только коренная раса, также известная как индейцы индейцев, является домом для 68 этнических групп, из которых 7 живут в изоляции, то есть на обочине цивилизации..
Каждая из этих этнических групп сохраняет традиции, верования, обычаи и наследственные мудрости, которые отвечают уникальному способу понимания мира, в котором преобладают отношения человека с природой, производственной землей и обществом..
Американское население делится на 16 этнолингвистических семей, среди которых выделяются кечуа, аймара и аравак; каждая из этих этнических групп говорит на своем языке.
Этнические группы, которые по своему выбору остаются изолированными, смогли сохранить свою культуру нетронутой.
Есть другие, которые интегрировались в современную жизнь, которые отбросили многие из своих обычаев или слили их, во многих случаях теряя язык, что является фундаментальным элементом для передачи их культуры.
Большинство этнических групп в Перу живут в тропических лесах Амазонки и в горах. Они пережили войны между армиями инков, и в 20-м веке многие из них стали рабами для развития нелегальной резиновой промышленности на Амазонке..
10 основных этнических групп Перу
1- Аймара
Аймара населяла Андское плато озера Титикака задолго до империи инков и испанского завоевания. Они живут в основном от сельского хозяйства, животноводства на своих участках и рыболовства.
Основу их рациона составляют кукурузная мука, чарка, мясо американских верблюдов, чуньо, картофель и лебеда, крупы, пользующиеся большим спросом во всем мире..
Аймары обитают на юго-востоке Перу, а также в Боливии и Бразилии; у них второй по распространенности язык индейцев после кечуа.
Эта этническая группа признана за производство текстиля и живет между реками Мараньон, Ченепа, Чинчипе, Нева, Майо, Апага, Потро и Бахо Сантьяго, в регионах Амазонас, Лорето, Кахамарка и Сан-Мартин..
Население составляет 55 366 человек, для которых характерно чувство принадлежности к своей группе, особенность, которая позволила им сохранить свою культуру и, особенно, свои духовные ценности.
Это условие лишило их возможности для улучшения качества жизни, и многие из них живут в нищете.
3- Амахуака
Амахуака насчитывает 247 жителей и живет на берегах рек Мапуя, Куранджа, Сепахуа, Инуя и Юруа. Это изолированная группа с 18-го века и находится под угрозой исчезновения лесов и незаконной добычи.
Эта этническая группа живет в странствующих садоводстве, охоте, рыболовстве и производстве древесины в коммерческих целях; Им также удалось продать арахис, рис и бобы.
В настоящее время его население крестьянское, и они говорят на пано. Говорят, что амахуаки практикуют каннибализм в своей этнической группе.
4- Амракаэри
Amrakaeri принадлежат к лингвистической семье Arawak и имеют население 1 600 жителей, распределенных по десяти сообществам.
Эта этническая группа состоит из небольших групп, таких как амаракаэри, арасаэри, хуачипаэри, кисамбери, пукириери, сапитери и тойоэри..
Они живут от выращивания маниоки, сахарного тростника, бананов, арахиса, ананаса, кукурузы и добычи древесины для коммерческого использования..
5- Ашанинка
Также известна как кампас, этническая группа амазонок, называемая в древние времена антисами или чунчо.
У этого есть самое большое население индейцев в перуанской Амазонии и сильной истории борьбы и сопротивления вторжениям инки.
6- Кокама
Этот город аборигенов с населением 12 000 человек и основывает свою экономику на сельском хозяйстве и рыболовстве.
Они выращивают бананы, рис, бобы, кукурузу и сладкую юкку; и коммерциализация рыбы, дерева, скота, кур и ремесел.
Их признают практики колдовства и шаманизма, используемые для разрешения конфликтов и лечения болезней, при которых они используют листья табака, пальмы, камфары и цветочной воды..
7- Chamicuro
Эта этническая группа проживает в районе Лагунаса у реки Уаллага, в регионе Лорето, и объединяет только 63 человека, в основном мужчин..
Сообщество пострадало от вторжения воинов инков, и в двадцатом веке индейцы были порабощены, чтобы работать в добыче каучука.
Это группа, находящаяся под угрозой исчезновения из-за своей низкой численности и близости к другому коренному племени, называемому кукамирия.
8- Мацес
Мацы также известны как майоры и живут в перуанской Амазонии, граничащей с Бразилией..
Они имеют население 3000 человек и населяют обширную территорию.
Они известны как воины и очень умные. Они живут на фермах, в коммунальных домах, где живут несколько семей.
9- Мацигуэнга
Также известная как мачигуэнга, это этническая группа, которая проживает в перуанской Амазонии, между департаментами Куско и Мадре-де-Диос, в бассейнах рек Урубамба, Пича, Камизея, Тимпиа и Ману..
Приблизительно 15 000 человек принадлежат к этой этнической группе, и 12 000 говорят на языке мацигуэнга, являющемся частью лингвистической семьи араваков.
Они живут в кустарном садоводстве, охоте, рыбалке и выращивании маниоки, сахапапы, питуки, батата, арахиса, кукурузы и подорожника. Разведение сельскохозяйственных животных, таких как морские свинки, также типично для этой этнической группы.
В настоящее время они продают какао, кофе и ачиот, а некоторые из них развивают добычу скота и древесины для коммерческих целей..
10- Nuquencaibo
Также известный как Капанахуа, является этнической группой Амазонки, которая обитает на берегах рек Тапиче и Банчуя в регионе Лорето..
Это была группа, угнетаемая поселенцами, которые эксплуатировали каучук в начале 20-го века.