нарния что это такое простыми словами
Нарния (страна)
Нарния, также Королевство Нарния — страна, расположенная в центре мира, который также называют Нарнией.
Содержание
Описание [ ]
Нарния — страна или королевство. Дружелюбно настроена к соседним странам. В состав Нарнии входят Одинокие Острова (Дорн — самый большой; Феллимат — малонаселённый остров, на нём пасут стада,так как там благоприятный климат; Авра — самый маленький остров из этой группы, там живут богатые слои общества Нарнийцев и не только.) Нарнией правит один или несколько монархов. Нарнию создал Великий лев Аслан, который короновал всех королей и королев Нарнии.
Территория [ ]
Нарния расположена в центре континента. С юга, запада и севера её окружают горы, а на востоке находится побережье Великого Восточного моря. Сама территория королевства — это преимущественно холмистые равнины и леса. В северной части страны находятся болотистые низменности. Одной из главных транспортных артерий Нарнии является Великая река, которая пересекает всю страну с запада на восток.
Население [ ]
В Нарнии живут говорящие животные и мифические существа. Первые получили в дар от Аслана способность мыслить и говорить, а вторые были им призваны сюда. Также Нарнию населяют люди, попавшие сюда с Земли через порталы.
Правление [ ]
Как и в окрестных странах, Нарнией управляет один или несколько монархов. Первыми правителями Нарнии были Франциск и Елена. Аслан короновал их и завещал мудро управлять этой великолепной страной. Впоследствии Нарнией правили потомки Франциска и Елены.
В Золотой век Нарнией управляли сразу четыре монарха. По пророчеству, Нарнией должны были управлять два сына Адама и две дочери Евы. Всё так и произошло, и в 1000 году по нарнийскому летосчислению четыре монарха воссели на троны в Кэр-Паравале.
В Тёмную эпоху правитель Мираз узурпировал власть в Нарнии. Но с течением времени и с помощью Аслана трон вернулся к законному правителю — Каспиану X. Каспиан правил страной мудро и справедливо, в соответствии с законом.
Экономика [ ]
Экономическое положение Нарнии зависит от поддержки других окрестных стран. Например, Орландия — союзник Нарнии с давних времён. Так как в состав Нарнийского Королевства входят Одинокие Острова, то экономика страны зависит так же и от уплаты налогов со стороны Островов.
Каспиан Х разбил великанов с Эттинсмура и заставил платить дань («Покоритель Зари»), так что экономическое положение Королевства стабилизировалось после правления узурпатора Мираза.
Религия [ ]
Нельзя сказать, что нарнийцы имеют организованную религию со служителями культа, как это существует в Калормене. Большинство из них просто по-настоящему верит в Аслана и в то, что в трудный момент он появится в Нарнии и поможет ей. Для этой веры не нужны молитвы или специальные культовые сооружения. Однако нужно отметить, что в тяжёлые для Нарнии времена многие нарнийцы отказывались от Аслана или забывали его.
Армия [ ]
Так как Нарния находится в тесном политическом и экономическом союзе с Орландией, они не раз оказывали друг другу взаимную военную помощь.
Что означает Нарния?
Это традиционный семейный фильм на протяжении многих лет. Однако, анализируя фильм с социологической точки зрения, мы обнаруживаем, что история Нарния и Аслан также представляет собой слегка завуалированное христианское повествование. По сути, это просто «пересказ настоящего воплощения, распятия и воскресения» (McGrath, 2013).
Аналогичным образом, что происходит в «Льве-ведьме и платяном шкафу»?
Кроме того, кого представляет мистер Тамнус в Нарнии?
Почему они остановили Нарнию?
«Льюис Эстейт» искала другую продюсерскую компанию, в конце концов заключив договор с компанией Марка Гордона, проблема заключалась в том, что Уолден все еще имел права на экранизацию. Сейчас ситуация такова, что четвертый Нарния Фильм находится в разработке The Mark Gordon Company для возможного выпуска после 2018 года.
Что представляет собой гардероб в Нарнии?
Почему Эдмунд предатель?
Почему Аслан умер за Эдмунда?
Аслан пожертвовал бы своей жизнью навсегда, даже ради обычного грешного человека. Убийство Аслан очень строго придерживается христианской истории об Иисусе. Хотя Льюис было изменил некоторые обстоятельства, потому что Аслан лев, основные элементы остались прежними.
Как умер Аслан?
Слуги заканчивают связывать Аслан к каменному столу, и ведьма приближается к нему со своим каменным ножом. Ведьма рассказывает Аслан что он потерян. Ведьма говорит, что убьет Аслан вместо Эдмунда, как они договорились. Эта жертва умилостивит Глубинную Магию.
Почему Сьюзен перестала верить в Нарнию?
Из-за этого Сьюзен никогда не вернулся в Нарния смертельно, хотя отчасти потому, что, в отличие от своих братьев и сестер, она сделал не погибнуть в автокатастрофе.
Что происходит в конце Нарнии?
Питер закрывает морозильную дверь и запирает ее, таким образом конец в мир Нарния. Однако Аслан уводит их из мертвого мира в свою страну. Он говорит им, что произошла железнодорожная авария, и что они погибли в результате аварии.
Как еще зовут Аслана?
Льюис. Написано Льюисом, проиллюстрировано Полин Бейнс и первоначально опубликовано в Лондоне между 1950 и 1956 годами, The Chronicles of Нарния адаптирован для радио, телевидения, сцены и кино. Действие сериала происходит в вымышленном мире Нарния, фантастический мир магии, мифических зверей и говорящих животных.
Почему в Нарнии ломается каменный стол?
Это произошло потому, что Глубинная Магия, вписанная в Каменный Стол, был отменен жертвой Аслана в соответствии с правилами «Глубокой магии» из «До рассвета времен».
Как зовут Аслана в мире людей?
Льюис никогда открыто не раскрывает нам, что Имя Аслана в нашем Мир есть, но если мы посмотрим, мы сможем понять, кем Аслан назвал себя Люси. Его имя раскрывается в трех ролях, которые Аслан играет в рассказах: он творец, искупитель и король. В «Племяннике волшебника» мы узнаем, что Аслан является создателем Нарнии.
Это указывает на точку зрения Льюиса на Нарния как вымышленная параллельная вселенная. Как писал Льюис в письме миссис Крюк в декабре 1958 года: «Если бы Аслан представлял нематериальное Божество так же, как Гигантское Отчаяние [персонаж в« Путешествии Пилигрима »] представляет отчаяние, он был бы аллегорический фигура.
Почему лев умирает в Нарнии?
Но очень скоро они узнают, что Аслан, создатель Нарния, сын Императора-За-Море, Великого Лев сам, согласился обменять свою жизнь на Эдмунда. Аслан умрет спасти Эдмунда, предателя, а также защитить жителей Нарния от разрушения.
Кого представляет профессор в Нарнии?
Что представляет собой рахат-лукум в Нарнии?
В «Льве, ведьме и платяном шкафу» рахат-лукум является символом ошибок Эдмунда и его желания чего-то настолько сильного, что он причинит боль другим, чтобы получить это. После Белая Ведьма дарит Эдмунду очарованный рахат-лукум, он отчаянно хочет или хочет сделать что-нибудь еще.
Кого представляет профессор в Нарнии?
13. Профессор Кирк был основан на учителе Льюиса в средней школе. Профессор, которого зовут Дигори Кирке, основан на Уильяме Т. Киркпатрике, который обучал Льюиса, когда он был подростком.
Что представляет собой каменный стол в Нарнии?
Освободи Себя Каменный Стол сам (а не холм) является одним из этих символов: он символизирует крест Иисуса, и убийство Аслана на нем за грех (предательство) Эдмунда Певенси намекает на распятие Христа.
Кого представляет мистер Тамнус в Библии?
Mr. Tumnus представляют Иуда. Сначала он предал Аслана, потому что хотел похитить Люси. Но потом Аслан пришел к нему в огне, потом теряет жизнь, когда замерз.
Что символизирует рахат-лукум в Нарнии?
В «Льве, ведьме и платяном шкафу» турецкие сладости является символом ошибок Эдмунда и его желания чего-то настолько сильного, что он причинит боль другим, чтобы получить это. После того, как Белая Ведьма дает Эдмунду заколдованный турецкие сладости, он в отчаянии или хочет do что угодно, для большего.
Что символизирует фонарный столб в Нарнии?
Металлический столб ударился о землю, и, поскольку земля была такой плодородной, он прыгнул в землю. фонарный столб, горит ярко во веки веков. В других книгах фонарный столб появляется, он символизирует границу между землей и Нарния. В реальном мире пост символизирует К.С. Льюиса и Нарния себя.
Как еще зовут Аслана?
Нарния это фантастический мир, созданный К. С. Льюисом в качестве основного места для его серии из семи фантастических романов для детей, Хроники Нарния. Мир назван так в честь страны Нарния, в котором большая часть действия Паралипоменон место.
Где снимались «Лев-колдунья и волшебный шкаф»?
нет профессор это дигори кирке, который приходит в Нарнию, когда она создается. Вы можете прочитать о нем у племянника фокусника. На другие вопросы о нем можно ответить в ходе обсуждения книги.
Кто отец Аслана?
Императора часто называли «Аслана большой Отец, Император над морем »и другие подобные титулы. Его очень уважали его сын и все, кто почитал Льва.
Как зовут Аслана в реальном мире?
Аслан, также известный как Великий Лев, является создателем и истинным королем Мир Нарнии, и вообще представление всего хорошего.
Как зовут Аслана в реальном мире?
Аслан | |
---|---|
Гонки | Говорящий лев / божество |
Семья | Император-над-морем (отец) |
Национальность | Страна Аслана |
Почему Люси и Эдмунд не могут вернуться в Нарнию?
Короче говоря: Питер и Сьюзен не могут возвращение назад к Нарния, потому что они становятся взрослыми, а это (выражаясь резче) более или менее грех. Они достаточно взрослые, и им нужно сосредоточиться на Боге в этом мире (Аслан в основном представляет Бога в историях, поскольку в них есть христианские темы).
Это указывает на точку зрения Льюиса на Нарния как вымышленная параллельная вселенная. Как писал Льюис в письме миссис Крюк в декабре 1958 года: «Если бы Аслан представлял нематериальное Божество так же, как Гигантское Отчаяние [персонаж в« Путешествии Пилигрима »] представляет отчаяние, он был бы аллегорический фигура.
Что означает лев в Библии?
Аслан Иисус?
По мнению автора, Аслан не аллегорическое изображение Христа, а скорее предполагаемое воплощение Самого Христа: если Аслан представлял нематериальное Божество, он был бы аллегорической фигурой.
Это указывает на точку зрения Льюиса на Нарния как вымышленная параллельная вселенная. Как писал Льюис в письме миссис Крюк в декабре 1958 года: «Если бы Аслан представлял нематериальное Божество так же, как Гигантское Отчаяние [персонаж в« Путешествии Пилигрима »] представляет отчаяние, он был бы аллегорический фигура.
Что случилось с Питером и Сьюзен в Нарнии?
После того, как дети Певенси помогли победить тельмаринов, Питер формально дает Каспиану право управлять свободным Нарния. Питер позже признался Люси и Эдмунду, что Аслан сказал ему, что он и Сьюзен никогда не вернется к Нарния, поскольку они теперь слишком стары и узнали все, что могли, из этого мира.
Кто такой принц Каспиан в Библии?
нет профессор это дигори кирке, который приходит в Нарнию, когда она создается. Вы можете прочитать о нем у племянника фокусника. На другие вопросы о нем можно ответить в ходе обсуждения книги.
К.С. Льюис. Дверь в Нарнию открывается.
Как К.С. Льюис придумал Нарнию?
В отличие от своего близкого друга и коллеги Дж.Р.Р. Толкина, К.С. Льюис пришёл к созданию Нарнии благодаря образу, а не языку. Писатель часто рассказывал, что образ фавна, бродящего по зимнему лесу, появился ещё в подростковом возрасте. Позже К.С. Льюис рассказывал сказки гостившим в его доме детям (они были эвакуированы из Лондона во время войны). Так начиналась история Нарнии, а сам цикл повестей создавался в конце 40-х – начале 50-х годов.
Создавая Нарнию, К.С. Льюис, как и Дж. Р. Р. Толкин, использовал литературу предшествующих эпох, при этом во многом перерабатывая традиционные мифы для своего волшебного мира [1]. Английский писатель переосмысляет множество мифологических пластов через призму христианской традиции, рассматривает мифы и легенды как ещё один шаг в развитии на пути человека к вере.
В «Хрониках Нарнии» К.С. Льюис ссылается на всё то, что он изучал как ученый: античную и средневековую мифологию, английскую литературу и фольклор. Именно поэтому нарнийский цикл содержит взаимоисключающие мифы: в тексте естественным образом сплетаются сюжеты из сказок и христианства. Из такого многообразия отсылок, аллюзий (что-то, что содержит намёк на уже существующий литературный или мифологический образ), смыслов, а также сочетания христианских образов с мифологическими героями и сформировался особый литературный метод К.С. Льюиса.
[1] См.: Simonson, M. The Chronicles of Narnia and The Lord of the Rings: similarities and differences between two children of the Great War / M. Simonson, R. M. Gilete // In: Universidad del Pais Press, 2008, Vol. 2.
В «Хрониках Нарнии» присутствуют и моменты из биографии самого автора. Мать главного героя первой повести цикла смертельно больна. К.С. Льюис ещё в детстве потерял мать, с которой был очень близок. После этого писатель разочаровывается в вере и становится атеистом. Однако в «Племяннике чародея» мать Дигори смогла излечиться благодаря дару Аслана, и тот эпизод можно воспринимать как своего рода попытку К.С. Льюиса отрефлексировать психологическую травму детства.
Начало второй повести «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», когда дети Певенси, эвакуированные из Лондона, едут к профессору Кёрку, также отсылает нас к биографии автора. Но стоит отметить, что для нарнийского цикла из своей жизни К.С. Льюис заимствовал куда меньше, чем из мифологии и более ранних литературных текстов.
Влияние мифологии на мир Нарнии
Заимствования писателем из средневековой и античной мифологии более заметны при рассмотрении существ, населяющих Нарнию. Из античной мифологии для своего волшебного мира К.С. Льюис взял фавнов, кентавров, дриад, наяд, сатир, единорогов, минотавров, сирен, а также бога Вакха (одно из имён Диониса). Населяющие Нарнию гномы, драконы и великаны – герои германо-скандинавской мифологии [1]. Автор нарнийского цикла, как и его коллега Дж.Р.Р. Толкин, создал новых существ – кваклей.
Стоит заметить, что К.С. Льюис делает животных в Нарнии разумными. Человек не может творить с живой природой всё, что ему вздумается. Если одни видят в мышах материал для экспериментов, то автор «Хроник» делает их сознательными гражданами своей волшебной страны. Именно благородный и смелый мышь Рипичип научит Юстаса быть верным и отважным. К.С. Льюис считает, что «истинный знак первенства человека перед животными в том, чтобы признавать перед ними тот долг, который они не признают перед нами» [1].
К.С. Льюис также ссылается на другие образы европейской культуры и литературы. Так, в повести «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» мы встречаем британский аналог Деда Мороза (Father Christmas), мотив бесконечной зимы отсылает нас к скандинавской мифологии, а образ Белой Колдуньи напоминает Снежную королеву из сказки Х.К. Андерсена [2].
[1] МакГрат, А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019.
Библейские сюжеты в нарнийском цикле
Принято проводить параллель между нарнийским циклом и библейскими сюжетами. Это небезосновательно, т.к. «Хроники Нарнии» пронизывает евангельский подтекст: в повестях встречается множество прямых аллюзий и аллегорий (изображение предмета, понятия или явление с помощью конкретного образа; иносказание), отсылающих нас к Библии.
Библейский пласт в «Хрониках Нарнии» был чрезвычайно важен для писателя. Аслан – создатель Нарнии, его образ можно рассматривать как образ Христа, ветхозаветным символом которого является лев. В повести «»Покоритель зари», или Плавание на край света» Аслан предстает перед героями в виде ягненка – это прямая отсылка к Евангелию [1]. Аслан создаёт Нарнию при помощи песни – аллюзия на сотворение словом; он, как и Христос, приносит себя в жертву ради Эдмунда, берёт его страдания на себя и воскресает. Этот эпизод отсылает к сюжету о казни и воскрешении Иисуса [2].
Библейский мотив об искушении появляется почти во всех семи повестях цикла.
В первой повести «Племянник чародея» испытание искушением проходит Дигори: Белая Колдунья пытается уговорить мальчика отнести яблоко больной матери, а не отдавать его Аслану. Но Дигори не поддаётся искушению и в конце получает от Аслана волшебный плод, способный исцелить мать главного героя [3].
В пятой повести «»Покоритель зари», или Плавание на край света» через испытание искушением проходит сразу несколько героев: Люси поддаётся соблазну и при помощи волшебной книги Кориакина подсушивает, что её подруги говорят о ней; Каспиан борется с искушением отправиться с Рипичипом в страну Аслана, чтобы найти там своего отца; Юстасом овладевает желание обладать несметными богатствами, из-за чего мальчик превращается в дракона.
[1] См.: Мамаева Н.Н. Христианство и «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса // Известия Уральского государственного университета. 1999. № 13. С. 114-119.
[2] См.: Simonson, M. The Chronicles of Narnia and The Lord of the Rings: similarities and differences between two children of the Great War / M. Simonson, R.M. Gilete // In: Universidad del Pais Press, 2008, Vol. 2.
[3] См.: Мамаева Н.Н. Христианство и «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса // Известия Уральского государственного университета. 1999. № 13. С. 114-119.
В заключительной повести нарнийского цикла «Последняя битва» наступает конец для старой Нарнии – аллюзия на апокалипсис. Суд, который вершит Аслан в конце повести напоминает Страшный Суд, а в обезьяне Хитре, заставляющем жителей Нарнии поклоняться лже-Аслану, можно рассмотреть образ Антихриста [1].
Говоря об образах, вспомним одного из детей Певенси, Эдмунда. Как Иуда предаёт Христа, так и Эдмунд предаёт Аслана, своих сестёр, брата и фавна мистера Тумнуса из-за зависти к Питеру. Но, несмотря на проступок Эдмунда, Аслан прощает его. Первые король и королева Нарнии Франциск и Елена сопоставимы с Адамом и Евой до их грехопадения, а нарнийская легенда о королях и королевах, в которой детей Певенси называют сынами Адама и дочерьми Евы, напрямую отсылает нас к Библии [2].
[2] См.: Родина М.В. Библейский эсхатологический миф как прецедентный текст в фантастической повести К.С. Льюиса «The Last Battle» (из цикла «The Chronicles of Narnia») // Грамота, 2013, № 11 (29): в 2-х ч. Ч. I. C. 168-171.
Несмотря на множество аллегорий и аллюзий на Библию, нельзя рассматривать цикл «Хроники Нарнии» как пересказ библейских сюжетов. Сам К.С. Льюис писал:
Я не говорю: «Давайте представим Иисуса, как Он есть, в виде Льва Нарнии». Я говорю: «Предположим, была бы такая страна Нарния, и Сын Божий, как Он стал Человеком в нашем мире, стал бы там Львом, и представим, что бы могло случиться» [1].
При чём здесь Платон?
Платоновские идей также повлияли на нарнийский цикл, однако нам наиболее интересна одна – это миф о платоновской пещере. В седьмой книге Платона «Государство» рассказывается о пленниках пещеры, с детства обращённых спиной к свету и заточённых в оковы, которые не позволяют пошевелиться и увидеть истинный мир. Их мир – лишь иллюзия, потому что пленники способны видеть только тени от реальных предметов на стене пещеры.
В повести «Серебряное кресло» жители Подземья находятся под чарами Дамы в зелёном: для них не существует иного мира, кроме Подземья. Гномы, как и пленники в пещере, не могут увидеть истинный облик вещей, отличить подлинное от мнимого. Если обитатели платоновской пещеры ищут истину там, где её нет, то жителя Подземья любую истину стараются отрицать [1].
В седьмой повести нарнийского цикла «Последняя битва» Нарния погибает, но на самом деле старая Нарния оказывается лишь иллюзией, тенью новой, настоящей Нарнии. До этого герои К.С. Льюиса жили в «стране теней», т.е. платоновской пещере, и наконец-то вышли на свет, оказались в истинной Нарнии, куда они попали, следуя за Асланом [2].
Дигори говорит об этом так: «Настоящая вещь отличается от своей тени, как жизнь – от сна» [3]. Профессор Кёрк также добавляет, что обо всём этом он читал у Платона.
[1] См.: Родина М.В. Миф Платона о пещере и повесть К.С. Льюиса «Серебряное кресло»: проблема художественной интерпретации принципов мифологического мышления // Всероссийский научный журнал, 2014, № 2. С. 350–353.
[2] См.: Simonson, M. The Chronicles of Narnia and The Lord of the Rings: similarities and differences between two children of the Great War / M. Simonson, R.M. Gilete // In: Universidad del Pais Press, 2008, Vol. 2.
[3] Льюис К.С. Хроники Нарнии: Вся история Нарнии в 7 повестях / Пер.с англ.: Т. Трауберг, Г. Островской, Е. Доброхотовой-Майковой, Т. Шапошниковой. М.: Эксмо, 2017.
Оказываются в платоновской пещере и гномы, отказывающиеся верить в Аслана. Отрицая истину, они запирают себя в хлеву и видят только то, во что верят сами. Через всю последнюю повесть проходит мысль о том, что «только то, что ценно и имеет смысл, – реально» [1].
Так, при создании Нарнии К.С. Льюис не просто использует аллюзии, отсылающие к Священному Писанию, и заимствует сюжеты, образы из средневековой литературы, но и заново изобретает европейский миф.
Цикл повестей «Хроники Нарнии» – окно в реальность. К.С. Льюис видел в путешествии по своей волшебной стране шанс по-другому посмотреть на наш собственный мир, расширить представление о реальности. А мы надеемся, что данная статья помогла Вам узнать об истоках мира Нарнии чуть больше.
Екатерина Малова
[1] См.: Родина М.В. Миф Платона о пещере и повесть К.С. Льюиса «Серебряное кресло»: проблема художественной интерпретации принципов мифологического мышления // Всероссийский научный журнал, 2014, № 2. С. 350–353.
Дельфис
Последнее обновление
Статьи по теме
Рекомендуемые книги
Подписка на рассылки
Оставайтесь с нами
Отзывы наших читателей
Тайный свет Нарнии
Если бы нам удалось хотя бы для одного процента читателей сменить понятие «Космос» на понятие «Небеса», это было бы неплохим началом.
Немного об авторе и его книгах
После выхода на экраны кинофильмов «Лев, Колдунья и Волшебный шкаф» (2005 г.), «Принц Каспиан» (2008 г.) и «Покоритель Зари» (2010 г.) интерес к творчеству писателя К.Льюиса значительно возрос.
Клайв Стейплз Льюис (1898–1963) – выдающийся английский и ирландский писатель, учёный и богослов, родился в Белфасте (Северная Ирландия) в семье стряпчего. Когда мальчику не было ещё 10 лет, он потерял мать, и отец отдал его в закрытую частную школу-интернат далеко от дома.
Первое знакомство Клайва Льюиса с другим оксфордским учёным-филологом и писателем Джоном Р.Р.Толкином произошло в 1926 году. Поначалу будущие знаменитости друг друга не впечатлили, однако со временем нашли общий язык – оба увлекались скандинавской мифологией. В 1931 году убеждённый католик Толкин изложил Льюису аргументы, побудившие последнего принять христианство. Льюис, читавший «Властелина Колец» в черновиках, был в восторге от книги и уговаривал Толкина работать над ней дальше. Позже тот писал: «Лишь он один убеждал меня в том, что моя писанина может быть чем-то бóльшим, нежели обычным хобби». Кто знает, если бы не дружба двух оксфордских преподавателей, история фэнтези могла бы пойти по совершенно другому пути.
Обложка книги Б.Гормлей «К.С.Льюис. Человек за Нарнию»
В начале 1930-х годов Льюис и Толкин вступили в литературный клуб под названием «Инклинги». Это слово-перевёртыш. В прямом переводе с английского «inkling» означает «намёк», а если рассмотреть его части, то корень «ink» – «чернила» – и суффикс «ling» вместе дают слово «чернильник», «чернильщик» или даже «чернилянин».
Клайв Льюис быстро стал душой и негласным лидером инклингов. В организацию входило несколько десятков человек, все – христиане, все – мужчины, большинство – из Оксфорда. По сути, инклинги были не более, чем узким кругом друзей. Они собирались по вторникам в пабе, а по четвергам у Льюиса, читали и обсуждали собственные сочинения, беседовали на всевозможные темы, пили пиво и курили трубки. Но главное – этот узкий круг друзей создавал творческую атмосферу, духовно поддерживал начинающих писателей. Здесь обменивались мыслями, идеями и целыми философскими концепциями. В период «Инклингов» Толкин писал «Хоббита» и «Властелина Колец», а Льюис – «Космическую трилогию» и первые «Хроники Нарнии» [1]. Можно сказать, что именно инклингам эти книги обязаны тем духовным зарядом, который делает их интересными и современными даже полвека спустя.
Памятник К.С.Льюису в Белфасте
Только закрыв последнюю страницу «Хроник Нарнии», можно сполна оценить всю красоту, величие и ценность замысла писателя, сумевшего так просто, точно и занимательно рассказать детям – и взрослым тоже – о самых главных вещах: о нас и нашем мире; о том, каким он мог и должен был бы стать; и даже чуть-чуть о Царстве, в которое наше падшее человечество, подошедшее сейчас к очередному скачку в своём эволюционном развитии, должно вернуться и обязательно вернётся. К сожалению, не без потерь.
Создание Нарнии: в начале было Слово.
Волшебство начинается так: дети из нашего мира попадают в мир, где царит извечное НИЧТО, тьма и тишина (подобно описанному в библейской Книге Бытия). И вот, изначальным СЛОВОМ (Иоан. 1:1–5) – Звуком и Песней – Лев Аслан ткёт материю мира: зажигает светила на небесах (Быт. 1:14), покрывает землю растениями (Быт. 1:11), творит животных, рыб и птиц (Быт. 1:20–21). Вот как это описывает Клайв Льюис в книге «Племянник чародея» (гл. 8):
Из Библии мы знаем, как первый человек – Адам – получил душу от дыхания Бога (Быт. 2:7). И то же самое о процессе одушевления, но сказанное другими словами, мы находим в главе 1 «Сефер Иецира» (Книги Творения), приписываемой патриарху Аврааму: «Десять сефирот без ничего: первая (сефира) – Дух Бога Живого – благословенно и благословляемо Имя Его, вечно живого! Голос, дуновение («ветер», «дух») и слово – и это есть Дух Святой».
Теперь давайте сравним: «…Лев раскрыл пасть, но вместо звуков издал только долгий, тёплый выдох, который, казалось, качнул всех зверей, как ветер качает деревья… Каждая капля крови в жилах Дигори и Полли вспыхнула, когда они услыхали необыкновенно низкий и властный голос: «Нарния, Нарния, Нарния, проснись! Люби. Мысли. Говори. Да будут твои деревья ходить. Да будут твои звери наделены даром речи. Да обретут душу твои потоки»».
Вперёд, в страну Аслана. Фото А.О.Кировой
Так описать картину творения могуществом Божественного Слова и силой звука, способного создавать и разрушать миры, мог только очень талантливый человек, в котором, к тому же, ещё жив ребёнок. Он знал, что, в отличие от большинства взрослых, почти все дети умеют думать сердцем; поэтому им легко будет и понять, и принять Откровение, которое в Священном Писании сформулировано так: «В начале было Слово (звук, энергия, сила), и Слово было у Бога (Творца), и Слово было Бог (Всемогущий)… Всё чрез Него начало быть…»
Магия числа 7 1
«Хроники Нарнии» – цикл из семи детских фантазийных книг. Число 7 то и дело встречается в книгах Льюиса: это и семь лордов, и семь одиноких островов, и семеро братьев рыжих гномов, семилетняя спячка, семь друзей Нарнии, семеро королей и королев и т. д.
Чем же так важна для писателя цифра 7?
Она – символ всего таинственного и магического, это самое интересное и самое загадочное, волшебное число Вселенной, и означает оно полноту и совокупность. В семёрке воплотилась главная тайна мироздания: «Тайна за семью печатями». Недаром Божественное творение состоялось в семь дней, в музыкальной гамме – семь нот, в радуге – семь цветов, в неделе – семь дней.
Все религии, все духовные движения прошлого и современности безоговорочно признают особое значение этого таинственного числа, возможно, одного из ключевых чисел для всего мироздания. В иудаизме число 7 повторяется многократно, что подчёркивает его магическую силу в глазах древних израильтян и символизирует законченность, совершенство: семь дней творения, семь заповедей Ноя, семь патриархов, семь коров и семь колосьев в видениях Иосифа, семь дней посвящения священников, семь видов растений, семь кругов вокруг Иерихона, семь нот арфы Давида, семь смертных грехов.
В христианстве цифра 7 столь же значима. «Всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро», «. и прошло семь лет изобилия. и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет». В Священных Писаниях мы встречаем семь чинов ангельских, семь недель Великого поста, семь чаш, семь царей, семь язв, семь духов божьих, семь звёзд – всего не перечислишь.
Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако в исламе число 7 имеет особенный смысл. Согласно ему, существует семь небес, и попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство, поэтому 7 – это священное число ислама.
В браминском и буддийском верованиях семёрка тоже священна. Согласно преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. От индусов пошёл обычай дарить на счастье семь слоников – фигурок из кости, дерева или другого материала.
А что же можно найти семеричного у мистиков и теософов?
У Е.П.Блаватской вы не раз встретите эту цифру: семь врат, семь миров, семь звуков в едином, семь ступеней познания, семь Превышних Владык, семеричные Иерархии, семь мистических чувств и т. д. В Агни Йоге прочтёте, что «космос построен на семеричном основании», что «лучшее для круга число – семь», а также о семи кругах ясновидения, семи чувствах астральных, семи главных центрах, отвечающих семи принципам человеческого существа, и о прочей семеричности в самом человеке и вокруг него.
Льюис и Гнозис
Если это так, то я должен постараться, с одной стороны, никогда не приходить в отчаяние, проявляя неблагодарность за эти земные благословения, а с другой стороны, мне не следует принимать их за что-то другое, копией или эхом, или несовершенным отражением чего они являются. Я должен хранить в себе этот неясный порыв к моей настоящей стране, которую я не сумею обрести прежде, чем умру. Я не могу допустить, чтобы она скрылась под снегом, или пойти в другую сторону. Желание дойти до этой страны и помочь другим найти туда дорогу должно стать целью моей жизни».
Такие мысли очень близки гностикам, для которых греческое слово «гнозис» означает знание, обретённое в откровении; ведь это знание ответов на извечные вопросы: кто мы; зачем пришли на землю; куда отправимся после смерти; какова истинная цель нашей жизни? Ответы на них содержит так называемое Универсальное Учение, у которого очень древние корни, поскольку оно сопровождает человечество со времён Адама. Это идущее от Бога живое, неискажённое знание. Прикоснувшегося к нему человека неизбежно охватывает некое беспокойство, у него появляется смутное ощущение, что в нашем мире он – не дома, что нужно искать путь в свою страну. Такое беспокойство гностики и называют зовом предвоспоминания, или, по Платону, анамнезисом. Ведь если в человеке проснулось, пусть неясное, воспоминание о своей истинной Родине, у него, как правило, появляется мечта пробудить это чувство в максимально большом числе ищущих людей. Это воспоминание будоражит его. В апокрифическом тексте «Деяний Иуды Фомы» (II в. н. э.) сохранилась гностическая «Легенда о жемчужине», повествующая об обретении этого воспоминания: вот оно, «подобно орлу, царю всех птиц, прилетело и опустилось около меня, и стало всё говорить… Вспомни, что сын царей ты… вспомни о жемчужине, ради которой ты пришёл в Египет. Подумай об одеянии сверкающем твоём, и тогу твою великолепную вспомни… И голосом его… я был разбужен и встал ото сна моего… и в согласии с тем, что в сердце моём запечатлелось, были слова послания, мне написанного» [2].
Эти слова о вести из небесной Родины мы читаем в так называемом «Гимне души», или «Легенде о жемчужине», – гностическом фрагменте, сохранившемся в известном раннехристианском апокрифе «Песнь Иуды Фомы апостола в стране индийцев» (II в. н. э.). К этой легенде текст Льюиса отсылает нас в истории о принце Рилиане из книги «Серебряное Кресло». Заколдованный принц Рилиан только по ночам помнит о своём царском происхождении, но тогда он привязан к серебряному креслу и не может вырваться из плена. Не так ли и каждый из нас (кто догадался, что мы – пленники в нашем диалектическом мире, где всё прекрасное неизбежно превращается в тлен, а жизнь всегда заканчивается смертью) мечтает об освобождении, но не в состоянии его осуществить, ибо не знает, как разорвать верёвки, привязывающие его к его собственному «серебряному креслу»?
Будучи талантливым писателем, Клайв Льюис создал мир, который трудно не полюбить. Нарния – это набросок, образ того Чуда, которое ждёт людей впереди. Как уже сказано, воспоминание о Царстве, бывшем когда-то нашим домом, из которого мы пали в незапамятные времена, запрятано в нас так глубоко, что мы почти забыли о своём божественном происхождении. Между тем, уже тысячи лет из этого Царства летит обращённый к людям зов: «Вернитесь, вернитесь, дети Отца!» Увы, все имеют уши, да не все слышат. А гностики точно знают: путь Домой есть! Он открыт для каждого! И человек, если захочет, может пройти его в течение одной жизни! Это – дорога в бессмертие, в мир Божественного Света, где нет болезней, горя, потерь. Там – Родина нашего человечества, наша Нарния. И большинство людей вернётся туда. Обязательно вернётся, ибо Бог не оставляет дела рук Своих.
Дети из мира людей, попадающие в придуманную Льюисом страну и встречающиеся с её творцом – могучим Львом Асланом, не являются нравственно зрелыми, а некоторые из них просто порочны. Но в Нарнии они становятся по-настоящему храбрыми, добрыми и правдивыми, все избавляются от главного зла – собственного эгоизма. И лекарство от нравственных недостатков – их встречи с Асланом.
Так же как Бог иудейско-христианского мира очень редко вмешивается в ход событий, чтобы предотвратить страдания и деградацию земель и народов, творец Нарнии тоже отсутствует на протяжении бóльшей части её истории. Он появляется вновь только в ключевые для этой страны моменты. И мы видим, что происходит при исчезновении Бога из сотворённого им мира, из душ его обитателей: жизнь начинает цениться дёшево, люди и другие разумные существа выдумывают собственных божков и провозглашают свои собственные «добродетели» и ценности.
Своей божественной безусловной любовью Аслан творит чудеса исцеления, избавляет героев от их старой сути. Но некоторые вещи неподвластны даже Богу. Например, невозможно заставить людей быть совершенными, просто дав им свободную волю. По этой причине многие нравственные уроки и уроки веры мы должны постигать только через боль.
Насколько точна эта теория, видно на примере Юстеса. Сила собственных нравственных пороков превратила мальчика в дракона, и он испытал ужасную боль, когда Аслан сдирал с него эту шкуру. Многим в нашем взрослом мире, давно ставшим «драконами» и часто даже не подозревающим об этом, тоже придётся мучительно сдирать с себя драконьи шкуры, если они захотят снова быть Людьми. Бог причиняет нам боль, чтобы сделать нас лучше. Он хочет сделать нас лучше, потому что нас любит.
«Хроники Нарнии» не рассказывают об Иисусе Христе, а лишь указывают на Него. Более того, они ведут читателей к Христу. В них нет повторения истории Иисуса: Аслан – не Иисус; а Нарния – не христианский мир. Но есть некоторые намеренные параллели с библейскими сюжетами.
В сказке «Покоритель зари, или плавание на край света» (англ. The Voyage of the Dawn Treader, 1952) Аслан является путешественникам в виде ягнёнка (агнца), жарящего рыбу на завтрак. И дальше – самое важное! – ягнёнок говорит детям, что они должны найти свой путь в прекрасную страну из их собственного мира:
« – …ты встретишь меня там, дорогая моя, – ответил Аслан.
– Разве. разве Вы есть и там, сэр? – спросил Эдмунд.
– Я есть повсюду, – ответил Аслан. – Но там я ношу другое имя. Вы должны узнать меня под этим именем. Именно для этого вам и позволили посетить Нарнию, чтобы, немножко узнав меня здесь, вам было бы легче узнать меня там».
Герои Льюиса спасаются только своей верой. А вера, по мнению писателя, это – убеждение вопреки доказательствам. Когда такой веры нет, даже Аслан не может освободить, как в странной и трагической истории о гномах-отступниках из книги «Последняя битва» (англ. The Last Battle, 1956), которых бросили в Хлев. «Вот видите, – промолвил Аслан, – они не позволяют нам помочь им. Они выбрали хитрость вместо веры. Их тюрьма внутри них, и потому они в тюрьме. Они так боятся быть обманутыми, что не могут выйти из неё».
Вокруг Нарнии, лишь ненадолго затихая, идёт Армагеддон: то и дело Зло нападает, стремясь завладеть прекрасной страной, а Добро защищает её. В эти крутые времена сюда и попадают человеческие дети, сыновья и дочери Адама и Евы, чтобы принять участие в битвах на стороне Добра, чтобы ошибаться и исправлять ошибки, мужать и брать на себя ответственность. Здесь они сталкиваются с существами, которых писатель называет полулюдьми. (Речь не о кентаврах. Они в Нарнии тоже есть, но это – благородные существа.) Именно от полулюдей идёт всё зло в придуманном Льюисом мире, как, впрочем, и в нашем, человеческом.
Ведь если быть предельно честными, нам придётся признать, что мы несколько преждевременно присвоили себе имя «человек». Во многих из нас ещё очень сильно животное начало. Это оно постоянно побуждает людей бороться за самосохранение, убивать себе подобных, воевать за место под солнцем, материальные блага, территории, власть. Это из-за него жизнь человечества так часто напоминает театр абсурда.
И всё так и будет продолжаться до тех пор, пока каждый получеловек нашего мира не захочет стать Человеком. Или, как сказал Апостол Павел, пока каждый не совлечёт с себя ветхого человека и не облечётся в нового. Такими вот простыми словами он обозначил великий процесс, который гностики называют трансфигурацией, а христиане – преображением и воскресением, процесс, который всему человечеству на собственном примере продемонстрировал Бого-Человек Иисус Христос.
И так вплоть до самого финала Нарнии – Апокалипсиса (повесть «Последняя битва»). Только Сьюзен, к сожалению, не вернулась в преображённую Нарнию, в своеобразный нарнийский рай – ведь она не сумела сохранить себя… Рай, который оказался многомерным пространством: «Сейчас вы глядите на Англию внутри Англии. Настоящая Англия – то же самое, что и настоящая Нарния, ведь в той Англии, что внутри, всё хорошее сохраняется». А жизнь вне преображённой Нарнии была лишь слабым её отражением, как об этом читаем мы в «Последней битве»:
«Послушай, Питер, когда Аслан сказал, что ты никогда не вернёшься в Нарнию, он имел в виду ту Нарнию, которую ты знал. Но это была не настоящая Нарния. Та имела начало и конец. Она была только тенью или копией настоящей Нарнии, которая всегда была и будет; так же как и наш собственный мир. Англия и всё остальное – это только тень или копия чего-то в настоящем мире Аслана. И не надо оплакивать Нарнию, Люси. Всё, что было важного в старой Нарнии, все добрые существа, вошли в настоящую Нарнию через Дверь. Она, конечно, в чём-то отличается – как настоящая вещь от копии или бодрствование – от сна». Льюис предполагает, что материальный мир не основа действительности, только копия божественного оригинала.
Идеи Льюиса о времени ведут нас к философским размышлениям о сверхъестественных научных открытиях и глубокомысленных теологических темах. Заявление Аслана «Я называю любое время скоро» интерпретирует убеждение, что Бог находится вне времени. Льюис считает, что каждый момент времени от начала времён «всегда является настоящим для Бога», обозначает ещё, что обладает бесконечной жизнью без прошлого, настоящего и будущего, которую он воспринимает как одновременное единство в вечном настоящем. В Библии Бог воззвал к Моисею из горящего и говорящего тернового куста: «Я есмь Сущий», то есть – Я всеживущий (Исх. 3:14).
«Он подошёл к двери, и все последовали за ним. Он поднял голову и прорычал: «Пришло время!», и затем громче: «Время!», и затем так громко, что голос его дошёл до звёзд: «ВРЕМЯ». И Дверь открылась», – так Аслан зовёт Отца Времени, трансцендентное существо, отвечающее за ход времён, которое уже однажды видели Джил и Юстэс. «Джил и Юстэс вспомнили, как однажды, много лет назад, в глубокой пещере на северной равнине они видели огромного спящего великана, и им сказали, что его зовут Отец Время, и проснётся он в тот день, когда мир кончится» («Последняя битва»). Отец Время отвечает только за движимый, диалектический полный, дуальность мир, а неподвижный мир вне времени принадлежит лишь Аслану.
В Нарнии были не только говорящие, а, значит, мыслящие животные, но и люди, обладающие Божественным огнём. Однако эту искру Лев Аслан (Бог) вдохнул в них не сам непосредственно, а через детей. Именно – через детей! Почему? Вспомним запрет появляться в Нарнии детям старше определённого возраста: им разрешалось не более двух посещений, за исключением самых младшеньких – Люси и Эдмунда. Это было сделано в прямом соответствии с заповедями Иисуса Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное», «Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдёт в него». Ведь только дети, с их чистотой сердца, наиболее легко способны открыться свету Божественного и воспламенить атом-искру сердца. Люди забывают, что всё человеческое существование греховно. И Божественную искру жители Нарнии получили именно от первых своих королей – детей Питера, Люси, Эдмунда и Сьюзен. А после выполнения главной миссии дети вернулись обратно в свой мир, предоставив Нарнии развиваться своим путём. А Лев Аслан самим фактом своего присутствия лишь немного корректировал это развитие. И не случайно проходило время, и при принципиальных поворотах истории Нарнии туда засылались другие дети, именно для подпитки Божественной энергии, которая без них начинала истощаться и угасать.
Мир идей Платона в истории Нарнии
В конце «Последней битвы» Дигори бормочет себе под нос: «Это всё есть у Платона, всё есть у Платона». Считать ли, что этой фразой Льюис намекает, что ключ к пониманию Хроник можно найти в трудах Платона? Дигори или он же профессор лорд Дигори из книги «Лев, колдунья и платяной шкаф», помогая детям разобраться в проблеме о разумности Люси, задаёт вопросы и хочет заставить детей самих докопаться до сути дела. Сократ в диалогах Платона из книги «Государство», особенно ранних, более склонен задавать вопросы, чем отвечать на них. Его вопросы заставляют людей, которых он спрашивает, задуматься над трудностями, о которых они не помышляли ранее. Иногда они дают такие ответы, о которых и не подозревали. И находят их не в книгах, а где-то внутри себя. Такой метод расспросов получил название «метод Сократа». Из этого видно, что и профессор лорд Дигори пользовался им в диалогах с детьми.
В «Серебряном кресле» есть и ещё кое-что от Платона: там встречается образ, который очень похож на знаменитый его «Миф о пещере». Основная мысль, которую хочет донести Платон с помощью «Мифа о пещере», – это контраст между видимостью и реальностью. Согласно мифу Платона, мы можем вырваться из пещеры нашего невежества с помощью философии, и разум выведет нас за пределы пещеры, чтобы увидеть истинные ценности, освещённые светом Истинного Солнца, которое, согласно Платону, символизирует высшую сущность, само Добро.
В книге «Племянник Чародея» Дигори и Полли переносятся в различные миры через пруды в Лесе между мирами с помощью особых, обладающих магией возвращения жёлтых и зелёных колец, через магию таинственного вещества – песка, принадлежавшего культуре затонувшей Атлантиды, из которого и были сделаны данные кольца. В книгах «Последняя Битва» и «Лев, колдунья и платяной шкаф» попадают в другие миры через двери в хлеву и платяном шкафу. Пруды и двери между мирами – аналог «червоточин», тоннелей в пространстве, о которых сейчас говорят в учёном мире. Мысль Льюиса, что есть миры внутри миров, вместо миров над мирами, как предполагает Платон, наводит на мысль о русских матрёшках: когда внутри маленькой фигурки находится фигурка ещё меньше. Льюис предполагает, что небеса – это по-прежнему жизнь исследований и приключений. Даже если мы исследовали одну Нарнию полностью, всегда есть другая, которую тоже необходимо исследовать: «они открыли Первую Главу в Великой Истории, которую не читал никто в мире: истории, которая длится вечно и в которой каждая глава лучше, чем предыдущая» («Последняя битва»).
И самая диалектическая мысль Платона о существовании мира идей была использована в качестве её опровержения Льюисом в книге «Последняя Битва» в конце последний главы. Противопоставляя идею Платона о том, что рай может быть только отчаянным плодом нашего собственного воображения, Аслан уверяет Люси и других, что именно их земная жизнь была сном: «Ваши родители и вы – в том мире, Мире Теней – мертвы. Учебный год окончен, каникулы начались. Сон кончился, это утро». То, что теперь ждёт их, является истинной реальностью: «…сейчас вы глядите на Англию внутри Англии. Настоящая Англия – то же самое, что и настоящая Нарния, ведь в той Англии, что внутри, всё хорошее сохраняется» («Последняя битва»).
Что изменилось в нашем мире с приходом Иисуса Христа? На первый взгляд, почти всё осталось, как прежде. Но это только на первый взгляд. Главная благая весть, которую принёс людям Сын Божий, это знание о том, что нынешний природный порядок, то есть наш сегодняшний мир с его жестоким законом причин и следствий (кармы) и необходимостью реинкарнировать, снова и снова повторяя дорогу от колыбели к могиле, – преходящ! Как преходящ и сегодняшний человек! Проще говоря, мы станем другими и вернёмся в нашу настоящую, божественную «Нарнию», дверь в которую вновь открылась для нас после воскресения Иисуса Христа.
«Есть тела небесные и тела земные… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия… Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла, 16:40, 49–51,53).
1 По вопросу численного символизма семёрки в Ветхом Завете, и в целом на Древнем Ближнем Востоке, недавно издан специальный сборник трудов, включающий подробную библиографию по числовому символизму и нумерологии цифры 7 (Reinhold G. Einführung: Die Zahl Sieben in Natur und Kosmos // Die Zahl Sieben im alten Orient: Studien zur Zahlensymbolik in der Bibel und ihrer altorientalischen Umwelt. Frankfurt, 2008. 177 S). В связи с юбилейным, 70-м номером журнала «Дельфис», в примечании 1 автором сделан дополнительный анализ значения цифры 7 в текстах гностиков. – Прим. ред.
2 Проведённый автором нумерологический анализ гностических текстов показывает, что цифра 7 имеет здесь совершенно особое значение, связанное со свойствами духовной сферы. Так, в гностическом апокрифе «Пистис София» – пленённая в материи София спасается: «…говоря своё покаяние в Семидесятом Псалме» и «через Давида в Седьмом Псалме». Здесь неоднократно упоминаются семь небес, семь гласных и сорок девять сил, семь Аминей, семь гласов, семь глав, василиск семиглавый, семь девственниц Света, седьмой эон сферы, семь раз, «не до семи, но до семижды семидесяти раз», семь прочих Дев Света, семь ликов, семь кошачьих морд, семь собачьих морд, семь сил левой части, «в седьмой палате», «Седьмой Спаситель Эманаций Седьмого Гласа Сокровища Света», Седьмое покаяние. В каждой мистерии, аллегорически раскрываемой, мы всегда должны искать не только лишь одно значение, но многоплановость смысла, особенно же в тех, где появляется число семь, и оно же, умноженное на семь, десять или сорок девять. В особо важном для гностиков Апокрифе Иоанна мы также встречаем семь царей, семь небес, семь сил, семиглавый змей, семь сущностей душевных; «…их семь: Афоф, Армас, Калила, Иабель, Саваоф, Каин, Авель»; «…их семь: Михаэль, Уриэль, Асменедас, Сафасатоэль, Аармуриам, Рихрам, Амиорпс». Согласно книге современных гностиков Яна Ван Рэйкенборга и Катарозы де Петри «Универсальный Гнозис», «…микрокосмос имеет семь различных аспектов, из которых каждый также делится на семь частей. Мы говорим о семи сферах (принципах) макрокосмоса. Однако микрокосмос тоже обладает семью сферами». Здесь также упоминаются: семь различных спиралей сознания, семеричная связь, святой семеричный Свет, семь мистерий, семь золотых светильников, человек с семью звёздами, семеричный Дух, семь освобождающих действий и т. д.
3 В «Пистис София» ученики просят Учителя Иисуса открыть им «Тайны Света Отца Его» – то есть тайну Высшего «Я», озарённого через Посвящение и Божественное Знание. Иисус отвечает: «Вы ищете проникнуть в тайны эти? Но нет высшей тайны, нежели эти, которые приведут души ваши в Свет Светов, в область Истины и Добра, в область, где нет ни мужчин, ни женщин, ни формы, но лишь Свет вечный, неизречённый. Потому нет ничего превосходнее, нежели тайны, в которые вы ищете проникнуть, за исключением лишь тайны о семи Гласных и их сорока девяти Сил, а также и чисел их. И нет имени превосходнее, нежели все эти Гласные ». По представлениям александрийских гностиков, первоимена состояли из гласных, то есть горний мир творился певучим «именованием».
4 В Евангелии от Марии мы находим: «…увидела четвёртую власть в семи формах. Первая форма – это тьма; вторая – вожделение; третья – незнание; четвёртая – смертная ревность; пятая – царствие плоти; шестая – лукавство плоти; седьмая – яростная мудрость. Это семь господств гнева».
5 «Но мисс С., которая мне казалась уже почти старой, была ещё так молода, что не достигла духовной зрелости, она всё ещё искала истины со всею страстью чистой души. Проводников на этом пути тогда было ещё меньше, чем сейчас. Она затерялась между теософами, розенкрейцерами и спиритами, заблудилась в лабиринте англо-американского оккультизма. Ей бы и в голову не пришло подрывать мою веру – она хотела только внести в комнату свечу, не ведая, что комната полна пороха».
[1] «Племянник Чародея» (англ. The Magician’s Nephew, 1955), «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (англ. The Lion, the Witch and the Wardrobe, 1950), «Конь и его мальчик» (англ. The Horse and His Boy, 1954), «Принц Каспиан» (англ. Prince Caspian: The return to Narnia, 1951), «Покоритель зари, или плавание на край света» (англ. The Voyage of the Dawn Treader, 1952), «Серебряное кресло» (англ. The Silver Chair, 1953), «Последняя битва» (англ. The Last Battle, 1956).
[2] Мещерская Е.Н. Деяния Иуды Фомы. М.: Наука, 1990. С.171.