нарушение авторских прав в инстаграм чем грозит
Как избежать штрафа за нарушение авторских прав в соцсетях
Карен Мирзоян, эксперт в области авторского права и сооснователь сервиса депонирования авторских прав «Банк Авторских Прав», специально для блога Нетологии написал статью о том, как вести соцсети, не нарушая авторских прав.
Одним текстом заинтересовать аудиторию в соцсетях очень сложно. Обязательно нужна иллюстрация для поста, а ещё лучше — несколько фото, мемы или даже видео. Но откуда брать такой контент легально, ведь за нарушение авторских прав может грозить штраф или даже уголовное преследование? В статье расскажу про особенности использования авторских прав в соцсетях.
Авторское право как юридический инструмент
У любого произведения есть автор и владелец прав. Это может быть один человек, коллектив или компания.
Использовать чужой контент без разрешения владельца прав нельзя.
Один из самых громких случаев наказания за нарушение авторских прав — история с фотографиями блогеров и издательским домом «Аргументы и факты». СМИ иллюстрировали свои материалы чужим контентом и в итоге потеряли больше 2 млн рублей по решению суда.
Суд, исследуя факты нарушения вины, будет обращать внимания на два момента:
Все остальное, например, наличие коммерческой выгоды — это дополнительные аргументы. Поэтому, публикуя на своих страницах чужой контент, всегда задавайте себе главный вопрос: «Дал ли автор разрешение на использование своего произведения?». Если не можете ответить с уверенностью, что «Да», лучше воздержитесь от публикации.
Пиратство или плагиат
Нарушая авторские права, вы подвергаете себя нескольким опасностям сразу.
Существует две опасности, связанные с использованием чужого контента.
Вывод: использовать и перерабатывать чужой контент без разрешения владельца прав на него — нельзя.
Использование чужого контента цитированием
В законодательстве есть термин «цитирование», который регулируется статьёй 1274 ГК РФ. Вы можете использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях.
Если возникнет конфликт, то суд будет устанавливать, какие цели вы преследовали, цитируя чужой контент. Прикрыться информационной целью вряд ли получится, если ваш аккаунт наполнен товарами, услугами и ценами на них. Объем цитирования должен быть «оправдан вашими целями». Точной цифры в законе нет.
Просто разместить на своей странице чужое видео даже со ссылкой на автора — это не цитирование.
Как заблокировать конкурентов в «Инстаграме»
Если они крадут фотографии
С 2017 года я помогаю развивать инстаграм-аккаунт бренда женского нижнего белья и кожаных аксессуаров.
За это время мы провели десятки фотосессий и выложили на свою страницу больше тысячи фото. Многие из них появились в инстаграм-аккаунтах других магазинов белья без нашего разрешения.
В начале 2020 года я нашел способ наказать недобросовестных конкурентов — пожаловаться на них в службу безопасности «Инстаграма» так, чтобы их аккаунт заблокировали. В статье расскажу, как подать жалобу, к чему она обычно приводит и почему, на мой взгляд, это оптимальный способ бороться с конкурентами, которые воруют фотографии.
Чем воровство фото в «Инстаграме» плохо для бизнеса
В «Инстаграме» важна эстетика картинки, особенно в нашей тематике: надо показать, как смотрится белье и аксессуары, и через фотографии и видео передать идеологию бренда.
Мы регулярно проводим фотосессии и видеосъемки. Для этого привлекаем фотографов, видеографов, моделей, оплачиваем аренду студии, работу визажиста. Еще иногда сотрудничаем с блогерами — рекламируем белье у тех, чья аудитория может заинтересоваться нашими товарами.
Мы вкладываем много сил и денег в развитие аккаунта. Поэтому когда недобросовестные конкуренты вместо того, чтобы придумывать и делать свои фотографии, просто крадут наши, это не только неприятно, но и негативно отражается на бизнесе. Вот почему.
Теряется уникальность. Когда люди видят одни и те же фотографии в разных аккаунтах, может показаться, что это штамповка. В то, что белье и аксессуары мы делаем сами, клиенты могут просто не поверить.
Клиент получает не тот товар. В других аккаунтах люди видят наш товар, а в итоге получают чужой. Пусть мы не единственные, кто производит женское нижнее белье и портупеи, есть мелкие нюансы изготовления. Например, модель может быть похожей, а фурнитура — отличаться. На взятом у нас фото будет наша фурнитура, но если клиент купит товар конкурентов, он получит изделие как минимум с другими деталями.
Страдает репутация. Конкуренты могут использовать менее качественную кожу, более грубые ткани для белья или сетку плохой эластичности, которая не сохраняет форму. Если клиенты столкнутся с плохим качеством товара, представленным на нашем фото, они могут подумать, что и у наших товаров такое же низкое качество.
Мы теряем клиентов. Человек пришел в аккаунт конкурента, увидел нашу красивую фотографию и купил белье там — а до нас просто не дошел.
Или он может подумать, что это мы украли фото, а не наоборот. А раз так, то и товар у нас может быть не такой, как на картинке, — и человек не станет покупать у нас из-за риска получить не то.
Дело может дойти до суда. Фотографии — это объекты авторского права, которые охраняются законом. Если конкурент украл фото и выдает себя за правообладателя, то, возможно, придется идти в суд. А это время и деньги.
Р в час» loading=»lazy» >
Что делать с недобросовестными конкурентами
Мы не ищем специально тех, кто использует наши фото, — об этом нам сообщают подписчики и посетители аккаунта.
Можно обратиться в суд, но сам я так никогда не делал. На мой взгляд, потраченные усилия не окупятся. Хотя героиня другой статьи Т—Ж смогла отстоять свои права в суде с конкурентом. Тут каждый решает сам, как выгоднее и с наименьшими потерями бороться с нарушителями.
В зависимости от ситуации можно игнорировать кражу контента, попросить убрать фотографии по-хорошему или пожаловаться в «Инстаграм». Это проверенные мной способы.
Игнорировать. Я считаю, не стоит обращать внимание на кражу контента в двух случаях:
Наши фото часто берут паблики с фотографиями девушек. Если кто-то разделяет наши представления о красоте и популяризирует их, то мы не против. Даже если не стоит ссылка на наш аккаунт
Попросить убрать контент. Если у аккаунта больше 5 тысяч подписчиков и он из России, я сначала пытаюсь связаться с его владельцем. Сообщаю, что в аккаунте используются наши фотографии, и прошу их удалить.
Чаще всего такие обращения остаются без ответа, хотя бывают и исключения. Например, как-то раз хозяйка аккаунта, в котором были наши фото, вышла на связь, сказала, что ведет профиль не одна и не проверяет весь контент. Извинилась и убрала все наши фотографии.
А однажды вместо ответа наш аккаунт добавили в личный бан. Видимо, предполагалось, что если мы не сможем видеть профиль конкурентов, то проблема решена. Это был не самый умный ход, потому что на нарушителей можно пожаловаться в службу безопасности соцсети.
Пожаловаться в «Инстаграме». На конкурентов, которые воруют фотографии, можно подать жалобу. Если «Инстаграм» ее удовлетворит, украденные фото удалят.
На первый взгляд кажется, что невелика победа, ведь ничего не мешает разместить чужой контент снова. Но если конкуренты постоянно воруют фотографии, то можно добиться полной блокировки их аккаунта. Расскажу подробно, как это сделать.
Как пожаловаться на нарушение авторских прав в «Инстаграме»
В «Инстаграме» есть форма жалобы на нарушение авторских прав. В ней сначала надо выбрать тип жалобы: «Мною обнаружен контент, который нарушает мои авторские права». Так «Инстаграм» проверяет, правильно ли вы выбрали форму жалобы.
Затем необходимо ознакомиться с предупреждением о серьезности процедуры и только потом заполнять форму.
Форма жалобы на нарушение авторских прав состоит из четырех частей:
Что важно знать
Я всегда заполняю форму на английском языке. Не знаю, важно ли это.
«Инстаграм» не раскрывает конкретные алгоритмы своей работы, в том числе касающиеся блокировки. Описанный в этой статье опыт может оказаться совпадением.
Контактная информация. Первым в форме идет блок с контактными данными правообладателя.
Сначала необходимо указать, кто владелец авторских прав. Есть три варианта:
После этого надо заполнить информацию о правообладателе: имя, рабочие обязанности, почтовый адрес, номер телефона и адрес электронной почты — его нужно ввести дважды.
В поле «Ваши рабочие обязанности» я выбираю «Владелец, сотрудник или директор (без юридического статуса)». Еще есть варианты «Юрист», «Другой сотрудник» и «Другое / не применимо», в последнем случае система попросит указать свою должность.
Дальше необходимо выбрать страну, где находится правообладатель. Если ведете аккаунт в России, выбирайте «Россия».
Материалы, на которые хотите пожаловаться. Следующий блок — на какой контент вы жалуетесь. Если украли визуал, надо выбрать вариант «Фото или видео». Можно также пожаловаться на нарушение авторских прав в комментариях или описании аккаунта, в рекламе или где-то еще. На такие нарушения я никогда не жаловался.
В форме необходимо указать прямые ссылки на украденный контент. Если это пост, достаточно скопировать его адрес из поисковой строки браузера или из мобильного приложения.
Чуть сложнее, если речь идет о сторис. В сторис, где используется ваш контент, надо нажать на три точки и в появившемся меню выбрать «Скопировать ссылку». Сделать так можно только с мобильного устройства.
Может возникнуть вопрос: зачем жаловаться на сторис, если они все равно исчезнут через 24 часа. Причин две. Во-первых, потому что сторис могут закрепляться в хайлайтах, а во-вторых, чтобы ускорить блокировку всего аккаунта — об этом я расскажу ниже.
Авторское право Инстаграм: все, что нужно знать
Instagram является отличной платформой для общения и самовыражения. Пользователи сети, которых уже более 1 млрд., активно делятся снимками, видео, текстами и другим материалами. Иногда в публикациях мелькают репосты чужих публикаций, снимки, сделанные другими фотографами. Часто используются популярные песни и саундтреки. Выкладывая свой или чужой контент, каждый инстаграмер должен четко понимать, что такое авторское право Инстаграм, как защитить свою интеллектуальную собственность и не нарушать права других.
Что такое авторское право в Инстаграм и на что оно распространяется
Авторское право — юридический термин, который используется для обозначения прав собственности автора на созданные им продукты интеллектуальной собственности и творчества.
Авторское право распространяется на широкий спектр продуктов — литература, научные материалы, фильмы, музыка, фотографии, компьютерные программы, реклама, технические чертежи и многое другое. В применении к Инстаграму авторским правом обладают:
Как правило, авторское право не защищает факты и идеи, но распространяется на выражающие их тексты и изображения. Это означает, что никто не может запретить использовать тот же факт или идею, но выражение должно быть оригинальным и не копировать уже существующие материалы.
Авторское право обычно начинает действовать с момента создания контента. Его главная цель — дать возможность творческим людям свободно выражать свои идеи и создавать различные произведения, не опасаясь, что их труды будут присвоены другими.
Правила использования чужого контента в Инстаграм
Авторские права Инстаграм в основном нарушаются при использовании чужих фото, ведь именно фотографии являются основой всего контента социальной сети. Многие не осознают, что копирование контента, размещенного в открытом доступе, может нарушать чьи-то авторские права.
Самый простой способ не нарушать авторских прав — использовать в аккаунте только собственные оригинальные снимки. Если без чужих снимков никак, можно попросить у автора права на размещение. Для этого достаточно написать обычное письмо на E-mail или сообщение в Директ. Чтобы не нарушить авторское право, важно получить от владельца контента согласие на публикацию, а при размещении снимка указать, кто является его создателем.
К слову, с точки зрения юриспруденции разница между изображениями, снятыми профессиональным фотографом, неопытным блоггером или известным инфлюенсером, отсутствует. Все они в равной степени являются авторами своего снимка и владеют равносильными правами на его использование.
Правила использования фото с изображением другого человека
Авторские права на снимок всегда безоговорочно принадлежат его создателю, но отдельно следует рассмотреть права человека, который запечатлен на фото. Часто, права, которые принадлежат запечатленному на фото человеку, называет смежными. Но это не совсем верно. В данном случае корректнее говорить о гражданских правах человека, защищающих использование его изображения.
Законодательно установлено, что публикация снимка, где изображен другой человек, допускается только с согласия человека. То есть, формально, если вы размещаете в своей социальной сети фотографии, где изображены другие люди (модели), вы должны получить их письменное согласие на размещение. В противном случае человек в любой момент может потребовать удалить контент.
Но есть и исключения из данного правила. Так, письменное разрешение модели не требуется в случае:
В случае с публикацией видео, где запечатлены другие люди, правила по размещению идентичны.
Как использовать музыку не нарушая авторских прав
Времена, когда можно было безнаказанно использовать любую понравившуюся песню в качестве саундтрека к своему видеоролику, остались в прошлом. Администрация Инстаграм может легкостью заблокировать видео и даже аккаунт в случае нарушения авторского права создателя музыки.
У любой музыкальной композиции есть свой создатель. И сегодня мало кто готов делиться своим творчеством бесплатно, особенно если оно используется в коммерческих целях. Современные алгоритмы же позволяют социальным сетям распознавать музыку на любом отрезке видеоролика. Поэтому простых махинаций со звуковыми дорожками недостаточно, чтобы обойти защиту авторского права.
Но безусловно, это не означает, что все, у кого нет музыкального образования и таланта композитора, должны выпускать видео без саундтреков. К самым примитивным способам обмануть алгоритмы социальной сети можно отнести запись песни на диктофон и включение музыки непосредственно в кадре в слегка замедленном или ускоренном темпе. Но нужно понимать, что это все равно музыка для инстаграм без авторских прав. Данные методы позволяют обмануть алгоритмы социальной сети по выявлению нарушения, но если оно все же будет замечено, контент будет удален.
Есть и несколько легальных способов не нарушать авторские права на музыкальные композиции:
Обратите внимание, что музыка, которая приобретается в iTunes или других подобных магазинах также может быть заблокирована в Инстаграме за нарушения авторских прав. Все дело в том, что она имеет лицензию на прослушивание, а не использование.
Что считается нарушением авторских прав
Согласно официальным правилам Инстаграм, разрешается размещать только контент, на который у них есть авторские права или лицензия на использование. Все остальное считается нарушением.
Правообладатель может запрещать другим копировать, распространять и использовать его произведения для создания других. Как правило, нарушением авторских прав считаются определенные действия, совершенные без разрешения на то правообладателя. Например, загрузка отснятого другим человеком медиа материала, использование музыки в видео, копирование текста публикаций.
Публикация в Инстаграм может нарушить авторские права даже в случае, если:
Важно! Цитировать любые материалы разрешается, но только в случае, если это делается для отображения собственных мыслей. Но при возникновении спорных ситуаций очень трудно доказать, что использование чужих объектов интеллектуальной собственности является добросовестным цитированием.
Что делать, если кто-то нарушил ваши авторские права
Отстоять свои авторские права в Инстаграме можно несколькими способами — пожаловаться нарушителю, администрации социальной сети или обратиться в суд. Если вы полагаете, что размещенный другим пользователем пост нарушает ваши авторские права, рекомендуется сначала написать автору публикации с просьбой удалить публикацию.
В большинстве случаев такого обращения достаточно. Большинство пользователей Инстаграм нарушают авторские права неосознанно по незнанию закона и правил. С огромной долей вероятности нарушитель добровольно согласиться удалить публикацию.
Если отклика от нарушителя нет, он не выходит на связь или отказывается выполнять ваше требование, можно написать обращение администрации социальной сети. Жалоба в Инстаграм — не самый простой способ разрешения спорной ситуации. Администрация попросит предоставить доказательства, что именно вы обладаете авторским правом на контент. Необоснованная отправка ложных жалоб может стать даже причиной блокировки аккаунта.
Прежде чем отправить запрос администрации социальной сети, убедитесь в нарушении и подготовьте материалы, способные доказать вашу правоту. Лучше всего использовать для этого специальную форму. Под каждой публикацией вы можете найти кнопку “Пожаловаться”. Далее следует выбрать пункт “Нарушение прав интеллектуальной собственности”.
В форме потребуется указать следующее:
Администрация Инстаграм рассмотрит обращения и предоставит свой ответ по указанным контактным данным. Копия обращения будет также направлена нарушителю. В случае успеха, публикация, нарушающая авторство, будет удалена модераторами.
За нарушение закона об авторском праве предусмотрена уголовная ответственность. При необходимости можно обратиться в суд. Прежде всего потребуется отправить нарушителю досудебную претензию, оформленную в соответствии с действующими нормами юриспруденции. Если нарушитель и после этого не захочет удалять контент, потребуется уже обращаться в суд.
Последний вариант затратный как по времени, так и финансово. В качестве доказательств суду недостаточно обычного скриншота страницы. Потребуется нотариально заверенный осмотр страницы. В случае победы в суде публикация не только будет удалена в социальной сети, но и будут изъяты все ее копии, если таковые имеются.
Важно также понимать, что вы не владеете авторскими правами на материал в случае, если:
Обратите внимание, что жалоба в Инстаграм может быть отправлена только лично автором, так и его официальным представителем. Обращения о нарушении авторских прав от третьих лиц администрация платформы не рассматривает. Если вы обнаружили недобросовестное использование чужого контента, администрация Инстаграм рекомендует сообщить от этом его автору и предоставить ему возможность самостоятельно урегулировать спорную ситуацию.
Ответственность за нарушение авторских прав
Каждое государство имеет свою законодательную базу, где четко прописана ответственность за нарушения авторских прав. Так, в РФ за нарушение авторского права предусмотрено наказание в виде штрафа от 10 тыс. до 5 млн. рублей, либо лишения свободы сроком до двух лет. В Украине за подобное нарушение полагается лишение свободы сроком до 6 лет и штрафом до 51 тыс. гривен.
Меру наказания выбирает суд в соответствии с тяжестью правонарушения. Но в странах СНГ возбуждение уголовного дела за нарушение авторских прав — редкая практика. Чаще всего нарушитель получает административную или правовую ответственность, что в большинстве случаев подразумевает удаление контента и выплату небольшой компенсации.
Со стороны Инстаграм карательной мерой для нарушителя удаление контента с нарушением. При этом нарушитель получает уведомление об этом и может обжаловать действия социальной сети. В случае многочисленных жалоб и повторных нарушений администрация платформы может дополнительно заблокировать аккаунт или ограничить доступ к публикации контента и иным функциям платформы.
Исключения в отношении использования материалов, защищенных авторским правом
В США и в других странах, включая страны Европейского союза, действует ряд исключений, позволяющий публиковать материалы, защищенные авторскими правами. Разграничить добросовестное использование и нарушение авторства сложно — потребуется помощь юриста. Основными факторами выявления добросовестного использования контента чужого авторства является:
В ходе разбирательств могут быть учтены также другие нюансы в зависимости от обстоятельств. Например, учитывается заявление автора и его претензии к размещению контента. Также список исключений может варьироваться в зависимости от страны. При этом законодательная база каждой страны в любом случае регламентируется тем, что размещение контента, защищенного авторским правом, не должно наносить вред интересам его создателя.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли выкладывать чужие фото в Инстаграм
Да, если на это есть разрешение автора. Любая фотография создается творческим путем и защищена авторским правом создателя. Ее размещение в Инстаграме является легальным только при условии, что автор произведения предоставил свое письменное согласие на размещение.
Чтобы убедиться, что вы не нарушаете правил социальной сети и авторских прав третьих лиц, прежде чем размещать какую-либо публикацию, дайте себе ответы на следующие вопросы:
Если вы не уверены, что имеете право на размещение материала, лучше не рисковать блокировкой аккаунта. Попросить размещение на репост не так сложно, как судиться или спорить с администрацией платформы.
Как пожаловаться на нарушение авторских прав
Пожаловаться на нарушение авторских прав можно администрации социальной сети или обратившись в суд. В первом случае достаточно воспользоваться специальной формой в социальной сети. Но нужно понимать, что даже жалоба в Инстаграм о нарушении авторского права является серьезным обвинением, которое может понести за собой юридические разбирательства и ответственность, в том числе и за ложные показания.
Если жалоба оказалась ложной или было достигнуто соглашение с нарушителем, ее можно отозвать. Для этого достаточно отправить соответствующее прошение администрации социальной сети. Сделать это можно непосредственно ответив на письмо от Инстаграма, которое автоматически придет после отправки жалобы.
Инстаграм — не просто развлекательный ресурс. Это мощный инструмент для развития личного бренда, выражения своего творчества. И администрация социальной сети строго следить за тем, чтобы авторы уникального контенты были защищены от присвоения их творчества и его использования в коммерческих целях. Поэтому подходить к публикации чужого контента в Инстаграме следует ответственно, внимательно изучив как правила платформы, так и законодательство. Еще лучше прибегать только к размещению контента собственного авторства.
Другая компания копирует мои посты в Инстаграме. Что делать?
Вы или ваши сотрудники продумывали концепцию страницы компании, делали фотки. И вдруг — кто-то их нагло крадет. Юрист рассказал, как найти управу.
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Представьте, компания ведет цветочный бизнес. Владельцы и флористы сами делают фото букетов и публикуют их в Инстаграме магазина. И вдруг видят свои фото в аккаунте другого цветочного магазина.
Попытаться решить без суда
Первое, что нужно сделать, — написать письмо нарушителю. Есть шанс, что он опомнится и удалит пост.
Если не удалит, напишите в техподдержку Инстаграма. Обычно Инстаграм удаляет посты по жалобе. Если и так не получится — составьте досудебную претензию. Последний шаг — идти в суд.
Фото принадлежит только вам, и доказывать это не нужно
Любое ваше фото в Инстаграме — объект авторского права. Авторское право возникает в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку фотоаппарата: щелк — и вы уже автор, а ваша фотография — произведение, ее и вас защищает закон.
Для возникновения авторских прав не нужно регистрировать произведения или приглашать юриста. Чтобы доказать в суде авторство, достаточно показать оригинал произведения, например исходный файл фотографии.
Регистрировать авторские права нужно, когда оригинал произведения не отличить от копий. Например, в случае с текстом или компьютерной программой. С фотографиями все проще: у нарушителя не будет оригинального файла в исходном качестве. А у вас он есть. Поэтому защитить права на свои фото можно и без дополнительных регистраций.
Вы автор фото, просто потому что об этом заявили. Это так по умолчанию, пока никто не доказал обратное в суде.
Этим часто манипулируют торренты и пиратские онлайн-кинотеатры. Пишут в форме обратной связи: «Если присылаете претензию о нарушении авторских прав, приложите документы, которые подтверждают авторство».
Никто не имеет права использовать ваши авторские фотографии без разрешения. Не важно, стоит ли на них имя или копирайт, указан ли запрет копирования: нет разрешения — значит, нельзя. А если запрета нет, это не считается согласием.
Получается, цветочный магазин, который опубликовал ваше фото, нарушил ваши авторские права.
Шаг 1. Написать нарушителю
Потребуйте от нарушителя удалить пост. Это можно сделать в письме в свободной форме — даже не нужно звать юриста.
К требованию об удалении не нужно прикладывать ссылки на законодательство. Просто отправьте сообщение в директ магазина в Инстаграме: «Вы скопировали мое фото, удалите, иначе мне придется обратиться к юристам».
Шаг 2. Написать в техподдержку Инстаграма
Если нарушитель игнорирует письмо или вообще заблокирует ваш аккаунт, напишите в службу поддержки площадки, на которой произошло нарушение. В вашем случае — в Инстаграм. В большинстве случаев модераторы удаляют посты по жалобе, иногда просят ссылку на исходный пост. Если нарушитель вас заблокировал, можно просто прислать ссылку на аккаунт. Та же система — с видео на Ютубе.
Дождитесь ответа техподдержки. Если площадка не удалила фото после жалобы, переходите к досудебной претензии.
Шаг 3. Если не сработало, отправить досудебную претензию
Если мирные меры не помогли, придется писать досудебную претензию. Это подготовка к суду. На этом этапе обычно подключается юрист. Задача юриста не только в том, чтобы подготовить претензию. Он должен изучить ситуацию, убедиться, что нарушение действительно есть, проконсультировать вас, рассказать о перспективах предстоящего суда и только потом переходить к подготовке самой претензии.
Стандартного шаблона претензии нет, но общая логика у всех одна:
Претензию нужно распечатать, подписать и отправить на юридический адрес нарушителя. Срок на ответ у него — месяц.
Чем более обстоятельно и правильно составлена претензия, тем больше вероятности, что нарушитель не захочет доводить дело до суда. Нарушители бывают разные, поэтому дальше будет два варианта: нарушитель или выполняет ваши требования, или продолжает вас игнорировать. Если второй — тогда уже в суд.
Нарушитель — физлицо или юрлицо?
Есть две категории нарушителей авторского права: обычные люди и предприниматели с их компаниями.
Если обычный человек скопировал вашу фотографию и не использовал ее для бизнеса, большого смысла судиться с ним нет. Его сложно найти, и не факт, что у него есть деньги, чтобы выплатить вам компенсацию. Поэтому тут проще ограничиться просто удалением фотографии и не тратить время и деньги на суды.
Совсем другое дело, если нарушитель — компания или предприниматель. Их адреса можно найти в государственных реестрах, у них всегда есть счета в банке, а на этих счетах лежат деньги, которые вам переведут по решению суда. Компенсация в 100—200 тысяч рублей — не такие большие деньги, чтобы компания них обанкротилась. Поэтому, если ваши права нарушает не обычный человек, а бизнес, тут уже имеет смысл судиться.
Шаг последний. В суд
Если нарушитель не ответил вам за месяц, придется идти в суд. Юрист, который помогал вам делать претензию, подготовит и подаст исковое заявление. А вы соберите все исходные данные для суда: оригинальные файлы скопированной фотографии, другие кадры с той же фотосессии, скриншоты публикаций и переписки с нарушителем.
Если ваш иск удовлетворят, с нарушителя взыщут компенсацию за нарушение авторских прав. Скорее всего, ее урежут и взыщут несколько меньше, чем вы просили, но в минусе не останетесь. Расходы на юристов, нотариуса и госпошлину тоже взыщут с нарушителя. Ну и фотографии, само собой, его заставят удалить.
Кейс 1: Максим Ильяхов против Даниила Галта
Даниил Галт продавал свою книгу у себя на сайте, а чтобы ее побольше покупали, давал «в подарок» книгу Максима «Пиши, сокращай» в виде электронной компиляции некачественных сканов.
Акт щедрости происходил без ведома и без разрешения самого Максима. Это нарушение авторского права, еще и в ходе ведения коммерческой деятельности. Дело закончилось тем, что нарушитель заплатил Максиму 300 000 ₽.
Кейс 2: Тракттория против нарушителя
Тракттория — сеть передвижных бургерных на базе автофургонов. нарушители повадились копировать их дизайн: делали такие же фургоны и копировали фото в Инстаграме. Нарушителей нашли, фотографии заблокировали. Нарушители заплатили по тысяче долларов за каждый фургон.
Основные шаги, которые помогут наказать нарушителя, собрали в чек-лист. Распечатайте его и заполните, чтобы ничего не забыть.