напротив эрмитажа расположено здание что это

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Фотографии

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что этонапротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что этонапротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что этонапротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что этонапротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Знаменитое полукруглое строение Главного Штаба украшает Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге. Строительство здания началось еще в 1819 году и длилось более 10 лет.

Фасады Главного Штаба охватывают южную часть всей Дворцовой площади. Вместе со знаменитым Зимним дворцом они создают гармоничную композицию, аналогов которой по размерам в Европе нет.

Кому сегодня принадлежит здание

Восточный корпус Главного Штаба в 1993 году отдали Эрмитажу. Теперь в этом крыле хранятся картины живописцев XIX-XX веков и проводятся выставки работ современных художников. Западное крыло принадлежит Российскому Западному военному округу, в этой части строения размещается командование округа.

Архитектурные особенности Главного Штаба

Он состоит из двух отдельных корпусов, соединенных в центре аркой. Фасады строения образуют дугу. Ее длина 580 метров.

Арка, посвященная героям 1812 года, является значимой частью архитектурного памятника. Ее украшает колесница, запряженная шестью лошадьми. Центральное место занимает богиня Ника (крылатая Слава). В одной руке она держит лавровый венок, в другой — штандарт. Коней, расположенных по краям скульптурного ансамбля, сдерживают античные воины.

Эта грандиозная композиция символизирует воинскую славу. В орнаментах, украшающих здание, можно увидеть много лавровых венков, каждый из них служит символом победы. И посетителей Дворцовой площади приветствуют лавровыми венками скульптурные воины в античных доспехах.

Арка венчает архитектурный комплекс Главного Штаба и поражает всякое воображение, прежде всего, своей красотой, грандиозностью и уникальностью, а также своим величием:

Если бы колесница, украшающая арку, была выполнена из чугуна, то она весила бы около 80 тонн. Поэтому фигуры было решено сделать из медных листов, укрепив их на чугунном каркасе. Это позволило уменьшить вес конструкции в 5 раз.Форму фигурам придавали с помощью выколотки.

По легенде, когда Николай Первый выразил свои сомнения Росси в том, что арка выдержит нагрузку, архитектор ответил, что будет стоять на вершине конструкции в тот момент, когда уберут все строительные опоры и леса. Росси вместе со своими рабочими поднялся на арку, и конструкция выдержала вес нагрузки. Эта история была записана биографом Паниным со слов внучки архитектора.

История здания

Идея объединить здания, которые расположены напротив Зимнего дворца, под одним фасадом принадлежала императору Александру Первому. Из казны были выделены деньги для выкупа домов, находящихся на месте будущей застройки. Часть купленных строений была снесена, а оставшиеся дома были включены в общий план.

После 1917 года в этом крыле был Наркомат иностранных дел. Позже в нем разместили Управление милиции и штаб местного военного округа.

Во время блокады строение подвергалось бомбардировкам, поэтому его пришлось восстанавливать в 1948-1950-х годах. Колесницу Славы отреставрировали в 2000-м.

Сегодня Главный Штаб включен в Единый реестр объектов культурного наследия России. Увидеть этот архитектурный памятник желает каждый гость Северной столицы. Поэтому здесь всегда людно и часто можно услышать различные говоры народов России и почти все языки мира от зарубежных гостей.

Источник

Здание Главного штаба

Здание Главного штаба формирует центральную Дворцовую площадь, описывая огромную дугу вдоль всей ее южной части перед Зимним дворцом, и составляет с ним единый архитектурный ансамбль. Два корпуса здания соединяет триумфальная арка, увенчанная «Колесницей славы», которая одновременно является монументом в честь победы России в Отечественной войне 1812 года и парадным входом на площадь.

Содержание:

Историческая справка
Архитектура здания
Экспозиция и достопримечательности
Где находится и как добраться

Историческая справка

До начала XIX века застройка Дворцовой площади перед Зимним дворцом не соответствовала статусному предназначению пространства. Различные по стилю и этажности дома теснились между Мойкой и Малой Миллионной улицей, — в них проживали купцы, чиновники, военные, ремесленники; здесь стояли торговые дворы немцев и англичан. Среди знатных владельцев недвижимости значились князь Куракин, баронесса Строганова, граф Брюс, потомки царского фаворита Ланского.

Идея преобразования главной площади столицы принадлежала Александру I. Считая необходимым расположить государственный административный центр на Дворцовой площади, приблизив его к императорской резиденции, 16 марта 1819 года император издал соответствующий указ.

Еще накануне войны с Наполеоном была проведена реорганизация Генерального штаба. Его учреждения, прежде разрозненные, поместили в одном здании на Дворцовой площади, выкупив для этого дом статс-секретаря Молчанова. После победы в войне возникла необходимость сохранить завоеванные внешнеполитические позиции, для чего потребовалось держать под боком также и дипломатический корпус.

На выделенные из казны деньги у частных владельцев были выкуплены участки под будущую застройку. Приобретение всей необходимой территории оказалось дорогостоящей затеей. Серьезной мотивацией для финансирования послужило решение переселить на Дворцовую площадь министерство финансов. Проект требовал больших денежных затрат, но министр финансов Дмитрий Александрович Гурьев выплаты не задерживал – уж очень ему хотелось получить апартаменты с видом на Зимний дворец.

Для выполнения высочайшего плана был приглашен архитектор Карл Иванович Росси, состоявший членом Комитета строений и гидравлических работ. В то время этот Комитет являлся основным градостроительным учреждением, осуществлял проектирование мостов и регулирование застройки улиц и площадей. Перед зодчим стояла непростая задача: при возведении новых зданий вдоль дугообразной траектории площади создать единый гармоничный ансамбль с Зимним дворцом, тем более что Александр I пожелал, чтобы эти новые здания объединял общий фасад.

Начало строительных работ датируется 1820 годом, — от закладки здания до полного завершения постройки потребовалось 10 лет. Как и планировалось, западное крыло занял Главный штаб, в восточное крыло въехали Министерства финансов и иностранных дел.

Сегодня западный корпус занимает Российский Западный военный округ во главе с его командованием. Восточный корпус за годы советской власти неоднократно менял хозяев. Вначале он был предоставлен Наркомату иностранных дел, позднее сюда переехало Управление милиции.

В 1993 году Восточное крыло здания передали Эрмитажу. С этого момента там стали размещать экспозиции и проводить выставки. К 2014 году завершили реставрационные работы и реконструкцию, экспозиционный корпус полностью открыли для посетителей.

Архитектура здания

Великому Карлу Росси удалось совместить несовместимое: в гармоничном ансамбле соединить Растреллиевский Зимний дворец — шедевр русского барокко, и здание Главного штаба в стиле ампир, сохранив при этом доминирующее значение императорского дворца.

Протяженность фасада здания 580 метров (самого длинного по тем временам в Европе).

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Простота и классическая строгость его оформления подчеркивает масштабность императорской резиденции, ее пропорции и нарядную роскошь.

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Триумфальная арка Главного штаба соединяет два корпуса здания и расположена точно напротив парадного въезда в Зимний дворец. Чтобы это осуществить, архитектору пришлось перестроить улицу, ведущую на площадь, и замаскировать образовавшийся поворот созданием не одной, а трех арок. В результате вся площадь развернулась к Зимнему дворцу.

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

При подготовке площадки под строительство согласно утвержденному проекту часть старых домов снесли, сохранив стены и частично интерьеры тех строений, которые представляли ценность. В частности, Росси – ученик Кваренги, проявил уважение к трудам своего наставника, оставив залы, украшенные росписью по его рисункам. До нас также дошла мраморная лестница из дома Ланского, она находится в библиотеке Главного штаба.

Сохранена была и великолепная дугообразная линия фасадов. Русский зодчий А. В. Квасов спроектировал криволинейное направление застройки площади еще во второй половине XVIII века. Это оказалось очень кстати, так как позволило избежать монотонности, ведь параболическая форма позволяет видеть одинаковые элементы под разным углом (и смотрятся они по-разному).

Архитектор применил еще одну «хитрость для обмана зрения». Крылья здания отличаются по длине, но это совершенно не заметно. Для визуального устранения диспропорции служат портики с разным числом колонн: на западном корпусе их 14, а на восточном – всего 12.

Совершенно оригинальным решением оказался острый угол здания, выходящий на речку Мойку и напоминающий нос большого корабля. Многих современников он приводил в недоумение и заслужил в свое время много критических замечаний, получив прозвище «утюг». Теперь, гуляя по городу, такие «утюги» можно встретить в разных местах. С легкой руки Росси они стали своеобразной достопримечательностью петербургской архитектуры, как, например, знаменитое здание с башней на Пяти углах.

Одним из раритетных элементов декора являются часы, висящие в проходе арки. Они оснащены электронным механизмом, подаренным швейцарской фирмой к 300-летию города, и всегда точны. Зато корпус и надпись «Главная палата. Точное время» достались им от старинных часов, которые были установлены в 1905 году и верно служили жителям Петербурга.

Изначальный цвет фасадов здания — серый с белым декором, позднее сменился желтым. Скульптуры на арке поменяли цвет бронзы на черный окрас.

Не менее интересна внутренняя планировка строения. Одним из архитектурных секретов здания, придуманного Росси, являются световые фонари. Помещения, примыкающие к арке, были лишены дневного освещения. Избавиться от полной темноты, проливая немного света, позволило специальное устройство, проведенное через верхние этажи.

Внутри квартала, образованного корпусами здания, помещались не только сотни кабинетов, архивы и библиотека, но также квартиры служащих и домовые церкви. По периметру здания шли анфилады служебных помещений.

Функционирование учреждений обеспечивала система коммуникаций. Каждый департамент имел свой отдельный вход, куда с площади во внутренние дворы вели каретные проезды.

Личные апартаменты министров блистали великолепием. Особым убранством в стиле ампир отличались парадные залы в квартире министра иностранных дел. В салоне графа К. В. Нессельроде устраивались приемы для важных персон и велись беседы, затрагивающие темы государственной дипломатии.

Благодаря реставрационным работам эти интерьеры восстановлены и доступны для посещения. Через белую дверь в Желтой гостиной можно попасть в тот самый знаменитый острый угол, которым заканчивается фасад здания на набережной Мойки.

После того, как восточное крыло передали Эрмитажу, новым владельцам пришлось решать сложную задачу — восстановить памятник архитектуры и реконструировать его под современный музей. Реализация грандиозного проекта завершилась созданием уникального экспозиционного комплекса. На месте внутренних дворов появились застекленные атриумы, световые фонари, веерообразные мраморные лестницы.

Экспозиция Эрмитажа в Главном штабе

Внутренние дворы, перекрытые прозрачными потолками, образуют высокие и светлые залы — атриумы, которые поражают обилием стеклянных вставок и мостиков из стекла, необычным дизайном и комфортны для посетителей. На первом этаже находятся лекторий, книжный магазин, зона отдыха и кафе. Посетителям предоставляется возможность обогатить свои знания по истории Эрмитажа при просмотре фильма с актером Константином Хабенским в роли гида.

Музейная экспозиция расположена на верхних этажах за громадными воротами. К ним ведет лестница из светлого камня, которая становится амфитеатром на время проведения концертов, с удобными сиденьями перед огромным современным экраном, составленным из множества панелей.

Поднявшись на второй этаж по парадной лестнице, или воспользовавшись лифтом, Вы попадаете в эпоху модерна. Небольшая экспозиция занимает всего три зала, где представлены графика и образцы декоративно-прикладного искусства. Здесь Вас ждут уникальные предметы из мастерской выдающегося французского художника Эмиля Галле – законодателя и реформатора искусства стекла в стиле модерн.

Неожиданно смотрится постоянно действующая выставка «Искусство народов Африки». Она создана на основе предметов из коллекции консула Гвинеи, подаренной музею. Своим агрессивным видом выделяется ритуальная фигурка танцора из воинственного племени салампасу.

Напоминанием о том периоде истории здания, когда в его стенах находилось министерство финансов России, служит тематическая выставка, представляющая обстановку Кабинета министра и приемную, оформленные в бело-зеленой гамме. Восстановлены росписи и цветной наборной пол. Здесь расположилась коллекция отдела нумизматики, особенным экспонатом которой является редчайший Константиновский рубль – пробная монета, выпущенная в 1825 году всего в 5 экземплярах.

Личные апартаменты министра иностранных дел можно осмотреть, поднявшись на третий этаж. В одном из залов экспонируется японский меч тати, привезенный будущим императором Николаем II из путешествия по странам Востока.

На третьем этаже заслуживают внимания экспозиции, посвященные европейскому искусству XIX века, где представлена живопись и скульптура французских, германских и голландских мастеров. В числе живописных шедевров нельзя не отметить портрет российского дипломата графа Н. Д. Гурьева, сына министра финансов. Картина выставлена в том зале, где когда-то был кабинет министерства, возглавляемого его отцом. Но главная ценность произведения даже не в этом. Автор портрета — знаменитый Жан Огюст Доминик Энгр. В собрании Эрмитажа – это единственная его работа, к тому же считается одним из лучших портретов, написанных художником.

Очень интересен маленький музей гвардии XVIII века, где можно увидеть офицерский мундир Преображенского полка, принадлежавший Петру I, в котором он победил в сражении под Полтавой.

Экспозиция «Под знаком орла. Искусство Ампира» познакомит с обстановкой роскоши Наполеоновской эпохи. В Большой гостиной выставлен мебельный гарнитур с подлинной обивкой из лионского шелка, принадлежавший графу А. А. Бобринскому, внуку Екатерины II.

Интересна и значительная коллекция предметов для украшения ампирного стола. В ней представлены зеркальные плато с бортиками и статуэтками из позолоченной бронзы – характерный предмет того времени для подачи угощений.

На третьем этаже также находятся залы памяти Карла Фаберже. Среди прочих предметов выставляется фигурка «Будда Онассиса», некогда принадлежавшая греческому миллиардеру. Богато инкрустированное драгоценными камнями, золотом и эмалью изделие – дань моде, занесенной в Европу из Китая еще в XVIII веке.

Наибольшей популярностью пользуется экспозиция четвертого этажа. Огромное число посетителей привлекают замечательные полотна импрессионистов и постимпрессионистов. Эрмитажная коллекция этого направления в живописи признана одной из лучших в мире, и после того, как выставку перевели в помещение Главного штаба, она стало более доступной заинтересованному зрителю.

Основу галереи составляет собрание выдающихся коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова, подаренное Эрмитажу. Открывают галерею работы Клода Моне, Эдгара Дега, пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. Проследовав через соседние залы, где выставлено богатейшее собрание картин Огюста Ренуара, Вы попадаете в утонченный мир Поля Сезанна, а затем испытываете магию отчаянной жажды жизни Винсента Ван Гога и созерцаете сказочный Таити, оживающий под кистью Поля Гогена. Заключительный аккорд – залы Матисса и Пикассо. И почти каждая из представленных картин – признанный мировой шедевр!

Дополняют выставку четвертого этажа живописные полотна Макса Либермана, Ловиса Коринта и других немецких художников XX века, которые в Эрмитаже экспонируются впервые.

Посетители могут пользоваться аудио гидами или самостоятельно составить маршрут с помощью специального оборудования. Кроме постоянных экспозиций устраиваются временные выставки, посвященные современному искусству.

Где находится и как добраться

Адрес Главного Штаба: Дворцовая площадь, 6/8.

Станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор» — ближайшие. После выхода из метро нужно пройти по Невскому проспекту до пересечения с Большой Морской улицей и выйти по ней к месту назначения. При выходе из арки, чтобы попасть в музей, повернуть вправо.

Тем, кто предпочитает наземный транспорт следует выйти на остановках «Дворцовая площадь» или «Малая Морская улица», сюда идут маршруты: автобус № 7, троллейбус № 1,7,10.

Источник

Здание Главного штаба

Что было до здания Главного штаба

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Восточное крыло здания Главного штаба и министерств занимает территорию, на которой с начала XVIII века сформировался ряд частных домовладений. Первое время их главный фасад выходил на Мойку, тогда как на Адмиралтейский луг (будущую Дворцовую площадь) смотрели их задние дворы. К моменту постройки Зимнего дворца на него выходили уже лицевые корпуса особняков и доходных домов.

За домом Строгановой находился дом Екатерины Буландт, супруги чешского музыканта и композитора Антона Буландта. Здесь продавались музыкальные инструменты, устраивались популярные в Петербурге концерты. Часть помещений супруги сдавали внаём. В 1802 году у них останавливался итальянский профессор Черни, планировавший полёт над городом на аэростате. Соседом с Буландтами с 1797 году был купец Шарапов, позднее ставший надворным советником. Далее располагался участок купчихи Розы Каролины Молво, владелицы нескольких крупных продуктовых магазинов. От неё дом перешёл во владение супруги графа Сен-При.

Наиболее представительным зданием восточной части Дворцовой площади был дом князя Александра Борисовича Куракина, пожалованный ему при восшествии на престол Павла I. Фасад именно этого дома был прорезан по центру въездными воротами высотой в два этажа. За домом Куракина располагался дом купчихи Резвой, у которой в начале 1800-х годов его купил коллежский асессор Иван Маркелов. От него в 1821 году он перешёл в его жене. Далее находилось здание старого Пажеского корпуса, съехавшего отсюда в конце 1796 года. В конце 1790-х годов освободившееся здание было продано статскому советнику Грифсу. В 1821 году его вдова Ребекка Карловна Грифс содержала здесь «Трактир города Парижа». Последним в этом ряде зданий был дом доктора Кристофа Казимира (Христофора Яковлевича) Лерхе.

Участок, на котором находится западное крыло здания Главного штаба, был выделен под застройку в 1764 году согласно составленному архитектором А. В. Квасовым генерального плана города. Именно этот зодчий задал дугообразное направление застройки. В 1766 году на пересечении с Невским проспектом был возведён дом Вольного экономического общества. На месте дома №1 по Большой Морской улице в том же году появился дом купца Трифона Познякова. В доме Познякова жил переплётчик Торно, продававший здесь книги. В 1773 году купец продал участок Александру Дмитриевичу Ланскому.

Окончательно западная часть дуги сформировалась в 1780-х годах, когда архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном здесь было построено три похожих друг на друга здания.

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

С домом Вольного экономического общества соседствовало владение графа Якова Александровича Брюса, внука сподвижника Петра I обер-коменданта Петербурга Романа Вилимовича Брюса. Граф до 1786 года был московским губернатором, после чего прибыл в Петербург. Тогда то ему и понадобилось столичное жильё, которое было построено рядом с царской резиденцией. Здесь он прожил вплоть до своей смерти в 1791 году.

Средний дом принадлежал фавориту Екатерины II Александру Дмитриевичу Ланскому, равно как и угловое здание, главный фасад которого выходил на Малую Миллионную улицу. Ланской умер в 1784 году в 26-летнем возрасте, после чего Екатерина II купила его владение в казну, а затем подарила жене действительного тайного советника Елизавете Дмитриевне Кушелевой, родной сестре Ланского. Соседний с угловым домом участок достался в приданное дочери Кушелевой Авдотье Ивановне, вышедшей замуж за статс-секретаря Александра I сенатора Александра Николаевича Молчанова. Их семья владела домом на Дворцовой площади до 1811 года, когда он был приобретён в казну для размещения в нём Главного штаба.

На заднем дворе дома Ланского размещался Новый (Кушелевский) театр, называемый также Немецким. В нём устраивал маскарады Луи Фильети, который в 1801 году получил на это исключительную привилегию от императора. Ф. В. Булгарин отмечал, что «на маскарадах в этом доме уютнее, чем в доме Энгельгардта на Невском проспекте» [3, с. 39]. Один из современников так описал театр:

Сохранилось описание дома, где жил Ланской, а затем Молчановы:

Кушелевский театр сгорел в 1804 году, после чего долгое время бездействовал. Только через четыре года Молчанов, не ремонтируя театр, сдал его в наём дирекции Императорских театров сроком на восемь лет. Как до так и после пожара здесь выступала немецкая труппа, представления которой пользовались успехом у обширной петербургской немецкой общины. Даже после того, как в доме Молчанова разместился Главный штаб, театр продолжал действовать, так как приносил хорошую прибыль. Главный штаб сдавал его всё той же дирекции до 1816 года.

Дом Брюса был продан его дочерью в 1807 году надворному советнику Кусовникову. При нём здесь работала гостиница «Европа» («Hotel de l’Europe»), которую содержал француз Тардиф [6, с. 214]. Этот отель славился роскошью и богатством интерьеров. Им пользовались многие дипломаты и богатые иностранцы, в нём постоянно жили баварский и шведский посланники. Незадолго до войны с Наполеоном в отеле «Европа» жил французский посол герцог Арман Огюст Луи де Коленкур. В 1812 году несколько месяцев здесь снимала номер французская писательница Анна Луиза Жермена де Сталь. Когда Наполеон подступал к Москве, де Сталь покинула Санкт-Петербург. В день отъезда (26 августа 1812 года) её посетил посланник Северо-Американских Соединённых Штатов Джон Куинси Адамс.

Перед войной с Францией Александр I провёл реорганизацию системы управления армией. Размещавшиеся по разным адресам учреждения Генерального штаба были объединены под одной крышей. 28 марта 1811 года высочайшим рескриптом Александра I дом Молчанова был выкуплен в казну и передан Генеральному штабу:

6 мая 1816 года по инициативе Александра I дом Кусовникова был выкуплен в казну за 600 000 рублей ассигнациями и передан Главному штабу. Рядом с бывшим домом Кусовникова, ближе к Невскому проспекту, располагался дом «депо карт», которое всегда был в ведении военного ведомства. Здесь работали военные картографы и топографы. В 1819 году этот дом был передан штабу Гвардейского корпуса.

Строительство здания Главного штаба

Если до войны с Францией императору нужно было держать под боком в первую очередь военное ведомство, то после победы над Наполеоном для сохранения завоёванных внешнеполитических позиций рядом с Зимним дворцом потребовалось иметь и министерство иностранных дел.

Для Главного штаба было решено приобрести остаток «фельтеновской дуги». На приобретение домов у потомков Брюса и Ланского казной было потрачено 1 032 500 рублей. Из них 275 000 ушло в марте 1819 года на покупку дома у Елизаветы Дмитриевны Ланской.

С участками вдоль Мойки ситуация оказалась сложнее. Здесь стояли хоть и не столь богатые особняки, но их было так много, что приобретение в казну всей необходимой территории оказалось весьма дорогой затеей. Огромные траты на столь масштабную стройку в центре Петербурга в начале XIX века могли состояться только при личной заинтересованности в этом министре финансов Дмитрия Александровича Гурьева. Современники отмечали, что он мог годами задерживать зарплату придворным архитекторам и художникам, но оказывался безгранично щедр в делах, суливших лично ему определённые барыши. В данном случае, вероятно, большую роль сыграло решение разместить в новом здании ещё и министерство финансов. Это само собой усилило мотивацию Гурьева выделить средства на строительстве в центре столицы нового здания для собственного министерства с роскошной служебной квартирой. За министерство иностранных дел он хлопотал, помня о том, что министром этого ведомства был его же зять Карл Нессельроде. В результате на покупку территории было потрачено 1 480 000 рублей. В казну отошли участки Храповицкого, Фогта, Сегена, Котомина и Лерхе. Ещё за 1 500 000 были куплены участки Маркелова, Шарапова и Сен-При.

Объединить все здания под одним фасадом предложил император Александр I. Разработка планов и чертежей была поручена архитектору Карлу Росси. 16 марта 1819 года был принят соответствующий указ, а 15 марта 1820 года был создан специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Временную строительную комиссию возглавил генерал-майор Сенявин. Перестройкой сохранённых на участке зданий управлял князь Волконский. В помощь Карлу Росси были назначены Ф. Руска, П. Жако и другие архитекторы и инженеры.

Торжественная закладка здания Главного штаба состоялась 12 июня 1820 года. На закладной доске значилось: «Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность».

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

1 февраля 1822 года в надворном флигеле бывшего дома Кусовникова была освящена церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия [1, с. 100]. 23 апреля, в день первого храмового праздника, её посетил Александр I. Императором храму были подарены Евангелие в серебряном окладе и паникадило из Зимнего дворца. С тех пор все служащие Главного Штаба каждое 23 апреля освобождались ото всех служебных занятий.

В том же 1822 году в здании Главного Штаба был сформирован и размещён Корпус военных топографов, при нём расположилось Топографическое училище. Здесь служил автор топографического плана Санкт-Петербурга Ф. Ф. Шуберт. В 1822-1825 годах в Квартирмейстерской части и Гвардейском Генеральном штабе служили многие будущие декабристы: Н. М. Муравьёв, П. П. Коновницын, А. О. Корнилович, П. И. Колошин, И. Г. Бурцов, Д. А. Искрицкий, В. Д. Вольховский, А. А. Оленин, С. М. Палицын, А. А. Скалон. 14 декабря 1825 года здесь провёл большую часть дня диктатор восстания С. П. Трубецкой, так и не появившийся на Сенатской площади. После поражения «декабристов» на первом этаже здания Главного Штаба, в квартире генерал-квартирмейстера Толя, содержались под арестом некоторые из привлечённых к делу «о событиях 14 декабря». Среди них был А. С. Грибоедов.

«Зданием Главного штаба» всё строение называют лишь ради краткости, или из-за незнания того, что восточный корпус Главному штабу никогда не принадлежал. Здесь размещались Министерство финансов (дома №43, 45 и 47 по набережной реки Мойки) и Министерство иностранных дел (№39 и 41 по набережной реки Мойки). Вообще, правительство предлагало разместить напротив Зимнего дворца основной государственный административный центр. Кроме вышеперечисленных ведомств здесь могли разместиться также Сенат и Синод.

В начале работ на возведение здания средств не жалелось, цоколь выходящего на Дворцовую площадь корпуса министерства иностранных дел был сложен из дорогого гранита. А после воцарения требовавшего строжайшей экономии Николая I в 1825 году со стороны Певческого моста цоколь укладывался уже из более дешёвого пудостского камня. По распоряжению Николая I фасад здания Главного штаба был окрашен в жёлтый цвет.

Ради окончательного освобождения Дворцовой площади от старых построек в 1827 году за 780 000 рублей был куплен для сноса соседствующий с министерским корпусом дом. Суммарная стоимость выкупа участков восточнее Малой Миллионной улицы обошлась более чем в три раза дороже, чем выкуп домов Ланского и Кусовникова.

В марте 1827 года был высочайше утверждён перечень образов для украшения церкви святого Александра Невского в здании министерства иностранных дел. В конкурсе на выполнение этого заказа участвовали академики В. К. Шебуев и А. Е. Егоров (вскоре отказался от участия), художники А. И. Иванов и Антонио Виги. Кабинет Его Императорского Величества 16 апреля определил в качестве исполнителя последнего, при условии его согласия на оплату работы в размере 19 000 рублей. Живописец дал своё согласие. Ко дню освящения церкви он выполнил образа «Рождество Христово» и «Положение во гроб» (6 000 рублей), запрестольный образ «Воскресение Христово» (3 000 рублей), иконы в Царские врата (1 000 рублей). Для иконостаса Виги исполнил иконы с изображениями Спасителя, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила (4 000 рублей), Тайной вечери (1 500 рублей). В простенке при входе установили картины с изображениями святых Александра Невского, Владимира, Николая и апостола Андрея (4 000 рублей). Арки над карнизом заполнили Рождество Богородицы, Введение во храм, Успение (2 000 рублей). Все работы были сделаны на холсте масляными красками.

Кушелевский театр был закрыт, в театральном зале стал работать Общий архив Генерального штаба, с 1834 года ставший Государственным. Здесь Росси для уменьшения риска пожара использовал металлические перекрытия. Свод зала поддерживают восемь металлических дуг, опирающихся на двадцать две чугунные колонны. По стенам зала архитектор разместил чугунные галереи с подъёмными чугунными полками и железными шкафами. Зал Архива стал первым подобным в России. Его чугунные конструкции были созданы на Александровском чугунолитейном заводе.

Арка Главного штаба

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Идея её установки между западным и восточным корпусами пришла Росси во время работы над вторым из них.

Разрыв между крыльями нового здания сначала он оформил двойной колоннадой, раскрывающей выход на Большую Морскую улицу. Такой вариант зодчий впоследствии переделал, вместо колоннады устроив широкую арку с проездом в центре и двумя проходами по бокам. Однако и этот вариант его не устроил, Росси расширил арку до ширины всего проезда, за ней поставил ещё одну. Таким образом архитектор пришёл к воплощённому им варианту, когда арки с поворотом укрывают от взора с площади поворот Большой Морской улицы. Арка была рассчитана как зрительный центр здания.

Арка Главного штаба возводилась последней вследствие того, что её своды поддерживают не только боковые устои, но и стены восточного и западного корпусов которые к моменту её сооружения успели осесть.

Скульптурное убранство арки задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий её строгий классический облик. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу Победы.

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Конструктивные расчёты арки были выполнены П. Жако. По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда директором Александровского чугунолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки. Несмотря на это, вес нагрузки на арку всё равно вызвал опасения у чиновников и других архитекторов.

По одной из легенд коллеги Росси по архитектурному цеху (в основном иностранцы), а затем и Николай I, усомнились в надёжности Триумфальной арки. Император тогда сказал зодчему: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес». Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой». Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть. Эта легенда записана биографом Росси Паниным со слов внучки архитектора.

24 апреля 1828 года Матвей Кларк рапортовал императору:

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.

Первоначально стены здания Главного штаба были выкрашены в светло-серый цвет.

Здания Главного штаба и Министерств

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Второй этаж восточного корпуса заняла служебная квартира министра иностранных дел. Анфилада её комнат тянулась от среднего подъезда в направлении к Певческому мосту. Их отделка осуществлялась по проектам Росси художниками его мастерских: Джованни Баттистой, Скотти, Антонио Виги, братьями Дадоновыми.

В 1838 году в одном из окон здания Главного штаба были установлены часы, по которым многие петербуржцы сверяли свои хронометры. В 1864 году эти часы были снабжены электрическим приспособлением для передачи сигнала точного времени в приёмную комнату Главного штаба.

Из корпусов бывшего «депо карт» штаб Гвардейского корпуса выехал в 1842 году, когда на Дворцовой площади для него было построено отдельное здание. После этого дом был перестроен архитектором военного министерства генералом Иваном Черником для нужд открывшегося здесь архива Военно-топографического депо. Именно тогда эта часть Главного штаба была перестроена в соответствии с планами Карла Росси. Здесь появились массивные обитые медью деревянные двери.

После отставки Карла Нессельроде его пост и служебную квартиру занял князь Александр Михайлович Горчаков.

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

В 1888 году многие помещения здания Главного Штаба были капитально отремонтированы. В мае 1889 года архитектором Модестом Ивановым была начала реконструкция Георгиевской церкви. Им были созданы беломраморные иконостас, святой престол и жертвенник. Над алтарём был устроен полукупол с пятью круглыми окнами. Парусный свод был расписан под звёздное небо. Расположение звёзд и их яркость стали соответствовать тому, как они располагались и светились во время крушения царского поезда у станции Борок 17 октября 1888 года. Из царской семьи тогда никто не пострадал, что и решили отметить в Георгиевской церкви таким образом. Звёзды были сделаны из гранёного хрусталя, всего их было 1200. Южную стену храма украсили картиной «Нагорная проповедь», где кроме Христа художник изобразил Александра III, его семью и приближённых. Георгиевскую церковь также украсили четыре мраморных доски, на которых были выбиты фамилии и имена офицеров «бывшей свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части Генерального штаба и Корпуса военных топографов, убитых и умерших от ран, полученных в сражении за время с 1807 года и кончая русско-турецкой войной 1877-1878 годов» [Цит. по: 6, с. 217]. Освящение обновлённого храма состоялось 10 февраля 1890 года.

С 1892 по 1903 год на казённой министерской квартире жил министр финансов Сергей Юльевич Витте. Атмосферу здания хорошо передала его дочь в своих «Записках девочки», вышедших в Берлине в 1922 году. Судя по её воспоминаниям:

24 февраля 1900 в библиотеке Главного штаба произошёл пожар. Сгорел круглый зал и 12 000 книг. В 1905 году круглый зал был восстановлен, над ним возвели железо-стеклянный купол.

Революционные события 1917 года затронули и министерство финансов. В его стенах обсуждались вопросы о поставках продовольствия в Петроград, о введении твёрдых цен на хлеб. 25 февраля у всех правительственных зданий, в том числе у здания Главного штаба, были установлены военные караулы. Последним министром финансов, занимающим здесь помещения казённой квартиры, стал Пётр Львович Борок, бывший на этом посту с мая 1914 по март 1917 года. Он до конца оставался верен Николаю II, оставил министерское кресло только после отрешения монарха. Его примеру последовал и глава внешнеполитического ведомства Сергей Дмитриевич Сазонов. Прежние чиновники окончательно оставили министерские помещения в октябре, когда к власти пришли большевики.

В доме №43 по набережной Мойки, где до того работал корпус департамента государственного казначейства министерства финансов, разместился Народный комиссариат финансов. 14 декабря 1917 года его посетил Владимир Ильич Ленин [4, с. 407]. Здесь он провёл совещание по национализации банков. Утром следующего дня это было осуществлено, о чём напоминает памятная доска на фасаде здания.

16 января 1918 года приказом народного комиссара по военным делам Льва Троцкого Георгиевская церковь в здании Главного штаба была ликвидирована. Её иконостас был уничтожен, мраморные мемориальные доски разбиты. Церковь в министерстве иностранных дел закрыли за год до этого.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.

В 1920-х годах помещения министерства иностранных дел занимали различные милицейские службы. При них существовал музей криминалистики, размещавшийся в самом углу восточного корпуса, у Певческого моста. В коллекцию этого музея входили самые разные тематические экспонаты, включая заспиртованную голову знаменитого тогда бандита Лёньки Пантелеева.

За годы войны здание Главного штаба пострадало от бомбардировок и сложных условий эксплуатации. Его восстановлением занимались в 1948-1950-х годах.

напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть фото напротив эрмитажа расположено здание что это. Смотреть картинку напротив эрмитажа расположено здание что это. Картинка про напротив эрмитажа расположено здание что это. Фото напротив эрмитажа расположено здание что это

Очередная реставрация помещений корпуса министерства иностранных дел проходила в 1964-1969 годах. Тогда в 15 комнатах реставраторы закрепили и расчистили живопись, лепку, позолоту, искусственный мрамор, восполнили обнаруженные утраты. Старинные росписи на площади 400 кв. м. были восстановлены бригадой художников-реставраторов в составе А. Н. Ступина, Я. А. Казакова, М. В. Швабского и Б. А. Окорочкова.

В 1999 году, к 150-летию Сергея Юльевича Витте, поступило предложение увековечить память об этом видном государственном деятеле мемориальной доской. Но это сделано не было. В те же годы была восстановлена церковь в бывших помещениях министерства иностранных дел. Храм оборудовали новым иконостасом.

В ночь встречи нового 2001 года петардами был подожжён шатёр, который укрывал колесницу. Пожар повредил богиню Нике, которую пришлось восстанавливать заново.

В 2000-х годах началась передача восточного корпуса здания Главного штаба Государственному Эрмитажу. Перед началом масштабных работ по реконструкции здания рабочим пришлось три месяца вывозить из помещений бытовой мусор. В нём находили даже лапти. Первая очередь работ была завершена в декабре 2010 года.

Четвёртый этаж корпуса министерства иностранных дел строителями был превращён в первую в России систему световых ловушек. Бывшие квартиры чиновников стали конусообразными вертикальными шахтами, через которые свет проникает в выставочные залы. Это нужно для того, чтобы на картины не падали губительные для них прямые солнечные лучи. На третьем этаже восстановлена квартира графа Нессельроде, отремонтировано 26 печей. Отдельного упоминания заслуживает встроенная в детище Карла Росси громадная парадная лестница, ведущая к 14-метровым дубовым дверям. Они открываются специальными моторами за полторы минуты.

Реконструкцию помещений выполняет группа компаний «Интарсия» по проекту «Студии 44». Благодаря этим работам Государственный Эрмитаж уже получил для своих нужд 32 000 кв. м. новых помещений. Строительные работы планируется завершить к 2014 году. Только после этого залы будут наполнены предметами искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *