напольный безрельсовый транспорт что это
Напольный безрельсовый транспорт
Какой транспорт следует относить к напольному безрельсовому?
К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ (ГОСТ 30871-2002 (ИСО 3691:1980)).
Межотраслевые правила № 165 устанавливают требования по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта, вилочных автопогрузчиков общего назначения, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротележек, электротягачей, применяемых для транспортировки, буксировки, штабелирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ.
Согласно требованиям Межотраслевых правил № 165 напольный безрельсовый транспорт в организации должен быть закреплен за водителями приказом (распоряжением) работодателя (уполномоченного им лица).
Напольный безрельсовый транспорт, грузовые тележки регистрируют в установленном в организации порядке с присвоением им инвентарного номера организации. При этом на напольный безрельсовый транспорт наносят отчетливо видимые и легко читаемые надписи с указанием инвентарного номера, грузоподъемности.
В целях обеспечения организации безопасной эксплуатации безрельсовых транспортных средств руководитель организации приказом назначает из числа специалистов лиц, ответственных:
Допускается также возложение перечисленных выше обязанностей на одного специалиста.
Документы:
межгосударственный стандарт «Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности» ГОСТ 30871-2002 (ИСО 3691:1980), введенный в действие с 1 января 2005 г. в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 09.12.2003 № 49 (далее – ГОСТ 30871-2002 (ИСО 3691:1980)).
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (далее – Межотраслевые правила № 165).
Напольный безрельсовый транспорт
Относятся ли напольный безрельсовый транспорт и грузовые тележки к понятию «механическое транспортное средство», приведенному в Правилах дорожного движения? Обязательно ли наличие водительского удостоверения или свидетельства тракториста-машиниста водителю погрузчика, который выполняет работы как внутри цехов, так и на дорогах территории завода?
Не относятся. Наличие водительского удостоверения не обязательно.
Тарифно-квалификационная характеристика профессии «водитель погрузчика» содержится в выпуске 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33, и предусматривает выполнение работ по управлению тракторными, аккумуляторными погрузчиками, автопогрузчиками, вагонопогрузчиками, вагоноразгрузчиками и другими механизмами (электроштабелерами, электротягачами) и приспособлениями при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на территории склада организации.
К управлению указанными транспортными средствами допускаются лица, прошедшие в установленном порядке обучение по профессии «водитель погрузчика» и получившие свидетельство установленного образца о присвоении соответствующей профессии.
В нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах отсутствует требование о том, что к обучению по профессии «водитель погрузчика» допускаются лица, имеющие водительское удостоверение.
В Республике Беларусь при управлении колесным трактором водительское удостоверение выдается на право управления колесным трактором, самоходной машиной (удостоверение тракториста-машиниста) (ст. 5 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).
Трактора, аккумуляторные погрузчики, автопогрузчики, вагоно-погрузчики, вагоноразгрузчики и другие механизмы (электроштабелеры, электротягачи), грузовые тележки, использующиеся для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, не относятся к механическим транспортным средствам, на которые распространяются Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Правила дорожного движения).
ГОСТ Р 51354-99
Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности
Купить ГОСТ Р 51354-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта (далее — машины).
К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ.
ИЗДАНИЕ (август 2003 г) с Изменением № 1, принятым в декабре 2002 г. (ИУС 3-2003)
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Номенклатура и классификация
6 Устойчивость. Требования и испытания
7 Тормоза. Требования к функционированию
8 Направление движения. Органы управления
8.1 Общие требования
8.2 Стороны машины и направление движения вперед
8.3 Органы управления
8.4 Органы пуска в ход и остановки
8.5 Органы управления вилами погрузчика
9 Символы управления
10 Требования к силовым системам и вспомогательным установкам
11 Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений
12 Защитные устройства
13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды
14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин
14.1 Правила для потребителя
14.2 Правила для водителя
15 Техническое обслуживание
Приложение А Карточка периодического осмотра технического состояния
Приложение Б Библиография
Дата введения | 01.07.2000 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
Powered industrial trucks. Safety code
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ
Требования безопасности
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 1999 г. N? 410-ст
3 Разделы (подразделы, пункты, приложения) настоящего стандарта, за исключением 10.1.3.5, 13.1—13.4, представляют собой аутентичный текст ИСО 3691—1980(F) «Самоходные погрузочно-транспортные тележки. Требования по обеспечению безопасности труда»
5 ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменением № 1, принятым в декабре 2002 г. (ИУС 3—2003)
€> ИПК Издательство стандартов, 2000 О ИПК Издательство стандартов, 2003
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
1 Область применении. I
2 Нормативные ссылки. I
3 Номенклатура и классификация. |
6 Устойчивость. Требования и испытания. 4
7 Тормоза. Требования к функционированию. 4
8 Направление движения. Органы управления. 4
8.1 Общие требования. 4
8.2 Стороны машины и направление движения вперед. 4
8.3 Органы управления. 8
8.4 Органы пуска в ход и остановки. 10
8.5 Органы управления вилами погрузчика. 15
9 Символы управления. 20
10 Требования к силовым системам и вспомогательным установкам. 20
11 Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений. 22
12 Защитные устройства. 23
13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды. 24
14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин. 25
14.1 Правила для потребителя. 25
14.2 Правила для водителя. 28
15 Техническое обслуживание. 33
Приложение А Карточка периодического осмотр;! технического состояния. 35
Приложение Б Библиография. 36
ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80)
ГОСУДАРСТВЕН 11 Ы Й СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И
ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ Требования безопасности
Powered industrial trucks. Safely code
Дата ввеления 2000-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта (далее — машины).
К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 24282-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Методы испытаний
ГОСТ 25940-83 (ИСО 3287—78) Машины напольного транспорта. Маркировка и символы ГОСТ 29249-2001 (ИСО 6055—97) Транспорт напольный безрельсовый. Защитные навесы. Технические характеристики и методы испытаний
ГОСТ Р 50570-93 Машины напольного безрельсового ‘электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования
ГОСТ Р 50609-93 (ИСО 5766—90) Машины напольного транспорта. Штабслсры и погрузчики с платформой с большой высотой подъема. Методы испытания на устойчивость
ГОСТ I* 51347—99 (ИСО 5767—92) Транспорт напольный безрельсовый. Погрузчики и штабе-лсры, работающие с наклоненным вперед грузоподъемником. Дополнительные испытания на устойчивость
ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292—%) Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования
3 Номенклатура и классификация
3.1 Номенклатура и классификация машин — в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.
3.2 Дополнительно в настоящем стандарте применяют следующие определения и классификацию:
— погрузочная машина с подъемом груза на малую высоту: Тележка, снабженная механизмом для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения (далее — тележка);
И здание официальное
— погруючная машина с подъемом груда на большую высоту: Погрузчик, снабженный подъемным механизмом для обеспечения штабелирования и укладки груза на стеллажи, или погрузчик с поднимающимся местом водителя, снабженный аналогичным подъемным механизмом (далее — погрузчик).
4 Определения
4.1 Номинальная грузоподъемность транспортной тележки
Определение номинальной грузоподъемности транспортной тележки — в соответствии с ГОСТ 1X962.
4.2 Номинальная грузоподъемность погрузчиков
4.2.1 Для вилочных погрузчиков с противовесом
Определение номинальной грузоподъемности вилочного погрузчика с противовесом — в соответствии с ГОСТ 18962.
Номинальное значение грузоподъемности погрузчика зависит от положении центра тяжести груза на вилах погрузчика и высоты подъема груза.
4.2.2 Для погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами
Номинальной грузоподъемностью погрузчика с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую погрузчик может поднять на высоту 3.3 м при расстоянии D между центром тяжести груза и спинкой вил.
Расстояние D должно быть 400. 500 или 600 мм.
4.2.3 Для штабелеров и погрузчиков с платформой
Номинальной грузоподъемностью ш та бел ера и погрузчика с платформой является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую машина может поднять при расстоянии А измеряемом между центром тяжести груза и спинкой вил или упором платформы, на высоту 2.5 м для машины шириной межвнлочного расстояния или шириной платформы до 690 мм включительно и на высоту 3.3 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы более 690 мм.
Расстояние D должно быть 400. 500 или 600 мм.
4.2.4 Номинальная грузоподъемность погрузчиков с поднимающимся местом водителя без погрузочного устройства — по 4.2.1.
4.2.5 Номинальная грузоподъемность погрузчиков с боковым взятием груз;» — по 4.2.1.
4.3 Номинальная грузоподъемность погрузочных тележек
Номинальной грузоподъемностью погрузочных тележек является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую тележка может поднять и транспортировать.
4.4 Номинальное тяговое усилие тягача
Определение номинального тягового усилия тягача — в соответствии с ГОСТ 18962.
4.5 Номинальная грузоподъемность навесных (съемных) грузозахватных приспособлений (.гал ее — грузозахватное приспособление)
Номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления — разрешенная изготовителем наибольшая масса груз;!, с которой это приспособление может функционировать при нормальных условиях эксплуатации.
5 Маркировка
5.1 Напольный безрельсовый транспорт
На всех машинах должна быть закреплена на видном месте фирменная табличка, надписи на которой должны быть четкими и нсстирающимися и которая должна содержать следующие основные данные:
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.1.1 Машины с двигателями внутреннего сгорания (далее — ДВС):
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
б) наименование машины и условное обозначение:
в) заводской номер или номер серии:
г) собственная масса машины в рабочем состоянии без гру юзах ватного приспособления, но с пилами Iля вилочных по|р> пиков и илабелеров;
л) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза.
5.1.2 Машины с электроприволом:
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
б) наименование машины и условное обозначение;
в) заводской номер или номер серии;
г) собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабслеров;
д) номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза;
е) собственная масса машины без аккумуляторных батарей;
ж) допустимые максимальная и минимальная массы аккумуляторных батарей с аккумуляторным ящиком;
з) номинальное напряжение (в вольтах) аккумуляторной батареи, которой снабжена машина.
5.1.3 Машины с грузозахватными приспособлениями
В дополнение к перечисленному в 5.1.1 или 5.1.2 табличка должна содержать следующую информацию:
а) наименование и обозначение грузозахватного приспособления;
б) собственная масса машины в рабочем состоянии с установленным грузозахватным приспособлением;
в) номинальная грузоподъемность машины с грузозахватным приспособлением при максимальной высоте подъема груза.
1 Допускается указывать на табличке номинальную грузоподъемность (при высоте подъема груза 3.3 м).
2 Масса поднимаемого груза может быть указана на отдельной табличке.
3 Когда машину или грузозахватное приспособление импортирует нс предприятие-изготовитель, а другая фирма, импортер может устанавливать дополнительную табличку с указанием его наименования и данных, перечисленных в 5.1.1—5.1.3. на языке страны импортера.
4 Содержание маркировки допускается дополнять в соответствии с требованиями заказчика.
(Измененная редакция, Изм. № I).
5.2 Грузозахватные приспособления
Каждое грузозахватное приспособление должно иметь отдельную табличку с указанием следующих данных:
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя (и, если необходимо, фирмы-импортера);
б) наименование грузозахватного приспособления и его условное обозначение;
в) заводской номер или номер серии;
г) масса грузозахватного приспособления и расстояние от его центра тяжести до присоединится ы I ой пл ос кости;
д) номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления.
Примем а н и с — Действительная грузоподъемность грузозахватного приспособления может быть снижена в зависимости от грузоподъемности машины.
5.3 Аккумуляторные батареи для машин с электроприводом
Тяговые аккумуляторные батареи должны иметь фирменную табличку с указанием следующих данных:
а) товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
б) наименование и условное обозначение;
в) заводской номер или номер серии (при комплектовании аккумуляторных батарей на предприятии — изготовителе машин указывают дату изготовления аккумуляторов);
г) номинальное напряжение в вольтах;
д) масса аккумуляторной батареи в рабочем состоянии вместе с ящиком для быстрой смены батареи, если он имеется.
Как вариант, обозначение массы аккумуляторной батареи может быть указано на ящике вблизи расположения приспособлений для строповки.
5.4 Использование машин в особых условиях
Если машина предназначена для работы в условиях, отличающихся от нормальных условий эксплуатации, то на ней на видном месте должна быть закреплена табличка со следующими данными:
а) указание специальиого(ных) условиями)) эксплуатации;
б) грузоподъемность для каждого из специальных условий эксплуатации.
6 Устойчивость. Требования и испытания
6.1 Машины должны удовлетворять требованиям к устойчивости при испытаниях согласно государственным стандартам, указанным в 6.2. Испытания, установленные этими стандартами, позволяют подтвердить, что погрузчики (штабелеры) обладают достаточными характеристиками устойчивости при их правильном использовании в нормальных условиях эксплуатации. Испытания должен проводить изготовитель на опытных образцах, полностью соответствующих серийно выпускаемым погрузчикам (штабелерам).
6.2 Испытания на устойчивость проводят:
— электропогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 24282. автопогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 16215;
— погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, — в соответствии с ГОСТ 242X2;
— погрузчиков с платформой или вилами — в соответствии с ГОСТ Р 50609;
— погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником, — в соответствии с ГОСТ Р 51347.
7 Тормоза. Требования к функционированию
7.1 Тормоза на машинах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51348 и ГОСТ 16215. (Измененная редакция, Изм. № I).
8 Направление движения. Органы управления
8.1 Общие требования
Наилучшими органами управления являются тс. которые по принципу работы наиболее согласуются с естественными движениями человека. Если направление движения органов управления совпадает с направлением движения машины или ее оборудования, такие органы управления называются лирскнионными (направленными). Некоторые команды, такие как «передний ход» или «задний ход*, являются очевидными и их легко сделать лирскнионными.
Другие перемещения органов управления не являются дирскционными и требуют углубленного исследования, чтобы установить наиболее естественную человеческую реакцию.
Предпочтительные перемещения и расположение органов управления — в соответствии с 8.2—8.5 и рисунками 1—49.
8.2 Стороны машины и направление движения вперед
8.2.1 Передняя сторона
Передней стороной машины является ее сторона, ближайшая к стрелке, указанной на рисунках 1 — 19.
8.2.2 Задняя, левая и правая стороны
Определения задней, левой и правой сторон машины следуют из определения, данного в 8.2.1.
8.2.3 Направление движения вперед
Направление движения вперед указано стрелкой на рисунках 1 — 19. На всех рисунках представлен вид машины сверху.
8.2.3.1 Машины, управляемые сидящим водителем
8.2.3.1.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед:
а) вилочный погрузчик с противовесом
б) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами
8.2.3.1.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:
а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (водитель сидит боком)
б) тягач, место водителя спереди
в) тягач, место водителя сзади
* P 51354—99
г > тележка с неподвижной грузовой платформой
Х.2.3.2 Машины, управляемые водителем с машины стоя
8.2.3.2.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед
а) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя в центре
G) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя сзади
в) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами
8.2.3.2.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:
а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (место водителя стоя боком)
в) тележка с неподвижной грузовой платформой
г) погрузчик с полни мающимся местом водителя
8.2.3.3 Машины, управляемые с пола
Машины с расположением груза сзади при движении вперед: а) тележка для перевозки поддонов
Напольный безрельсовый транспорт что это
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА
(НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ)
Дата введения 2000-02-01
СОГЛАСОВАНЫ с Федерацией независимых профсоюзов России письмом от 06.01.98 N 109/1
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.99 N 18
Правила разработаны Инженерным центром обеспечения безопасности в промышленности с использованием материалов Научного центра социально-производственных проблем.
Правила разработаны на основе действующего федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов, норм, правил и других нормативных правовых и технических актов по условиям, охране и безопасности труда, введенных в действие в установленном порядке.
Правила разработаны в соответствии с требованиями «Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» и «Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда», утвержденных постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Правила в государственной регистрации (письмо Минюста России от 30 декабря 1999 г.) не нуждаются.
Правила устанавливают единые требования к условиям, охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта в организациях всех видов деятельности и форм собственности и действуют на всей территории Российской Федерации.
С введением в действие настоящих Правил подлежат пересмотру стандарты предприятий, инструкции и другие нормативные технические документы организаций по охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта и не применяются аналогичные правила и положения министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)* распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая и грузовые тележки)**, используемых в технологических транспортных операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами) организации, и устанавливают единые требования безопасности к рабочим местам и организации работ к однотипным производственным процессам при эксплуатации и обслуживании транспортных средств. Правила не распространяются на эксплуатацию транспортных средств за пределами территории, промплощадки организации.
1.2. Требования, содержащиеся в Правилах, устанавливают минимально допустимый уровень охраны и безопасности труда для работников и являются обязательными для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также для граждан, занимающихся трудовой деятельностью без образования юридического лица, и лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих нормативных правовых актах, а организации в своих документах в области охраны труда (стандартах предприятия, приказах, распоряжениях, указаниях, положениях, должностных инструкциях, инструкциях по охране труда) могут устанавливать более высокий уровень требований по условиям, охране и безопасности труда.
1.3. Правила не распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного, конвейерного, трубопроводного транспорта и других, не указанных в п.1.1 Правил, транспортных средств.
1.4. Правила действуют на всей территории Российской Федерации и учитываются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, при разработке и применении технологических процессов транспортирования грузов, при эксплуатации транспортных средств.
1.5. Выполнение отдельных требований Правил, требующих значительных затрат, может осуществляться по согласованию с органом исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, государственной инспекцией труда по субъекту Российской Федерации и другими органами государственного надзора и контроля.
1.6. На основе Правил в организации с учетом конкретных условий в установленном порядке разрабатываются или приводятся в соответствие с ними стандарты предприятия, положения и инструкции по охране труда, в которых определяются:
а) работники, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, и их должностные обязанности;
б) требования к техническому состоянию транспортных средств;
в) требования по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств, включая организацию дорожного движения, состояние проездов, переездов, дорожной разметки, наличие дорожных знаков и светофорного регулирования, освещения и др.
1.7. Требования, содержащиеся в Правилах, учитываются в конструкторской, технологической и другой документации, разрабатываемой организацией.
** Утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 («Российский вестник», 26 января 1996 г. N 15, зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997).
1.9. Эксплуатация автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78* «Знаки дорожные. Общие технические условия», ГОСТ 13508-74* «Разметка дорожная», ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», Правил дорожного движения Российской Федерации*, а также Федерального закона «О безопасности дорожного движения»**.
1.10. Безрельсовые колесные транспортные средства, не подлежащие регистрации в территориальных органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*, регистрируются в установленном в организации порядке с присвоением им регистрационного номера организации.
1.12. Состояние покрытия дорог, проездов для транспортных средств определяется требованиями СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
1.13. Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны определяются ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», санитарно-гигиенические требования к воздуху и уровням вредных производственных факторов на рабочем месте водителя указаны в СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».
1.14. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», действие которого распространяется* на:
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
1.15. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти*.
1.16. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда*.
1.17. 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда*.
1.18. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа*.
1.19. 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
2. Работодатель обязан обеспечить*:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;